Научная статья на тему 'Подготовка педагога-музыканта к формированию поликультурной личности школьника средствами музыкального искусства (в вузах республики Казахстан)'

Подготовка педагога-музыканта к формированию поликультурной личности школьника средствами музыкального искусства (в вузах республики Казахстан) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POLYCULTURAL MUSIC EDUCATION / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INTERCULTURAL COMPETENCE / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / INTERCULTURAL INTEGRATION / КОМПОНЕНТЫ: МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ / COMPONENTS: INCENTIVE-VALUABLE / ЛОГИКО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ: ТОЛЕРАНТНОСТЬ / QUALITIES OF THE PERSON: TOLERANCE / ЭМПАТИЯ И ДИАЛОГИЧНОСТЬ / EMPATHY AND CONVERSATION / LOGIC-SUBSTANTIAL / ARTLY-OPERATIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макашева Маргарита Сарманбаевна

В статье проводится анализ поликультурного образования, рассматривается сущность поликультурного музыкального образования и поликультурной личности, выявлены возможности перспективы подготовки педагога-музыканта в вузах Республики Казахстан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The urgency as a result of the analysis of polycultural formation (education) is presented. The essence of polycultural music education and the polycultural person is reflected. Possibilities of prospect of preparation of the teacher-musician in high schools of Republic of Kazakhstan are revealed

Текст научной работы на тему «Подготовка педагога-музыканта к формированию поликультурной личности школьника средствами музыкального искусства (в вузах республики Казахстан)»

Для решения перечисленных и многих других проблем социокультурного и социально-экономического характера, негативно отражающихся на процессе и результатах профессиональной деятельности ДШИ, необходимо тщательно спланировать и системно организовать реализацию многочисленных функций, которые ДШИ способна выполнять в городском образовательном пространстве.

Профессиональная деятельность

образовательных учреждений дополнительного образования детей в сочетании с усилиями других государственных учреждений, коммерческих организаций и общественных объединений сферы культуры и искусства позволяет разрешить многие общественные проблемы (через организацию условий и мероприятий по рекреации, досугу, творчеству, саморазвитию и совершенствованию, повышению образовательного, культурного, социального уровня жизни).

3

_Музыкальное образование_

Исследования молодых ученых

М. С. Макашева

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА (В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)

В статье проводится анализ поликультурного образования, рассматривается сущность поликультурного музыкального образования и поликультурной личности, выявлены возможности перспективы подготовки педагога-музыканта в вузах Республики Казахстан. Ключевые слова: музыкальное образование, поликультурное музыкальное образование, этническая идентичность, межкультурная компетентность, межкультурная интеграция, компоненты: мотивационно-ценностный, логико-содержательный, художественно-операциональный, качества личности: толерантность, эмпатия и диалогичность.

The urgency as a result of the analysis of polycultural formation (education) is presented. The essence of polycultural music education and the polycultural person is reflected. Possibilities of prospect of preparation of the teacher-musician in high schools of Republic of Kazakhstan are revealed. Keywords: musical education, polycultural music education, ethnic identity, intercultural competence, intercultural integration, components: incentive-valuable, logic-substantial, artly-operational, qualities of the person: tolerance, empathy and conversation.

Современные процессы глобализации и интеграции, которые развертываются в масштабах всей цивилизации и активно влияют на основы человеческого бытия, изменили традиционную расстановку сил в современном обществе, заставив заговорить о едином мировом информационном сообществе, о новой цивилизации без национальных границ. Эти процессы актуализируют этничность, причем такая активность иногда выражается в форме открытых социальных конфликтов, сопровождающихся волной насилия. Данная проблема актуальна для всех поликультурных государств, в частности для России: «формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия... имеют для многонациональ-

ной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны» (4).

Казахстан смог достойно ответить на один из самых серьезных вызовов современности — сохранить межнациональную стабильность, консолидацию общества, не допустить конфликтов на почве идей, разделяющих народы и этносы, проживающие на его территории. Для полиэтнического государства, каким Казахстан является, задача укрепления межнационального согласия — одно из основополагающих условий развития и успеха осуществляемых реформ. Кардинальные изменения, происходящие во всех сферах социально-экономической жизни республики, требуют создания новой национальной модели образования, отвечавшей бы и политическим, и социальным, и философским вызовам времени. Сам образовательный процесс при этом переосмысливается в связи в необходимостью решения новых педагогических задач, главная из которых — формирование личности через целостное общекультурное начало.

Надо сказать, что развитие образования и педагогической науки в Казахстане шло в неразрывной связи с Россией. Уже до Октябрьской революции 1917 года здесь преобладала ориентация на российские стандарты, а после в кратчайшие сроки произошло становление инфраструктуры образования, во многом отвечающей уровню мировых стандартов. Россия всегда играла роль своеобразного педагогического буфера, смягчая соприкосновение с совершенно чуждым для казахов миром европейской образованности и культуры. В итоге, после распада Советского Союза, в сфере образования Казахстан оказался более сориентирован не на Восток, а на Запад. Прошедшие годы со дня независимости Республики Казахстан позволили наметить новые тенденции в вопросах взаимной связи в образовании, культуре двух народов. На новом витке истории меняется содержание взаимного сотрудничества, возникают проблемы, но неизменным остается понимание и уважение духовных, культурных ценностей, в основе которых — доверие, взаимопомощь, взаимоуважение между людьми разных национальностей, в том числе казахского и русского народов, имеющих многовековую историю.

