6. Врублева, Е. А. Коммуникативная культура студентов как фактор развития их профессиональной компетентности [Текст] /Е. А. Врублева-М., 2002.
7. Пахомов, Н. Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для XIX в, [Текст] / Н. Н. Пахомов - М.5 1992.
8. Посталюк, Н, Ю. Коммуникативная культура: педагогический аспект [Текст] / Н. Ю. Посталюк - Казань, 1989.
9. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности [Текст] / С, Д. Смирнов-М,, 2003.
10. Талызина, Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста [Текст] /Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенок, Л. Б. Хохловский - Саратов, 1987.
УДК 373.29.37.018.11
Павлова Лариса Геннадьевнва
Заместитель директора по научно-воспитательной работе НОУ «Уральский центр дополнительного образования» 1аггза-рау1оуа(а),уап(}ех.ги, Екатеринбуге
ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ С РАННЕГО ВОЗРАСТА
Pavlova Larissa Gennadyevnva
Vice director for educational work of the Ural Centre of Additional Education larisa-pavlova@yandex. ru, Yekaterinburg
PREPARATION OF PARENTS AND CHILDREN FOR SCHOOL FROM EARLY AGE
Современная система образования предъявляет повышенные требования к детям, определяя критерии их готовности к обучению в школе. Все чаще поднимается вопрос о введении обязательного «предшкольного» образования, которое позволит преодолеть образовавшийся разрыв между дошколь-ним и начальным школьным образованием.
В современных исследованиях достаточно широко освещены вопросы подготовки детей к обучению в школе. Только в последнее десятилетие защищены более тридцати диссертаций, ознакомление с которыми позволяет сделать вывод о сложности и многогранности данного процесса. В своих исследованиях авторы рассматривают отдельные компоненты готовности детей к обучению в школе. Исследуя внутриличностные компоненты «готовности», авторы определяют понятия: психологическая готовность (Н. М. Борозинец, А. В.Захарова, М. В. Михайлова, Н. В, Нижегородцева и др.), эмоционально-волевая готовность (С. А. Лих), стартовая готовность (Н. А. Чепцова), личностная готовность (Ю. А. Коджаспиров) и другие. Изучая готовность детей к обучению в школе по основным линиям развития
ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...
ребенка дошкольного возраста, авторы раскрывают содержание понятий: физическая готовность (И. К. Спирина, В. А. Якименко), интеллектуальная готовность (И. А.Сергеева, Т. В. Смосарская, М. Н. Терещенко), познавательная готовность (Н. В. Абрамовских), коммуникативная готовность (А. В. Вялых, Л. А. Кондрух), речевая готовность (А. В. Палкина), В качестве средств, определяющих успешность подготовки детей к обучению в школе, в диссертационных исследованиях выделены: развивающие игры (А. В. Долгополова), спортивно-оздоровительная гимнастика (Т. А. Гусева), знаков о-символическая деятельность (А. А. Денисова).
Авторы исследований отмечают, что на этапе подготовки к обучению в школе в жизни ребенка происходят существенные изменения. Резко меняется его социальное положение, повышается уровень требований, расширяется сфера общения. Возрастает нагрузка на организм и психику ребенка. Поэтому для успешного развития в данный период ему необходимо чувствовать поддержку со стороны родителей.
Однако, как доказывают исследования А. В. Марковой, О. В. Сердюко-вой, на этапе подготовки ребенка к обучению в школе изменяются приоритеты воспитательной деятельности родителей [2; 5]. Организуя взаимодействие с детьми, они ориентируются на социально заданный образ успешного школьника, важнейшей составляющей готовности к обучению которого является высокий уровень интеллектуального развития. Как следствие, наблюдается дисбаланс в развитии детей дошкольного возраста, выраженный в чрезмерной интеллектуализации на фоне ухудшения здоровья и недостаточного уровня развития творческих способностей. По результатам всероссийской диспансеризации детей только 32,1% признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2% - хронические заболевания [4].
