Научная статья на тему 'Подготовка к открытию Московской математико-навигацкой школы и начало её деятельности в начале XVIII столетия'

Подготовка к открытию Московской математико-навигацкой школы и начало её деятельности в начале XVIII столетия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
790
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
XVIII В / ПЕТР I / А.А. КУРБАТОВ / Л.Ф. МАГНИЦКИЙ / МОСКОВСКАЯ ШКОЛА МАТЕМАТИКО-НАВИГАЦКИХ НАУК / ОТКРЫТИЕ / НАЧАЛО УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОБЛЕМЫ / ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / EIGHTEENTH CENTURY / PETER THE I / A. A. KURBATOV / L. F. MAGNITSKY / THE MOSCOW SCHOOL OF MATHEMATICAL AND NAVIGATION SCIENCES / OPENING / THE BEGINNING OF TRAINING ACTIVITIES / PROBLEMS / SALARIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бенда В.Н.

В статье ведется речь об одном из первых военно-специальных учебных заведений Московской школе математико-навигацких наук, положившей начало целенаправленной подготовке кадров для создаваемого Военно-морского флота российского государства в начале XVIII в. Обращается внимание на то, с какими проблемами пришлось столкнуться государственным и военным деятелям в процессе организации начала деятельности школы и обеспечения ее всеми необходимым видами снабжения. Особое внимание в статье уделено освещению роли в становлении и развитии, которую сыграли видный государственный деятель Алексей Александрович Курбатов и известный русский ученый-математик Леонтий Филиппович Магницкий. Автор указывает на то, что роль математико-навигацкой школы наряду с Московской артиллерийско-инженерной школой, созданной практически одновременно с первой, в становлении и развитии российской системы военно-специального образования весьма значительна и важна. В научный оборот вводятся ранее неопубликованные источники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION FOR OPENING MOSCOW SCHOOL OF MATHEMATICS AND NAVIGATION SCIENCES AND THE BEGINNING OF ITS ACTIVITY AT THE BEGINNING OF THE XVIII CENTURY

The article deals with one of the first military special educational institutions the Moscow school of mathematical and navigational Sciences, which laid the Foundation of targeted training for the newly created Navy of the Russian state in the early XVIII century. Attention is drawn to the problems faced by state and military figures in the process of organizing the beginning of the school and providing it with all necessary supplies. Special attention is paid to the role of prominent statesman Alexey Kurbatov and famous Russian scientist-mathematician Leontius Filippovich Magnitsky in the formation and development of the article. The author points out that the role of the mathematics and navigation school along with the Moscow artillery and engineering school, created almost simultaneously with the first one, in the formation and development of the Russian system of military special education is very significant and important. Previously unpublished sources are introduced into scientific circulation.

Текст научной работы на тему «Подготовка к открытию Московской математико-навигацкой школы и начало её деятельности в начале XVIII столетия»

УДК: 94(47).05 ГРНТИ: 03.23.31 DOI: 10.32415/jscientia.2019.06.07

ПОДГОТОВКА К ОТКРЫТИЮ МОСКОВСКОЙ МАТЕМАТИКО-НАВИГАЦКОЙ ШКОЛЫ И НАЧАЛО ЕЁ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЕ XVIII СТОЛЕТИЯ

В. Н. Бенда

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина Россия, 196605 г. Пушкин, Петербургское шоссе, 10

ЕЗ Бенда Владимир Николаевич - bvn.1962@mail.ru

В статье ведется речь об одном из первых военно-специальных учебных заведений - Московской школе математи-ко-навигацких наук, положившей начало целенаправленной подготовке кадров для создаваемого Военно-морского флота российского государства в начале XVIII в. Обращается внимание на то, с какими проблемами пришлось столкнуться государственным и военным деятелям в процессе организации начала деятельности школы и обеспечения ее всеми необходимым видами снабжения. Особое внимание в статье уделено освещению роли в становлении и развитии, которую сыграли видный государственный деятель Алексей Александрович Курбатов и известный русский ученый-математик Леонтий Филиппович Магницкий. Автор указывает на то, что роль математико-навигацкой школы наряду с Московской артиллерийско-инженерной школой, созданной практически одновременно с первой, в становлении и развитии российской системы военно-специального образования весьма значительна и важна. В научный оборот вводятся ранее неопубликованные источники.

