Научная статья на тему 'Подготовка студентов к осуществлению эстетического воспитания школьников в обучении биологии'

Подготовка студентов к осуществлению эстетического воспитания школьников в обучении биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ / AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаурова Татьяна Ильинична, Фетисова Наталья Евгеньевна

Рассматривается проблема подготовки студентов к осуществлению эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы в процессе биологического образования. Определены этапы, уровни сформированности готовности студентов к эстетическому воспитанию учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of preparing university students for the implementation of aesthetic education of secondary school pupils in the course of biological education. Stages and levels of students’ readiness of for aesthetic education are determined.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к осуществлению эстетического воспитания школьников в обучении биологии»

педагогические науки

циалистов дошкольного образования. М.: Пед. о-во России, 2001.

* * *

1. Badulina O.I. Jemocional'noe blagopoluchie doshkol'nikov. M.: Jekonom-inform, 2002.

2. Bitjanova M.R. Shkol'nyj psiholog: ideja psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija // Direktor shkoly. 1997. № 3. S. 4-12.

3. Grebenshhikova T.V. Model' pedagogicheskoj podderzhki jemocional'no-jekspressivnogo razvitija detej v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2017. № 4(117). S. 70-76.

4. Grebenshhikova T.V. Pedagogicheskaja pod-derzhka jemocional'no-jekspressivnogo razvitija detej v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii: dis. ... kand. ped. nauk. Novokuzneck, 2011.

5. Glevickaja V.S. Algoritm modeli psiho-logicheskogo soprovozhdenija detsko-roditel'skih ot-noshenij v doshkol'noj organizacii // Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta. 2016. № 5. S. 518-520.

6. Ezhkova N.S. Teorija i praktika jemocional'no razvivajushhego vospitanija i obrazovanija detej doshkol'nogo vozrasta: dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2009.

7. Ezhkova N.S. Pedagogicheskie osnovy jemo-cional'nogo razvitija detej treh-shesti let // Detskij sad ot A do Ja. 2007. № 1. S. 34-50.

8. Kazakova E.I. Sistema kompleksnogo so-provozhdenija rebenka ot koncepcii k prakti-ke // Psihologo-pedagogicheskoe mediko-social'noe soprovozhdenie razvitija rebenka. SPb.: S.-Peterb. gos. un-t ped. masterstva, 1998.

9. Lapteva Ju.A., Morozova I.S. Razvitie jemo-cional'noj sfery rebenka doshkol'nogo vozrasta // Vestn. Kemer. gos. un-ta. 2016. № 3. S. 45-50.

10. Lapteva Ju.A. Vozrastnaja izmenchivost' pokazatelej jemocional'nogo razvitija detej v period doshkol'nogo vozrasta // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2016. № 9-10. S. 19-25.

11. Lapteva Ju.A. Soderzhatel'nye harakteristiki jemocional'nogo razvitija detej doshkol'nogo vozrasta // Vektor nauki Tol'jat. gos. un-ta. Ser.: Pedagogika, psihologija. 2016. № 3. S. 84-90.

12. Majer A.A. Sistema soprovozhdenija so-cializacii rebenka v obrazovanii // Psihologo-pe-dagogicheskoe soprovozhdenie processa socializacii lichnosti v sovremennom obrazovatel'nom prost-ranstve: materialy regional'noj nauch.-prakt. konf. Petropavlovsk: SKGU im. M. Kozybaeva, 2011. T. 2. S. 235-240.

13. Chirkova T.I. Psihologicheskaja sluzhba v detskom sadu: ucheb. posobie dlja psihologov i spe-cialistov doshkol'nogo obrazovanija. M.: Ped. o-vo Rossii, 2001.

Model of psychological and pedagogical support of emotional development of children in a modern kindergarten

The article is describes the conditions for the realization of the model of psychological and pedagogical support for the emotional development of preschool children. The author presents a model of psychological and pedagogical support of the emotional development of preschool children and the results of its experimental approbation in the kindergarten. The content and sequence of tasks accompanying the emotional development of children's activities is shown on the example of the average preschool age.

