Научная статья на тему 'Подготовка студентов к практической деятельности учителя музыки в процессе освоения инструментальных жанров'

Подготовка студентов к практической деятельности учителя музыки в процессе освоения инструментальных жанров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишуткина Е. В.

В статье рассматриваются вопросы подготовки будущих учителей музыки в классе фортепиано в процессе освоения инструментальных жанров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ишуткина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к практической деятельности учителя музыки в процессе освоения инструментальных жанров»

2. Музыкальный альбом / сост. А. Руббах, Л. Ройзман. - М.: Советский композитор, 1972. - Вып.1. 1-2 классы ДМШ.

3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. -М.: Музыка, 1987.

4. Сборник пьес для фортепиано в 4 руки / сост. Н. Агафонников. - Л.: Советский композитор, 1964.

5. Смирнова Т.И. Интенсивный курс по фортепиано: учебное пособие. Аллегро. Тетрадь № 19. «Музыкальное путешествие». - М., 2000.

6. Фортепианная музыка. Ансамбли для ДМШ. Младшие, средние классы. - М.: Советский композитор, 1991.

7. Хрестоматия фортепианного ансамбля. - М.: Музыка, 1990. - Вып. 1, 2.

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЖАНРОВ

© Ишуткина Е.В.*

Иркутский региональный колледж педагогического образования,

г. Иркутск

В статье рассматриваются вопросы подготовки будущих учителей музыки в классе фортепиано в процессе освоения инструментальных жанров.

Ключевые слова: инструментально-исполнительская деятельность, учитель музыки, инструментальные жанры, методическое оснащение учебного процесса.

В современных условиях музыкальная педагогика призвана разрабатывать новое методическое обеспечение с целью обновления учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности. Новый контингент студентов определяет первостепенность этой задачи. Проблема в том, что большинство студентов не имеет музыкальной базы, основополагающих теоретических знаний, исполнительского опыта, что диктует соответственно новые подходы к образовательному процессу. В условиях современного музыкального образования при решении поставленных задач на практике возникает ряд проблем, без решения которых трудно рассчитывать на успешный педагогический процесс, к ним относится использование на практике ограниченного количества дидактически адаптированных источников

* Преподаватель.

учебной информации. При совершенствовании профессиональной деятельности преподавателя необходимо создание системы методического оснащения учебного процесса, в которой учебно-методические пособия заняли свое достойное место. Работа с учебно-методическими пособиями должна быть направлена на формирование познавательных интересов, инициативы, любознательности, мотивов познания и творчества, воспитание интереса к музыкальным занятиям, стремления использовать полученные знания в процессе обучения, развитие образного, логического мышления, освоение целенаправленной работы с информацией.

Инструментально-исполнительская деятельность, являясь необходимым компонентом учебно-воспитательного процесса, пронизывает всю структуру учебных занятий в классе фортепиано. Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры способствует формированию целостной художественной картины мира, развитию мышления. Целью преподавателя-музыканта является подготовка квалифицированных специалистов, обладающих знаниями, исполнительскими навыками, необходимыми для самостоятельной деятельности в качестве музыкальных руководителей в дошкольных учреждениях, учителей музыки в школе. Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной студента, творческого сотрудничества с преподавателем способствует личностному развитию, реализации творческого потенциала. Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Педагог осуществляет выбор методов обучения, придавая особенное значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий.

В современных условиях музыкальная педагогика призвана разрабатывать новое методическое обеспечение с целью обновления учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности. Новый контингент студентов определяет первостепенность этой задачи. Проблема в том, что большинство студентов не имеет музыкальной базы, основополагающих теоретических знаний, исполнительского опыта, что диктует соответственно новые подходы к образовательному процессу. В условиях современного музыкального образования при решении поставленных задач на практике возникает ряд проблем, без решения которых трудно рассчитывать на успешный педагогический процесс, к ним относится использование на практике ограниченного количества дидактически адаптированных источников учебной информации. Многолетняя работа с различным контингентом студентов подтолкнула к мысли о необходимости создания учебно-методического пособия. Оно отражает личное видение проблемы, касающейся воспитания музыкального исполнительства и способствует тому пути в его решении, который связан с собственным опытом. Посещение педагогической практики, групповых теоретических уроков, прослушивание программ в экзаменационных комиссиях привело к мысли о недостаточности знаний студентов в

области жанра, вот почему несколько лет ведется работа над темой «Подготовка студентов к практической деятельности в процессе освоения инструментальных жанров».

