Научная статья на тему 'Подготовка современных специалистов: проблемы компьютерной этики'

Подготовка современных специалистов: проблемы компьютерной этики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ (ИНФОРМАЦИОННАЯ) ЭТИКА / COMPUTER (INFORMATION) ETHICS / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / MORAL AND ETHICAL PARADIGM OF INFORMATION TECHNOLOGY REALITY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / INFORMATION BEHAVIOR / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TEACHING TECHNOLOGIES / СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / CASE STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапузина Елена Николаевна, Романов Александр Юрьевич, Романов Юрий Александрович

В статье рассматриваются проблемы внедрения в учебный процесс высших учебных заведений курса компьютерной этики на основе методики ситуационных заданий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапузина Елена Николаевна, Романов Александр Юрьевич, Романов Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF COMPUTER ETHICS IN THE CONTEXT OF TRAINING MODERN SPECIALISTS

The article deals with the problems of implementation of the course of computer ethics based on the methodology of case assignments in a high school educational process

Текст научной работы на тему «Подготовка современных специалистов: проблемы компьютерной этики»

рого выстраиваются отношения заказчиков, исполнителей и потребителей образовательных услуг, на практике обеспечит перестройку системы ПО в соответствии с требованиями работодателей и граждан, обеспечит внедрение действующих механизмов реализации прав на образование в течение всей жизни и плановое обновление кадров на предприятиях и других объектах экономики; позволит организовать функционирование организаций ПО (в том числе и ДПО) в новых условиях.

1. Дочкин С. А. Региональные подходы к интеграции учреждений профессионального образования на базе ресурс-

ного центра // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. — 2013. — № 7. — С. 50-59.

2. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : проект. — URL: http://iace-edu. com/novosti-ministenstva/item/439-pnoekt-kontseptsii-nazvitiya-nepnenyivnogo-obnazovaniya-vznoslyih-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2025-goda.

3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : фед. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. — URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obnazovanie-dok.html.

4. Формирование государственного заказа региональной системе профессионального образования : моногр. / Е. Л. Руднева, Т. С. Панина, Ю. В. Клецов и др. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО, 2009. — 200 с.

5. Юнацкевич Р. И. Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи : моногр. — СПб. : ИОВ ПАНИ, 2009. — 90 с.

УДК/uDC 17:004.056.5 Е. Н. Лапузина, А. Ю. Романов, Ю. А. Романов

E. Lapuzina, A. Romanov, Y. Romanov

ПОДГОТОВКА современных специалистов: ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭТИКИ

PROBLEMS OF COMPuTER ETHICS

IN the context of training modern specialists

В статье рассматриваются проблемы внедрения в учебный процесс высших учебных заведений курса компьютерной этики на основе методики ситуационных заданий.

The article deals with the problems of implementation of the course of computer ethics based on the methodology of case assignments in a high school educational process.

Ключевые слова: компьютерная (информационная) этика, морально-этическая парадигма информационно-технической действительности, информационное поведение, интерактивные технологии обучения, ситуационное обучение.

Keywords: computer (information) ethics, moral and ethical paradigm of information technology reality, information behavior, interactive teaching technologies, case study.

На информационном этапе развития общества, связанном с повсеместным распространением сети Интернет, все более возрастает доля умственного труда, ускоряется процесс получения новых знаний, при этом поиск информации занимает значительную часть рабочего времени [1]. Сам факт существования

глобального информационного пространства, где циркулируют огромные информационные потоки, которые генерирует человеческая цивилизация, требует решения ряда проблем, отражающих не только технические, но и нравственные аспекты работы с компьютерными технологиями и Интернетом.

В условиях глобальной компьютеризации общества современный специалист должен обладать не только высоким уровнем технической компетентности во владении компьютерными технологиями, но и в жесткой дисциплине обращения с ними, рассматривая их в качестве необходимого условия соблюдения научной информационной этики [2]. Вот почему вопросы интеллектуальной собственности, информационной безопасности, проблемы возникновения плагиата при использовании сети Интернет приобретают такое важное значение в системе образования, науке и интеллектуальной деятельности общества в целом.

Анализ публикаций по проблемам компьютерной этики в условиях становления информационного общества позволяет сделать общий вывод о том, что они постоянно находятся в фокусе внимания исследователей и являют-

ся предметом серьезных научных обсуждений. В работах таких известных ученых, как Э. Аг-гацци, И. Алексеевой, Ю. Батурина, А. Глинского, П. Друкера, В. Заболотского, В. Лисичкина, А. Пиччеи, Н. Рыжкова, В. Самохваловой, В. Хо-зикова, Л. Шелепина, Р. Юсупова и других, отмечается необходимость формирования новой морально-этической парадигмы информационно-технической действительности и развития нравственных качеств специалистов в процессе их деятельности.

