Научная статья на тему 'Подготовка управленческих кадров для негосударственных медицинских организаций'

Подготовка управленческих кадров для негосударственных медицинских организаций Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
338
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ШКОЛА / БИЗНЕС-КОМПЕТЕНЦИИ / МЕНЕДЖМЕНТ / ОБУЧЕНИЕ МЕДПЕРСОНАЛА / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КОММЕРЧЕСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BUSINESS SCHOOL / MANAGEMENT / MEDICAL PERSONNEL TRAINING / CRITERIA OF EFFECTIVENESS / COMMERCIAL MEDICAL ACTIVITY / BUSINESS-COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каспрук Л. И., Белов И. П., Кисловец О. В.

Подготовка управленческих кадров для медицинских учреждений является неотъемлемой частью реструктуризации отрасли здравоохранения. Авторами предложен системный подход при формировании у них бизнес-компетенций, необходимых для современной медицины, обеспечивающий соответствующий уровень деятельности в условиях рыночной экономики и модернизации системы здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAINING OF ADMINISTRATION PERSONNEL FOR PRIVATE MEDICAL ORGANIZATIONS

The training of administration personnel for medical institutions is an integral part of the restructuring of health care The authors proposed a system approach during the development of business-competences needed for modern medicine to provide the corresponding level of activity in the conditions of market economy and modernization of health care system.

Текст научной работы на тему «Подготовка управленческих кадров для негосударственных медицинских организаций»

послеоперационная - с 6,7 до 1,4% соответственно .

Исследование показало, что за изучаемый период доля больных с осложнениями среди экстренно оперированных из хирургического и гинекологического отделений уменьшилась с 25,9% в 2006 г. до 3,7% в 2010 г. , а среди неоперированных больных (из терапевтического, неврологического, педиатрического, инфекционного отделений) количество осложнений сократилось с 12,8% в 2006 г. до 1,5% в 2010 г.

Эти данные могут указывать на улучшение качества и повышение эффективности оказания экстренной стационарной специализированной помощи в условиях совершенствования организации кадрового обеспечения квалифицированной врачебной помощи в течение суток в стационарах ЦРБ .

Таким образом, решение вопроса кадрового обеспечения оказания круглосуточной экстренной специализированной стационарной помощи сельскому

населению в условиях перехода на подушевое финансирование муниципального здравоохранения является важным фактором в повышении качества и эффективности медицинской помощи

ЛИТЕРАТУРА

1. Вялков А. И., Щепин В. О. Проблемы и перспективы реформирования здравоохранения / Под ред . О . П . Щепина. - М . , 2001.

2 . Здоровье и социально-экономическое положение сельского на-

селения / Рогожников В . А . , Стародубов В . И . и др . ; под ред . В . И . Стародубова. - М . , 2002.

3 . Управленческий анализ сельского здравоохранения: межрегио-

нальный аспект / Г К . Максимов, И . В . Поляков и др . - Саратов; СПб , 2001

4 . Москвичева М. Г. Комплексное медико-социальное исследова-

ние здоровья сельского населения и совершенствование системы оказания медицинской помощи жителям сельской местности . - Челябинск, 2009 .

Поступила 16 . 02 .12

©Коллектив авторов, 2012 УДК 614.2-051:33

Л. И. Каспрук1, И. П. Белов1, О. В. Кисловец2

подготовка управленческих кадров для негосударственных медицинских

организаций

1ГБОУ ВПО Оренбургская государственная медицинская академия; 2НОУ ВПО Московский технологический институт «ВТУ»

Подготовка управленческих кадров для медицинских учреждений является неотъемлемой частью реструктуризации отрасли здравоохранения. Авторами предложен системный подход при формировании у них бизнес-компетенций, необходимых для современной медицины, обеспечивающий соответствующий уровень деятельности в условиях рыночной экономики и модернизации системы здравоохранения. Ключевые слова: бизнес-школа, бизнес-компетенции, менеджмент, обучение медперсонала, критерии эффективности, коммерческая медицинская деятельность

THE TRAINING OF ADMINISTRATION PERSONNEL FOR PRIVATE MEDICAL ORGANIZATIONS

L . I . Kaspruk, I . P Belov, O . V. Kislovets

The training of administration personnel for medical institutions is an integral part of the restructuring of health care . The authors proposed a system approach during the development of business-competences needed for modern medicine to provide the corresponding level of activity in the conditions of market economy and modernization of health care system

