Научная статья на тему 'Подготовка студентов к освоению стилистических особенностей авангардной музыки'

Подготовка студентов к освоению стилистических особенностей авангардной музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
247
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТ / STUDENTS / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / АВАНГАРДНАЯ МУЗЫКА / VANGUARD MUSIC / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / INTEGRATED APPROACH / МЕЖВИДОВОЙ СИНТЕЗ / INTERSPECIFIC SYNTHESIS / ВНУТРИВИДОВОЙ СИНТЕЗ / INTRASPECIFIC SYNTHESIS / PREPARING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лазарев Б.Н.

В статье рассматривается проблема подготовки студентов к восприятию стилистических особенностей авангардной музыки. Автор представляет процесс восприятия авангардной музыки как целостную систему освоения студентами специфики выразительных средств авангардной музыки на базе межвидового и внутривидового синтеза, в основе которого, по мнению автора, имеют место процессы интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of preparing students for the perception of vanguard music. The author considers the perception of this musical style as a complete system of a students individual conscious selective links with various aspects of the world around him/her, the integrated approach being in the focus of the authors attention.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к освоению стилистических особенностей авангардной музыки»

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОСВОЕНИЮ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АВАНГАРДНОЙ МУЗЫКИ

Б. Н. Лазарев,

Институт культуры и искусства

Липецкого государственного педагогического университета

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки студентов к восприятию стилистических особенностей авангардной музыки. Автор представляет процесс восприятия авангардной музыки как целостную систему освоения студентами специфики выразительных средств авангардной музыки на базе межвидового и внутривидового синтеза, в основе которого, по мнению автора, имеют место процессы интеграции.

Ключевые слова: подготовка, студент, восприятие, авангардная музыка, интегрированный подход, межвидовой синтез, внутривидовой синтез.

Summary. The article deals with the problem of preparing students for the perception of vanguard music. The author considers the perception of this musical style as a complete system of a student's individual conscious selective links with various aspects of the world around him/her, the integrated approach being in the focus of the author's attention.

94 Keywords: preparing, students, perception, vanguard music, integrated approach,

interspecific synthesis, intraspecific synthesis.

Освоение студентами авангардной музыки - процесс сложный, диалектически противоречивый и многофакторный. Он обусловлен, с одной стороны, спецификой авангардной музыки как направления в искусстве, с другой - особенностями её восприятия.

При построении модели освоения студентами авангардной музыки мы исходили из основополагающих положений интегративного подхода.

Под интеграцией (от лат. integra-Ыоп - восстановление, восполнение;

integer - целый) принято понимать аспект процесса развития, связанный с объединением в целое разнородных частей и элементов. При характеристике данного понятия особое значение придаётся упорядочиванию элементов внутри системы. При этом уровни интеграции могут быть различными, так как части (компоненты), входящие в состав целого, могут частично сохранять автономию или её утрачивать. Важным в плане рассматриваемой проблемы представляется то, что компоненты, подлежащие

упорядочиванию, как бы «приводят к единому знаменателю». Однако объединение этих компонентов (частей) возможно лишь при условии общецелевой и функциональной направленности. Следовательно, ядром понятия «интеграция» является процесс упорядочивания разнородных компонентов в некую целостность, систему, имеющую потенциал развития.

Исходя из этого, мы разработали модель освоения студентами авангардной музыки, нацеленную на понимание разнонаправленных, основанных на синтезе связей и отношений этой музыки с другими сферами культуры и разных направлений в самой музыке. Анализ выразительных средств авангардных произведений и сравнение их с традиционными средствами музыки показывает, что синтез в авангардной музыке должен рассматриваться не как одна из локальных её характеристик, а как главная особенность, реализуемая и глобально, и локально. В свете сказанного все специфические черты авангардных произведений целесообразно рассматривать с позиций проявления синтеза.

Разработанная нами модель освоения авангардной музыки включает в себя два блока, направленных на освоение особенностей проявления соответственно межвидового синтеза (первый блок) и внутривидового синтеза (второй блок). Данные блоки находятся в органической взаимосвязи. Межвидовой синтез характеризуют процессы взаимодействия между музыкой и смежными видами искусства, наукой и другими сферами человеческой культуры (техникой, религией), а внутривидовой синтез - процессы взаимовлияния в самой музыке (между стилями, жанрами, формами,

параметрами и т. п.). Полноценное освоение студентами произведений авангардной музыки без понимания этих особенностей невозможно, поэтому рассмотрим подробнее каждый из выделенных нами блоков.