Ключевые слова: XVIII в., Петр I, А.А. Курбатов, Л.Ф. Магницкий, Московская школа математико-навигацких наук, открытие, начало учебной деятельности, проблемы, денежное содержание.

PREPARATION FOR OPENING MOSCOW SCHOOL OF MATHEMATICS AND NAVIGATION SCIENCES AND THE BEGINNING OF ITS ACTIVITY AT THE BEGINNING OF THE XVIII CENTURY

V. N. Bеndа

Pushkin Leningrad State University

10 St. Petersburg Hwy., 196605, Pushkin, Russia

S3 Benda Vladimir - bvn.1962@mail.ru

The article deals with one of the first military special educational institutions - the Moscow school of mathematical and navigational Sciences, which laid the Foundation of targeted training for the newly created Navy of the Russian state in the early XVIII century. Attention is drawn to the problems faced by state and military figures in the process of organizing the beginning of the school and providing it with all necessary supplies. Special attention is paid to the role of prominent statesman Alexey Kurbatov and famous Russian scientist-mathematician Leontius Filippovich Magnitsky in the formation and development of the article. The author points out that the role of the mathematics and navigation school along with the Moscow artillery and engineering school, created almost simultaneously with the first one, in the formation and development of the Russian system of military special education is very significant and important. Previously unpublished sources are introduced into scientific circulation.

Keywords: eighteenth century, Peter the I, A. A. Kurbatov, L. F. Magnitsky, the Moscow school of mathematical and navigation Sciences, the opening, the beginning of training activities, problems, salaries.

Необходимо заметить, что Московской школе матема-тико-навигацких наук посвящена большая историческая литература. К числу наиболее крупных исследований, прежде всего, следует отнести ставшим уже классическим труд «Материалы для истории русского флота» [1], а также труды Ф.Ф. Веселаго [2], А.С. Кроткова[3], А.Е. Сукновалова [4, 5], В.К. Сергеева [6], Н.И. Барбашева [7], М.В. Сычева-Михайлова [8]. В ранее опубликованных работах, автор уже освещал отдельные аспекты организации деятельности Московской школы математико-навигацких наук [9, 10]. Этой же проблеме посвящена статья И.Г. Дурова, опубликованная в интернет-приложении к Военно-историческому журналу в 2014 г. [11].

Подготовительный период к открытию военно-учебного заведения (военно-специальной школы - В.Б.) подобного типа, какой стала московская школа математико-навигац-ких наук, началась задолго до ее основания. Общеизвестно, что Петр I прекрасно осознавал тот факт, что реализация внешнеполитических и внутренних задач, стоявших перед Россией на рубеже XVII-XVIII вв. невозможна без создания мощного отечественного военно-морского флота. Царь,

предвидя огромные трудности на этом пути, заключавшиеся, прежде всего в отсутствии необходимых кадров, как для строительства флота, так и для его боевой деятельности, в период его пребывания в Англии в 1698 г., специально знакомился с существующими в этой стране учебными заведениями и постановкой учебного процесса в них. Очевидно, именно в это время у него созрело решение об организации отечественной школы с целью подготовки необходимых кадров для создаваемого военно-морского флота. Исходя из этого намерения, Петр I познакомился в Англии и пригласил на русскую службу математика, астронома и знатока мореходных наук профессора Абердинского университета Андрея Фархварсона (Henry Fargwarson) и двух специалистов в области навигации: Степана Гвына (Stephen Gwyn) и Ричарда Грейса (Richard Gries) причем лично обуславливал условия контракта с ними. Как свидетельствует об этом сам Фархварсон, когда Петр был в Англии и «благоволил меня в службу свою принять ради учения его царского величества людей в художестве навигации и тогда же обещал мне перед генерал - поручиком Яковом Вилимовичем Брюсом и Андреем Стелсом, что деньги даваны мне будут на все

мои издержки покамест буду в сем царстве и кроме того 50 фунтов стерлингов английский денег или достоинства того русскими деньгами за ученье всякого ученика в навигацкой науке...» [12, л. 241].