Key words: business school, business-competences, management, medical personnel training, criteria of effectiveness, commercial medical activity

Одна из тенденций развития современного общества и общественных отношений - экономизация ряда сфер жизнедеятельности, т. е . проникновение экономики в данные области. Связь здравоохранения с экономикой, хозяйственными и финансовыми процессами становится все более тесной . При этом усиливается зависимость охраны здоровья от ее обеспечения экономическими ресурсами и повышается влияние состояния здоровья людей на экономические результаты, достигаемые в странах, регионах, хозяйственных отраслях [1].

Здравоохранение любой страны мира тесно связано с ее экономикой и материальными возможностями, равно как и с волей государства и общества определять основные направления их использования При этом никакая медицинская помощь не может быть организована и оказана без экономических возможностей. Экономические методы управления предусматривают заин-

тересованность всех звеньев системы выполнить свои обязанности лучше и с меньшей затратой сил и средств Данный аспект касается деятельности отдельных представителей здравоохранения, целых учреждений и их организации на уровне самостоятельного региона или всей страны . В последние годы отмечается значительное повышение роли экономических знаний в подготовке специалистов в области медицины [2, 3]

Одним из приоритетных направлений государственной политики для обеспечения устойчивого социально-экономического развития является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи Важный фактор, обеспечивающий эффективность системы здравоохранения, - наличие достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением

Л. И. Каспрук - д-р мед . наук, проф . каф . (dyziner2008@rambler. ru); И. П. Белов - канд . пед . наук; О. В. Кисловец - зав . каф . (3532-30-50-07)

Научные достижения в медицине обусловливают постоянный рост требований к персоналу и используемым технологиям . Отсутствие алгоритма бизнес-мышления является проблемой руководителей высшего и среднего звена управления, что не позволяет максимально раскрыть потенциал учреждений

Настоящее состояние медицинской науки характеризуется слабой системой внедрения научных результатов в практическое здравоохранение . Развитие современных научных исследований в области медицины возможно лишь при условии комплексного подхода, основанного на привлечении разработок фундаментальных медико-биологических, естественных и точных наук, а также новых технологических решений

В рамках стратегии развития системы здравоохранения одной из ведущих задач является переход на современную систему организации медицинской помощи. Принимая во внимание реструктуризацию здравоохранения в нашей стране, можно сделать вывод о том, что система здравоохранения вынуждена «коммерциализироваться» . Переход медицины в бизнес-среду требует нового подхода к подготовке кадров . Поэтому здравоохранению нужны и новые формы управления, поскольку со старым багажом знаний довольно сложно руководить в условиях происходящих изменений

Медицина нуждается в высококвалифицированных управленческих кадрах, которые не только обладают богатым опытом и знаниями в медицинской сфере, но и умеют эффективно управлять медицинским учреждением и персоналом клиники. Для рядового персонала на первый план помимо профессиональных компетенций выходят клиентоориентированность и умение продавать свои услуги. Это является немаловажным, так как медицина осуществляет переход в бизнес-среду, где возрастает уровень конкуренции между учреждениями И если раньше это касалось только коммерческих клиник, то сейчас и государственные медицинские учреждения становятся активными «игроками» на рынке платных медицинских услуг

Одной из ведущих задач для системы здравоохранения является подготовка кадров Медицинская отрасль нуждается в учебных площадках, предназначенных для повышения квалификации медицинских работников именно в области управления . Такими площадками могут стать современные бизнес-школы, предлагающие слушателям получить практические инструменты для эффективного управления

В настоящее время бизнес-образование развивается стремительными темпами В Оренбургской области успешно функционирует АНО Оренбургская бизнес-школа, обучающая начинающих предпринимателей, управленцев различного уровня и специалистов Обучение проводится по различным направлениям и отраслям . Нами создана программа «Управление бизнесом в медицине», приоритетной целью которой является обучение специализированным навыкам управления, планирования и осуществления деятельности в сфере медицины Представленная программа сочетает модули по следующим дисциплинам: менеджмент, право, страхование, управление персоналом, финансовый менеджмент, управление проектами

Программа позволяет расширить практические навыки в сфере медицинского страхования, финансового планирования деятельности бизнеса и бизнес-планирования Она направлена на разработку стратегии и тактики развития организации в конкурентной среде, выстраивание адекватной организационной структуры, планирование маркетинговых мероприятий, анализ данных финансового учета для принятия управленче-

ских решений, формирование эффективной команды . Программа состоит из шести модулей.

