Научная статья на тему 'Подготовка преподавателей математики к формированию обобщённых методов решения типовых профессиональных задач экономиста'

Подготовка преподавателей математики к формированию обобщённых методов решения типовых профессиональных задач экономиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ / ТИПОВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА / ОБОБЩЕННЫЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ / ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DIRECTION OF MATHEMATICAL TRAINING / TYPICAL PROFESSIONAL TASK / GENERALIZED DECISION METHOD / PROFESSIONAL TRAINING PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байгушева И. А.

Обоснована необходимость специальной подготовки преподавателей математических дисциплин к реализации концепции профессионально направленной математической подготовки экономистов в вузе. Раскрыто содержание понятия готовности преподавателей к этой деятельности и выделены необходимые специальные компетенции, не предусмотренные требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экономика» к кадровому обеспечению учебного процесса. Разработана программа курса повышения квалификации для преподавателей математических дисциплин, обеспечивающая им необходимый уровень такой подготовки. Приведены методические рекомендации для реализации данной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING MATHEMATICS TEACHERS TO FORM GENERALIZED METHODS IN SOLVING

The paper refers to the definition of the necessity of special training of mathematical disciplines teachers in realization of a concept of professionally directed mathematical training of future economists in universities. The paper defines the contents of readiness of teachers to this activity and observes necessary competences for this type of activity, which are not provided by the Federal State Educational Standard of Higher professional education in "Economics" in staff providing of educational process. The program of the professional development for teachers of mathematical disciplines is worked out, which provides the necessary level of their training. The methodic details for this program realization are given. The author proves the necessity of making a teaching course as an additional professional training to mathematics teachers, who teach at Economics Departments in universities. The paper contains description of the curriculum of this training course.

Текст научной работы на тему «Подготовка преподавателей математики к формированию обобщённых методов решения типовых профессиональных задач экономиста»

Библиографический список:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. Москва, 1978.

2. Гаджиев Г.М. Проектно-преобразовательная деятельность школьников. Махачкала, 2002.

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Педагогика. М., 1995.

4. Сериков Г.Н. Личностно-ориентированное обучение. Москва, 2005.

References

1. Ashmarin B.A. Teoriya i metodika pedagogicheskih issledovanij v fizicheskom vospitanii. Moskva, 1978.

2. Gadzhiev G.M. Proektno-preobrazovatel'naya deyatel'nost'Shkolnikov. Mahachkala, 2002.

3. Bespal'ko V.P. Pedagogika iprogressivnye tehnologii obucheniya. Pedagogika. M., 1995.

4. Serikov G.N. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie. Moskva, 2005.

Статья поступила в редакцию 23.12.14

УДК 330.4:378

Baygusheva I.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Mathematics and Methods of Teaching, Astrahan State University (Astrahan, Russia), E-mail: iabai@mail.ru

TRAINING MATHEMATICS TEACHERS TO FORM GENERALIZED METHODS IN SOLVING TYPICAL PROFESSIONAL PROBLEMS OF ECONOMISTS. The paper refers to the definition of the necessity of special training of mathematical disciplines teachers in realization of a concept of professionally directed mathematical training of future economists in universities. The paper deines the contents of readiness of teachers to this activity and observes necessary competences for this type of activity, which are not provided by the Federal State Educational Standard of Higher professional education in "Economics" in staff providing of educational process. The program of the professional development for teachers of mathematical disciplines is worked out, which provides the necessary level of their training. The methodic details for this program realization are given. The author proves the necessity of making a teaching course as an additional professional training to mathematics teachers, who teach at Economics Departments in universities. The paper contains description of the curriculum of this training course.

Key words: professional direction of mathematical training, typical professional task, generalized decision method, professional training program.