Основанием для учреждения в Москве математико-навигацкой школы, послужил пышный и витиеватый Указ Петра I от 14 января 1701 г., в котором содержались ссылки на примеры древности и современную практику западноевропейских государств, опубликованный в литературе [2, с. 119; 8, с. 133-134]. К моменту объявления петровского указа об основании школы, ее учебная программа была разработана во всех деталях и согласована с Петром I. Ф.Ф. Ве-селаго прямо пишет, что учебный план школы составлял Петр с Фархварсоном [2, с. 7]. По мнению М.В.Сычева-Михайлова, учебная программа школы была составлена Магницким и Фархварсоном и утверждена Петром I [8, с. 32]. Мы полагаем, что это утверждение является ошибочным, т.к. Л.Ф. Магницкий был зачислен учителем школы после указа Петра I и с того момента, когда школа, после продолжительного подготовительного периода, уже начала действовать. Можно предположить, что когда Фархварсо-ном, Гвын и Грейс прибыли в Москву, то Петр I встречался с Фархварсоном, и, в ходе этих встреч, детально обсуждал с ним все проблемы, связанные с организацией начала деятельности школы. В первую очередь обсуждались вопросы, касающиеся учебного плана и программы, а также подготовки необходимых учебных пособий. На это ушел весь 1700 год.

В соответствии с целями подготовки квалифицированных морских специалистов, в учебном программе школы особое внимание было уделено математическим предметам, так как только на основе хорошей математической подготовки учащиеся школы могли успешно освоить теоретические предметы в области навигации и мореплавания. Поэтому школа с момента начала своей деятельности организационно разделялась на два отделения или школы; математическую и навигацкую. Последнюю в документах иногда называли «штюрманской».

Поскольку в первые года деятельности школы в нее поступали «.из добровольно хотящих» многие, не «знавшие грамоты», была организована низшая словесная, или «русская школа», где школьники обучались чтению и письму. Из письма адмиралтейского комиссара Беляева к адмиралу Ф.М. Апраксину, датированного 18 июня 1710 г., которым он сообщал о приеме новых школьников и в котором сказано, что «...солдатские дети в школу принимаются умеющие грамоте не только читать, но и писать понеже государь в оной не разумеющих письма быть не мощно» [13, л. 63], можно сделать вывод о том, что к 1710 г. так называемая «низшая школа» прекратила свое существование.

Помимо теоретической подготовки в младшей цифирной и навигацкой школах ученики так же получали необходимые знания по части «корабельных членов» и судового такелажа. Кроме этих предметов в школе преподавали фехтование или «рапирную науку», за изучение которой школьники получали большее против других жалованье [14, с. 63].

Рождение новой школы и начало ее деятельности проходили при определенных трудностях. Приглашенные из Англии учителя не знали русского языка. Русские школы того периода еще не имели необходимых печатных учебных пособий, особенно по математике. Непригодным для целей школы оказался и отведенный для нее «.большой полотняный двор в Кадашеве».

В этот период, когда школа переживала определенные организационные трудности, исключительно большею роль в ее становлении и развитии сыграл дьяк оружейной палаты Алексей Александрович Курбатов, который фактически являлся куратором и непосредственным начальником школы. Образованный, умный и энергичный деятель нового типа, верный и активный сторонник реформ Петра I, будущий знаменитым петровский «прибыльщик», он очень много сделал в развитии навигацкой школы, в приобщении русского юношества из различных социальных слоев к просвещению. А.А. Курбатов несомненно хорошо знал воспитанника Московской славяно-греко-латинской академии, замечательного русского математики Леонтия Филипповича Магницкого. 1 февраля 1701 г. Л.Ф. Магницкий был зачислен в ведомство Оружейной палаты [15, л. 380 об.], а 22 февраля по представлению А.А. Курбатова, стал учителем школы математико-навигацких наук [16, с. 468]. Именно Магницкий по указанию А.А. Курбатова осуществлял общий контроль за поддержанием дисциплины и учебным процессом в школе. А.А. Курбатов, озабоченный отсутствием русских печатных учебных пособий по математике и зная способности Л.Ф. Магницкого, обратился к нему с просьбой о подготовке такого пособия и получил согласие. Тем более, что, по всей видимости, Магницкий был представлен Петру I и лично от него получил повеление «... ради на-родныя пользы . издать через труд свой словенским диалектом ... годную к тиснению книгу арифметику» [15, л. 380 об.]. Приняв на себя важное и ответственное поручение, он писал в доношении, что «.. работати готов все-усердно», но «ради скорого во издании книги совершения ... желает он имети при себе в помоществовании кадашевца Василия Киприянова», который «имеет в тех науках знание» и желает работать.

