Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения. Вопросы теории'

Подготовка педагогов к обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения. Вопросы теории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНОТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА / PREVENTIVE MAINTENANCE OF A CHILDREN’S ROAD AND TRANSPORT TRAUMATISM / ABILITY TO LIVE SAFETY / PREPARATION OF TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чмыхова Галина Васильевна

В статье определена актуальность данной проблемы, проанализирована структура подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в сфере дорожного движения, дано определение: обеспечение безопасности детей в сфере дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of teachers for safety of children in traffic sphere. Theory questions

In article the urgency of the given problem is defined, the structure of preparation of teachers to safety of ability to live of children in traffic sphere is an alysed, definition is made: safety of children in traffic sphere.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения. Вопросы теории»

УДК 371.133:656.05

Г. В. Чмыхова

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

В статье определена актуальность данной проблемы, проанализирована структура подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в сфере дорожного движения, дано определение: обеспечение безопасности детей в сфере дорожного движения.

In article the urgency of the given problem is defined, the structure of preparation of teachers to safety of ability to live of children in traffic sphere is an alysed, definition is made: safety of children in traffic sphere.

Ключевые слова: обеспечение безопасности жизнедеятельности, подготовка педагогов дополнительного образования, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Keywords: ability to live safety, preparation of teachers of additional education, preventive maintenance of a children's road and transport traumatism.

Одной из важнейших социальных проблем во всём мире является обеспечение безопасности жизнедеятельности. Среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо стоит проблема безопасности дорожного движения, представляя собой сложную систему взаимодействия социотехнических факторов. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку занимает дорожно-транспортный травматизм, который сегодня достигает масштабов социальной катастрофы. Более четверти миллиона человек на Земле погибают в дорожно-транспортных происшествиях. Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов, интенсивности дорожного движения порождает множество проблем.

Дорожно-транспортный травматизм является глобальной проблемой («Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма», Всемирная организация здравоохранения -2004 г, 2008 г.). ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

В самом катастрофическом положении среди развитых стран оказалась Россия. Ежегодно в Российской Федерации погибают и получают травмы в дорожно-транспортных происшествиях около 27 тыс. детей и подростков до 16 лет. Количество

© Чмыхова Г. В., 2012

погибших из года в год увеличивается, а большинство из пострадавших становятся инвалидами.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области безопасности жизнедеятельности, законодательного регулирования вопросов, обновления нормативной базы, становится очевидной необходимость глубокого реформирования образовательной сферы в области подготовки педагогов к обеспечению безопасной жизни и деятельности детей в сфере дорожного движения.

Для работы в этом направлении необходимо использовать специфические возможности дополнительного образования как важной составляющей части системы образования, в процессе непрерывного обучения педагогов на всех ступенях. Изучению этой проблемы посвящены работы ряда исследователей (А. Г. Асмолов, Л. Н. Буйлова), исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога в дополнительном образовании (В. Г. Бочарова, М. А. Валеева, И. В. Камил, А. И. Адамский, М. М. Поташник, И. Д. Чечель и др.).

Подготовка педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в дополнительном образовании требует кардинального пересмотра ее содержательной и технологической основы. Необходима новая модель подготовки педагога к обеспечению безопасности жизни и деятельности детей. Очевидна и смена ценностных ориентаций учащихся к безопасной жизни и деятельности в постоянно развивающейся, высоко энерговооруженной, динамичной и, в определенной степени, опасной среде.

Изучение общих требований к уровню подготовки и личности педагога, занимающегося профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, позволяет утверждать, что помимо общих знаний специалист должен обладать умениями организовать работу отрядов юных инспекторов дорожного движения в образовательном учреждении; приобретать знания, используя современные образовательные технологии в условиях развивающейся науки, техники и изменяющейся социальной политики; быть готовым при реализации профессиональных функций решать нестандартные задачи известными алгоритмами выполнения; находить альтернативные пути решения проблем; грамотно перерабатывать информацию; быстро принимать решения, быть способным в письменной и устной форме грамотно и логично изложить свои мысли, быть профессионально мобильным.

Профессиональная подготовка квалифицированного специалиста, занимающегося профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, должна отвечать следующим требованиям.

В мотивационно-целевом аспекте: выявлять и делать зримой для обучающихся объективную не-

Педагогика профессионального образования

обходимость получаемых ими знаний, умений и навыков для обеспечения жизнедеятельности; создания условий для самоопределения, саморазвития личности обучающегося.

В содержательном аспекте: обеспечивать преемственность между циклами учебных занятий; органически соединять как в содержании, так и в отдельных учебных занятиях разнородные знания, которые отражают различные стороны одного и того же обучающего процесса, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и их социальную поддержку и т. д.

В процессуальном аспекте: объяснять и показывать практическую значимость научных и технических знаний; перейти от абстрактных научных знаний к конкретным знаниям и от них к обеспечению жизни и деятельности.

В контрольно-оценочном аспекте: проводить мониторинг и прогнозирование изменений в данной специальности; мониторинг и учет результатов при организации образовательного процесса и т. д.

В управленческом аспекте: проводить воспитательную работу по формированию социально устойчивой личности специалиста; создавать в образовательном учреждении современную учебно-материальную базу; включать образовательное учреждение в целостную систему многоуровнего непрерывного образования; переподготовки и повышение квалификации педагогов.

Анализ проблемы подготовки педагога к обеспечению безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании и обоснование психолого-педагогических предпосылок исследуемого процесса позволил перейти к построению модели, которая включает:

• диагностируемую цель (подготовка педагога к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в объединениях «Внимание, улица!»);

• задачи: формирование ценностного отношения к деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся;

• овладение знаниями и умениями в области руководства детскими объединениями «Внимание, улица!» на различных возрастных этапах;

• дифференциация образовательной деятельности педагогов в работе с детскими объединениями «Внимание, улица!».

