Научная статья на тему 'Подготовка лыжников-гонщиков на основе развития ведущих психических функций'

Подготовка лыжников-гонщиков на основе развития ведущих психических функций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / MENTAL FUNCTIONS / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВОСПРИЯТИЯ / SPECIALIZED PERCEPTIONS / ВНИМАНИЕ / ATTENTION / ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ / PERCEPTION OF TIME / ВОСПРИЯТИЕ СКОРОСТИ / PERCEPTION OF SPEED / ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА / PERCEPTION OF SPACE / ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / VISUAL MEMORY / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / MOTORIAL MEMORY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Березненко Е.П., Сидоров Л.К.

В данной статье рассматривается проблема, стоящая перед современным спортом дальнейшее совершенствование тренировочного процесса. Авторы показывают, что одно из прикладных направлений психологии спорта -составление и применение психоспортограмм в различных видах спорта, выделение с помощью их ведущих психических функций и специализированных восприятий, которые будут являться основой в подготовке спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Березненко Е.П., Сидоров Л.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF PREPARATION OF SKIERS-RACERS 14 - 15 YEARS ON THE BASIS OF DEVELOPMENT OF LEADING MENTAL FUNCTIONS

In given article the problem facing modern sports -the further perfection of training process is considered. Authors show that one of applied directions of psychology of sports, drawing up and application psychosportgram in various sports and allocation by means of their leading mental functions and specialized perceptions which will be a basis in preparation of sportsmen.

Текст научной работы на тему «Подготовка лыжников-гонщиков на основе развития ведущих психических функций»

Е.П. Березненко, Л.К. Сидоров Методика совершенствования технической подготовки лыжников-гонщиков (спринтеры)

Изменение показателей на контроль- группе показатели улучшились на 15,46% ной дистанции 1 км (спринт) представ- при Р<0,01, в контрольной - на 8,0% при лены в таблице 2. В экспериментальной Р<0,05.

Таблица 2

Сравнение показателей контрольной дистанции 1 км (спринт) _у лыжников-гонщиков_

Группы В начале эксперимента (сек) В конце эксперимента (сек) Сдвиги t Р

В абс. величинах В %

Экспериментальная 186,2±6,5 157,4±4,4 28,8 15,46 3,643 < 0,01

Контрольная 188,6±4,5 173,5±4,2 15,1 8,0 2,453 <0,05

t 0,303 2,646

Р > 0,05 <0,05

Из таблиц видно, что результаты в экспериментальной группе к концу эксперимента выше, чем в контрольной.

Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Техника передвижения на лыжах такими способами как стартовый разгон (попеременно двухшажный классический ход с места, переход на одновременный бесшажный ход «без шага»), одновременный бесшажный классический ход (с подъемом на носки), попеременный двушажный классический ход (более высокий темп передвижения), низкая стойка спуска, финишный рывок -«разножка», существенно влияет на результат в спринте.

2. Применение специальных средств, направленных на совершенствование технической подготовки лыжников-гонщиков с учетом спринтерской дистанции, повышает эффективность тренировочного процесса, что выражается в более высоких скоростях передвижения в спринте.

Литература

1. История соревнований. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.flgr.ru/ ?node=198 История соревнований (дата обращения 08.07.2011).

2. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника- М.: Физкультура и спорт, 1999. - 264с.

3. Поварещенкова Ю.А. Исследование двигатель-ных способностей лыжников-гонщиков к спринтерским дистанциям // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 11. - С. 37-38.

4. Раменская Т.И. Юный лыжник - М.: СпортАкадемПресс, 2004. - 204 с.

ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ВЕДУЩИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

PERFECTION OF PREPARATION OF SKIERS-RACERS 14 - 15 YEARS ON THE BASIS OF DEVELOPMENT OF LEADING MENTAL FUNCTIONS

Е.П. Березненко, Л.К. Сидоров E.P. Berezenko, L.K. Sidorov

В данной статье рассматривается проблема, стоящая перед современным спортом -дальнейшее совершенствование тренировочного процесса. Авторы показывают, что одно из прикладных направлений психологии спорта -составление и применение психоспортограмм в различных видах спорта, выделение с помощью их ведущих психических функций и специализированных восприятий, которые будут являться основой в подготовке спортсменов.

Ключевые слова: психические функции, специализированные восприятия, внимание, восприятие времени, восприятие скорости, восприятие пространства, зрительная память, двигательная память.

