Научная статья на тему 'Подготовка управленческих решений в научно-образовательном процессе университета'

Подготовка управленческих решений в научно-образовательном процессе университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ / RESEARCH-EDUCATIONAL PROCESS / SYSTEM-SYNERGETIC APPROACH / MANAGERIAL DECISIONS / AGENTS OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подповетная Юлия Валерьевна

В статье обоснована актуальность подготовки управленческих решений в научно-образовательном процессе университета. Рассмотрены проблемы в научно-образовательном процессе университета, которые требуют принятия управленческих решений. Особое внимание уделено системно-синергетическому подходу при подготовке управленческих решений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of managerial decisions in the scientific and educational process of the university

The article justifies the currency of managerial decisions preparation in the research-educational process of university. The problems demanding managerial decisions in the research-educational process of university are observed. The special attention is paid to the system-synergetic approach in managerial decisions preparation.

Текст научной работы на тему «Подготовка управленческих решений в научно-образовательном процессе университета»

УДК 371 ББК 74. 58

ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА

Ю.В. Подповетная

В статье обоснована актуальность подготовки управленческих решений в научно-образовательном процессе университета. Рассмотрены проблемы в на-учно-образовательном процессе университета, которые требуют принятия управленческих решений. Особое внимание уделено системно-синергетическому подходу при подготовке управленческих решений.

Ключевые слова: научно-образовательный процесс, системно-синергетический подход, управленческие решения, субъекты управления.

Субъекты различных уровней управления научно-образовательным процессом университета (ректорат, преподаватели, студенты) приходят к пониманию необходимости принимать (соответственно, перед этим подготавливать) соответствующие управленческие решения. Подготовка управленческих решений, зачастую, отделена от процесса их принятия и предусматривает выполнение целой последовательности вполне самостоятельных операций. Учитывая это, рассмотрим осуществление процесса подготовки управленческого решения в научно-образовательном процессе университета с точки зрения системно-синергетического подхода [2 и др.].

Вполне очевидно, что перед субъектами управления научно-образовательным процессом университета могут возникать и становиться разные проблемы. Причем эти проблемы могут различаться как количеством, так и степенью сложности. Задача же участников научно-образовательного процесса состоит в том, чтобы из всего многообразия проблем выбрать (отграничить) те из них, разрешение которых будет способствовать разрешению диалектических противоречий, имеющих место в образовании.

Существует множество противоречий, по-разному влияющих на состояние системы образования и требующих различных форм и способов своего разрешения. Они могут быть объективными и субъективными, внутренними и внешними, постоянными и временными и т. д. Легко предположить, что все противоречия снижают эффективность управления научно-образовательным процессом университета. Поэтому субъекты управления стремятся их ослабить (сгладить), в лучшем случае снять (устранить). Однако следует учесть тот факт, что снятию остроты противоречий

предшествует процедура разрешения соответствующих проблем. Соответственно будет вполне справедливо сказать, что всякое управленческое решение начинается с отграничения тех проблем, разрешение которых предстоит осуществить в обозримой перспективе, и будет способствовать снятию остроты наиболее важных (остро стоящих в практике образования) противоречий. Последнее, в частности, и говорит о целесообразных изменениях объективной реальности, (т. е. изменениях сообразных вполне конкретным целям управления). Если же соответствующий процесс будет носить намеренный характер, что, между прочим, и предполагает управление, то можно говорить: соответствующие целесообразные изменения объективной реальности будут носить характер постепенного планирования.

Таким образом, если исходить из того, что управление научно-образовательным процессом есть социальное влияние, намеренно (целенаправленно) направленное на достижение социально значимых (востребованных) результатов, то с точки зрения системносинергетического подхода отграничение наиболее значимых проблем правомерно соотнести с началом подготовки соответствующих управленческих решений. При этом со всей очевидностью перед субъектами управления встает задача выбора оснований отграничения перечня первоочередных проблем (например, наиболее актуальных, малозатратных и т. д.).

Наиболее значимыми с точки зрения сис-темно-синергетического подхода основаниями отграничения первоочередных проблем нам представляются следующие обстоятельства:

• соответствие проблемы содержанию целевых установок в управлении научнообразовательным процессом;

58

Вестник ЮУрГУ, № 30, 2008

Подповетная Ю.В.

Подготовка управленческих решений в научно-образовательном процессе университета

• установившиеся условия (объективные возможности), в которых предполагается осуществлять разрешение вполне определенной проблемы;

• природоопределенные индивидуальные особенности субъектов управления (учет «человеческого фактора»).

Приведенный перечень оснований является вполне достаточным, что, в частности, согласуется с современными исследованиями в управлении образованием [1, 3,4 и др.].

В ряде исследований акцент делается на необходимости использования различных трактовок проблемы, это позволит изучить отношение к ним со стороны субъектов управления научно-образовательным процессом, сталкивающихся с соответствующей проблемой. Руководствуясь этими соображениями, в формулировке проблемы можно выделить части, в которых бы нашло отражение:

• личное отношение субъектов управления к проблеме в целом;

• понимание участниками научно-обра-зовательного процесса предпосылок появления соответствующей проблемы;

• представление субъектами управления ожидаемых результатов решения соответствующей проблемы;

• готовность участников научно-обра-зовательного процесса к разрешению проблемы.

