Научная статья на тему 'Подготовка современного учителя в условиях реализации непедагогических направлений подготовки бакалавра в классическом вузе'

Подготовка современного учителя в условиях реализации непедагогических направлений подготовки бакалавра в классическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРА / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / EDUCATIONAL ACTIVITY / MODERNIZATION OF EDUCATION / BACHELOR TRAINING / PEDAGOGUE TRAINING / TEACHER TRAINING / MODERN SCHOOL / MODERN TEACHER / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARD / PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аракелов Александр Владимирович, Аракелова Юлия Александровна, Алиева Маргарита Федоровна

В статье рассматриваются проблемы подготовки учителя новой школы в современных условиях модернизации образования на базе классического вуза, в частности, бакалавра непедагогического направления подготовки «Физика» к педагогической и просветительской видам деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аракелов Александр Владимирович, Аракелова Юлия Александровна, Алиева Маргарита Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF THE MODERN TEACHER IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF NOT PEDAGOGICAL DIRECTIONS OF TRAINING OF THE BACHELOR IN CLASSICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article deals with the problems of training the teachers of new school at classical higher education institution in modern education modernization conditions, in particular the bachelor of non-teaching direction of training “Physics” to pedagogical and educational kinds of activity.

Текст научной работы на тему «Подготовка современного учителя в условиях реализации непедагогических направлений подготовки бакалавра в классическом вузе»

УДК 378

Аракелов А.В.1, Аракелова Ю.А.2, Алиева М.Ф.1

1Адыгейский государственный университет 2Адыгейский педагогический колледж им. X. Андрухаева E-mail: oss12@rambler.ru

подготовка современного учителя

в условиях реализации непедагогических направлений

подготовки бакалавра в классическом вузе

В статье рассматриваются проблемы подготовки учителя новой школы в современных условиях модернизации образования на базе классического вуза, в частности, бакалавра непедагогического направления подготовки «Физика» к педагогической и просветительской видам деятельности.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, просветительская деятельность, модернизация образования, подготовка бакалавра, подготовка педагога, подготовка учителя, современная школа, современный учитель, образовательный процесс, образование, профессиональный стандарт, педагогическое образование.

Современный виток развития человеческого общества обнажил существенные проблемы, перекосы и перегибы во многих сферах жизнедеятельности человека. Однако, наиболее критические результаты, несмотря на всю систему модернизации последних лет, проявились в одном из важнейших звеньев развития российского общества - образовании. до начала 90-х годов прошлого века российское образование считалось одним из лучших в мировом сообществе, лучшими умами называли российских ученых. Но с перестроечных времен образование все реже и реже слышит положительные отзывы в свой адрес, попадая в разряд самых критикуемых. Редкий человек сегодня скажет, что в образовании у нас все хорошо. Причем, это касается всех его сфер и направлений, начиная от дошкольного, школьного, дополнительного и заканчивая высшим, послевузовским. Проблем вырисовывается немало. Почему же, несмотря на все усилия и старания Министерства образования и науки Российской Федерации в направлении развития российского образования система обучения становится лишь хуже... Неужели люди в настоящее время недооценивают полученные возможности и перспективы? Неужели объективная оценка качества образования в форме ОГЭ и ЕГЭ не радует общественность? Неужели у нас еще имеются проблемы в подготовке отличных учеников, студентов, высокопрофессиональных специалистов? Неужели в образовательных учреждениях нет современных учителей, способных подготовить талантливую плеяду

учеников, способных в дальнейшем проявить себя в различных сферах деятельности? а в научных учреждениях нет талантливых ученых, способных своими открытиями покорить мировую общественность? Неужели российское образование движется не в ту сторону, и вектор его модернизации направлен не в сторону развития. Мы начали применять мировые критерии оценки подготовленности обучающихся, развиваем систему международной мобильности, перешли на двух уровневую систему высшего образования бакалавриат-магистратуру в соответствии с основными принципами Болонского соглашения, создали новые классические университеты на базе педагогических вузов, академий, других специализированных вузов. Мы стремимся вывести наше образование на достойный европейский уровень! Но что мы имеем в настоящее время? к чему мы пришли на витке очередной модернизации российского образования? Имеем ли мы вообще положительные моменты этой модернизации? Или мы ищем плюсы там, где их и нет? Больно и обидно смотреть на то, что происходит сейчас в сфере образования. в той сфере, где Россия всегда была в лидерах.

