УДК 371 ББК 74. 58
ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА
Ю.В. Подповетная
В статье обоснована актуальность подготовки управленческих решений в научно-образовательном процессе университета. Рассмотрены проблемы в на-учно-образовательном процессе университета, которые требуют принятия управленческих решений. Особое внимание уделено системно-синергетическому подходу при подготовке управленческих решений.
Ключевые слова: научно-образовательный процесс, системно-синергетический подход, управленческие решения, субъекты управления.
Субъекты различных уровней управления научно-образовательным процессом университета (ректорат, преподаватели, студенты) приходят к пониманию необходимости принимать (соответственно, перед этим подготавливать) соответствующие управленческие решения. Подготовка управленческих решений, зачастую, отделена от процесса их принятия и предусматривает выполнение целой последовательности вполне самостоятельных операций. Учитывая это, рассмотрим осуществление процесса подготовки управленческого решения в научно-образовательном процессе университета с точки зрения системно-синергетического подхода [2 и др.].
Вполне очевидно, что перед субъектами управления научно-образовательным процессом университета могут возникать и становиться разные проблемы. Причем эти проблемы могут различаться как количеством, так и степенью сложности. Задача же участников научно-образовательного процесса состоит в том, чтобы из всего многообразия проблем выбрать (отграничить) те из них, разрешение которых будет способствовать разрешению диалектических противоречий, имеющих место в образовании.
Существует множество противоречий, по-разному влияющих на состояние системы образования и требующих различных форм и способов своего разрешения. Они могут быть объективными и субъективными, внутренними и внешними, постоянными и временными и т. д. Легко предположить, что все противоречия снижают эффективность управления научно-образовательным процессом университета. Поэтому субъекты управления стремятся их ослабить (сгладить), в лучшем случае снять (устранить). Однако следует учесть тот факт, что снятию остроты противоречий
предшествует процедура разрешения соответствующих проблем. Соответственно будет вполне справедливо сказать, что всякое управленческое решение начинается с отграничения тех проблем, разрешение которых предстоит осуществить в обозримой перспективе, и будет способствовать снятию остроты наиболее важных (остро стоящих в практике образования) противоречий. Последнее, в частности, и говорит о целесообразных изменениях объективной реальности, (т. е. изменениях сообразных вполне конкретным целям управления). Если же соответствующий процесс будет носить намеренный характер, что, между прочим, и предполагает управление, то можно говорить: соответствующие целесообразные изменения объективной реальности будут носить характер постепенного планирования.
Таким образом, если исходить из того, что управление научно-образовательным процессом есть социальное влияние, намеренно (целенаправленно) направленное на достижение социально значимых (востребованных) результатов, то с точки зрения системносинергетического подхода отграничение наиболее значимых проблем правомерно соотнести с началом подготовки соответствующих управленческих решений. При этом со всей очевидностью перед субъектами управления встает задача выбора оснований отграничения перечня первоочередных проблем (например, наиболее актуальных, малозатратных и т. д.).
Наиболее значимыми с точки зрения сис-темно-синергетического подхода основаниями отграничения первоочередных проблем нам представляются следующие обстоятельства:
• соответствие проблемы содержанию целевых установок в управлении научнообразовательным процессом;
58
Вестник ЮУрГУ, № 30, 2008
Подповетная Ю.В.
Подготовка управленческих решений в научно-образовательном процессе университета
• установившиеся условия (объективные возможности), в которых предполагается осуществлять разрешение вполне определенной проблемы;
• природоопределенные индивидуальные особенности субъектов управления (учет «человеческого фактора»).
Приведенный перечень оснований является вполне достаточным, что, в частности, согласуется с современными исследованиями в управлении образованием [1, 3,4 и др.].
В ряде исследований акцент делается на необходимости использования различных трактовок проблемы, это позволит изучить отношение к ним со стороны субъектов управления научно-образовательным процессом, сталкивающихся с соответствующей проблемой. Руководствуясь этими соображениями, в формулировке проблемы можно выделить части, в которых бы нашло отражение:
• личное отношение субъектов управления к проблеме в целом;
• понимание участниками научно-обра-зовательного процесса предпосылок появления соответствующей проблемы;
• представление субъектами управления ожидаемых результатов решения соответствующей проблемы;
• готовность участников научно-обра-зовательного процесса к разрешению проблемы.
Формулировка проблем, как несложно предположить, находится в прямой зависимости от того, насколько участники научнообразовательного процесса обеспечены соответствующей информацией. Имеется достаточно большое количество публикаций, в которых обсуждаются вопросы о том, каким требованиям должна отвечать информация для того, чтобы ее можно было использовать с наибольшей пользой для осуществления процедур подготовки и принятия управленческих решений [1, 3, 4 и др.]. Среди таких характеристик: адекватность актуальной потребности управления и полезность, истинность и достоверность, достаточность и оптимальность, точность, своевременность и оперативность, сис-тематизированность, лаконичность и рациональность формы, соответствие компетенции и полномочий субъекта управления.
