Научная статья на тему 'Подготовка старшеклассников к осуществлению медиаторской деятельности при разрешении конфликтов в системе "ученик - ученик"'

Подготовка старшеклассников к осуществлению медиаторской деятельности при разрешении конфликтов в системе "ученик - ученик" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / CONFLICT / КОНФЛИКТ В СИСТЕМЕ "УЧЕНИК-УЧЕНИК" / МЕДИАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEER MEDIATION / МЕДИАТОР / ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ / SCHOOL CONFLICT RESOLUTION SERVICE / "STUDENT -STUDENT" CONFLICT / CONFLICT RESOLUTION TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Почекаева Ирина Сергеевна, Бартель Татьяна Александровна

Рассматривается проблема разрешения конфликтов в старшей школе, а также готовность старшеклассников к их разрешению. Считается, что в школе ребенок проводит большую часть детства и отрочества, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшую судьбу. Неумение конструктивно разрешать конфликты с одноклассниками может негативно повлиять на дальнейшее развитие школьника. Нашей целью было выявление наиболее эффективных путей подготовки учащихся старших классов к разрешению межличностных конфликтов при помощи медиаторской деятельности. В ходе исследования был изучен теоретический материал по проблеме разрешения конфликтов с помощью медиации и школьных служб примирения; разработаны анкеты, направленные на определение степени знакомства старшеклассников с понятием «медиация» и способами разрешения межличностных конфликтов. Результатом работы стал проект тренинга для старшеклассников по подготовке к разрешению конфликтов в системе «ученик ученик». Данный проект принадлежит к сфере изучения педагогики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PREPARATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS FOR PEER MEDIATION IN CONSTRUCTIVE CONFLICT RESOLUTION

The article considers the will and readiness of high school students for constructive “student-student” conflict resolution. It is obvious that students spend most of their childhood and adolescence at school and that is why relationships between students play a very important role in their social development. Our aim is to look at the most effective ways of preparation of pupils for constructive conflict resolution with the help of mediation. In our research we studied the theoretical material on mediation and school conflict resolution services; designed the questionnaire aimed at finding out the level of familiarity of students with mediation processes and competence for constructive “studentstudent” conflicts resolution. Our study has resulted in creating a project of a conflict resolution training for high school students. The project is based on research in pedagogics and psychology.

Текст научной работы на тему «Подготовка старшеклассников к осуществлению медиаторской деятельности при разрешении конфликтов в системе "ученик - ученик"»

ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕДИАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ «УЧЕНИК - УЧЕНИК»

Почекаева Ирина Сергеевна

канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: pochekaeva@yandex. ru

Бартель Татьяна Александровна

студентка 741 гр. факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: t.bartel@mail.ru

THE PREPARATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS FOR PEER

MEDIATION IN CONSTRUCTIVE CONFLICT RESOLUTION

Irina Pochekaeva, Ph.D.

Associate Professor, English Language Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: pochekaeva@yandex.ru

Tatyana Bartel

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: t.bartel@mail.ru

Аннотация: рассматривается проблема разрешения конфликтов в старшей школе, а также готовность старшеклассников к их разрешению. Считается, что в школе ребенок проводит большую часть детства и отрочества, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшую судьбу. Неумение конструктивно разрешать конфликты с одноклассниками может негативно повлиять на дальнейшее развитие школьника.

Нашей целью было выявление наиболее эффективных путей подготовки учащихся старших классов к разрешению межличностных конфликтов при помощи медиаторской деятельности. В ходе исследования был изучен теоретический материал по проблеме разрешения конфликтов с помощью медиации и школьных служб примирения; разработаны анкеты, направленные на определение степени знакомства старшеклассников с понятием «медиация» и способами разрешения межличностных конфликтов. Результатом работы стал проект тренинга для старшеклассников по подготовке к разрешению конфликтов в системе «ученик - ученик». Данный проект принадлежит к сфере изучения педагогики и психологии.

Ключевые слова: конфликт; конфликт в системе «ученик-ученик»; медиаторская деятельность; медиатор; школьная служба примирения.

Abstract: the article considers the will and readiness of high school students for constructive "student-student" conflict resolution. It is obvious that students spend most of their childhood and adolescence at school and that is why relationships between students play a very important role in their social development.

Our aim is to look at the most effective ways of preparation of pupils for constructive conflict resolution with the help of mediation. In our research we studied the theoretical material on mediation and school conflict resolution services; designed the questionnaire aimed at finding out the level of familiarity of students with mediation processes and competence for constructive "studentstudent" conflicts resolution. Our study has resulted in creating a project of a conflict resolution training for high school students. The project is based on research in pedagogics and psychology.