Жанр является системообразующим понятием, которое представляет взаимообусловленность свойств содержания и формы. Раскрытие художественного замысла невозможно без осознания жанровых особенностей инструментального произведения. Актуальность рассмотрения значения музыкального жанра в инструментальном исполнительстве несомненна, потому что жанр определяет постижение художественного образа и понимание содержания музыкального произведения.

Предлагаемое пособие «Инструментальные жанры в системе подготовки музыканта-педагога» представляет собой собрание теоретического материала, методических рекомендаций, фортепианных пьес и ансамблей, соответствующих по степени сложности программам педагогических колледжей, оно помогает формировать представление о жанровом своеобразии, способствует пониманию специфики каждого жанра, учит определять особенности произведений по жанровому признаку.

Музыкальную основу составляют произведения композиторов-классиков, народная музыка, значительно обновленный репертуар. В учебно-методическом пособии систематизирован по жанру практический инструментальный материал, помогающий студентам изучить новые произведения, расширить кругозор, развить исполнительские навыки. Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности. Критерии отбора заключаются в ориентации на высокую художественность учебного материала, его педагогическую целесообразность, учет воспитательных задач и индивидуальных качеств студентов. Пособие дополняет существующие педагогические издания, делая доступными давно не переиздававшиеся произведения.

Цель данного пособия - способствовать формированию культуры будущего учителя музыки через освоение им жанров музыкальных произведений, предлагаемых для использования на уроках основного музыкального инструмента, а также становлению методического мастерства в процессе изучения методических рекомендаций, расширенного педагогического репертуара. Содержание и структура базируются на изучении студентами музыкальных жанров, основных средств музыкальной выразительности, музыкальной формы, основных видов музыкальной деятельности-исполнения, слушания музыки, музыки различных направлений, творческих стилей.

Учебно-методическое пособие состоит из введения, методического предисловия и пяти разделов. Введение обосновывает актуальность выбранной темы, выделяет круг рассматриваемых вопросов, определяет цель и задачи, содержание и структуру пособия, критерии отбора музыкального материа-

ла. В методическом предисловии даны методические рекомендации, методологической основой которых является системный подход, обеспечивающий технологичность и результативность обучения.

В разделе «Старинная сюита» собраны старинные полифонические произведения, даны редкие сведения о композиторах, рассмотрены вопросы развития полифонических навыков, приведены методические разборы произведений. «В мире танца» посвящен танцевальным жанрам, которые составляют значительную часть в области всей жанровой структуры. В этом разделе описаны характерные черты танцевальности, систематизирован теоретический материал по танцам, составлен необходимый студентам в практической деятельности танцевальный словарь. «Инструментальные произведения малой формы» включают большой цикл необходимых на педагогической практике пьес. «Жанры народной музыки» - народные песни в инструментальном изложении от простых прибауток до вариаций на народные темы, это важно для освоения художественно-эстетического содержания народной музыки, расширения представлений о народной музыкальной культуре. Особое внимание уделено ансамблям, представленные игры и аккомпанементы могут служить репертуаром для педагогической практики, для изучения в классе аккомпанемента. Раздел «Джазовый альбом» знакомит с джазовым языком, историей джаза, творчеством выдающихся джазовых музыкантов, содержит методические рекомендации по исполнению джазовых произведений.

Самостоятельная работа студента является важной частью освоения дисциплины. Воспитанию самостоятельности студентов в пособии служат творческие задания, завершающие каждый раздел пособия: кроссворды, шарады, чайнворды, ребусы, тесты, викторины, практические задания на инструменте. Они способствуют активизации творческого мышления студентов, являются принципиально выполнимыми вне зависимости от степени сложности, их решения не ограничены определенными рамками поиска. Выполнив задания, студент может самостоятельно составить вопросы, кроссворды по изученной теме. Данная форма обучения предполагает нестандартное использование полученных знаний, позволяет проявить творческие способности, развивает мышление, активизирует творческое решение поставленных задач.

Опыт педагога-музыканта в педагогическом колледже опирается на практическую работу во всех звеньях музыкального образования и воспитания, поэтому тема пособия охватывает многие виды деятельности, включая основной музыкальный инструмент, аккомпанемент, класс дополнительной подготовки, педагогическую практику. Пособие дополняет существующие педагогические издания и направлено на формирование инструментальной компетентности студентов, составляющей основу их саморазвития. Жанровая грамотность является основанием для воспитания музыкального вкуса.