По Указу Петра I, В. Киприянов «через учителей школ математических» был освидетельствован в знании наук и 16 февраля 1701 г. зачислен в Оружейную палату с по -велением «. к скорому во издании тоя книги совершению чинить и чем может Магницкому помоществованию в чем он и трудился по самое тоя книги совершение» [15, л. 380 об.]. С.М. Соловьев по этому поводу пишет, что «Курбатов настоял, чтоб право на издание арифметики отнято было у некоего иноземца, потому что Леонтий Магницкий не одобрил книги, и, по старанию Курбатова, в доме последнего Магницкий начал сам сочинять арифметику, которая, по словам Курбатова, вышла гораздо лучше иноземной» [17, с. 1347]. В письме к Петру I, сообщая о работе Магницкого над рукописью книги, Курбатов писал: «.... видится, что она далеко превосходит иноземцеву; благоволи её посмотреть и вели напечатать» [18, с. 670]. И не случайно сам Магницкий предпослал книге примечательные слова: «.разум весь собрал и чин природно Русский а не Немчин» [2, с. 18].

Можно сделать совершенно определенный вывод, что работа по написанию знаменитого учебника «Арифметика», велась Л.Ф. Магницким совместно с Киприяновым в очень сжатые сроки. Уже 21 ноября 1701 г. работа над рукописью была закончена, после чего она была переписана в 2-х экземплярах. Один из экземпляров рукописи был представлен Петру, который просмотрел её, сделал замечания, внёс какие то исправления и приказал «.с той книги напечатать в типографии со усмотрением исправления 2400 книг» [16, с. 468]. По всей видимости, работая над рукописью «Арифметики», Л.Ф. Магницкий приступил к сбору материала

для другого учебного пособия известного под названием «Таблицы логарифмов» или «Книги синусов». Рукопись этой книги была завершена и подготовлена к печати уже к сентябрю 1702 г., т.к. 7 сентября Оружейная палата послала «.в типографии к тиснению книг синусов на расходы 300 рублей» [16, с. 471]. Новое учебное пособие, предназначенное для школы математических и навигацких наук, вышло в Москве 11 мая 1703 г. известного под названием «Таблицы логарифмов, синусов, тангенсов, секансов».

Обратим внимание на тот факт, что в течение всего периода работы над учебными пособиями «Арифметика» и «Таблицы логарифмов» и подготовки их к изданию, существенную помощь Л.Ф. Магницкому в этом оказывал В.А. Киприянов, труд которого по неизвестным причинам не был оплачен. Работая в архиве Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи мы изучили подлинник челобитной Киприянова, поданную им на имя Петра I 8 февраля 1704 г. в которой он писал, что в соответствии с Указом царя в 1701 г. ему предписывалось быть помощником Магницкого для «.сочинения и в типографии у справки книги арифметики и у синусовых и логарифмусо-вых таблиц помогал до совершения, и от промыслишку своего отбыл и кормовых денег мне ничего не давано так же и по се число не взыскан ничем» [15,л.380-382]. Киприянов просил «.за мое тоя книги в сочинении и в справке помо -ществоания» продать ему отписанные в казну лавку каменную и два скамейных места, которые раньше принадлежали Степану Ступишину, с выплатой стоимости их согласно оценки в течении 10 лет и с обязательством впередь против прежнего платить оброчные и мостовые деньги. Под челобитной имеется собственноручная интересная подпись «Вашего величества нижайший раб математических наук Василий Киприянов».

По указанию А.А. Курбатова, на челобитной была сделана пространная выписка, в которой подтверждалось, что по просьбе Л.Ф. Магницкого и после освидетельствования В. Киприянова в знании математических наук, по повелению царя, он был взят 16 февраля 1701 г. в Оружейную палату для помощи Магницкому в скорейшем окончании книги «Арифметика», «.в чем он трудился по самая тоя книги совершение ... Да при нем же Магницком работал он Василий в помоществоании в исправлении книг - логарифмусо-вых таблиц, в типографии». В выписке также было сказано о том, что в феврале 1704 г. соответствующие должностные лица получили указание об оценке упомянутой выше лавки и двух скамеечных мест «...которые были за дьяком Ступи-шиным и о той цели в Оружейную палату .отписать. немедленно» [15,л.380-382]. 1 марта Киприянов донес в Оружейную палату, что указанная лавка и «скамейные места» оценены в 400 рублей и сведения о их стоимости, поданы 28 февраля 1704 г. за подписью оценщиков в Ратушу.

