Научная статья на тему 'Подготовка педагогических кадров в процессе формирования советской интеллигенции (на материалах национальных автономий Северного Кавказа)'

Подготовка педагогических кадров в процессе формирования советской интеллигенции (на материалах национальных автономий Северного Кавказа) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / СОВЕТИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лиджева Клара Федоровна

На современном этапе в России важным является поиск пути, который поможет превратить российскую школу в реальный инструмент демократического общества. И первостепенное место в этой деятельности отводится педагогическим кадрам. Целью данной работы является рассмотрение исторического опыта подготовки новой генерации учителей в процессе формирования советской интеллигенции в 20-е-30-е годы ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF EDUCATORS IN THE PROCESS OF SOVIET INTELLIGENTSIA FORMATION (ON THE MATERIALS OF THE NORTH CAUCASUS NATIONAL AUTONOMIES)

At the present stage in Russia it is important to find a way that will help to turn the Russian school into a real instrument of the democratic society. The primary role in this activity is assigned to the teaching staff. The aim of this paper is to examine the historical experience of preparing a new generation of teachers during the Soviet intelligentsia formation in the 20s-30s of the XX century.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогических кадров в процессе формирования советской интеллигенции (на материалах национальных автономий Северного Кавказа)»

УДК 37.014.542.22.(470.6)

ЛиджЕЕвА Клара Федоровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Калмыцкого государственного университета. Автор 42 научных публикаций, в т.ч. двух монографий и двух учебно-методических пособий

подготовка педагогических кадров

в ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ АВТОНОМИЙ

СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)

На современном этапе в России важным является поиск пути, который поможет превратить российскую школу в реальный инструмент демократического общества. И первостепенное место в этой деятельности отводится педагогическим кадрам. Целью данной работы является рассмотрение исторического опыта подготовки новой генерации учителей в процессе формирования советской интеллигенции в 20-е-30-е годы ХХ века.

Педагогические кадры, интеллигенция, Северный Кавказ, советизация учительства

Поворотным моментом в судьбах российской интеллигенции начала ХХ века явились октябрьские события 1917 года. Одной из важных задач стало для новой власти создание условий для развертывания социалистического строительства. Ее решение, среди прочего, требовало создания системы подготовки образованных и квалифицированных кадров, убежденных в победе социализма.

Вопросам формирования советской интеллигенции, и, в частности, педагогических кадров, посвящено немало исследований1.

Необходимо сказать, что советское государство впервые в истории внедрило плановые начала в их подготовку, обеспечило рациональную их расстановку и использование, что отве-

© Лиджеева К.Ф., 2011

чало первоочередным задачам быстрого развития социалистической экономики и культуры. Исходя из этого, Народный комиссариат просвещения (далее - НКП) РСФСР разработал принципы единой трудовой школы.

Рассматривая вопрос о работе с учительством, НКП еще в 1919 году констатировал, что почвой для перевоспитания, прежде всего, дореволюционной и формирования советской интеллигенции являются новые, более активные, формы ее работы в трудовой школе, в сельскохозяйственных коммунах, на социалистических фабриках и заводах, в создании основных устоев нового трудового общества.

Гражданская война имела отрицательные последствия для всей системы народного об-

разования. Практически все школьные здания были разрушены, не было учебников, не хватало и учителей. Тысячи потенциальных школьников потеряли родителей и стали беспризорниками. Уровень неграмотности был огромным. Кроме того, некоторые бывшие учителя покинули Россию и эмигрировали с остатками белых армий. Большая часть педагогов ушла из школы из-за тяжелого экономического положения. Не менее актуальной для новой власти была проблема квалификации и идеологии тех, кто работал в школе.

Проблема педагогических кадров оставалась в этот период одной из острых в процессе развития народного образования и на Северном Кавказе, так как развитие школьной сети опережало темпы подготовки педагогических кадров. Поэтому приходилось использовать в качестве учителей зачастую тех, кто не имел соответствующей подготовки для этой работы. Не проходили никакой подготовки более 95% учителей, поэтому они отличались «...чрезвычайно низкой квалификацией»2. Так, например, к середине 1920-х гг. в Карачае из общего числа 556 учителей 236 имели начальное образование, то есть 42,4%3. Такое же положение было и в Черкессии - в тот же период из 152 учителей 86 окончили лишь начальную школу, а 34 человека не имели даже начального образования4. В школах Кабарды и Балкарии в 1920/21 учебном году работало 137 учителей, среди которых были бывшие царские офицеры, муллы и др.5. Также из-за недостатка учителей на первых порах к обучению детей в советской трудовой школе на Северном Кавказе привлекались бывшие воспитанники мусульманских училищ, которые обучали детей основам грамоты.

