Научная статья на тему 'Подготовка учителя-предметника к оценке достижения планируемых результатов'

Подготовка учителя-предметника к оценке достижения планируемых результатов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
815
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ОЦЕНКИ / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК / ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ УРОК / МОДЕЛЬ УРОКА / СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ / STANDARD / EDUCATIONAL PROCESS / EVALUATION SYSTEM / PLANNED RESULTS / METHODICAL SCHOOL / SUBJECT TEACHER / PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAM / PILOT LESSON / LESSON MODEL / WORKSHOP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русских Галина Анатольевна

Представлен опыт внедрения нового Федерального государственного образовательного стандарта образования в практику работы основной школы. Показано, что планируемые результаты представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов основной образовательной программы, обеспечивают связь между требованиями стандарта, образовательным процессом; системой оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Раскрыта поэтапная методика подготовки учителя к оценке достижения планируемых результатов в условиях работы методической школы Лицея естественных наук города Кирова. Охарактеризованы особенности модели урока комбинированного типа по теме «Леса». Рассмотрен анализ современного урока, позволяющий учителю-исследователю организовать педагогическое наблюдение, наиболее информативный метод исследования в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of subject teachers to the assessment of the achievement of the planned results

The experience of introducing a new federal state educational standard into the practice of the principal school is presented. It is shown that the planned results represent a system of leading target installations and expected results of mastering all the components of the basic educational program, provide a link between the requirements of the standard; educational process; a system for assessing the planned results of mastering the basic educational program. The step-by-step methodology of teacher training to evaluate the achievement of planned results in the conditions of the methodical school of the lyceum of natural sciences of the city of Kirov is disclosed. Characteristics of the model of the combined type lesson on the theme of forest are characterized. The analysis of the modern lesson allows the teacher-researcher to organize a pedagogical observation, the most informative method of research in the process of the experimental activity.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя-предметника к оценке достижения планируемых результатов»

27. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Ru. URL: http://modernlib.ru/books/ seneka_luciy/nravstvennie_pisma_k_luciliyu/read (дата доступа 12 января 2013).

28. Семенов Г. Городской пейзаж. М. : Сов. писатель, 1985.

29. Мартынов Л. След // Строфы века. Антология русской поэзии / сост. Е. Евтушенко. Минск ; М. : Полифакт, 1995.

30. Переписка Н. Ф. фон Мекк c Чайковским // Материал из Виките-ки - свободной библиотеки. URL: https:// ru.wikisource.org/wiki/ Перепис-ка_с_Н._Ф._фон_Мекк_(Чайковский) (дата доступа 11 декабря 2012).

УДК 37.022; 377.44; 372.891; 371.263

Г. А. Русских

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА К ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Представлен опыт внедрения нового Федерального государственного образовательного стандарта образования в практику работы основной школы. Показано, что планируемые результаты представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов основной образовательной программы, обеспечивают связь между требованиями стандарта, образовательным процессом; системой оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Раскрыта поэтапная методика подготовки учителя к оценке достижения планируемых результатов в условиях работы методической школы Лицея естественных наук города Кирова. Охарактеризованы особенности модели урока комбинированного типа по теме «Леса». Рассмотрен анализ современного урока, позволяющий учителю-исследователю организовать педагогическое наблюдение, наиболее информативный метод исследования в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

The experience of introducing a new federal state educational standard into the practice of the principal school is presented. It is shown that the planned results represent a system of leading target installations and expected results of mastering all the components of the basic educational program, provide a link between the requirements of the standard; educational process; a system for assessing the planned results of mastering the basic educational program. The step-by-step methodology of teacher training to evaluate the achievement of planned results in the

conditions of the methodical school of the lyceum of natural sciences of the city of Kirov is disclosed. Characteristics of the model of the combined type lesson on the theme of forest are characterized. The analysis of the modern lesson allows the teacher-researcher to organize a pedagogical observation, the most informative method of research in the process of the experimental activity.

Ключевые слова: стандарт, образовательный процесс; система оценки, планируемые результаты, методическая школа, учитель-предметник, программа профессионального роста, экспериментальный урок, модель урока, семинар-практикум.

Keywords: standard, educational process; evaluation system, planned results, methodical school, subject teacher, professional development program, pilot lesson, lesson model, workshop.

В настоящее время все школы России активно работают над внедрением нового стандарта образования в практику работы основной школы. Одно из требований реализации стандарта второго поколения - оценка достижения планируемых результатов. Планируемые результаты представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов основной образовательной программы, обеспечивают связь между требованиями Стандарта; образовательным процессом; системой оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы [1]. Как подготовить учителя предметника к оценке достижения планируемых результатов? Это вопрос, ответ на который интересует и методическую службу образовательного учреждения, и учителей-практиков.

Цель нашей статьи - раскрыть поэтапную методику подготовки учителя к оценке достижения планируемых результатов в условиях работы методической школы Лицея естественных наук города Кирова. Подготовка учителя к оценке достижения планируемых результатов в нашей методической школе включает пять этапов: 1) Обзорные лекции по проблеме «Оценка достижения планируемых результатов». 2) Диагностика готовности учителя к реализации в практике работы стандарта второго поколения. 3) Педагогический тренинг «Конструирование заданий для самостоятельной работы с целью развития УУД». 4) Работа временной научно-исследовательской группы (ВНИГ) «Моделирование системы уроков». 5) Семинар-практикум «Анализ современного урока».