На основании вышеизложенного, можно полагать, что утверждение А.Е. Сукновалова о том, что якобы «Арифметика» Л.Ф.Магницкого, была единственным трудом, созданным им самостоятельно, не совсем правильное и не в полной мере соответствует действительности [4, с. 222].

Большое внимание А.А. Курбатов уделил вопросам материального снабжения школы, особенно - обеспечению учебного процесса необходимыми математическими и геодезическими инструментами. Очевидно по его инициативе, одно из помещении Сухаревой башни было оборудовано под инструментальную мастерскую, в которой старшие школьники под руководством Л.Ф. Магницкого занимались

ремонтом старых и изготовлением несложных новых инструментов: различного рода обыкновенных, логарифмических и навигациях линеек («скал»), транспортиров, циркулей я др., причем Магницкий «за дело инструментов» получал особое жалование. В расходных документах Оружейной палаты за 1706 г., сохранилась запись о выдаче жалования Л.Ф. Магницкому «за работы при циркульных делах» [16, с. 483]. В последующем, когда количество учащихся в школе резко увеличилось и в Сухаревой башне стало не хватать помещений для учебных занятий, для инструментальной мастерской был куплен специальный двор с жилыми помещениями для инструментальных мастеров.

В августе 1710 г. А. Беляев сообщил генерал-адмиралу Апраксину, что «.инструментальным мастерам двор с каменными палаты по повелению твоему надеюся сыскать меньше 1000 рублей, который уже ныне и торгую». Как видно из этой переписки А. Беляев осматривал и торговал дворы Василия Корчмина и подьячего Годовикова [13, л. 72-73, 138]. За 800 рублей был куплен «вор мачтового дела Гордея Чамчикова в Земляном городе у церкви воскресенья христова, что в Барашах. По описи на том дворе: 4 палаты (одна верхняя), поваренная палата, кладовая палата. У тех палат в окнах решетки и затворы и у дверей на крыльцах двери железные. На дворе конюшня, сушило, два погреба, выходы каменные, колодезь другой в огороде, кругом заборы новые» [13, л. 136-137]. В смете на годовое содержание школы, приложенной к доношению А. Беляева в Сенат от 27 декабря 1711 г., указана специальная статья «.на содержание мастерской при школе - 829 рублей, 6 алтын, 4 деньги» [4, с. 266].

Более сложные «математические и навигацкие инструменты», как, например циркули треножные (пропорциональные), секторы, астролябии, буссоли и др., как говорит об этом приведенное выше письмо Курбатова к Ф.А. Головину, приобретались для школы путем закупки в зарубежных странах. Например, в 1712 г. прибыли в Петербург инструменты из Голландии, закупленные там комиссаром князем Львовым [19, л. 925]. Но покупка сложных инструментов стоила дорого государству, поэтому очевидно, Петр I и дал указание Я.В. Брюсу организовать производство таких инструментов в Приказе артиллерии.

К исходу 1702 г. Московская школа математико-навигацккх наук нормально действовала в новом, приспособленном для нее помещении в здании Сухаревой башни. В школе, под руководством 4 учителей обучалось уже 200 школьников. В ноябре 1702 г. Оружейная палата израсходовала 236 руб. «на кафтаны математико-навигац-ких школ ученикам 200 человек» [16, с. 471]. Только в течение 1702 г. на содержание и жалование «.навигацкой школы учителям (4) и ученикам (200), сторожам, переводчику (вместе с Л.Ф. Магницким в школу был «взят для всяких переводов еллингреческого и латинского диалектов переводчик Федор Агеев [16, с. 471] - В.Б.), писцу и часовенику» было израсходовано 3002 рубля [16, с. 471], а всего, считая подготовительный период с ноября 1699 г. по 1703 г. с прочими расходами - 12772 руб., 23 алтына, 1 деньга [1, с. 291-292; 7, с. 10]. Интересно отметить, что на содержание инженерно-артиллерийской школы с 1701 по 1706 гг. было израсходовано всего 2268 рублей, 28 алтын и 4 деньги [20, л. 897].

