Научная статья на тему 'Подготовка компетентных специалистов легкой промышленности в системе непрерывного профессионального образования технологического университета1'

Подготовка компетентных специалистов легкой промышленности в системе непрерывного профессионального образования технологического университета1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕDUCATING OF COMPETENT LIGHT INDUSTRY PROFESSIONALS IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION AT THE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова О. Е., Никитина Л. Л., Богданова В. И., Шагеева Ф. Т.

Подготовка в технологическом университете компетентных специалистов легкой промышленности возможна на основе проектнодеятельностного подхода. Формирование стержневых компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, может осуществляться в рамках образовательного кластера. Карьерные перспективы выпускников расширяются при использовании различных форм дополнительного профессионального образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова О. Е., Никитина Л. Л., Богданова В. И., Шагеева Ф. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t is possible to educate competent light industry professionals basing on project-activity approach. Core competences guarantying competitiveness on the labor market can be developed within the framework of educational cluster. University graduates carrier possibilities become larger when various forms of supplementary professional education.

Текст научной работы на тему «Подготовка компетентных специалистов легкой промышленности в системе непрерывного профессионального образования технологического университета1»

О. Е. Гаврилова, Л. Л. Никитина, В. И. Богданова,

Ф. Т. Шагеева

ПОДГОТОВКА КОМПЕТЕНТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА1

Ключевые слова: проектно-деятельностный подход, образовательный кластер, дополнительное профессиональное образование.

Подготовка в технологическом университете компетентных специалистов легкой промышленности возможна на основе проектнодеятельностного подхода. Формирование стержневых компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, может осуществляться в рамках образовательного кластера. Карьерные перспективы выпускников расширяются при использовании различных форм дополнительного профессионального образования.

Keywords: еducating of competent light industry professionals in the system of continuous professional education at the technological university

It is possible to educate competent light industry professionals basing on project-activity approach. Core competences guarantying competitiveness on the labor market can be developed within the framework of educational cluster. University graduates carrier possibilities become larger when various forms of supplementary professional education.

Сегодня в высшей школе осуществляется переход на подготовку компетентных специалистов, обладающих высоким уровнем знаний, сформированности умений и навыков по специальности, знанием специфики будущей профессиональной деятельности, опытом профессиональной деятельности, мотивацией личностного развития, способных принимать самостоятельные решения, в полной мере готовых к профессиональной деятельности [4]. Современное состояние легкой промышленности обладает рядом специфических особенностей: постоянно меняющийся ассортимент моделей изделий, мелкосерийность производства, изменение спроса потребителей, появление новых материалов и технологий, высокие требования к качеству готовых изделий и т.д. В таких условиях предприятиям легкой промышленности нужны специалисты, готовые к выполнению всех видов профессиональной деятельности, способные решать возникающие проблемы в нестандартных производственных ситуациях.

Подготовка в технологическом университете компетентных специалистов легкой промышленности возможна на основе проектно-деятельностного подхода [1]. Проектнодеятельностный подход к обучению предполагает его построение на активной основе, через целесообразную деятельность студента, с учетом его личных интересов в знании. Включение студентов в проектную деятельность должно обеспечить формирование у выпускника компетенций, обеспечивающих опережающую конкурентоспособность на

1 Статья выполнена в рамках госконтракта № 14.740.11.0236

рынке труда. Использование в инженерной подготовке проектного обучения способствует решению образовательных, воспитательных и развивающих задач.

В образовательном процессе формирование профессиональной компетентности возможно путем решения многообразных задач, моделирующих, имитирующих или реально отражающих профессиональную деятельность. При этом задачи должны носить межпредметный и профессионально-направленный характер, так как сама проблема формирования профессиональной компетентности на этапе освоения специальности носит междисциплинарный характер. Для решения задачи формирования профессиональной компетентности на этапе освоения специальности необходима стратегия, охватывающая все дисциплины подготовки специалистов, которая предполагает:

• целостность, непрерывность и преемственную взаимосвязь всех дисциплин подготовки специалиста;

• направленность содержания учебного материала, форм, методов и средств обучения каждой из дисциплин подготовки на становление и развитие профессиональной компетентности будущих специалистов;

• отражение в каждой из дисциплин подготовки специалистов компонентов их профессиональной деятельности, путем решения задач, моделирующих, имитирующих или реально отражающих профессиональную деятельность;

• погружение студентов в активную профессиональную деятельность на всех этапах непрерывной учебно-производственной практики.

Использование методов и средств современного проектно-деятельностного образования может быть осуществлено в рамках профессиональных конкурсов, студенческих конструкторских бюро, образовательных кластеров, венчурных предприятий, корпоративных университетов и так далее.