В работе методической школы принимают участие все педагоги лицея, однако степень участия учителей в работе «школы» зависит от цели их индивидуальной программы профессионального роста. В соответствии с реализацией цели подготовка участия учителей в работе «школы» носит дифференцированный характер. Цели и результаты работы учителей представлены в таблице.

Участие учителей лицея в работе методической школы по программе «Оценка достижения планируемых результатов»

Цель Форма работы Результат Охват учителей (%)

1. Формирование общего представления об инновационной деятельности учителей в процессе перехода на новые стандарты образования Обзорные лекции Представление о содержании и организации работы в период внедрения в практику работы новых стандартов 100

2. Изучение опыта учителей-предметников по внедрению в практику работы новых стандартов образования Семинары-практикумы предметных лабораторий лицея Методические рекомендации по использованию в практике работы основной образовательной программы образовательного учреждения 100

3. Освоение эффективных приемов реализации деяте-льностного подхода в процессе опытно-экспериментальной работы по внедрению новых стандартов Работа ВНИГ Экспериментальные уроки. Публикации участников ВНИГ 22

4. Оформление инновационного опыта работы учителей лицея в виде авторской методики обучения Индивидуальная работа учи-телей-исследо-вателей Мастер-классы. Методические рекомендации. Статьи из опыта работы 6

Рассмотрим этапы методической подготовки учителя к оценке достижения планируемых результатов.

1-й этап. Обзорные лекции на тему «Оценка достижения планируемых результатов»

Цель лекции - раскрыть основные теоретические положения изучаемой проблемы; подготовить педагогический коллектив к самостоятельной работе по освоению в практике работы нового стандарта образования.

План лекции

1. Основные функции системы оценки достижения планируемых результатов.

2. Основные элементы системы оценки достижения планируемых результатов.

3. Типология оценочных заданий.

4. Задания диагностического характера (по Р. Н. Бунееву).

5. Технология оценивания образовательных достижений учащихся (по А. А. Вахрушеву).

6. Соотношение внешней и внутренней оценки.

Вывод.

1. Основные функции системы оценки достижения планируемых результатов. Система оценки достижения планируемых результатов (далее - система) представляет собой один из инструментов реализации нового стандарта образования. Предполагается, что использование системы может обеспечить достижения нового качества в образовании лицеистов. Анализ содержания нового стандарта позволяет сделать вывод о том, что основными функциями системы являются: 1) развитие личностных качеств обучающихся; 2) осуществление гуманитарных принципов обучения; 3) обеспечение эффективной обратной связи. Важно, что реализация перечисленных функций в обучении позволяет учителю осуществлять эффективное управление процессом самостоятельной познавательной деятельности школьников. Основным механизмом реализации являются задания для самостоятельной работы обучающихся. Реализация первой и второй функции заложена в содержании задания, а реализация третьей функции обеспечивает обратную связь в процессе выполнения задания для самостоятельной работы, что позволяет учителю получить информацию о достижении лицеистами поставленной цели обучения. Полученная информация дает возможность учителю осуществить диагностику уровня обучения школьников, принять правильное методическое решение по «доучиванию» обучающихся и создать условия для достижения школьниками высоких результатов в обучении.

2. Основные элементы системы оценки планируемых результатов. 1) Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования. Эти результаты отражают формирование ценностно-смысловых установок, развитие познава-

тельного интереса, учебных потребностей и способностей обучающихся. Оценка достижения этой группы планируемых результатов осуществляется в процессе использования неперсонифици-рованной информации. 2) Планируемые результаты освоения учебных междисциплинарных программ: а) блок «Выпускник научится» - достижение планируемых результатов выносится на итоговую оценку в форме традиционной оценки или портфеля достижений в конце обучения в форме государственной итоговой аттестации (ГИА). Оцениваются достижения обучающихся с помощью заданий базового уровня (уровень исполнительской компетенции) и заданий повышенного уровня в зоне ближайшего развития большинства лицеистов. Важно, что основание для перехода на следующую ступень обучения - успешное выполнение задания базового уровня; б) блок «Выпускник получит возможность научиться» - достижение планируемых результатов проверяется с помощью системы заданий для самостоятельной работы, существенный признак которых расширение и углубление в понимании содержания базового учебного материала. Задания из этого блока можно использовать при проведении итогового контроля с целью выявления у лицеистов владения более высоким уровнем результативности обучения по сравнению с базовым. Важно, что выполнение заданий для самостоятельной работы этого уровня не влияет на переход лицеистов на следующую ступень обучения. Задания этого уровня целесообразно использовать в ходе текущего и промежуточного контроля, с целью «накопительной» оценки в форме портфеля достижений и учитывать при определении итоговой оценки.

3. Типология оценочных заданий. В педагогической литературе предлагаются различные классификации оценочных заданий. Важно, что оценка достижения планируемых результатов выстраивается учителем с учетом уровневого подхода, принятого в стандарте. Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. Примеры оценочных заданий разного уровня:

1. Задания с выбором ответа, к каждому приводится три варианта ответа, из которых верен только один.

