Научная статья на тему 'Подготовка педагогов для работы с детьми-мигрантами в поликультурном образовательном пространстве'

Подготовка педагогов для работы с детьми-мигрантами в поликультурном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1620
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-МИГРАНТАМИ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МИГРАЦИЯ / PEDAGOGY OF THE WORK WITH MIGRANT CHILDREN / MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE / MIGRATION / МОДУЛЬНОКОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MIGRANT CHILDREN / MODULAR AND COMPETENCY-BASED APPROACH / MULTICULTURALISM / DIALOGUE OF CULTURES / MULTICULTURAL EDUCATION / ДЕТИ-МИГРАНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гукаленко О.В., Борисенков В.П.

В статье рассматриваются педагогические проблемы, связанные с миграцией и подготовкой педагогов для работы с детьми-мигрантами в ПОликультурном образовательном пространстве, раскрыты причины, вызывающие трудности в этой деятельности, обоснованы актуальные направления ее совершенствования. Выявлены пути улучшения подготовки педагогов в контексте модульно-компетентностного и личностно-ориентированного подходов, принципов поликультурности и диалога культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гукаленко О.В., Борисенков В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of Pedagogues for Work With Migrant Children in a Multicultural Educational Space

The pedagogical problems related to migration and the preparation of pedagogues for work with migrant children in a multicultural educational space are considered in the paper. The reasons causing the difficulties in this activity are revealed and the topical directions of perfection are substantiated. The ways of improving the preparation of pedagogues in the context of modular and competency-based, personality oriented approaches as well as the principles of multiculturalism and dialogue of cultures are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов для работы с детьми-мигрантами в поликультурном образовательном пространстве»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

О.В. Гукаленко

В.П. Борисенков

Ключевые слова:

педагогика работы с

детьми-мигрантами;

поликультурное

образовательное

пространство,

модульно-

компетентностный подход,

поликультурность, диалог культур, поликультурное образование; миграция, дети-мигранты.

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-МИГРАНТАМИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье рассматриваются педагогические проблемы, связанные с миграцией и подготовкой педагогов для работы с детьми-мигрантами в поликультурном образовательном пространстве, раскрыты причины, вызывающие трудности в этой деятельности, обоснованы актуальные направления ее совершенствования. Выявлены пути улучшения подготовки педагогов в контексте модульно-компетентностного и личностно-ориентированного подходов, принципов поликультурности и диалога культур.

На рубеже ХХ-Х1 вв. расширение миграционных потоков предстало в качестве одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не просто как механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической, политической и культурной жизни целого ряда государств. Сегодня в мире насчитываются десятки миллионов мигрантов, в том числе и на постсоветском пространстве, меняется их качественный и квалификационный состав, обостряются проблемы их интеграции в новых местах проживания. Отсюда вытекает необходимость всестороннего анализа социально-экономических и гуманитарных последствий миграции

как для России, так и для всего Евразийского пространства, находящегося в процессе его формирования. Резкое увеличение динамичности и масштабов миграции населения, трудовых ресурсов в постсоветских регионах, в частности и в России, ставит на повестку дня задачу организации подготовки специалистов, работающих с мигрантами и их семьями.

Эффективными инструментами грамотной миграционной политики и практической работы с мигрантами выступает реализация норм международного, федерального и регионального права, наличие квалифицированных специалистов и подготовленность самих мигрантов к выполнению профессиональных и жизненных (в том числе и родительских) функций на новом месте проживания.

Попав в инокультурную среду, мигрант оказывается перед необходимостью определения новой жизненной стратегии и адаптации как профессиональной, так и социальной, что касается и членов его семьи, в том числе и детей. Знание и предвидение особенностей поведения мигранта имеет большое значение в предупреждении межэтнических и межконфессиональных конфликтов, примеры которых мы видим и в странах Европы, и у нас. Среди мигрантов, как правило, преобладают семьи: полные и неполные, благополучные и неблагополучные, обеспеченные и необеспеченные. В этих семьях в большинстве случаев есть дети, причем они становятся невольными мигрантами, поскольку решение о смене места жительства обычно, как правило, принимается без их участия. Наиболее остро проблема детей-мигрантов проявляется в городах-мегаполисах, где она затрагивает судьбы сотен тысяч детей. Негативные последствия неразрешенности педагогических проблем детей-мигрантов вполне очевидны и чреваты усилением в будущем межэтнических, межконфессиональных и социальных конфликтов в обществе.

