Научная статья на тему 'Подготовка преподавателей вуза к организации контроля средствами информационных технологий'

Подготовка преподавателей вуза к организации контроля средствами информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дочкин С. А.

В статье рассматривается проблема подготовки педагогических кадров к организации компьютерного тестирования. Приведены результаты использования профессорско-преподавательским составом вуза и преподавателей учреждений профессионального образования программных средств в профессиональной деятельности. Предложены варианты решения для обеспечения целенаправленной подготовки педагогов к активному применению средств информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка преподавателей вуза к организации контроля средствами информационных технологий»

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Дочкин С.А.*

Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово

В статье рассматривается проблема подготовки педагогических кадров к организации компьютерного тестирования. Приведены результаты использования профессорско-преподавательским составом вуза и преподавателей учреждений профессионального образования программных средств в профессиональной деятельности. Предложены варианты решения для обеспечения целенаправленной подготовки педагогов к активному применению средств информационных технологий.

Ключевые слова компьютерное тестирование, программные продукты, профессиональное образование, повышение квалификации педагогов, электронные средства обучения.

Одним из важнейших направлений реформирования отечественной системы профессионального образования (ПО) остается задача совершенствование контроля и управления качеством образования. И не удивительно, что в образовательных учреждениях всех уровней, в том числе - в образовательных организациях (ОО) высшего профессионального образования (ВПО), одновременно с традиционной системой оценки и контроля результатов обучения складывается новая, более эффективная, система контроля, основанная на использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Данная тенденция обоснованна и вызвана потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях и просчетах студентов вузов, о результатах деятельности ОО ВПО, а также необходимостью повышения оперативности, разнообразия и широты контроля.

Для каждого педагога объективная информация служит не только основой для анализа результатов обучения, прогнозирования уровня достижений и соблюдения требований учебной программы, обоснованных выводов об эффективности использования тех или иных инновационных образовательных технологий, методов, дидактических приемов, организационных форм обучения, но и средством проектирования собственной педагогической деятельности с конкретным контингентом обучающихся. Однако, не смотря на свои достоинства, традиционная система, имеющая богатый опыт в области контроля результатов обучения, носит преимущественно субъективный ха-

* Начальник экспертно-аналитического отдела Института дополнительного профессионального образования КузГТУ, доктор педагогических наук, доцент.

рактер и в силу своих ограниченных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворения потребности в объективной информации об учебных достижениях обучающихся. В тоже время необходимую информацию позволяет получить контроль на основе использования аппаратных и программных средств ИКТ, предусматривающий компьютерную обработку данных тестирования и представления результатов обработки.

Как показали исследования, компьютерное тестирование - это эффективное средство контроля знаний студентов, которое с одной стороны помогает разнообразить формы контроля знаний, сделав их более привлекательными для обучающихся, а с другой - более объективно оценивает знания обучающихся. Уже нет необходимости доказывать возможность и необходимость интеграции элементов компьютерного тестирования в образовательный процесс вузов различного профиля. И не случайно уже сложилось стремление переложить часть педагогической работы, например ежедневную проверку знаний, на средства ИКТ (в первую очередь - на компьютер (ПК) с соответствующей программой). Действительно, в отличие от преподавателя ПК «не огорчается» при слабых знаниях испытуемых, а «спокойно» советует им изучить еще раз то, что надо знать. Совет такого компьютерного помощника может повторяться до тех пор, пока весь требуемый материал не будет освоен каждым студентом при заданном уровне качества знаний. К тому же компьютер умеет «приятно» общаться с обучающимися, независимо от уровня их подготовленности, методичен, работает быстро и объективен при выставлении оценок, «терпелив» и последователен в оценке.

Но для организации грамотного компьютерного тестирования, для проверки знаний, умений и навыков требуются продуманные, дидактически выверенные и педагогически обоснованные компьютерные тесты, интерактивные задания, рабочие листы, отвечающие потребностям контроля подготовленности конкретной группы обучающихся по конкретному предмету, дисциплине, учебному модулю или целостному курсу В настоящее время в вузах широко распространены тесты по некоторым предметам и дисциплинам, в первую очередь общеобразовательного цикла, однако они охватывают слишком малую часть учебных предметов, не позволяют вносить коррективы, а главное - часто не учитывают специфику профессионального образования [1]. Данные недостатки ведут к тому, к снижению результативности компьютерного тестирования, зачастую дискредитируя саму идею.