Key words: emotional development, psychological and pedagogical support, structural and functional model, tasks of emotional development, conditions of support, children of preschool age.

(Статья поступила в редакцию 24.08.2018)

Т.и. кондаурова, н.е. Фетисова

(Волгоград)

подготовка студентов к осуществлению эстетического воспитания школьников в обучении Биологии

Рассматривается проблема подготовки студентов к осуществлению эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы в процессе биологического образования. Определены этапы, уровни сформирован-ности готовности студентов к эстетическому воспитанию учащихся.

Ключевые слова: эстетическое воспитание учащихся, возможности биологии как школьного предмета к осуществлению эстетического воспитания школьников, этапы и уровни сформированности готовности студентов к эстетическому воспитанию учащихся.

Потребность в совершенствовании эстетического воспитания школьников обусловлена рядом экономических и психолого-педагогических причин:

© Кондаурова Т.И., Фетисова Н.Е., 2018

ИЗВЕСТИЯ вгпу

• глубина и масштаб происходящих в России экономических, социальных и духовных процессов требуют особого внимания к процессу формирования гармонично развитой личности;

• выход России из кризиса вполне обоснованно связывают с духовно-нравственным развитием личности (как отмечал А. Печчеи, если мы хотим изменить мир, сначала предстоит изменить человека, систему его качеств и ценностей);

• несовершенство социального опыта, недостаточная устойчивость убеждений молодежи обусловливают необходимость актуализации процесса.

Школьное биологическое образование нацелено на воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, готовой к жизни и труду в условиях современного общества. Неотъемлемой частью системы воспитания является эстетическое воспитание. Оно необходимо для гармоничного развития школьников, т. к. стимулирует присущую им от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное в природе и искусстве, отражающем красоту природы, а также понимать эту красоту и развивать потребность самим создавать и охранять красивое в природе, труде и вокруг себя - в быту личном и общественном, поступать красиво.

Биологическая наука обладает огромной воспитывающей силой, поэтому биологию активно используют не только для познания окружающего живого мира, но и для воспитания у учащихся правильного миропонимания, научного мировоззрения, развития интереса по отношению к окружающему миру, людям, их интересам, поступкам, мотивам и жизненным целям.

Восприятие красивого в природе тесно связано с научным познанием, развитием интереса к природе и в конечном счете с любовью к Родине. Это отмечают виднейшие методисты - биологи (П.Ф. Каптерев, А.Я. Герд, А.Н. Бекетов, В.В. Половцев, Б.Е. Райков, Н.М. Верзилин, В.К. Корсунская, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, В.В. Николина и др.).

Несмотря на широту изученности представленной темы в научной литературе, изучение опыта работы учителей биологии общеобразовательных школ по эстетическому воспитанию школьников позволило выделить ряд противоречий между важностью и необходимостью эстетического воспитания учащихся и недостаточной проработанностью теоретико-методологических основ обозна-

ченной проблемы. Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

- потребностью современного общества в учителе, способном эффективно осуществлять эстетическое воспитание школьников, и уровнем сформированности компетенций у учителя, позволяющих осуществлять данную деятельность;

- наличием научной теории процесса эстетического воспитания школьников и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса целенаправленного воспитания учащихся путем использования средств предмета «Биология»;

- большим потенциалом дидактических средств предмета «Биология» и недостаточной методической разработанностью проблемы для ее реализации в школе.

Сущность названных противоречий и необходимость их разрешения определили актуальность исследования: научный поиск, определение содержания, педагогических условий, обеспечивающих подготовку учителя к эффективному эстетическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы в процессе биологического образования.