2. Задания с кратким ответом, к которому необходимо записать ответ, состоящий из одного или двух слов.

3. Задания с кратким ответом на множественный выбор правильных ответов, в которых учащемуся предлагается выбрать все верные утверждения или объекты из числа предложенных.

4. Задание с кратким ответом на соответствие элементов.

5. Задание с кратким ответом на выбор верных утверждений.

6. Задания с развернутым ответом, в которых необходимо привести полный ответ.

Использование определенных типов заданий зависит от особенностей содержания изученного материала и дидактической цели задания для самостоятельной работы школьника [2].

Авторы нового стандарта образования выделяют следующие направления, на основе которых может быть сконструирована система заданий по определению уровня достижения планируемых результатов:

1) Задания по формированию универсальных учебных действий.

2) Задания по формированию ИКТ-компетентности обучающихся.

3) Задания по учебно-исследовательской и проектной деятельности.

4) Задания по обучению стратегии смыслового чтения и работы с текстом.

Достоверность оценки достижения планируемых результатов определяется в соответствии с объективными критериями, которые и для учителя, и для учащихся являются ориентирами определения цели образовательного процесса и, как следствие, определения уровня достижения планируемых результатов [3].

Для подготовки учителя основной школы важно, что учителя начальной школы уже освоили основные приемы обучения школьников в режиме реализации стандарта второго поколения, следовательно, у учителей основной школы есть возможность изучить опыт работы своих коллег и разработать вместе с ними эффективную систему оценки планируемых результатов.

4. Задания диагностического характера (по Р. Н. Бунееву). В практике работы учителя России используют особые задания диагностического характера. Так, особое значение приобретает диагностика метапредметных и личностных результатов по методике, разработанной авторским коллективом под руководством Р. Н. Бу-неева [4]. Прежде всего, данные диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкрет-

ных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД. Результаты дают возможность учителю: 1) скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; 2) определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов; 3) увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов) [5].

Оценка достижения планируемых результатов осуществляется в процессе проверочных и контрольных работ. Проверочные работы предназначены для проведения тематического контроля по изученной теме. Цель этих работ - получить информацию об уровне развития умений. Информация нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 10-15 мин на комбинированном уроке. Контрольные работы - одна из форм итогового контроля. Цель этого вида заданий - проверить качество усвоения учебного материала, владение универсальными учебными действиями после изучения нескольких тем курса. В процессе оценивания работ учащихся важно учитывать определенные правила: 1) оценивается умение применять знания в ходе решения различных задач; 2) за каждое задание ставится отдельная отметка, затем выводится средняя отметка за выполнение всей работы; 3) проверочные задания составляются на трех уровнях успешности: базовом, повышенном, высоком.

При выполнении заданий необходимо познакомить учеников с порядком выполнения работы, например: 1) прочитайте задания и выполните все задания на базовом уровне; 2) если вы успешно справились с заданиями базового уровня, приступайте к выполнению заданий повышенного уровня, затем выполняйте задания высокого уровня.

5. Технология оценивания образовательных достижений учащихся (по А. А. Вахрушеву). В работе учителей начальной школы хорошо зарекомендовала себя образовательная система «Школа-2100». Учителя основной школы могут применить в практической деятельности технологию оценивания образовательных достижений учащихся (по А. А. Вахрушеву), адаптируя ее к обучению лицеистов в основной школе. Авторы технологии предлагают четко сформулированные правила оценивания учебных успехов обучающихся.

1-е правило. Что контролировать и оценивать? Оценивается любое успешное действие, отметка ставится только за решение полноценной задачи - умение использовать знания.

2-е правило. Кто оценивает? Учитель и ученик определяют оценку в диалоге, учитывая внешнюю оценку и самооценку. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку.

3-е правило. Когда оценивать? За каждую учебную задачу или несколько задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отметка.

4-е правило. Где фиксировать результат? Отметки выставляются учителем в рабочий журнал в графу того умения, которое было основным и приобреталось в ходе решения конкретной задачи.

5-е правило. Как учитывается желание ученика? За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, поскольку при изучении нового материала ученик имеет право на ошибку. В ходе проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, он имеет право пересдать учебный материал.

6-е правило. Как определяются итоговые оценка и отметка? Итоговые оценки и отметки (за триместр) ставятся за учебный модуль. Итоговая оценка - это показатель уровня достижения планируемых результатов. Отметка определяется как среднее арифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом пересдачи [6].

7-е правило. По какой шкале оценивать достижение планируемых результатов? Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности. Базовый уровень - умение выполнять простые действия в знакомой учебной ситуации. Оценка «удовлетворительно» (отметка «3»).

Повышенный уровень - умение выполнять действия в измененной учебной ситуации. Оценка «хорошо» (отметка «4»).

Высокий уровень - умение выполнять действия в новой учебной ситуации. Оценка «отлично» (отметка «5»). На этом уровне школьники решают сложные задачи по не изученному ранее материалу, в этой ситуации требуются самостоятельно добытые знания и самостоятельно усвоенные умения, этот уровень демонстрирует особые успехи лицеистов.