В данной статье мы затронем лишь один особо болезненный вопрос в российском образовании на настоящий момент - проблему подготовки современного высокопрофессионального учителя для новой школы. Ведь один из ведущих девизов современного образования: «Новой школе - новые учителя!». Не так давно, до вступления в Болонский процесс, в вузах активно готовили учителей-педагогов для работы в об-

разовательных учреждениях. Что же произошло за последние годы? Почему образовательные учреждения столкнулись с проблемами старения педагогических кадров, нежелания выпускников вузов работать педагогами, а абитуриентов - выбирать направления подготовки, даже потенциально связанные с преподаванием отдельных предметов. Отчего среди учителей с каждым годом все меньше высокопрофессиональных специалистов? Отчего выпускники вузов не желают продолжить профессиональную деятельность в образовательных учреждениях? Существует ли вообще в настоящее время в вузах действующая система подготовки профессиональных кадров для современной школы? Или эта система уже подверглась качественной «модернизации»? Что же мы имеем в настоящее время?

Система профессиональной подготовки учителей-педагогов в России всегда была одной из самых сильных. Российские (советские) педагогические школы славились на весь мир. Отчего же европейская система образования, к которой мы так стремимся, не стала для нас системой развития отечественного образования? Обратимся к истории. Современная Россия доперестроечных времен славилась богатыми традициями подготовки специалистов в области образования. Профессия учителя была профессией будущего. Профессией, получить которую стремилась советская молодежь. Учитель был человеком уважаемым, востребованным и в финансовом плане обеспеченным. Однако, начиная с 90-х годов, резко меняется рынок труда: на передний план выходят новые профессии, профессии будущего, - экономического и юридического профилей, которые быстрыми темпами захватили рынок вакансий. Профессионально специализированные вузы изыскивают у себя возможности предоставления новых образовательных услуг, широко востребованных молодыми людьми, в областях юриспруденции и экономики. Вузы желают роста, и этот рост, исходя из рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации, виден в преобразовании и реорганизации специализированных вузов в классические университеты России. Такая переориентация позволила вузам расширить спектр предоставляемых образовательных услуг, в том числе и в областях, широко востребованных абитуриентами. Однако, имен-

но в этот момент, система подготовки учителей для образовательных учреждений первый раз дает сбой. Ведь в классических университетах уже не предусмотрена позиция подготовки учителя. Однако, в таких вузах еще продолжает действовать система подготовки преподавателя в качестве дополнительного направления квалификации выпускника вуза, правда уже не столь эффективная. Но вскоре, в начале 21 века, и эта позиция становится утерянной... и вновь в классических вузах идут на некоторые новшества, чтобы окончательно не загубить систему подготовки профессиональных педагогов для современной школы. Понимая, что в общеобразовательных учреждениях, да и не только в них, уже начали возникать проблемы с педагогическими кадрами, с каждым годом все усугубляющиеся, ведь к этому времени становятся видны тенденции нежелания студентов обучаться педагогической профессии, а выпускников -продолжать профессиональную деятельность на ниве образования. Вузы в это время вводят систему второго диплома по дополнительной квалификации «Преподаватель», для получения которой формируют отдельный учебный план с резко уменьшенным количеством дисциплин и аудиторных часов, которые ведутся в дополнение к дисциплинам основного учебного плана специальности, что явно не способствует подготовке современного профессионала в области преподавания. и вновь пошатнувшаяся система подготовки педагога могла бы может устоять в каком-то виде, однако для полного развала данной системы российские вузы переходят в 2011 году на двухуровневую систему подготовки, выполняя условия Болонского соглашения, которая предусматривает систему подготовки педагога лишь по направлению подготовки «Педагогическое образование». Однако, учитывая проблемы с набором абитуриентов даже на непедагогические направления подготовки, педагогическое образование не является конкурентным направлением подготовки, способным обеспечить конкурс на бюджетные места контрольных цифр приема.

