Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО ГЕНАМ АСЕ И PPARα'

ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО ГЕНАМ АСЕ И PPARα Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
441
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ / ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ / ПОДГОТОВКА / СПРИНТЕР / ДИСТАНЦИОНЩИК / УНИВЕРСАЛ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кочергина Анна Анатольевна, Яковлев Александр Александрович

В результате большого разнообразия соревновательных дистанций, появлением спринтерских гонок, с изменением характера работы на дистанции перед тренерами-преподавателями встает вопрос, как правильно построить процесс подготовки юного спортсмена к успешному выступлению на соревнованиях в старшем возрасте. Использовать традиционную методику или сместить акценты подготовки в сторону развития выносливости или скоростно-силовых качеств. Используя знания о генетической предрасположенности к физическим нагрузкам различной направленности можно скорректировать подготовку для будущих спринтеров, дистанционщиков и универсалов в юном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кочергина Анна Анатольевна, Яковлев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of the skier-racers taking into account the genetic inspection by the genes

As a result of a big variety of the competitive distances, emergence of the sprint races, change of the work type during the distance the question how to plan correctly the process of training of the young athlete to reach the successful performance at competitions at advanced age raises before the trainers-teachers. To use the traditional technique or to displace the accents of preparation towards the development of endurance or high-speed and power qualities. Using the knowledge of the genetic predisposition to the physical activities of various orientations it is possible to correct the preparation plans for the future sprinters, the long distance skier-racers and all-round athletes at early age.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО ГЕНАМ АСЕ И PPARα»

2. Манжелей, И.В. Конструктивное взаимодействие в физкультурном образовании / И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 12. - С. 24-30.

3. Осмоловская, И.М. Как организовать дифференцированное обучение / И.М. Осмоловская. - М. : Сентябрь, 2002. - 160 с.

4. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / Унт И.Э. - М. : Педагогика, 1990. - 192 с.

5. Фарфель, В.С. Классификация движений в спорте / В.С. Фарфель // Теория и практика физической культуры. - 1970. - № 11. - С. 4-7.

REFERENCES

1. Manzheley, I.V. (2001), “Students' differential physical training education”, Messenger of Tyumen State University, No. 1, pp. 228-233.

2. Manzheley, I.V. (2004), “Constructive interaction in physical education”, Theory and practice of physical culture, No. 12, pp.24-30.

3. Osmolovskaya, I.M. (2002), How to arrange differential teaching, publishing house “September”, Moscow.

4. Unt, I.E. (1990), Teachings' Individualization and differentiation, publishing house “Pedagogics”, Moscow.

5. Farfel, V.S. (1970), “Classification of movements in sports”, Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 4-7.

Контактная информация: tatyna2205@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.07.2014.

УДК 796.922

ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО ГЕНАМ АСЕ И PPARA

Анна Анатольевна Кочергина, соискатель,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПб ГЭУ),

Александр Александрович Яковлев, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В результате большого разнообразия соревновательных дистанций, появлением спринтерских гонок, с изменением характера работы на дистанции перед тренерами-преподавателями встает вопрос, как правильно построить процесс подготовки юного спортсмена к успешному выступлению на соревнованиях в старшем возрасте. Использовать традиционную методику или сместить акценты подготовки в сторону развития выносливости или скоростно-силовых качеств. Используя знания о генетической предрасположенности к физическим нагрузкам различной направленности можно скорректировать подготовку для будущих спринтеров, дистанционщиков и универсалов в юном возрасте.

Ключевые слова: лыжные гонки, генетическая предрасположенность, подготовка, спринтер, дистанционщик, универсал.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p104-109 TRAINING OF THE SKIER-RACERS TAKING INTO ACCOUNT THE GENETIC INSPECTION BY THE GENES АСЕ AND PPARA

Anna Anatolyevna Kochergina, the competitor,

St. Petersburg State Economic University,

Aleksandr Aleksandrovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

As a result of a big variety of the competitive distances, emergence of the sprint races, change of the work type during the distance the question how to plan correctly the process of training of the young athlete to reach the successful performance at competitions at advanced age raises before the trainers-teachers. To use the traditional technique or to displace the accents of preparation towards the development of endurance or high-speed and power qualities. Using the knowledge of the genetic predisposition to the physical activities of various orientations it is possible to correct the preparation plans for the future sprinters, the long distance skier-racers and all-round athletes at early age.

Keywords: cross-country skiing, genetic predisposition, preparation, sprinter, long distance skier-racer, all-round athletes.

