Научная статья на тему 'Подготовка студентов к организации туристической деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера'

Подготовка студентов к организации туристической деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к организации туристической деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера»

овладеть умением делать осознанный выбор в условиях социальных альтернатив и нести за него ответственность.

Природа основного объекта изучения географии - территория, реально интегрирующая в своих рамках практически все проявления объективной реальности, служащей естественным базисом для жизни и разнообразной деятельности человека.

Важнейшая задача данного курса - формирование географического образа своей страны и «малой родины» (территории). Россия ... Сразу звучат в мыслях гоголевские строки: «Ровнем - гладнем разметнулась Русь на полсвета». Огромные просторы Родины -это истоки патриотизма, но, главное, надо научить видеть, чувствовать каждый уголок на карте Родины.

Созданию образа географической территории помогают произведения литературы, искусства, исторические, биологические, экологические знания и т. д.

Таким образом, в данном учебном курсе необходимо усилить:

ориентацию на воспитание гражданина, формирование ценностей демократического общества, воспитание культуры, профилактику опасных для общества и личности явлений (ксенофобию, этнофобию, шовинизм, экстремизм, преступность, наркоманию, алкоголизм и т. д.);

нацеленность на адаптацию молодежи к динамично изменяющимся условиям жизни, самопознание, самоопределение, самореализацию и достижение успеха в профессиональной и общественной деятельности.

Технология формирования понятия «Отечество» - сложный педагогический процесс, который эффективен лишь в том случае, если обеспечивает развитие у студентов патриотических убеждений, которые включают в себя знания об Отечестве, переживание своего отношения к этим знаниям, потребность поступать определенным образом в соответствии с формирующимся убеждением.

На Руси в древности говорили: «Только коренью дерево крепко, не будет коренья, к чему прикрепиться?».

А. А. Пайкина

Подготовка студентов к организации туристической деятельности с детьми дошкольного возраста

в условиях Крайнего Севера

В настоящее время одной из распространенных форм физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении является туристическая деятельность. Данная форма работы позволяет удо-

284

влетворить естественную потребность ребенка в движении и оптимизировать его двигательную активность за счет максимального пребывания на свежем воздухе. Значимость простейших некатегорийных туристических походов для физического развития дошкольников отмечена во многих исследованиях (В. Я. Лыкова, Л. В. Карманова, Г. В. Шалыгина, Н. И. Бочарова). Туристическая деятельность детей дошкольного возраста позволяет нейтрализовать такие негативные процессы дошкольного образования и семейного воспитания, как увеличение продолжительности образовательных занятий в дошкольных учреждениях с преобладанием статических поз, интенсивный просмотр телепередач и видеокассет детьми дошкольного возраста, значительная замена традиционных подвижных игр компьютерными и т. п.

Организация туристической деятельности в дошкольных учреждениях нередко вызывает затруднения даже у опытных педагогов дошкольного образования, так как требует большой и кропотливой предварительной работы: разработки маршрута, подготовки снаряжения, одежды и предусматривает одновременное участие нескольких специалистов дошкольного учреждения.

В условиях Крайнего Севера эта форма физкультурнооздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, к сожалению, не имеет должного распространения. Не являются исключением и дошкольные учреждения Воркуты. Организация туристической деятельности детей в дошкольных учреждениях носит непланомерный и несистематичный характер, а зачастую и вообще отсутствует. Существует несколько причин данного положения дел в организации туристической деятельности в дошкольных учреждениях Воркуты. Во-первых, это неблагоприятные специфические климатические условия: суровая зима с коротким световым днем и холодное непродолжительное лето. Именно это мешает реализации запланированной туристической деятельности, сокращает время пребывания детей на свежем воздухе, ограничивает их двигательную активность за счет многослойной теплой одежды. Во-вторых, существуют определенные географические особенности заполярной Воркуты, которые затрудняют туристическую деятельность. И, наконец, отсутствует специальная методическая литература по организации туристической деятельности детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера.

В связи с этим возникает потребность в адаптации содержания туристической деятельности детей к условиям Крайнего Севера, что требует специальной подготовки студентов. В Воркутинском педагогическом колледже эта проблема решается через введение специального раздела в дисциплину «Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста». Будущие специалисты

285

должны не только хорошо знать методику организации туристической деятельности в дошкольных учреждениях, но и уметь адаптировать содержание туристической деятельности к возможностям конкретного дошкольного учреждения и к региональным условиям. А поскольку эта форма физкультурно-оздоровительной работы еще и предусматривает огромную ответственность за жизнь и здоровье детей, то будущие педагоги должны сами в совершенстве владеть необходимыми в походе навыками и умениями: ориентироваться на местности, разжигать костер, оказывать первую медицинскую помощь и предпринимать другие необходимые действия в возможных чрезвычайных ситуациях.

Все вышеперечисленные требования к будущим специалистам определяют особый подход в преподавании данного учебного материала. На традиционных лекциях студенты знакомятся с нормативно-правовой базой организации туристической деятельности в дошкольных учреждениях, а также с основными положениями методики. Весь дальнейший процесс изучения организации туристической деятельности детей дошкольного возраста строится на основе практической и исследовательской деятельности студентов. Студенты всегда проявляют интерес к практическим занятиям по ориентированию, где они определяют стороны света как по компасу, так и с помощью иголки, булавки, лезвия, по звездам, по солнцу, по тени. В случае невозможности организации ориентирования «вживую» используются схематические изображения данных операций, облегчающие понимание и запоминание учебного материала. Огромный интерес у студентов вызывают практические задания по необычному использованию обычных вещей в походе: как и из чего изготовить крючок и леску, в чем можно вскипятить воду, как из обычных штанин сделать рюкзак, как женская косметичка может спасти жизнь и для чего сгодится ремень.

