Научная статья на тему 'Подготовка детей к обучению в школе: вчера и сегодня'

Подготовка детей к обучению в школе: вчера и сегодня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2110
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко М. Н.

Проблема готовности детей к обучению в школе относится к одной из фундаментальных проблем педагогики и психологии, имеет долгую предысторию и относительно короткую историю. Необходимость подготовки детей к обучению появилась в процессе развития образования, как социальной формы взаимодействия людей разных поколений. В статье рассмотрены взгляды на проблему подготовки детей к обучению в школе в различные временные периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка детей к обучению в школе: вчера и сегодня»

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

© Терещенко М.Н.1

Челябинский государственный педагогический университет,

г. Челябинск

Проблема готовности детей к обучению в школе относится к одной из фундаментальных проблем педагогики и психологии, имеет долгую предысторию и относительно короткую историю. Необходимость подготовки детей к обучению появилась в процессе развития образования, как социальной формы взаимодействия людей разных поколений. В статье рассмотрены взгляды на проблему подготовки детей к обучению в школе в различные временные периоды.

Проблема готовности детей к обучению в школе относится к одной из фундаментальных проблем педагогики и психологии, имеет долгую предысторию и относительно короткую историю. Проблема подготовки детей к обучению появилась в процессе развития образования, как социальной формы взаимодействия людей разных поколений. В период возникновения простейших форм воспитания в первобытном обществе и позже - организованных форм обучения в условиях Востока, Древней Греции и Рима на житейском уровне проявлялись возрастные и индивидуальные различия в усвоении знаний детьми, и это обусловило необходимость подготовки детей к обучению в школе. Аристотель первым в истории науки предложил возрастную периодизацию, в которой особое место занимает возраст от рождения до 7 лет, и отметил необходимость подготовки ребенка к школе.

Другой известный философ древности - римский оратор и педагог Фа-бий Квинтилиан создал специальный педагогический трактат «Наставление оратору», в котором нашли отражение некоторые вопросы обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Ян Амос Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания. Он считал, что седьмой год жизни - это возраст, когда следует начинать систематическое школьное обучение, чтобы ребенок «не испортился от безделья» [7], пять-шесть лет воспитания и образования в материнской школе достаточный и оптимальный срок для того, чтобы заложить основы физического, нравственного и умственного развития. Педагог уделял много внимания подготовке детей к школьному обучению. Он рекомендовал родителям заблаговременно возбуждать у ребенка любовь и интерес к школе. С этой целью

1 Старший преподаватель кафедры Педагогики и психологии детства факультета дошкольного образования, кандидат педагогических наук

советовал разъяснять детям, как важно учиться в школе, расположить их к учителю, познакомив с ним еще до начала занятий.

Житейская мудрость народной педагогики, идеи философов и мыслителей прошлого о воспитании и обучении подрастающего поколения составляют эмпирический фундамент проблемы готовности детей к обучению в школе. Собственно научное исследование проблемы начинается с первых попыток обобщения и анализа фактов и экспериментального исследования вопросов, связанных с началом школьного обучения.

В России проблему готовности детей к школьному обучению одним из первых обозначил К.Д. Ушинский. Не вводя само понятие «готовность к обучению», он обращал внимание на тот факт, что начало любого этапа методического обучения (т.е. обучения по какой-то программе с использованием той или иной методики) базируется на определенном уровне развития ребенка, будь то первоначальное обучение отечественному языку и счету или обучение в средней школе. В связи с этим особую важность приобретает вопрос о времени начала обучения. Ушинский К.Д. считал, что «лучше начать ученье несколько позднее, чем несколько раньше, хотя, как то, так и другое, имеют свои дурные стороны» [8, С. 244]. Определяя основные направления подготовки детей к началу систематического обучения, К. Д. Ушинский отмечал, что на седьмом году жизни следует заниматься с ребенком рисованием, развивать «способность сосредоточивать внимание на одном предмете», «слушать то, что ему говорят», учить «выражаться не отрывочными словами, а полными предложениями». Наиболее подходящими для данного возраста методами подготовки к обучению он считал беседы о предметах, окружающих ребенка и изображенных на картинках; заучивание несложных песенок; подготовку руки в процессе детского рисования; счет предметов.

Уже в первых документах по народному образованию детские сады были определены начальной ступенью системы образования, и задача подготовки детей к школе определялась как необходимая для дошкольного воспитания.

Теоретические подходы к проблеме подготовки детей к школе были сформулированы Н.К. Крупской. В ее трудах настойчиво проводилась идея взаимосвязи детского сада и школы, зависимости школьного обучения от результативности дошкольного воспитания. «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым подымем школу на более высокую ступень, она даст больший эффект», - писала Н.К. Крупская [6, С. 243]. Она со всей определенностью поставила задачу всестороннего воспитания детей в детском саду как основу для их подготовки к школе. При этом Н.К. Крупская предостерегала от одностороннего понимания подготовки к школе только как подготовки к обучению грамоте. В своих работах она подчеркивала, что детский сад не может быть

просто маленькой школой, копируя содержание и формы школьной работы. Образование дошкольника она связывала не с изучением основ наук, учебных предметов, а, прежде всего, с активным познанием ребенком действительности, в которой он живет, настойчиво подчеркивала мысль об особом характере воспитания и обучения детей в детском саду, обусловленном своеобразием дошкольного возраста.