И.А. Байгушева, канд. физ.-мат. наук, доц. каф. математики и методики её преподавания Астраханского государственного университета, г. Астрахань, E-mail: iabai@mail.ru

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБОБЩЁННЫХ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ЭКОНОМИСТА

Обоснована необходимость специальной подготовки преподавателей математических дисциплин к реализации концепции профессионально направленной математической подготовки экономистов в вузе. Раскрыто содержание понятия готовности преподавателей к этой деятельности и выделены необходимые специальные компетенции, не предусмотренные требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экономика» к кадровому обеспечению учебного процесса. Разработана программа курса повышения квалификации для преподавателей математических дисциплин, обеспечивающая им необходимый уровень такой подготовки. Приведены методические рекомендации для реализации данной программы.

Ключевые слова: профессиональная направленность обучения математике, типовая профессиональная задача, обобщенный метод решения, программа повышения квалификации.

Модернизация отечественной системы высшего профессионального образования обусловливает потребность в развитии профессиональной компетентности преподавателей вузов. Даже высокий уровень научно-математической и методической подготовки преподавателей не обеспечивает ожидаемого обществом результата обучения в вузе - специалиста, способного к самообразованию и саморазвитию, к системному применению математических знаний, умений и ценностных установок для успешного решения профессиональных задач. Согласимся с К.К. Арабян: «Очень важно, чтобы студент в начале своего обучения понимал значение выбранной профессии, чтобы у него постепенно формировались практические навыки, приближенные к реальной жизни. Ключевая роль в этом процессе отводится преподавателю» [1, с. 48].

Однако в настоящее время остаётся целый ряд проблем, затрудняющих практическую реализацию профессиональной направленности математической подготовки экономистов в вузе: • принятие компетентностного подхода в качестве одного из основных направлений модернизации российской системы образования в отсутствие общепринятого понимания содержания понятия «математическая компетентность специалиста» как провозглашенной цели математической подготовки в вузе.

• отсутствие полной обоснованной системы обобщённых видов деятельности (типовых задач) по математике, адекватных будущей профессиональной деятельности специалистов в области экономики, и методики их формирования.

• недостаточность существующих учебно-методических средств обучения математике студентов экономических специальностей вузов, обеспечивающих условия реализации принципа профессиональной направленности математической подготовки будущих экономистов.

• отсутствие критериев оценки качества математической подготовки экономистов в вузе.

Для успешного внедрения профессионально направленного обучения математике в высшей школе требуется безотлагательное решение поставленных проблем. Нами предложена концепция формирования обобщённых методов решения типовых профессиональных задач (ТПЗ) в процессе математической подготовки экономистов в вузе [2], обеспечивающая теоретическое обоснование и путь практической реализации перехода от заявленной во ФГОС по направлению «Экономика» [3] модели специалиста к профессионально компетентному специалисту в области экономики. Основные положения данной концепции:

1. Принцип профессиональной направленности обучения (ориентация математической подготовки в её целевом, содержательном и процессуальном аспектах на динамическое моделирование профессионального труда экономиста) является системообразующим в дидактике математической подготовки экономистов в вузе [4].

2. Проблему реализации принципа профессиональной направленности можно решить, если цели математической подготовки экономистов в вузе представить в виде системы типовых профессиональных задач экономиста и обобщенных методов их решения.

3. Цель математической подготовки будущих экономистов в вузе - сформировать их математическую компетентность. Под математической компетентностью экономистов мы понимаем способность и готовность решать методами математики типовые профессиональные задачи и повышать свою профессиональную квалификацию. Типовая профессиональная задача - это цель, которую специалист многократно ставит перед собой в процессе своей профессиональной деятельности.

4. Система типовых профессиональных задач экономистов состоит из следующих пяти задач [5]:

1) сбор и обработка экономической информации;

2) нахождение или оценка значений показателей, характеризующих экономическую деятельность;

3) выявление зависимости, её вида и свойств между параметрами экономической деятельности;

4) прогнозирование экономической деятельности;

5) планирование экономической деятельности.

5. Для достижения цели необходимо так организовать процесс обучения математике, чтобы знания, опорные для выполнения действий, входящих в содержание обобщенных методов решения типовых профессиональных задач, и сами эти методы стали предметом специального усвоения студентами, что повысит уровень их профессиональной компетентности.

