Научная статья на тему 'Подготовка межкультурных посредников в Минском государственном лингвистическом университете'

Подготовка межкультурных посредников в Минском государственном лингвистическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОДГОТОВКА ПЕРЕВОДЧИКОВ / ЛИНГВАПАРК / ИННОВАЦИОННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / ЯЗЫКОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TRANSLATORS TRAINING / LINGUO-PARK / INNOVATIVE LINGUISTIC PRODUCT / LANGUAGE SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горлатов Анатолий Михайлович

В данной статье представлен опыт создания Лингвапарка как инновационной научно-образовательной среды, что способствует подготовке высококлассных специалистов-профессионалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка межкультурных посредников в Минском государственном лингвистическом университете»

6. Стражев, В. И. Формирование общеобразовательного пространства государств — участников СНГ [Текст] / В. И. Стражев // Материалы (28 сентября 2011, г. Минск). - 2011.

7. Елтомоева, Н. Международный форум «Сибирь:шаг навстречу!» [Текст] / Н. Елтомоева. - 2011.

8. Заседание президиума Совета учебно-методического объединения (УМО) по образованию в области лингвистики России и стран СНГ [Текст] // НТА Приволжье. - 2011.

9. Встреча Министра иностранных дел В. Чирикба с почетным Консулом Республики Абхазия В. Литвинчуком и представителями НГЛУ в Нижнем Новгороде [Текст] // Новости Министерства иностранных дел Республики Абхазия. - 2011.

Г орлатов Анатолий Михайлович

Доктор филологических наук, профессор, проректор по научной работе Минского государственного лингвистического университета, г. Минск, Республика Беларусия

УДК 378.1 ББК 74.58

ПОДГОТОВКА МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ПОСРЕДНИКОВ В МИНСКОМ

ГОСУДАРСТВЕННОМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В данной статье представлен опыт создания Лингвапарка как инновационной научно-образовательной среды, что способствует подготовке высококлассных специалистов-профессионалов.

Ключевые слова: образовательная среда; подготовка переводчиков; Лингвапарк; инновационный лингвистический продукт; языковое сопровождение.

INTERCULTURAL INTERMEDIARIES’ TRAINING IN MINSK STATE

LINGUISTIC UNIVERSITY

The article introduces the experience of Linguo-park establishment as an innovative scientific-educational environment that encourages highly-proficient experts’ training.

Key words: educational environment; translators training; Linguo-park; innovative linguistic product; language support.

Глобализация экономики и расширение международного сотрудничества приводят в настоящее время к росту количества международных контактов и повышению роли переводчика как межкультурного посредника. Как показывает практика, наряду с задачей обеспечения эффективности межкультурного общения, переводчик должен быть способен преодолевать межкультурные барьеры и предупреждать межкультурные конфликты. Содержание процесса подготовки будущих профессиональных межкультурных посредников при-

звано, таким образом, иметь конечной целью высокий уровень языковой подготовки и знание особенностей жизни и деятельности представителей соответствующих культур.

Эти задачи успешно решает Минский государственный лингвистический университет, представляющий собой единый учебно-методический центр и научный комплекс, головное учреждение Республики Беларусь в сфере образования по иностранным языкам. МГЛУ отвечает за создание концепции преподавания иностранных языков в Республике Беларусь и является основным разработчиком целевой республиканской программы "Иностранные языки". Университет видит свою главную задачу в обеспечении гарантии высокого качества образования, в создании необходимых условий для формирования поликультурной многоязычной личности выпускника МГЛУ - лингвиста, педагога, переводчика, специалиста по межкультурной коммуникации, обладающего высокими гражданскими и нравственными качествами, способного к компетентному решению профессиональных задач.

Подготовка профессиональных переводчиков на переводческом факультете осуществляется по трем специализациям: «Специальный перевод», «Художественный перевод» и «Синхронный перевод». В девятом и десятом семестрах студенты переводческого факультета проходят практику в фирмах и организациях республики, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Не в последнюю очередь решению центральной задачи - подготовки высококлассных специалистов-профессионалов - содействует наличие у университета широких международных связей и 105 межвузовских договоров о сотрудничестве, что позволило в целях создания естественной языковой среды привлекать к преподаванию языковых дисциплин специалистов - носителей языка. Реализуется также прохождение языковых стажировок профессорско-преподавательским составом и студентами университета. Ученые и начинающие исследователи принимают участие в международных межвузовских научных и учебных программах и конференциях.