Общеобразовательная и профессиональная школы должны учитывать масштабность явления миграции и специфические особенности поведения мигрантов в инокультурной среде. Школа в первую очередь призвана стать местом широкой культурной дискуссии, помочь учащимся и молодым людям научиться понимать, осмысливать и осознавать разнообразие современной многокультурной действительности, личностные и культурные различия, научить решать проблемы и конфликты межкультурного взаимодействия путем диалога и сотрудничества. Для этого следует обеспечить необходимый уровень профессиональной компетентности педагогов, способных учитывать особенности работы с детьми-мигрантами, осуществлять их поддержку, защиту и адаптацию в новой социокультурной среде.

Однако решение проблемы подготовки специалистов для работы с детьми-мигрантами сопряжено с преодолением ряда противоречий. Это, во-первых, противоречие между массовостью явления миграции и неготовностью системы образования обеспечить их качественное обучение и воспитание на базе принципов поликультурности в связи с отсутствием отвечающей вызовам времени системной государственной политики, имеющей соответствующее финансирование, разработку правовой базы и методико-техноло-гического обеспечения работы с детьми - мигрантами и их семьями.

Во-вторых, налицо противоречие между острой необходимостью в специальной подготовке учителей, социальных педагогов, социальных работников и управленцев для работы с семьями мигрантов и их детьми и отсутствием соответствующих положений и рекомендаций в стандартах педагогического образования.

В-третьих, дети-мигранты - это социально-педагогическая реальность, которая пока еще не нашла должного внимания со стороны системы образования, социальных институтов, недостаточно отражается в средствах массовой информации, в сознании и деятельности педагогической и родительской общественности.

В мировой практике накоплен солидный опыт социально-педагогического сопровождения и поддержки детей-мигрантов в поликультурной среде (Англия, Германия, Израиль и др.), позитивные практики которого могут быть адаптированы к условиям российской действительности. Поучителен и интересен опыт русской эмиграции прошлого века по работе с детьми -мигрантами, который еще недостаточно изучен, хотя его ценность в современных условиях не вызывает сомнений.

Обращение к изучению международного опыта подготовки педагогов к решению новых проблем дает возможность не только расширить представления о мировом педагогическом процессе, проследить основные тенденции развития образовательных систем, но и провести его объективный анализ с целью эффективной реализации полученных результатов в условиях российской системы педагогического образования. Методологией адаптации прогрессивного отечественного и зарубежного опыта является методология системно-культурологического подхода, позволяющая определить последовательность «шагов» подготовки специалистов для работы с детьми-мигрантами:

- выделить ценностные основы поликультурного образования в современном мире;

- обосновать выбор стран, опыт которых адаптируется к условиям раз-

вития педагогического образования в части подготовки педагогов для работы с детьми-мигрантами в России;

- обобщить основные направления построения педагогического образования с учетом миграционных процессов и определить, что из этого может быть адаптировано к российской системе;

- построить обобщённую модель изменений педагогического образования в условиях развития миграционных процессов.

В отечественной педагогике разработаны теоретико-методологические основания педагогики работы с детьми-мигрантами ( Б.Л. Вульфсон, О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринский, С.А.Дудко, А.С.Ильина, Л.М.Сухорукова,). В отношении педагогической работы с детьми-мигрантами интерес представляют концепции поликультурного, этнокультурного образования, раскрывающие различные подходы к организации межкультурного взаимодействия в условиях поликультурного пространства России (В.П. Борисенков, Е.В. Бондаревская, Г.Н.Волков, Т.Т. Камболов, М.Н. Кузьмина, А.А. Магометов, С.В. Иванова, Л.Л. Супрунова и др.). В работах Л.Т. Ткач, М.А. Болдыревой, А.Н.Гуляевой актуализируется проблема поиска новых моделей подготовки поликультурно-ориентированного педагога с учетом происходящих в мире глобальных вызовов, связанных с процессами и проблемами миграции.