Компьютерная этика определяется как совокупность моральных принципов и норм, регулирующих отношения между людьми, сложившихся на основе их работы в компьютерной среде. Проблема формирования компьютерной этики специалиста и изучение специфики информационного поведения как отдельных пользователей, так и социальных групп в современных условиях приобретает особое значение. Век информационных технологий обязывает каждого члена цивилизованного общества знать и соблюдать основные нормы и правила компьютерной этики, которая является одним из элементов новой компьютерной культуры.

Следует отметить наличие негативных факторов компьютеризации общества, которые связаны с проявлением ряда серьезных злоупотреблений в информационной сфере, таких как искажение данных компьютерной памяти, компьютерное воровство, опасность монополизации средств массовой информации и манипулирование общественным мнением, компьютерное пиратство. Количество компьютерных преступлений быстро растет, способы их совершения множатся. Проблема компьютерной преступности обозначилась вместе с появлением первых компьютеров и актуализировалась в настоящее время с развитием компьютерных сетей. Компьютерные преступники в одних случаях вмешиваются в работу компьютеров, в других — используют компьютеры как необходимые технические средства. При этом основными видами компьютерных преступлений являются:несанкционированный доступ к информации, который осуществляется с помощью нахождения слабых мест в защите системы; ввод в программное обеспечение «логических бомб», которые срабатывают при выполнении определенных условий и выводят из строя компьютерную систему; разработка и распространение компьютерных вирусов, уничтожающих информацию на зараженном компьютере и «ворующих» личные данные; преступная небрежность в разра-

ботке, изготовлении и эксплуатации программно-вычислительных комплексов, приводящая к тяжким последствиям; подделка компьютерной информации, ее хищение и т. п. [3].

Актуальность проблемы изучения информационного поведения специалистов определяется тем, что создаваемые в контексте информационных технологий ситуации часто делают морально значимыми такие явления, которые ранее были за рамками моральных кодексов и определялись естественными закономерностями. Сегодня возможности компьютера по разрешению определенных конфликтных ситуаций, предугадыванию некоторых природных явлений все чаще попадают в орбиту моральных оценок. Все, что связано с компьютерной деятельностью, защитой прав интеллектуальной собственности и борьбой с плагиатом в Интернете, должно находиться под строгим контролем человеческой этики [4].

Проблемы формирования информационной этики как у отдельных пользователей, так и социальных групп рассматриваются мировым сообществом как насущные. Связанные с этим подходы и методы тщательно изучаются исследователями во всем мире, во многих странах принимаются законы и заключаются международные соглашения по предотвращению краж и защите информации. Ученые постоянно обращают внимание на то, что необходимо формировать соответствующие нормы поведения в информационном пространстве, связанные с общественным или профессиональным статусом человека. На современном этапе развития требуется «не столько владение специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы и быть нравственным пользователем компьютера» [5, с. 7].

В современных условиях значительно усложнились функциональные обязанности высшей школы. Возникла необходимость кардинального пересмотра и обновления содержания образования. Смена образовательной парадигмы стала объективной потребностью развития современного общества. Для выполнения этой задачи наряду с традиционными приемами требуются все новые подходы, технологии, что предусматривает смену це-леполагания, а также повышенное внимание к нравственной категории «ментальность».

Обучение студентов основам компьютерной этики и внедрение в сознание будущих

специалистов моральных и профессиональных норм поведения в вузовской среде осуществляется профессорско-преподавательским составом в процессе преподавания основных учебных дисциплин. Примером такого подхода, в частности, может служить департамент компьютерной инженерии Московского института электроники и математики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ДКИ МИЭМ НИУ ВШЭ), где готовят системных программистов и специалистов в области информационных технологий. Практически с первого курса студентам последовательно прививают навыки грамотного оформления отчетов согласно ГОСТам и требованиям к оформлению технической документации, формируя у них целостный подход к постановке задачи, ее анализу, выполнению и документальному сопровождению. Обучение студентов оформлению программных кодов согласно «code style» вырабатывает у них необходимую самодисциплину и профессиональную грамотность. В обучающем процессе сознательно применяются преимущественно свободно распространяемые программные комплексы, что воспитывает у студентов негативное отношение к компьютерному пиратству. Широко распространена практика, когда во время чтения лекций, если в презентационном материале присутствуют чужие наработки и выводы, обязательно приводятся ссылки на первоисточник, сам факт наличия которых формирует у студентов негативное отношение к плагиату и уважение к интеллектуальной собственности, а при выполнении ими квалификационных практических работ параллельно вырабатываются навыки по защите программных наработок от взлома. Кроме того, некоторые учебные курсы предусматривают самостоятельную работу студентов над проектами в группах, учащиеся постигают основы работы с системами совместной разработки (например, Github), что приучает будущих специалистов к работе в команде и формирует у них этику взаимодействия.

