УДК 364 ББК У9(2)272
Виктор Викторович Харабет
кандидат педагогических наук, доцент, Приазовский государственный технический университет (Мариуполь, Украина), е-mail: Lanovenk@mail.ru
Подготовка специалистов социальной работы в контексте регулирования занятости молодёжи: региональный аспект
Проблема государственного регулирования занятости молодёжи, особенно молодых специалистов, в современных социально-экономических условиях очевидна, поскольку вопрос занятости молодёжи и населения в целом является ключевым в рыночной экономике. Особую актуальность приобретает подготовка и дальнейшее трудоустройство специалистов социальной работы. Были проанализированы следующие вопросы: проблемы социально-профессиональной адаптации молодёжи, нормативно-правовое обеспечение занятости этой категории населения; роль компетентности и квалификации в обеспечении адаптации молодых специалистов; специфика социальной работы в сфере занятости населения города Мариуполя; регулирование занятости выпускников высших учебных заведений на примере специальности «Социальная работа». На основе опыта открытия новой специальности, связанной с социальной работой, были рассмотрены особенности профориентационной деятельности, а также вопросы, касающиеся восприятия студентами новой специальности и утверждения её в регионе. Это позволило более комплексно рассмотреть проблемы регулирования занятости специалистов социальной работы в социальноэкономических условиях промышленного региона. Полученные результаты могут быть интересными для теоретиков и практиков в сфере социальной работы.
Ключевые слова: социальная работа, занятость населения, молодой специалист, трудоустройство, конкурентоспособность, социальная служба.
Victor Victorovich Kharabet Candidate of Pedagogy, associate professor, Pryazovsky State Technical University (Mariupol, Ukraine), е-mail: Lanovenk@mail.ru
Social Work Specialists’ Training in the Context of Youth Employment Regulation: a Regional Aspect
The problem of state regulation of young people’s, especially of young professionals’ employment in today’s socio-economic conditions is obvious, since the issue of youth and general population employment is the key to a market economy. It is important to consider social workers’ training and further employment. This formulates the subject, the object, aims and objectives of this study. The author analyzes the following issues: social and professional adaptation of young people, legal regulation of this population category employment, the role of competency and qualification to ensure young specialists’ adaptation, specific conditions of social work in the city of Mariupol employment sphere, regulation of employment of university graduates majoring in social work. The author describes particular career-oriented activities based on the experience of opening a new specialty related to social work, as well as issues related to the students’ attitude to the new specialty and its efficiency in the region. The author gives a comprehensive review of the problem of social work specialists’ employment regulation in socio-economic conditions of the industrial region. These results may be of interest to theorists and practitioners in the field of social work.
Keywords: social work, employment of the population, young specialist, employment, competitiveness, social service.
Проблема государственного регулирования занятости молодёжи в современных социальноэкономических условиях очевидна, поскольку вопрос занятости молодёжи и населения в целом является ключевым в рыночной экономике.
Исследования данной проблемы возможно на комплексном подходе, охватывающем многосторонние аспекты социально-кономических условий жизнедеятельности человека. Теоретические и практические рекомендации каса-
176
ются разработок и реализации программ трудоустройства молодых специалистов, а следовательно, и обеспечения снижения уровня безработицы.
В украинской общественной мысли проблему взаимодействия личности и общества изучали Н. Я. Данилевский, Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров, П. И. Новгородцев. Вопросы исследования принципов занятости и обеспечения нормативно-правовых условий
© В. В. Харабет, 2012
труда и занятости нашли отражение как в зарубежных, так и в отечественных разработках В. А. Глозмана, С. С. Кари, К. П. Уржинского.
Осуществляемый в Украине в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с социально-экономическими проблемами, одной из которых является проблема занятости населения. Переход от централизованной экономической системы к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблемы занятости. Проблема занятости неразрывно связана с людьми и их производственной деятельностью.
Экономика рыночных отношений привела к высвобождению работников материальной и нематериальной сферы, а следовательно, и к появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица. В складывающихся социально-экономических условиях в Украине принимаются программы занятости населения, в которых упор делается на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости населения.
Наиболее актуальной проблемой занятости является обеспечение первого рабочего места и социальная защита молодых специалистов. Факторами решения данной проблемы выступают:
-специальность и её соотношение с востребованностью в регионе;
- традиционность и популярность специальности среди населения;
- профессиональная преемственность поколений.
