Научная статья на тему 'Подготовка педагога к реализации межпредметных связей в высших учебных заведениях (на примере обучения профессионально ориентированным дисциплинам будущих физических реабилитологов'

Подготовка педагога к реализации межпредметных связей в высших учебных заведениях (на примере обучения профессионально ориентированным дисциплинам будущих физических реабилитологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ ФИЗИЧЕСКИЙ РЕАБИЛИТОЛОГ / МіЖПРЕДМЕТНі ЗВ'ЯЗКИ / ЕФЕКТИВНА ПРОФЕСіЙНА ПіДГОТОВКА / МАЙБУТНіЙ ФіЗИЧНИЙ РЕАБіЛіТОЛОГ / INTERSUBJECT COMMUNICATIONS / EFFECTIVE PROFESSIONAL TRAINING / EXPERTS IN PHYSICAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугеря Т. М.

Реализация межпредметных связей в процессе преподавания профессионально ориентированных дисциплин создает условия для эффективной профессиональной подготовки физических реабилитологов. Необходимо учитывать основные направления адекватного обеспечения организаций процесса в системе профессиональной подготовки будущих специалистов по физической реабилитации. Необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс взаимную согласованность учебных программ. Интегрированные учебные курсы призваны решить проблему эффективной профессиональной подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугеря Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of the teacher to realization of intersubject communications in higher educational institutions (on an instance of learning to professionally oriented disciplines of the experts in physical rehabilitation)

Realization of intersubject connections during the teaching process of professional oriented disciplines creates the terms for effective professional training of physical rehabilitologists. It is necessary to take into account main routes of adequate maintenance of organizations of process in the system of vocational training of the future specialists on a physical aftertreatment. It is necessary to introduce a mutual coordination of curriculums in teaching and educational process. The integrated training courses are called to solve a problem of effective vocational training of specialists.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагога к реализации межпредметных связей в высших учебных заведениях (на примере обучения профессионально ориентированным дисциплинам будущих физических реабилитологов»

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ БУДУЩИХ ФИЗИЧЕСКИХ РЕАБИЛИТОЛОГОВ)

Бугеря Т. М.

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко

Аннотация. Реализация межпредметных связей в процессе преподавания профессионально ориентированных дисциплин создает условия для эффективной профессиональной подготовки физических реабилитологов. Необходимо учитывать основные направления адекватного обеспечения организаций процесса в системе профессиональной подготовки будущих специалистов по физической реабилитации. Необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс взаимную согласованность учебных программ. Интегрированные учебные курсы призваны решить проблему эффективной профессиональной подготовки специалистов

Ключевые слова: межпредметные связи, эффективная профессиональная подготовка будущийфизический реабилитолог.

Анотація. Бугеря Т.Н. Підготовка педагога до реалізації міжпредметних зв’язків у вищих навчальних закладах (на прикладі навчання професійно орієнтованим дисциплінам майбутніх фізичних реабілітологів). Реалізація міжпредметних зв'язків у процесі викладання професійно орієнтованих дисциплін створює умови для ефективної професійної підготовки майбутніх фізичних реабілітологів. Необхідно враховувати основні напрямки адекватного забезпечення організацій процесу в системі професійної підготовки майбутніх фахівців з фізичної реабілітації. Необхідно впроваджувати в навчально-виховний процес взаємну погодженість навчальних програм. Інтегровані навчальні курси покликані вирішити проблему ефективної професійної підготовки фахівців.

Ключові слова: міжпредметні зв'язки, ефективна професійна підготовка майбутній фізичний реабілітолог. Annotation. Bugerya T.N. Preparation of the teacher to realization of intersubject communications in higher educational institutions (on an instance of learning to professionally oriented disciplines of the experts in physical rehabilitation). Realization of intersubject connections during the teaching process of professional oriented disciplines creates the terms for effective professional training of physical rehabilitologists. It is necessary to take into account main routes of adequate maintenance of organizations of process in the system of vocational training of the future specialists on a physical aftertreatment. It is necessary to introduce a mutual coordination of curriculums in teaching and educational process. The integrated training courses are called to solve a problem of effective vocational training of specialists.

Key words: intersubject communications, effective professional training, experts in physical rehabilitation. Введение.