Видя усердие и старание Магницкого по поддержанию порядка и организации учебного процесса в школе, Курбатов поручил Магницкому сообщать ему лично о положении

дел в школе. Курбатов сам неоднократно посещал школу, проводя при этом беседы с англичанами не только в школе, но и «в палате» [17, с. 1345-1346]. Кстати, из личного опыта общения с английскими учителями, А.А. Курбатов пришел к выводу, что, на самом деле, обладает необходимыми знаниями и способен преподавать в школе лишь один из трех англичан - Андрей Фарварсон, «... а те два хотя и навигаторы написаны, только и до Леонтия наукой не дошли» [17, с. 1346]. В одном из писем, адресованном генерал-адмиралу Ф.А. Головину, Курбатов указывалось на халатное отношение к своим обязанностям английских учителей, а один из учителей - рыцарь Грейс «.ни к чему не годный, в непостоянстве всяком и в плутовстве. (далее нецензурное слово - В.Б.) и учеников потворствует» [17, с. 1346]. Заметим, что Л.Ф. Магницкий за свою работу в школе получал годовое жалование в 90 р., Форварсон - 250 р., Гвын и Грейс-по 150 р.

ЛИТЕРАТУРА

В заключение отметим, что после смерти Ф.А. Головина, школа математико-навигацких наук из ведомства Оружейной палаты была передана в ведомство морского флота, что еще лишний раз подчеркнуло ее целевое предназначение. В указе Петра I 15 декабря 1706 г. об этом говорилось так «.школу математико-навигацких наук и учителей и господских детей и учеников с принадлежащими ей делами», передать в приказ Морского флота «адмиралтейству» (с 1707 г. адмиралу и «президенту Адмиралтейства») Ф.М. Апраксину. С этого времени непосредственным куратором и начальником школы стал дьяк, а затем «адмиралтейский комиссар» Андрей Александрович Беляев, который пользовался большим доверием у Ф.М. Апраксина.

В момент передачи школы в ведомство Морского флота в ней числилось по росписи 122 человека (в том числе 49 «господских детей»). К концу 1709 г. в школе обучалось всего 108 человек [4, с. 235, 239].

1. Материалы для истории русского флота. Ч. III. СПб.: Тип. Морского Министерства, 1866; Ч. IV. СПб.: Тип. Морского Министерства, 1867. [Materialy dlya istorii russkogo flota. Part III. Saint Petersburg: Tip. Morskogo Ministerstva, 1866. Part. IV. Saint Petersburg: Tip. Morskogo Ministerstva, 1867 (in Russ).]

2. Веселаго Ф.Ф. Очерк истории морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет. СПб.: тип. Морск. кадетск. корпуса, 1852. [Veselago FF. Ocherk istorii morskogo kadetskogo korpusa s prilozheniem spiska vospitannikov za 100 let. Saint Petersburg: tip. Morsk. kadetsk. korpusa, 1852 (in Russ).]

3. Кротков А.С. Морской кадетский корпус: краткий исторический очерк. СПб. : Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1901. [Krotkov AS. Morskoi kadetskii korpus: kratkii istoricheskii ocherk. Saint Petersburg: Ekspeditsiya zagotovleniya gos. bumag, 1901 (in Russ).]

4. Сукновалов А.Е. Очерки по истории военно-морского образования в России при Петре I. Ч. 1-2. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1947. [Suknovalov AE. Ocherki po istorii voenno-morskogo obrazovaniya v Rossii pri Petre I. Part 1-2. Leningrad: izdatel'stvo Leningradskogo universiteta, 1947 (in Russ).]

5. Сукновалов А.Е. Первая в России военно-морская школа // Исторические записки. 1953. Т. 42. С. 303-311. [Suknovalov AE. Pervaya v Rossii voenno-morskaya shkola. Istoricheskie zapiski. Mockow, 1953;42:303-311 (in Russ).]

6. Сергеев В.К. Московская Математико-Навигацкая школа // Вопросы географии. 1954. № 34. С. 150-160. [Sergeev VK. Moskovskaya Matematiko-Navigatskaya shkola. Voprosy geografii. 1954;(34):150-160 (in Russ).]

7. Барбашев Н.И. К истории мореходного образования в России. М.: Изд. Академии наук СССР, 1959. [Barbashev NI. K istorii morekhodnogo obrazovaniya v Rossii. Moscow: (in Russ). Academy of Sciences of the USSR Publ., 1959 (in Russ).]