6. Соотношение внешней и внутренней оценки. В практике работы школы используется соотношение внешней и внутренней оценки. Внутренняя оценка - это оценка самой школы, выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями. Эффективность внутренней оценки зависит от того, насколько выбранные средства способствуют выполнению основных функций: 1) обеспечивать обратную связь, т. е. информировать учеников об их продвижении в усвоении программы; 2) обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся, т. е. ориентировать школьников на успех, поощрять их, отмечая сильные стороны, позволять школьником продвигаться в собственном темпе. Внешняя оценка - это оценка, которую осуществляют внешние по отношению к школе службы. Эффективность внешней оценки зависит от следующих функций: 1) функции ориентации образовательного процесса на достижение планируемых результатов посредством уточнения содержания и критериев внутренней оценки; 2) функции обратной связи, т. е. информации для управления качеством образования. В настоящее время внешняя оценка проводится в рамках следующих процедур: государственная итоговая аттестация выпускников, аттестация работников образования, аккредитация образовательных учреждений, мониторинговые исследования качества образования [7].

Вывод. В лекции на тему «Оценка достижения планируемых результатов» мы рассмотрели теоретические положения, которые разработаны Институтом стратегических исследований в образовании РАО под научным руководством члена-корреспондента РАО А. М. Кондакова, а также представили методические материалы рекомендательного характера для практической деятельности учителя.

2-й этап. Диагностика готовности учителя к реализации в практике работы стандарта второго поколения

Цель диагностики - выявление уровня готовности учителя к профессиональной деятельности в условиях реализации стандарта второго поколения. Определение уровня готовности происходит в процессе сравнения выявленных качеств, которыми обладает учитель, с теми, которые приняты учителем как эталон. Анализ позволяет определить степень отклонения личностных качеств учителя от эталонного представления. Оценка трудностей и недостатков позволяет определить приемы научно-методической поддержки учителя в процессе его обучения новым приемам работы. Диагно-

стика позволяет учителю откорректировать свои действия и определить пути профессионального саморазвития. На этом этапе мы провели диагностику, используя комплекс следующих методик: «Восприимчивость педагогов к новшествам», «Определение затруднений педагогов при организации учебного процесса», «Оценка готовности и адаптированности личности к активной педагогической деятельности». В диагностике принимала участие творческая группа учителей-исследователей, которые работают в 5-х классах лицея. В целом диагностика показала, что учителя-исследователи позитивно воспринимают новшества, мотивированы на участие в опытно-экспериментальной работе, готовы к активному педагогическому сотрудничеству. Однако имеются и определенные затруднения в деятельности педагогов. Это отбор содержания учебного материала для проведения процедуры оценки достижения планируемых результатов деятельности лицеистов; методика конструирования заданий для самостоятельной работы, цель которых развитие универсальных учебных действий обучающихся; моделирование системы уроков в режиме деятельностного обучения; анализ и самоанализ урока. Большинство педагогов отметили, что испытывают затруднения в описании своего опыта работы и затрудняются в разработке авторских программ по учебному предмету. Проблемы, выявленные в процессе диагностики, позволили сформулировать основные темы для обучения учителей-исследователей в условиях работы методической школы, отобрать эффективные формы организации подготовки учителя к работе в новых условиях; определить направления опытно-экспериментальной работы в процессе подготовки учителей-предметников к оценке достижения планируемых результатов.

3-й этап. Педагогический тренинг «Конструирование задания для самостоятельной работы школьников на этапе изучения новой учебной информации»

Педагогический тренинг мы рассматриваем как современную форму обучения, которая позволяет через систему специальных упражнений актуализировать педагогические знания учителей-исследователей, мотивировать их на овладение новыми профессиональными техниками и технологиями, стимулировать взаимодействие между коллегами, способствовать повышению профессионального статуса. Педагогический тренинг по конструированию задания для самостоятельной работы способствует, прежде всего,

формированию готовности участников тренинга к творческой деятельности.

Обучая учителя конструировать задание для самостоятельной работы, оценивать достижения лицеистами планируемых результатов, мы, прежде всего, должны ответить на вопрос, как подготовить учителя к формированию у учащихся универсальных учебных действий. Концепция универсальных учебных действий, методология проектирования, Программы развития универсальных учебных действий, система заданий для самостоятельной работы школьников разработаны авторским коллективом под руководством А. Г. Асмолова [8]. Это учебное пособие эффективно применяется учителями основной школы с целью использования в практике работы инновационных идей.

Однако при моделировании уроков, цель которых определить уровень достижения учащихся, важно на этапе изучения нового материала использовать задания для самостоятельной работы, обеспечивающие комплексный характер развития УУД. Такие задания могут быть использованы в качестве тренировочных в процессе подготовки школьников к оценке достижения планируемых результатов.

Обучение учителей конструированию задания для самостоятельной работы по изучению новой учебной информации осуществляется с позиций реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

Рассмотрим пошаговый алгоритм.

Первый шаг: определяется цель работы, т. е. учитель и учащиеся прогнозируют результат совместной деятельности в процессе выполнения задания. (Вопрос: что надо сделать?)

Пример: Известно, что одна из глобальных проблем человечества - продовольственная. Предложите наиболее рациональные, на ваш взгляд, пути решения этой проблемы.

