Научная статья на тему 'Подготовка магистров образования в области безопасности жизнедеятельности к воспитательной работе в условиях ФГОС'

Подготовка магистров образования в области безопасности жизнедеятельности к воспитательной работе в условиях ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL SYSTEMS / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / METHODS AND FORMS OF EDUCATION / SCHEDULING AND STRUCTURING OF EDUCATIONAL WORK / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Э.М., Абрамова В.Ю.

В статье рассматриваются основные аспекты профессиональной подготовки магистров к воспитательной деятельности по безопасности жизнедеятельности. Авторы проводят анализ программы курса «Системы воспитания в курсе ОБЖ», направленного на реализацию задач профессиональной подготовки магистров для осуществления процесса воспитания. В статье представлено комплексное использование педагогических технологий в процессе воспитательной работы по безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Э.М., Абрамова В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF MA STUDENTS IN THE SPHERE OF HEALTH AND SAFETY WITH RESPECT TO THE EDUCATIONAL WORK UNDER CONDITIONS OF FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS

The article contains the fundamental aspects with respect to professional education and training of MA students for educational work connected with health and safety course. Authors of the article make an analysis with respect to the program of the course “Systems of education in health and safety course”, which is aimed to realize purposes of professional education of MA students for performance of the educational process. The article designates the role of knowledge of theoretical basis for organization and execution of the educational work with respect to health and safety course.

Текст научной работы на тему «Подготовка магистров образования в области безопасности жизнедеятельности к воспитательной работе в условиях ФГОС»

подготовки и активно популяризируемого военно-прикладного вида спорта.

Как было установлено в проведённой нами работе, методика формирования психоэмоциональной устойчивости к действиям в экстремальных условиях воинской деятельности, основанная на комплексном использовании средств рукопашного боя, преодолении препятствий и ускоренного передвижения, позволяет более целенаправленно и эффективно повышать профессионально важные психические качества и двигательные навыки курсантов вузов Министерства Обороны РФ, а также вузов системы МВД РФ.

Продолжительность формирования психоэмоциональной устойчивости обусловлена адаптивными возможностями человека и составляет 4 занятия через один день при оптимальном объёме физических нагрузок. Для поддержания достигнутых результатов 1-2 занятия в неделю и 2-3 занятия в неделю - для развития и совершенствования. Дополнительное время можно изыскать за счёт проведения учебно-тренировочных занятий по рукопашному бою в часы спортивной работы.

Обучение курсантов приёмам рукопашного боя и формирование психоэмоциональной устойчивости целесообразно осуществлять в три этапа, которым соответствует так же три организационные формы подготовки курсантов .

Совершенствование спортивной работы по рукопашному бою в военных вузах и вузах системы МВД должно также идти в направлении культивирования различных комплексных упражнений, состоящих из ускоренного передвижения, преодоление полосы препятствий с выполнением приемов рукопашного боя на фоне имитации современного боя, с при-

менением фонограммы боя, взрыв пакетов, холостых патронов и горящей смеси. В практику спортивной работы активно внедрять различные варианты рукопашного многоборья, ориентированные на специфику военно-профессиональной деятельности.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что опыт локальных конфликтов последних лет позволяет утверждать, что в процессе развития военной техники роль рукопашного боя как компонента боевой деятельности значительно изменилась. Из основного средства ведения вооруженной борьбы рукопашный бой трансформировался в тематический раздел боевой подготовки, предмет физической подготовки и военно-прикладной вид спорта. Вместе с тем, в полной мере сохранилась его психологическая значимость как важнейшего средства формирования морально-боевых качеств, психической готовности к сближению с противником, психической устойчивости к стрессовым факторам ближнего боя [5].

Авторская методика применения рукопашного боя как средства формирования психоэмоциональной устойчивости военнослужащих является эффективной по ряду достоверных признаков:

• приращение показателей успешности выполнения стандартного комплекса рукопашного боя РБ-1;

• результативность защитных действий военнослужащего при обезоруживании атакующего противника, вооруженного автоматом с примкнутым штыком;

• снижение показателей нервно-психического напряжения и негативных вегетативных реакций организма военнослужащих на экстремальные факторы военной службы.