Возникает вопрос: «Почему в федеральных государственных образовательных стандартах ФГОС 3 по направлениям подготовки, связанным с фундаментальным освоением предмета, к примеру, «Физика», «Биология», «Матема-

тика» и др., изначально отсутствовали такие виды деятельности как педагогическая и просветительская? и их реализация возможна была лишь в программах специализированной переподготовки или в рамках получения дополнительной квалификации?». Тогда, в рамках реализации образовательной программы по вышеуказанным направлениям подготовки, возможно было бы реализовать подготовку педагогических кадров. Данную проблему с реализацией подготовки педагогических кадров в вузе в условиях перехода на бакалавриат в связи с участием России в реализации Болонского соглашения предвидели многие и заявляли о ней с высоких трибун. Но вопрос был решен однозначно и на подготовке педагогической элиты для работы в образовательных учреждениях был поставлен крест. на помощь приходит улучшенный федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения ФГОС 3+, в котором уже одним из видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата, указана педагогическая и просветительская деятельность. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, к примеру по направлению подготовки «Физика», в соответствии с этим видом профессиональной деятельности, должен быть готов в соответствии с ФГОС 3+ решать следующие профессиональные задачи: подготовка и проведение учебных занятий в общеобразовательных организациях; экскурсионная, просветительская и кружковая работа. а также должен обладать профессиональной компетенцией, соответствующей данному виду профессиональной деятельности: способностью проектировать, организовывать и анализировать педагогическую деятельность, обеспечивая последовательность изложения материала и междисциплинарные связи физики с другими дисциплинами.

Можно было бы порадоваться решению проблемы подготовки педагогических кадров, но здесь необходимо вспомнить, что приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №°544н был утвержден Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учи-

тель)», в котором уже обозначены следующие требования к образованию и обучению педагога: «Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации». Вышеуказанным приказом также установлено, что профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года. Таким образом, профессиональный стандарт педагога идет в некотором разрезе с федеральным государственным образовательным стандартом.

Получаем, что выпускник вуза непедагогических направлений подготовки в области, соответствующей преподаваемому предмету, даже подготовленный к такому виду деятельности как педагогическая и просветительская деятельность, готовый в соответствии с ФГОС решать такие профессиональные задачи, как подготовка и проведение учебных занятий в общеобразовательных организациях; экскурсионная, просветительская и кружковая работа, а также обладающий такой профессиональной компетенцией, соответствующей данному виду деятельности, как способностью проектировать, организовывать и анализировать педагогическую деятельность, обеспечивая последовательность изложения материала и междисциплинарные связи физики с другими дисциплинами, - не имеет права без профессиональной переподготовки по профилю педагогической деятельности заниматься обучением подрастающего поколения. Учитывая, что переподготовка профессиональных кадров осуществляется на коммерческой

основе, понимаем, что, не имеющие огромного желания работать в сфере образования выпускники вузов непедагогической направленности, уж тем более еще и на платной основе проходить переподготовку не будут. Материальная заинтересованность продолжать профессиональную деятельность в области образования также практически полностью отсутствует. Большая дополнительная работа по подготовке педагога к занятиям, бумажная «волокита» и отчетность, в т. ч. и инновационная, -электронная, также не добавляет мотивации современным выпускникам вузов.

Видимо, предвидя ухудшение ситуации с кадровым обеспечением образовательного процесса в образовательных учреждениях, отдельным решением Министерства образования и науки Российской Федерации сроки вступления в действие профессионального стандарта педагога были перенесены на начало 2017 года.

Элемент решения проблемы подготовки педагогических кадров, конечно, остается в системе педагогического образования бакалавриата и специализированных педагогических вузов России, которых на данный момент осталось совсем немного. Педагогические вузы оказались в большинстве своем неэффективными по результатам мониторинга вузов Министерством образования и науки Российской Федерации, в результате чего были присоединены к близлежащим классическим вузам путем слияния с ними. в результате данной модернизации система подготовки педагогических кадров в современной России оказалась полностью разваленной.