Второй шаг: определяется познавательная составляющая содержания задания. (Вопрос: с какими источниками информации надо работать?)

Пример: Рекомендуется использовать текст учебной статьи (с. ...) и раздаточный материал к уроку.

Третий шаг: определяются основные правила самостоятельной работы, т. е. выявляется основа для регулирования школьниками своей деятельности в процессе выполнения задания. (Вопро-

сы: а) Как оформить работу? б) Какую форму организации познавательной деятельности (ФОПД) использовать? в) Какое количество времени отводится на выполнение работы?)

Пример: Предварительно работу выполняем в тетради в форме опорного конспекта, затем конструируем ответ-монолог. Работаем в творческих парах в течение четырех минут.

Четвертый шаг: определяется коммуникативная составляющая задания. (Вопрос: как осуществляется обратная связь?)

Пример: Ответ-монолог обсуждаем в паре, затем в классе, по ходу ответа корректируем записи в тетради.

Пятый шаг: определяется качественная и количественная оценка достижения планируемых результатов. (Вопрос: как будем оценивать достижение планируемых результатов самостоятельной работы?)

Пример: опорный конспект в тетради сравниваем с опорным конспектом на доске, определяем наиболее рациональное кодирование информации.

Шестой шаг: определяется уровень личностных достижений обучающихся. (Вопрос: какие умения мы приобрели в процессе выполнения работы?)

Пример: мы приобрели следующие умения: 1) прогнозировать результат своей работы; 2) работать с различными источниками информации; 3) работать в соответствии с правилами; 4) кодировать информацию в форме опорного конспекта; 5) сравнивать результаты самостоятельной работы; 6) определять наиболее рациональные приемы кодирования информации; 7) работать в сотрудничестве с одноклассниками; 8) уважительно относиться к результатам своей работы и работы одноклассников.

Таким образом, задание для самостоятельной работы в данной конструкции включает: предметный, метапредметный (познавательный, коммуникативный, регулятивный), личностный уровни -и обеспечивает комплексный характер формирования УУД.

Как в целом формулируется задание для самостоятельной работы школьников?

Известно, что одна из глобальных проблем человечества -продовольственная. Предложите наиболее рациональные, на ваш взгляд, пути решения этой проблемы. Рекомендуется использовать текст учебной статьи (с. ...) и раздаточный материал к уроку. Предварительно работу выполняем в тетради, затем кон-

струируем ответ-монолог. Работаем в творческих парах в течение четырех минут. Ответ-монолог обсуждаем в паре, затем в классе, по ходу ответа корректируем записи в тетради. Опорный конспект в тетради сравниваем с опорным конспектом на доске, определяем наиболее рациональное кодирование информации. Затем отвечаем на вопрос: какие умения мы приобрели в процессе выполнения работы?

Таким образом, обзорные лекции и занятие-тренинг по конструированию задания по самостоятельной работе позволяют подготовить коллектив учителей к работе в опытно-экспериментальном режиме. Этот вид деятельности требует от учителя особой мотивации на создание инновационного продукта, владения исследовательскими умениями и желания участвовать в общественной экспертизе по результатам педагогического исследования.

4-й этап. Работа временной научной-исследовательской группы (ВНИГ) «Моделирование системы уроков»

ВНИГ, как известно, создается на определенное время для решения конкретной профессиональной задачи. В нашем случае это изучение требований нового стандарта образования и моделирование системы уроков в режиме системно-деятельностного подхода к обучению. Исследование осуществляется каждым участником ВНИГ в процессе работы с экспериментальным классом (по выбору учителя). Важно, что на этом этапе определяются перспективы учителя, каждого ученика в отдельности и класса в целом. Определяются внутренние и внешние ресурсы лицеистов и учителя. Экспериментальные уроки моделируются с учетом достижения планируемых результатов. В процессе апробирования экспериментальных уроков осуществляется коррекция содержания методов и средств обучения лицеистов. По результатам экспериментальной работы учителя-исследователи подготавливают текст выступления, оформляют презентации, конструируют вопросы для дискуссии на заседании ВНИГ. На основе материалов экспериментальной работы подготавливаются методические рекомендации, которые позволяют провести серию демонстрационных уроков для учителей лицея и других образовательных учреждений. Учителя выступают в этом случае в качестве экспертов. По результатам общественной экспертизы учителя-исследователи выявляют новые проблемы и определяют пути их решения в педагогической практике.

Учителя основной школы затрудняются адаптировать планируемые результаты на язык конкретных умений и формулировать цели урока в соответствии с требованиями стандарта.

Целью работы ВНИГ учителей, работающих в 5-х классах, была разработка дидактических моделей экспериментальных уроков по осуществлению комплексного подхода к оценке достижения планируемых результатов.

Дидактические модели экспериментальных уроков в основной школе разрабатывались с учетом требований стандарта и Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа).

Цели урока по содержанию разрабатываются как планируемые результаты, которые имеются в соответствующем разделе Примерной основной образовательной программы для основной школы, и ориентированы на требования стандарта образования.

Содержание урока разрабатывается учителем с использованием возможностей ИКТ, образовательных ресурсов сети Интернет. Особое внимание в модели урока уделяется методам и приемам оценки и самооценки достижения планируемых результатов. Модели экспериментальных уроков раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений обучающихся [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учителя-предметники, планируя деятельность учащихся на каждом этапе урока, выделяют те результаты, которые формируются в процессе обучения.