Сегодня актуальным стоит вопрос: для подготовки спортсмена использовать универсальную систему подготовки или планировать подготовку и тренировать спортсмена на определенную дистанцию. Некоторые спортсмены (П. Нортуг, Д. Колонья, М. Бъер-ген, Ю. Ковальчик) успешно выступают во всех дисциплинах. Несколько национальных сборных (Россия, Швеция, США, Норвегия) имеют два состава: спринтерский, (Н. Крюков, С. Устюгов) и дистанционщиков (А. Легков, М. Вылегжанин, И. Черноусов). Разнообразие соревновательных дистанций заставляет тренеров задуматься о новых программах, новых инновационных методиках подготовки спортсменов. В последнее десятилетие стали появляться научные разработки по подготовке лыжников-гонщиков на различных дистанциях (Г.Г. Хохлов, 2003; А.А. Авдеев, 2007; Е.В. Вяльбе, 2007; А.В. Фурсов, 2009; А.С. Двоскин, 2010; М.Е. Бурдина, 2011; А.Н. Илькин, 2013).

Современные исследования позволяют проводить отбор, ориентирование и прогнозирование в спорте на основе изучения группы крови, кожных узоров (дерматоглифика), состава мышечных волокон, генома.

В настоящее время генетика является одним из наиболее перспективных направлений человеческого знания. В арсенале генетики физической активности имеются следующие методы: молекулярные, цитогенетические, молекулярно-цитогенетические, генеалогические и биохимические. В последние годы активно изучается геном человека в связи с двигательной активностью. Было выявлено более 20 маркеров, ассоциированных со спортивной успешностью. К наиболее изученным маркерам следует отнести полиморфизмы генов ACE, ACTN3, AMPD1, BDKRB2, HIF1A, MYF6, NFATC4, PPARA, PPARG, PPARD, PPARGC1A, PPARGC1B, PPP3R1, TFAM, UCP2, UCP3, VEGFA и VEGFR2. По состоянию на 2009 год генов-маркеров физической активности человека уже обнаружено 239, и прогресс в открытии новых генов очевиден [1].

Основным генетическим маркером, связь которого со спортивными результатами в разных видах спорта доказана в исследованиях последних лет, является ген - ангиотензин превращающего фермента (ACE). Ген АСЕ содержит два аллеля I и D. Возможная комбинация аллелей данного гена II, ID и DD. В зависимости от полиморфизма (вариантов сочетания аллелей) генотипа, определяется предрасположенность к физической нагрузке. Генотипы этого гена (II и ID по гену АСЕ) в той или иной степени ассоциированы с проявлением качества выносливости и указывают на предрасположенность к выполнению длительной физической работы.

Е.В. Леконцев (2007) для представителей генотипа ББ по гену АСЕ и АА по гену СМА рекомендует избегать выполнения длительных физических нагрузок [2].

Открытый ген РРАЯа отвечает за регуляцию обмена липидов, глюкозы и энергетического гомеостаза, а также контроль веса тела и воспалительного процесса. При физических нагрузках аэробного характера происходит увеличение использования жирных кислот за счет активации белком РРАЯа каскада генов, что в итоге улучшает окислительную способность скелетных мышц. РРАЯа является геном-регулятором, координирующим работу нескольких десятков генов, вовлеченных в обмен жирных кислот и глюкозы. Ввиду повышения анаэробных возможностей организма с увеличением утилизации глюкозы, лица с генотипами ОС и СС более склонны к выполнению кратковременных нагрузок высокой мощности, т. е. к скоростно-силовым видам спорта (бег и плавание на короткие дистанции, тяжелая атлетика, метания).

Анализ полиморфизмов генов АСЕ, БРА81, АСТШ, И1Р1Л, ОИ1, ОИКНЯ и СКМ может быть рекомендован в качестве диагностического комплекса медико-генетического обеспечения в спорте высших достижений для оценки предрасположенности к определенному виду физической деятельности и для оценки предполагаемой успешности в выбранном виде спорта [3]. Предполагается что, высоких спортивных результатов в скоростно-силовых видах спорта добиваются спортсмены, имеющие генотипы ЯЯ и ИХ гена АСТШ, тогда как спортсмены с генотипом ХХ будут существенно ограничены в достижении высоких спортивных результатов [4].

Таким образом, в результате генетического анализа можно получить данные о предрасположенности спортсмена любого возраста к нагрузкам различного характера и использовать их в планировании подготовки.