Проведенный анализ показал наличие противоречия между потребностью активного участия родителей в процессе подготовки детей к обучению в школе и неготовностью родителей к выполнению возложенных на них обязанностей. Теоретическая и методическая неразработанность проблемы подготовки родителей к обучению детей в школе позволила определить цель исследования: выявить эффективные формы организации сотрудничества педагога и родителей, обеспечивающие гармоничное развитие детей в период их подготовки к обучению в школе посредством формирования готовности родителей.
Рассматривая содержание понятия «готовность родителей к обучению детей в школе» мы придерживались позиции ученых из Санкт-Петербурга, которые расматривают данное понятие с нескольких позиций. Первая - это психологическая готовность, предполагающая адекватность восприятия родителями процесса обучения детей, принятие своеобразия своего ребенка, развитие навыков саморегуляции и умений оказать ребенку психологическую поддержку при решении проблемных ситуаций. Второя позиция - это педагогическая готовность. Она заключается в умении организовать учебную деятельность
ребенка, его режим труда и отдыха, правильно определить меру помощи в выполнении домашних заданий. Третья позиция - это социально-юридическая готовность родителей к обучению детей в школе. По закону РФ «Об образовании», ответственность за получение ребенком образования лежит на родителях, однако не все родители осознают свои права и обязанности в сфере образования детей. Большая часть родителей не знакома с Конвенцией о правах ребенка, плохо знает Гражданский Кодекс РФ и Семейный Кодекс. Социально-юридическая неграмотность родителей, как правило, является причиной возникновения конфликтов среди субъектов образовательного процесса. Четвертая позиция - материальная готовность родителей, определяемая умением соотнести уровень материальных затрат и потребности и интересы ребенка при выборе средств обучения, при подготовке рабочего места ребенка для занятий, в сфере дополнительного образования. По нашему мнению, необходимо выделить пятую позицию готовности родителей к обучению детей в школе - коммуникативную готовность, которая характеризуется преобладанием положительных эмоций и позитивных устновок на взаимоотношение с детьми; наличием умений, позволяющих осуществлять эффективные контакты, основанные на любви к ребенку, вере в его силы и способности, исключающие любые проявления агрессивности и враждебности. Рассмотренные позиции стали основой для обоснования составляющих готовности родителей к обучению ребенка в школе - психологической, коммуникативной, педагогической, социально-правовой и материальной.
Чтобы выявить эффективные формы подготовки родителей к обучению детей в школе, мы рассморели два традиционных направления работы с родителями — пропаганду педагогических знаний и педагогическое просвещение [3]. Среди наиболее распространенных форм пропаганды педагогических знаний выделяются массовые формы работы (лектории для родителей, школы, университеты педагогических знаний, педагогические факультеты в народных университетах, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, устные журналы, дни родителей, дни семейного отдыха); групповые формы работы (клубы родителей, кружки по отдельным проблемам семейного воспитания, групповые консультации); индивидуальные формы работы (психолого-педагогические консультации, беседы).
Формы педагогического просвещения родителей подразделяются на устные (лекции, беседы, семинары, практикумы) и печатные (газеты, стенгазеты, информационные листки, информационные корзины, родительские уголки, раздаточные материалы). И. А. Хоменко доказал, что психолого-педагогическое просвещение является наилучшим способом повышения педагогической компетентности родителей. Среди форм психолого-педагогического просвещения родителей автор выделяет лекции, семинары, практикумы, диспуты, дискуссии, конференции, консультации [1, с. 43].
Рассматривая родительский университет как форму взаимодействия семьи и образовательного учреждения и как образовательную среду реализации гуманно-личностного подхода к субъектам образования, A.B. Маркова
ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...
доказывает эффективность данной формы работы при подготовке родителей к обучению детей в школе [2]. Однако по нашему мнению данная форма работы не позволяет использовать педагогический потенциал совместной деятельности родителей и детей, что стгижает ее эффективность.