Таблица 1

Основные этапы формирования техники выполнения базовых приемов рукопашного боя

Первый (учебный) этап Второй (спортивный) этап Третий (тактический) этап

характеризуется формированием техники выполнения базовых приемов рукопашного боя; тренировкой в ускоренном передвижении, преодолении препятствий; воспитанием основ психоэмоциональной устойчивости в условиях поединка характеризуется совершенствованием техники выполнения базовых приемов рукопашного боя; овладением новыми приемами и действиями на фоне умеренных физических, психологических нагрузок, неблагоприятных погодных условий; преодолением препятствий; ускоренным передвижением в средствах хим. защиты. характеризуется комплексным применением освоенных навыков рукопашного боя в условиях преодоления психо-эмо-циональной полосы препятствий; длительным ускоренным передвижением в различных погодных условиях с созданием эффектов боевой обстановки.

Библиографический список

1. Исламов В.А. Кувшинков М.А. Теоретико-методологические и правовые основы профессиональной и физической подготовки военнослужащих ВДВ к выживанию в условиях локальных конфликтов: монография. Рязань, 2015.

2. Исламов В.А., Кайсин А.С. Физическая подготовка важнейший фактор поддержания боеготовности подразделений к выживанию в экстремальных условиях: монография. Омск, 2015.

3. Караяни А.Г., Корчемный П.А., Марченков В.И. Психологическая подготовка боевых действий войск: учебное пособие. Москва, 2011.

4. Хагай В.С. Рукопашный бой как средство формирования психо-эмоциональной устойчивости военнослужащих. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2004.

5. Хагай В.С., Герасимов А.В. Формирование психоэмоциональной устойчивости курсантов военных вузов. Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007; 11: 88 - 91.

References

1. Islamov V.A. Kuvshinkov M.A. Teoretiko-metodologicheskie i pravovye osnovy professional'noj i fizicheskoj podgotovki voennosluzhaschih VDVk vyzhivaniyu v usloviyah lokal'nyh konfliktov: monografiya. Ryazan', 2015.

2. Islamov V.A., Kajsin A.S. Fizicheskaya podgotovka vazhnejshij faktor podderzhaniya boegotovnosti podrazdelenij k vyzhivaniyu v 'ekstremal'nyh usloviyah: monografiya. Omsk, 2015.

3. Karayani A.G., Korchemnyj P.A., Marchenkov V.I. Psihologicheskaya podgotovka boevyh dejstvij vojsk: uchebnoe posobie. Moskva, 2011.

4. Hagaj V.S. Rukopashnyj boj kak sredstvo formirovaniya psiho-'emocional'noj ustojchivosti voennosluzhaschih. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2004.

5. Hagaj V.S., Gerasimov A.V. Formirovanie psiho'emocional'noj ustojchivosti kursantov voennyh vuzov. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2007; 11: 88 - 91.

Статья поступила в редакцию 22.02.16

УДК 378

Kiseleva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: eleonoram08@rambler.ru

Abramova V.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: vera.jurievna@mail.ru

EDUCATION OF MA STUDENTS IN THE SPHERE OF HEALTH AND SAFETY WITH RESPECT TO THE EDUCATIONAL WORK UNDER CONDITIONS OF FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS. The article contains the fundamental aspects with respect to professional education and training of MA students for educational work connected with health and safety course. Authors of the article make an analysis with respect to the program of the course "Systems of education in health and safety course", which is aimed to realize purposes of professional education of MA students for performance of the educational process. The article designates the role of knowledge of theoretical basis for organization and execution of the educational work with respect to health and safety course.

Key words: educational systems, educational technologies, methods and forms of education, scheduling and structuring of educational work.

Э.М. Киселева, канд. пед. наук, доц. каф. методики обучения безопасности жизнедеятельности, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: eleonoram08@rambler.ru В.Ю. Абрамова, канд. пед. наук, доц. каф. методики обучения безопасности, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: vera.jurievna@mail.ru_

ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС

В статье рассматриваются основные аспекты профессиональной подготовки магистров к воспитательной деятельности по безопасности жизнедеятельности. Авторы проводят анализ программы курса «Системы воспитания в курсе ОБЖ», направленного на реализацию задач профессиональной подготовки магистров для осуществления процесса воспитания. В статье представлено комплексное использование педагогических технологий в процессе воспитательной работы по безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: воспитательные системы; воспитательные технологии; методы и формы воспитания; планирование и проектирование воспитательной работы.

