Научная статья на тему 'Подготовка учителя родного языка и литературы как основа сохранения и развития языка, культуры и истории этноса (на примере Республики Хакассии)'

Подготовка учителя родного языка и литературы как основа сохранения и развития языка, культуры и истории этноса (на примере Республики Хакассии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ултургашева Ольга Григорьевна

В статье определены задачи, раскрыто содержание, направление подготовки учителя родного языка и литературы в рамках культурологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF TEACHERS OF NATIVE LANGUAGE AND LITERATURE AS A CONDITION OF PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF ETHNIC, CULTURE, HISTORY AND LANGUAGE (EXAMPLE OF THE KHAKASS REPUBLIC)

The author describes the work on preparation of the pedagogical staff for national educational establishments, taking examples of the Institute of Sayan-Altaic Turkology (ISAT) and N. F. Katanov Khakass State University. Preservation of language, development of literatures and cultures of the small peoples always demands preparation of the pedagogical staff. Pupils' knowledge of their native language is a task of vital importance. To present a complete picture of a teacher of the Khakass language and literature the paper includes a brief history of the question.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя родного языка и литературы как основа сохранения и развития языка, культуры и истории этноса (на примере Республики Хакассии)»

риторию расселения бурятского этноса, стал составной частью традиционного медицинского образования.

Литература

1. Балданжапов, П.Б. К изучению источников индо-тибетской медицины / П.Б. Балданжапов // Материалы по изучению источников традиционной системы индо-тибетской медицины. - Новосибирск, 1982. - С. 15.

2. Болсохоева, Н.Д. Особенности тибетского медицинского образования бурятского этноса / Н.Д. Болсохоева Н Развитие личности школьника в условиях поли-культурного образовательного пространства Байкальского региона; материалы междунар. науч.-практ. конф. (28-29 аир. 2003 г.). - 2003. - С. 91-97.

3. Деси Сангье Гьятсо. Вайдурья-онбо: ксилограф, изд. Агинского дацана. -1982. - Т. 4. - Л. 224, 247. (На тиб. яз.).

4. Деси Сангье Гьятсо, Кхогбуг. - Ганьсу, 1982. - С. 153-155. (На тиб. яз.).

5. Пасанг Ентен. Исторический обзор тибетской медицинской культуры. - Лех, 1986. - С. 39, 44, 104. (На тиб. яз.).

УДК 3 72.016:81 +372.016:83

О. Г. Ултургашева

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ РОДНОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА, КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ ЭТНОСА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)

Подковка педагогических кадров для национальных образовательных учреждений - одна из наиболее традиционных областей образовательной деятельности Института саяно-алтайской тюркологии (ИСАТ) Хакасского госуниверситета им Н. Ф. Катанова и всех его предшественников. Предшественниками ИСАТ были Учительский государственный институт и Абаканский государственный педагогический институт им. Н. Ф. Катанова, готовившие учителей родного языха и литературы для Хакасской автономной области, впоследствии Республики Хакасия. Сохранение языка, развитие литературы, культуры малочисленные народы всегда связывали с подготовкой педагогических кадров, а знание родного языка учащихся осознавалось как задача первостепенной важности в подготовке учителей. Для полного представления картины подготовки учителей родного языка и литературы сделаем краткий экскурс в историю вопроса.

Хакасское отделение при Абаканском учительском институте было открыто в годы Великой Отечественной войны. «Все было нацелено и мобилизовано на разгром врага. Однако страна не только воевала, но и думала о завтрашнем дне, находила силы и средства на решение перспективных вопросов» [6, с. 4]. Ускорению открытия хакасского отделения послужил срыв

выполнения плана коренизации школ и подготовки педагогических кадров. Из-за отсутствия квалифицированных кадров учителей наиболее тяжелое положение сложилось с развертыванием 5-7-х и 8-10-х хакасских классов. В 1943 г. из 130 хакасских учителей начальных классов 113 не имели среднего педагогического образования. Среднюю школу оканчивали два хакаса, Хакасское педагогическое училище - 11, в Абаканском государственном учительском институте обучался один хакас [7].

Учитывая эту ситуацию, бюро обкома ВКП(б) возбудило ходатайство перед Красноярским крайкомом партии, крайисполкомом и Наркомпросом РСФСР об открытии Хакасского отделения при факультете языка и литературы Абаканского государственного учительского института с контингентом 20 человек [7]. Так, по просьбе директивных органов Красноярского края и Наркомпроса РСФСР Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР издал приказ № 246 от 2 августа 1943 г. открыть с 1 октября 1943 г. при факультете языка и литературы специальное отделение хакасского языка и литературы по подготовке преподавателей для 5-7-х классов средних и неполных средних школ. Для непосредственного руководства учебно-методической работой по родному и русскому языкам в Хакасском отделении и научно-исследовательской работой по хакасскому языку и письменности, проводимой в институте, приказом №416 от 24 декабря 1943 г. была образована кафедра хакасского языка и литературы [6, с. 5].

