Научная статья на тему 'Подготовка водителей как один из основных элементов в системе обеспечения безопасности участников дорожного движения'

Подготовка водителей как один из основных элементов в системе обеспечения безопасности участников дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2436
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ROAD TRAFFIC SAFETY / ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ / DRIVER TRAINING / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полякова С.В.

Значительный ресурс влияния на формирование правосознания, соблюдения Правил дорожного движения, нацеленности на безопасное вождение заложен в процессе подготовки водителей. Автор рассматривает современный позитивный опыт зарубежных стран, который можно использовать для совершенствования подготовки водителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRIVER TRAINING AS A KEY ELEMENT IN THE SYSTEM OF ENSURING OF ROAD USERS SAFETY

A significant resource impact on the formation of justice, traffic enforcement, focus on safe driving laid during driver training. The author examines the contemporary positive experience of foreign countries, which can be used to improve the training of drivers.

Текст научной работы на тему «Подготовка водителей как один из основных элементов в системе обеспечения безопасности участников дорожного движения»

УДК 342.92

ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Полякова С.В.,

преподаватель, ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск E-mail.: vip.polyakovasv@mail.ru

Аннотация

Значительный ресурс влияния на формирование правосознания, соблюдения Правил дорожного движения, нацеленности на безопасное вождение заложен в процессе подготовки водителей. Автор рассматривает современный позитивный опыт зарубежных стран, который можно использовать для совершенствования подготовки водителей.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, подготовка водителей, зарубежный опыт.

DRIVER TRAINING AS A KEY ELEMENT IN THE SYSTEM OF ENSURING OF ROAD USERS SAFETY

Polyakova S.V.,

SUSU (NRU), (Chelyabinsk) E-mail: vip.polyakovasv@mail.ru

Abstract

A significant resource impact on the formation of justice, traffic enforcement, focus on safe driving laid during driver training. The author examines the contemporary positive experience of foreign countries, which can be used to improve the training of drivers.

Keywords: road traffic safety, driver training, foreign experience.

Одной из актуальных проблем современной действительности является высокий уровень аварийности на дорогах Российской Федерации. Главными участниками и виновниками дорожно-транспортных происшествий являются водители транспортных средств. Одна из причин такого положения дел в сфере дорожного движения является, низкое качество подготовки водителей.

По данным ГИБДД МВД России, за семилетний период времени (2007 - 2014 гг.) на дорогах России совершено 1385383 ДТП, в которых погиб 193981 человек и 1793304 получили ранения. Если взять только показатель тяжести последствий ДТП за обозначенный период, то получается, что он равен примерно двумстам тысячам. Это соответствует населению таких городов, как Сызрань, Южно-Сахалинск, Армавир, Эн-

LAW

гельс, Петропавловск-Камчатский. Следовательно, каждые семь лет мы теряем полностью население одного из перечисленных городов.

Обеспечение безопасности в дорожном движении определяется состоянием классической триады «водитель - автомобиль - дорога». На сегодняшний день основной причиной аварий на российских дорогах остается «человеческий фактор» (алкогольное и наркотическое опьянение, превышение скорости и постоянное нарушение других ПДД, агрессивное поведение и т.д.) все это создает дополнительное стрессовое напряжение для участников дорожного движения, которое отрицательно отражается на качестве вождения.

По результатам русско-норвежского исследования (Норвегия относится к странам с низким уровнем аварийности), в России более легкомысленно относятся к вопросам безопасности в дорожном движении: «статистически достоверно» водители «чаще превышают скорость в городской черте, реже снижают скорость в плотно населенных районах и на пешеходных переходах, а также вблизи детских площадок, не используют детские автокресла, игнорируют ремни безопасности и ... «легко» признаются в недостаточном знании ПДД» [1, с. 124].

Поведение человека в дорожных ситуациях - это индикатор его правосознания и социально-психологических установок, если человек игнорирует правила и законы, не считается с другими людьми в обычной жизни, то от него вряд ли можно ожидать уважительного отношения к другим участникам дорожного движения, а анонимная безнаказанность в дорожном движении позволяет усиливать разнузданность, враждебность к другим людям и пренебрежение к Правилам дорожного движения. Низкий уровень культуры на дороге, ментальные установки на «правовой нигилизм», что отмечается многими исследователями, отражает низкий уровень общей культуры и правосознания россиян.