На этапе начальной спортивной специализации подготовка юных спортсменов осуществляется с помощью традиционной методики подготовки, включающей комплексное развитие физических качеств. Мы, в своей работе предположили, что данный метод подготовки подходит не для всех юных спортсменов.

Так, по результатам генетического анализа у 59 спортсменов в возрасте 12 лет по двум генам РРЛЯа и АСЕ, мы получили следующее распределение по генотипам (Табл.1), определив предрасположенность спортсменов к следующим физическим нагрузкам.

Таблица 1

Полигон распределения генотипов по двум генам PPARa и АСЕ у юношей

экспериментальной группы

Генотипы оо/н ОО/1Б ОО/ББ ОС/11 ОС/ГО ОС/ББ СС/1Б

Кол-во человек 22 20 10 1 3 3 1

Спортсмены с генотипом ООЛ1 и ОС/11 (23 человека) предрасположены к развитию качества выносливости, т.е. в лыжных гонках спортсмены с данным генотипом предрасположены к аэробному энергообеспечению мышечной деятельности, к работе в зонах большой и умеренной мощности. Данным спортсменам предпочтительнее участвовать на соревнованиях в длинных дистанциях (дистанционщики). Юные лыжники-гонщики, которые начали заниматься в спортивной секции, будут прекрасно переносить низкоинтенсивные длительные циклические нагрузки, но участвуя в соревнованиях, смогут добиваться высокого результата на длинных дистанциях в достаточно зрелом возрасте. Данная экспериментальная группа тренировалась с акцентом развития физического качества выносливость (ЭГВ).

Генотип ОО/ББ, ОС/ББ (13 человек) определяет предрасположенность к скоростно-силовым качествам, к работе спортсменов в зонах максимальной и субмаксимальной мощности. Спортсмены с данным генотипом будут успешно выступать на коротких дистанциях (спринтерские). Юные лыжники-гонщики с данным генотипом оптимально переносят скоростную и силовую нагрузку, также для них характерен по дистанции «рва-

ный» бег. Высокие результаты в юношеском возрасте не показывают, т.к. диапазон соревновательных дистанций в настоящее время носит дистанционных характер. Экспериментальная группа с данным генотипом, тренировалась с акцентом развития скоростносиловых качеств (ЭГСС).

Спортсмены с генотипом вв/Ш, вС/ГО (23 человека) имеют предрасположенность к физическим нагрузкам во всех зонах относительной мощности и в различных зонах энергообеспечения мышечной деятельности. Данным спортсменам рекомендовано участие и подготовка к средним дистанциям. Но в спринтерских и дистанционных гонках лыжники-гонщики, смогут показывать высокие результаты. Для данных спортсменов рекомендована универсальная подготовка. Таким образом, данные спортсмены уже в юношеском возрасте будут показывать высокие успехи в спорте. Данным спортсменам предложен универсальный метод подготовки.

Перед внедрением методики подготовки, направленной на приоритетное развитие физических качеств, нами было организовано педагогическое тестирование для оценки общей и специальной физической подготовленности (табл.2).

Таблица 2

Результаты педагогического тестирования общей и специальной физической подготовленности юношей 12-13 лет экспериментальных и контрольной групп с учетом