В условиях традиционности сложившихся специальностей в социально-экономических условиях региона, проблематичным является открытие новой специальности и её утверждение в общественной мысли.
Объектом настоящих исследований является занятость молодёжи в современных социальноэкономических условиях Украины, и, в частности, Донецкой области, а предметом - государственное регулирование занятости молодёжи и, в частности, молодых специалистов не производственной сферы - социальных работников.
Цель данной статьи - рассмотреть особенности подготовки специалистов социальной работы в контексте регулирования занятости молодёжи на региональном уровне.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
- рассмотреть проблемы социальнопрофессиональной адаптации молодёжи, нормативно-правовое обеспечение занятости этой категории населения;
- проанализировать роль компетентности и квалификации в обеспечении адаптации молодых специалистов;
- изучить специфику социальной работы в сфере занятости населения города Мариуполя;
- провести исследования по изучению регулирования занятости выпускников высших учебных заведений на примере специальности «Социальная работа».
Закон Украины «О занятости населения» является комплексным законодательным актом, который содержит нормы права, социального обеспечения административного и трудового права. Занятость определяется как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных нужд, как правило, приносящая им доход в денежной или другой форме. Законом установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения. Речь идёт о трудоспособных гражданах в трудоспособном возрасте, которые нуждаются в социальной защите и не способные на равных конкурировать на рынке труда [2]. К этой категории граждан относится молодёжь, которой, согласно законодательству, предоставляется первое рабочее место [2].
Рассмотренные положения соответствующего Закона Украины направлены на обеспечения решения проблем занятости населения на законодательном уровне. Эти проблемы в полной мере касаются и молодёжи. Положение молодёжи, её место в системе экономических приоритетов и общественных ценностей - важный показатель уровня развития региона.
В кризисных условиях проблемы трудоустройства затрагивают не только работающее население, но и молодых специалистов, которые только начинают свою трудовую деятельность. Ужесточение требований к потенциальным кандидатам делает трудоустройство молодых специалистов весьма проблематичным. Поэтому одним из действенных положений их защиты выступают соответствующие законодательные акты.
Различают четыре основных вида занятости: полную; неполную (частичную - временную); рациональную и эффективную. На динамику занятости влияют следующие факторы: демографические, экономические, организационные и правовые. Приведённые факторы, вли-
яющие на динамику занятости населения, позволяют в полной мере представить сложность складывающихся условий, связанных с проблемами обеспечения занятости населения в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях и тем боле в рыночных отношениях.
Решение проблемы трудоустройства как личностной проблемы связано, прежде всего, с уровнем профессиональной подготовки, выступающей фактором конкурентоспособности молодого специалиста на рынке труда. Базовое профессиональное образование является характеристикой достигнутого уровня квалификации молодого специалиста и компетентности его профессиональной деятельности. Однако в условиях ускоренного научно-технического развития и экономики возникает необходимость постоянного совершенствования профессиональных знаний и овладения инновационными технологиями производства работ, т. е. необходимость непрерывного профессионального образования.
С трудоустройством молодого специалиста процесс конкурентоспособности продолжается, что связано с его социальнопрофессиональной адаптацией, эффективным фактором которой является трудовая активность. Как показывают исследования, процесс социально-профессиональной адаптации является важной составляющей процесса профессионализации личности.
Рассмотрим проблемы регулирования занятости молодёжи в социально-экономических условиях крупнейшего промышленно развитого региона Украины - Донецкой области [1]. Количество студентов в Донецкой области достигает почти 200 тысяч, они обучаются по 280 специальностям. В связи с изменяющимися потребностями рынка труда происходит постоянная динамика в мире специальностей [3].
Мариуполь - высокоразвитый промышленный город Донецкой области с разветвлённой сетью государственных социальных служб и общественных организацией, связанных с решением социальных проблем населения города. В городе насчитывается более тридцати государственных социальных служб различной социальной направленности: центры занятости; управления пенсионного фонда; социальной защиты населения; отделы жилищных субсидий; центры социальных служб молодёжи; фонды социального страхования; территориальные центры обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан; службы
по делам несовершеннолетних. На крупных промышленных предприятиях действуют корпоративные службы социальной защиты рабочих и специалистов. В городе сложилась разветвлённая сеть социальных организаций, деятельность которых направлена на социальную защиту населения.