Модуль 1 - Медицинский менеджмент

Классификация коммерческой медицинской организации: по типам собственности, спектру услуг, специализации, превалирующему входящему потоку, по ценовому позиционированию .

Организационная структура коммерческого медицинского учреждения:

- медицинская часть (неспецифическая) степень дифференцировки и управляемость Особенности традиционных схем управления в медицине;

- специфические для коммерческой организации структуры и их функционал: коммерческий отдел (отдел продаж); договорной отдел (отдел сопровождения, back office); понятие об интерфейсной службе (регистратура, call-центр); особенности построения финансовой службы

Организационная схема функционирования коммерческого лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ): движение пациентов; движение документации; движение средств

Система управления коммерческим ЛПУ:

- структура и подчиненность . Блок-схема организации;

- ключевые задачи управления;

- информация - контроль - решение;

- потоки поступления информации от всех блоков учреждения и ключевых менеджеров . Дублирование каналов . Дублирование потоков . Форма . Периодичность . Насыщенность . Соотношение объема, трудоемкости и ценности информации;

- механизмы анализа информации и принятия решений Формы и методы проведения производственных совещаний Подготовка к обсуждению Обсуждение Принятие решения Контроль исполнения решения

Модуль 2 - Коммерческая деятельность медицинского центра

Коммерческая служба. Обеспечение коммерческой деятельности:

- коммерческая деятельность по продаже собственных программ прикрепления;

- отдел продаж Функционал Формирование клиентской базы . Ценовая политика. Формирование программ прикрепления Нозологические программы Соотношение цены и наполненности программы как основной регулятор прибыльности;

- back-office Функционал Формирование счетов Статистика . Точки контроля;

- back-office и бухгалтерия . Совместная деятельность;

- документооборот

Коммерческая деятельность по работе с оказанием разовых услуг физическим лицам («касса»): особенности планирования; особенности организации; особенности учета; особенности привлечения клиента; риски при работе с «кассовым» контингентом; особая роль рекламы; сезонные колебания и рекламный бюджет; управление потоками «кассового» контингента; «касса» или собственные программы прикрепления

Коммерческая деятельность в рамках добровольного медицинского страхования (ДМС):

- понятие программы ДМС как таковой. Понятие страхового случая в медицине Форма оплаты Предоплата, финансовые и юридические риски предоплатной модели Оплата по факту;

- понятие программы ДМС у взрослых;

- понятие программы ДМС у детей Декретирован-

ная составляющая . Временная составляющая . Рентабельность Финансовые риски;

- алгоритм построения бизнес-процесса в зависимости от формы оплаты;

- особенности ДМС-контингента страховых компаний (СК) Производственные риски;

- планирование и осуществление работы с СК Функционал коммерческой службы Основные закономерности ценовой политики при работе с СК Методики разрешения конфликтных ситуаций Долговременное планирование . Гарантии стабилизации цен . Плюсы и минусы «фьючерсных контрактов»;

- ДМС - собственные программы прикрепления Рынок и спектр Особенности построения системы продаж Каналы продаж Маркетинговая поддержка Роль имиджа ЛПУ в становлении структуры продаж собственных программных продуктов Клиентская база Работа с клиентской базой Программы лояльности и удержания . Ценовые уровни продуктов в одном ЛПУ Наполнение программ, ценообразование и регулирования Точки контроля Каналы обратной связи с клиентом

Модуль 3 - Основные бизнес-процессы

Регламентация деятельности и точки контроля.

Лечебно-диагностический процесс Регламентация деятельности. Критерии эффективности. Институт претензий и их разрешения Контроль качества оказания медицинской помощи как собственно медицинский процесс Особенности контроля качества и экспертизы в коммерческом ЛПУ Институт экспертизы в ДМС Финансовые риски и потери Правовая основа экспертизы

- Сервисная составляющая .