Структура модели урока включает три блока: а) дидактическое обоснование, б) ход урока в форме таблицы, в) приложения.

Рассмотрим особенности дидактического обоснования урока комбинированного типа: тема, класс, дидактическая цель, тип урока, планируемые результаты (цели по содержанию), методы обучения, формы организации познавательной деятельности, средства обучения. Учителю требуется особое внимание обратить на конструирование в дидактическом обосновании урока планируемых результатов, оформление которых предполагает последовательное перечисление предметных действий, метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных) и личностных.

Рассмотрим особенности модели урока комбинированного типа на примере урока В. В. Барановой, заслуженного учителя РФ, учителя географии КОГОАУ «Лицей естественных наук».

Тема урока «Леса».

Дидактическая цель - способствовать достижению планируемых результатов в процессе осознания новой информации, ее закрепления и применения на уровне способов действия средствами технологии проблемного обучения.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты (цели по содержанию):

• предметные: знать отличительные черты лесных природных зон мира; уметь 1) читать карты атласа, 2) работать с интерактивной картой «Природные зоны мира»; 3) описывать внешний облик природных зон; 4) характеризовать природные зоны по типовому плану и картам атласа; 5) устанавливать взаимосвязи между компонентами природы в зоне лесов;

• метапредметные:

а) познавательные: уметь 6) работать с текстом и внетекстовыми компонентами учебника: осуществлять поиск необходимой информации; 7) решать учебно-познавательные задачи; 8) решать учебно-практические задачи;

б) коммуникативные: уметь 9) формулировать собственное мнение; 10) аргументировать свою точку зрения; 11) задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; 12) осуществлять контроль, коррекцию, оценивать свои действия и действия партнера;

в) регулятивные: уметь 13) анализировать достижение цели; 14) планировать пути достижения цели; 15) контролировать свое время и управлять им;

• личностные: 16) уважение к собственной личности; 17) доброжелательное отношение к окружающим; 18) потребность к самовыражению и самореализации; 19) готовность к выполнению прав и обязанностей ученика.

Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковый, проблемного изложения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.

Средства обучения: УМК под ред. В. П. Дронова, карты атласа, электронное приложение к учебнику, интерактивная карта, «путеводитель» (авторская система заданий для самостоятельной работы).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент

Приветствует учащихся, обращает внимание на тему и проблемные вопросы. Помогает формировать группы

Готовят место для работы; участвуют в формировании творческих групп_

19 (Л)

Целепола-гание и мотивация

Знакомит с перечнем действий, которыми может овладеть учащийся, работая с «путеводителем»

Знакомятся с «путеводителем», определяют перспективы своей работы, пути достижения цели

13, 14 (Р)

Актуализация базовых знаний и умений

Проводит мини-конкурс по опережающему домашнему заданию (описание внешнего облика природных зон арктических пустынь и тундры)

Участвуют в конкурсе. Три ученика -члены жюри - оценивают участников конкурса по определенным критериям (см. приложение 1)

5 (ПР) 7 (П) 9, 10 (К) 13 (Р) 17 (Л)

Усвоение новых знаний и умений

Проблемное изложение материала. Пояснение к заданиям для самостоятельной работы в «путеводителе» (см. приложение 2)_

Работают с «путеводителем», используя разные средства учебной информации

1,2,4,5 (ПР) 6,7,8 (П) 9,10,11,12 (К) 13,14,15 (Р) 17,18 (Л)

Закрепление новых знаний и умений

Консультирует работу с «путеводителем», корректирует результаты деятельности

Работают с «путеводителем». Обмениваются вопросами в парах, осуществляют взаимоконтроль_

1,2,4 (ПР) 7,8 (П) 10,11,12 (К) 13,14,15 (Р) 17,18(Л)

Применение новых знаний и умений

Решение проблемных задач по использованию ПК и его сохранению

Решают проблемные задачи, доказывают эффективность решения проблем_

4 (ПР) 7 (П) 9,10 (К) 17,18 (Л)

Оценка достижения планируемых результатов

Предлагает цифровой диктант диагностического характера

Выполняют работу в «путеводителе»

4 (ПР)

8 (П)

9 (К) 13,15 (Р) 18 (Л)

Подведение итогов урока, рефлексия

Высказывает свое мнение по овладению УУД. Организует работу по завершению урока

Заполняют диагностическую карту в «путеводителе», определяют уровень своих достижений

9,10,12 (К) 18 (Л)

В таблице используется закодированная информация в графе «Планируемые результаты». Цифра обозначает номер умения, которое формируется в процессе деятельности учителя и учащегося, буквы обозначают группу умений: ПР - предметные; П - познавательные; К - коммуникативные; Р - регулятивные; Л - личностные.

Приложение 1

Критерии конкурса на лучшее описание внешнего облика природной зоны:

1) полнота характеристики,

2) взаимосвязь отдельных компонентов,

3) грамотное использование карт атласа,

4) грамотная речь,

5) использование электронного приложения.

Приложение 2 Путеводитель по теме урока «Леса» (6-й класс)

Цель - изучить многообразие лесных природных зон мира, географию их распространения.