Огромное значение в русле обозначенных выше проблем приобретает разработка и внедрение идей поликультурного образования, направленного на формирование поликультурной личности. В связи с этим представляют интерес исследования западных ученых (Д. Бэнкс, Д. Хупс, Я. Пей и др.), в которых обозначены основные цели поликультурного образования:

— формирование готовности и умения жить в многонациональной среде для достижения индивидуального успеха и социального прогресса, для уменьшения дискриминации в обществе;

— воспитание в детях и молодежи склонности к балансу, компромиссу, толерантности и взаимоуважению, прагматичности, неприятию силовых решений;

— создание общества, которое не только понимает и уважает культурное разнообразие, но и закладывает основы соединения многокультурного этнического опыта, объединенного общими демократическими ценностями.

По мнению российских исследователей (таких, как Г.Д. Дмитриев, О.В. Араке-лян, З.А. Малькова, М.Г. Тайчинов), поликультурная направленность образования проявляется:

— в мере ориентированности целей, задач, содержания, технологий воспитания и обучения на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современной цивилизации;

— в форме организации школьной жизни, обеспечивающих развитие в ребенке

его способностей, формирование этнического самосознания и планетарного мышления, развивающих ответственность за сохранение родной и общемировой культуры;

— в содержании образования, обеспечивающего неразрывную связь образования и культуры народов, порождающего новые формы интеллектуальной активности и рациональности, определяющих креативный потенциал человека.

Обобщенный анализ исследований казахстанских ученых (М.Х. Балтабаева, Ж.Ж. Наурызбай, Б.Е. Каировой) позволяет рассматривать поликультурное образование как:

— систему обучения и воспитания молодого поколения, направленную на сохранение культурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры;

— стратегию взаимосвязанных основных этапов, которые выражаются в этнической идентификации и идентификации с ценностями мировой культуры.

Краткий анализ концепций поликультурного образования показывает, что, с одной стороны, глубокое знание собственной культуры составляет фундамент заинтересованного отношения учащихся к другим культурам, с другой стороны, знакомство со многими национальными культурами является основанием для духовного обогащения и развития. Человек живет в мире культуры, постигает его и овладевает им, рождает определенные знания и понимание «своей» и «чужой» культуры, где единственный путь сближения культур — путь диалога между ними (2), где «общечеловеческие ценности сближают культуры всех стран и народов» (1, с. 129).

Поликультурное образование учащихся должно осуществляться в рамках различных учебных дисциплин, но особенно на уроках музыки, так как «...музыка — способ быть в мире, способ ценностного взаимодействия человека с миром. При этом музыка выводит человека на диалог с самим собой, с окружающей действительностью. Это взаимодействие осуществляется благодаря эстетической ценности музыки и эстетическому опыту человечества, а также ценностным ориентациям личности...» (3, с. 554). Музыкальная культура, являясь эстетической категорией сознания каждого народа и отличаясь неповторимым национально-этническим своеобразием, содержит общечеловеческий, гуманистический заряд, делающий духовный опыт данного народа органически доступным, понятным для другого народа.

Мы трактуем поликультурное музыкальное образование как педагогическую систему, как целостное многокомпонентное образование, в процессе которого осуществляется приобщение ребенка к родной этнической культуре, а от нее — к межнациональной, мировой культуре, конечной целью которого является формирование поликультурной личности.

В связи с этим к взаимообусловленным компонентам поликультурного музыкального образования можно отнести следующие:

— этническую идентичность — позитивное отношение к собственной этнической группе в сочетании с позитивным отношением к другим этническим группам, знание и понимание «своей» музыкальной культуры;

— межкультурную компетентность — единство в понимании глубокой взаимосвязи различных музыкальных культур и открытость к принятию других культур, их использование в практической музыкальной деятельности;

— межкультурную интеграцию — взаимодействие существенно различающихся между собой музыкальных культур, в результате чего осуществляется развитие умений и навыков межкультурного музыкального общения.

Таким образом, цель музыкального образования состоит в создании условий для формирования поликультурной личности посредством постижения духовного потенциала, заключенного в произведениях и мирового, и национального искусст-

ва, направленных на развитие чувства взаимопонимания, дружбы и сотрудничества.

