Научная статья на тему 'Подготовка к написанию сочинения-описания природы: урок развития речи в 6 классе'

Подготовка к написанию сочинения-описания природы: урок развития речи в 6 классе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6464
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЦВЕТ / ЗВУК / СЛОВО / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / COLOUR / SOUND / WORD / ART / MEANS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малявина Анастасия Михайловна, Брюханова Елена Николаевна

Представлен вариант подготовки к сочинению описанию природы. Интегрированный урок, который предлагают авторы, позволяет увидеть своеобразие языка различных видов искусства при изображении одинаковой темы. Избранная форма урока призвана помочь учащимся творчески овладеть родным языком для выражения собственных мыслей и чувств в сочинении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation for Writing Work about the Nature (Lesson Development of the Speech. 6 Class)12School № 175 (Yekaterinburg)

This is a variant of training to composition-description of nature. Integrated lesson, which suggested by authors, let see peculiarity language of different types of art with the same topic. This form of lesson must help pupils to study motherland language creative to express thoughts and feelings in composition.

Текст научной работы на тему «Подготовка к написанию сочинения-описания природы: урок развития речи в 6 классе»

УДК 372.881.161.1+37.091.322 ББК 4426.819=411.2,9-270

А.М. Малявина, Е.Н. Брюханова

Екатеринбург, Сухой Лог, Россия

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ:

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ

Аннотация: Представлен вариант подготовки к сочинению - описанию природы. Интегрированный урок, который предлагают авторы, позволяет увидеть своеобразие языка различных видов искусства при изображении одинаковой темы. Избранная форма урока призвана помочь учащимся творчески овладеть родным языком для выражения собственных мыслей и чувств в сочинении.

Ключевые слова: цвет, звук, слово, изобразительно-выразительные средства.

A.M. Malyavina, E.N. Brukhanova

Yekaterinburg, Sukhoy Log, Russia

PREPARATION FOR WRITING WORK ABOUT THE NATURE

(LESSON DEVELOPMENT OF THE SPEECH. 6 CLASS)

Abstract: This is a variant of training to composition-description of nature. Integrated lesson, which suggested by authors, let see peculiarity language of different types of art with the same topic. This form of lesson must help pupils to study motherland language creative to express thoughts and feelings in composition.

Keywords: colour, sound, word, art, means.

Подготовка к написанию сочинения-описания природы

(Урок развития речи. 6 класс)

Форма урока - интегрированный урок (русский язык, литература, музыка, изобразительное искусство).

Цели урока: образовательные:

• помочь учащимся творчески использовать родной язык для выражения собственных мыслей и чувств;

• увидеть своеобразие языка различных видов искусства при раскрытии одинаковой темы;

• формировать интерес к чтению, слушанию классической музыки, умению самостоятельно проникать в смысл художественного, музыкального произведения через его форму;

• проследить за тем, как художники слова передают своё восприятие окружающей природы;

развивающие:

• содействовать развитию творческих способностей учащихся и всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• научить передавать музыкальные впечатления в высказывании;

• развивать монологическую речь, навыки выразительного чтения, внимательного слушания;

• развивать умение оценивать собственный ответ и ответ другого с помощью заданных критериев;

воспитательные:

• воспитывать эстетический вкус через восприятие художественной речи, музыкального произведения и произведения живописи.

Оборудование к уроку:

• Репродукции картин русских художников:

Жуковский С. «Под весенним солнцем»;

Подляский Ю. «Весенний ручей».

Поленов В. «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень»;

Шишкин И. «Ручей в березовой роще», «Зима».

• Музыкальное оформление: музыкальные

картины из концерта Вивальди «Времена года».

• Выставка книг по теме.

• Выставка иллюстраций учащихся.

• Раздаточный материал.

Ход урока

1. Вступление . Сообщение целей урока.

Сегодня речь пойдёт о русской природе разных

времён года и о том, как пейзаж может быть представлен в разных видах искусства.

Перед тем, как начать разговор о русской природе, обратите внимание, что у нас в коллективе есть экспертная группа, которая будет не только внимательно слушать, но и оценивать ответы своих одноклассников по заданным критериям (критерии представлены в таблице «Нормы оценок устного ответа по русскому языку и развитию речи» и имеются у каждого ученика, см. Приложение 1). Кроме того, все свои впечатления, чувства, эмоции вы можете фиксировать в таблице «Словарная работа» (у каждого на парте, см. Приложение 2), которая пригодится в дальнейшем написании вашего сочинения-описания.

2. Основная часть.

1 часть урока «Изобразительное искусство»

- По каким признакам мы узнаём о наступлении того или иного времени года? (Акцентируются внешние впечатления).

- Посмотрите на репродукции картин русских художников, посвящённые разным природным периодам: весне, лету, осени, зиме. Как художники показывают разные времена года: по каким признакам мы это чувствуем? Какова палитра художников? (Работа с деталями, изображёнными на репродукциях, с цветовыми характеристиками).