В условиях развития социально-экономических отношений возрастает роль социальных служб. Кадровый потенциал социальных служб сложился из числа специалистов, имеющих высшее образования, но не социальной направленности, так как за период советской системы образования данное направление подготовки специалистов не предусматривалось. Поэтому данные объективные обстоятельства выступают существенным фактором актуальности подготовки специалистов социальной работы.
Специальность «Социальная работа» -«молодая специальность» в системе образования Украины и Донецкой области. Приазовским государственным техническим университетом в 1999 г. была проявлена инициатива по лицензированию специальности «Социальная работа». В настоящее время кафедра социологии и социальной работы ведет подготовку бакалавров, специалистов и магистров социальной работы. 82,5 % населения города в той или иной мере заняты в промышленном производстве, поэтому и основной акцент специализации подготовки специалистов социальной работы основывается на специфике производственных предприятий как основных потребителей молодых специалистов.
Приазовский государственный технический университет 85 лет ведёт подготовку специалистов технических специальностей: металлургов, машиностроителей, энергетиков и электросварщиков. За данный период в городе и регионе сложилась определённая система профессиональной ориентации и престижности специальностей и семейных традиций в преемственности специальностей.
Открытие новых специальностей, и тем более не связанных с базовым направлением университета, требует глубокого анализа в период подготовки их к открытию, в процессе обучения и в период трудоустройства. Результаты анализа позволяют выявить ряд особенностей престижности специальности, её перспективность, а главное - конкурентоспособность в условиях сложившегося рынка потребностей специальности в регионе. В со-
циологическом исследовании регулирования занятости выпускников специальности «Социальная работа» приняли участие студенты, окончившие Приазовский государственный технический университет в 2008 и 2009 гг. Исследование проводилось поэтапно, следуя последовательности профессионализации личности молодого специалиста: профориентация, овладение специальностью и трудоустройство.
На этапе профориентации и выбора специальности были получены следующие результаты:
- 46 % респондентов показали, что наиболее сильным мотиватором к выбору специальности «Социальная работа» стали рекомендации родителей и друзей;
- 24 % респондентам «было всё равно. куда поступать» для получения высшего образования;
- 14 % респондентов целенаправленно выбирали данную специальность;
- 16 % составили респонденты, неопреде-лившиеся в выборе будущей специальности.
Сравнительный анализ полученных результатов свидетельствует о существенной доле неопределившихся абитуриентов на момент подачи заявлений на данную специальность. Факторами данных показателей выступают, с одной стороны, уровень профориентационной работы среди молодёжи, а с другой -традиционная неуверенность и безразличие относительно будущего образования в жизни молодёжи (данный показатель характерен и для других специальностей). Как показывают результаты беседы со студентами первого курса, данные показатели следует отнести к нестабильности социально-экономических условий в регионе. Следует особо отметить не знание абитуриентами и родителями сущности новой специальности в регионе, а следовательно, и прогнозируемость её востребованности.
Следующий этап исследования связан с периодом обучения студентов в университете по выбранной специальности. Были получены следующие результаты:
- 64 % выпускников ответили, что за время обучения в Университете их отношение к выбранной специальности улучшились;
- 11 % разочаровались в специальности;
- 25 % так и не определились в своем отношении к выбранной специальности.
Если сравнить данные показатели с показателями, полученными на этапе профориента-
ции, можно отметит следующее: студенты, которые разочаровались в выбранной специальности и не определились в своём отношении к данной специальности, это те абитуриенты, которым «было всё равно, куда поступать» и которые были не уверены в выборе своей будущей специальности.
Существенным фактором, который оказал влияние на уверенность в выбранной специальности, были личностные качества студентов, связанные с природными способностями и желанием общаться с людьми, т. е. они близки к специальности, относящейся к типу «человек-человек».
Следующие исследования касались третьего этапа - трудоустройства молодых специалистов:
- 78 % студентов на момент исследования трудоустроились.