I группа: «Смешанные и широколиственные леса».

II группа: «Муссонные переменно-влажные леса».

III группа: «Влажные экваториальные леса».

Система заданий для самостоятельной работы

Задание 1. (Работа в творческих группах). Дать образное описание природной зоны, используя план и комплекс информационных средств (номер группы подчеркнуть).

План описания природной зоны:

1. Географическое положение.

2. Климат: тепло, влага.

3. Почвы, растительность.

4. Животный мир, его приспособления к жизни.

5. Хозяйственное значение.

6. Экологические проблемы.

Задание 2. (Работа в творческих парах). Сконструировать 3 вопроса разного уровня сложности по своей зоне; вопросы записать; вопросы предложить партнеру; осуществить взаимопроверку.

Задание 3. (Работа в творческих группах). Решить проблемную задачу. Свой ответ и ответы других групп записать.

I Группа. Леса - «легкие планеты». Несмотря на свое значение и красоту в разные сезоны года, широколиственные леса в значительной мере в настоящее время уничтожены человеком. Объяснить, почему?

II Группа. Муссонные переменно-влажные леса распространены только на востоке Северной Америки и Евразии. Объяснить, почему?

III Группа. В экваториальных лесах огромное количество опадающей листвы, однако почвы бедны питательными веществами. Объяснить, почему?

Задание 4. Цифровой диктант.

Тайга_

Смешанные и широколиственные леса_

Муссонные переменно-влажные леса_

Влажные экваториальные леса_

1. Леса формируются в условиях жаркого и влажного климата.

2. Почвы подзолистые и мерзлотно-таежные.

3. Территории используются для выращивания риса.

4. Средняя температура января +28 °С, а июля +28 °С.

5. Чередование сухого и влажного сезонов.

6. Главные породы деревьев - сосна и лиственница.

7. Расположены на востоке Сев. Америки и Евразии.

8. Растет тюльпанное дерево.

9. Многоярусные леса.

10. Из животных: олень вапити, медведь гризли.

11. Из птиц: попугаи, колибри, туканы.

12. Из растений: бамбук, магнолии, мимозы.

13. Серые и бурые лесные почвы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Много кровососущих насекомых.

15. Выращивают пшеницу, рожь, подсолнечник, гречиху, кукурузу.

16. Здесь произрастает 70% всех высших растений и 90% всех лиан Земли.

17. В лесах встречается медведь панда.

18. В почвах много железа.

19. Встречаются сибирский кедр, соболь.

20. На стволе и сучьях деревьев растения-паразиты.

Для модели экспериментального урока отбираются задания, формы организации познавательной деятельности школьников и средства обучения к каждому этапу урока в соответствии с планируемыми результатами. Ход урока в виде таблицы позволяет учителю определить процедуру оценки планируемых результатов по ходу и в конце урока.

На этапе планирования урока учителя-предметники особое внимание уделяют системе заданий для самостоятельной работы учащихся, анализируют типы заданий, которые предлагают авторы учебников. Предпочтение отдается заданиям, которые ориентированы на оценку действий школьников по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.

При разработке заданий оценочного типа педагоги-практики могут использовать следующие принципы системы оценки достижения планируемых результатов:

• критериальность: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам (критериями являются целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку);

• уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС;

• комплексность оценки - возможность суммирования результатов;

• приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя;

• гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагают использование различных форм оценивания образовательных результатов;

• открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки доводится до сведения обучающихся [10].

Одна из самых «больных» проблем учителя - анализ и самоанализ урока. Анализ, как известно, - это метод научного исследования, рассмотрение отдельных сторон, свойств составных частей определённого предмета или явления. В нашей работе анализ урока мы рассматриваем как метод педагогического исследования результативности деятельности участников образовательного процесса на основе наблюдения.

5-й этап. Семинар-практикум «Анализ современного урока»

Программы наблюдения Баллы Проблемы Рекомендации

1-я программа. Отбор содержания, методов и средств обучения

1. Как сформулирована тема учебного занятия? 2. Как отражает дидактическая цель учебного занятия достижения планируемых результатов? 3. В режиме какой педагогической технологии осуществляется образовательные процесс на учебном занятии? 4. Какой типологии (классификации) уроков придерживается автор учебного занятия? 5. Как сформулированы ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты? 5.1. Предметные результаты. 5.2. Познавательные универсальные и учебные действия. 5.3. Коммуникативные универсальные учебные действия. 5.4. Регулятивные универсальные учебные действия. 5.5. Личностные универсальные учебные действия. 6. Какой типологии (классификации) методов обучения придерживается автор учебного занятия?

Программы наблюдения Баллы Проблемы Рекомендации

7. С помощью каких методов обучения реализуется самостоятельная познавательная деятельность школьников на учебном занятии? 8. Как обеспечивается дифференциация требований к подготовке? 9. Какие формы организации познавательной деятельности применяет автор учебного занятия? 10. Какой комплекс средств обучения использует автор учебного занятия для достижения планируемых результатов?