Методологическую основу исследования составили:

• идея воспитания человека в контексте культуры (В.В. Ильин, Е.В. Бондарев-ская, М.С. Каган, В.Я. Нечаев, В.В. Сериков, Н.М. Борытко, Л.С. Выготский, М.Л. Верб, Н.А. Кумаев, Б.Т. Лихачев, С.Т. Шацкий, Л.Г. Новикова и др.);

• работы ученых по вопросам теории, методики, практики эстетического воспитания школьников (Б.Т. Лихачев, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Г.П. Новикова, В.В. Николина, А.И. Буров, Е.В. Квятковский, Л.П. Печ-ко, П.П. Блонский, Н.И. Киященко, С.Т. Шацкий и др.);

• концепция личностно ориентированного образования (педагоги Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластелин, В.В. Сериков, А.В. Тряпицына, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская; психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин; методисты Н.М. Верзилин, И.Д. Зверев, В.В. Николина, Н.Л. Стефанова и др.);

• идеи и теории аксиологического подхода в образовании (В.В. Краевский, И.Я. Лер-нер, Н.Е. Щуркова, А.В. Кирьякова, М.М. Бахтин, В.В. Сериков, Л.С. Выготский, Л.П. Раз-бегаева и др.).

Важность эстетического воспитания объясняется тем, что оно оказывает исключитель-

но большое влияние на все остальные стороны формирования человеческой личности и в первую очередь на ее моральный облик. Во всяком воспитании, особенно нравственном, очень важно, чтобы рациональное подкреплялось и сопровождалось эмоциональным переживанием. В процессе преподавания биологии эстетическое воспитание должно быть многогранным и проводиться планомерно во всех формах общения учащихся с природой и натуральными объектами - на уроке, экскурсии, на учебно-опытном участке, во внеурочной и внеклассной работе.

В методической подготовке, представляющей важную часть профессиональной подготовки бакалавров и магистров в области биологического образования в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете, большое внимание уделяется подготовке студентов к осуществлению эстетического воспитания учащихся. Методическая подготовка рассматривается как система, включающая содержание, методы и педагогические технологии, средства и формы организации обучения студентов. Специфика становления методической компетентности студентов в области эстетического воспитания неразрывно связана с разработкой модели ее содержания, обеспечивающей формирование методических знаний, умений, навыков, опыта и личностных профессиональных качеств будущих учителей.

Анализ научной, педагогической и методической литературы позволил нам выделить этапы проектирования содержания модели подготовки студентов к эстетическому воспитанию школьников в обучении биологии.

Первый этап заключается в определении мотивационно-целевых ориентиров. данный этап предполагает формирование у студентов мотивации к реализации эстетического воспитания в обучении биологии, осознание значимости данного вида деятельности, а также готовности к ее осуществлению. с опорой на подходы к выделению групп мотивов в работах О.С. Гребенюка, Н.К. Сергеева выделены следующие группы мотивов к осуществлению эстетического воспитания школьников.

Широкие социальные мотивы (на социум):

- осознание общественной значимости эстетического воспитания;

- мотивы морального долга поддержания гармонии окружающего мира.

Мотивы самосовершенствования (на себя):

- стремление к гармонии;

КИЕ НАУКИ -

- стремление к самовоспитанию;

- стремление расширить свой кругозор, приобрести духовные ценности, осознать свое «я» в мире природы, обществе, смысл своего существования.

Мотивы достижения (на себя):

- потребность в осуществлении эстетического воспитания;

- потребность в самовыражении и самоутверждении посредством реализации умений и навыков гармонизации отношений с окружающим миром, осознанием его неповторимости и уникальности.

Мотивы профессионального становления (на профессиональную деятельность):

- осознание необходимости эстетического воспитания школьников как одного из компонентов учебно-воспитательного процесса по биологии.

Мотивы вынужденности:

- воспитание учащихся (в том числе эстетическое) в обязательном порядке (в соответствии с запросом социума, нашедшим отражение в нормативно-правовой документации, требованиях администрации школы, родителей).

Указанные мотивы охватывают основные направления мотивационной сферы личности.

Так, уже на первых лабораторно-практи-ческих занятиях по дисциплине «Методика преподавания биологии» студенты знакомятся с компонентами содержания биологического образования, нормативной документацией, приходя к выводу о том, что данный вид воспитания является необходимым компонентом биологического образования, знакомятся с методами формирования данного личностного образования у учащихся, разрабатывают анкеты, направленные на выявление сформирован-ности его у школьников.