Межвидовой (глобальный) синтез в авангардной музыке проявляется, в частности, в отражении в ней взаимосвязи, смешения элементов культур, относящихся к различным этнотипам (прежде всего Востока и Запада). Проникновение философских, религиозных, мировоззренческих восточных и вообще внеевропейских элементов нашло отражение в творчестве многих композиторов-авангардистов (С. Гу-байдулина, А. Раскатов, К. Штокхау-зен и др.). Восприятие восточных и других внеевропейских элементов в авангардных произведениях основано на ощущении некоторой экзотичности, поскольку традиционная музыка воспитывает современного слушателя главным образом на западных образцах, формируя западное музыкальное мышление. В то же время для композиторов, чьё детство и юность прош- 95

ли в странах Юго-Восточной Азии -

(Тан Дун, Хо Шиньен), экзотикой являлась западная авангардная музыка, возможность знакомства с которой они получили только в зрелом возрасте. В связи с этим подготовка студентов к освоению авангардной музыки должна предусматривать предварительное знакомство с семантикой того или иного произведения, местом и ролью элементов других культур в создании музыкального образа. Иными словами, при освоении студентами авангардной музыки необходимо учитывать синтез культур, который является глобальным направлением в авангардном искусстве.

Наряду с взаимодействием неродственных этнических культур значительное место в блоке, характеризующемся межвидовым синтезом, занимает раскрытие взаимосвязи авангардной музыки с европейской философией и религией. При этом в центре внимания оказывается проникновение в музыку религиозной философии (например, С. Губайдулина «Семь слов Христа» для виолончели, баяна и струнных). В связи с этим подготовка студентов к освоению авангардной музыки должна включать в себя знакомство с системой взглядов на мир, на творчество и искусство, присущих тому или иному композитору-новатору. При этом важным представляется актуализация имеющихся у учащихся базовых знаний в области философии.

Межвидовые связи, характеризующие процессы синтеза в авангардной музыке, проявляются также во взаимодействии музыки с целым рядом наук, среди которых особое значение приобретают математика и физика. К примеру, такая техника авангард-96 ной музыки, как сериализм, возникла путем «математизации» музыки. Серии всех параметров (звуковысот-ность, ритмика, динамика, тембр, регистр, плотность, темп и др.) выводились из единых цифровых соотношений («связанные серии») с целью создать конструктивистский автоматизм, что сообщало сериализму черты искусственности. Например, одно из самых известных произведений К. Штокхаузена «Kreizspiel» («Перекрёстная игра») построено на сложном алгоритме, включающем введение нескольких серий внутри одного параметра (полисерийность). При освоении такого рода музыкальных

произведений, на наш взгляд, важно познакомить студентов с заложенным в нём алгоритмом, а также с партитурой, которая довольно часто представляет собой структурный план. На сенсорном уровне сериализм воспринимается как некая механически упорядоченная музыка.

Межвидовой синтез в авангардной музыке проявляется и в проникновении в неё достижений современной техники. Например, магнитофонная лента становится композиционным элементом не только в качестве контрапункта (мужской хор в балете Б. Ти-щенко «Ярославна»), но и создателя канона многозвучной массы голосов и даже реприз произведения, как в «Vivente-non-vi vente» С. Губайдулиной с подключением в записи на плёнку всех тем цикла в XII части.

Синтез музыки и техники проявляется также в использовании композиторами-авангардистами электронной музыки. Электронная музыка в авангарде прошла путь от трансформации натуральных звуков (Э. Артемьев) до синтезирования вокального голоса (ария Царицы ночи Моцарта в парижском INGRAM под руководством П. Булеза) и породила весьма дифференцированную звукоконструк-тивную систему языка.

«Разгерметизация» авангардной музыки нередко связана и с процессом слияния музыки с другими видами искусства - театром, литературным словом, изобразительным искусством, что также служит проявлением межвидового синтеза. Примером «театрализации» авангардной музыки являются сочинения М. Ка-геля «Для сцены», Дж. Кейджа «Театральная пьеса», Первая симфония А. Шнитке и др. Освоение элементов

театрального в авангардной музыке невозможно без осмысления тех знаний, которые автор придаёт произведению. Рационалистический подход к освоению авангардных произведений предполагает рассмотрение их партитур, представляющих не только запись музыки, но и в определённой степени автономные произведения графики (Э. Денисов, В. Екимов-ский, К. Штокхаузен, Г. Уствольская и др.). К примеру, партитура сочинения Э. Денисова «Пение птиц» напоминает древесный спил, партитура «В созвездии Гончих Псов» для трёх флейт В. Екимовского представлена в виде круга с отдельными нотными станами, на которых записаны музыкальные фразы, зашифровывающие названия созвездий, т. е. является своеобразной картиной звёздного неба. В связи с этим при подготовке студентов к освоению авангардной музыки важно предусматривать изучение партитуры, выявление особенностей графических начертаний и определение их смысла в контексте целостных произведений.