Основной предпосылкой для исключения подобных проблем является наличие у преподавателей вузов как желания для создания тестовых заданий, знаний и возможности для работы по организации «компьютестинга», так и программных средств для того, чтобы без больших затрат времени и сил, без длительной и специальной подготовки быть способным создать именно те продукты, которые будут востребованы на его занятиях, вызовут интерес обучающих и позволят повысить качество обучения.

В тоже время проведенные исследования среди педагогических работников вузов и ссузов региона показали, что уровень владения компьютерными программами, позволяющими создавать тестовые задания, у педагогов учреждений высшего и среднего профессионального образования не высок [2, 3]. Установлено, что в среднем 40-45 % педагогов обладают средним уровнем информационной культуры, 30-33 % - низким уровнем и только около 22 % - начальным (не знакомы с основами информатики, владеют ограниченным набором программных средств, но при этом могут включить компьютер, выбрать программу и работать с ней. Наиболее используемыми видами программных продуктов являются: текстовый процессор, который постоянно используют 70 % педагогов и 20 % - иногда; электронные таблицы - 50 % педагогов постоянно, 25-30 % - часто и только 10-20 % - не использует; программы для создания мультимедийных презентаций используют постоянно 40-45 % педагогов, иногда - около 30 % и 10-15 % - никогда не использует [2, 3]. Причем это усредненные данные, преподаватели различных кафедр вуза в вопросах компьютерной грамотности различаются, и иногда достаточно существенно в зависимости от специфики предмета.

Почти 30-35 % педагогов используют графические редакторы, 50 % -владеют программными продуктами для обеспечения связи и коммуникациями (электронная почта, скайп, web-серфинг), но в тоже время большинство педагогов, участвующих в анкетировании не используют программы статистической обработки данных (80 %), инструментальные программные средства (80 %). Из конкретных программных продуктов, постоянно используемых в практической деятельности, выделены программы из комплекта MS Office: Word, Excel, PowerPoint, Access (70-80 %), 20 % педагогов отметили - Adobe Photoshop [3]. В целом, уровень знаний и умений во владении программными продуктами оценивается: достаточно высоко для основных офисных продуктов (50 % - выше 8 баллов (из 10 возможных); средний уровень - для программ по разработке мультимедийных презентаций (50 % - не ниже 6-7 баллов); низкий (ознакомительный) уровень - по владению программ статистической обработки данных и инструментальных программных средств (80 % педагогов).

Однако опыт разработки электронных образовательных средств имеют только 20 % педагогов, из них 10-12 % - по созданию электронных учебников (электронных учебных пособий), 10-15 % - создания html-страниц и web-сайтов, 22-25 % - различных тестовых заданий для компьютерного тестирования. Соответственно большинство из участников анкетирования не смог указать название конкретных наиболее значимых самостоятельно созданных программных продуктов учебного назначения. Причем, из представленных для выбора программных средств, которые можно использовать для создания программных средств учебного назначения 80-90 % педагогических работников выбрали текстовый процессор и электронные таблицы. При

этом почти 90 % педагогов не знакомы со средствами для разработки компьютерных тестов и электронных учебников [3]. При этом в исследовании мы не охватывали педагогов специализированных факультетов, кафедр, готовящих специалистов в области математики, информатики, информационных систем, программирования и др., нашей целью являлось определение готовности к компьютерному тестирования педагогов.