Второй этап включает установление межпредметных связей с учебными дисциплинами («Педагогика», «Философия», «Культурология», «Психология» и др.). Интегративное изучение объекта нашего исследования дает возможность как максимально всесторонне изучить отдельные компоненты проектируемой и апробируемой в ходе исследования модели содержания методической подготовки студентов в области эстетического воспитания школьников, так и проследить динамику его развития и преобразования. Согласно мнению Н.Д. Андреевой, Н.О. Верещагиной, И.Н. Пономаревой, В.П. Соломина и других авторов, данный подход позволяет выстраивать интерпретацию явлений педагогической реальности

в эстетическом воспитании на основе объединения (интеграции) различных подходов. Интеграция базируется на переносе идей и представлений из одной области знаний в другую, что позволяет более эффективно применять понятийно-концептуальный аппарат, методы, дидактические средства из разных областей наук.

Третий этап состоит в определении фундаментального ядра содержания модели подготовки студентов к эстетическому воспитанию школьников. Данный этап связан с выделением биологических понятий, обеспечивающих эстетическое воспитание учащихся на материале разделов школьной биологии:

- «Живые организмы»;

- «Человек и его здоровье»;

- «Общие биологические закономерности».

Анализ содержания школьного курса биологии показал, что практически в каждой теме можно применять художественные образы разного жанра - живописи, литературы, архитектуры, музыкальных произведений, декоративно-прикладного искусства, фотографий и пр. Так, студенты при разработке методики изучения темы «Многообразие растительного мира», обсуждая вопрос о биоразнообразии растений, демонстрировали репродукции картин с изображениями растительного мира. Среди них были следующие картины: И.И. Шишкин «В лесу», «Березовая роща», «Берег пруда», «Буковый лес в Швейцарии»; А.К. Саврасов «Зимний пейзаж», «Рожь»; А.И. Куин-джи «Березовая роща», «Степь»; И.И. Левитан «Март», «Осенние листья», «Лесные фиалки и незабудки»; В.Д. Поленов «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Золотая осень»; К. Моне «Цветущие яблони», «Сирень: пасмурная погода». Помимо этого с использованием мультимедийных средств были продемонстрированы изображения дворцов и других зданий, в интерьерах которых архитекторы использовали растительные орнаменты (лоджии Рафаэля в Эрмитаже, штофы в Екатерининском, Павловском и Петергофском дворцах, паркет в Гатчинском дворце и др.). По мнению студентов, данные демонстрации развивают познавательный интерес, эстетический вкус, удовлетворяют духовные потребности человека в красоте. Таким образом, используя средства художественных образов, мы акцентировали внимание на том, что природа служит человеку не только основой для удовлетворения материальных благ, но и источником вдохновения, созерцания, изучения и создания прекрасного.

Если взять педагогический опыт, то можно отметить широкое обращение учителей биологии к художественным произведениям. Хорошие педагогические результаты дает использование художественных, научно достоверных изображений, созданных В.А. Вата-гиным, Д. Адамсоном (образы зверей и птиц), B.C. Гребенниковым (изображения насекомых).

В свою очередь, не менее продуктивным является использование фактического материала, посвященного художественному творчеству ученых-биологов. для учащихся являются интересными рассказы о жизни и деятельности ученых, сочетающих научные занятия с художественным творчеством: Ж.-Ж. Руссо, К.А. Тимирязева и др.). В практике методически апробирован большой материал, собранный академиком Е.Н. Павловским, о поэтическом творчестве ученых биологов и о фольклоре. Отрывки из художественных произведений Н.А. Холодковского, В.П. Филатова и других ученых помогают школьникам осознать, что поэзия может стать источником научного познания, которое также стимулирует художественное творчество.