- Объем сервисной составляющей в зависимости от ценового сегмента Принцип необходимого минимума

- Стандарты . Наполненность стандартов . Контроль исполнения Соотношение медицинской и сервисной составляющей Критерии эффективности

- Институт претензий и их разрешения Контроль качества сервисной составляющей Институт экспертизы качества сервисной составляющей ДМС

- Проблема тайм-менеджмента (управления временем) в педиатрических программах

- Финансовые риски и потери . Правовая основа экспертизы Обеспечение сервисной составляющей производственным персоналом на различных уровнях

- Контакт по телефону - первый контакт face-to-face (интерфейсная служба), врач на дому, в поликлинике Технология hall-менеджмента .

- Особенности обеспечения сервиса в ЛПУ педиатрического профиля . Феномен «матери больного ребенка» . Значимость фактора ожидания в зависимости от возраста ребенка и тяжести его состояния

- Имидж-менеджмент коммерческого ЛПУ

- Динамика развития медицинской организации от start-up до операционной безубыточности .

- Основные закономерности развития по основным линиям менеджмента

- Основы бизнес-планирования и бюджетирования .

- Критические точки развития .

- Рисковое управление .

- «Плановый антикризис» .

- Приоритетность финансовых и кадровых вопросов

- Start-up - прибыль или стабильность?

Модуль 4 - Маркетинг медицинского учреждения

- Оценка рынка. Сегментация рынка. Методики. Понятие серого рынка Понятие абсолютной и относительно конкуренции . Есть ли конкуренция между ком-

мерческими ЛПУ «первого типа» - частными? Главные конкуренты - государственная сеть и серый рынок. Методики партнерства

- Ценовая стратегия и ценообразование на start-up . Ценовое перепозиционирование Выход в «горизонтальный полет»

- Продуктовый маркетинг.

- PR и коммерческая медицинская деятельность в России Особенности

- Реклама и работа с физическими лицами по оказанию разовых услуг Особенности маркетинга и рекламы в медицинском бизнесе .

- Проблематика негативной информации и влияние на позиции ЛПУ

- Методика работы с негативом: отслеживание, контроль, учет, противодействие .

- Интернет-маркетинг в медицине .

- Оценка эффективности рекламно-маркетинговых мероприятий

IT-проект коммерческого ЛПУ:

- цель построения проекта;

- задачи;

- возможности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- методика построения при запуске ЛПУ Выбор программного обеспечения (ПО) Подбор и подготовка персонала. Подбор и подготовка медперсонала. Регламентирование работы в рамках IT-проекта;

- методика запуска в условиях работающего ЛПУ Особенности менталитета врачебного персонала Мотивация и демотивация;

- медицинская база данных (БД) . Юридические и технические аспекты безопасности Регламентирование работы с БД;

- системы отдаленного доступа и информационное пространство;

- влияние IT-проекта на управление;

- экономическая эффективность IT-проекта;

- есть ли альтернативы?

Модуль 5 - Бюджетирование и анализ финансовой деятельности

- Финансовый блок коммерческого ЛПУ

- Понятие финансового директора .

- Финансовый директор и главный бухгалтер .

- Аудит и налоговая инспекция .

- Оценка эффективности деятельности подразделений

- Центры прибыли и дотируемые блоки .

- Оценка эффективности деятельности учреждения в разрезе источников финансирования .

- Анализ себестоимости и планирование прибыльности.

- Институт бюджетирования Ретроспективный анализ деятельности ЛПУ Формулирование вводных Сезонная динамика движения различных контингентов Планирование «от доходов» Планирование «от расходов» . Планирование и бюджетирование при отсутствии расчетов себестоимости

- Контроль исполнения бюджета Контроль доходной части Контроль расходной части

- Этапность на различных уровнях менеджмента Оценка динамики нарастающим итогом Методы прогнозного планирования и корректировочные решения

- Финансовые кризисные ситуации и методика выхода из них Кассовый разрыв Привлечение средств контрагентов и партнеров Банковский кредит - стоит ли? Соотношение процентной нагрузки и динамики поступления средств

Модуль 6 - Управление персоналом

- Место врачебного персонала в производственных процессах. Фонд оплаты труда (ФОТ)/выручка - главный аргумент

- Особенности профессионального менталитета и сложности управления

- Оценка потребности в медперсонале

- Привлечение и отбор медицинского персонала Соотношение персонала по опыту работы в ЛПУ различной формы собственности . Кадровая политика в регионах Особенности кадровой политики в Москве Формирование коллектива с «0» . Методика . Понятие «стартовой группы» . Понятие «системы ценностей» . Прозрачность производственного процесса и тотальность контроля как профилактика нарушений

- Стартовая подготовка и обучение медперсонала (врачебного, среднего, персонала интерфейсной службы)

- Адаптация медперсонала .