полиморфизма гена АСЕ, в начале эксперимента

Тесты Группа Кол-во чел. М±т 5 Р

Теппинг-тест, (кол-во раз) ЭГСС 13 50,62±2,48 8,58 Р>0,05

ЭГВ 22 50,45±1,55 7,12 р>0,05

ЭГУ 24 52,25±1,53 7,34 р>0,05

Контрольная 59 52,81±1,08 8,31

30 м с места, (с) ЭГСС 13 5,88±0,26 0,9 р>0,05

ЭГВ 22 6,18±0,2 0,91 р>0,05

ЭГУ 24 5,75±0,18 0,85 р>0,05

Контрольная 59 5,77±0,06 0,5

1000 м, (с) ЭГСС 13 319±4,26 14,75 р<0,05

ЭГВ 22 311±5,47 25,07 р>0,05

ЭГУ 24 300,38±3,06 14,65 р>0,05

Контрольная 59 305,05±3,69 28,34

Прыжок в длину с места, (см) ЭГСС 13 177,15±4,6 15,94 р>0,05

ЭГВ 22 176,81±2,38 10,89 р>0,05

ЭГУ 24 179,63±2,38 11,4 р<0,05

Контрольная 59 172,59±2,1 16,13

Подтягивание на высокой перекладине, (кол-во раз) ЭГСС 13 5,54±0,7 2,44 р<0,05

ЭГВ 22 4,32±0,31 1,41 р>0,05

ЭГУ 24 4,75±0,45 2,17 р>0,05

Контрольная 59 3,93±0,29 2,29

Классика 3 км (с) ЭГСС 11 763±46,78 155,14 р>0,05

ЭГВ 18 744,39±39,17 165,96 р>0,05

ЭГУ 23 739,68±36,81 172,64 р>0,05

Контрольная 56 770,56±26,49 198,26

Конек, 5 км (с) ЭГСС 13 1174,39±16,95 58,71 р>0,05

ЭГВ 22 1162,59±10,8 49,5 р>0,05

ЭГУ 24 1146,96±11,26 54 р>0,05

Контрольная 59 1151,98±6,66 51,18

В результате проведенного педагогического тестирования по общей и специальной физической подготовленности до начала эксперимента лучшие результаты показала ЭГУ в теппинг-тесте 52,25±1,53 (р>0,05), в кроссе на 1000 м - 300,38±3,06, (р>0,05), прыжок в длину с места 179,63±2,38, (р<0,05), в беге на лыжах на дистанции 3 км классическим стилем 739,68±36,81, (р>0,05) и на дистанции 5 км коньковым стилем 1146,96±11,26, (р>0,05). Достоверность полученных результатов в каждой экспериментальной группе определялась по сравнению с контрольной группой.

ЭГСС показала лучший результат в подтягивании на высокой перекладине 5,54±0,70, (р<0,05) и хорошие результаты в тесте - прыжок в длину с места 177,15±4,60, (р>0,05).

В тестах бег 30 м с места и прыжок в длину с места у всех групп имеются плотные результаты. В контрольной группе хорошие результаты в тестах: теппинг-тест, кросс 1000м и на дистанции 5 км коньковым стилем.

После проведения эксперимента, который длился один год, нами были получены следующие результаты по общей и специальной физической подготовленности (Табл. 3). Достоверные различия (р<0,05) по сравнению с контрольной группой имеют экспериментальные группы в следующих тестах: теппинг-тест - ЭГУ; бег 30 м с места - ЭГСС и ЭГУ; кросс 1000 м - ЭГВ и ЭГУ; прыжок в длину с места в ЭГУ; подтягивание на высокой перекладине - все ЭГ; 3 км классическим стилем и 5 км коньковым стилем - ЭГВ и ЭГУ.

Таблица 3

Результаты педагогического тестирования общей и специальной физической подготовленности у юношей экспериментальных и контрольной групп __________________________после эксперимента_________________________

Тесты Группа Кол-во чел. М±т 5 Р

Теппинг-тест, (кол-во раз) ЭГСС 9 67,56±2,57 7,26 р>0,05

ЭГВ 17 68,44±1,73 6,91 р>0,05

ЭГУ 17 78,56±1,6 6,42 р<0,05

Конт 39 67,96±0,79 4,92

30 м с места, (с) ЭГСС 9 4,7±0,14 0,4 р<0,05

ЭГВ 17 4,96±0,11 0,44 р>0,05

ЭГУ 17 4,4±0,13 0,52 р<0,05

Конт 39 5,31±0,06 0,39

1000 м, (с) ЭГСС 9 264,22±4,33 12,26 р>0,05

ЭГВ 17 250,65±2,41 9,63 р<0,05

ЭГУ 17 239,12±2,65 10,62 р<0,05

Конт 39 264,85±2,8 17,5

Прыжок в длину с места, (см) ЭГСС 9 193±3,72 10,52 р>0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭГВ 17 188,24±1,66 6,66 р>0,05

ЭГУ 17 195,88±0,93 3,74 р<0,05

Конт 39 188,95±1,04 6,5

Подтягивание, (кол-во раз) ЭГСС 9 11,22±1,04 2,95 р<0,05

ЭГВ 17 9,24±0,44 1,79 р<0,05

ЭГУ 17 11,82±0,44 1,78 р<0,05

Конт 39 7,1±0,27 1,71

3 км классическим стилем, (с) ЭГСС 8 485,5±37,7 106,62 р>0,05

ЭГВ 17 468,65±10,63 42,6 р<0,01

ЭГУ 17 453,12±6,78 27,13 р<0,01

Контрольная 39 568,28±33,01 206,17

5 км коньковым стилем, (с) ЭГСС 8 1096±17,98 50,85 р>0,05

ЭГВ 17 1002,41±10,8 14,41 р<0,05

ЭГУ 17 1039,65±15,7 62,8 р<0,05

Контрольная 38 1089,63±8,18 50,41

Таким образом, по результатам тестирования общей физической подготовленности лучшие результаты показала ЭГУ. В результатах тестирования специальной физической подготовленности на дистанциях 3 и 5 км лучшие результаты в ЭГУ и ЭГВ.