Однако, как показало исследование в учреждениях высшего профессионального образования все еще нет системной работы по разработке и регистрации создаваемых электронных образовательных средств и программных продуктов учебного назначения. К примеру, в «Областном реестре информационных ресурсов, баз данных, научно-технической информации, информации учебного назначения и электронных средств обучения в учреждениях НПО, СПО, ВПО и ДПО» по состоянию на начало 2013 года зарегистрировано только 279 различных единиц хранения, разработанных для высшего профессионального образования области, причем только треть из них - электронные ресурсы. Для учреждений НПО и СПО данный показатель еще ниже - 58 и 27 единиц хранения соответственно (снижение по сравнению с 2011 годом - в 1,7 и 2,2 раза соответственно). Проведенное сравнение позволяет сделать вывод, что преподаватели учреждений профессионального образования не ведут активной работы по разработке и тиражированию информационных, научных и методических материалов (изданий), не представляют их широкой педагогической общественности. В тоже время анализ количества электронных изданий, представленных и зарегистрированных в ФГУП ЦИТ «Информрегистр» за последние 8 лет, показал, что и здесь количество электронных продуктов учебного назначения также не велико. Причем проведенная выборка показала неравномерность в объемах электронных изданий прошедших регистрацию: Кемеровский государственный университет представил 416 (в 2011 г. - 258) программных продуктов (вместе с филиалами - 439), Кемеровской государственный сельскохозяйственный университет - 26 (в 2011 г. - 12), Кемеровский технологический институт пищевой промышленности - 7(4), Кузбасский государственный технический университет - 73 (4).

Итак, нами был сделан вывод о том, что профессорско-преподавательский состав (ППС) вузов области обладают достаточным потенциалом для разработки и использования в воспитательно-образовательном процессе своих учреждений современных программных средств ИКТ, в том числе и для тестирования, но не проявляют активности в этой деятельности, чаще всего по причине отсутствия необходимых навыков в использовании инструментальных программных средств, позволяющих организовать такое тестирование, а также - самих программных продуктов [2, 3].

В целях устранения данных проблем в течении 2013 года в ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет» были организова-

ны очные и дистанционные курсы по разработке электронных образовательных средств, в том числе и тестовых программ, в ходе которых ППС изучил различные варианты разработки компьютерных тестов используя инструментальные программные средства имеющиеся в свободном доступе. На первом этапе педагогам было предложено изучить возможности типовых программных продуктов, которыми они достаточно хорошо владеют: MS Excel и PowerPoint. Программа курсов включала технологии разработки тестирующих программ с заданиями различного типа, используя типовые возможности и функции электронных таблиц MS Excel, программы для разработки презентаций MS PowerPoint (создание теструющего модуля на основе презентации, создание теструющего модуля в среде PowerPoint с использованием Visual Basic for Applications).

К примеру, возможность создания тестирующих программ основывалась на большом перечне расчетных и логических функций MS Excel, которые в сочетании с функциями обработки текста и арифметическими функциями позволяют создавать простые, но интересные и разнообразные тестовые программы практически по любому предмету.

На следующем этапе на курсах повышения квалификации педагоги познакомились уже со специализированными программными продуктами (оболочками), предназначенными специально для разработки тестирующих программ: «Контрольно-тестовая система (КТС) №Й.хх (3.хх)», «Майнтест», «Конструктор тестов Адаптивной Среды Тестирования» (КТ АСТ), тестовая система «HotPotatoes 6.5» и др. В основе разработки тестирующих программ с использованием предложенных программных продуктов - деятельность преподавателя в специализированной программной среде, в ходе которой путем заполнения соответствующих полей и областей формируется банк вопросов и перечень ответов на них. После чего - организуется процесс тестирования обучающихся в локальном или в сетевом режиме [4].

Так, к примеру, КТС Net 2.2. (или версия 3)- Windows-приложение, которое позволяет создавать, редактировать и администрировать тесты различной направленности и сложности, практически не предъявляя особых требований к пользователю, за исключением наличия базовых навыков обращения с компьютером и офисными приложениями.

К особенностям рассматриваемой тестовой системы относится: возможность создания тестовых заданий закрытого и открытого типа; отсутствие ограничения на число вопросов внутри теста и поддержка до 255 различных вариантов ответов; поддержка различных типов вопросов: с выбором одного из предложенных вариантов; с выбором нескольких вариантов из числа представленных; с расстановкой вариантов в нужной последовательности; с вводом нужного ответа с клавиатуры; обеспечение индивидуальной настройка приоритетов для каждого вопроса и варианта ответа; возможность применения для каждого вопроса индивидуальных временных ограничений, а также глобальных ограничений по времени; индивидуальная настройка ка-

ждого тестового задания по отдельности или применение глобальных настроек ко всему тесту; обеспечение защиты файла с тестом паролем и сжатие информации внутри итогового файла теста для компактного хранения; возможность вставлять в вопрос и в варианты ответов рисунки, звуки, видео, формулы, OLE- графику; возможность создания «самоисполняемых» тестов; ведение статистики с поддержкой сортировки, экспортом в текстовые файлы и файлы электронных таблиц MS Excel; возможность проведения тестирования по сети (TCP/IP) [4].