Из числа трудоустроенных:
- у 72 % работа не совпадает с полученной специальностью;
- 77 % респондентов считают, что главной причиной, по которой им не удалось трудоустроиться по специальности, является низкая заработная плата, которая предлагается социальным работникам. По оценке студентов она совершенно не соответствует выполняемой работе согласно квалификационным требованиям и социально-экономическим потребностям молодого специалиста;
- 54 % трудоустроились на частных предприятиях;
- 24 % предпочли государственные предприятия и организации.
Исследовались также подходы студентов к решению проблем трудоустройства:
- 53 % респондентов выделили проблему возможности трудоустроиться по специальности как одну из главных, повлиявшей на желание работать по специальности;
- 32 % респондентов работу находили самостоятельно, на что потребовалось в среднем около месяца, а отдельных случаях - несколько месяцев;
- 8 % респондентов нашли рабочее место через кадровые агентства и Интернет;
- 7 % были трудоустроены службой трудоустройства студентов Университета.
Респонденты выделяют ряд факторов, оказавших влияние на трудоустройство:
- 38 % - указывают на личные качества;
- 32 % - отмечают значимость полезных связей и знакомства;
- 17 % - отмечают важность имеющегося трудового опыта;
- 13 % - не определились в решении данной проблемы.
В заключение был поставлен вопрос о роли субъектов, обеспечивающих трудоустройство молодых специалистов в современных социально-экономических условиях:
- 59 % респондентов считают, что главным субъектом, обеспечивающим решение проблем трудоустройства молодых специалистов, должно быть государство;
- 25 % - предполагают, что этим должны заниматься учебные заведения, через установление перспективных деловых связей с предприятиями и организациями;
- 16 % - респондентов полагаются только на собственные силы, считая своим долгом обеспечить себя первым рабочим местом самостоятельно, как наиболее эффективную и надежную форму решения проблемы.
Комплексный анализ полученных результатов исследования проблемы регулирования занятости молодёжи на региональном уровне позволяет сделать первоначальное обобщение, а также определить возможные подходы к совершенствованию профориентационной работы, учебновоспитательного процесса подготовки специалистов социальной работы и их трудоустройства.
Укомплектованность социальных служб специалистами-практиками не позволяет эффективно решать проблемы трудоустройства молодых специалистов социальной работы. К особенностям данной специальности следует отнести женский фактор. 85-90 % студентов составляют девушки, а в социальных службах - до 95 % составляет женский персонал. Как известно, данная категория отличается стабильностью в сохранении рабочего места, что также оказывает существенное влияние на трудоустройство молодых специалистов.
Важную роль в овладении рабочим местом играет квалификация и компетентность специалиста. Квалификация молодого специалиста определяется стандартом на подготовку соответствующего специалиста, нормативным документом которого выступает образовательно-квалификационная характеристика. Компетентность является характеристикой практического опыта специалиста, что для молодого специалиста весьма проблематично. Как показывают результаты отбора на определённую должность, работодатели предпочитают специалистов, имеющих определённый практический опыт в данном направлении. В данных ситуациях вступают в противоречия
уровень профессиональных знаний молодого специалиста социальной работы и отсутствие практического опыта.
В системе социальных служб Донецкой области трудоустройство вновь принимаемых социальных работников решается на уровне области через систему тестирования. Как показывают результаты конкурса молодых специалистов социальной работы, выпускники университета обладают высоким уровнем конкурентоспособности, показывая высокие результаты, и рекомендуются к приёму на работу.
Таким образом, трудоустройству молодых специалистов мешает отсутствие опыта практической деятельности, навыков поиска работы, общения с работодателями, а также недостаточная информированность молодых специалистов о рынке труда. В данных обстоятельствах важная роль в обеспечении первого рабочего места принадлежит государству как гаранту социальной защиты молодого специалиста.
Опыт работы кафедры социологии и социальной работы по популяризации специальности «Социальная работа» среди работодателей, социальных служб города и среди населения города, а следовательно, и содействие молодым специалистам в трудоустройстве заключается в следующих учебновоспитательных мероприятиях. Организация и проведение ознакомительной, производственной и преддипломной практик. Именно данные формы учебно-воспитательного процесса являются наиболее эффективными в представлении студентов в социальных службах города, а студентам позволяют предметно познакомиться с деятельностью социальных служб.