- Плановая подготовка по потребностям ЛПУ

- Научно-практическая деятельность и процесс внедрения инноваций в коммерческом ЛПУ Источники финансирования, мотивация персонала, оценка реальной эффективности

- Оценка эффективности деятельности медработников . Медицинская составляющая, сервисная составляющая . Коммерческая эффективность . «Коммерческий»

и «некоммерческий» врач и проблема правильной расстановки и загрузки врачебных кадров

- Средний медперсонал Необходимая численность Доля в ФОТ Принцип минимальности

- Система оплаты труда коммерческого ЛПУ. Соотношение фиксинг/переменная

Таким образом, в подготовке медицинских кадров должны быть задействованы не только специализированные государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального медицинского образования, но и профильные бизнес-школы Так как подготовка управленческих кадров для медицинских учреждений является разделам реструктуризации здравоохранения, такой системный подход даст возможность обеспечить необходимый уровень не только профессиональных, но и бизнес-компетенций, необходимых для современной медицины

ЛИТЕРАТУРА

1. Вялков А. И. // Экономика здравоохранения . - 2001. - № 4-5 . - С .

5-9 .

2 . Щепин О. П., Тишук Е. А. // Проблемы соц . гиг. , здравоохр . и

истории мед . - 2006 . - № 1. - С . 3-8 .

3 . Щепин О. П., Тишук Е. А. // Проблемы соц . гиг., здравоохр . и

истории мед . - 2006 . - № 2 . - С . 3-11.

Поступила 10 02 12

В. С. Боев1, Л. В. Ушакова2

деятельность фельдшерско-акушерских пунктов

1ГОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е. А. Вагнера Росздрава; 2ГУЗ Пермская краевая ордена «Знак

почета» клиническая больница

Представленные материалы, полученные на основе статистических данных и путем опроса, характеризуют состояние фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), сферу их обслуживания, объем медицинской помощи, кадровые проблемы, некоторые социально-бытовые вопросы жизни фельдшеров Пермского края. Проанализированы предложения фельдшеров по улучшению деятельности ФАП. Проведен сравнительный анализ с данными аналогичного опроса в 1982 г.

Результаты проведенного исследования обосновывают необходимость сохранения и развития ФАП в системе первичной медико-санитарной помощи сельскому населению, особенно на территории с низкой плотностью населения.

Ключевые слова: фельдшерско-акушерский пункт, первичная медико-санитарная помощь, фельдшер, сельский житель

THE FUNCTIONING OF FELDSHER-MIDWIFE STATIONS V.S. Boyev, L.V. Ushakova

The article presents the materials based on the .statistical data and results of sociological survey. They characterize the condition of feldsher-midwife stations, their field of services, personnel issues and certain issues of everyday life of feldshers of Perm kray. The proposals concerning the development of feldsher-midwife stations functioning are analyzed. The comparative analysis with the data of similar survey of 1982 is done. The study results support the necessity to maintain and develop feldsher-midwife stations in the system of primary medical sanitary care of rural population, especially on the territories with low population density.

Key words: feldsher-midwife station, primary medical sanitary care, feldsher, rural resident

© В. С. Боев, Л. В. Ушакова, 2012 УДК 614.2:616-08-039.57

Перевод фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) из самостоятельных учреждений в подразделения врачебных амбулаторий (ВА), участковых и центральных районных больниц (ЦРБ) не уменьшил их значимость в оказании первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) сельским жителям, особенно на территориях с низкой плотностью населения

Используя статистические данные и данные проведенного опроса заведующих ФАП Пермского края (опрошено 40,6% всех заведующих ФАП в 2009 г ) и сравнивая полученные данные с аналогичным опросом, проведенным в 1982 г Пермским мединститутом [1], мы попытались дать современную характеристику ФАП, их деятельности и тенденций развития

В. С. Боев - канд . мед . наук, доц . каф . (342-212-09-85); Л. В. Ушакова - зав . организационно-методическим отделом (Lara_ush@mail . ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.