Список литературы:
1. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: вопросы образования. - 1998. - № 1. - С. 31-34.
2. Марьин М.И., Иванихин И.В., Ловчак С.И. и др. Оценка управленческой компетентности руководящих кадров ГПС: метод. пособие. - М.: ВНИИПО, 1998. - 117 с.
ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ИПК И ПРО КБГУ
© Мизова М.Х.*
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик
В статье рассматриваются вопросы дополнительного профессионального образования руководителей образовательных учреждений, описывается опыт реализации программы «Менеджмент в образовании» на кафедре управления образованием ИПК и ПРО КБГУ.
Государственная политика в сфера образования предъявляет высокие требования к руководящим кадрам и системе подготовки, переподготовки и повышение квалификации. В ходе модернизации образования уплотняется трудовой ритм, меняются технические средства. Все это порождает необходимость в новых формах подготовки, переподготовки и повышение квалификации руководящих кадров.
Анализ применяющихся подходов к повышению квалификации руководящих кадров показывает, что наряду с имеющимися позитивными изменениями, сохраняются проблемы и противоречия между:
- высоким темпом изменений образовательных потребностей руководителей и содержанием, технологиями повышения квалификации в рамках традиционных курсов;
- новыми требованиями, связанными с модернизацией образования;
- существующей системой аттестации руководящих кадров, не учитывающей современные требования к их квалификации и необходимостью объективной оценки уровня сформированности профессиональных компетенций руководителей ОУ;
- потребностью построения индивидуальных моделей повышения квалификации руководителей и отсутствием адекватной системы ее организации;
*
- возросшими требованиями к квалификации руководителя и отсутствием у большинства руководителей дополнительной профессиональной подготовки в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики [6].
Несомненно, что эффективность деятельности любого образовательного учреждения в условиях рыночной экономики зависит от использования современных методов и принципов менеджмента.
Потребность в менеджменте сегодня испытывают все организации, в том числе образовательные - от дошкольных учреждений до вузов. Руководитель ОУ должен иметь свободу в выборе собственной траектории образования, а это требует не только нового содержания и технологий, но и управления образовательным процессом.
В научной литературе последних лет проблема подготовки менеджеров рассматривалась такими авторами, как М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Питер Ф. Друкер, И.А. Богачек, Л. Якокка, В.В. Щербина, O.A. Страховая, Н.П. Беляцкий и др.
По словам классика маркетинга и менеджмента М. Мескона, «управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую, как нам предстоит узнать, нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой [5].
«Менеджеры решают, какими должны быть цели в области производительности организаций. Менеджеры решают, какие методы получения продукции будут использованы в организации. Менеджеры решают, какие формы стимулирования будут применяться в организации, для того чтобы заинтересовать рабочих в повышении производительности. Через разработанную политику организации, через личный пример руководители задают тон в организации, определяют, будет ли в своей работе организация ориентирована на качество и на потребителей или останется к ним безразличной, вялой» [5].
Надо отметить, что педагогический менеджмент имеет свою специфику. С позиций педагогического менеджмента деятельность менеджеров образовательного процесса представляется как непрерывная цепь разрешения постоянных противоречий между формализмом и творчеством в каждом управленческом аспекте.
В последние годы о необходимости специальной подготовки менеджеров в сфере образования постоянно дискутировали почти на всех заседаниях кафедры управления образованием в ИПК и ПРО КБГУ
Программа профессионального обучения менеджеров образования была разработана с учетом реальных потребностей образовательных учреждений Кабардино-Балкарской республики. В основном обучение по программе «Менеджмент в образовании» проходят руководители образовательных уч-
реждений и их заместители, руководители и работники органов управлений образованием, учителя, представленные в качестве резерва кадров.
Процесс профессионального образования менеджера включает в себя четыре процесса. Образовательная деятельность в системе профессиональной переподготовки руководящих кадров построена в виде интегра-тивной системы. Учебный план имеет четырехмодульную структуру:
1. базовый инвариативный компонент, основу которого составляют общепрофессиональные дисциплины - экономическая теория, основы права, основы здорового образа жизни, безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях, менеджмент в сфере образования, образовательный маркетинг, социальная психология и психология управления, деловое общение, финансы, денежное обращение и кредит;
2. вариативный компонент с учетом регионального компонента, куда входят специальные дисциплины - философия и развитие образования, основы управления образовательными учреждениями, методы управления образовательными учреждениями, проектирование образовательных систем, образовательные технологии, управление инновациями в образовательном учреждении, управление персоналом в образовательном учреждении, организация финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений; бухгалтерский учет, организация делопроизводства в образовательных учреждениях, информационные технологии в образовательной деятельности;
3. лично стно-развивающий компонент - специальные факультативные дисциплины по выбору слушателя - методика социологических исследований, методика педагогического исследования, со-циодинамика культуры, теория организации;
4. дисциплины специализации, которые определяются в соответствии с категорией слушателей.