В то же время проблемам компьютерной этики в большинстве вузов уделяется все еще мало внимания, и они являются приоритетными лишь в немногих из высших учебных заведений. Недостаточно разработаны педагогические технологии для реализации и проблемы теоретического обоснования и апробации технологий формирования компьютерной этики будущих специалистов; остаются также открытыми вопросы выбора рационального содержания и форм такой подготовки, ее научно-методи-

ческого обеспечения. На сегодняшний момент ощущается недостаточная обоснованность педагогических путей перехода от традиционной репродуктивной подготовки специалистов к индивидуально-творческой, нацеленной на формирование морально-этических норм, в том числе и при работе в компьютерной среде. Существует противоречие между современными требованиями к профессиональной подготовке специалистов в области информационных технологий и применяемыми методами обучения.

Разрешить это противоречие помогает внедрение в учебный процесс курса компьютерной этики с использованием интерактивных технологий преподавания. Активные формы обучения, такие как ситуационное обучение, метод «мозгового штурма», ролевые игры и т. п., существенно стимулируют учебно-познавательную деятельность студентов, способствуют формированию необходимых компетентностей в сфере компьютерной этики, развитию творческого мышления будущих специалистов.

Целью настоящей статьи является анализ путей разработки и реализации эффективных методов обучения студентов вузов основам компьютерной этики в среде информационных технологий как психолого-педагогическая проблема.

Как показывает практика, основой внедрения курса компьютерной этики в вузе может с успехом служить методика ситуационных заданий. Педагогическое воздействие в рамках ситуационного подхода определяется активностью самих учащихся, учетом целеполагания, а также коммуникативной природой процесса передачи и усвоения знаний. Такой подход позволяет формировать не только носителя знаний, но и творческую личность, способную использовать полученные знания в любой сфере деятельности.

При этом знания, полученные студентами и выступающие в роли активного средства для последующего продвижения в обучении, приобретаются эффективнее всего не с помощью изложения их преподавателем на лекции или в учебнике, а в результате личной исследовательской деятельности обучаемого, в процессе которой он может свободно развивать собственную творческую активность.

Применение ситуационного метода обучения реализует одну из эффективных образовательных технологий. Ситуационное задание всегда является творческой задачей, которую всякий раз нужно решать в новых условиях, так как ситуация неопределенности исключает пути

нахождения готовых решений. Каждое решение в ситуации неопределенности — это результат творческой деятельности, основанной на использовании знаний новым способом. При этом ситуация составляет необходимую сущностную основу на всех стадиях овладения материалом.

Ситуационный метод отвечает требованиям проблемно-ориентированного обучения, который предусматривает максимальную активизацию познавательной деятельности студентов и их непосредственное участие в учебном процессе [6].

В Национальном техническом университете «Харьковский политехнический институт» (НТУ «ХПИ») был введен новый курс компьютерной этики, разработанный с использованием методики ситуационных заданий. В частности, были предложены ситуационные задания-пакеты, состоящие из 10-12 реальных микроситуаций. Тексты заданий составлялись с учетом соответствия таким основным требованиям, как лаконичность, отсутствие избыточной информации, описание наиболее актуальных проблем в области информационных технологий. Была также разработана специальная таблица, с помощью которой проводился анализ предложенного ситуационного задания, и составлен перечень вопросов для обсуждения проблемы занятия [7].

Перед дискуссией по ситуационному заданию обязательным элементом обучения являлось краткое изложение теоретических концепций компьютерной этики и методов анализа деловых этических ситуаций.

Для получения максимального эффекта от проведения занятий с использованием ситуационных заданий студентам предлагалось выполнить следующие требования:

— четко излагать свои идеи и быть готовыми их аргументировано отстаивать;

— внимательно выслушивать иные предложения и давать им оценку;

— быть готовым изменить свое мнение в случае появления другого, более эффективного решения или доказательства;

— не уклоняться от принятия решений;

— проводить дискуссию в приятном, благожелательном тоне.

Во время занятий преподаватель поддерживал обсуждение в нужном направлении, задавая вопросы и систематизируя реплики.