In given article the problem facing modern sports - the further perfection of training process is considered. Authors show that one of applied directions of psychology of sports, drawing up and application psychosportgram in various sports and allocation by means of their leading mental functions and specialized perceptions which will be a basis in preparation of sportsmen.

Key words: mental functions, specialized perceptions, attention, perception of time, perception of speed, perception of space, visual memory, motorial memory.

Актуальность данной работы заключается в том, что лыжные гонки, как и другие виды спорта, имеют ряд проблем. Одна из них - дальнейшее совершенствование тренировочного процесса, который в свою очередь будет способствовать более качественной подготовке спортсменов к соревновательной деятельности, достижению высоких спортивных результатов, сохранению и укреплению здоровья [1, с. 4; 2, с. 84].

Ряд специалистов в области физии-ческой культуры и психологии спорта считают, что резервы человеческой психики - это одна из перспектив дальнейшего совершенствования тренировочного процесса, повышения спортивных достижений и снижения продолжительности сроков подготовки спортсменов [3, с. 29].

Спортивная деятельность, как и любая другая, определяется протеканием психических процессов. Во время обучения, тренировок и соревнований спортсмен проявляет психическую активность, которая с точки зрения познания сопряжена с проявлением мыслительных операций памяти, внимания, ощущений, восприятий и т.д. [4, с. 24]

Естественно полагать, что особая роль принадлежит ведущим психическим функциям, обеспечивающим эффективность выполнения действий в конкретном виде спорта. По мере их развития и совершенствования многие из них становятся специализированными или иначе «чувствами» и специфически проявляются в отдельных видах спорта [5, с. 131]. Именно развитие ряда психических функций человека является отправным пунктом для дальнейшего их совершенствования и повышения спортивного мастерства.

Представляет определенный интерес воздействие систематических занятий лыжным спортом на уровень развития ряда психических функций юных

спортсменов 14-15 лет [6, с. 12]. Именно этот возраст связан с сенситивным периодом развития ряда психических функций, который заложен в основных закономерностях возрастной психологии [7, с. 147; 8, с. 54]. Это в сущности и определило выбор данного исследования.

Цель исследования - выявить эффективность применения специальных средств развития ведущих психических функций в методике подготовки лыжников-гонщиков 14-15 лет.

Организация, методы и результаты исследования

Данное исследование проводилось на базе филиала научно-методического центра КГПУ им. В.П.Астафьева в Див-ногорском училище Олимпийского резерва (УОР) в 2007 - 2009 гг.

Для проведения эксперимента были сформированы 2 группы лыжников-гонщиков в возрасте 14 - 15 лет (экспериментальная и контрольная) по 15 человек в каждой, занимающиеся в учебно-тренировочных группах (УТГ). Контрольная группа занимались согласно требованиям программы для данного контингента. В основе методики тренировочного процесса в экспериментальной группе лежал принцип целенаправленного развития психических функций лыжников, имеющих лимитирующие значение для показа спортивного результата. Для этого применялись различные средства и методы психолого-педагогического воздействия, направленные на развитие специализированных восприятий и формирование эмоционального фона с использованием средств эмоционального воздействия (спортивные и подвижные игры, эстафеты, круговой метод тренировки, музыкальное сопровождение и т.д.). В обеих группах учебно-тренировочный процесс осуществлялся автором данной работы.

Е.П. Березненко, Л.К. Сидоров Подготовка лыжников-гонщиков на основе развития ведущих психических функций

В работе применялись следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ научно-методической и специальной литературы.

2. Педагогический эксперимент.

3. Устный и анкетный опрос юных спортсменов, беседы.

4. Психолого-педагогические наблюдения.

5. Психолого-педагогические методы определения уровня развития психических функций в лабораторных и естественных условиях.

6. Методы математической статистики.