В результате анализа психолого-педагогической и научной литературы мы определили содержание деятельности педагога по обеспечению безопасности в соответствии с этапами, выделяемыми в программе деятельности учреждения дополнительного образования. «Школа дорожных наук» (1-е классы) - изучение основных правил для пешеходов и пассажиров. «Заочная школа безопасности» (2-4-е классы) - изучение основ безопасности жизни и деятельности. «Светофор» (5-7-е классы) - освоение правил дорожного движения и подготовка к районным и областным соревнованиям. «Юные инспекторы движения» (5-9-е классы) - освоение правил дорожного движения, работа с младшими школьниками, пропаганда правильного поведения на улицах и дорогах. «Автомобилист» (10-11-е классы) - освоение правил дорожного движения, изучение устройства автомобиля и практическое вождение.

Обеспечение педагогами безопасности жизнедеятельности детей предполагает наличие следующих условий: программно-методическое обеспечение деятельности педагога; взаимодействие соци-

Критерии 1-й (низкий) уровень 2-й (средний) уровень 3-й (высокий) уровень

Эмоционально-мо-тивационный Нет интереса, нет понимания значимости здоровьесбережения Понимание значимости обеспечения безопасности жизнедеятельности на фоне неустойчивого, несформировавше-гося интереса Интерес и понимание значимости обеспечения безопасности жизнедеятельности детей

Когнитивный: (знание теории) Отсутствие знаний в области безопасности жизнедеятельности. Отсутствие стремления к самообразованию, саморазвитию Недостаточный объём знаний в области педагогики, психологии, а также специальных и методических знаний в области безопасности жизнедеятельности детей Наличие знаний по педагогике, психологии, знаний по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся

Деятельностный (умение действовать) Наличие определённого объёма умений по организации и проведению конкурсов, соревнований, акций, операций и т. д. Наличие определённого объёма умений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Свободное владение умениями и навыками в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Наличие творческой деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

альных институтов в образовательной среде; активизация деятельности педагогов в детских объединениях. В результате достигается готовность педагога к работе в области обеспечения безопасности жизнедеятельности детей.

Если критерий - это обобщенная характеристика развития системы, успешности деятельности, основа для классификации, то предполагается выделение ряда признаков, по которым можно определять критериальные показатели, выявленные нами в ходе опытно-экспериментального исследования при определении уровня подготовки педагогов к организации работы с детьми.

Эмоционально-мотивационный критерий готовности педагога к обеспечению безопасности жизнедеятельности характеризуется устойчивым интересом и осознанием целей своей деятельности, целостным представлением о проблеме безопасности жизнедеятельности, наличием стойких убеждений в необходимости обеспечения безопасности жизнедеятельности детей. Осознается необходимость сотрудничества и взаимодействия с другими социальными институтами (Комитет по вопросам образования, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Управления внутренних дел (ГИБДД УВД), Всероссийское общество автомобилистов (ВОА), Комитет по вопросам здравоохранения, отдел культуры и спорта, общеобразовательные учреждения и др.), со всеми участниками педагогического процесса (педагогами-организаторами, классными руководителями, социальными педагогами, учащимися, родителями), удовлетворённость результатами деятельности.

Качественная характеристика когнитивного критерия готовности педагога к обеспечению безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании - наличие совокупности теоретических знаний о содержании, формах, приемах и методах в организации работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Качественная характеристика деятельностно-го критерия готовности педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности проявляется в свободном владении умениями и навыками в обеспечении безопасности жизнедеятельности, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, проведения различных мероприятий, конкурсов, соревнований, слётов и т. д. Деятельность направлена на овладение детьми необходимыми знаниями, умениями, навыками правильного поведе-

ния на улицах и дорогах. Организуется и практически реализуется взаимодействие с другими социальными институтами.

Полученная теоретическая модель позволила нам перейти к разработке уровней становления готовности педагога к обеспечению безопасности жизнедеятельности в детских объединениях (см. таблицу).

Изучение данной проблемы и анализ философских, социологических, педагогических подходов к постановке и решению проблемы подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей позволили определить в качестве рабочего понятия: Обеспечение безопасности детей в сфере дорожного движения - это педагогический процесс предупреждения правонарушений на улицах и дорогах, а также выявление и устранение причин, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий по вине детей, и создание условий, обеспечивающих эффективность пропаганды норм и правил безопасного поведения на дорогах.

Примечания

1. Алиева А. В. Специфика профессиональной позиции педагога дополнительного образования // Внешкольник. 2004. № 4.

2. Горский В. А, Ходунова А. Н. // Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании // Дополнительное образование. 2003. № 3.

3. Демченко Д. Д., Скачкова Е. В. Применение современных технологий в педагогическом самообразовании // Дополнительное образование. 2004. № 1.

4. Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста (к вопросу о гуманизации образования) // Высшее образование в России. 2002. № 5.

5. Перспективы развития системы непрерывного образования / под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990.

6. Попов А. А, Проскуровская И. Д. Создание новой образовательной инфраструктуры // Открытая модель дополнительного образования региона. Красноярск, 2004.

7. Тарасова Т. А, Сулима С. А, Макаренко Г. И. Повышение квалификации компетентности педагога через научно-исследовательскую деятельность // Дополнительное образование. 2004. №4.

8. Сальников Н., Буру хин С. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. 2008. № 2.

9. Сластенин В. А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. М.: Изд. дом «Магистр-Пресс», 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.