Кроме того, большинство учителей оставались пассивной и даже враждебной к советской власти частью населения, а были и такие, кто вообще не признавал эту власть. Органы советской власти стремились выявить таких педагогов и заменить молодыми учителями из рабочих и крестьян, но и они осознавали необходимость помощи тем, кто был готов к сотрудничеству, хотел работать в новых условиях, для

решения задач коммунистического воспитания молодежи. С самого начала «социалистическое перевоспитание» учителей включало не только обеспечение их общепедагогическими и методическими знаниями, но и привитие им нужного понимания своей роли в программе социалистического преобразования страны. Н.К. Крупская в своей статье писала: «Педагог должен быть общественником, участником социалистического строительства, должен понимать задачи коммунистического воспитания и проводить их на практике»6.

Таким образом, задача состояла в том, чтобы выиграть борьбу за руководство учительской массы, в связи, с чем в 1919 году был создан Всероссийский профессиональный союз работников просвещения (далее - Союз Раб-прос), который впоследствии был превращен в массовую организацию учительства города и деревни. В 1922 году Главное управление социалистического воспитания молодежи (далее -Главсоцвос), созданное при НКП РСФСР, выпустило несколько инструкций, регулирующих прием на работу новых учителей. Прежде всего, рекомендованных на педагогическую работу, направляли на экспертную комиссию, основной целью которой было выявление политически неблагонадежных учителей, причем эти комиссии разделили все педагогические кадры страны на три группы: 1) учителя с идеологией и образованием, которые соответствовали задачам коммунистического воспитания; 2) учителя, требовавшие идеологического «перевоспитания» и профессиональной переподготовки; 3) «неблагонадежные элементы», требовавшие «искоренения» из школ7. Из этих трех групп большинство учителей было отнесено ко второй группе, для которых были открыты курсы повышения квалификации и начата подготовка новых, советских учителей, а также в средние и высшие педагогические заведения стали направлять молодых рабочих и крестьян.

Систематическая работа по подготовке учителей в северокавказских национальных автономиях началась после окончания гражданской войны, когда были образованы, как и

по всей стране, краткосрочные педагогические курсы, на которых осуществлялась переподготовка старого учительства и готовились новые кадры. В 1921 году такие курсы были организованы в Краснодаре для учителей - адыгейцев, в прошлом выпускников духовных мусульманских училищ, в Кабардино-Балкарии на курсах к 1925 году было подготовлено 755 учителей, в Дагестане в течение 1926 года было обучено 500 учителей8. Для Ингушетии к 1927 году были подготовлены 40 учителей за счет госбюджета и 30 - за счет местных средств на соответствующих курсах, которые были открыты во Владикавказе9. Краткосрочные курсы были вынужденной временной мерой, обусловленной большой потребностью в учителях, но они сыграли определенную роль в формировании ядра коммунистически настроенной национальной учительской интеллигенции, а, начиная с 1923 года, в программы всех курсов для учителей были включены вопросы политической грамотности.

Кроме того, учителей для начальных национальных школ Северного Кавказа готовил Горский педагогический техникум (далее -педтехникум). Подготовку педагогического персонала для школ второй ступени стал осуществлять Северо-Кавказский педагогический институт (далее - пединститут)10. В одном только 1925-1926 учебном году было отправлено в вузы 147 карачаевцев, черкесов, абазинцев, ногайцев и др., в том числе 16 женщин11. Также были открыты Дома работников просвещения, которые стали центрами политического перевоспитания учительства.

Исследуемый период характеризовался становлением общей педагогической подготовки как самостоятельной части в общей системе педагогического образования, и велась ускоренная массовая подготовка учителей. Например, на педагогическую работу в 1931 году было мобилизовано 50 тысяч комсомольцев, часть из которых была направлена на учебу в педагогические учебные заведения. Стал осуществляться всеобуч, сначала в объеме начального, затем семилетнего, а позже среднего образования.

Постепенно в стране, в том числе и в северокавказском регионе, начала складываться единая система профессионального педагогического образования. В 1920 году во Владикавказе был открыт Горский институт народного образования - педагогический учебный комбинат с отделением по подготовке учителей для начальной и семилетней школы, педагогическими курсами, двумя опытно- показательными школами. В 1922-1923 гг. открываются педагогические техникумы в Дагестане, в Северной Осетии, Адыгее12, педагогические училища в Черкесске и Карачаевске13. В 1924 году в Кабардино-Балкарии создается Ленинский учебный городок с педтехникумом и педкурсами14, в этом же году начинает работать педагогический техникум в Ингушетии, а в 1925 году - в Чечне15.

Для подготовки национальных, в том числе учительских кадров при Ростовском и Кубанском рабфаках функционировали горские отделения, а Владикавказский рабфак в 1925 году был преобразован в общегорский. Для молодежи, направленной на учебу были созданы интернаты, предоставлялись различные льготы, но преимущественное право имели рабочие, крестьяне - бедняки и батраки. В 1925 году в составе учащихся рабфаков края было более 50% рабочих, 30% -крестьян и 10% батраков16. В свою очередь они осуществляли шефство над деревней, снабжали ее газетами и журналами, во время каникул проводили работу по ликвидации неграмотности.