Так, например, при подготовке к конкурсу студент проходит все этапы выполнения курсового проекта. Различие заключается в том, что итогом работы над курсовым проектом является конструкторская документация на одно изделие, результат подготовки к конкурсу помимо конструкторской документации - готовая коллекция, состоящая из трех моделей. Преимущество проекта, ориентированного на подготовку к конкурсу, в его «реальности», что «заставляет» студента чувствовать ответственность за принимаемые решения, подходить более осознано к подготовке конструкторской документации.

Образовательный кластер - это система взаимосвязанных по вертикали и горизонтали учреждений профессионального образования и предприятий, объединенных по отраслевому признаку. В образовательный кластер могут входить предприятия, вуз, техникумы и профессиональные училища, а также профильные классы общеобразовательных школ. Самые мощные стимулы для участников образовательного кластера - гарантия трудоустройства для выпускников вуза, возможности карьерного роста, льготы при поступлении в вуз для студентов профтехучилищ. Вследствие огромной заинтересованности потребителя «продукта» системы образования - предприятий легкой промышленности качеству подготовки придается особое значение.

При условии формирования образовательного кластера на базе предприятий легкой промышленности студентам даются реальные проектные задания. Сочетание в процессе подготовки теоретических основ и знаний о способах осуществления деятельности и опыта конкретной профессиональной деятельности позволит студенту овладеть самой деятельностью, а не знаниями о ней. В таком случае у студентов в процессе обучения будут формироваться проектный и производственно-технологический компоненты компетентности.

В Казанском государственном технологическом университете (КГТУ) в институте технологии легкой промышленности, моды и дизайна на кафедре конструирования одежды и обуви в 2009 году было проведено анкетирование групп студентов, обучающихся на третьем, четвертом курсах по специальности «Конструирование швейных изделий». Целью анкетирования являлось выявление состава групп обучающихся и определение некоторых составляющих профессиональной направленности: уровня, источников и характера мотивации учебной деятельности данных студентов, а также социальных ожиданий от предстоящей профессиональной деятельности. Кроме того, анкетирование позволяло создать условия для рефлексии, самоопределения студентов в их отношении к образовательному процессу, определения ими своих мотивов и ожиданий выполнения социальной роли. В опросе приняли участие студенты третьего и четвертого курсов.

Среди студентов третьего курса 56% опрошенных не имеют начального профессионального образования и не обучаются параллельно с обучением в вузе ни в учреждениях начального профессионального образования, ни в системе дополнительного образования КГТУ, 11% опрошенных получают несмежную специальность на факультете дополнительного образования (ФДО) КГТУ, 22% - получают смежную специальность параллельно с обучением в вузе, 11% - имеют небольшой опыт работы в швейном производстве. Среди студентов четвертого курса 38% респондентов параллельно с обучением в вузе получают смежную рабочую специальность (закройщик-портной) в профессиональном лицее, 4% - несмежную рабочую специальность в том же лицее и 8% -обучаются на факультете дополнительного образования КГТУ, 50% - получают только основное высшее образование. Студентам четвертого курса была предложена анкета, содержащая следующие группы вопросов: на выявление наличия профильного начального профессионального образования респондента, а также получаемого дополнительного образования на момент опроса; касающиеся содержания спецдисциплин, изучаемых в учреждениях начального профессионального образования или дополнительного образования; требующие от студента оценки и анализа влияния начального профессионального образования на результаты обучения в вузе; на определение социальных ожиданий от начального профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования; самооценки наличия трудностей при изучении спецдисциплин в вузе. На вопрос со свободным конструированием ответа «Каких результатов Вы ожидаете от обучения в вузе?» 62% всех опрошенных ответили, что хотят «получить навыки конструирования и глубокие знания по специальности», «достичь перспективного уровня профессиональной компетентности», «стать квалифицированным специалистом», 16% - не задумывались, 16% - хотят получить профессию, которая будет приносить доход и обеспечит трудоустройство, 4% - хотят получить диплом о высшем образовании, 4% - видят своей целью развитие личности. То есть подавляющее большинство испытуемых обнаружили широкие социальные мотивы, мотивы самоопределения и самосовершенствования, саморазвития. Узколичные мотивы учебной деятельности, мотивацию престижа имеют лишь 8% опрошенных. Как и предполагалось, никто из студентов не обнаружил отрицательные мотивы (избежания наказания), что на наш взгляд, связано с типом образовательной системы.