Для современного этапа обеспечения безопасности участников дорожного движения характерно, что роль «человеческого фактора» в ДТП возрастает, в то время как технического (в силу НТП) понижается. Однако ожидание значительных перемен в поведении людей на дорогах под воздействием устрашающей информации о количестве ДТП со смертельным исходом и пропаганды «добровольного повышения сознательности» оказывает эффект на определенную часть водителей и пешеходов, но не на всех, так как упор на личную ответственность имеет индивидуальные ограничения.

Отечественные ученые и исследователи неоднократно отмечали, что воздействие государства и общества на участников дорожного движения с целью формирования общественно значимых стереотипов транспортной культуры и повышения правосознания осуществляется недостаточно [2, с. 25].

Во всех странах мира с высоким уровнем автомобилизации, со сложившимися традициями «борьбы за безопасность дорожного движения» проводится целенаправленная и системная работа по активизации общественного резонанса, нетерпимости к правонарушениям в этой области. О значимости этого недорогого, но эффективного ресурса говорит опыт стран ЕС, США и Японии.

Позитивный опыт зарубежных стран показывает, что значительный ресурс влияния на формирование правосознания, соблюдения ПДД, нацеленности на безопасное вождение заложен в процесс подготовки водителей. Во многих странах мира установлена как превентивная мера еще и двухэтапное получение постоянного водительского удостоверения (что имело место и в отечественной практике в советский период). В последние годы в подготовке водителей предусматривается и обеспечивается «добровольная возможность» совершенствования своего мастерства в первые три года самостоя-

тельного вождения, на которые и приходится пик аварийности молодых водителей (опыт Германии, Канады).

За последние годы количество автошкол в России многократно возросло. Значительно омолодился контингент обучающихся, расширился экономический, образовательный, возрастной и социальный статус «кандидатов» на получение права на вождение автомобилем, что необходимо учитывать прежде всего при подготовке в автошколах. В 2014 году, например, около 2 млн. граждан после обучения в образовательных организациях (автошколах) получили право на управление транспортными средствами. При этом по вине молодых водителей со стажем вождения до 3 лет в этом же году совершено 18% дорожно-транспортных происшествий, что на 10% превышает аналогичный показатель 2012 года [6].

Анализируя систему подготовки водителей в автошколах России, ряд исследователей выделяют существенные аспекты, которые влияют на ее низкое качество. Действуя в условиях свободного рынка, большинство автошкол ориентированы, в первую очередь, на извлечение прибыли и уделяют мало внимания вопросам, качества подготовки будущих водителей. Большинство автошкол не ставят перед собой задачу формирования правосознания у обучающихся, культуры безопасного (и, следовательно, безаварийного) вождения, не используют современные технические, технологические и методологические достижения, способствующие повышению качества подготовки водителей [4].

Низкое качество подготовки начинающих в автошколах впоследствии, отражается в такой высокой аварийности среди начинающих водителей и требует пристального внимания со стороны законодателя к данной деятельности, а также изучения и применения позитивного зарубежного опыта имеющегося в этой сфере.

Согласно выводам немецких экспертов,

наибольшее количество ДТП среднестатистический водитель совершает в первый год своего вождения. Следующий пик приходится на период между тремя и пятью годами после получения водительского удостоверения. Далее, примерно до 10 лет, вероятность попасть в аварию ощутимо снижается. По истечении 10 лет большинство водителей-немцев, практически ежедневно находящихся за рулем, становятся участниками ДТП лишь в единичных случаях.

Оценка приведенных аналитиками показателей свидетельствовала о том, что водители-первогодки попадают в аварии по своей неопытности, а те, кто преодолел трехлетний рубеж водительского стажа, -из-за излишней самоуверенности. Эти неутешительные «психолого-математические» выводы стали предметом обсуждения в парламенте Германии и широких слоях общественности. Законодатели согласились с мнением экспертов, полагающих, что начинающий водитель представляет наибольшую опасность на дороге и что для снижения аварийности целесообразно иметь систему, дающую им возможность продолжить процесс обучения по окончании автошколы.

В результате научно-практического анализа появилась специальная федеральная программа Германии под названием «SAFE-NET PLUS» - «Дальнейшее распространение опыта безопасного вождения среди начинающих водителей». Она предусматривала добровольное вступление на новые курсы заканчивающих автошколу молодых водителей и выдачу им не постоянных, а временных (пробных) водительских удостоверений с установлением испытательного срока не менее года. Молодые водители продолжали обучение, посещая теоретические и практические занятия, а также семинары по повышению водительской квалификации, последнее занятие являлось зачетным. Однако регулярное и активное участие в семинарах дает право на досроч-

LAW

ное получение постоянного водительского удостоверения без сдачи зачета.

