Н. В. Попович
ПОДГОТОВКА ПОДРОСТКОВ-ЛИДЕРОВ, РАБОТАЮЩИХ НА ВОЛОНТЕРСКОЙ ОСНОВЕ
Работа представлена кафедрой социальной педагогики Омского государственного педагогического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор С. А. Маврин
Понятие «подготовка» подростков-лидеров, работающих на волонтерской основе, рассматривается как формирование системы личностных качеств, как ожидаемая результативность подготовки и целостное состояние личности. В статье представлены критерии и показатели готовности к волонтерской деятельности, что имеет практическую ценность для педагогической науки и практики.
Ключевые слова: лидер, доброволец, подготовка, гражданин, процесс.
The conception «training» of teenage leaders working volunteerly is considered to be building up the system of personal qualities, to be waited training effectiveness and integral personal state. The willingness criteria and indices for volunteer activity are introduced in this article, so this fact has practical value for pedagogical science and practic.
Key words: leaders, volunteer, training, citizen, process.
Добровольчество - фундамент гражданского общества, важный и необходимый компонент общественной жизни, способствующий решению глобальных социальных проблем. Во всем мире добровольчество получило широкое распространение, его роль в социальном развитии общепризнанна и оценена на международном уровне. Организация Объединенных Наций признает добровольчество богатейшим источником энергии, навыков, знаний.
Добровольческий труд - основной труд, создающий и развивающий гражданское общество, аккумулирующий его специфику [1, с. 24]. Добровольческое движение способствует: гуманизации отношений в обществе, развитию партнерского ответственного взаимодействия, умений и навыков добровольцев, удовлетворению их потребности в общении и самоуважении, изменению мировоззрения, осознанию полезности и значимости выполняемой деятельности.
Проведенное нами исследование развития современного добровольчества позволяет выделить два вида предпосылок его развития: объективные (всегда существует сфера приложения добровольческих усилий, которая обеспечивается наличием социальных проблем) и субъективные (внутренняя потребность человека, обусловленная его гражданской позицией, стремлением к самореализации и самоутверждению).
В переводе с французского «волонтер» - человек, добровольно выполняющий обязанности в форме безвозмездного труда в интересах благополучателей. Основной мотив волонтерской деятельности -быть социально полезным.
Толковый словарь С. И. Ожегова дает следующие определения: «подготовить -сделать что-нибудь для организации, обучить, дать необходимые знания», «готовность - состояние при котором все сделано, все готово» [2, с. 141].
На основании этого нами определена смысловая конструкция, связывающая в нашей работе понятие «подготовка» и «готовность». Подготовку к чему-либо мы рассматриваем как формирование готовности. Готовность в этом случае выступает как ожидаемый результат подготовки.
Понимание готовности в инженерной психологии имеет несколько смысловых оттенков:
«1) вооруженность знаниями, умениями и навыками; 2) готовность к экстренной реализации имеющихся программ действий; 3) согласие, решимость совершать какое-либо действие». Для нашего исследования все три позиции в этом определении готовности являются важными.
Ученые по-разному рассматривают категорию «готовность». Понимают ее как интегральное образование, включающее в себя определенные способности,
направленные на достижение положительного результата (Е. П. Белозерцев); как определенный уровень развития личности, предполагающий сформированность ценностной системы и операционально-поведенческих качеств (Я. Л. Коломин-ский); как качество личности (А. И. Мищенко, М. Н. Ахметова).
На основании вышеизложенного логичными для нашего исследования представляются следующие определения:
• подготовка подростков - лидеров детских общественных объединений, работающих на волонтерской основе, - это формирование системы личностных качеств, обусловливающих мотивационный, когнитивный, рефлексивный и технологический компоненты готовности;
• готовность подростков - лидеров детских общественных объединений, работающих на волонтерской основе, - это ожидаемая результативность подготовки и целостное состояние личности, выражающееся в ее мотивах, знаниях, умениях, опыте осуществляемой деятельности.