Основной костяк первого набора студентов хакасского отделения составили выпускники Хакасского педагогического училища. В первое время они отставали по своим знаниям и общему кругозору от студентов других отделений института, но сплоченность этой группы, их стремление овладеть институтским курсом наук, индивидуальная работа преподавателей с ними быстро выровняли отставание. В 1945 г. в числе 104 выпускников Абаканского учительского института 14 были питомцами хакасского отделения [6, с. 6]. Они стали первыми учителями хакасского языка и литературы, внесшими заметный вклад в развитие хакасской национальной культуры и образования.

Десятого сентября 1947 г. в соответствии с приказом министра просвещения РСФСР хакасское отделение создается при Абаканском государственном педагогическом институте [2]. С этого времени началась подготовка учителей хакасского языка и литературы с высшим образованием.

В 1949 г. по постановлению Совета Министров РСФСР при Абаканском учительском институте открывается тувинское отделение по специальности «родной язык и литература» [1]. Было проведено три набора: в 1949,1950, 1951 гг. Несмотря на слабое знание русского языка, отсутствие учебников и учебных пособий по тувинскому языку и литературе, студенты-тувинцы проявили большую настойчивость в изучении предусмотренных учебным планом дисциплин. Это отмечали, как сказано в отчете Абаканского пединститута за 1949/50 учебный год, преподаватели всех дисциплин. Следует особо подчеркнуть, что тувинское отделение послужило определенной базой для открытия Кызылского учительского института в 1952 г. [8]. «Выпускники тувинского отделения Абаканского учительского института, надо полагать, достойно поработали, а некоторые, возможно, работают и сегодня на ниве просвещения родного народа, внесли весомый вклад в раз-

витие науки, образования и культуры Тувы» [5, с. 43]. Одним словом, одни из них стали учеными, другие - авторами учебников для национальных школ, третьи - мастерами педагогического труда, четвертые прославили себя в других сферах общественной жизни.

С первой половины 50-х годов государство стало планомерно расширять среднее образование, что потребовало увеличения подготовки учительских кадров с высшим образованием. В связи с этим одни учительские институты были преобразованы в педагогические институты, другие - в педучилища или в другие учебные заведения, третьи закрыты. Абаканский учительский институт закрылся в 1954 г. За 15 лет своей деятельности он подготовил 1820 учителей с незаконченным высшим образованием, в том числе по специальностям «хакасский язык и литература» - 25 человек, «тувинский язык и литература» - 35 [4, с. 36, 37]. С закрытием учительского института Абаканский государственный педагогический институт становится основным центром подготовки учителей по хакасскому языку и литературе для семилетних и средних школ Хакасии.

В 1953 г. факультеты русского языка, литературы и исторический были объединены в историко-филологический факультет с хакасским отделением. Он стал готовить учителей для национальных школ по специальности «русский язык и литература, хакасский язык и литература». В 1963 г. была прекращена подготовка учителей по специальности «история». В связи с этим историко-филологический факультет преобразовался в филологический. Вскоре на филологическом факультете была введена специальность «русский язык и литература» с 4-летним сроком обучения, а на хакасском отделении остался 5-летний срок обучения, так как выпускники получали двухпрофильную специальность.

Осуществление всеобщего обязательного среднего образования молодежи и реформа школы требовали расширения сети средних школ и обеспечения их соответствующими кадрами учителей. Поэтому институт открывает ряд новых педагогических специальностей и специализаций, вносит коррективы в старые специальности, соответственно создает новые факультеты, кафедры и другие подразделения. Так, в 1989 г. для коренных жителей региона был создан факультет национальных школ (ФНШ). Он объединил студентов, обучавшихся по специальностям «русский язык и литература, хакасский язык и литература» на филологическом факультете, «педагогика и методика начального обучения в национальной (хакасской) школе» на факультете начальных классов и «педагогика и психология (дошкольная) в национальной (хакасской) группе» на факультете дошкольного воспитания. Благодаря этому усилилось целенаправленное формирование национальных педагогических кадров со знанием родного языка для школ и дошкольных учреждений Хакасии [4, с. 61, 62]. На всех вышеперечисленных специальностях ФНШ преподавание велось на двух языках: хакасском и русском. Обучение студентов хакасскому языку и хакасской литературе и фольклору осуществляла кафедра хакасской филологии, которая к этому времени располагала достаточным количеством научно-педагогических кадров.