Микровывод по 1 части.

В ходе работы с картинами русских пейзажистов учащиеся приходят к выводу о том, что основным средством создания настроения у художников является палитра красок, цвет.

2 часть урока «Литература»

Художник создаёт картины с помощью палитры красок, а с помощью чего создаёт писатель, поэт свои великолепные пейзажи?

- Послушаем, как ощущение природы, её настроение воплощено в стихотворениях и прозаических текстах. (Ведётся работа в группах. Каждая группа представляет одно из времён года: выразительное чтение, анализ текста).

План анализа художественного текста

(представлен на доске):

• Каково настроение произведения (фрагмента)?

• Каков образный мир, изображаемый писателем или поэтом?

• С помощью каких изобразительно-выразительных средств (метафор, эпитетов, сравнений) автор выражает своё отношение к тому, о чём пишет?

• Попробуйте дать название каждой картине строчками из стихотворения или прозаического текста.

Весна.

И. Тургенев. «Весенний рассвет».

...А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул - и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!

А. Толстой

Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты.

Разорвав тоски оковы,

Цепи пошлые разбив ,

Набегает жизни новой Торжествующий прилив.

И звучит свежо и юно Новых сил могучий строй,

Как натянутые струны Между небом и землей.

Лето.

С. Аксаков. «Знойный полдень».

Я всегда любил и люблю жары нашего кратковременного лета. Пышет знойный полдень. Совершенная тишина. Не колыхнет зеленый ,как весенний луг ,широкий пруд, затканный травами, точно спит в отлогих берегах своих; камыши стоят неподвижно. Какая роскошь тепла! Какая нега и льгота телу! Как приятна близость воды и возможность освежить ею лицо и голову!

Ф. Тютчев

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями Дерев, поимых родником, -Там, где, обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,

В полдневный зной погружены, -И лишь порою крик орлиный До нас доходит с вышины.

Осень.

С. Аксаков. «Осень».

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса . Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца ... Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями .

А. Майков. «Осень».

Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!

Лес с себя тайну совлек:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт;

Грудой кудрявых груздей;

Около пня не висит Пурпур брусничных кистей,

Долго на листьях лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Листья шумят под ногой;

Смерть стелет жатву свою.

Только я весел душой -И, как безумный, пою!

Зима.

А. Фет

***

Еще вчера, на солнце млея,

Последним лес дрожал листом,

И оземь, пышно зеленея,

Лежала бархатным ковром.

Глядя надменно, как бывало,

На жертвы холода и сна,

Себе ни в чем не изменяла Непобедимая сосна.

Сегодня вдруг исчезло лето;

Бело, безжизненно кругом,

Земля и небо - все одето Каким-то тусклым серебром.

Поля без стад, леса унылы,

Ни скудных листьев, ни травы,

Не узнаю растущей силы В алмазных призраках листвы.

Как будто в сизом клубе дыма Из царства злаков волей фей Перенеслись непостижимо Мы в царство горных хрусталей.

Микровывод по 2 части.

В ходе работы учащиеся приходят к выводу о том, что основным средством создания настроения у писателей является набор изобразительно-выразительных средств.

3 часть урока «Музыка»

Кроме живописи и литературы, люди нашли ещё один способ изображения и выражения своих впечатлений - это музыка.

- Какой, по-вашему, должна быть музыка, изображающая пейзаж?

Сейчас мы прослущаем музыкальные картины из концерта Вивальди «Времена года».

«Времена года» венецианского композитора Антонио Вивальди - первые четыре скрипичных концерта из его восьмого опуса, представляющего собой цикл из 12 концертов, одно из знаменитейших его произведений. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждая пьеса рисует какой-либо образ и имеет своё название. Вам будут предложены для прослушивания 4 пьесы, после чего нужно определить, какому времени года, месяцу каждая пьеса посвящена, поделиться своими впечатлениями, т.е. образами, которые возникнут в вашем воображении (работа с таблицей «Словарная работа»).

А. Вивальди. «Времена года»: весна «Пришла весна»; лето «Летняя гроза»; осень «Адажио»; зима «Аллегро».

Памятка для анализа музыкального произведения.

• Какое настроение создала у вас музыка?

• Что вы в ней услышали, что представили, почувствовали, вспомнили?

• Подберите слова, с помощью которых можно описать возникшие образы, чувства, ощущения.

• Выделите микротемы, опираясь на свои впечатления от прослушанного.

Микровывод по 3 части: музыкант создаёт свои образы с помощью тонов, полутонов, мажорного и минорного лада, с помощью использования различных музыкальных впечатлений.

3. Подведение итогов.

Изображение родной природы поражает разнообразием, и у каждого вида искусства существует свой особый, только ему присущий язык: для музыкантов это - звук, для художников - цвет, для писателей, поэтов - слово. Так попробуем и мы описать пейзаж, используя этот богатый арсенал изобразительно-выразительных средств.