Большие надежды МГЛУ связывает с недавно созданным Лингвапарком. Деятельность Лингвапарка нацелена на развитие инновационной научно -образовательной среды принципиально нового типа, призвана способствовать эффективному управлению процессом выработки системы и реализации научно-образовательных проектов и создаваемых научно-образовательных программ.

Лингвапарк включает научно-образовательные подразделения МГЛУ, его научные и научно-производственные центры, которые осуществляют разработку и обеспечивают внедрение инновационного лингвистического продукта в образовании, реальном секторе экономики, частном бизнесе, внешнеэкономической деятельности, сфере туристических услуг, иных областях деятельности, требующих высококачественного языкового сопровождения.

В структуру Лингвапарка входят:

- Центр разработки инновационных дидактических материалов;

- Центр дистанционного обучения;

- Справочно-консультацинная служба;

- Лаборатория переводческого мастерства;

- Лексикографический центр;

- Лаборатория синтеза речи;

- Лаборатория сопоставительной лингвокультурологии и этнографии;

- Центр компьютерного дизайна и рекламы;

- Центр языкового сопровождения туристических услуг;

- Центр тестирования и сертификации;

- Центр переводческих услуг;

- Центр языковой поддержки веб-сайтов;

- Центр PR-технологий.

Основными целями и задачами Лингвапарка являются:

- создание учебно-методических комплексов (учебников, методических рекомендаций, справочных материалов) для аудиторной и самостоятельной работы, в том числе на основе современных IT-технологий; разработка мультимедийных средств обучения, дидактических аудио- и видеоматериалов и пособий для различной целевой аудитории системы среднего, высшего, последипломного и дополнительного образования; формирование банка инновационных дидактических материалов по обучению иностранным языкам;

- разработка инновационных образовательных модулей и программ, электронных образовательных ресурсов для обеспечения дистанционного обучения иностранным языкам; дистанционное повышение квалификации;

- дистанционное обучение иностранным языкам через систему курсов и проектов;

- обеспечение доступа белорусских и зарубежных образовательных учреждений и ведомств к информационным ресурсам МГЛУ, в том числе на коммерческой основе;

- оказание консультационных услуг учителям средних школ и средних специальных учебных заведений, преподавателям высших учебных заведений, а также государственным учреждениям и частным организациям и лицам;

- создание системы адресных методик подготовки устных и письменных переводчиков на основе IT-ресурсов; повышение квалификации переводчиков;

- создание двуязычных и многоязычных словарей, терминологических словарей, тематических справочников, глоссариев, в том числе по заявкам субъектов хозяйствования в Республике Беларусь и за рубежом;

- разработка высококачественного лингвистического продукта для программ многоязычного автоматического синтеза речи (для лиц с нарушениями зрения и речи), программ искусственного интеллекта, учебнообразовательных программ, двуязычных звучащих тематических словарей.

В рамках Лингвапарка планируется осуществлять изучение и анализ особенностей национальной культуры в контексте других культур; выявлять

национально-культурное своеобразие обычаев и традиций других стран, национально-культурные стереотипы, клише, табу, а также проводить разработку методических рекомендаций по продвижению на мировой рынок товаров и услуг с учетом национально-культурных особенностей потребителя. Предлагается также разработка рекламной продукции на иностранных языках: рекламной и офисной полиграфии, редактирования, верстки, корректуры, дизайна.

Важная роль отводится языковой поддержке туристических услуг. Предполагается осуществлять оказание услуг по переводу рекламных проспектов, туристических маршрутов, проведение тренингов с персоналом, проведение тестирования и сертификации уровня владения иностранными языками в соответствии с международными стандартами.

МГЛУ оказывает услуги по устному и письменному переводу, редактированию и экспертизе переводов, заверению переводов и легализации документов. Хорошей практикой является перевод веб-сайтов на иностранные языки и их языковое сопровождение; перевод зарубежных веб-сайтов на русский язык; языковое сопровождение и редактирование их русскоязычных версий.

Суммируя изложенное, есть все основания констатировать, что в Минском государственном лингвистическом университете сложилась эффективная система подготовки межкультурных посредников, отвечающая мировым стандартам, что было подтверждено актом приема МГЛУ в CIUTI - Международную ассоциацию вузов, осуществляющих подготовку профессиональных переводчиков.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Подлиняев Олег Леонидович

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ВСГАО», г. Иркутск, Россия

УДК 378.1 П44

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

В статье рассматривается сущность экзистенциального подхода, его роль и место в пространстве современной психолого-педагогической науки. Анализируются основные группы экзистенциальных проблем, а также принципы, лежащие в основе экзистенциальной психологии и педагогики.

Ключевые слова: экзистенциализм; феноменология; личностный рост; самоактуализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.