В 1994 г. прекратил свое существование Абаканский государственный педагогический институт им. Н.Ф. Катанова, который готовил педагогические кадры как для самой Хакасии, так и юга Красноярского края. За 50 лет

своей деятельности, с 1944 по 1994 г., первое высшее учебное заведение Хакасии подготовило 21899 педагогов, из них по специальности «русский язык и литература, хакасский язык и литература» - 631 человек, «педагогика и методика начального обучения в хакасской школе» - 210, «педагогика и психология (дошкольная) в национальной группе» - 29 человек. Выпускники в основном направлялись в систему народного образования Хакасии, Красноярского края, Тувы и другие регионы страны.

Многие стали учеными, т. е. исследователями хакасского языка, хакасской литературы, фольклора, другие - известными деятелями литературы, работниками искусства и культуры Хакасии. К примеру, институт воспитал автора первого хакасского романа «В далеком аале» Николая Доможакова, поэта и драматурга Михаила Кильчичакова, поэта Валерия Майнашева, театрального режиссера национального театра Александра Тугужекова, искусствоведа Ирину Кидиекову и др.

Подведя итоги образовательной деятельности Абаканского государственного педагогического института им. Н.Ф. Катанова, можно сделать вывод о том, что многогранная работа института в течение 50 лет явилась крупной вехой в закладывании фундамента сохранения и развития языка, литературы, науки, культуры хакасского народа.

Начавшийся в 1992 г. процесс демократизации педагогического образования, сопровождавшийся развитием автономии вузов соответствующего профиля, повлек за собой коренную перестройку всей системы образования России. В этих условиях усилился процесс регионализации высшей школы как важнейшей социально-культурной и научно-технической структуры региона. В этой связи каждый вуз должен был иметь собственную образовательную концепцию, чтобы успешно выступать на региональном рынке труда. На базе Абаканского государственного педагогического института был образован Хакасский государственный университет им.

Н.Ф. Катанова (ХГУ), 10-летне которого будет отмечаться весной 2004 г.

За истекшее десятилетие ХГУ им. Н.Ф. Катанова вырос в крупное двухуровневое учреждение профессионального образования. По заключению ректората, в 2001 г. завершился этап становления университета. Он получил государственную аккредитацию. В настоящее время университет имеет влияние на все стороны жизни Республики Хакасия и прилегающих территорий. В 2002/03 учебном году 71% студентов, обучающихся по программам высшего образования, были из Республики Хакасия, 20 - из Красноярского края, 7 - из Республики Тыва и 2% - из иных территорий Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья [3].

Важным направлением деятельности Хакасского государственного университета им Н.Ф. Катанова является гармонизация межнациональных отношений в регионе. В этих целях в январе 1996 г. был создан Институт саяно-алтайской тюркологии как учебное и научное подразделение. Создание ИСАТ - следствие инновационной политики ХГУ им. Н.Ф. Катанова как центра образования, науки и культуры Хакасии. Он призван решать задачи подготовки учителей для хакасских школ со знанием хакасского, русского и английского языков. ИСАТ реализует образовательные программы по специальностям:

• 033000 - Хакасский язык и литература с дополнительными специальностями: 032900 - Русский язык и литература, 033200 - Английский язык, 020700 - История;

• 032900 - Русский язык и литература с дополнительными специальностями: 020700 - История, 033200 - Английский язык, 033000 - Хакасский язык и литература;

• 031200 - Педагогика и методика начального образования с дополнительными специальностями: 030100 - Информатика, 032400 - Биология, 033200 - Английский язык, 033000 - Хакасский язык и литература.

Во всех образовательных программах института преподаванию хакасского языка уделяется значительное место. Концепция обучения здесь построена таким образом, что выпускники института, получая квалификацию учителя русского языка и литературы, учителя начальных классов, получают также и дополнительную квалификацию учителя родного языка и литературы. Обучение в институте ведется на русском и хакасском языках. По прежнему кафедра хакасской филологии обучает студентов всех отделений института хакасскому языку, хакасской литературе, фольклору и плюс к этому является выпускающей кафедрой хакасского отделения. В декабре 2003 г. она отметила 60-летний юбилей. За годы своего существования кафедра хакасской филологии подготовила 691 учителя родного языка и литературы. Все они, за исключением выпуска 2000 г., имели дополнительные специальности «русский язык и литература», «история», «английский язык». Дополнительные специальности позволяют выпускникам конкурировать на рынке образовательных услуг. Основная масса выпускников связана со школой, с образовательными учреждениями, органами управления образованием.