При подготовке к занятию по компьютерной этике было проведено анкетирование студентов НТУ «ХПИ». Результаты анкетирования показали, что, к сожалению, лишь немногими

студентами осознается актуальность проблем, возникающих в связи с широким использованием персональных компьютеров, компьютерных сетей и т. д.

Так, при ответе на вопрос об отрицательных последствиях использования компьютерной техники в современном обществе лишь 13,7 % студентов отметили этические проблемы (например, нарушение этических норм и правил компьютерного общения, несоблюдение авторских прав при использовании программных продуктов).

Многими студентами такого рода проблемы не воспринимаются как значимые. Некоторые из них хотят заниматься компьютерным «пиратством» ради интереса, часть — хотели бы заняться хакерством:проникать в недоступные файлы, содержащие личную и общественную информацию, подбирать пароли, взламывать коды для использования информации экономического характера.

Анализ полученной информации привел к выводу о целесообразности нравственного воспитания студентов в процессе их компьютерной деятельности, что предусматривает выработку навыков следования основным положениям компьютерной этики, формирование чувства компьютерного реализма, воспитание ценностного отношения к компьютерной деятельности.

В рамках экспериментальных ситуационных занятий для выполнения такой задачи использовались два специфических педагогических приема. Один из них — это наводящие вопросы для облегчения поиска специфической информации, которая будет способствовать концентрации внимания на главных проблемах задания. Например: «Какие деловые этические стандарты в области компьютерных технологий вы знаете?», «Какие законодательные и деловые этические нормы в области компьютерных технологий существуют в развитых странах?» и др. Смысл таких наводящих вопросов состоял, главным образом, в том, чтобы заранее подготовить студентов к дискуссии, а не подтолкнуть их к формулированию некорректных выводов.

Второй педагогический прием предполагает обсуждение предложенной ситуационной модели самостоятельно, без присутствия преподавателя, в неформальной обстановке. Неформальные встречи студентов стимулируют их индивидуальную подготовку, дают им возможность обмениваться информацией, обсуждать различные идеи. Студентам предлагался следующий способ подготовки к занятиям. Рекомендовалось в письменном виде изложить

варианты решений ситуационного задания с полным их обоснованием, причем это должны были быть лаконичные ответы, часто в тезисном или схематичном виде. При такой письменной подготовке каждому студенту приходилось хорошо продумывать текст, который в краткой форме излагался на бумаге, и вследствие этого обсуждение в аудитории занимало меньше времени и проходило более плодотворно.

При написании доклада по анализируемой проблеме студенты должны описать суть ситуации, перечислить и охарактеризовать участников событий, дать их хронологию, определить концептуальные вопросы, предложить альтернативные решения и выработать план действий.

Наблюдение, анализ, рекомендации, оценка — такая последовательность действий соблюдалась в процессе проведения экспериментальных ситуационных занятий по компьютерной этике. Таким образом, перед студентами последовательно возникали следующие вопросы: «О каких этических проблемах в области информационных технологий идет речь в задании?», «Как выделить основные и менее значимые проблемы и решать их в порядке значимости?», «Каков алгоритм действий для их решения?», «Каковы ожидаемые последствия от тех или иных принятых решений?». Наличие у каждого студента собственного текста ситуационного задания и копии обязательных дополнительных материалов к каждому занятию значительно облегчили работу студента.

Занятия с использованием ситуационных заданий по компьютерной этике проводились в соответствии с четким соблюдением таких аспектов учебной стратегии, как действия по организации начала дискуссии с последующим полным охватом ее структуры, отработка плана вопросов, использование специальных педагогических приемов, выполнение логических переходов от одной проблемы к другой, завершение занятия с принятием итогового решения, выполнение плана использования интерактивной доски и аудио-, визуальных средств.

При подготовке к ситуационным занятиям по компьютерной этике в ходе экспериментальных занятий были осуществлены следующие шаги:

— подготовлены специальные ситуационные задания по компьютерной этике;

— назначены студенты из экспериментальных групп, ответственные за подготовку к занятиям всей группы;

— определен характер и направление дискуссии;

— продумана организация процесса общения со студентами путем их активного вовлечения в обсуждение этической проблемы, связанной с информационными технологиями;

— сформулированы вопросы, на которых строилась дискуссия на занятии;

— выявлены возможные альтернативные варианты решения проблем;

— предусмотрено эффективное использование доски для записи высказываний студентов при анализе ситуационных заданий;

— определена логическая связь вопросов во время дискуссии для соблюдения четкого следования поставленной цели по нахождению решений и структурированию исследовательской деятельности студентов;

— предложено эффективное завершение конкретной дискуссии и определено ее место в общем плане занятий.