ЭГСС имеет хороший достоверный результат в беге 30 м с места и подтягивании. На дистанции 5 км результат ниже, чем в контрольной группе, на дистанции 3 км классическим стилем несколько выше.

Подводя итоги, хотелось отметить, что в возрасте 13-14 лет, спортсмены со смешанным генотипом показали лучшие результаты. Также в данном возрасте спортсмены, генетически предрасположенные к аэробным нагрузкам, успешно выступили на длинной

дистанции 5 км. Юные спортсмены, генетически предрасположенные к скоростносиловым нагрузкам, на дистанциях 3 и 5 км не смогли показать высокие результаты. Возможно, более успешно они будут выступать на спринтерских дистанциях в старшем возрасте.

Для юных спортсменов 13-14 лет необходимо использовать дифференцированный подход. Выбор оптимальной методики подготовки в лыжных гонках с акцентом развития физических качеств (скоростно-силовых, выносливости или универсальных) необходимо осуществлять с помощью современных технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметов, И.И. Молекулярная генетика спорта : монография / И.И. Ахметов. - М. : Советский спорт, 2009. - 268 с.

2. Леконцев, Е.В. Ассоциация полиморфизма в гене АСЕ и уровня максимального потребления кислорода у человека / Е.В. Леконцев, О.В. Гумерова, Е.В. Воробьева // Материалы девятой Всероссийской медико-биологической конференции молодых исследователей «Человек и его здоровье». - Санкт-Петербург : [б. и.], 2006. - С. 188-189.

3. Молекулярно-генетические маркеры спортивной успешности / Э.А. Бондарева, Е.В. Ростовцева, А.С. Шебанова, И.И. Агапов // Биотехнология. - 2008. - № 4. - С. 3-21.

4. Оценка суммарного вклада аллелей генов в определении предрасположенности к спорту / И.В. Астратенкова, А.И. Комкова, И.И. Ахметов, А.М. Хакимуллина, И.А. Можайская, Ю.В. Шихова, С.Е. Хальчицкий, В.А. Рогозкин, А.М. Дружевская // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 3. - C. 67-70.

REFERENCES

1. Akhmetov, I.I. (2009), Molecular genetics of sports. Monograph, Soviet sports, Moscow.

2. Lekontsev, E.V., Gumerova, O.V. and Vorobyova, E.V. (2006), “Polymorphism Association in a gene to ICQ and level of the maximum consumption of oxygen at person”, Materials of the ninth All-Russian medicobiological conference of young researchers "Person and his health", St. Petersburg, pp. 188-189.

3. Bondareva E.A., Rostovtsev, E.V., Shebanov, A.S. and Agapov, I.I. (2008), “Molecular and genetic markers of sports success”, Biotechnology, No. 4. pp. 3-21.

4. Astratenkova, I.V., Komkov, A.I., Akhmetov, I.I., Hakimullina, A.M., Mozhayskaya, I.A., Shikhova, Yu.V., Halchitsky, S.E., Rogozkin, V.A. and Druzhevskaya, A.M. (2008), “Score of a total contribution of alleles of genes in determination of predisposition to sports”, Theory and practice ofphys-ical culture, No. 3. pp. 67-70.

Контактная информация: ann1892@yandex.ru; yakovlev-ski@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.07.2014.

УДК 797.21

НАТАТОМЕТР - ПРИБОР ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СТИЛЯ ПЛАВАНИЯ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНУТРИЦИКЛОВОЙ СКОРОСТИ

Андрей Иванович Крылов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Александр Аркадьевич Бутов, кандидат психологических наук,

Алекс Акватикс (Чикаго, США),

Джорж Вендт, доктор философии, “Клуб плавания Чикаго Мастерс”, (Чикаго, США)

Аннотация

В статье представлен аппаратный комплекс, названный авторами Нататометр, который позволяет измерять внутрицикловую скорость и передавать ее характеристики пловцу в режиме реального времени. Нататометр™ - это система, которая измеряет мгновенную скорость пловца,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.