Работая с художественными образами, учитель должен уделять внимание точности научного отображения природных явлений в произведениях литературы и искусства. Не менее важно продемонстрировать большое значение науки как источника прекрасного. Следует стремиться к развитию у учащихся эстетического наслаждения от умственной работы, решения познавательных задач, развивать видение прекрасного в логических рассуждениях Ч. Дарвина, К.А. Тимирязева и других ученых, в точности и лаконизме формулировок законов генетики. В преподавании биологии важно как «возбуждение ума красотой природы», о чем говорил В.О. Ковалевский, так и эстетическая оценка научных поисков и открытий. Рассказ о романтике научного поиска великих ученых-биологов демонстрирует красоту в самом процессе познания. Примером могут являться книги В.М. Корсунской о великих естествоиспытателях.

Важным условием эстетического воспитания учащихся является необходимость развития у них ощущения удовольствия от красоты, созданной своими руками (будь то гербарий или посадка деревьев), формирование потребности ценить красивое и преодолевать безобразное и малоэстетическое в окружающей среде.

Эстетическую ценность представляют и общественно значимые результаты деятельности учащихся (учебно-наглядные пособия, создание зеленых насаждений и пр.). Главным источником эстетического воспитания становится деятельность учащихся, организуемая учителем. В разнообразных видах творческой деятельности учащихся учитель должен отмечать индивидуальные предпочтения учеников, поддерживать их стремление к эстетическому самовыражению.

Четвертый этап предполагает включение студентов в методическую деятельность и становление у них методической компетентности в области эстетического воспитания школьников.

Включение студентов в методическую деятельность осуществлялось в разнообразных формах и видах деятельности. Первоначальные умения студенты получали на лаборатор-но-практических занятиях и при выполнении самостоятельной работы во внеурочное время:

- при выполнении практических заданий на лабораторно-практических занятиях по дисциплине «Методика обучения биологии», направленных на отработку методики эстетического воспитания учащихся в обучении биологии, реализуемых в виде деловой игры;

- в ходе самостоятельной работы, посвященной разработке для учащихся тематических экскурсий на природу, на выставки, внеклассных мероприятий эстетической направленности;

- при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

Отработка полученных умений, связанных с эстетическим воспитанием учащихся, происходила во время прохождения педагогической практики в школе, при организации и проведении тематических конкурсов для учащихся 6-11-х классов и др.

Пятым этапом является рефлексия, которая определяется результативностью методической подготовки студентов. Оценка уровня сформированности компетентности студентов по осуществлению эстетического воспитания школьников в обучении биологии осуществлялась с помощью диагностики на разных этапах методической подготовки.

Первичная диагностика использовалась для выявления уровня знаний и умений студентов-биологов по осуществлению эстетического воспитания школьников. Она позволила выстроить индивидуальную траекторию кор-рекционного маршрута. Текущая диагностика

'КИЕ НАУКИ -

проводилась с целью своевременной оценки эффективности педагогических процедур, направленных на подготовку студентов к эстетическому воспитанию школьников.

Были выделены уровни сформированно-сти готовности студентов к осуществлению эстетического воспитания школьников: начальный (репродуктивный), адаптивный (средний), творческий (продвинутый). На начальном уровне студенты обладают недостаточными фрагментарными знаниями о возможностях школьного предмета «Биология» в эстетическом воспитании учащихся. для данного уровня характерно невысокое качество знаний о содержании биологического материала и методах, позволяющих эффектно осуществлять эстетическое воспитание. Преобладает репродуктивная деятельность, сохраняется зависимость от готовых методических рекомендаций. На среднем уровне студенты владеют достаточным объемом знаний и умений по эстетическому воспитанию школьников, способны применять их в процессе обучения биологии в школе. Характерна постепенная адаптация к механизму осуществления эстетического воспитания школьников, что связано с развитием мотивации за счет вовлечения студентов в решение задач и ситуаций, имитирующих профессиональную деятельность учителя биологии [2]. На продвинутом уровне студенты владеют обширным объемом знаний о методике эстетического воспитания учащихся в обучении биологии, умеют осуществлять выбор материала, содержащего эстетический аспект, в каждом разделе биологии, устанавливать межпредметные связи, владеют необходимыми методами и педагогическими технологиями, владеют опытом организации деятельности по эстетическому воспитанию школьников.