Для подготовки к аудиторному обсуждению и анализу ситуационной модели студентам предлагалась следующая последовательность действий:

1) прочитать ситуацию первый раз достаточно быстро для того, чтобы понять проблему, определить участников событий и роль «главного героя»;

2) представить себя на месте главного героя (программиста, специалиста по компьютерному дизайну и др.);

3) тщательно ознакомиться с текстом, изучить конспект лекций, собрать необходимую информацию в Интернете для определения очевидных проблем по данной ситуации и классификации полученной для анализа информации. Выбрать факты и цитаты для подготовки письменного доклада;

4) выделить ключевые факты;

5) записать основные проблемы, выделить существенную информацию и определить возможные решения для каждой проблемной области;

6)определить приоритетные проблемы и альтернативы;

7) записать рекомендации относительно решения этих проблем;

8) проверить еще раз факты, сведения, доводы своей версии, представив себя в роли критика, и окончательно убедиться в ее правильности или проработать другую версию для выработки решения по данной ситуации;

9) произвести оценку принятых решений;

10) выполнить письменный анализ рассматриваемого ситуационного задания в схематичной форме с использованием подзаго-

ловков, таблиц и диаграмм для иллюстрации важных пунктов и их взаимосвязей;

11)при проведении занятий по разбору конкретной ситуации занимать активную позицию, уметь отстаивать свою версию, обмениваться мнениями с партнерами.

Итоговый контроль качества знаний двух потоков студентов (один поток обучался по традиционной методике — без изучения компьютерной этики, студенты второго потока изучали компьютерную этику на основе ситуационных заданий) показал следующие результаты. Студенты экспериментального потока (58 % положительных ответов) гораздо успешнее справились с предложенными тестовыми и творческими заданиями, по сравнению с контрольной группой (29 % положительных ответов). Ответы на ситуационные задания студентов экспериментальной группы отличались значительным разнообразием и богатством лексического наполнения, логичностью смысловых построений и обоснованностью высказываний.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что творческое самостоятельное мышление, формирующееся в процессе решения проблемных ситуаций, активизирует способность к обработке и классификации воспринимаемой информации. Запоминание в этом случае происходит не в результате специальной задачи запоминания, а как побочный продукт деятельности и является более продуктивным.

Опора на исследовательский процесс в значительной степени повышает мотивацию в изучении морально-этических проблем компьютерной этики, формирует навыки самостоятельной познавательной деятельности, что в конечном итоге ведет к усилению познавательной активности и вырабатывает умение самостоятельно получать знания, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности специалистам в области компьютерных технологий.

1. Кульчицький I. Вплив сучасних комп'ютерних Ыформацмних технолопй на традицмы методики на-вчання // Вюник Львiвського уыверситету. — 2001. — Вип. 15, Ч. 2. — С. 177-185.

2. Яницький П., Фурса М. Фактори формування соцальноТ вщповщальносп бiзнесу // Бiзнес-освiта як бiзнес: якють послуг i со^альна вщповщальнють. — КиТв, 2003. — С. 115-126.

3. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война. — М., 1999. — 304 с.

4. Самохвалова В. И. «Массовый человек» — реальность современного информационного общества // Проблемы человека: мультидисциплинарный подход. — М., 1998. — С. 59-62.

5. Баловсяк Н. В. До проблеми визначення структури профеайно'Т компетентност фахiвця // Профеайна та моральна культура в педагопчый системк Проблеми сучасностк культура, мистецтво, педагопка: Збiрник на-укових праць. — Харюв ; Луганськ, 2004. — С. 6-14.

6. Юсупов Р. М., Заболотский В. П. Научно-методологические основы информатизации. — СПб. : Наука, 2000. — 455 с.

7. Лапузина Е. Н. Деловая этика специалиста. — Харьков : НТУ «ХПИ», 2007. — 248 с.

УДК/uDC 378

А. А. Пальянов, О. Н. Римская A. Palyanov, O. Rimskaya

новые компетенции инженера для космической отрасли new engineer competencies for the space industry

Задача обеспечения опережающего научно-технического задела для серийного производства перспективных систем вооружения и военной техники с высоким качеством требует наличия подготовленного кадрового ресурса с новыми компетенциями. Тесное взаимодействие вузов и предприятий по вопросам подготовки кадров следует рассматривать как один из основных ресурсов повышения качества образования, обеспечение практико-ориенти-

рованной подготовки специалистов ОПК, создания инновационной среды в вузах и на предприятиях ОПК.

A task of providing the advanced scientific and technological base for batch production of perspective weapon systems and military technology of a good quality requires qualified human resources with new competencies. Close interaction of universities and enterprises on personnel training issues should be

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.