Несмотря на имеющиеся научные изыскания в области изучения миграционных процессов и поликультурного образования, общеобразовательная и профессиональная школы и педагоги недостаточно подготовлены к работе с детьми-мигрантами как в правовом, так и в организационно-содержательном, методологическом и методическом отношениях. В этой связи следует определить причины, вызывающие трудности в социально-педагогической работе с детьми-мигрантами: отсутствие у педагогов навыков личностно-ориентированного взаимодействия с детьми-мигрантами; неумение профессионально грамотно выстраивать отношения с учащимися на основе принципов диалога, толерантности, поликультурности; неготовность педагогов вступать в общение с детьми разных этносов, национальностей и культур с позиции равенства культур в любой (учебной, внеклассной, игровой) совместной деятельности; отсутствие доступных практико-ориентированных социокультурных и поликультурных технологий; недостаточная подготовленность в установлении взаимодействия между социумом, образовательным учреждением, родителями, органами власти и институтами гражданского общества в решении вопросов, касающихся детей-мигрантов.

Совершенствование процесса подготовки педагогов для работы с детьми - мигрантами позволяет рассматривать эту подготовку как систему, процесс и результат целенаправленной образовательной деятельности, основанной на принципах поликультурности, модульно-компетентностного и личност-но-ориентированного подходов. Система профессиональной подготовки педагога для работы с детьми-мигрантами включает следующие компоненты: овладение профессиональной культурой; подготовка педагога-исследователя; формирование личности педагога; обеспечение широкого общегуманитарного образования; обеспечение высокого уровня практического владения профессиональным мастерством; интеграция курсов педагогики, психологии и методики; возможность индивидуальной самореализации; дифференцированная оценка профессиональных умений, профессионального мастерства [3,с.199]. В этой связи в концепции организации подготовки педагогов в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций, в качестве средства ее достижения - модульное построение содержания и структуры профессионального образования. Для построения системы подготовки педагога для работы с детьми - мигрантами требуется решение следующих задач:

- обоснование научно-теоретических и методологических основ подготовки специалистов для работы с детьми-мигрантами в контексте принципов поликультурности и диалога культур;

- разработка программно-методического и технологического обеспечения подготовки педагогов для работы с детьми-мигрантами на основе культуросообразного, деятельностного, модульно-компетентностного и личностно-ориентированного подходов.

Процесс подготовки педагогов для работы с детьми-мигрантами предполагает создание блоков, модулей, интегрированных курсов и программ поликультурного образования, направленных на формирование у них целостной, объективной картины мира, способов активного межкультурного взаимодействия. Тематика образовательных модулей может быть определена следующим образом: поддержка и защита детей-мигрантов в мировой и отечественной педагогике; этнопедагогические и этнопсихологические особенности работы с детьми - мигрантами; билингвизм: лингвистический статус и характеристики; поликультурное воспитание; основные направления обучения русскому языку детей-мигрантов; педагогика работы с детьми-мигрантами в поликультурном образовательном пространстве и другие.

В подготовке педагогов для работы с детьми-мигрантами большое внимание уделяется учебной практике, в процессе прохождения которой

предусмотрены следующие виды работ: анализ программ, учебных планов и учебно-методического обеспечения образовательного процесса; составление планов психолого-педагогической и методической работы педагога с детьми-мигрантами; выполнение планов психолого-педагогической и методической работы педагога с детьми-мигрантами; разработка и использование элементов учебно-методического комплекса в профессиональной деятельности; анализ предметно-развивающего поликультурного пространства; применение современных методов, методических приемов, средств, технологий обучения и воспитания детей-мигрантов в профессиональной деятельности.

Квалификационные требования к педагогам, которые будут работать с детьми-мигрантами, должны учитывать особенности сферы их будущей деятельности - собственно преподавательскую, работу с родителями и социальным окружением, управленческую деятельность и профессиональное самообразование. В каждой сфере деятельности развиваются и проявляются профессионально значимые умения в коммуникативной, социальной и информационной сферах, что предполагает развитие у педагогов соответствующих компетенций.

Коммуникативные компетенции:

- сочувствовать ребенку - мигранту и понимать его;

- строить конструктивное взаимодействие с детьми другой национальности;

- понимать особые трудности ребенка в общении с другими детьми; учитывать особенности смешанных браков;

- выстраивать толерантные отношения с родителями других национальностей;

- конструктивно взаимодействовать с другими ОУ, в которых обучаются дети-мигранты, заимствовать позитивный опыт;

- устанавливать контакты и сотрудничать с национальными диаспорами, этнокультурными общинами;

- критически анализировать результаты своей работы с детьми-мигрантами и их родителями.

