Научная статья на тему 'Подготовка учащихся учреждений начального профессионального образования к трудовой и социальной адаптации на рынке труда: аналитический обзор'

Подготовка учащихся учреждений начального профессионального образования к трудовой и социальной адаптации на рынке труда: аналитический обзор Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копытов М. А.

В статье представлен аналитический обзор современного состояния и перспектив развития рынка труда и занятости рабочей силы в России; обозначены основные направления модернизации российского начального профессионального образования в контексте подготовки учащейся молодежи к профессиональной и социальной адаптации на рынке трудаI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копытов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the analytical survey of the current state and development prospects of labor-market and labor power in Russia is represented; the principal directions of modernization of Russian basic vocational education in the context of students training for professional and social adaptation in the labor-market are highlighted

Текст научной работы на тему «Подготовка учащихся учреждений начального профессионального образования к трудовой и социальной адаптации на рынке труда: аналитический обзор»

УДК 377.5

М. А. Копытов

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ТРУДОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Институт развития образовательных систем Российской академии образования

Отечественное образование сегодня переживает не менее острый период своего развития, чем мы наблюдали в начале 1990-х годов. Особенно ярко это видно в сфере подготовки учащихся учреждений начального профессионального образования (далее — НПО), когда доминирование приоритета в получении

высшего образования ставит перед системой НПО серьезные задачи по формированию контингента обучающихся и определению оптимального набора форм и методов подготовки профессионалов для различных сфер производства. В рамках нашего исследования проведен сравнительно-сопоставительный ана-

лиз состояния занятости в России на современном этапе, при этом использовались методы анализа разнообразных научно-педагогических источников, обработки статистических данных, содержащихся в материалах и отчетах Международной организации труда, Российских статистических сборниках и других официальных документах.

Аргументированно полагаем, что современное состояние начального профессионального образования характеризуется как позитивными, так и негативными тенденциями развития сферы занятости и трудоустройства выпускников учреждений НПО, что обусловлено рядом социально-экономических факторов.

Так, формирование рынка труда, появление конкуренции и безработицы в России привели к невост-ребованности выпускников учреждений начального профессионального образования, которая ведет к следующим отрицательным последствиям: снижению профессионального уровня выпускников системы НПО, не получивших работу по специальности непосредственно после окончания учебного заведения; повышению напряженности в обществе за счет ухода нетрудоустроенных выпускников в теневой бизнес или криминальные структуры; снижению эффективности капитальных вложений в профессиональную школу, что вызывает периодические попытки сократить ее бюджетное финансирование.

Вместе с тем проведенный анализ выявил новые позитивные тенденции в исследованной области: усиление конкуренции среди рабочей силы, а также наметившаяся в последние годы ориентация работодателей на профессионализм и опытность работника. Данные тенденции хотя существенным образом и осложнили положение выпускников профессиональной школы на рынке труда, несомненно, имеют важнейшее значение. Так, отмечается усиление стремления молодежи к получению профессионального образования различного уровня. Социологические опросы показывают, что наряду с нежеланием многих выпускников работать по полученной специальности (прежде всего, в связи с низким уровнем оплаты труда на имеющихся вакантных рабочих местах), знания, полученные в учебных заведениях, рассматриваются ими как необходимые для своего трудоустройства, работы, а также как основа для последующего обучения и повышения квалификации (непрерывного образования).

Рассмотрение различных аспектов подготовки учащихся учреждений начальной профессиональной подготовки не будет, на наш взгляд, полноценным без использования опыта зарубежных стран. Так, анализ зарубежных источников и изучение опыта Германии и Дании показали, что присущее экономически развитым странам изменение профессиональноквалификационного потенциала, которое характеризуется постоянным замещением одних профессий и квалификаций другими, и возрастание роли непре-

рывного образования становится особо актуальным и в России.

Проведенный анализ научно-педагогических источников показал, что процессом профессиональной адаптации принято считать приспособление индивидуально-личностных качеств человека к жизни и деятельности в изменившихся условиях существования, характеризующееся активным взаимодействием личности со средой. Данный процесс (в зависимости от степени активности личности) ведет к преобразованию среды или к зависимости от нее.