В теории и практике дошкольного воспитания начала прошлого века не было единого мнения в определении целей, содержания, методов и форм обучения ребенка-дошкольника, так как отношение к самостоятельной ценности дошкольного возраста было очень противоречивым. Подготовка детей к школе: фактически была подменена подготовкой к общественнополитической жизни.

Анализ публикаций того времени свидетельствует о том, что для многих работ была характерна фактическая подмена понятия «подготовка к школе» понятием «подготовка детей к общественной жизни, к участию в социалистическом строительстве». Такая ориентация дошкольного воспитания на слишком отдаленную жизненную перспективу личности, не подкрепленная анализом содержания школьного обучения как ближайшего этапа развития ребенка, затрудняла осознание дошкольными работниками необходимости целенаправленной подготовки детей к предстоящему обучению в школе[1, С. 6].

В 30-е годы прошлого столетия был принят ряд важных постановлений, определивших пути развития советской школы и оказавших серьезное влияние на совершенствование содержания «работы детских садов и подготовку детей к школе». В постановлениях «О начальной и средней школе» /1931/, «О структуре начальной и средней школы» /1934/ были вскрыты недостатки практики школьного обучения и поставлены задачи переработки школьных программ, повышения их научного уровня, уточнения объема знаний школьников, усиления руководящей роли учителя в образовании школьника. Изменение содержания школьного обучения способствовало углублению интереса к вопросам подготовки детей к школе в дошкольной педагогике. Отчетливо высказывается мысль о необходимости формирования у будущих школьников знаний, умений и навыков [7].

Выготский Л.С., заложивший основы обучения и развития детей, подчеркивал, что уже в детском саду следует подвести ребенка «к науке», в этом он видел сущность подготовки к школе, предупреждая, что содержание работы детского сада не может копировать школу. Программа обучения для дошкольников должна строиться по определенной системе, которая будет вести ребенка к основам науки. По мнению Л.С. Выготского, сущность преемственности между детским садом и школой составляет установление внутренней связи в содержании программ, построенных с учетом возрастных особенностей развития детей. Только в этом случае

дошкольник фактически подготавливается к усвоению содержания школьного обучения [2].

В 40-х гг. было принято постановление СНК СССР «О приеме детей семилетнего возраста в школы» /1943/. Установление единых сроков начала школьного обучения потребовало дальнейшего уточнения содержания подготовки детей к школе в детском саду, что привело к попытке определения круга знаний, умений и навыков, необходимых будущему школьнику. В постановлении были обозначены следующие элементы подготовки к школе: формирование элементарных знаний о природе, труде, общественной жизни, развитие памяти и внимания, речи, воспитание нравственных привычек и укрепление здоровья, здесь же конкретизируются трудовые, изобразительные, речевые, культурно-гигиенические и поведенческие навыки.

Наука и практика того времени осознала реальную многогранность и многоплановость подготовки детей детского сада к школе в целом. Однако основной подход к определению содержания данной подготовки отражал по существу «номенклатурный» характер и задавался путем простого перечисления необходимых элементов этой работы, без попытки установления их субординации и взаимосвязи, что отрицательно сказывалось на качестве подготовке детей к обучению [1, С. 8].

50-60-е годы были отмечены повышением интереса государства и общественности к вопросам подготовки детей к школе. Рост сети дошкольных учреждений, переход к массовому их сближение со школой, связанное с увеличением числа выпускников детских садов среди первоклассников потребовал, оценки качества подготовки детей к школьному обучению. В связи с этим начинают активно изучаться причины неуспеваемости учащихся, отставания в учебе, второгодничества. Вскрывается ряд существенных просчетов в подготовке к школе: недостаточная подготовленность детей к учебной деятельности, неразвитая способность к управлению поведением, неумение действовать по программе взрослого, слабая интеллектуальная активность.

В этот период активно разворачиваются исследования, связанные с подготовкой детей к усвоению арифметики в школе (А.М. Леушина); проводятся работы по обучению детей основам грамоты (чтения, письма) в старших группах детских садов и подготовительных классах при школах под руководством А.В. Воскресенской; изучаются проблемы личностной готовности к школьному обучению и формирования учебных мотивов (Л.И. Божович), умственной готовности детей к школе (А.А. Люблинская,

А.В. Запорожец), что положительно сказалось на повышении эффективности подготовки к школе.