Существенные изменения в политической и социально-экономической структуре Российского государства не могли не сказаться на развитии системы образования. Отказ от организованной систематической воспитательной работы в школе, проводимой педагогами и детскими общественными организациями привёл к формированию у молодёжи иных ценностей и моральных установок, пренебрежению к общественным и государственным интересам, «наблюдается деформация и утрата важнейших общечеловеческих ценностей» [1].

Проблема духовно-нравственного воспитания, воспитания гражданина России стала государственной задачей, что находит отражение в Федеральном образовательном стандарте нового поколения (ФГОС) [2]. Важнейшим результатом образования выступает достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы. Воспитание школьников реализуется в разных видах деятельности, обозначенных в материалах ФГОС: урочной; внеурочной; самостоятельной.

Образовательный стандарт по ОБЖ ориентирован на становление таких качеств выпускника школы, как гражданственность и патриотизм; ответственность за личную безопасность и безопасность общества; осознанное выполнение и пропаганда правил здорового, экологически целесообразного, безопасного образа жизни; ответственное отношение к здоровью и человеческой жизни как главной ценности [3].

Важная роль в достижении отмеченных педагогических результатов, принадлежит воспитанию в курсе ОБЖ в общеобразовательной школе. Воспитание должно стать приоритетом в образовании, как органическая составляющая педагогической деятельности, интегрированная в общий процесс обучения и развития. Важнейшими задачами воспитания являются формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности успешной социализации в обществе.

Современный учитель должен уметь методически грамотно организовать предметное обучение, но и проводить воспитательную работу по развитию личности школьника, его познавательных и созидательных способностей, нравственных и моральных качеств. Достижение поставленных задач невозможно без специальной подготовки магистров педагогического образования к осуществлению процесса воспитания. Поэтому вопрос подготовки магистров к организации воспитательной работы по безопасности жизнедеятельности в школе становится особенно актуальным [4].

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, утвержденного в ноябре 2014 г., выпускник магистратуры по направлению «Педагогическое образование» должен быть готов к решению профессиональных задач в области педагогической

деятельности, осуществлению процесса воспитания в области безопасности жизнедеятельности с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и образовательным потребностям [2].

Следует отметить, что студенты, поступающие на магистерскую программу в РГПУ им. А.И. Герцена по направлению «Педагогическое образование» не всегда имеют базовое педагогические образование. В наш университет поступают бакалавры и других специальностей, не имеющие соответствующей педагогической и методической подготовки. Для повышения профессионально-методического уровня магистров возникла необходимость создания курса по выбору «Система воспитания в курсе ОБЖ». Данный курс изучается студентами магистерской программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности» на втором курсе в первом семестре и нацелен на развитие профессионально-методической подготовки магистров, овладение теоретико-практическими аспектами комплексного использования педагогических технологий в процессе воспитания по безопасности жизнедеятельности.

Программа курса «Система воспитания в курсе ОБЖ» направлена на реализацию задач профессиональной подготовки магистров в области педагогической деятельности, научно-исследовательской, управленческой, проектной, методической и культурно-просветительской деятельностей. В ходе освоения содержания данного курса, выпускник-магистр должен освоить профессиональные компетенции, необходимые для осуществления следующих видов деятельности: педагогической, методической, проектной [5].

Выпускник магистерской программы способен:

- применять современные методики и технологии организации воспитания школьников в области безопасности жизнедеятельности;

- определять наиболее рациональные формы, методы и технологии воспитания по безопасности жизнедеятельности;

- уметь составлять планирование воспитательной работы на уроках по предмету;

- уметь проектировать процесс воспитания школьников во внеурочной деятельности в области безопасности жизнедеятельности.

В области педагогической деятельности магистры должны уметь организовать воспитание школьников по ОБЖ как часть целостного процесса с использованием технологий, соответствующих возрасту; уметь организовать взаимодействие с коллегами и родителями при проведении воспитательной работы.