Всего нескольких лет хватило, чтобы понять - без современного учителя, без должной его подготовки, - нет современной школы, нет талантливых учеников, нет развития и нет будущего у России! Современная школа погибает без высококвалифицированного педагога. Что мы имеем на настоящий момент? Острый дефицит высококвалифицированных педагогов в образовательных учреждениях. Выпускников вузов, не имеющих ни малейшего желания работы в школе, ни представлений об основных понятиях педагогики, психологии, психолого-возрастных особенностях, методики преподавания, базовых дидактических принципах. Это и есть портрет учителя современной школы!?

Сможет ли такой учитель направить детей навстречу новым открытиям, знаниям? Сможет ли он зажечь искру в их глазах? Никакие курсы переподготовки, повышения квалификации не смогут дать человеку то, за что его можно будет назвать Учитель! а образовательным учреждениям иного выбора нет, как брать на работу то, что имеется на данный момент и пытаться направить такого «специалиста» на путь самообразования и саморазвития, что при современной системе «нищенской» оплаты педагогических кадров в России сделать еще тяжелее, не говоря уже про абсолютное нежелание со стороны самого учителя.

В настоящее время мы стоим на пороге образовательного коллапса.

Правительство Российской Федерации, понимая, отчасти, сложившуюся ситуацию, принимает отдельные решения, делает определенные шаги, направленные на «реанимацию» педагогического образования, принимает Концепцию развития математического образования в Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. №2506-р). Это, конечно, важный шаг Правительства в направлении поддержки математического образования, но здесь необходимо отметить, что в подобной концепции нуждаются практически все дисциплины общеобразовательного цикла. Надо помнить, что математическое образование есть часть естественно-математического образования - фундамента научного познания человека. и поднять этот фундамент на достойный уровень - вот задача современного образования, современного образовательного учреждения, современного учителя и преподавателя. Дефицит высокопрофессиональных педагогов в образовательных учреждениях уже сказывается на качестве подготовки выпускников. Финансовая поддержка учительского состава также оставляет желать лучшего.

«Без значительных, систематически организованных усилий по изменению не только материальной составляющей, но и других компонентов социальной привлекательности профессии педагога вряд ли возможно добиться результатов, аналогичных большинству стран, которым удается привлекать в педагогические программы лучших выпускников школы» [1].

Учителя не мотивированы на качественное оказание образовательных услуг в полном объеме, на получение результата, тем более что зачастую этот результат достаточно сложно получить и не всегда он зависит от учителя. в результате мы имеем то, что имеем.

«Мы живем в век стремительных перемен: меняется образовательная среда, внедряются новые методы обучения и формы проверки знаний. Но одно остается неизменным. Это величайшая роль педагога. Только он, соединяя в себе человеческую мудрость и педагогический талант, пробуждает . самые светлые чувства, учит думать и понимать, отличать добро от зла, верить в себя. Педагог берет на себя моральную сторону образовательного процесса, и мы понимаем, насколько это важно - нравственно-эстетическая сторона образовательного процесса. Никогда в России не разделяли образовательный и воспитательный процесс, второй - всегда был составляющим первого. Бездушное отношение педагога никогда не приводило к решению поставленных педагогических задач. Именно педагог принимает на себя весь груз ответственности за воспитание достойного поколения нашей великой России» [2].

Без высокоинтеллектуального и хорошо подготовленного учителя нет современной школы! Ведь, «.главной фигурой образовательного процесса всегда будет учитель с его глубокими знаниями того предмета, который он преподает, психологии, физиологии, методики. Фигура учителя - это и главный двигатель всей системы, и ее вдохновитель, и притягательная сила. Обаяние учителя, любовь к нему детей, его любовь к детям - это не требует никакого инновационного вмешательства. Только слово учителя, его взгляд и его интерес к предмету дают такой результат, которого мы все ждем. Никакое высокотехнологичное оборудование не может его заменить» [3].