Ознакомительная практика студентов организовывается таким образом, чтобы студенты могли познакомиться со структурой и профессиональной деятельностью различных социальных служб города. Как показывают результаты - это первые шаги студентов в профессионализации и определении своей будущей профессиональной деятельности. При определении базы производственной практики студенты выбирают те социальные службы, с которыми они с интересом познакомились во время ознакомительной практики. Как правило, преддипломная практика и темы дипломных работ связаны с деятельностью социальных служб, в которых студенты проходили ознакомительную и производственную практики.
Принятая система организации практик позволяет студентам более определённо выявить свои профессиональные способности относительно деятельности социальных служб
и проявить себя как специалиста, а социальным службам более обстоятельно оценить профессиональные способности студента как будущего работника социальной службы. В этой связи следует отметить, что практическая деятельность студентов в период практик выступает наиболее эффективной формой са-морекомендации к трудоустройству. Как показывает практика, наиболее высокий процент трудоустройства связан именно с данной категорией студентов.
Одной из эффективных форм приобщения студентов к будущей социальной деятельности является волонтёрское движение, которое благодаря инициативе преподавателей, активно развивается. Участие студентов в волонтёрском движении позволяет не только получить первоначальные навыки работы с клиентами, но и сделать первые шаги в дальнейшем профессиональном самоопределении. Важным показателем участия студентов в волонтёрском движении является возможность самореализации личности. Участие студентов в волонтёрском движении определяет тематику будущих дипломных работ, содержание которых построено на фактической деятельности студентов.
Традиционно студенты специальности «Социальная работа» принимают участие в ежегодной «Ярмарке профессий», которую проводит Городской центр занятости населения. В ярмарке профессий принимают участие учащиеся и родители школ города. Участие студентов позволяет эффективно и результативно проводить профориентационную работу и тем самым популяризировать новую специальность среди населения города. Ежегодно кафедра проводит научнопрактическую конференцию в рамках Международной научно-практической конференции университета. В конференции принимают участие студенты и преподаватели кафедры, руководители и специалисты социальных служб города и области и общеобразовательных школ города.
Завершающим этапом обучения студентов в вузе является защита дипломных работ. Следует отметить, что тематика дипломных работ специалистов в значительной части носит
практический характер, а магистров - научнопрактический. Базой исследования выступают проблемы, непосредственно касающиеся деятельности социальных служб. На защиту дипломных работ приглашаются руководители и специалисты социальных служб.
Особое внимание на кафедре уделяется информационным средствам как наиболее эффективным средствам профессиональной ориентации и популяризации новой специальности. За период подготовки социальных работников в средствах массовой информации города был опубликован ряд статей о специальности, преподавателях и деятельности кафедры и студенческой молодёжи. Были организованы передачи по телевидению. Результаты целенаправленной профориентационной работы проявляются в период приёмной компании и в процессе обучения в университете. Следует отметить, что с каждым годом популярность специальности возрастает, что проявляется в конкурсе и качественном отборе студентов на данную специальность и высоком уровне подготовки специалистов.
Опыт подготовки инновационной специальности «Социальная работа» в условиях промышленного региона с традиционной системой подготовки специалистов приводит к следующим выводам:
- открытие новой специальности требует всестороннего анализа социально-экономических условий региона с позиций кадрового обеспечения и востребованности инновационной специальности;
- одним из факторов востребованности специалистов социальной работы выступает специализация их подготовки в соответствии с производственными особенностями ведущих предприятий и организаций;
- необходимость проведения широкой компании популяризации новой специальности среди различных слоёв населения через средства массовой информации;
- качество подготовки специалистов выступает наиболее эффективным средством популяризации специальности и востребованности специалистов.
Список литературы
1. Донбасс: прошлое, настоящее, будущее // Формирование и развитие трудовых традиций: тезисы докладов и сообщений. Крамоторск: НКМЗ, 1993. 290 с.
2. Про зайнятість населення: станом на 08.12.2009 р. / Про зайнятість населення. - Офіційний сайт Державної служби зайнятості. URL: www.dcz.gov.ua/doccatalog/document?id=26456 (дата обращения: 12.12.2011).
3. Социально-экономическое положение Донецкой области за первое полугодие 2010 года: стат. бюл. // М-во статистики Украины. Донецк.обл. упр.статистики. Донецк, 2009. 135 с.
Статья поступила в редакцию 10.03.2012 г.