Современная педагогика высшей школы в Украине является такой отраслью образования и науки, которая призвана дать реальные ответы на жгучие вопросы, которые волнуют общество - продуктивность образования, качество обучения патриотическое воспитание студенческой молодёжи, развитие будущих специалистов высокой квалификации и значимых профессиональных качеств, компетентности, использования эффективных форм, методов и способов воздействия на сознание и поведение личности обучающихся. В сложном процессе профессиональной подготовки будущихспециалистов по физической реабилитации постоянно возникает большое число актуальных проблем и вопросов, успешное решение которых зависит во многом от педагогических условий с учетом исторического педагогического опыта, а также активного внедрения современных и инновационных подходов к самой организации учебновоспитательного процесса в высшей школе

Эффективное использование межпредметных связей в процессе профессиональной подготовки будущих физических реабилитологов принадлежит к числу весьма актуальных проблем высшей школы, а потому вопросы педагогического обеспечения процесса интеграции знаний будущих физических реабилитологов приобретают весьма ощутимую остроту

Межпредметые связи служили объектом интереса разных исследователей в Украине и за границей (Т. Архипова, Н. Андреева, В. Бевз, В. Берман, М. Берулава, Н. Борисенко, В. Грибач, Л. Деминская, И. Зверев, Л. Ковальчук И. Козловская, С. Колесник, В. Кузьменко, П. Кулагин В. Максимова, Е. Минченкоц В.

Моторина И. Павлова, Н. Петренко, Я. Плоткин, Н. Розенберг, В. Таточенкц Л. Шаповалова, В. Штонь и другие исследователи). Что же касается исследования проблемы межпредметных связей в обучении профессионально ориентированным дисциплинам в профессиональной подготовке физических реабилитологов то такие исследования в педагогической науке практически не проводились.

Работа выполнена по плану НИР Луганского национального университета имени Тараса Шевченко Формулирование целей работы.

Целью данной статьи является необходимость показать основные направления адекватного обеспечения организации процесса использования межпредметных связей в системе профессиональной подготовки бу дущихспециалистов по физической реабилитации.

Методы исследования: анализ программ, учебных планов, книг, пособий и учебно-методической документации, педагогическое наблюдение, анонимное анкетирование, беседы со студентами и преподавателями

Результаты исследования.

На основе анализа научно-педагогических информационных источников [1, 3-8] нами были определены основные направления адекватного обеспечения организации процесса использования межпредметных связей в системе профессиональной подготовки будущих специалистов по физической реабилитации, а также определены актуальные вопросы, требовавшие своего обоснования и решения (см. табл. 1).

Таблица 1.

Направления организационного обеспечения межпредметных связей в профессиональной подготовке

физических реабилитологов

Направления организационного обеспечения межпредметных связей Организационный алгоритм межпредметных связей в профессиональной подготовкереабилитологов

Обеспечение межпредметных связей в процессе преподавания учебных дисциплин 1. Межпредметные связи в процессе преподавания каждой из отдельно взятых учебных дисциплин 2. Гуманитарные, социально-экономические естественнонаучные и профессионально ориентированные дисциплины использование межпредметных связей в преподавании всех циклов упомянутых предметов 3. Межпредметные связи в преподавании всех дисциплин предусмотренных учебным планом (специальность: физическая реабилитация, физическое воспитание).

Обеспечение межпредметных связей в воспитательной работе с обучающимися 1. Межпредметные связи при проведении отдельных воспитательных мероприятий 2. Организация тематических направлений в воспитательной работе.

Организационное обеспечение межпредметных связей в процессе профессиональной подготовки физического реабилитолога 1. Использование межпредметных связей для развития познавательных способностей реабилитолога. 2. Межпредметные связи в развитии коммуникативных способностей.

Актуализация и необходимость более детального описания и более тщательной разработки организационного алгоритма, касающегося именно физической реабилитации, вынудило нас решить данные вопросы в такой последовательности В самом начале работы мы определили структурные компоненты профессиональной подготовкиспециалистов по физической реабилитации. Затем нами были осуществлены действия по селекции учебных дисциплин, подлежащих разработке с точки зрения использования межпредметных связей. Следующим этапом стала непосредственная передача обучающимся учебноинформационной базы, что и было осуществлено с помощью межпредметных связей.

В конце было запланировано развитие прикладного опыта обучающихся на основе межпредметных связей, а также осуществлен анализ и оценка результатов использования межпредметных связей в учебновоспитательном процессе.