6. Овладение обобщёнными методами решения типовых профессиональных задач предполагает, что выделить их должны сами студенты.

7. Формирование математической компетентности будущих экономистов должно осуществляться непрерывно в период обучения в вузе на четырех уровнях [6]:

• адаптационный уровень осуществляется в рамках специальной дисциплины «Практикум по математике» посредством учебных задач школьного курса математики;

• предметный уровень осуществляется в рамках базовых математических дисциплин посредством учебных задач;

• междисциплинарный уровень осуществляется в рамках математических, информационных и экономических дисциплин посредством псевдопрофессиональных задач;

• профессиональный уровень осуществляется в рамках специальных дисциплин, производственной практики и дипломного проектирования посредством профессиональных задач.

Формирование компетентности должно быть доведено до уровня, когда типовые профессиональные задачи станут опорой для решения любых конкретных профессиональных задач экономиста.

8. Необходима организация специальной методической подготовки преподавателей математических дисциплин к реализации профессионально направленной математической подготовки экономистов в вузе.

Остановимся подробнее на последнем положении концепции. Справедливо отмечает О.В. Манькова: «Для повышения профессиональной компетентности преподавателя необходимо непрерывно расти в профессиональном плане, соответствовать постоянно меняющимся факторам в области обучения и преподавания» [7, с. 186]. Необходимость специальной подготовки преподавателей, независимо от их педагогического стажа и квалификационного уровня, обусловлена тем, что такая деятельность является для них новой и требует новых дополнительных знаний и умений.

Готовность преподавателей к реализации концепции профессионально направленной математической подготовки экономистов в вузе имеет два аспекта: во-первых, сами преподаватели должны владеть обобщенными методами решения ТПЗ экономистов и, во-вторых, они должны владеть методикой обучения студентов обобщенным методам решения ТПЗ экономистов и быть готовы к её использованию в целях совершенствования

учебного процесса и достижения современных образовательных результатов.

Следовательно, преподавателю математической дисциплины необходимо не только соответствовать требованиям ФГОС ВПО по направлению «Экономика» к кадровому обеспечению учебного процесса, но и обладать следующими специальными компетенциями:

• осознаёт необходимость и область применения математических знаний для осуществления профессиональной деятельности экономиста;

• владеет обобщёнными методами решения ТПЗ экономиста;

• способен выбрать определенные типы профессиональных задач экономиста для изучения в рамках конкретных модулей математической дисциплины;

• способен разрабатывать системы конкретных псевдопрофессиональных задач определенного типа для решения в рамках учебных модулей;

• способен выделять математические знания учебных модулей, необходимые для решения ТПЗ экономистов;

• способен разрабатывать методы решения конкретных ТПЗ экономиста, опираясь на обобщенные методы их решения;

• владеет методикой обучения студентов обобщенным методам решения ТПЗ экономистов на всех этапах этого процесса.

Отсюда возникает необходимость в разработке курса повышения квалификации преподавателей математических дисциплин, работающих на экономических факультетах вузов. Нами разработана программа такого курса.

Программа курса повышения квалификации преподавателей

«Реализация профессиональной направленности математической подготовки экономистов в университете»

I. Пояснительная записка

1.1 Курс предназначен для кратковременного повышения квалификации преподавателей математических дисциплин в вузе.

1.2 Курс имеет следующие цели:

• научить обобщённым методам решения типовых профессиональных задач экономистов;

• научить методике обучения студентов обобщённым методам решения типовых профессиональных задач экономистов в процессе их математической подготовки в вузе.

1.3 В соответствии с поставленными целями курс состоит из двух разделов:

Раздел 1. «Обобщённые методы решения ТПЗ экономистов».

Раздел 2. «Методика обучения обобщённым методам решения ТПЗ экономистов в процессе математической подготовки в университете».

1.4 Слушатель, успешно освоивший программу курса, должен обладать перечисленными выше компетенциями.

1.5 Общее количество аудиторных часов на освоение материала курса - 24 часа. Форма итогового контроля - зачёт.