На вопрос «Каких результатов Вы ожидаете от обучения в профтехучилище или на ФДО?» студенты, которые параллельно с обучением в вузе получают смежную рабочую специальность (закройщик-портной) в профессиональном лицее (первая подгруппа), дали ответы: «получить дополнительную специальность», «получить знания в различных областях», «получить опыт практической деятельности», «получить диплом», «получить

хорошие практические навыки по быстрому и качественному раскрою и пошиву одежды», «полученные знания помогут реализоваться в жизни». Студенты, которые получают несмежную рабочую специальность, и те, которые обучаются на ФДО КГТУ, (вторая и третья подгруппа) хотят расширить свой кругозор и получить дополнительную специальность, что обнаруживает у студентов первой подгруппы наличие мотивации профессиональной компетентности и мотивации престижа, а у студентов второй и третьей подгрупп - мотивации развития личности. 80% студентов первой подгруппы считают, что получать две специальности одного профиля легче, чем одну, так как «на практике используется и закрепляется теоретический материал», «приобретается больше навыков». В таком случае усвоение знаний перестает носить общий и абстрактный характер. Например, если будущий инженер-конструктор швейных изделий знакомится с правилами размещения надсечек по срезам на лекалах, эти правила для него в некоторой степени абстрактны. Но если он при этом уже имеет рабочую специальность «портной», то он вполне отчетливо представляет себе, с какими сложностями в процессе сборки изделия столкнется портной в случае ошибки конструктора. То есть из узколичной мотивации престижа «достичь перспективного уровня профессиональной компетентности» возникает широко социальная мотивация ответственности.

Отметим, что у первой подгруппы студентов возникают трудности овладения спецдисциплинами в вузе у 50% подгруппы, а в остальных подгруппах - у 69%. Анализ академической успеваемости студентов всей группы показал, что студенты первой подгруппы имеют более высокие оценки по спецдисциплинам, чем студенты остальных подгрупп. Таким образом, актуальным и обоснованным становится исследование условий формирования стержневых компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность специалистов швейной промышленности на рынке труда, в рамках образовательного кластера с включением в процесс профессионального образования элементов проектной деятельности [5]. Как правило, в одной учебной группе обучаются студенты, имеющие различный уровень базовой подготовки. Уровень развития различных компетенций -составляющих профессиональной компетентности - неоднороден: в группе обучаются студенты с начальным профессиональным образованием, с опытом работы по смежной специальности и студенты с общеобразовательным уровнем подготовки; с более высоким уровнем знаний по предметам естественнонаучного цикла и более низким; с более высокой и устойчивой мотивацией и более низкой. Внутри одной учебной группы можно наблюдать различный уровень понимания студентами «профессиональной» информации, владения профессиональной терминологией, понимания профессиональной значимости тех или иных элементов содержания СД; различную структуру мотивации (значимость мотивов). В то же время, в учебном плане специальности предусмотрена одинаковая продолжительность обучения, единый режим проведения занятий.

Необходимость формирования у будущих специалистов легкой промышленности знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности в условиях образовательного кластера требует поиска и разработки эффективных форм и методов обучения, технологий организации учебного процесса, адекватных современным требованиям.Чтобы быть конкурентоспособными на современном рынке труда и рабочей силы выпускникам технологического университета уже недостаточно иметь высокий уровень профессиональной подготовки. Владение дополнительными профессиональными качествами и навыками, которые не обеспечиваются подготовкой в рамках базовой специальности, но способствуют расширению профессиональных возможностей выпускников, существенно расширяет их карьерные перспективы.

В современных условиях дополнительное профессиональное образование (ДНО) становится действенным инструментом, несущим основную нагрузку по адаптации студентов к выполнению новых функциональных обязанностей [5]. Система ДНО, более гибкая и результативная, превращается в завершающую ступень профессионального образования. В отличие от высшего профессионального образования, которое создает базу фундаментальных знаний, умений и навыков специалиста, ДНО дает возможность надстройки к уже имеющимся новых навыков, являющихся востребованными на рынке труда, что делает выпускника вуза более конкурентоспособным. Особенно актуальным это является в современных российских условиях, когда достаточно большой процент выпускников вузов не трудоустраивается по своей специальности.

Дополнительное профессиональное образование - это ответ времени на требования изменившейся социальной, экономической и культурной ситуации в стране. Значимость и роль дополнительного профессионального образования в вузе трудно переоценить.

Целью дополнительного профессионального образования студентов является подготовка к конкретным актуальным и перспективным видам профессиональной деятельности по дополнительной специальности, являющейся востребованной в обществе с учётом долгосрочного прогноза, а значит и повышение конкурентоспособности выпускников технического вуза на региональном рынке труда и рабочей силы.