Особенности современного процесса адаптации выпускников учреждений НПО к рынку труда в России обусловлены не только глубокой трансформацией всего устройства общества, радикальным изменением форм собственности и развитием рыночных отношений, определяющих качественные изменения в социально-экономическом поведении людей. В высокой степени они объясняются нестабильностью самой социальной среды, темпы изменения которой далеко не всегда учитывают адаптивные возможности населения.

В настоящее время разрушены почти все существующие ранее механизмы трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования. Практически разорваны связи учебных заведений с производством, более формальный характер приобретают производственное обучение и производственная практика. На рынке труда складывается парадоксальное противоречие, которое состоит в том, что налицо значительное перепроизводство специалистов по отдельным специальностям, с одной стороны, а с другой — еще не отработаны механизмы социального заказа по профессиям, пользующимся наибольшим спросом.

Формирование современного рынка труда с появлением конкуренции и неизбежной безработицы привели к возникновению тенденции сокращения молодежи в составе занятого населения. Так, с 1999 по 2007 г. доля молодежи до 20 лет среди занятых сократилась с 2,9 до 1,8 %, а в возрасте от 20 до 24 лет — с 10,6 до 9,7 %. Однако доля трудоустроенной молодежи в возрасте от 25 до 29 лет, начиная с середины 1990-х гг, имела незначительную тенденцию роста (1995 г. — 11,5 %, 2007 г. — 12,1 %). В целом же за эти годы средний возраст безработных увеличился с 32,7 до 35,4 лет, в то время как общая численность безработных уменьшилась более чем в два раза.

Поэтому в условиях сегодняшней конкуренции на рынке труда и высокого уровня безработицы среди молодежи родители заинтересованы в том, чтобы учреждения начального профессионального образования предлагали их детям образование такого уровня и качества, которое подготовит их к дальнейшей трудовой и социальной жизни, а также сократит процесс адаптации выпускников, что позволит им успешно продвигаться на рынке труда.

М. А. Копытов. Подготовка учащихся учреждений начального профессионального.

Управление процессом и сам процесс адаптации подростков, юношей и девушек к окружающей действительности в значительной, если не в определяющей степени принадлежит системе профобразования. В рыночных отношениях профессиональные учебные заведения должны не просто подготовить своих выпускников к взрослой жизни, но и дать им определенный объем знаний и умений, которые повысили бы их конкурентоспособность на рынке труда, содействовали из занятости в промышленности и сельском хозяйстве, способствовали развитию предпринимательских черт характера.

Анализ отечественного и зарубежного опыта (Германии, Дании) свидетельствует о том, что успешная социально-экономическая адаптация молодежи включает в себя формирование стремления к качественному труду, положительное отношение к изменениям на производстве, умение работать в коллективе, инициативность и ответственность, развитие предпринимательских способностей.

В результате проведенного анализа научно-педагогических источников выявлено, что качества специалистов, пользующиеся особым спросом на современном рынке труда, включают: творческий потенциал, адаптируемость, гибкость, способность разрешать проблемы, способность к гражданской ответственности за принятые решения и последствия своей профессиональной деятельности.

Аргументированно полагаем, что социально-экономическая адаптация выпускников учреждений начального профессионального образования на производстве существенно сдерживается отсутствием специальной службы прогнозирования на ближайшую и более отдаленную перспективы потребностей экономики в квалифицированных рабочих и специалистах. Это верно и по отношению к Сибирским регионам, хотя здесь имеется достаточное количество научноисследовательских институтов, занимающихся проблемами стратегии экономического развития.

Необходимость создания новых структур по адаптации и содействию трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования определяется, на наш взгляд, следующими причинами. Во-первых, рынок труда молодых специалистов — выпускников системы НПО — имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при организации работы по их адаптации и дальнейшему трудоустройству. Во-вторых, необходимо соединить интересы организаций в поиске молодых специалистов и выпускников, ищущих работу или желающих сменить настоящую. В-третьих, работа государственных бирж труда по данному направлению зачастую недостаточно эффективна, так как они ориентированы на трудоустройство населения в целом, а выпускников УНПО как особую категорию безработных не рассматривают.