Решение о выделении одного из структурных компонентов профессиональной подготовки физических реабилитологов было делом довольно непростым, однако, преподаватели вуза должны принимать его самостоятельно, руководствуясьтолько собственным опытом, а также представлениями о том, какие именно задачи профессиональной подготовки физических реабилитологов являются злободневными и требуют своевременного системного решения.

Четкое определение и выделение одного или нескольких доминирующих структурных компонентов профессионального образования физических реабилитологов требуется проводить на стадии планирования межпредметных связей и такая работа должна быть максимально осмысленной, мотивированной и логически-последовательной.

Необходимойбазой для такого комплексногои эффективного выбора должны стать многочисленные опросы и анкетирование студентов исследование их личностных и познавательно-учебных характеристик качеств и возможностей, знакомство с их взглядами, убеждениями привычками, интересами как к выбору профессии, так и к технологиям оздоровления, а также к организации и осуществлению здорового образа жизни. Полезным может оказаться также информация относительно профессиограммы физического реабилитолога, его профессиональной компетентности теоретическогои прикладного опыта использования межпредметных связей в процессе оздоровительно-реабилитационной деятельности в реабилитационных центрах, учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты и реабилитации.

Следующим этапом использования межпредметных связей предусматривался выбор и осуществление преподавателем селекции учебных дисциплин, предусмотренных рабочим учебным планом данной специальности.

Исходя из данного положения учебным планом специальности 7.0І.02.00 “Физическая реабилитация” выбор межпредметных связей может быть осуществлен среди таких учебных предметов Их перечень приведен ниже:

I - по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин: История У краины, философия, экономическая теория, политология украинский язык (с проф. направлением), религиоведение, правоведение, социология, этика и эстетика, иностранный язык (с проф. направлением).

II - по циклу природно-научной подготовки биохимия, анатомия человека с основами спортивной морфологии, здоровый способ жизни и профилактика ВИЧ/ СПИДа, основы экологии, физиология человека, возрастная физиология, безопасность жизнедеятельности и основы гражданской обороны, новые информационные технологии.

III - цикл подготовки по специальности: основы физической реабилитации, методы исследований в физической реабилитации, основы ухода за больными и инвалидами, валеология, фармакологические способы физической реабилитации с основами латинского языка, массаж, методы физической реабилитации, технические способы в реабилитации, физическая реабилитация детей и инвалидов, метрологический контроль в физической реабилитации, биомеханика с элементами динамической анатомии, физическая реабилитация при заболеваниях внутренних органов, физическая реабилитация при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, физическая реабилитация при хирургических заболеваниях, клинико-лабораторная и функциональная диагностика, охрана труда, лечебная физическая культура и врачебный контроль, основы общей и частной патологии, гигиена школьная, физического воспитания и спорта, спортивная медицина, физическая реабилитация при заболеваниях нервной системы, интеллектуальная властность, нетрадиционные методы медицины, курортология, диетотерапия, методика преподавания физической культуры в специальных медицинских группах с основами ЛФК, педагогика и история педагогики, основы педагогическогомастерства, психология плавание с методикой преподавания, спортивные игры с методикой преподавания, легкая атлетика с методикой преподавания, гимнастка с методикой преподавания, гимнастика с методикой преподавания, спортивно-педагогическое усовершенствование, теория и методика избранного вида спорта.

Выбор необходимых для межпредметных связей одной или нескольких учебных дисциплин (например, психологии, анатомии человека, клинико-лабораторной диагностики, основ педагогического мастерства, массаж) будет зависеть от конкретного преподавателя, его намерения рассмотреть принципиальные вопросы преподаваемого им курса на межпредметной основе. Осуществляя выбор для интеграции знаний той или иной конкретной учебной дисциплины, преподаватель тем самым закладывает основы и алгоритм осмысления студентами актуализированных учебных задач. Межпредметные связи, например, психологии и социологии предусматривают интерпретацию отдельных психологическихпонятий не только на уровне своей дисциплины, но и в более широком - социальном смысле, что, например, служит предметом рассмотрения такой интегративной дисциплины, как социальная психология В то же время межпредметные связи анатомии человека и массажа носят характер естественно-логичных взаимоотношений: без точного знания топографии мышц и расположения внутренних органов, суставов, костных образований очень трудно на практике осуществить массаж конкретной анатомической зоны или области.