Что остается современному школьнику при таком положении дел? Система репетиторства и дополнительных образовательных услуг. Но ведь школа - это главный элемент образовательного процесса, это социокультурный центр. Школа дает знания, учит свободно мыслить, воспитывает личность, учит уважать себя и других.

Понимаем, что без комплексного решения вышеуказанной проблемы не обойтись. в современных условиях российского общества видим решение вопроса лишь в комплексе - совокупности в реализации учебных планов непедагогических направлений подготовки в областях, соответствующих преподаваемым предметам, и учебного плана профессиональной переподготовки по профилю педагогической деятельности (либо дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности). Необходимо создание целостной комплексной системы подготовки педагогических кадров в России, включая существенную поддержку учительских кадров в финансовом плане.

Система подготовки педагогических кадров нуждается в модернизации и инновационном обновлении, однако, обязательно с учетом уже имеющегося колоссального опыта отечественной педагогической школы.

«Действительно, реформирование системы высшего образования должно проводиться, опираясь на уже имеющиеся фундаментальные особенности, ценности и традиции развития высшей школы. Отечественная школа во все времена была мощным фундаментом подготовки специалистов высшего звена... и терять наработанную многими десятками лет систему подготовки не совсем рационально» [4].

Новизна решений по обновлению содержания системы подготовки обусловлена новыми современными требованиями к учителю, введением профессионального стандарта педагога, реализацией новых ФГОС в общеобразовательных учреждениях и системы независимой оценки качества подготовки обучающихся, уровня сформированности УУД и компетенций.

Одним из фундаментальных принципов обновления системы подготовки педагогических кадров считаем реализацию инновационных подходов к преподаванию необходимых (базовых, педагогических) дисциплин студентам, планирующим продолжить профессиональную педагогическую деятельность в качестве учителя. Конечно, создание инновационной системы подготовки педагогических кадров не должно занять длительное время, иначе будут утеряны необходимые годы. Имея в виду, что нет предела совершенству, не стоит тратить на это десятилетия. Необходимо обновление основных

идей, принципов, методов и подходов к подготовке педагогических кадров современной России. и это - первоначальная задача многих региональных вузов. Ведь учитель сегодня - это фундаментальная основа образования молодых людей. Без современного, мыслящего, талантливого поколения невозможны новые свершения, открытия, процветание современной и будущей России.

Рассмотрим предложения по совершенствованию системы профессиональной подготовки педагогических кадров современной России в классических университетах в условиях реализации непедагогических программ бакалавриата, связанных с фундаментальным освоением предмета, на примере направления подготовки «Физика».

1. Изменение содержания и наполнения основной образовательной программы бакалавриата с целью подготовки обучающихся к педагогической и просветительской видам деятельности. Введение таких дисциплин как: педагогика, психология, возрастная физиология, дидактика, методы научного исследования, информационные технологии, естественнонаучная картина мира, методика преподавания предмета, методика решения физических задач, методика физического эксперимента и др.

2. Соотнесение содержания и корректировка учебных планов по направлению подготовки бакалавра и дополнительной профессиональной его переподготовки в области педагогической деятельности, с целью ориентации планов в одном направлении - направлении подготовки высококвалифицированного специалиста в области преподавания предмета.

3. Усиление профессиональной составляющей учебного плана дополнительной профессиональной переподготовки в области педагогической деятельности следующими дисциплинами: организация современного урока, оборудование физической лаборатории, инновационные методы обучения и современные педагогические технологии в образовании, электронные образовательные ресурсы в профессиональной деятельности педагога (создание и использование), математические методы в физике, государственная политика в области образования, нормативно-правовая база образовательной среды и др.

4. Организация обязательной педагогической практики для обучающихся как обязательного блока учебного плана дополнительной профессиональной переподготовки в области педагогической деятельности.

«С точки зрения модернизации педагогического образования, в первую очередь это должно коснуться не столько предметной подготовки учителей, сколько организации совершенно другой педагогической практики, которая позволит оснастить будущих учителей в значительной мере новыми для российской школы педагогическими и психологическими навыками. Решение этих проблем должно стать одним из основных направлений модернизации педагогического образования» [5].