8. Сычев-Михайлов М.В. Из истории русской школы и педагогики XVIII века. М.: АПН РСФСР, 1960. [Sychev-Mikhailov MV. Iz istorii russkoi shkoly i pedagogiki XVIII veka. Moscow: APN RSFSR Publ., 1960 (in Russ).]

9. Бенда В.Н. Московская школа математико-навигацких наук и её место в системе военного образования России в первой четверти XVIII века // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2006. Т. 12. № 6(21). С. 10-13. [Benda VN. Moskovskaya shkola matematiko-navigatskikh nauk i ee mesto vsisteme voennogo obrazovaniya Rossii v pervoi chetvertiXVIII veka. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A.Nekrasova. 2006;12(6(21));10-13 (in Russ).]

10. Бенда В.Н. Комплектование учащимися Московской школы математико-навигацких наук в первой четверти XVIII века // Международная научно-практическая конференция «Военное дело России и ее соседей в прошлом, настоящем и будущем». СПб, 29-31 марта 2005 г. М.: 2006. С. 235-238. [Benda VN. Komplektovanie uchashchimisya Moskovskoi shkoly matematiko-navigatskikh nauk v pervoi chetverti XVIII veka. in: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Voennoe delo Rossii i ee sosedei v proshlom, nastoyashchem i budushchem». Saint Petersburg, 29-31 March 2005, 2006;235-238 (in Russ).]

11. Дуров И.Г. Подготовка специалистов для флота при Петре Великом // Интернет-приложение Военно-исторического журнала. [Durov IG. Podgotovka spetsialistov dlya flota pri Petre Velikom. Internet-prilozhenie Voenno-istoricheskogo zhurnala. (in Russ).] URL: http://history.milportal. ru/2014/07/podgotovka-specialistov-dlya- flota-pri-petre-velikom.

12. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 233. Оп. 1. Д. 246. [Russian State Archive of the Navy. Fund 233. Inventory 1. Case 246. (in Russ).]

13. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 233.Оп. 1. Д. 1. [Russian State Archive of the Navy. Fund 233. Inventory 1. Case 1. (in Russ).].

14. История Отечественной артиллерии. Т. 1. Кн. 2: Артиллерия русской армии в период укрепления абсолютизма (XVIII в.). М.: Воениздат, 1960. [Istoriya Otechestvennoi artillerii. Vol. 1. Book. 2: Artilleriya russkoi armii v period ukrepleniya absolyutizma (XVIII v.). Moscow: Voenizdat, 1960. (in Russ).]

15. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Архив ВИМАИВ и ВС). Ф. 2. Оп. 1. Д. 1. [Archive of the Military Historical Museum of Artillery, Engineers and Communications. Fund 2. Inventory 1. Case 1 (in Russ).]

16. Викторов А.Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. 1613-1725 г. Вып.2. М.: типография М.П. Щепкина, 1883. [Viktorov AE. Opisanie zapisnykh knig i bumag starinnykh dvortsovykh prikazov. 1613-1725 g. Issue 2. Moscow: tipografiya M.P. Shchepkina, 1883. (in Russ).]

17. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 3.Т. XI-XV. СПб.: Товарищество "Общественная польза", 1851-1879 гг. [Solov'ev SM. Istoriya Rossii s drevneishikh vremen. Book 3. Vol. XI-XV. Sain Petersburg: Tovarishchestvo "Obshchestvennaya pol'za", 1851-1879 (in Russ).]

18. Очерки истории СССР. Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. М.: Изд. Академии наук СССР, 1954. [Ocherki istorii SSSR. Rossiya v pervoi chetverti XVIII v. Preobrazovaniya Petra I. Moscow: Academy of Sciences of the USSR Publ., 1954 (in Russ).].

19. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 76. Оп. 1. Д. 74. Ч. 2 [Russian State Archive of the Navy. Fund 76. Inventory 1. Case 74. Part 2 (in Russ).]

20. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Архив ВИМАИВ и ВС). Ф. 2. Оп. 1. Д. 4. [Archive of the Military Historical Museum of Artillery, Engineers and Communications. Fund 2. Inventory 1. Case 4 (in Russ).]

Поступила в редакцию 18.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.