Социальные компетенции:

- помогать родителям, другим педагогам понимать ребенка - мигранта;

- оказывать поддержку ребенку-мигранту в установлении контактов с другими детьми в образовательном учреждении и социальном окружении;

- пропагандировать и демонстрировать толерантное поведение в образовательном учреждении и вне его;

- помогать осваивать культуру, культурные ценности, традиции страны проживания (России);

- содействовать проведению культурных акций, этнонациональных праздников с опорой на особенности поликультурного пространства региона;

- способствовать дружественному взаимодействию ребенка-мигранта с другими детьми в образовательном учреждении;

- соблюдать этические нормы межкультурных взаимоотношений.

Информационные компетенции:

- использовать в образовательном процессе информацию об особенностях разных национальных культур;

- интегрировать информацию о странах, откуда приехали дети-мигранты, в содержание преподаваемых предметов;

- создавать информационную коммуникативную среду для расширения контактов детей-мигрантов со сверстниками и социальным инокультур-ным окружением;

- способствовать распространению достоверной информации об истории, культуре, обычаях, традициях народов и стран, откуда приехали дети-мигранты;

- использовать разные способы информирования и технологии организации поликультурных праздников и культурных акций;

- представлять и защищать интересы воспитанников, учащихся разных национальностей при проектировании образовательных программ;

- использовать различные источники информации для расширения знаний и опыта по вопросам, касающимся работы с детьми-мигрантами.

В поликультурном образовательном пространстве Москвы выстраивается система педагогической работы с детьми мигрантами на модуль-но-компетентностной основе в контексте принципов поликультурности и личностно-ориентированного подхода. В данном направлении приоритеты политики Москвы в сфере общего и дополнительного образования, обозначенные в Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) - Развитие образования города Москвы («Столичное образование»), состоят в том, чтобы обеспечить вклад образования в формирование человеческого капитала города Москвы, в улучшение жизни детей и всего населения, в повышение глобальной конкурентоспособности

города Москвы, одно из направлений которых - обучение детей-мигрантов русскому языку, реализация программ их культурной адаптации и интеграции в общество города Москвы.

Развитие поликультурного образовательного пространства России, современная социокультурная ситуация определяют необходимость существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, оказавшихся уже сегодня несостоятельными в смысле обеспечения развития современного поликультурного общества, в котором усилились миграционные потоки и обострились проблемы мигрантов. В данной работе представлены отдельные направления оптимизации педагогического образования, позволяющие подготовить конкурентоспособного, компетентного специалиста в контексте развития социально-педагогической работы с детьми - мигрантами. Таким образом, подготовку учителя к деятельности в поликультурном образовательном пространстве необходимо начинать с реорганизации педагогического образования, обновления его концептуальных основ на культурологических принципах, внедрения в процесс подготовки учителя интегрированных курсов и междисциплинарных программ в контексте педагогической работы с детьми - мигрантами.

Современный педагог, работающий в поликультурном образовательном пространстве, является связующим звеном между воспитательными, социальными институтами и факторами, которые в той или иной мере способствуют разрешению проблем миграции и интеграции семей мигрантов и их детей в инокультурную среду. В этой связи совершенствование подготовки педагогов для работы с детьми - мигрантами отвечает вызовам времени и задачам формирования целостного поликультурного образовательного пространства России.

Литература

1. Бондаревская Е.В., Гукаленко О.В. Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Тирасполь, 2000. - 89 с.

2. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М.: ООО «Педагогика», 2006. - 464 с.

3. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Бендеры, 2000. - 288 с.

4. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика.

Пекин, 2013. - 367с. (на кит.яз.)

5. Гуляева А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение социокультурной адаптации детей-мигрантов в иноэтнической среде. М., 2007.

6. Дудко С.А. К проблеме социально-педагогической интеграции детей мигрантов в России // Известия ПГПУ им.В.Г.Белинского. - 2012. - №28. - С. 757-761.

7. Миграционная ситуация в странах СНГ. М.: Координационный совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам, 2000.-208с.

8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Ученик в обновляющейся школе. М.: ИОСО РАО, 2002.

9. Хухлаева О.В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 248 с.

10. Этнофункциональный аспект воспитания и психотерапии: Учебное пособие /А.В. Сухарев. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2008. - 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.