Выступление экспертной группы по оцениванию устных ответов.

Озвучивание домашнего задания.

Вам необходимо будет рассказать в сочинении о своём ощущении (восприятии) природы в разное время года. При этом вы можете пользоваться теми словами, которые звучали на уроке или встречались в художественных описаниях у русских писателей, поэтов. Можно нарисовать любимый уголок нашего края, при этом описав его, подобрав к нему наиболее подходящую музыку, свой выбор обосновать (см. Приложение 3).

Приложение 1.

Таблица

«Нормы оценок устного ответа по русскому языку и развитию речи»

Приложение 2. Таблица

«Словарная работа».

Времена года Словесный материал, краски, цвета

Школьная отметка Критерии оценивания

5 Ставится, если ученик: • Полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; • Обнаруживает понимание материала ,может обосновать свои суждения ,применить знания на практике ,привести необходимые примеры не только по учебнику ,но самостоятельно составленные

4 Ставится, если ученик дает ответ ,удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но: • Допускает 1-2 ошибки, которые сам исправляет; • 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого, владеет навыками языкового анализа

3 Ставится, если ученик обнаруживает знания и понимание основных положений данной темы, но: • Излагает материал не полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; • Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; • Излагает материал не последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Приложение 3.

Образцы работ учащихся

Таблица «Словарная работа»

Творческие работы

Мое восприятие родной природы

1. Зимой лес кажется волшебным. Очень много снежинок водят хороводы, словно маленькие дети поиграть хотят. Вот скачет белочка с ветки на ветку. Вдали виднеются чьи-то следы. Можно ходить и целый день разглядывать лес зимой. Снегири напевают дружную и веселую песенку. Дует ветер и еще больше разносит снежинки по полям и лесам, городам и селам. Вдруг выпрыгнул зайчик, видимо, пищу искал, посмотрел по сторонам и дальше ускакал. Очень интересен и сказочен лес зимой. (Арина Д., 6 класс.)

2. В один жаркий день я вышел в поле. На небе не было ни одного облачка. Слабый ветер только колыхал колосья пшеницы, вдали виднелся сосновый лес. По дороге около поля проехала лошадь с повозкой. Вот ветер нагнал тучи, и пошел сильный дождь. Земля от жаркого солнца была горячая, но сейчас ее охладил прохладный дождь. Дождь потихоньку стихал. Появилась яркая радуга. После дождя было свежо, однако нужно было возвращаться домой. (Алексей Д., 6 класс.)

3. Лето наступило,

Солнышко блестит,

Бабочки летают,

И ручей звенит.

Небо голубое,

Ясен небосклон.

Слышен там, за лесом,

Только стук и звон.

Сосны лечит дятел,

Чтоб давали тень,

Чтоб прохладно было,

Когда жарок день. (Елена В., 6 класс.)

ЛИТЕРАТУРА

Вершинина Г.Б. «.Вольна о музыке глаголить»: Музыка на уроках развития речи: Пособие для учителя. -М., 1996.

Развитие образного мышления младших подростков. - Киев ,1990.

Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы. - М., 2006.

Хрестоматия школьника. Времена года. Стихи и рассказы о природе. - М., 2000.

Времена года Словесный материал, краски, цвета

Весна Оттепель, проталины, подснежник, жаворонки, трели птиц, душистая нега, возрожденье, чудная пора, сморщенные листочки, лиловый, голубой, желтоватый, белый, зазеленела трава, распустились деревья, оделись кусты.

Лето Зной, мелодические трели птиц, буйство красок, палящее солнце, блеск небес, гроза, пурпур огня, радуга, нега, роса, сенокос, косарь.

Осень Осенний запах, желтые поля и леса, обнаженные сучья деревьев, золото деревьев, свежий ветер, скучная пора, увядший сад, влажная земля, серое небо, низкие, тяжелые облака, невысокое осеннее солнце.

Зима Холод, сумрачный лес, белый пушок, морозец, белое полотно, безжизненно, речка подо льдом, скрип шагов,

Данные об авторах:

Анастасия Михайловна Малявина - магистрант Уральского государственного педагогического университета; учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 175 г. Екатеринбурга.

Адрес: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

E-mail: kam2873@yandex.ru

Елена Николаевна Брюханова - учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 17» (г. Сухой

Лог).

Адрес: 624800, г. Сухой Лог, ул. Юбилейная, д. 29А.

E-mail: kam2873@yandex.ru

About the authors:

Anastasiya Mikhailovna Malyavina is a Post-graduate Studentcompleting the Requirements for a Master' s Degree, Ural State Pedagogical University, Russian and Literature Teacher School № 175 (Yekaterinburg).

Elena Nikolaevna Brukhanova - Russian and Literature Teacher Lyceum № 17 (Sukhoy Log).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.