В связи с тем что готовность подростков-лидеров, работающих на волонтерской основе, носит полифункциональный характер, мы выделили в ее содержании четыре основных компонента:
1) психологическая готовность и личностная расположенность к волонтерской деятельности;
2) методическая подготовка - наличие знаний в области осуществляемой деятельности; свободное владение необходимыми практическими методами и приемами работы, умение осуществлять выбор формы взаимодействия в соответствии с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями людей;
3) специальная подготовка - наличие предметных или специальных знаний, практических умений, в зависимости от специфики волонтерской деятельности;
4) широкая общекультурная подготовка, знание и выполнение норм этики, развитость рефлексивных способностей, потребность в совершенствовании осуществляемой деятельности, саморазвитие, самовоспитание.
Выделенные компоненты процесса подготовки подростков-лидеров к волонтерской деятельности целесообразно объединить в два основных блока: теоретико-практическая подготовка (включающая методическую, специальную и общекультурную подготовку) и психологическая подготовка подростков добровольческому труду.
Анализ материалов добровольческой деятельности, а также непосредственная практическая подготовка волонтеров к добровольческому труду с целью активизации социальной инициативы подростков - лидеров детских общественных объединений позволили нам выделить следующие этапы теоретико-практической подготовки подростков-лидеров, работающих на волонтерской основе:
1-й этап - теоретический, связан с ориентацией подростка, будущего волонтера на овладение им теоретическими знаниями, которые вводят будущего добровольца в проблему, - организация лекционных и семинарских занятий, круглых столов; углубленное изучение собственных мотиваций;
2-й этап - технологический, цель которого формирование умения взаимодействовать с определенной категорией населения в ходе осуществления волонтерской деятельности, овладение методикой выполнения работы, организация и проведение практикумов, инструктивных сборов, организация работы студий;
3-й этап - теоретико-практический, направленный на формирование и индивидуализацию отношений к волонтерской деятельности;
4-й этап - собственно-практический, связанный со специализацией, выбором области интересов, систематизацией полученных знаний в практической деятельности: индивидуальная работа, работа на базе детского оздоровительного лагеря, предусматривает тренировку навыков самостоятельного проведения занятий, включающую стажировку с супер-визией (внешним наблюдением).
Перечисленные этапы соответствуют основным этапам психологической перестройки личности подростка, направлены на формирование проблемного сознания, творческий поиск, активную деятельность и позволяют рассматривать подготовку лидеров к добровольческой деятельности как систему, имеющую определенную структуру и состоящую из четырех модулей:
I модуль - ориентировочный - включает исследование мотивации обращения к добровольческому труду в выбранном направлении деятельности, формирование индивидуального и группового видения работы, формулирование миссии добровольческого труда, разработку этического кодекса волонтера.
II модуль - введение в тему выбранного направления деятельности -осознание собственного отношения к добровольческой деятельности, уверенности в своих силах, осознание личной ответственности за свой жизненный выбор, информационное насыщение добровольцев научными, статистическими, аналитическими данными, касающимися данной проблемы.
III модуль - коммуникативный тренинг - осознание своего стиля общения, определение собственных барьеров в общении.
На первых занятиях подростки учатся устанавливать контакт (от этого умения зависит успешность дальнейших отношений с группой). На этапе установ-
ления контакта решается две задачи: настройка партнера (кто он, в каком он эмоциональном состоянии, какова его мотивация, чего он ждет от работы) и настройка партнера на себя (умение представить себя, вызвать симпатию, заинтересовать, доходчиво изложить информацию, создать чувство общности).
Следующим направлением работы является отработка навыков активного слушания, необходимого для понимания собеседника и точной передачи информации. Основные формы работы на данных этапах: дискуссия, ролевые игры, психогимнастика, игры на создание атмосферы открытости.
IV модуль - развитие тренерских навыков - для волонтеров, желающих вести групповые занятия и обладающих личностными качествами для осуществления тренерской работы.