Курс по выбору позволяет магистрам ознакомиться с методологическими основами воспитательной работы и современными тенденциями развития воспитания школьников в области безопасности жизнедеятельности; самостоятельно проектировать воспитательную работу по ОБЖ с учётом комплексного и вари-

ативного использования форм, средств и методов воспитания. Важным направлением при изучении данной дисциплины является совершенствование диагностических, оценочных и проектировочных умений студентов для решения профессиональных задач.

Знания теоретических основ организации и проведения воспитания школьников в процессе изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» играет важную роль в становлении магистров и возможности их осуществлять различные виды деятельности в образовательных организациях. Овладение основными формами и методами воспитательной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» позволяет магистрам не только усвоить теоретические основы методической деятельности, но и легче пройти профессиональную адаптацию.

Изучение курса по выбору «Система воспитания в курсе ОБЖ»» строится на основе сочетания аудиторных (лекционных и практических) занятий и самостоятельной внеаудиторной работы. Программа курса рассчитана на 4 часа лекций и 14 часов практических занятий. Так как объём лекционных занятий невелик, то он содержит материал установочного характера: история становления воспитания в школе, методологические основы воспитательной работы в современной школе по курсу ОБЖ, цели и задачи воспитания школьников в курсе ОБЖ, современные подходы и принципы воспитания. На лекциях студенты знакомятся с основными задачами преподавателя ОБЖ по организации и осуществлению воспитательной работы, особенностями содержания и направлениями воспитательной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», реализуемыми в общеобразовательных организациях, эффективными формами, методами и приемами организации воспитания школьников по курсу ОБЖ.

Практическая часть курса позволяет студентам проанализировать современные воспитательные системы, определить основные направления воспитательной работы в курсе ОБЖ, выявить наиболее эффективные формы и методы воспитания школьников по безопасности жизнедеятельности, познакомится с конкретными воспитательными технологиями. На практических занятиях студенты разрабатывают план воспитательной работы по безопасности жизнедеятельности. Практические занятия направлены на развитие у студентов навыков самостоятельной работы с литературой, формирование и развитие научного мышления, умение активно участвовать в творческой дискуссии, аргументировано излагать и отстаивать своё мнение, делать выводы.

Для освоения учебного курса используются как традиционные формы занятий (лекции и практические занятия), так и активные и интерактивные формы занятий (деловые игры, решения ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций, диспуты).

На самостоятельное изучение учебного материала (52 часа) выносятся вопросы, являющиеся важными для освоения данного курса, формирования профессиональных компетенций, развития самостоятельности и творческих способностей.

В соответствии с целями и задачами курса определено и содержание. Оно основано на принципах научности, итеративности, гуманизации и демократизации. В содержании курса центральными понятиями являются «воспитательная система», «воспитательные технологии», «принципы воспитания», «методы, приемы и формы воспитания» и др. Знакомясь в теме «Воспитательные системы школы и социума» с понятием «воспитательная система», магистры определяют место данного понятия в дидактике, определяют структуру воспитательной системы, её признаки и функции, этапы становления. Так, например, определяя воспитательную систему как развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов (цели,

субъекты, их деятельность, общение, отношения), отмечается главное предназначение воспитательной системы, заключающееся в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности ребенка. Данное понятие раскрывается через выявление основных черт. Социальность воспитательной системы проявляется через потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, отношения. Раскрываются важные характеристики педагогической воспитательной системы - ценностная ориентация, целостность, открытость, саморазвитие. Отмечается, что воспитательная система создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности [6].

Особое внимание уделяется развитию готовности к воспитательной деятельности в школе в условиях модернизации образования. Студенты знакомятся с целями и задачами воспитательной работы по ОБЖ, её местом в учебно-воспитательном процессе. Рассматривая личностно-деятельностный подход к организации воспитания, обращается внимание, что воспитательный процесс должен отвечать личным интересам школьников и тем самым учитывать его индивидуальные возможности и интересы. В результате студенты должны уметь выявлять и формулировать цели и задачи воспитательной работы по ОБЖ. При планировании воспитательной работы по ОБЖ студенты должны усчитывать возрастные и психолого-педагогические особенности школьников в разных классах.