Key words: conflict; «student -student» conflict; peer mediation; conflict resolution training; school conflict resolution service.

За последние десятилетия система школьного образования претерпела немало преобразований. Все чаще учащиеся сталкиваются с необходимостью освоения дополнительных навыков в общении, а также конструктивного разрешения различных конфликтов. Ни для кого не секрет, что школьные отношения играют важнейшую роль в становлении школьника как личности. Школа - то место, в котором каждый учащийся проходит различные этапы социализации, его личность формируется под воздействием различных факторов, важнейшим из которых является общение. Однако неотъемлемой частью общения являются конфликты, возникающие между школьниками по разным поводам. Неумение разрешать конфликты между учениками влечет за собой различного рода негативные последствия для личности ребёнка или подростка, такие как пониженная самооценка, плохая работоспособность или низкая мотивация к обучению.

К настоящему времени системой образования накоплен значительный опыт по реализации восстановительных программ и мирному разрешению конфликтов в школе, поскольку нынешняя государственная политика в сфере детства благоприятствует усилению официальной поддержки формирования так называемых служб примирения. Одним из направлений в работе таких служб является медиаторская деятельность.

Медиация представляет собой форму участия нейтрального лица -медиатора (посредника) в процедуре разрешения спора. Роль медиатора как беспристрастной третьей стороны заключается в содействии сторонам, добровольно участвующим в процедуре медиации [1] .

Медиаторство предполагает по меньшей мере два аспекта его позитивного влияния. Во-первых, присутствие третьей стороны в процессе медиации само по себе производит позитивный эффект, поскольку снижает степень деструктивности во взаимодействии сторон. Во-вторых, медиаторство, направленное на организацию эффективной коммуникации, делает каждого активным участником процесса разрешения конфликта.

Нельзя недооценивать важность конфликтологической подготовки учащихся, поскольку школьный конфликт обладает уникальными чертами и особой значимостью для всех участников. Знание природы конфликта и его конструктивное разрешение на практике имеет огромное значение как для отдельной личности, так и для системы «ученик-ученик» в процессе учебной деятельности.

По мнению отечественного исследователя Л.М. Карнозовой, общие положения о школьном конфликте можно сформулировать следующим образом:

1) конфликт является нормальной частью жизни;

2) обучение навыкам разрешения конфликтов представляется важным с «образовательной» точки зрения;

3) школьники могут разрешить свои конфликты с помощью других школьников;

4) поощрение конфликтующих разрешать конфликты путем сотрудничества - эффективный метод предотвращения будущих конфликтов [4].

Пожалуй, самой значимой из перечисленных характеристик является способность школьников разрешить конфликт с помощью других школьников (при содействии медиатора), так как школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми.

Одна из разновидностей медиации - школьная медиация. Данный вид разрешения конфликтов существует во многих странах мира: Австралии, Канаде, Новой Зеландии, США, Великобритании и др. Цель службы - способствовать развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию и мирному разрешению конфликтных ситуаций.

Следует отметить, что часто в школах в случае возникновения конфликта типичными, как правило, являются вызов родителей в школу, вызов ребенка к директору и другие административные воздействия. К сожалению, в школах не всегда применяются эффективные способы реагирования на конфликты и стычки учащихся.

Однако в последнее десятилетие медиаторская деятельность стала активно развиваться в форме школьных служб примирения (ШСП), которые курируются межрегиональным общественным центром «Судебно-правовая реформа» под руководством Антона Коновалова. К примеру, за 2013 г. было релизовано 1698 восстановительных программ [5].

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы 2017 года мы попросили учащихся 11-х классов общеобразовательной школы № 2 г. Перми оценить свою способность разрешать конфликты в классе и оценить общий уровень благоприятных исходов. Кроме того, мы провели опрос среди учащихся с целью выяснить, что старшеклассники уже знают о школьных службах примирения и медиаторской деятельности. Данные проведенных нами опросов подтверждают необходимость конфликтологической подготовки старших школьников в системе «ученик - ученик».

В анкетировании приняла участие группа 11-классников. Результаты опроса показали, что большинство респондентов сталкиваются с конфликтами при межличностном взаимодействии, причинами которых чаще являются проблемы лидерства и учебы (более половины учащихся). При этом 80 % опрошенных обращаются за помощью или советом к друзьям или родителям, реже - к классному руководителю. 12 % предпочитают обратиться к педагогам и 8 % респондентов не указывают конкретного лица.