II. Содержание программы

Раздел 1. Обобщённые методы решения ТПЗ экономистов.

Тема 1. Цели и задачи математической подготовки экономистов в университете.

Современные требования к специалистам в области экономики. Принцип профессиональной направленности обучения в дидактике математической подготовки специалистов в высшей школе. Основные положения концепции профессионально направленной математической подготовки экономистов в университете.

Тема 2. Типовые профессиональные задачи (ТПЗ) экономистов, при решении которых используются математические знания.

Понятие «типовая профессиональная задача». Методы выделения ТПЗ экономистов, при решении которых используются математические знания. Цели и конечные продукты ТПЗ экономистов.

Тема 3. Обобщённые методы решения ТПЗ экономистов.

Общая схема построения обобщённых методов решения ТПЗ экономистов. Построение обобщенных методов решения ТПЗ экономистов. Математические знания, необходимые для

реализации обобщённых методов решения ТПЗ экономистов

Тема 4. Модель обучения обобщённым методам решения ТПЗ экономистов в процессе математической подготовки в университете.

Этапы и компоненты модели обучения обобщённым методам решения ТПЗ экономистов в процессе математической подготовки в университете. Модульное построение математической подготовки.

Раздел 2. Методика обучения обобщённым методам решения ТПЗ экономистов в процессе математической подготовки в вузе.

Тема 5. Методика проведения адаптационного этапа обучения.

Цель, содержание и дидактические средства адаптационного этапа. Содержание деятельности преподавателя по проведению адаптационного этапа.

Тема 6. Методика проведения дисциплинарного этапа обучения.

Цель, содержание и дидактические средства дисциплинарного этапа. Содержание деятельности преподавателя по проведению дисциплинарного этапа.

Тема 7. Методика проведения междисциплинарного этапа обучения.

Цель, содержание и дидактические средства междисциплинарного этапа. Методика выделения типов профессиональных задач экономистов при изучении учебных модулей. Методика разработки конкретных ТПЗ экономистов при изучении учебных модулей. Методика применения обобщенных методов для решения конкретных ТПЗ экономистов. Методика обучения обобщенным методам решения ТПЗ экономистов.

Тема 8. Методика проведения профессионального этапа обучения.

Цель, содержание и дидактические средства профессионального этапа. Содержание деятельности преподавателя по организации проектной деятельности студентов в процессе математической подготовки. Критерии оценивания проектной деятельности студентов.

При изучении раздела 1 основное внимание уделяется вопросу теоретической подготовки слушателей, а при изучении раздела 2 - практическим занятиям. На практические занятия отводятся не только аудиторные часы, но и часы самостоятельной работы. Чтобы у преподавателя было достаточно времени для самостоятельного выполнения домашних заданий, рекомендуем проводить практические занятия с интервалом в одну неделю (2 академических часа в неделю). Преобладание в тематическом плане программы часов, отведенных на практические занятия, обусловлено тем, что овладеть обобщенными методами решения задач и методикой их формирования можно только в процессе их разработки в различных конкретных условиях и многократного применения.

Методика формирования у слушателей обобщённых методов решения тПз состоит из следующих действий:

1. Создание мотивационной ситуации, в результате которой у слушателей возникает потребность в овладении новыми знаниями. Приведём пример такой ситуации. Можно представить 10-12 псевдопрофессиональных задач экономиста, относящихся к разным типам ТПЗ, и предложить классифицировать их по цели и конечному продукту. Всего получится пять групп конкретных задач. Затем предложить придумать псевдопрофес-

Библиографический список

сиональную задачу, не относящуюся ни к одной из групп по своей цели и конечному продукту. Будут предприняты попытки, но в результате обсуждения выяснится, что все предлагаемые задачи принадлежат к одной из пяти установленных групп; и достаточно их переформулировать, как это становится очевидным. Вывод: если выделить обобщённые методы решения для задач каждого типа, то мы приобретем инструмент, который позволит алгоритмизировать процесс решения любых профессиональных задач экономистов.