Следовательно, процесс подготовки будущего лидера-волонтера к добровольческому труду можно представить в виде цепочки теоретических и практических задач. При этом подросток-лидер становится «субъектом» добровольческого труда.
Для определения готовности волонтеров к добровольческой деятельности необходимо определить критерии и показатели готовности к этой деятельности. Учитывая, что критерии должны отражать основные закономерности формирования личности, мы выделили четыре критерия готовности подростков-лидеров к добровольческой деятельности: мотива-ционный, когнитивный, технологический и рефлексивный.
Мотивационный критерий означает направленность осознанного, положительного отношения к добровольческому труду и стремление к самореализации.
Исследования мотивации добровольчества, проведенные А. М. Омото и М. Снайдером, позволили выделить два
основных мотива добровольческой деятельности: чувство морального долга помогать другим; эгоцентризм (извлечение какой-либо пользы для себя). Эти мотивы не являются взаимоисключающими, однако один из них является ведущим [1, с. 63].
В мотивационном критерии мы выделяем следующие показатели: наличие мотивов деятельности, познавательного интереса и осознание личностно-значи-мого смысла осуществления добровольческого труда.
Когнитивный критерий. Большинство исследователей определяют знания одним из компонентов общего показателя результативности процесса подготовки -«готовности». Готовность такого плана выделена в концепциях Е. П. Белозерцева, А. А. Деркача, М. И. Дьяченко и Л. И. Кан-дыбовича, В. С. Ильина, Л. В. Кондра-шовой, А. И. Кочетова, В. А. Сластенина, Т. А. Таскаевой, А. И. Щербакова.
Рассматривая когнитивный компонент готовности применительно к деятельности подростков-лидеров, работающих на волонтерской основе, мы выделяем следующие его показатели: знания целей, задач, способов осуществляемой волонтером деятельности, методов работы с определенными категориями населения и группами благополучателей. Когнитивный критерий, согласно нашему исследованию, объединяет совокупность необходимых знаний для осуществления волонтером деятельности. Характеризуется объемом знаний, их глубиной, систематизацией.
Когнитивный критерий готовности имеет приоритетное значение на теоретическом этапе подготовки волонтеров и в ходе осуществления непосредственной практической деятельности.
Технологический критерий связан с реализацией деятельности, формированием функциональных систем действий;
отражает функциональный состав формируемых умений.
Показатель технологического критерия - наличие умений, необходимых для успешного выполнения добровольческого труда.
Рефлексивный критерий связан с осмыслением, осознанием мотивов, целей деятельности, через обращение к своему внутреннему миру, своему опыту жизнедеятельности. Рефлексия наряду с формированием мотивов является важной в подготовке волонтера. Адекватная целям мотивация и рефлексия обеспечат успешное осуществление этой деятельности и самораскрытие личности подростка.
Показатель рефлексивного критерия -сформированность рефлексивной позиции, позитивное восприятие самого себя.
Мотивационный, когнитивный, технологический и рефлексивный критерии в структуре готовности к добровольческой деятельности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их единство выра-
жается в личностных качествах волонтера, которые, в свою очередь, проявляются в умении взаимодействовать с определенными категориями благополучателей.
Содержательный анализ концепций подтверждает, что все компоненты структуры готовности находятся в определенной соотнесенности, характеризуемой учеными как «сочетание» (Е. П. Белозрцев), «сложное сочетание» (Л. В. Кондрашов), «единство» (А. И. Кочетов, В. С. Ильин, А. И. Щербаков), «взаимное единство» (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович), «целостное состояние» (А. А. Деркач), «сложный синтез» (В. А. Сластенин), «интегра-тивное качество» (И. А. Колесникова).
Таким образом, результатом процесса подготовки подростков-лидеров к волонтерской деятельности является теоретико-практическая подготовка (включающая методическую, специальную и общекультурную подготовку) и психологическая подготовка подростков к добровольческому труду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кудринская Л. А. Добровольческий труд в современной России: Монография. Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. 132 с.
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз. 1986. 797 с.