С целью погружения в педагогическую деятельность необходимо усиление практической составляющей обучения, что возможно осуществить, используя принципы дуального образования. «Теоретическое обучение без подкрепления мощной практической подготовкой -это лишь основа необходимого образования молодого специалиста. Чтобы выпускник стал реально специалистом ему необходима подготовка практическая, получить которую в необходимом и качественном объеме возможно лишь на профильных предприятиях, а это и есть принципы дуального образования» [6].

5. Организация необходимой активной профориентационной работы со студентами по реализации дальнейшей профессиональной деятельности в сфере образования.

6. Обновление содержания дисциплин учебных планов, наполнение их новым содержанием, усиление их педагогической и просветительской составляющей.

7. Создание и активное использование в образовательном процессе инновационных учебно-методических материалов по дисциплинам.

8. Создание и активное использование в образовательном процессе дистанционной образовательной среды, одной из целей использования которой является усиления контроля за самостоятельной работой студентов.

9. Создание совместно со студентами портала помощи педагогу, содержащего нормативные правовые документы, рабочие программы по предмету, электронные образовательные

ресурсы, банк методических заданий и задач, олимпиадных заданий, разработок уроков, внеклассных занятий и мероприятий, разработок факультативных занятий, элективных курсов, видеороликов и многого другого, что необходимо педагогу для организации профессиональной деятельности.

10. Создание методического банка мастер-классов уроков и внеклассных мероприятий лучших учителей по предмету.

11. Организация для студентов вечеров, мероприятий инновационных педагогических идей, викторин по предмету, конкурсов, с демонстрацией занимательных физических опытов, проведением физических боев, физического хоккея, методических семинаров и других форм работы.

12. Организация и проведение конкурсов педагогического мастерства для студентов.

13. Организация и проведение конкурсов педагогических разработок среди студентов «Открытый урок», «Открытое мероприятие», «Физический эксперимент» и др.

14. Организация работы постоянно действующего семинара для студентов «Я - Учитель!».

15. Организация музея занимательной физики, в т. ч. подбор и конструирование необходимого физического оборудования, подготовка и изготовление экспонатов физического музея, составление экспозиции и др.

16. Работа со студентами по организации методически правильного урока, занятия, мероприятия, проведение для них мастер-классов профессорско-преподавательским составом. Организация проведения различных форм занятий студентами, разбор и анализ проведенных занятий, внесение и обсуждение предложений по их улучшению и совершенствованию.

17. Организация работы астрономической обсерватории, постоянно действующих кружков для школьников по физике и астрономии, преподавание в которых будет осуществляться студентами.

18. Обучение студентов организации отбора способных, талантливых обучающихся, их сопровождения и развития, принципам олим-пиадной физики, решению олимпиадных заданий теоретического и экспериментального характера.

19. Вовлечение студентов в различного рода виды деятельности: организаторский, педагогический, коммуникативный и др. (организация проведения занятий для обучающихся, профо-риентационной работы, различных мероприятий, олимпиад и др. форм работы).

При сложности внесения большого количества дисциплин или изменений в учебный план возможна замена нескольких дисциплин одним общим курсом. для примера, дисциплины: педагогика, психология, возрастная физиология, дидактика можно объединить в единый курс с названием: «педагогика и психология образовательного процесса». а в расширенный курс «Методика преподавания физики (методика преподавания школьного курса физики)» можно включить дисциплины: методика решения физических задач и методика физического эксперимента.

Однако в этом случае данные расширенные курсы должны быть обеспечены достаточным количеством часов на их изучение и усвоение студентами, а также возможностью преподавания одного курса различными преподавателями (психолог, педагог, физиолог и др.). При такой схеме построения курсов дисциплин могут возникнуть проблемы с разработкой рабочих программ дисциплин группой преподавателей, а также с итоговым оцениванием студента на сессии.