Следующим этапом использования межпредметных связей является довольно ответственный процесс структурирования учебной информации, полученной на основе интегративного подхода. Данный этап характеризуется активной интеллектуальной и селекционной работой преподавателя, перед преподавателем стоит ответственная задача организации выбора информационных ресурсов таким образом, чтобы информация была логичной, последовательной концептуальної, системно-синергетической Работа по структурированию учебной информации приводит к появлению обогащенных и полноценных знаний, насущно необходимых для качественной подготовки современных высококвалифицированных специалистов по физической реабилитации.

Межпредметные связи предусматривают активное приобщение обучающихся к разносторонней познавательной и коммуникативнойдеятельности, что на практике осуществляется при освоении учебной информации, созданной на основе межпредметных связей. Обучающимся предлагаются задачи, которые предусматривают действия по сравнению, обобщению, конкретизации отдельных положений, подчеркивая представительность различных отраслей знаний. Межпредметные связи становятся для студентов основой психоэмоциональных переживаний, а также известной интеллектуальной активности развития и совершенствования самых важных профессиональных и человеческих качеств.

Для будущих физических реабилитологов чрезвычайно важно уметь в условиях конкретной реабилитационной практики использовать все богатство образовательно-воспитательных возможностей межпредметных связей. Вот почему столь важной становятся необходимость выделения и внедрения, реализации и развития практического опыта на основе межпредметных связей будущимиспециалистами по физической реабилитации.

Приобретенные на интегративной основе информационные капиталы физические реабилитологи призваны успешно реализовать на практике. С этой целью во время учебных занятий необходимо создавать педагогические ситуации и сценарии по решению конкретных реабилитационных задач, которые должны предусматривать овладение студентами педагогическими и реабилитационными умениями, навыками и компетентностью. Особенно важно использование межпредметных связей осуществлять во время трудовой деятельности и прохождения практик (производственной, клинико-реабилитационной) в реабилитационных центрах, организациях и учреждениях образования и социальной защиты населения.

Завершающей фазой использования межпредметных связей в процессе профессиональной подготовки будущих физических реабилитологов является анализ состояния и оценка результатов эффективного использования межпредметных связей, что позволяет преподавателям вузов реально оценить те приобретения, какие студентыполучили на основе интеграции знаний и учебных дисциплин Необходимым условием здесь является определение следующих шагов в избранном направлении

Системная разработка и реальное внедрение в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов по физической реабилитации специальных учебных курсов, сконструированных на межпредметной основе и является тем необходимым шагом и педагогическим условием для успешного и перспективного решения обозначенной проблемы.

К этому призывают такие тенденции в жизнедеятельности современного общества, как усиление роли интеграционных процессов в сфере науки, образования и производства, потребность сферы высшего образования в оптимизации учебно-воспитательной деятельности за счет эффективного использования знаний и положений широкого круга различных дисциплин и наук, недостаточностью теоретического, методического и прикладного обоснования вопросов, связанных с подготовкой и внедрением интегрированных учебных курсов для будущихспециалистов (в том числе и физических реабилитологов).

Как известно, современная постнеклассическая наука и сегодняшнее образование характеризуются сложными процессами, которые свидетельствуют о желании человека глубже, полнее и богаче раскрыть сущность предметов и явлений окружающей действительности. Такому положению во многом способствуют и благоприятная ситуация, связанная с углублением, конкретизацией и фундаментализацией знаний. А также дифференциация, диверсификация и объединение опыта познания природы, человека и общественных отношений. Вопросы об объединении знаний являются весьма злободневными как для средней, так и для высшей школы Известные педагоги прошлого Я.А. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, К. Ушинский и другие высказывали идеи интегративного обучения [2]. В современной Германии, Франции, Великобритании, в других странах Европы, США и Японии достаточно давно разрабатываются интегративные курсы и комплексы Например, “Экономические и гуманитарные дисциплины”, “Наука”, “Мир, который создал человек и другие”.