Понимая значимость информации в подготовке управленческих решений по поводу разрешения тех или иных проблем, нельзя не принимать во внимание и тот аспект задачи,
который связан со способами получения необходимой информации. Что касается способов получения дополнительной информации, необходимой для принятия соответствующих управленческих решений, то наиболее распространенным в практике образования является управленческий контроль. При этом в качестве основных элементов контроля в научной литературе рассматриваются самоконтроль, взаимоконтроль и административный контроль. Так, в частности, проявляется функция контроля на стадии подготовки управленческих решений.
Говоря о системном анализе как особой форме подготовки управленческих решений в научно-образовательном процессе университета, следует определиться с его структурным, функциональным и генетическим аспектами [1-4 и др.]. Например, структурный аспект устанавливает иерархические отношения среди отграниченных проблем. При этом установление соответствующих иерархических отношений может осуществляться по разным основаниям. Наиболее значимой при решении задач управления научно-образовательным процессом является такое основание структурирования как степень общности тех или иных проблем. Структурный аспект системного анализа дает возможность значительно повысить меру определенности того, какие проблемы являются первоочередными для разрешения, а также определить, как взаимосвязаны друг с другом проблемы. Вполне очевидно, что все это значительно облегчает решение задачи подготовки управленческих решений.
Повышению определенности того, какие проблемы представляются наиболее значимыми, способствует и функциональный аспект системного анализа. Учитывая тот факт, что каждая структура обладает вполне определенными функциональными свойствами, можно ожидать, что и выбранное основание структурирования отграниченного списка проблем обусловливает вполне определенные свойства. Задача участников научно-образовательного процесса заключается в том, чтобы определиться с такими функциональными свойствами структурированных проблем, чтобы они оказались наиболее ценными с точки зрения управления научно-образовательным процессом университета. Таким образом, функциональный аспект системного анализа дает возможность участникам научно-образовательного процесса определиться с тем, какие из используемых структур проблем являются функционально более эффективными.
Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 8
59
Управление социально-экономическими системами
Генетический аспект системного анализа позволяет мысленно прослеживать возможные варианты изменения разным образом структурированных проблем. Субъекты управления научно-образовательным процессом, вовлеченные в процесс подготовки управленческих решений, получают при этом информацию о том, какие последствия могут иметь место в результате разрешения проблем в такой последовательности. Таким образом, можно утверждать, что соответствующим образом организованный мысленный эксперимент разных вариантов генезиса комплексов проблем будет дополнительной предпосылкой для подготовки управленческих решений.
Итак, руководствуясь системно-синергетическим подходом, исходный перечень проблем, обусловленных действием в научнообразовательном процессе университета диалектических противоречий, можно свести к системно организованному списку проблем, включив сюда те из них, которые предполагают разрешение в первую очередь. Появление соответствующего системно организованного списка проблем позволяет сделать следующие выводы:
• на разрешение каких проблем следует сосредоточить внимание участников научнообразовательного процесса;
• в какой последовательности следует осуществлять разрешение проблем;
• каким образом разрешение одних проблем будет сказываться на других проблемах.
Процесс подготовки управленческих решений по поводу разрешения вполне конкретных проблем не завершается осуществлением их системного анализа и отграничения первоочередных проблем. Проведенная систематизация проблем, необходимых для разрешения, требует соотнесения отграниченных проблем со специальными задачами. Речь идет о том, чтобы для каждой из отграниченных проблем подбирать соответствующие условия и указывать характеристики баз данных, на основе которых можно находить какие-то способы разрешения поставленных проблем.
Литература
1. Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием: учеб. пособие по спец. курсу для студ. пед. спец. ирук-ей образоват. учреждений /Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 344 с.
2. Рузавин, ИГ. Синергетика и системный подход / И.Г. Рузавин // Фшософские науки. -1985. -№ 5. - С. 48-55.
3. Сериков, Г.Н. Управление образованием: Системная интерпретация: монография / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 664 с.
4. Сериков, Г.Н. Элементы теории системного управления образованием: в 4-х ч. Ч. 1: Системное видение образования / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во 41 ТУ, 1994. —169 с.
Поступила в редакцию 20 мая 2008 г.
Подповетная Юлия Валерьевна. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика торговли» факультета коммерции Южно-Уральского государственного университета г. Челябинск. Область научных интересов - управление образовательным процессом в высших образовательных учреждениях. Контактный тел. (351) 267-93-03.
Podpovetnaya Yuliya Valerievna. Candidate of Science (Pedagogics), associate professor. Senior lecturer of the Trade economics Department of the Commerce faculty of South Ural State University, Chelyabinsk. Scientific interests: control of educational processes in institutions of higher education. Telephone 007 (351) 267-93-03.
E-mail: econtorg@rambler.ru.
60
Вестник ЮУрГУ, № ЗО, 2008