Ключевыми темами курса являются темы, на которых магистры знакомятся с воспитательными технологиями, методами, приемами и формами воспитания в курсе ОБЖ. Основная идея технологического подхода в воспитании заключается в полной управляемости учебно-воспитательного процесса. Воспитательные технологии развиваются медленно и сложнее, по сравнению с технологиями обучения, так как в основе процесса воспитания лежат отношения между воспитателем и воспитанником. Воспитательные технологии - это системы приемов и методик, объединенных воспитательными целями. Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются. К таким условиям относятся индивидуальные особенности педагога и отношение к воспитанникам. В соответствии с этим определяется тип воспитательной технологии: сотрудничества, свободного воспитания, авторитарная, личностно-ориентирован-ная. На занятиях рассматриваются компоненты воспитательных технологий (диагностический; целевой; проектировочный; орга-низационно-деятельностный; контрольно-управленческий) и их содержание (передача социального опыта; организация творческого дела; создание ситуации успеха).

Планирование и проведение воспитательной работы требует от магистра знания Государственного стандарта по ОБЖ, учебного плана, программы дисциплины, учебно-методического комплекса по ОБЖ в школе, требований к выпускнику. Ознакомление магистров с теоретическими положениями организации воспитания по ОБЖ, проектирование и обсуждение воспитательной работы по ОБЖ, разработка проектов и воспитательных дел являются важными составляющими данного курса по выбору и направлены на профессионально-методическую подготовку магистров, что создает условия для эффективной научно-педагогической практики и способствует формированию профессиональной готовности магистров [7].

Резюмируя содержание статьи, следует отметить, что актуализация проблем духовно-нравственного воспитания выступает как приоритетное направление развития системы образования, а предлагаемая реализуемая программа формирует готовность магистров педагогического образования к успешной воспитательной деятельности.

Библиографический список

1. Ухтинская М.В. Формирование духовно-нравственной культуры подростков в условиях модернизации России. Мир науки, культуры, образования. 2012; 3 (34): 163-164.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Уровень высшего образования «Магистратура», 2014.

3. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. Москва: Дрофа, 2008.

4. Попова Р.И., Елизарова И.С. Особенности методической подготовки магистров педагогического вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности. Высшее образование сегодня. Москва. 2011; 4: 83-86.

5. Соломин В.П. Концепция, модель и анализ опыта реализации многоуровневого естественнонаучного педагогического образования. Непрерывное педагогическое образование. Вып. XVI. Теоретические основы многоуровневого естественнонаучного педагогического образования: коллективная монография. В.П. Соломин. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

6. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под редакцией В.А. Сластенина. Москва: Издательский центр «Академия», 2005.

7. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Михайлов Л.М., Киселева Э.М., Русак О.Н. и др. Под редакцией Л.М. Михайлова. Москва: Издательский центр «Академия», 2009.

References

1. Uhtinskaya M.V. Formirovanie duhovno-nravstvennoj kul'tury podrostkov v usloviyah modernizacii Rossii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; 3 (34): 163-164.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya «Magistratura», 2014.

3. Sbornik normativnyh dokumentov. Osnovy bezopasnostizhiznedeyatel'nosti. Sost. 'E.D. Dneprov, A.G. Arkad'ev. Moskva: Drofa, 2008.

4. Popova R.I., Elizarova I.S. Osobennosti metodicheskoj podgotovki magistrov pedagogicheskogo vuza k organizacii vneklassnoj raboty s uchaschimisya po 'ekologicheskoj bezopasnosti. Vysshee obrazovanie segodnya. Moskva. 2011; 4: 83-86.

5. Solomin V.P. Koncepciya, model' i analiz opyta realizacii mnogourovnevogo estestvennonauchnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Nepreryvnoepedagogicheskoe obrazovanie. Vyp. XVI. Teoreticheskie osnovy mnogourovnevogo estestvennonauchnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. V.P. Solomin. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2002.

6. Metodika vospitatel'nojraboty: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva: Izda-tel'skij centr «Akademiya», 2005.

7. Teoriya i metodika obucheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: uchebnoe posobie. Mihajlov L.M., Kiseleva 'E.M., Rusak O.N. i dr. Pod redakciej L.M. Mihajlova. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2009.