2. Разработка слушателями обобщённых методов решения ТПЗ экономистов. Для того чтобы слушатели самостоятельно выделили обобщенные методы, можно разделить их на пять рабочих групп по количеству видов ТПЗ и предложить каждой группе разработать метод решения задач соответствующего типа. Затем рабочие группы представляют свои варианты для общего обсуждения, в результате которого формулируются и утверждаются окончательные варианты обобщенных методов решения ТПЗ всех видов.

3. Самостоятельное применение обобщённого метода для решения конкретных псевдопрофессиональных задач. Можно предложить слушателям индивидуальные задания для присвоения обобщенных методов решения ТПЗ экономистов: например, разработать план решения конкретной задачи в соответствии с действиями обобщенного метода решения задач этого вида.

4. Контроль сформированности обобщённых методов ТПЗ экономистов осуществляется в результате проверки контрольных заданий, выполненных слушателями.

Практическое обучение методике формирования обобщённых методов решения ТПЗ экономистов в процессе математической подготовки в вузе можно осуществлять в процессе разработки содержания учебных модулей математических дисциплин, сценариев учебных занятий и необходимых учебно-методических средств. Выполнять такого рода задания (проекты) можно как индивидуально, так и объединившись в рабочие группы. Свои разработки слушатели презентуют на занятиях, результаты обсуждаются и получают оценку коллег. Тематика разработок должна соответствовать тематике текущей преподавательской деятельности слушателей. Это позволяет провести анализ результатов внедрения фрагментов методики в учебный процесс, осуществить самоконтроль за сформированностью своих умений.

Подготовка преподавателей математических дисциплин по данной программе была апробирована на факультете дополнительного профессионального образования Астраханского государственного университета. По завершении программы подготовки слушатели разработали и представили следующие материалы: 1) перспективные планы формирования обобщённых методов решения типовых профессиональных задач экономистов в процессе изучения преподаваемых математических дисциплин; 2) модульные программы этих дисциплин; 3) учебно-методическое обеспечение отдельных модулей, включающее системы псевдопрофессиональных задач формируемых типов. Для оценки эффективности реализации представленной программы повышения квалификации преподавателей было проведено анкетирование слушателей, которые положительно оценили новую методику преподавания математики будущим экономистам, отметили ряд приобретенных профессиональных компетенций и выразили готовность внедрить изученную методику в практику своей преподавательской деятельности.

1. Арабян К. К. Новая образовательная парадигма. Высшее образование сегодня. 2013; 12.

2. Байгушева И.А. Профессионально направленная математическая подготовка экономистов в вузе. Астрахань, 2013.

3. ФГОС подготовки бакалавров по направлению «Экономика» [официальный сайт правовой консультационной службы]. Available at:: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/670125.

4. Байгушева И. А. Принцип профессиональной направленности математической подготовки экономистов в вузе. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2013; 1(27).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Стефанова Г.П, Байгушева И.А. Типовые профессиональные задачи как показатель сформированности математической компетентности будущих экономистов. Наука и школа. 2013; 1.

6. Байгушева И.А. Модель учебного процесса профессионально направленной математической подготовки экономистов в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2013; 5(42).

7. Манькова О.В. Профессиональная компетентность преподавателя и способы её успешной реализации. Вестник Томского государственного политехнического университета. 2013; 7(135).

References

1. Arabyan K. K. Novaya obrazovatel'naya paradigma. Vysshee obrazovanie segodnya. 2013; 12.

2. Bajgusheva I.A. Professional'no napravlennaya matematicheskaya podgotovka 'ekonomistov v vuze. Astrahan', 2013.

3. FGOS podgotovki bakalavrov po napravleniyu «'Ekonomika» [oficial'nyj sajt pravovoj konsul'tacionnoj sluzhby]. Available at:: http://www. zakonprost.ru/content/base/part/670125.

4. Bajgusheva I. A. Princip professional'noj napravlennosti matematicheskoj podgotovki 'ekonomistov v vuze. Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Yuzhnoe izmerenie. 2013; 1(27).