В 1962 г. была принята «Программа воспитания в детском саду», которая разрабатывалась на основе многолетних исследований, где обобщался

опыт работы детских садов. Это был первый в истории дошкольного образования программно-методический документ, определяющий основное содержание и формы воспитания детей от двух месяцев до поступления в школу. В нем был обозначен основной критерий готовности к обучению в школе - умственное развитие ребенка [7].

В начале 70-х гг. научно-исследовательским Институтом дошкольного воспитания АПН СССР было проведено массовое обследование уровня подготовленности детей к школе в различных регионах страны. Оно показало, что в целом общий уровень подготовки детей к школе повысился по сравнению с предыдущим десятилетием. Наиболее выражены были положительные изменения в общей осведомленности, информированности детей, повысился уровень счетных умений, овладения основными движениями, нравственными представлениями. Вместе с тем, выявились недостатки в освоении форм умственной аналитико-синтетической деятельности, способности к сравнению, доказательству, слабость нравственно-волевых установок на предстоящее обучение, что создавало трудности для освоения детьми вновь созданной программы обучения в начальных классах.

80-90-е годы в масштабах страны стала решаться задача перехода детей к обучению в школе с шести лет. Проблема готовности шестилеток к школьному обучению заняла одно из центральных мест. Перспективы обучения в школе в более ранние сроки поставили задачу выявления новых резервов воспитания и обучения дошкольников в целях совершенствования их подготовки к школьному обучению [1].

Педагоги уделяли внимание, приобретенному детьми запасу элементарных знаний об окружающем, а также простейшим навыкам практической и умственной работы, достигнутому уровню развития мышления и речи, степени сформированности общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств, необходимых для того, чтобы успешно заниматься социально значимой деятельностью, направленной на усвоение школьного курса.

Для подтверждения актуальности исследуемой проблемы сегодня необходимо обратиться к официальным документам.

В постановлении Правительства РФ (октябрь 2001 г.) «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» особое внимание уделено решению проблемы обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В 2002 году в рамках НИОКР Федеральной программы развития образования Минобразованием России была организована разработка такой программы, базисное содержание которой учитывает специфику дошкольного возраста, создает условия для равного старта при поступлении де-

тей в школу, обеспечивая тем самым их успешность на следующей ступени образования.

В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и школьное звено), утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ, отмечено, что подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка

[5].

В соответствии с Постановлением Правительства РФ (декабрь 2004 г.) «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 г.» в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с пяти (пяти с половиной) лет. В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач:

- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

- отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

- формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

В Письме Минобразования России от 22.07.01 №990/14-15 «О подготовке детей к школе» указано, что одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе. В целях создания благоприятных условий для подготовки детей к школе Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации рекомендует организовать для детей, не воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях, занятия на базе дошкольных образовательных учреждений для детей 3-6 лет и общеобразовательных учреждений для детей 5-6 лет. Для проведения занятий могут комплектоваться группы, ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования; консультативные

группы для детей, которые могут посещать отдельные занятия с логопедом, психологом, дефектологом в зависимости от их потребностей. При этом необходимо проводить диагностико-консультативную работу с детьми 5- и 6-летнего возраста, направленную на выявление уровня и особенностей развития ребенка, а также выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для его развития и подготовки к школе [3].

Однако произошедшие за последнее десятилетие изменения привели к сокращению охвата детей системой дошкольного образования в России и поэтому стихийная подготовка стала нормой. В связи с этим у детей, приходящих сегодня в школу, разные стартовые возможности, поскольку почти половина из них не посещала детский сад. Многие дети приходят в первый класс совсем неподготовленными, поэтому им бывает трудно занять новую для них позицию «ученик».

Предшкольная подготовка может улучшить качество школьного образования, но только при разумной организации образовательного процесса, поэтому очень важно серьезно продумать формы ее воплощения, иначе вместо «выравнивания стартовых возможностей» можно получить совсем другой эффект. Важно создать такие условия предстартовой подготовки, которые бы позволили всем детям, поступающим в первый класс, как можно менее болезненно включиться в школьное обучение.

В связи с выше изложенным можно констатировать, что сегодня проблема формирования готовности детей к обучению в школе приобретает новое звучание, но по-прежнему остается в числе приоритетных в дошкольной педагогике и психологии.

Список литературы:

1. Бабаева, Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в ДОУ / Т.И. Бабаева. - СПб., 1990. - 60 с.

2. Выготский, Л. С. Возрастная и педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 1998. - 325 с.

3. Дошкольное образование в России. сб. действующих нормативноправовых док. и науч. - метод. материалов. - М.: АСТ, 1996. - 156 с.

4. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах. Т. 1 / Я. А. Коменский. - М.: Педагогика, 1992. - 656 с.

5. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). // Начальная школа. - 2000. - № 4. - С. 3-20.

6. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании / Н.К. Крупская. - М.: Учпедгиз, 1959. - 208 с.

7. История советской дошкольной педагогики: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др.; ред. М.Н. Колмакова,

В.И. Логинова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 477с.

8. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / К.Д. Ушинский. - М.: Наука, 1974. - 2 т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.