Статья поступила в редакцию 02.03.16

УДК 378

Abdulmutalimova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Civil and Criminal Law, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

LEGAL KNOWLEDGE AS THE BASIS OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH. The article describes a concept of "patriotism" in the modern interpretation and influence of legal knowledge. The author states a problem of productive and organized civil education of patriotism among youth in the educational process. There are some results on the study of legal culture of schoolchildren as the basis for the upbringing of their civic consciousness. The author believes that the awareness among teachers of the potential value of legal knowledge in Patriotic education of pupils is especially important. The paper reports about the role of identifying Patriotic potential of legal knowledge, the orientation of legal knowledge on various aspects of civil and Patriotic education. The results of the study allow concluding that targeted content and learning of legal knowledge in the senior classes of secondary schools can significantly enhance the impact on the formation and development of civil and Patriotic feelings, consciousness and behavior of students.

Key words: patriotism, civic responsibility, Patriotic education, civic consciousness, legal knowledge.

З.М. Абдулмуталимова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. гражданского и уголовного права, Дагестанский

государственный педагогический университет, E-mail: azamiram@mail.ru

ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ

В статье раскрывается понятие «патриотизм» в современной трактовке и в контексте влияния на него правовых знаний. Представлены результаты изучения правовой культуры школьников как основы воспитания их гражданственности. Автор считает, что особенно важным является осознание учителями потенциальной значимости правовых знаний в патриотическом воспитании школьников; выявление патриотического потенциала правовых знаний; ориентирование правовых знаний на разные аспекты гражданско-патриотического воспитания. Результаты проведённого исследования позволяют сделать вывод о том, что при целенаправленной организации содержания и процесса изучения правовых знаний в старших классах общеобразовательной школы можно значительно усилить их влияние на становление и развитие гражданско-патриотических чувств, сознания и поведения учащихся.

Ключевые слова: патриотизм, гражданская ответственность, патриотическая воспитание, гражданское сознание, правовые знания.

Одной из приоритетных задач государства и общества в целом в настоящее время становится воспитание молодёжи в духе уважения к универсальным и национальным ценностям страны. Построение такой системы гражданского воспитания встречается с противоречием между провозглашенными в стране демократией и свободой личности и необходимостью справедливого ограничения этой свободы законами и правовыми нормами.

В самом общем виде патриотизм выступает как принцип жизни человека, выражающий «любовь к отечеству, готовность служить интересам своей родины» [1, с. 230]. В комментариях к понятию патриотизма указывают, что «патриотическое чувство возникает исторически под влиянием социально-экономических условий жизни людей и в связи с изменением этих условий изменяет свое содержание» [1].

Современная социально-педагогическая ситуация характеризуется разрывом связей между поколениями, снижением авторитета и силы законов, борьбой прав и свобод человека с религиозными и нравственными требованиями и нормами, отсутствием четких национально-патриотических чувств молодёжи, нечеткостью мировоззренческих и воспитательных позиций политиков и педагогов. В этих условиях особую значимость приобретает целенаправленное и настойчивое правовое влияние на патриотические чувства молодёжи. Продуктивное и организованное воспитание гражданского патриотизма у молодёжи при этом

является и одной из главных функций образования, социальным заказом общества, институтом воспитания детей. Анализ содержания образования, проведенный в целях выявления его патриотического потенциала, показывает, что он в большей мере сосредоточен в области правовых знаний, в учебных предметах «История», «Обществознание», «Граждановедение» и др. При этом может возникнуть сомнение в актуальности проблемы, даже в наличии самой проблемы в связи с тем, что все эти дисциплины, хотя и в разной мере, уже изучаются в общеобразовательной школе. Однако проведённый нами анализ содержания и практики изучения этих дисциплин в школе показывает очень низкое их влияние на гражданское сознание молодёжи. В этой связи мы предположили, что для повышения эффективности влияния правовых знаний на гражданско-патриотическое сознание молодёжи необходимо и возможно связывать их со следующими факторами: практиковостребованностью и жизнеспособностью принимаемых в государстве законов; аксиологической значимостью действия законов в улучшении жизни людей; степенью защиты законами прав и свобод человека; мерой справедливости сущности и действия законов, прав и свобод человека; мерой соответствия правовых и нравственных норм в жизни людей.

Исследование феномена «гражданско-патриотическое воспитание» мы начали со сравнительного анализа смежных с ним категорий. Так, право в самом общем виде определяют как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.