Эта проблема, хотя и не целенаправленно, но практически решалась и решается на уроках музыки в общеобразовательных школах в процессе изучения тем, связанных с музыкальной культурой разных народов, например:

— в программе, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского «Музыка моего народа», среди тем которой есть и такие: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ», «Между музыкой разных народов нет непереходимых границ». Уже названия тем способствуют решению задач поликультурного образования: знание и понимание «своей» культуры; знание и понимание «иной» культуры; стремление к конструктивному диалогу культур;

— в программах казахстанских авторов, разработанных под руководством Ш.Б. Кульмановой: «Казахская народная музыка и произведения русских композиторов», «Русская народная музыка и произведения композиторов Казахстана», «Казахская народная музыка и произведения народов мира». Учебная тематика раскрывается на произведениях народной и классической музыки, где взаимосвязь и взаимовлияние музыкальной культуры казахского и русского народов являются фундаментом для познания музыкальной культуры других народов. Более того, эти программы предусматривают знакомство школьников с творчеством композиторов тех стран, чьи произведения вошли в мировой фонд музыкальной культуры, среди них: И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Ф. Лист, Д.Б. Кабалевский, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян и др.

Сегодня надо признать необходимость специальной и целенаправленной подготовки будущего учителя к формированию поликультурной личности школьника в процессе музыкального обучения и воспитания. Учитывая это, нами был разработан новый учебный курс «Основы поликультурного музыкального образования». Осуществляемая в рамках указанного спецкурса подготовка будущих учителей музыки предусматривает следующие тесно взаимосвязанные между собой компоненты:

1) мотивационно-ценностный компонент, подразумевающий формирование потребности студентов в развитии поликультурной личности школьника в процессе своей профессиональной деятельности; формирование заинтересованного, лич-ностно-ценностного отношения к поликультурному музыкальному образованию; изучение музыкальных культур разных народов и др.;

2) логико-содержательный компонент, направленный на приобретение знаний о сущности поликультурного образования, его основных компонентах, принципах, условиях, методах и современных технологиях, об истории национальной музыкальной культуры, ее особенностях, а о музыкальной культуре других народов; знаний, необходимых для развития поликультурной личности школьника в процессе музыкальных занятий и др.;

3) художественно-операциональный компонент, включающий практические занятия, направленные:

— на овладение методикой формирования поликультурной личности школьника на уроке музыки, призванной выработать у будущих учителей музыки ряд умений, навыков, отвечающих специфическим требованиям музыкального искусства и поликультурного образования;

— на развитие у студентов таких необходимых качеств личности как толерантность (принятие и правильное понимание многообразия музыкальных культур, уважительное отношение к их представителям; стремление к развитию этого качества у детей в процессе музыкальных занятий); эмпатия (способность к сопереживанию музыки различных этнокультурных традиций); диалогичность, позволяющая взаимодействовать, сотрудничать в полиэтническом коллективе класса и школы.

И в заключение необходимо отметить, что главной задачей всей системы образования Республики Казахстан и Российской Федерации является воспитание человека культуры — гармоничной поликультурной личности, которая предполагает ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру.

Примечания

1. Бенин В. Л. Педагогическая культурология: учебное пособие / В.Л. Бенин. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. — 515 с.

2. Дымина Е. В. Мир ценностей и проблемы осмысления действительности / Е.В. Дымина. — М., 1999. — 12 с.

3. Коломиец Г. Г. Ценность музыки: философский аспект / Г.Г. Коломиец. — Оренбург, 2006.

4. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы» [Электронный ресурс] / Правительство Российской федерации. — Режим доступа: www.goverment.gov.ru

Д. А. Асташев

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ ПЕВЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Статья посвящена изучению содержания реформ в средневековом певческом образовании, которые обеспечили переход европейской музыкальной практики от дописьменных форм бытования к письменным. В основе статьи — анализ вклада двух выдающихся ученых-практиков — Хукбальда и Гвидо Аретинского. Их усилиями был подготовлен фундаментальный переход средневекового певческого образования в сферу «визуального» опыта, сменившего доминирующий прежде «аудиальный». Ключевые слова: музыкальное образование, средневековая музыкальная педагогика, «протомодели» европейской музыкальной педагогики, певческое искусство средневековья, певческая реформа, Хукбальд, Гвидо из Ареццо.

The article is devoted to the study of the reforms ofmedieval vocal education which provided the transfer to European musical practice from pre-literate forms of its existence to literate forms. The article is focused on the analysis of the input of the two outstanding scholars-practitioners Hu^ald and Guido of Arezzo, whose work laid the foundation for the fundamental transfer of medieval education into the sphere of"visual" experience, which replaced the previously dominant "audio" experience. Keywords: musical education, medieval musical pedagogy, proto models of European musical pedagogy, medieval vocal art, vocal reform, Hu^ald, Guido of Arezzo.

В истории педагогики имеется немало примеров, когда старые, казалось бы, давно ушедшие в прошлое педагогические концепции, системы и методы вновь привлекают к себе внимание, парадоксальным образом оказываются созвучными сегодняшнему настоящему. К числу таких относится малоисследованный в отечественной педагогике массив музыкально-педагогического наследия западноевропейского Средневековья. Именно здесь в эпоху перемен и реформ, сопряженных с музыкальной письменностью, сложились «протоосновы» всей европейской образовательной системы, ориентированной на практический результат.

Специальное обращение к истории музыкально-педагогической мысли Средневековья, с одной стороны, раскрывает попытки осмысления сущностных характеристик самого феномена «музыка», от широты понимания которого и сегодня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.