Внутривидовой синтез в авангардной музыке проявляется в локальных процессах, характеризующих отношения внутри музыкального искусства. К таким элементам относятся направления, стили, жанры, формы и, наконец, разнообразные параметры, отношения между которыми можно рассматривать как проявление внутривидового синтеза. Как показал анализ выразительных средств авангардной музыки, все эти проявления с точки зрения синтеза могут быть отнесены, на наш взгляд, к двум основным категориям - к полистилистике и к полипараметровости музыкального языка (термин В. Н. Холоповой).

Взаимодействие между направлениями и стилями, а также между жанрами и формами в авангардной музыке породило такое новое явление, как полистилистика, которую широко использовали в своих произведениях Л. Берио, С. Губайдулина,

A. Шнитке и др.

По мнению В. Н. Холоповой, полистилистика «выполнила ряд смысловых и конструктивных задач: усилила ассоциативный ряд музыки, заменив словесную программность XIX века; ответила на потребность музыки быть приверженной не только эвристике, но и художественному канону; осуществила обогащающий языковой синтез; способствовала демократизации языка, смыканию субкультур XX века; дала новую основу музыкальной драматургии и формообразованию»1.

Поскольку полистилистика предполагает соединение целых пластов, фрагментов музыки разных веков, использование их как семантических единиц музыкальной ткани авангардных произведений, её освоение требует от студентов определённого слушательского опыта общения с музыкой 97 разных направлений и стилей.

Восприятие полистилистики неразрывно связано с освоением другого уровня организации авангардных произведений - полипараметро-вости музыкального языка.

Следует отметить, что в искусствоведческой литературе все параметры авангардной музыки делятся на две большие группы - традиционные и новые (М. Н. Тараканов, Ю. Н. Холопов,

B. Н. Холопова и др.). Традиционные параметры, выступая в качестве эле-

1 Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: Учеб. пособие. - СПб.: Лань, 2006. -С. 447.

ментов музыкальной ткани авангардных произведений, в то же время подчиняются совершенно иным законам композиции, они тесно переплетены с новыми элементами (которых значительно меньше) и образуют качество иного уровня. Восприятие полипара-метровости музыкального языка, её особенностей также требуют от студентов предварительной подготовки. Полипараметровость музыкального языка, по мнению В. Н. Холоповой, предполагает «наличие в музыкальной форме не двух классических основ (те-матизм и гармония), а значительно большего количества: мелодики, ритмики, звуковысотности, фактуры, динамики, тембра, артикуляции и др.» [Там же. С. 448]. К новым основам в концепции В. Н. Холоповой отнесены пространственность, свет (цвет), жест, «параметр экспрессии».

Таким образом, освоение авангардной музыки может быть полноценным при условии понимания протекания разнонаправленных процессов синтеза, характеризующих музыкальный образ. При этом межвидовой и вну-98 тривидовой синтез проявляется в индивидуальном стиле, пришедшем на смену различным стилям и направлениям. Учёт индивидуального стиля отражён в теоретической модели освоения авангардной музыки как один из важных компонентов, в содержании которого как в фокусе сходятся все её особенности, основанные на синтезе.

Для понимания индивидуального стиля важно выбирать наиболее яркие (в плане его демонстрации) произведения, которые будут являться опорными в накоплении у студентов дальнейшего опыта. Следует также учитывать, что при освоении аван-

гардной музыки студенты должны понимать современные изменения в системе сотворчества композитора, исполнителя и слушателя, направленные на усиление активной позиции последних.

Синтез творчества исполнителя и автора отразился в таком новаторском приёме, как алеаторика, предполагающем более или менее свободное решение композиции исполнителем на основе допущения композитором той или иной неопределённости. Теоретическую работу «А1еа» (букв. «жребий») создал П. Булез. С педагогической точки зрения необходимо подчеркнуть, что прослушивание але-аторного произведения без предварительной установки не делает возможным её определение.

Итак, подготовка студентов к освоению авангардной музыки предполагает усиление рационального начала в понимании музыкального образа. В связи с этим разработанная нами теоретическая модель освоения авангардной музыки сориентирована на осознание студентами процессов синтеза, проявляющихся в глобальном (межвидовом) и локальном (внутривидовом) направлениях. Важным условием полноценного освоения авангардных произведений становится также осмысление студентами значения выразительных средств в создании музыкального образа и их интегративности с позиций межкультурных и поликультурных субъект-субъектных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.