Определено, что соответствие объемов и структуры подготовки рабочих потребностям экономики требует изменения структуры подготовки кадров рабочих в учреждениях начального профессионального образования с учетом демографических изменений и потребностей рынка труда. Необходим мониторинг развития сети образовательных учреждений начального профессионального образования и подготовки рабочих кадров, а также анализ регионального баланса распределения выпускников общеобразовательных учреждений по каналам обучения и занятости. Требуется точное определение потребности в подготовке кадров рабочих и специалистов в учреждениях начального профессионального образования по годам на ближайшие пять лет и на период до 2020 г. Становятся очевидными и закономерными следующие направления деятельности: организационно-нормативное обеспечение развития и оптимизации сети образовательных учреждений начального профессионального образования; подготовка предложений по формированию и развитию многопрофильных и многофункциональных учреждений НПО; анализ практики интеграции учреждений начального профессионального образования; реализация эффективных отраслевых и региональных программ развития начального профессионального образования.

Противоречия между статичностью начального профессионального образования и динамикой рынка труда разрешаются в настоящее время по трем направлениям. Первое направление связано с коррекцией технологий обучения, базирующихся на субъективизации позиции обучающихся. Второе — с организационной перестройкой обучения, когда появляются новые виды и формы обучения (модульное, открытое, дистантное, экстерн и т.п.). Третье направление связано с развитием технологий, не являющихся учебными ни по содержанию, ни по организационной форме, но сопровождающих и поддерживающих учебный процесс. К таким технологиям могут быть отнесены профориентация учащихся всех звеньев профессиональной школы, социальное проектирование, различные виды социально-психологической поддержки.

Результаты анализа научно-теоретических источников и опытно-экспериментальной работы, проведенные автором настоящей статьи, позволили установить, что в рамках деятельности по содействию адаптации на производстве и обеспечению трудовой занятости выпускников учреждений начального профессионального образования существуют различные задачи, которые были учтены в процессе проектирования и реализации опытно-экспериментальной работы.

Во-первых, это непосредственная деятельность учреждений НПО и социальных партнеров по адаптации и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (организация стажировок и практик, обеспечение временной занятости уча-

щихся, трудоустройства по окончании учреждений профессионального образования).

Во-вторых, это сбор информации о спросе и предложении на рынке труда, создание информационной системы, обеспечивающей выпускников и работодателей данными о рынке труда и рынке образовательных услуг

В-третьих, важнейшее значение имеет переподготовка и дополнительное профессиональное обучение незанятых выпускников. Это организация дополнительных курсов в рамках существующих в учреждениях профессионального образования учебных программ, второе образование, краткосрочные программы переподготовки незанятых выпускников учреж-

дений. Базой для решения этой задачи должны стать уже существующие организации.

И наконец, четвертую группу составляют стратегические задачи УНПО и Служб занятости по содействию трудоустройству выпускников. К ней отнесены: работа с промышленными предприятиями и другими работодателями, анализ спроса на специалистов; определение специфики учреждений профессионального образования на рынке образовательных услуг, взаимодействие с другими учреждениями, органами власти, общественными организациями, определение стратегических ориентиров подготовки специалистов в регионе, конкретном учреждении и др.

Литература

1. Ткаченко Е.В. Современные проблемы социализации учащейся молодежи в системе НПО [Исследовательский проект «Социальный портрет учащихся НПО» в рамках научной программы Министерства образования РФ при поддержке РАО] // Образование и наука. - 2002. - № 2. - С. 59-74.

2. Федотова Е.Е. Подготовка выпускников школ к занятости: Современный зарубежный опыт. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. - 280 с.

3. Шамрай Н.Н. Механизм адаптации учащихся в начальном профессиональном образовании в условиях рынка труда. - М., 1997. - 79 с.

4. Gray K., Herr E. Other ways to win: creating alternatives for high school graduates. - Thousand Oaks, California: Corwin Press, Inc. A Sage Publications Company, 2000. - 198 p.

5. Ravitch D. National standards in American education: a citizen's guide. - Washington, D.C.: The Brookings Institution, 1995. - 223 p.

Поступила в редакцию 22.10.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.