Результаты полученные в ходе эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Изменение показателей ведущих психических функций лыжников-гонщиков 14-15 лет

Группы В начале эксперимента (абс. величины) В конце эксперимента (абс. величины) Сдвиги t Р

В абс. величинах В %

Коэффициент работоспособности внимания

Экспериментальная 371,1±9,96 411,8±6,28 40,7 10,96 3,456 < 0,01

Контрольная 366,2±15,31 394,2±13,14 28 7,64 1,387 > 0,05

1 0,268 1,208

Р > 0,05 > 0,05

Переключения и перераспределения внимания

Экспериментальная 28,7±1,77 33,4±1,12 4,7 16,37 2,243 < 0,05

Контрольная 27,9±2,1 31,7±1,4 3,8 13,62 1,505 > 0,05

1 0,291 0,948

Р > 0,05 > 0,05

Восприятие пространства

Экспериментальная 6,1±0,36 4,9±0,37 1,2 19,67 2,324 < 0,05

Контрольная 6,3±0,35 5,3±0,34 1,0 15,87 2,049 > 0,05

1 0,398 0,796

Р > 0,05 > 0,05

Зрительная память

Экспериментальная 15,0±0.97 18,5±0,73 3,5 23,33 2,883 < 0,05

Контрольная 15,2±0,93 17,2±0,71 2,0 13,15 1,709 > 0,05

1 0,148 1,276

Р > 0,05 > 0,05

Двигательная память

Экспериментальная 0,88 ±0,063 0,65±0,037 0,23 26,13 3,148 < 0,01

Контрольная 0,92±0,071 0,78±0,047 0,14 15,21 1,644 > 0,05

1 0,421 2,173

Р >0,05 >0,05

Восприятие времени

Экспериментальная 8,11±0,7 6,1±0,48 2,01 24,78 2,368 <0,01

Контрольная 7,72±0,81 6,9±0,45 0,82 10,62 0,884 >0,05

1 0,364 1,215

Р >0,05 >0,05

Вариативность «нормального» двигательного темпа

Экспериментальная 0-1,2±0,13 0-0,8±0,1 0-0,4 33,33 2,438 < 0,05

Контрольная 0-1,5±0,15 0-1,3±0,16 0-0,2 13,33 0,911 > 0,05

1 1,511 2,649

Р > 0,05 < 0,05

Восприятие скорости

Экспериментальная 0,481±0,035 0,388±0,021 0,093 19,33 2,278 < 0,05

Контрольная 0,492±0,044 0,436±0,024 0,056 11,38 1,117 > 0,05

1 0,195 1,505

Р > 0,05 > 0,05

Сравнительный анализ показателей ведущих психических функций лыжников-гонщиков в конце

эксперимента в экспериментальной и контрольной группах показал более существенные сдвиги в первой группе, что свидетельствует об эффективности предлагаемой методики.

Анализ скоростей передвижения в гонках в течение всего зимнего сезона у юных лыжников 14-15 лет выявил следующее:

- средняя скорость в гонках с ростом тренированности юных спортсменов постепенно повышалась в обеих группах и затем снижалась к концу соревновательного периода (рис 1);

- у лыжников экспериментальной группы скорость передвижения поддерживалась на более высоком уровне и более продолжительное время, что свидетельствует о их устойчивости к предложенным соревновательным нагрузкам (рис 1).

Рис 1. Динамика скоростей передвижения у лыжников-гонщиков 14-15 лет

На основании полученных в исследование данных представляется возможным сделать следующие выводы:

1. Направленность учебно-тренировочных занятий с юными лыжниками 1415 лет на развитие и совершенствование ведущих психических функций, способствует их улучшению.

2. Применение методических приемов, направленных на развитие ведущих психических функций лыжников-гонщиков и использование средств эмоционального воздействия на тренировках, способствуют значительному повышению скорости передвижения на лыжах.

Литература

1. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. - М.: Астрель, 2006. - 863 с.

2. Попов Г.Н., Ширенкова О.З. Критерии здоровья: адаптация, социализация,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

индивидуализация // Вестн. Томского гос. пед. унта. - 2007. - № 5 (68). - С. 83-86.

3. Баранов А.Г. Психологические резервы оптимизации спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 5. - С. 29.

4. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие. М.: Академия, 2004. - 224 с.

5. Раменская Т.И., Баталов А.Г. Лыжный спорт. Учебник. - М.: Физическая культура, 2005. - 320 с.

6. Фомин Л.М. Эффективность занятий эмоционального характера в процессе подготовки юных лыжников гонщиков (12-13, 14-15 лет): Дис... канд. пед. наук. - М.: 1972. - 200 с.

7. Психология: учеб. для ин-тов физ.культуры / под ред. В.П. Мельникова. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 367 с.

8. Беленко И.С. Психофизиологические особенности у юных спортсменов игровых видов спорта разного возрастного периода развития и тренированности // Вестн. Томского гос. пед. унта. - 2009. - № 3 (81). - С. 54-57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.