Интересен будет и опыт реализации двух интегрированных учебных планов по педагогическому (к примеру, с направленностью «Физика, информатика и ВТ») и непедагогическому (к примеру, с направленностью «Фундаментальная физика») направлениям подготовки в сформированной единой группе студентов, в которой одна часть студентов обучается по первому, а вторая часть - по второму учебному планам (основным образовательным программам). Такой опыт был бы интересен региональным вузам, набор на вышеуказанные направления подготовки у которых связан с проблемой обеспечения контингента студентов. в этом случае, конечно, требуется тщательная проработка, соотнесение и взаимная интеграция дисциплин учебных планов, при которой большая часть дисциплин учебных планов должна остаться единой, а вторая часть дисциплин будет определять конкретные виды профессиональной

деятельности, к которым готовится бакалавр (педагогическая или иная). в этом случае группа студентов обучается единым составом по большинству совпадающих дисциплин учебных планов, и разделяется на две группы лишь при изучении дисциплин, определяющих конкретные виды будущей профессиональной деятельности. Данная организация образовательного процесса позволит решить в некотором роде проблему недостаточной наполняемости (комплектования) учебных групп студентов.

Подведя итоги вышеизложенного, видим, что назрела необходимость целенаправленной и объемной работы по созданию цельной эффективной инновационной комплексной системы подготовки педагогических кадров для современной школы в условиях классического университета. в рамках ее создания необходимо разработать (модернизировать) два интегрированных плана: подготовки бакалавра непедагогического направления, связанного с фун-

даментальным освоением предмета, а также дополнительной профессиональной переподготовки в области педагогической деятельности; учебно-методическое обеспечение реализации вышеуказанных учебных планов, образовательных программ, действующие инновационные способы и методы организации образовательного процесса, изложения нового материала, мотивирования обучающихся на саморазвитие и самообразование, электронную систему поддержки образовательной среды и др.

Понимая, что процесс создания, апробации, корректировки, активного внедрения и использования быстрым не будет, все же необходимо интенсифицировать стремление к возрождению системы подготовки педагогических кадров в России. Ведь это стремление - шаг к будущему современных детей, к их становлению и развитию.

Без достойного образования современной молодежи - нет будущего у России!

12.04.2016

Список литературы:

1. Марголис, А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19, №3.

2. Аракелов, А.В. Современная система образования в условиях глобализации: проблемы и перспективы = The modern system of education in the context of globalization: problems and prospects / А.В. Аракелов, М.Ф. Алиева // Инновации в образовании = Innovations in education. - Vienna, 2015.

3. Пильдес, М. Школа - это не место неудачников, это место счастливых людей [Электронный ресурс] / М. Пильдес. - Режим доступа: http://topdialog.ru/2014/09/07/majya-pildes-shkola-eto-ne-mesto-neudachnikov-eto-mesto-schastlivyx-lyudej (дата обращения 25.02.2015).

4. Аракелов, А.В. Система образования в условиях глобализации / А.В. Аракелов, М.Ф. Алиева // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2014. Вып. 4 (148). - С. 94-102.

5. Болотов, В.А. к вопросам о реформе педагогического образования / В.А. Болотов // Психологическая наука и образование. -2014. - Т. 19, №3.

6. Аракелов, А.В. Информация как средство дуального образования / А.В. Аракелов, М.Ф. Алиева // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2014 - Вып. 3 (144). - С. 108-113.

Сведения об авторах: Аракелов Александр Владимирович, декан инженерно-физического факультета Адыгейского государственного университета, доцент кафедры теоретической физики инженерно-физического

факультета Адыгейского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент 385000, Республика Адыгея, г Майкоп, ул. Первомайская, 208, тел. 8 (8772) 593-735, e-mail: oss12@rambler.ru

Аракелова Юлия Александровна, преподаватель математики Адыгейского педагогического колледжа им. Х. Андрухаева, 385000, Республика Адыгея, г Майкоп, ул. Первомайская, 208, e-mail: oss21101981@rambler.ru

Алиева Маргарита Федоровна, доцент кафедры автоматизированных систем обработки информации и управления Адыгейского государственного университета, кандидат социологических наук, доцент 385000, Республика Адыгея, г Майкоп, ул. Первомайская, 208, тел. 8 (8772) 593-735, e-mail: aliyevamargarita@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.