Выполнение данных заданий по выживанию в экстремальных условиях, основанное на применении тризовских приемов, значительно развивает креативное мышление студентов, формирует важную творческую способность выходить за рамки установленных образцов и правил, а также умение быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке и приспосабливаться к окружающей действительности. Большая роль по подготовке студентов к туристической деятельности с детьми отводится семинарским занятиям, которые помогают адаптировать различные формы организации туристической деятельности с детьми в условиях Воркуты. На семинарских занятиях студенты рассматривают следующие актуальные вопросы: «Особенности походного снаряжения и одежды для детей в разные времена года в Воркуте», «Предварительная работа по подготовке

286

похода», «Организация досуга детей на привале в условиях тундры», «Знакомство детей с флорой и фауной тундры» и др.

Семинары помогают студентам правильно спланировать работу с родителями по их привлечению к организации туристических походов. Для решения данной задачи приемлема такая форма работы со студентами, как деловая игра. В ходе деловой игры студенты выступают и в роли родителей, и в роли воспитателей, и в роли других специалистов дошкольного учреждения. Они готовят и проводят консультации для родителей, отрабатывают различные педагогические ситуации взаимодействия при совместной подготовке и проведении туристической деятельности. Для родителей оформляются бюллетени и брошюры на заданные темы: «Туризм - лучший семейный отдых», «Туризм - путь к здоровью», «По грибы, по ягоды вместе с ребенком», «Семейное краеведение» и т. п.

Подготовка студентов к организации туристической деятельности детей дошкольного возраста будет более эффективной, если в процесс обучения вовлечь других преподавателей, от которых зависит решение данной проблемы. И здесь большое значение имеют бинарные занятия. Преподавателями экологии и методики физвоспитания можно провести семинар-практикум по следующим темам: «Утилизация походного мусора», «Что есть, когда есть нечего», «Изготовление природных убежищ». Совместно с преподавателем физической культуры можно провести бинарное занятие по ориентированию на пересеченной местности с помощью карты. С медицинским работником вполне уместно организовать совместное обучение студентов сбору аптечки в поход, оказанию первой помощи ребенку в случае необходимости, разработке рациона питания в походе для детей дошкольного возраста, а также составлению «Инструкции по охране жизни и здоровья детей в туристических походах». Кураторам групп можно рекомендовать проведение совместных туристических походов со студентами, в процессе которых они могут применить на практике полученные знания, умения и навыки, узнать новое для себя в организации туристической деятельности. Например, как изготовить снаряжение из подручных средств, какие варианты хранения спичек существуют, как разжечь огонь без спичек, какие существуют способы складывания костра, способы приготовления пищи и многое другое. Данная форма физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях помимо решения оздоровительных задач и совершенствования двигательных навыков и физических качеств детей носит еще и краеведческий характер, поэтому закономерно провести совместный семинар с преподавателем истории на тему «История родного края».

287

И, наконец, из различных видов самостоятельных работ наибольший интерес вызывают задания по составлению планов-схем местности, по изготовлению разнообразных наглядных пособий для детей, а также работа по составлению маршрутов возможных прогулок-походов для детей дошкольного возраста, когда студент самостоятельно разрабатывает конкретный маршрут похода от определенного дошкольного учреждения города к зонам отдыха. Данное задание позволяет студентам лучше узнать свой город, потренироваться в составлении схематичных планов местности с использованием различных условных обозначений и, что самое важное, использовать эти маршруты для организации простейших прогулок - походов с детьми в ходе летней практики.

Таким образом, подготовка студентов к организации туристической деятельности развивает интерес к изучаемому разделу дисциплины, их познавательную активность, формирует творческое отношение к учебному материалу и навыки учебноисследовательской работы. Семинарские занятия развивают у студентов множество различных предметных, общеучебных, интеллектуальных и коммуникативных умений. Все это позволяет им легче и полнее усваивать данный раздел учебной дисциплины. Бинарные занятия позволяют не только улучшить качество усвоения учебного материала, но и расширить кругозор студентов, укрепить межпредметные связи, сформировать высокий уровень системности знаний.

А.С. Погодина

Социально-адаптационные процессы мигрантов в Швеции

В последнее время наблюдается многочисленные факты обострения социальных конфликтов, причинами которых стала динамически развивающаяся миграция в страны Европы. К особо острым следует отнести межэтнические конфликты, способные повлиять на социально-экономическую стабильность в Европе.

Шведское королевство воспринимается многими потенциальными иммигрантами как страна особого интереса. В настоящее время из 9 млн жителей страны - 890 000 человек являются иммигрантами. Среди мигрантов, родившихся вне страны, самое большое количество составляют иммигранты из Дании, Ирака, Финляндии, Норвегии и Польши. Иммиграция из новых стран, присоединившихся к Европейскому Союзу в мае 2004 г. продолжала расти в 2005 г., и среди 5 261 иммигранта из этих десяти стран 3 420 были польскими гражданами. Основными причинами иммиграции в Швецию из нескандинавских стран являются семейные (54 %), связанные с работой (13 %), учебой (9 %) и гуманитарные причины (9 %).

288

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.