5. Stefanova G.P, Bajgusheva I.A. Tipovye professional'nye zadachi kak pokazatel' sformirovannosti matematicheskoj kompetentnosti budus-chih 'ekonomistov. Nauka i shkola. 2013; 1.

6. Bajgusheva I.A. Model' uchebnogo processa professional'no napravlennoj matematicheskoj podgotovki 'ekonomistov v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 5(42).

7. Man'kova O.V. Professional'naya kompetentnost' prepodavatelya i sposoby ee uspeshnoj realizacii. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. 2013; 7(135).

Статья поступила в редакцию 29.12.14

УДК.378.

Bakmaev A.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, IT Department, Dagestan State Pedagogical University Magomedov Sh.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Department of Physical and Mathematical Education and Information and Communication Technologies, Dagestan Institute of Additional Education of Teachers (Mahachkala, Russia), E-mail: Gadjiev82@mail.ru

COMPETENCE APPROACH IN MASTER TRAINING FOR PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY. The article analyzes the competence approach as a methodological basis for a new educational standard and which represents a set of general principles for determining goals and objectives of education, selection of the contents of training, organization of the educational process and evaluation of readiness of master studentsto professional-pedagogical activity. Particular attention in the work is paid to the principles of modular training, presenting the concept of educational process, in which professional competence of trainees serves as a set of learning objectives, and modular design of the contents and structure of vocational training serves as a means to achieve it. The author marks out and describes characteristic features of the result of professional readiness of a student within the competence-based approach, which is considered as "the ability to activity", which means the ability to set goals and achieve them.

Key words: education, professional education, Master's education, competence approach, modular training, productive learning technologies.

А.Ш. Бакмаев, канд.пед.наук, доц. каф.информационных технологий ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Ш.А. Магомедов, канд.пед.наук, доц. каф. физико-математического образования

и ИКТ ГБОУ ДПО «Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров», г. Махачкала, E-mail: Gadjiev82@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье проанализирован компетентностный подход, выступающий в качестве методологической основы нового образовательного стандарта и представляющий собой совокупность общих принципов определения цели и задач образования, отбора содержания обучения, организации образовательного процесса и оценки результатов готовности магистров к профессионально-педагогической деятельности. Особое внимание уделено принципам модульного обучения, представляющего собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, а в качестве средства её достижения-модульное построение содержания и структуры профессионального обучения. Выделяются и описываются характерные особенности результата профессиональной готовности магистранта в рамках компетентностного подхода, который рассматривается как «способность к деятельности», предполагающую умение ставить цель и достигать её.

Ключевые слова: образование, профессиональное образование, магистратура, компетентностный подход, модульное обучение, продуктивные технологии обучения.

Перспективы развития российского образования, в том числе и системы высшего педагогического образования, определяется Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Сейчас единообразная система получения высшего профессионального образования, в том числе и педагогического, сменяется новой многоуровневой системой, существенно отличающейся от моноуровневой как по содержанию, так и по структуре организации [1].

По новой многоуровневой формуле обучения на получение общего высшего образования отводится четыре года (программа бакалавра), а на овладение специализированными знаниями и профессиональными навыками два года (программа магистра). Многоуровневая система высшего профессионального образования, предполагающая подготовку магистрантов к профессионально-педагогической деятельности, учитывает профессиональные и личностные качества, которыми они должны

обладать как квалифицированные работники: профессиональной компетентностью, самостоятельностью, ответственностью, мобильностью, аналитическим мышлением, информационной культурой, творческой активностью, готовностью к постоянному обновлению знаний и т.д.

Решение проблемы обеспечения выпускников высших учебных учреждений, а именно магистров актуальными знаниями, навыками и современными компетенциями возможно, на наш взгляд, лишь путём разработки и внедрения прогрессивных моделей образования, где будет решаться задача оптимизации образовательного пространства на основе новой образовательной парадигмы - компетентностного подхода.

Сегодня можно утверждать, что модель компетентност-ного подхода концептуально сформулирована и представляет методологическую основу профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.