Умение освоить жанровую основу произведения и передать слушателю музыкальный смысл пьесы - необходимое условие успешной работы будущего учителя музыки.

В результате многолетней работы над пособием достигнуты положительные результаты в обучении, повысилось качество знаний в классе в результате активизации мыслительной деятельности учащихся, повышения интереса к занятиям. Постоянная работа с пособием способствовала проявлению творческой инициативы в изучении программы по слушанию музыки, подготовке ярких вступительных бесед, победам в пианистических конкурсах. Студенты с большим интересом стали заниматься исследовательской работой, были написаны рефераты, курсовые и дипломные работы в области жанра.

Каждый педагог многие годы ведет поиск в методическом направлении. Итогом обобщения собственных профессиональных наработок может явиться создание необходимого в работе пособия, ориентированного на развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, воспитание избирательного отношения к информации, владение умениями организации самостоятельной деятельности студентов. Обновление содержания музыкально-образовательного процесса на современном этапе подготовки музыканта-педагога необходимо, создание учебно-методических пособий на этом пути помогает решению многих задач. Критерии отбора должны заключаться в ориентации на высокую художественность учебного материала, педагогическую целесообразность, учет воспитательных задач и индивидуальных качеств студентов, профессиональную направленность перспективы развития. Специально отобранные, структурированные и систематизированные учебные материалы, направленные на целостное освоение художественных произведений, формирующие и развивающие профессионально значимые качества будущего педагога-музыканта способствуют активизации деятельности студентов.

Основные направления и практика развития современного общества определяют закономерную тенденцию к совершенствованию методов и средств обучения. Решение данной проблемы может быть найдено в рамках внедрения в процесс подготовки специалистов в педагогическом колледже учебно-методических пособий, которые позволят индивидуализировать обучение, активизировать учебно-познавательную деятельность, способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Список литературы:

1. Альшванг А.А. Проблемы жанрового реализма. - М., 1970. - 275 с.

2. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. - М., 1963. - 163 с.

3. Арановский М.Г. На пути к обновлению жанра. - М., 1971. - 315 с.

4. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. - М., 1975. - 179 с.

5. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1995. -290 с.

6. Каган М.С. Морфология искусства. - Л., 1972. - 213 с.

7. Коган Г.М. Работа пианиста. - М., 1985. - 163 с.

8. Савшинский С.И. Пианист и его работа. - М., 1979. - 211 с.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ

© Четверикова О.В.*

Армавирская государственная педагогическая академия, г. Армавир

В статье на примере анализа стихотворений А. Ахматовой и И. Бунина раскрываются особенности функционирования разноуровневых языковых единиц в семантическом пространстве художественного текста.

Ключевые слова поэтический текст, смысловая сфера, языковые единица, авторское сознание, когнитивная структура, авторские смыслы.

Поэтические тексты, созданные в результате реализации коммуникативных стратегий творческой личности, соответствующих когнитивной компетенции эстетического типа, характеризуются когниотипичностью, позволяющей отнести их к художественному, поэтическому типу речи на основе имеющего «набора» структурных и языковых элементов, одновременно выступающих и в качестве средств формирования текста, и в качестве актуа-лизаторов особенностей авторского сознания, и как средства выдвижения авторских смыслов, что в своей совокупности даёт представление об авторской концепции мира и человека, которая, будучи субъективной, пристрастной, приобретает личностную значимость и для получателя речи. Одни и те же элементы поэтического языка в разных идиостилях различаются в когнитивном, эмотивном, эстетическом планах, ибо они являются «производным» смысловой сферы личности [3].

Под термином «смысловая сфера личности» понимается специфика отношения личности к действительности и окружающим «другим», что образует план субъективной реальности, определяющей направленность личности, её мировоззренческий образ мира и образ «Я» [1, с. 46-47]. Смысловую сферу личности составляют ценностные, смысложизненные ориентации, проявляющиеся в различных видах деятельности, в том числе и словесном творчестве.

Как коррелят творческой языковой личности, смысловая сфера связана с образом мира, который в актах речемыслительной деятельности получает

* Доцент кафедры Отечественной филологии и журналистики, кандидат филологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.