Опытно-поисковая работа, которая была проведена нами в 2003-2008 году на базе Некоммерческого образовательного учреждения «Уральский центр дополнительного образования», позволила доказать эффективность детско-родительских занятий как формы сотрудничества педагога и родителей, обеспечивающей подготовку детей и родителей к обучению в школе. Детско-родительские занятиями являются формой организации образовательного процесса, предполагающей реализацию педагогического взаимодействия родителей и детей при решении поставленных педагогом задач.
Полученные в ходе опытно-поисковой работы данные позволили установить, что процесс подготовки родителей к обучению детей в школе необходимо начинать тогда, когда ребенок достигает раннего возраста. Период раннего детства характеризуется эмоциональным единством матери и ребенка, обеспечивающим наивысшую степень их взаимовлияния. В связи с этим, первый этап подготовки родителей к обучению детей в школе предполагает неразрывность матери и ребенка в учебно-воспитательном процессе и нацелен на формирование двух составляющих готовности родителей - психологической и коммуникативной.
Второй этап подготовки родителей к обучению детей в школе охватывает период жизни ребенка от трех до пяти лет. Данный период предполагает значительную автономность детей в образовательном процессе, однако именно детс-ко-родительские занятия остаются основной формой подготовки родителей. В соответствии с этим, в педагогическом процессе необходимо сочетать занятия с детьми и детско-родительскис занятия, соблюдая при этом установленную периодичность (например, каждое четвертое занятие предполагает присутствие и активное участие родителей). Допотштельно на данном этапе реализуются формы инициирования самостоятельной деятельности родителей: презентация развивающих игр и дидактических материалов, домашние задания, ведение дневника наблюденийи др. На втором этапе продолжается формирование психологической и коммуникативной составляющих готовности, однако первоочередное внимание уделяется формированию педагогической составляющей.
Третий этап завершает процесс подготовки родителей к обучению ребенка в школе и предполагает проведение цикла детско-родительских занятий по выходным дням. Содержание занятий обеспечивает формирование готовности родителей по всем пяти составляющим, что является фактором успешности обучения ребенка в школе.
Таким образом, в ходе проведенного исследования доказана целесообразность подготовки родителей и детей к обучению в школе с раннего возраста, неразрывность и взаимообусловленность образования детей и взрослых.
О. С, Тоцстева
Библиографический список
1. Давыдова, О, И, Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2006.-144 с.
2. Маркова, А. В. Формирование готовности родителей младших школьников к гуманным взаимоотношениям с детьми: автореф. дис. .. .канд. пед. наук [Текст] / А. В. Маркова. - Пенза: [б. и.], 2006, - 22 с.
3. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
4. Сазанюк, 3. И. Диагностика готовности ребенка к обучению в школе [Текст] / 3. И. Сазантак, М. И. Степанова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -2008.3. - С. 3-5.
5. Сердюкова, О. В. Влияние ценностного отношения родителей на интеллектуальное развитие ребенка (в период подготовки к обучению в школе): автореф. дис. .. .канд. психол. наук [Текст] / О. В. Сердюкова. - Тамбов: [б. и.], 2005. - 21 с.
УДК 37.013.78
Тоистева Ольга Сергеевна
Кандидат педагогических наук, до1(ент кафедры Технологий социальной работы ГОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет, [email protected], Екатеринбург
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ГОТОВНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Toisteva Olga Sergeevna
Candidate ofsciences, associate professor of the SEIHPE Ural State pedagogical university, social work technologies department, [email protected], Yekaterinburg
STRUCTURE AND CONTENT OF READINESS OF SOCIAL TEACHERS TO WORK WITH TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
В современной школе отражаются все проблемы, вся боль нашего общества: проблемы дисгармоничной семьи и особенности социализации детей; проблемы детей с отклоняющимся поведением; проблемы детей, имеющих отклонения в развитии; проблемы детей, оставшихся без попечения родителей и т. д. Другими словами, в современной ситуации школа берет на себя