В качестве основных форм проведения занятий со слушателями используются:
- интерактивная лекция - форма занятия, предполагающая интерактивное изложение преподавателем тем курса с использованием презентаций. Основная цель - актуализация знаний слушателей по теме, постановка и освещение проблемы, достижение понимания слушателями представляемой информации через рефлексивные процедуры, стимулирование интереса к изучаемой теме;
- интерактивный семинар - диалоговая форма закрепления и углубления знаний, при которой слушатели заранее готовят информацию по определенным темам и презентуют её с использованием приемов и техник интерактивного обучения.
Согласно программе, в процессе обучения изучаются возможности управленческих команд как новой управленческой технологии, процессы самоуправления с опорой на юридическую и финансовую самостоятельность коллективов, характеризуются демократизация и гуманизация управления, раскрывается механизм становления лидерских качеств у руководителей.
Обучение менеджеров образования на кафедре управления ИПК и ПРО КБГУ осуществляется на основе шести принципов:
1. принцип индивидуализации. Организация обучения, при котором выбор формы, приемов, темпа обучения, обусловливается индивидуальными особенностями и профессиональными потребностями руководителей ОУ всех уровней;
2. принцип уровневой дифференциации. Создание полиобразных условий обучения для управленцев с учетом их профессиональных особенностей. Использование комплекса методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах;
3. принцип обеспечения высокого качества и эффективности обучения. Предполагает обеспечение высокого уровня и качества дополнительного профессионального образования. Рациональное соотношение всех видов и форм курсовых мероприятий, их качество должны создавать условия для формирования новых компетенций руководителей ОУ, способствующих реализации текущих инновационных направлений развития образования республики;
4. принцип вариативного построения содержания. Модульный принцип формирования содержания программы позволяет конструировать учебные курсы и семинары из вариативных (углубляющих) учебных элементов по различным проблемам и направлениям развития (модернизации) образования;
5. принцип ориентации на саморазвитие. Создание мотивационных условий для вовлечения работников образования в процесс непрерывного образования, самообразования, активизации их потребности в профессиональном самосовершенствовании.
Решающее значение в профессиональной подготовке менеджера образования имеет образовательная технология, которой присущи следующие тенденции: развитие в гуманитарном направлении, индивидуальный подход, принцип самостоятельной работы, работа над индивидуальными и групповыми проектами, использование неограниченного количества альтернативных учебных пособий, коммуникативный метод обучения, демократический стиль общения, учет мнений, интересов и мнений обучающихся.
Считаю, что необходимо отметить результаты, достигнутые кафедрой управления в ходе реализации дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в образовании»:
- разработаны условия, при которых происходит переход самосознания на более высокий профессиональный уровень;
- разработана программа и учебно-тематический план;
- отобраны формы, методы и технологии образовательного процесса;
- определены критерии для мониторинга образовательного процесса.
Критериями и показателями результативности обучения менеджеров образования выступают: переход образовательной системы школьных управленцев на более высокий уровень (положительная динамика образовательной системы, повышение качества формирования «ключевых компетенций» руководителей школ, развитие инновационных процессов, профессиональной деятельности руководителей школ, способностей субъектов управления к сотрудничеству и сотворчеству, создание благоприятного психологического и инновационного климата в ОУ; модернизация содержания, технологий и форм организации образовательной деятельности; позитивное отношение педагогических коллективов, родительской общественности к результатам развития профессиональной переподготовки руководителей школ.
Важно отметить, что за время обучения совершенствуется профессиональная компетентность, готовность к тем видам деятельности, которые выдвигаются на современном этапе в соответствии с назначением и ролью менеджера образования в системе управления и выполнением им управленческой, организационной, экономической, планово-финансовой, маркетинговой, информационно-аналитической, проектно-исследовательской, диагностической, инновационной, методической деятельности.
Список литературы:
1. Беляцкий Н.П. Менеджмент: Деловая карьера / Н.П. Беляцкий. - Мн.: Выш. Шк., 2001.
2. Богачек И.А. Новые законы менеджмента / И.А. Богачек; Рос. гос. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Наука, 2006. - 20 сл.
3. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ. - М.: издательский дом «Вильяме», 2000.
4. Менеджмент / Под ред. O.A. Страховая. - СПб., 2004.
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: «Дело», 1992. - 702 с
6. Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593.
7. Щербина В.В. Особенности менеджмента как направления управленческой деятельности // СоцИс: Соц. исследования. - 2001. - № 10.
8. Якокка Л. Карьера менеджера. - М.: Прогресс, 2004.