Кроме того, среди участников 75 % опрошенных уже знакомы с деятельностью ШСП, однако считают эффективность данной службы по-прежнему очень низкой. При этом больше половины опрошенных (82 %) отмечают, что хотели бы посещать занятия по подготовке к осуществлению медиаторской деятельности и дальнейшему эффективному применению навыков медиаторства не только в рамках работы ШСП, но и в жизни.

Однако есть и те, кто ответил отрицательно на данный вопрос. Скорее всего, это связано с тем, что школьники полагают, что занятия и тренинги по медиаторству и ШСП отнимут слишком много времени, которое старшеклассники предпочитают тратить на подготовку к экзаменам. Тем не менее таких учащихся меньшинство.

Таким образом, мы можем предположить, что многие школьники осознают важность конфликтологической подготовки, направленной на эффективное разрешение конфликтов в системе «ученик-ученик» и заинтересованы в участии и подготовке к медиаторской деятельности.

На сегодняшний день накоплено достаточно большое количество теоретического материала по проблеме конфликтов между учениками и эффективными способами их разрешения. С 2001 г. во многих школах нашей страны, успешно применяются восстановительные программы и тренинги, благодаря которым школьники получают возможность стать участниками восстановительной медиации.

Нами были рассмотрены различные программы и тренинги, направленные на конфликтологическую подготовку старшеклассников. На данный момент в российских школах не существует единой программы

подготовки медиаторов, однако каждая школа имеет право подать заявку на создание школьной службы примирения.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает программа по обучению школьников работе медиаторами «Медиация - искусство договариваться». Программа содержит 3 модуля. Каждый модуль взаимосвязан с предыдущим и является логическим продолжением, образуя полноценный и комплексный курс, элементы которого выстраивают исчерпывающую систему необходимых знаний, умений и навыков по решению конфликтных ситуаций.

Основными задачами данной программы являются:

- расширение представления о конфликте, психологии личности, перцептивных и интерактивных сторонах общения;

- развитие навыков конструктивной коммуникации, терпимости к различным мнениям и адекватной оценке людей и событий;

- формирование положительного отношения подростка (старшеклассника) к себе самому и окружающим, осознания ответственности за собственную судьбу;

- ознакомление с основами восстановительного подхода при разрешении конфликтов; новыми коммуникативными навыками и возможностями бесконфликтных отношений;

- отработка навыков проведения программы примирения с использованием технологий восстановительной медиации.

Чтобы подготовить будущих медиаторов к работе в школьной службе примирения, нам представляется возможным некоторое усовершенствование хода обучения в направлении конфликтологии и восстановительной медиации. На основе изученного нами материала мы, в свою очередь ознакомившись с работами исследователей и методистов-медиаторов, разработали проект тренинга для старшеклассников, цель которого - формирование у школьников старшей ступени готовности к разрешению конфликтов в системе «ученик-ученик». Режим проведения: курс, разбитый на 3 модуля. В основе курса лежит вышеуказанная методика «Медиация - искусство договариваться». Упражнения, предлагаемые в рамках данного курса, были заимствованы из трудов А.Ю. Коновалова, Л.М. Карнозовой, Т.В. Замановой, Р.Р. Максудова, Д.Уинследа, Дж. Монка, К. Томаса и других исследователей, а также являются авторскими разработками.

Таким образом, первым шагом проекта курса является ознакомление с теоретическими основами конфликтологии и психологии конфликта. Учебно-тематическое планирование тренинга охватывает структуру и функции общения, эмоции и чувства, понятие «конфликт», технологии эффективной коммуникации, процесс медиации с приемами работы в школе, а также поэтапную организацию школьных служб примирения

(курс рассчитан минимум на 20 часов). Рассмотрим возможные этапы проекта:

Первый блок - диагностический (комплектование тренинговой группы, выявление лидеров). Для этого целесообразно провести несколько вводных психологических тестов «Какой я?», «Мое поведение в конфликте» Томаса, «Нарисуй несуществующее животное», «Три Я» на выявление темперамента, сильных сторон личности Баса-Дарки, Кеттела. Задачами блока являются формирование у учащихся адекватной самооценки и четкого представления о собственной личности, а также желание понимать окружающих; конструктивно взаимодействовать с одноклассниками; искать способы сотрудничества в различных ситуациях (5 часов).