В Украине также есть плодотворный опыт разработки и внедрения интегрированных учебных курсов общественных дисциплин, экологии и эстетики, валеологии и природоведения

Исследуя возможные варианты интеграции различных знаний, ученые по-разному решают эти вопросы. Некоторые с целью интеграции обучения несколько содружественных дисциплин объединяют в одну и возникает отдельный новый интегральный учебный предмет. Другие учебные дисциплины не объединяют, а в центре каждого учебного предмета соединяют несколько тем в одну, таким образом, осуществляется межпредметная интеграция в границах одной учебной дисциплины Это дает возможность в то же самое учебное время давать значительно большие объемы знаний учащимся, концентрируя внимание обучающихся на усвоении наиболее значимого для дальнейшей жизнедеятельности материала. Обобщая существующий опыт создания учебных курсов, на основе активного использования межпредметных связей, мы можем выделить ряд специфических подходов к этому организационному процессу Одним из наиболее распространенных является лоскутно-мозаичный подход, сущность которого заключается в том, что в начальном курсе не предусмотрено жесткой детерминации и регламентации. Такой подход позволяет плавно и мягко оперировать различными информационными источниками, приобщать к учебному процессу информацию из тех учебных дисциплин, которые наиболее естественны и интересны для данного преподавателя. Другим подходом создания учебных курсов на межпредметной основе является усиление логической зависимости от учебного материала. Такие курсы и сами межпредметные связи получаются более продуманными, концептуально выверенными и фундаментальными. База интеграции знаний в подобных учебных курсах является логическая линейная схема или модель, которая предусмотрительно оговаривается. Преподавателю остается лишь последовательно реализовать весь алгоритм действий в процессе обучения студентов Наряду с обозначенными выше подходами особенно важное значение имеет создание таких учебных курсов на межпредметной основе, которые позволяли бы системно и синергетически решать задачи профессиональной подготовки будущихфизических реабилитологов

Определенные выше педагогические условия охватывают наиболее существенные показатели, которые могут оказывать влияние на профессиональные качества бу дущихфизических реабилитологов Выводы:

І. При подготовке будущих физических реабилитологов необходимо учитывать основные направления адекватного обеспечения организаций процесса использования межпредметных связей в системе профессиональной подготовкибу дущихспециалистов по физической реабилитации.

2. При подготовке физических реабилитологов необходимо широко внедрять в учебно-воспитательный процесс межпредметные связи - взаимную согласованность учебных программ, обусловленную системой изучаемых дисциплин и дидактическими целями.

3. Готовность преподавателей высших учебных заведений, направленность содержания межпредметных связей и поэтапное их использование, конструирование и активное внедрение интегрированных учебных курсов призваны решить проблему эффективной профессиональной подготовки будущих физических реабилитологов.

Таким образом, определенные выше педагогические условия охватывают наиболее существенные

показатели, которые могут оказывать влияние на профессиональные качества будущих физических

реабилитологов.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем

подготовки бу дущихфизических реабилитологов

Литература

1. Ковальчук Л.О. Підготовка педагога до реалізації міжпредметних зв'язків в умовах ступеневої освіти // Вісник Львівського університету. Серія педагогічна. - 2001. - Вип.15. - Ч. 2. -С. 135-142.

2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения - М.: Изд. АПН, 1955. - С. 279.

3. Колесник С.Г. Про міжпредметні зв’язки в курсах алгебри та геометрії // Зб. наук праць. Педагогічні науки - Херсон, 2002. - Вип.27. - С. 39-43.

4. Моторіна В. Г. Міжпредметні зв’язки як головна умова професійної підготовки вчителя математики // Зб. наук праць. Педагогічні науки - Херсон, 2002. - Вип.27. - С. 15S-162.

5. Музальов О.А. Міжпредметні зв’язки як засіб підвищення педагогічної майстерності // Педагогіка і психологія професійної освіти // Науково-методичний журнал. -Львів, 2005. - №6. - С. 7-16.

6. Плоткін Я. Д. Міжпредметні зв’язки в курсі дисциплін фізико-математичного циклу // Зб. наук праць. Педагогічні науки. - Херсон, 2002. - Вип.27. - С. 171-172.

7. Розенберг Н. Межпредметные связи в средних профтехучилищах, их значение и приемы классификации // Межпредметные связи в учебно-воспитательной работе профтехучилища - К.: Вища школа, 1976. - С. 25-42.

S. Сысоев В.Н. Типология связей и ее реализация // Вестник высшей школы - 1991. - №2. - С. 44-46.

Поступила в редакцию 0S.05.200Sr.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.