Помимо своих выпускников кафедра участвует в подготовке других специалистов. При ее непосредственном участии подготовлены 340 учителей начальных классов с дополнительными специальностями «хакасский язык», «английский язык», «физическое воспитание», 69 работников дошкольных учреждений.

Учитывая языковую ситуацию, институт разрабатывает новую образовательную программу в соответствии с республиканской Программой защиты и развития языков народов Республики Хакасия на 2001-2005 гг. В учебный процесс будет внедрен учебный план по специальности «хакасский язык и литература». Он позволит повысить уровень теоретической подготовки филологических кадров. Для этого кафедра хакасской филологии должна завершить написание вузовских учебников по хакасскому языку и хакасской литературе и издать их в 2004 г.

Учебно-воспитательный процесс в ИСАТ подпитывается научным центром, который занимается исследованиями в области языка, истории, этно-педагогики и других проблем народов Саяно-Алтая. Коллектив института совместно с другими институтами ХГУ им Н.Ф. Каганова работает над созданием региональной энциклопедии «Хакасиана». В 2000 г. вышел из печати «Словник» энциклопедии, состоящий из 7000 слов.

Второй коллективной работой ИСАТ является создание вузовских учебников по хакасскому языку и литераггуре. Кафедра хакасской филологии, лаборатория проблем тюркологии, словарная группа завершают создание

учебно-методического комплекса по специальности «хакасский язык и литература». Изданы «Краткий словарь синонимов хакасского языка», «Краткий словарь омонимов хакасского языка», «Словарь оронимов Хакасии», справочник «Писатели Хакасии», учебники по хакасскому языку и учебные пособия по хакасской литературе для школ республики. Изучением структур русского языка в сопоставлении с хакасским занимается кафедра русской филологии.

Кафедра психологии, педагогики и методик национального и поликуль-турного образования совместно с лабораторией национального и поликуль-турного образования исследует психолого-педагогические проблемы хакасской школы. Особое внимание обращается на использование школы как полигона для проверки и отработки научных идей, проектов и разработок. Для этих целей кафедра сотрудничает как с городскими, так и с сельскими национальными школами Республики Хакасия. Разрабатываются национально-региональный и вузовский компоненты нового поколения ГОС по специальности «Педагогика и методика начального образования» [6, с. 8]. В научно-исследовательскую работу кафедр и лабораторий активно вовлекаются и студенты.

Другой не менее важной задачей для института является введение в учебные планы других специальностей университета хакасского языка, литературы, фольклора как национально-регионального компонента. Это касается, в первую очередь, специальностей «народное художественное творчество», «история», «филология», «регионоведение», «правоведение», а также учебных планов колледжей университета [6, с. 7].

Таким образом, взятый Институтом саяно-алтайской тюркологии курс на подготовку учителя, способного решать образовательные задачи в единстве с задачами культурологическими, умеющего защитить, сохранить культурное достояние своего народа (язык, историю, культуру), вполне оправдывается, так как выпускники института своим трудом вносят существенный вклад в развитие науки, культуры и социальной сферы региона.

Литература

1. Аранчын, Ю. Л. Исторический путь тувинского народа к социализму / Ю. Л. Аранчын. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1982. - С. 291.

2. Архив Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. -Д. 132, л. 91-92.

3. Опыт становления Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, созданного путем интеграции образовательных учреждений: аналитические материалы по итогам деятельности с 1994 г. по 2003 г. / Под ред. В. А. Кузьмина, ректора, д-ра философ, наук, проф. - Абакан: Изд-во ХГУ, 2003. - С. 6-10.

4. Ултургашев, С. П. Был всегда нацелен на будущее: к 50-летию Абаканского государственного педагогического института им. Н. Ф. Каганова / С. П. Ултургашев. - Абакан: Изд-во ХГУ, 1996. - С. 36-37.

5. Ултургашев С. П. О научно-образовательных связях Хакасии и Тывы / С. П. Ултургашев // Становление и развитие науки в Туве: материалы Междунар.

конф., посвящ. 70-летию тувинской письменности, 12-14 сент. 2000 г. - Кызыл: Изд-во ТГУ, 2000. - Ч. 1. - С. 43.

6. Ултургашев, С. П. 60-летие кафедры хакасской филологии и подготовка национальных кадров / С. П. Ултургашев, Л. И. Чебодаева // Ежегодник Ин-та саяноалтайской тюркологии ХГУ им. Н. Ф. Катанова. - Абакан: Изд-во ХГУ, 2003. -Вып. 7.

7. Филиал центрального государственного архива Республики Хакасия. -Ф. 2, оп. 1, д. 940, л. 192-194.

8. Филиал центрального государственного архива Республики Хакасия. -Ф. 2., оп. 1, д. 1603, л. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.