Следующим этапом стало освоение ППС комплексных систем, позволяющих создавать обучающую среду, включающую в себя и компьютерное тестирование, таких как системная платформа Moodle и система дистанционного обучения СДО «Прометей». Системная платформа Moodle уже широко используется в организации дистанционного обучения особенно в вузах нашей страны и мира. Это комплексный программный продукт, на базе которого может быть сформирована единая информационная образовательная среда, позволяющая обеспечить набор сервисов сетевого обучения, доступ и управление программными инструментами, цифровыми ресурсами, техническими и пользовательскими приложениями, структурированными данными. Обладая достаточно широкими и универсальными возможностями данная платформа обеспечивает открытую инфраструктуру для развития информационной образовательной среды вуза в целом, в том числе и организацию сетевого обучения и оценку знаний в удаленном доступе с локального рабочего места; легкость обучения работе с системой; безопасность ресурсов и данных встроенными средствами; поддержку индивидуальных траекторий обучения; высокую масштабируемость в зависимости от количества пользователей. Именно данные свойства и обеспечили выбор данной системы как рекомендуемой для изучения педагогами, не смотря на ее сложность в освоении, особенно для слабо подготовленного в области ИКТ педагогического работника. Система дистанционного обучения «Прометей» -также комплексное решение, которое при этом не требует длительной подготовки и осваивается за относительно короткий срок, при этом предоставляющие большие возможности и для педагогов (организаторов обучения и компьютерного тестирования) и для обучающихся студентов (пользователей данной системы).

Проведенная работа по специализированной подготовке ППС по освоению современных программных продуктов позволило несколько изменить ситуацию с компьютерным тестированием в университете, придать ей более системный и планомерный характер. Целенаправленная подготовка ППС по использованию программных средств и применению их для организации компьютерного тестирования в учебном процессе, позволило использовать оборудование компьютерных классов в полном объеме, а преподавателям выстроить необходимую траекторию обучению с учетом ИКТ. В тоже время в образовательных организациях (учреждениях) СПО продолжает ощуща-

ется нехватка специализированных программ-конструкторов, позволяющих создавать электронные учебники и тестовые программы, типовых учебно-методических комплексов в соответствии с госстандартами, а также педагогически обоснованных, методически выверенных технологий по их применению. Соответственно, необходимо повысить информированность педагогических работников о существующих информационных ресурсах; вести постоянную работу по созданию перспективных методик по созданию электронных ресурсов, использованию их в образовательном процессе; по разработке новых образовательных ресурсов, отвечающих потребностям педагогов, для чего организовать и проводить целенаправленную подготовку преподавателей учреждений профессионального образования всех уровней по этому направлению.

Список литературы:

1. Дочкин С.А. Информатизация дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических кадров: организационно-педагогический аспект. - СПб.: Арден, 2010. - 226 с.

2. Компьютерные технологии в воспитательно-образовательном процессе учреждений НПО и СПО: достижения, проблемы, перспективы / сост.: С.А. Дочкин, А.Ю. Казаков; под ред. Т.С. Паниной. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2006. - 52 с.

3. Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе учреждений НПО и СПО: достижения, проблемы, перспективы: информационно-аналитическое издание / сост.: Н.В. Па-вельева, А.Ю. Ильиных, Н.В. Костюк; под ред. Т.С. Паниной. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009. - 112 с.

4. Дочкин С.А. Компьютерные тесты: шаг за шагом [Текст]: учебное пособие / С.А. Дочкин, В.Е. Быцанова. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2010. -243 с.

НОВЫЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ

© Никеева М.М.*

Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола

Показана необходимость внедрения в образовательный процесс вуза современных педагогических технологий, в частности, информационно-коммуникационных, несущих достаточно большой обучающий по-

* Доцент кафедры Иностранных языков, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.