Второй блок - теоретический с элементами практики (знакомство с понятиями конфликта, спора, дискуссии). Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации. Свободные дискуссии в кругу на тему «Что мешает открытому общению?». Упражнения «Я - высказывание» (смягчение негативного высказывания), «Разногласие» - ролевое проигрывание двумя участниками конфликтной ситуации из произведений художественной литературы; «разбор сложных ситуаций» на основе реально существующих архивов. Другим не менее интересным способом воплощения этого упражнения является кинотренинг (просмотр эпизодов их х/ф, таких как «Цирк бабочек», «Чучело, «Звездочки на земле» и др. и дальнейшее ролевое проигрывание конфликта и обсуждение возможных путей его решения). На завершающем этапе будущие медиаторы в рамках проектной деятельности могут опробовать свои силы в создании собственного видеоролика, описывающего какой-либо конфликт и представить варианты его решения (7 часов).

Третий блок (практический) - отработка навыков ведения медиативных процедур. Заключается в практической работе по проведению программ примирения. Основные формы работы: занятия-тренинги по психологии, конфликтологии с добавлением информации о посредничестве и игры на закрепление навыков урегулирования конфликтов. Наиболее эффективным методом стоит считать упражнения «Ситуация» (карточка на группу медиаторов с жизненной ситуацией, провоцирующей конфликт и создание ментальной карты с возможными вариантами выхода из спора), бизнес-игра «Новое начало», встреча с психологами, успешными людьми и профессиональными медиаторами (8 часов).

Изучение данного курса ведется с использованием различных методов и приемов. Среди них:

• практические (анкетирование и тестирование) и трениговые упражнения (а также лекции);

• ролевые игры и групповые дискуссии;

• разборы сложных конфликтных ситуаций;

• тематические рисунки;

• кинотренинги;

• проектирование и рефлексия.

Мы полагаем, что данный тренинг поможет будущим медиаторам чувствовать себя более уверенными в процессе разрешения конфликтов.

Благодаря перечисленным технологиям и приемам учащиеся отмечают изменения по степени обретения практических умений и навыков в общении с одноклассниками. Старшеклассники также отмечают позитивные изменения по отношению к себе, приобретения уверенности в своих силах и терпимости к окружающим, что позволяет сделать выводы об эффективности данных приемов. Теория в сочетании с практическими занятиями способствуют эффективному обучению медиатороской деятельности. Как отметила одна из участниц тренинга Ольга М., после тренинга «я чувствую себя более уверенно, когда дело касается конфликтной ситуации».

Таким образом, как отмечают психологи О.Л. Камакина и А.Г. Шигапова, использование технологий медиации может оказаться полезным школе также и с точки зрения введения в практику нового федерального государственного образовательного стандарта, так как медиация напрямую «работает» на достижение личностных и метапредметных образовательных результатов [2].

Кроме того, полученные знания позволят школьникам снизить частоту конфликтных взаимодействий не только в школе, но и за ее пределами, так как навыки, приобретаемые на тренинге, помогают создать в любом коллективе более доверительные и психологически комфортные отношения.

Список литературы

1. Европейский кодекс поведения для медиаторов. - М., 2004. - С. 5.

2. Камакина О.Л., Шигапова А.Г. Медиация в школе: возможности и перспективы // Августовский педагогический совет. Система образования Кировского района: будущее через диалог поколений. - СПб., 2015. - С. 80-84.

3. Карнозова Л.МПрограммы восстановления правосудия несовершеннолетними правонарушителями // Психология и право. - 2012. - № 4.

4. Максудов Р., Коновалов А. Школьные службы примирения -российская модель школьной медиации. - М.: ФИРО: МОО «Судебно-правовая реформа», 2009.

5. Мониторинг восстановительных практик // Вестник восстановительной юстиции. Вып. 11. Развитие служб примирения в России. - М.: МОО «Судебно-правовая реформа», 2014. - С. 136-178.

6. Рыбакова ММКонфликт и взаимодействия в педагогическом процессе - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

© Почекаева И.С., Бартель Т.А., 2017

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

Почекаева Ирина Сергеевна

канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: pochekaeva@yandex.ru

Цапкова Татьяна Андреевна

студентка гр. 732 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: tatianatsapkova@gmail. ru

THE PECULIARITIES OF ADAPTATION OF NEWLY QUALIFIED TEACHERS

Irina Pochekaeva, Ph.D.

Associate Professor, English Language Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: pochekaeva@yandex.ru

Tatiana Tsapkova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 732 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: tatianatsapkova@gmail. ru

Аннотация: статья посвящена особенностям профессиональной адаптации молодых педагогов, начинающих профессиональную деятельность в школе. В связи с тем что в школах наблюдается большая текучесть кадров, проблема создания условий, обеспечивающих комфортное прохождение периода адаптации, является наиболее важной. Приведено понятие профессиональной адаптации, виды адаптации, раскрыты условия и факторы, влияющие на адаптацию молодого педагога, содержание и особенности каждого этапа адаптации. Также в статье представлены результаты анкетирования педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.