Формулировка проблем, как несложно предположить, находится в прямой зависимости от того, насколько участники научнообразовательного процесса обеспечены соответствующей информацией. Имеется достаточно большое количество публикаций, в которых обсуждаются вопросы о том, каким требованиям должна отвечать информация для того, чтобы ее можно было использовать с наибольшей пользой для осуществления процедур подготовки и принятия управленческих решений [1, 3, 4 и др.]. Среди таких характеристик: адекватность актуальной потребности управления и полезность, истинность и достоверность, достаточность и оптимальность, точность, своевременность и оперативность, сис-тематизированность, лаконичность и рациональность формы, соответствие компетенции и полномочий субъекта управления.

Понимая значимость информации в подготовке управленческих решений по поводу разрешения тех или иных проблем, нельзя не принимать во внимание и тот аспект задачи,

который связан со способами получения необходимой информации. Что касается способов получения дополнительной информации, необходимой для принятия соответствующих управленческих решений, то наиболее распространенным в практике образования является управленческий контроль. При этом в качестве основных элементов контроля в научной литературе рассматриваются самоконтроль, взаимоконтроль и административный контроль. Так, в частности, проявляется функция контроля на стадии подготовки управленческих решений.

Говоря о системном анализе как особой форме подготовки управленческих решений в научно-образовательном процессе университета, следует определиться с его структурным, функциональным и генетическим аспектами [1-4 и др.]. Например, структурный аспект устанавливает иерархические отношения среди отграниченных проблем. При этом установление соответствующих иерархических отношений может осуществляться по разным основаниям. Наиболее значимой при решении задач управления научно-образовательным процессом является такое основание структурирования как степень общности тех или иных проблем. Структурный аспект системного анализа дает возможность значительно повысить меру определенности того, какие проблемы являются первоочередными для разрешения, а также определить, как взаимосвязаны друг с другом проблемы. Вполне очевидно, что все это значительно облегчает решение задачи подготовки управленческих решений.

Повышению определенности того, какие проблемы представляются наиболее значимыми, способствует и функциональный аспект системного анализа. Учитывая тот факт, что каждая структура обладает вполне определенными функциональными свойствами, можно ожидать, что и выбранное основание структурирования отграниченного списка проблем обусловливает вполне определенные свойства. Задача участников научно-образовательного процесса заключается в том, чтобы определиться с такими функциональными свойствами структурированных проблем, чтобы они оказались наиболее ценными с точки зрения управления научно-образовательным процессом университета. Таким образом, функциональный аспект системного анализа дает возможность участникам научно-образовательного процесса определиться с тем, какие из используемых структур проблем являются функционально более эффективными.

Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 8

59

Управление социально-экономическими системами

Генетический аспект системного анализа позволяет мысленно прослеживать возможные варианты изменения разным образом структурированных проблем. Субъекты управления научно-образовательным процессом, вовлеченные в процесс подготовки управленческих решений, получают при этом информацию о том, какие последствия могут иметь место в результате разрешения проблем в такой последовательности. Таким образом, можно утверждать, что соответствующим образом организованный мысленный эксперимент разных вариантов генезиса комплексов проблем будет дополнительной предпосылкой для подготовки управленческих решений.

Итак, руководствуясь системно-синергетическим подходом, исходный перечень проблем, обусловленных действием в научнообразовательном процессе университета диалектических противоречий, можно свести к системно организованному списку проблем, включив сюда те из них, которые предполагают разрешение в первую очередь. Появление соответствующего системно организованного списка проблем позволяет сделать следующие выводы:

• на разрешение каких проблем следует сосредоточить внимание участников научнообразовательного процесса;

• в какой последовательности следует осуществлять разрешение проблем;

• каким образом разрешение одних проблем будет сказываться на других проблемах.

Процесс подготовки управленческих решений по поводу разрешения вполне конкретных проблем не завершается осуществлением их системного анализа и отграничения первоочередных проблем. Проведенная систематизация проблем, необходимых для разрешения, требует соотнесения отграниченных проблем со специальными задачами. Речь идет о том, чтобы для каждой из отграниченных проблем подбирать соответствующие условия и указывать характеристики баз данных, на основе которых можно находить какие-то способы разрешения поставленных проблем.

Литература

1. Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием: учеб. пособие по спец. курсу для студ. пед. спец. ирук-ей образоват. учреждений /Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 344 с.

2. Рузавин, ИГ. Синергетика и системный подход / И.Г. Рузавин // Фшософские науки. -1985. -№ 5. - С. 48-55.

3. Сериков, Г.Н. Управление образованием: Системная интерпретация: монография / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 664 с.

4. Сериков, Г.Н. Элементы теории системного управления образованием: в 4-х ч. Ч. 1: Системное видение образования / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во 41 ТУ, 1994. —169 с.

Поступила в редакцию 20 мая 2008 г.

Подповетная Юлия Валерьевна. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика торговли» факультета коммерции Южно-Уральского государственного университета г. Челябинск. Область научных интересов - управление образовательным процессом в высших образовательных учреждениях. Контактный тел. (351) 267-93-03.

Podpovetnaya Yuliya Valerievna. Candidate of Science (Pedagogics), associate professor. Senior lecturer of the Trade economics Department of the Commerce faculty of South Ural State University, Chelyabinsk. Scientific interests: control of educational processes in institutions of higher education. Telephone 007 (351) 267-93-03.

E-mail: econtorg@rambler.ru.

60

Вестник ЮУрГУ, № ЗО, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.