Итоговая диагностика включала применение анализа результатов учебной деятельности, опроса, наблюдения с целью определения уровня приобретенных знаний, умений по осуществлению эстетического воспитания школьников. В целом первичная, текущая и итоговая диагностика выполняет функцию управления и определяет механизмы регулирования и направления коррекции и совершенствования процесса подготовки студентов к осуществлению эстетического воспитания школьников в обучении биологии.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что при конструировании процесса подготовки студентов к осуществлению

эстетического воспитания школьников в обучении биологии достигаются положительно значимые продвижения всех компонентов исследуемого личностного образования. Полученные в ходе эксперимента значимые данные о достижении высокого (12,6% студентов экспериментальной группы - 8,1% на начало опытно-экспериментальной работы), среднего (54,1 - 48,7%) уровней сформированное™ готовности студентов к осуществлению эстетического воспитания школьников являются свидетельством динамики развития данного личностного образования в ходе формирующего эксперимента.

список литературы

1. Гасанова Ж.Т. Эстетическое воспитание школьников средствами фольклора: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2013.

2. Дикарева И.Г. Информационная деятельность как компонент содержания и процесса методической подготовки студентов-биологов в педагогическом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2014.

* * *

1. Gasanova Zh.T. Jesteticheskoe vospitanie shkol'nikov sredstvami M'klora: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Mahachkala, 2013.

2. Dikareva I.G. Informacionnaja dejatel'nost' kak komponent soderzhanija i processa metodicheskoj podgotovki studentov-biologov v pedagogicheskom vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2014.

Preparation of students

for the implementation of aesthetic

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

education of schoolchildren

in the teaching of biology

The article deals with the problem of preparing university students for the implementation of aesthetic education of secondary school pupils in the course of biological education. Stages and levels of students' readiness of for aesthetic education are determined.

Key words: aesthetic education of students, the possibilities of biology as a school subject for the implementation of aesthetic education of schoolchildren, stages and levels of preparedness of university students for aesthetic education of pupils.

(Статья поступила в редакцию 02.07.2018)

в.в. нохсоров, к.н. ермолаева

(якутск)

химический практикум как база для развития экспериментальных умений учащихся в условиях летнего лагеря

Разработан школьный химический практикум по индикации состояния окружающей среды, который рассчитан на 14 часов для учащихся 10-11-х классов естественнонаучного профиля. Выявлено, что при изучении практикума в условиях летнего лагеря учащиеся раскрывает химию окружающей среды с экспериментальной стороны, так у них развиваются экспериментальные умения по химии.

Ключевые слова: школьный химический эксперимент, практическая работа, практикум.

в последнее время меняется структура образования в вузе и средней школе, и в связи с этим формируется множество школ и классов с разным уровнем обучения, в том числе школы и классы естественнонаучного профиля. Основная цель этих учебных заведений -не только предоставить возможность учащимся получить качественное образование в области естественных наук и подготовить их к обучению в высшей школе. главная задача обучения - развитие мышления [8]. Особенно это важно для учебных заведений подобного типа, поэтому их цель - дать возможность учащимся получить исследовательские навыки и экспериментальные умения и развить у них интерес к научно-исследовательской деятельности.

Развитие исследовательских, экспериментальных умений учащихся и интереса к научно-исследовательской деятельности возможно, на наш взгляд, в ходе практикума, построение и содержание которого было бы нацелено на решение этой задачи. Таким может стать практикум с опорой на курсы качественного и количественного анализа состояния окружающей среды. В то же время изучение основ аналитической химии (качественный анализ состояния воды, почвы и воздуха) может обеспечить «поддержку» курса неорганической химии, дополнительную мотивацию изучения химии, а в последующем на материале аналитической химии могут базироваться мини-исследовательские работы (например, ученические работы, свя-

© Нохсоров В.В., Ермолаева К.Н., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.