2-я программа. Формирование УУД в процессе выполнения самостоятельной работы

1. Как с помощью выполнения задания для самостоятельной работы достигаются предметные результаты обучения школьников? 2. Как с помощью задания для самостоятельной работы учитель способствует формированию универсальных учебных действий? 2.1. Познавательных. 2.2. Регулятивных. 2.3. Коммуникативных. 3. Как достигаются личностные результаты обучения школьников?

3-я программа. Формирование ИКТ-компетентности школьников

1. На каких этапах урока учитель использует ИКТ-техно-логии? 2. Как соблюдаются на уроке требования техники безопасности; учитывается специфика работы с различными экранами? 3. Какие приемы ИКТ-технологий использует учитель в процессе урока? 4. На каком уровне учитель владеет приемами ИКТ-тех-нологий? 5. Как учитель создает условия для школьников по использованию в процессе обучения ИКТ-технологий?

4-я программа. Реализация стратегии смыслового чтения и работа с текстом

1. Какие источники информации школьники используют на учебном занятии? 2. Как учитель обучает школьников поиску информации и пониманию прочитанного?

Программы наблюдения Баллы Проблемы Рекомендации

3. Как учитель организует работу с текстом, обучает преобразованию и интерпретации информации? 4. Как учитель способствует оценке информации в процессе работы с учебным текстом? 5. Какие приемы работы с учебным текстом являются наиболее результативными на данном уроке?

5-я программа. Оценка достижения планируемых результатов

1. Как учитель обеспечивает положительную мотивацию и стимулирует познавательную деятельность школьников? 2. Как учитель организует обратную связь в процессе урока? 3. Какие критерии оценки использует учитель для определения уровня достижения школьников? 4. Как школьники осуществляют самоконтроль (самопроверку), взаимоконтроль (взаимопроверку)? 5. Как учитель подводит итоги достижения школьниками планируемых результатов?

Семинар-практикум - это особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности учителей-исследователей. Предполагается, что в процессе групповой дискуссии обсуждаются реальные проблемы, волнующие учителей, определяются пути решения этих проблем, выявляются новые идеи по совершенствованию уроков. Важно, что семинар-практикум проводится с целью взаимодействия учителей-исследователей и «выращивания» инновационного педагогического опыта.

Рассмотрим особенности семинара-практикума по теме «Анализ современного урока». Анализ современного урока позволяет учителям исследователям организовать педагогическое наблюдение для своих коллег, используя наблюдения как наиболее информативный метод исследования в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Научность педагогического наблюдения обеспечивается соблюдением определенных требований: 1) наблюдения проводятся по заранее четко поставленной цели; 2) осуществляются по плану с детально прописанными вопросами, ответ на которые позволяет определить уровень достижений педагога-исследовате-

ля; 3) в ходе наблюдения оформляются результаты и выводы. В процессе педагогического наблюдения осуществляются следующие этапы: выбор объекта и определение цели; составление плана, подготовка документов (бланки протоколов, инструкции и т. д.), сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы); обработка и оформление результатов; анализ результатов и выводы.

Поскольку анализ и самоанализ урока представляет профессиональную трудность для учителя, мы предлагаем программу наблюдения «Анализ современного урока». Цель наблюдения - диагностика уровня достижения учителем и лицеистами планируемых результатов.

Анализ современного урока

В таблице (см. выше) представлены 5 программ для наблюдения за результативностью работы учителя и учащихся на уроке. По каждому критерию предполагается максимальная оценка - 2 балла. Эксперт оценивает результативность работы от 0 до 2 баллов. По количеству баллов можно определить уровень достижений учителя, выявить проблемы и предложить свои рекомендации по коррекции деятельности учителя и ученика.

Заключение

В нашей статье мы представили методические особенности подготовки учителя к оценке достижения планируемых результатов в условиях работы методической школы Лицея естественных наук г. Кирова. Для автора статьи важно было показать основное содержание, формы организации познавательной деятельности обучающихся учителей-практиков, виды учебных занятий и средства развития опыта профессиональной деятельности учителей лицея.

Участники ВНИГ не случайно выбрали проблему для решения в своей исследовательской работе, так как оценка достижения планируемых результатов - одна из важнейших проблем, от решения которой во многом зависит качество образования. Конкретные пути решения проблемы учителя-исследователи предлагают в своих статьях лицейского сборника «Оценка достижения планируемых результатов».

Примечания

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. М. : Просвещение, 2012. С. 10. (Стандарты второго поколения).

2. Развитие научно-методического ресурса школы по осуществлению комплексного подхода к оценке достижения планируемых результатов ФГОС / авт.-сост. Г. Н. Корсакова. Киров : ООО «Типография «Старая Вятка», 2014. С. 45; Русских Г. А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика : пособие для учителя. М. : Ладога -100, 2002. 298 с.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М. : Просвещение, 2011. С. 22-35.

4. Бунеев Р. Н. Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 кл. / Р. Н. Бунеев и др. М. : Баласс, 2014. 48 с.

5. Там же. С. 3.

6. Вахрушев А. А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 кл. / А. А. Вахрушев и др. М. : Баласс, 2015. С. 2.

7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий : в 2 ч. / [М. Ю. Демидова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. М. : Просвещение, 2009. С. 24.

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмо-лов и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010. 159 с.

9. Развитие научно-методического ресурса школы... С. 46.

10. Там же. С. 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.