Курс дополнительного обучения направлен на совершенствование навыков управления автомобилем в различных дорожных ситуациях. Помимо развития автоматических навыков управления «педалями и рулем», важное место занимает изучение «неписан-ных» правил поведения на дороге, позволяющих избежать аварии, и выработка психологической устойчивости водителя перед всевозможными раздражителями, то есть хладнокровного восприятия любой сложной обстановки, а также культура вождения.

Для стимулирования процесса вступления в клуб «SAFE-NET PLUS» и дальнейшего стабильного обучения его членам предусматривается ряд льгот. Так, вступивший получает право на выгодных условиях взять в аренду на год новый автомобиль в одном из автосалонов, который является участником программы. Социальный блиц-опрос, проведенный среди представителей немецкой молодежи, показал, что они считают предложенную идею весьма привлекательной, поскольку она дает возможность мгновенно воплотить в жизнь (не привлекая родителей) мечту многих молодых людей - иметь свободу и мобильность благодаря собственному новому автомобилю.

Право на аренду получает каждый начинающий водитель, пожелавший продлить обучение, а остальные льготы и их финансовое наполнение зависят от достигнутых им успехов в учебе. В частности, если ученик успевает на «отлично», страховая компания «DAS» гарантирует ему выгодный базовый тариф. Заключая с ней соглашение, отличник «стартует» не с общепринятого страхового взноса. Таким образом, владелец, например, «Мазды» экономит за год 2000 евро. Успешная сдача зачетов на итоговом семинаре тоже поощряется: выпускник получает от фирмы «TOTAL» вознаграждение в виде чека на 250 евро.

Продуманная экономическая поддержка, формирование социально полезных стереотипов на безопасное (а не только безаварийное) вождение, уверенное и устойчивое поведение в сложных дорожных ситуациях -вот результат введения данной программы «SAFE-NET PLUS» - «Дальнейшее распространение опыта безопасного вождения среди начинающих водителей», которая успешно реализуется в Германии уже 10 лет. Самое главное в данной программе - из «источника повышенной опасности» молодой водитель превращается в умелого, уверенного, а где необходимо, и в осторожного участника дорожного движения, что гарантирует высокий уровень безопасности.

Наработанный опыт зарубежных стран с высоким уровнем автомобилизации, постоянное совершенствование системы безопасности в современных условиях позволяют им осуществлять рациональный анализ и планировать эффективные меры в сфере «успешной борьбы» за безопасное дорожное движение, который включает лучшую подготовку и обучение водителей, двухуровневую систему получения прав; более тщательное отслеживание соблюдения Правил дорожного движения.

В программах подготовки водителей наряду с законодательными мерами стали широко применяться знания и практические достижения других наук: применение стимулирующих экономических «бонусов»; социально-психологических превентивных технологий, ориентирующих на безопасное вождение; постоянная работа по формированию «правопослушного поведения» и позитивного отношения к «культуре вождения».

В настоящее время в России растет общественный и профессиональный интерес к опыту стран Западной Европы и США по обеспечению безопасности участников дорожного движения. Несомненно, что зарубежный опыт содержит много элементов, которые могут оказаться полезными в совершенствовании данной деятельности в нашей стране [3, с. 41].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гранская В.Ю. Кросс-культурное сравнение отношения к безопасности, оценка риска и рискованного поведения на дорогах российских и норвежских водителей / В.Ю. Гранская, Р. Клемпе, Т. Рандмо // Вестник СПбГУ Сер.12, 2012. № 3. С. 124.

2. Калюжный, Ю.Н. Основные направления совершенствования подготовки водителей транспортных средств как условие обеспечения безопасности дорожного движения в России / Ю.Н. Калюжный, Д.Л. Проказин // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2010. № 1 (11). С. 25-30.

3. Майоров В.И. О нормативно-правовом регулировании деятельности полиции // Полицейское право. № 1. 2005. С. 41.

4. Майборода О.В. Концепция повышения активной безопасности дорожного движения // Материалы XIV международной конференции «Автошкола -2011» http://maash.ru

5. Министерство образования и науки Российской Федерации. Письмо от 1 августа 2014 г. № АК-2131/06 «Об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств» // http://www.consultant.ru/

6. Официальный сайт ГИБДД // www.gibdd.ru/stat/

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ПОЛЯКОВА Светлана Владимировна, преподаватель кафедры управления и права ЮУрГУ, г. Челябинск.

E-mail.: vip.polyakovasv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.