В последнее время в вузах России ведётся поиск новых путей повышения конкурентоспособности выпускников. Это связано с переходом экономики к рыночным отношениям. Рыночная экономика обусловливает не только постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка, в том числе и рынка труда, но и новые требования, предъявляемые к выпускнику вуза. Разумеется, от вузов по-прежнему ждут хороших профессионалов, специалистов в определенной сфере профессиональной деятельности. Хотя в современных условиях этого мало: выпускнику необходимо разбираться в процессах, происходящих в экономике и политике; уметь оценивать плюсы и минусы сложившейся ситуации и находить оптимальные решения возникающих проблем [2].

Высшая школа модельного бизнеса, как структурное подразделение Института дополнительного профессионального образования, ставит своей задачей расширение карьерных перспектив студентов технологического университета, занимающихся по основным специальностям «Технология швейных изделий», «Конструирование швейных изделий», «Дизайн». Целью деятельности школы является удовлетворение познавательных потребностей студентов, развитие их профессионального, интеллектуального и общекультурного потенциала, творческих способностей, подготовка и участие в конкурсах профессионального мастерства.

Организационной основой учебного процесса при такой дополнительной подготовке являются общедидактические принципы системности, непрерывности, индивидуализации и дифференциации обучения, динамичности, вариативности,

преемственности и взаимосвязи с базовой специальностью. Широко используется модульный подход, обеспечивающий возможность индивидуализации образовательной траектории студентов.

Так, например, программа «Технология пошива одежды в домашних условиях», базируется на дисциплине «Технология швейного производства», относящейся к циклу специальных дисциплин. Нрограмма состоит из нескольких модулей, направленных на освоение технологии пошива легкого платья, женского жакета, поясных изделий, мужских пиджаков, пальто, белья и корсетных изделий, головных уборов, одежды из меха, кожи, трикотажного полотна. Каждый модуль является законченным, относительно

самостоятельным элементом, что позволяет, с учетом возможностей и потребностей студентов, комплектовать для каждого из них свою собственную конкретную дополнительную программу.

Основные теоретические знания, позволяющие освоить данную дополнительную программу, начиная с подготовительного, затем раскройного производства, а также поузловой обработки швейных изделий, были получены студентами при изучении дисциплины «Технология швейного производства». Применение же этих знаний на практике становится возможным при освоении дополнительной образовательной программы. Студентам предлагается в рамках отдельного модуля изготовить конкретное изделие, поэтапно: начиная с выбора модели, подбора материала, снятия мерок с фигуры человека, построения конструкции, расчета и раскроя материала, составления последовательности обработки и сборки деталей и узлов изделия, выполнять контроль качества. В процессе работы над изделием у них появляется возможность увидеть результаты своего труда. Это помогает в дальнейшем овладеть навыками расчета технологических операций изготовления швейных изделий, умений графического изображения и чтения узлов обработки швейных изделий.

Таким образом, подготовка компетентных специалистов легкой промышленности, обладающих конкурентными преимуществами в современных изменяющихся условиях, может быть осуществлена при использовании всех элементов системы непрерывного профессионального образования технологического университета.

Литература

1. Дьяконов, С. Корпоративные университеты на основе проектно-деятельностного образования, как инструмент инновационного развития / С. Дьяконов [и др.] // Высшее образование в России. -2006. - №11. - С. 3-15.

2. Маливанов, Н. Проектирование системы формирования профессионально важных качеств инженера в системе непрерывного образования / Н.Маливанов // Вестник высшей школы. - 2005. -№1. - С.52-53.

3. Маслова, Н.Ф. Профессиональная подготовка студентов в ходе проектного обучения / Н.Ф.Маслова, А.Д.Абашина // Высшее образование в России. - 2009. - №1. - С.170-173.

4. Шагеева, Ф.Т. Организация подготовки специалистов легкой промышленности на основе компетентностного и проектно-деятельностного подходов / Ф.Т.Шагеева, О.Е.Гаврилова, Л.Л.Никитина, В.И.Богданова // Кожа и мех в XXI веке. Технология, качество, экология, образование . - Улан-удэ, 2009. - С.266-272.

5. Шагеева, Ф. Т. Технологии дополнительного профессионального образования в инженерном вузе / Ф.Т.Шагеева. - Казань: РИЦ «Школа», 2008. - 257с.

© О. Е. Гаврилова - ассистент, аспирант каф. конструирования одежды и обуви КГТУ; Л. Л. Никитина - канд. пед. наук, доцент той же кафедры; В. И. Богданова - ст. преподаватель, аспирант каф. моды и технологии КГТУ; Ф. Т. Шагеева - д-р пед. наук, профессор каф. ПиМ ВПО КГТУ, cppkp@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.