Достаточно сложной задачей было перевоспитание сельских учителей, которые должны были из сельской интеллигенции стать пропагандистами социалистической идеологии среди широких крестьянских масс. Для этого в программы курсов таких учителей включались политическая и педагогическая части. Идеологический подход в 1920-е годы продолжал доминировать. Так, в решениях северокавказского крайкома партии рекомендовалось: «.усилить политико-воспитательную работу организации РКСМ в духе интернационального, революционно- классового воспитания горской молодежи, вести борьбу против сословной, национальной и родовой розни внутри

организаций и между нациями.»17. Но анализ деятельности отделов народного образования позволяет выявить новую тенденцию в строительстве советской школы. Дело в том, что в годы новой экономической политики многие педагоги начали осуществление экспериментальных программ в народном образовании. Работы западных педагогов и психологов были переведены на русский язык, а советские учителя старались учиться по этим учебникам и применять их в своей работе18.

Несмотря на трудности, в первое десятилетие советской власти удалось добиться успехов по подготовке национальных кадров учительства. Например, к концу 1920-х годов в Кабардино-Балкарии численность учителей возросла до 491 против 137 человек в 1921 году, в Дагестане к этому времени насчитывалось уже

1180 учителей, и первые выпуски учителей получили школы Северной Осетии, Адыгеи, Чер-кессии, Карачая и других областей19.

Таким образом, вовлечение советской властью дореволюционной интеллигенции, прежде всего, учительства, в программу политических, социальных, образовательных реформ, в участие в пропаганде социалистической идеологии, а также создание новой, советской интеллигенции, имел свои результаты. Этот процесс, конечно, не был окончательным. Советизация учительства, возможно, прошла бы более успешно, а его «социалистическое перевоспитание» менее болезненно, если бы к концу 1920-х -началу 1930-х годов не произошло смены социально-политического курса и перехода к форсированному строительству государственного социализма.

Примечания

1 См.: Овчинникова Н.П. Теоретико-методологические исследования школьного образования в 1920-1930-е гг. на Европейском Севере // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2008. № 3. С. 160-163; Силин А.В. Становление и развитие советской системы профессионального образования на Европейском Севере России // Там же. С. 164-167; Соколова Ф.Х. Интеллигенция Европейского Севера России 1920-1930-х годов в отечественной исторической науке // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2009. № 2. С. 18-27.

2 Мамсиров Х.Б. Модернизация культур народов Северного Кавказа в 20-е годы XX века. Нальчик, 2004. С. 275.

3 Тамбиева З.М. Развитие народного образования в Карчаево-Черкессии за годы советской власти // Народное образование на Северном Кавказе: сб. науч. тр. Ставрополь, 1974. С. 65.

4 Там же.

5 Сабанчиева В.С. Становление советской системы подготовки учителей в Кабардино-Балкарии // Педагогика. 2009. № 6. С. 105.

6 Крупская Н.К. Мерила оценки педагога. // Педагогические сочинения: в 11 т. М., 1959. Т. 5. С. 269.

7 ГАРФ. Ф. А-1575. Оп. 1. Д. 159. Л. 116.

8 Вагина В.Ф. Народное образование на Северном Кавказе в период строительства социализма // Народное образование на Северном Кавказе: сб. науч. тр. Ставрополь, 1974. С. 37.

9 Гудиева Л.Х-У., Мартазанов А.М. Подготовка учителей для школ Ингушетии в 1920-1930-х гг. // Педагогика. 2007. № 5. С. 87.

10 Ибрагимов М., Балаева А. Становление советской системы образования в Чечне. 1920-1930-е гг. URL: http: //www.chenchemnfo/ru/infoportal (дата обращения: 06.06.2011).

11 Тамбиева З.М. Развитие народного образования в Карчаево-Черкессии за годы советской власти // Народное образование на Северном Кавказе: сб. науч. тр. Ставрополь, 1974. С. 65.

12 Гобети З.Б. Становление и развитие народного образования на Северном Кавказе в 30-е годы ХХ в. // Вестн. Владикавказ. науч. центра. Т. 6. 2006. № 4. С. 15.

13 Тамбиева З.М. Указ. соч. С. 70.

14 Сабанчиева В.С. Указ. соч. С. 107.

15 Вагина В.Ф. Указ. соч. С. 33.

16 Там же.

17 Там же. C. 34.

18 Кац Н.Г. Советизация российского учительства в годы НЭПа // Нов. истор. вестн. РГГУ. 2001. № 1. С. 126.

19 Вагина В.Ф. Указ. соч. С. 35.

Lidzheeva Klara

TRAINING OF EDUCATORS IN THE PROCESS OF SOVIET INTELLIGENTSIA FORMATION (ON THE MATERIALS OF THE NORTH CAUCASUS NATIONAL AUTONOMIES)

At the present stage in Russia it is important to find a way that will help to turn the Russian school into a real instrument of the democratic society. The primary role in this activity is assigned to the teaching staff. The aim of this paper is to examine the historical experience of preparing a new generation of teachers during the Soviet intelligentsia formation in the 20s-30s of the XX century.

Контактная информация: e-mail\ lkf 1957@mail.ru

Рецензент - Соколова Ф.Х., доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой регионоведения и международных отношений Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.