Научная статья на тему 'Подготовка будущих юристов к решению педагогических задач'

Подготовка будущих юристов к решению педагогических задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ЮРИСТЫ / FUTURE LAWYERS / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / PROFESSIONAL TASKS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / PEDAGOGICAL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшина Дарья Игоревна

В статье раскрывается современная ситуация развития высшего образования в условиях возрастающих требований к современному специалисту. Рассматриваются основные подходы к конструированию модели подготовки будущих специалистов к решению педагогических задач в их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшина Дарья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training future lawyers for solving pedagogical problems

The article reveals the current situation in the development of higher education in the face of increasing demands for the modern specialist. The main approaches to designing the model of future specialists training for solving pedagogical problems in their professional activities are considered.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих юристов к решению педагогических задач»

Д. И. Лапшина

(Санкт-Петербург)

подготовка Будущих юристов к решению педагогических задач

TRAINING future LAWYERs

for solving pedagogical problems

В статье раскрывается современная ситуация развития высшего образования в условиях возрастающих требований к современному специалисту. Рассматриваются основные подходы к конструированию модели подготовки будущих специалистов к решению педагогических задач в их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: будущие юристы, Федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, профессиональная деятельность, профессиональные задачи, педагогические задачи

The article reveals the current situation in the development of higher education in the face of increasing demands for the modern specialist. The main approaches to designing the model of future specialists training for solving pedagogical problems in their professional activities are considered Keywords: future lawyers, Federal state educational standard, professional standard, professional activity, professional tasks, pedagogical tasks

В современном быстро меняющемся мире ключевая роль принадлежит образованию, которое обеспечивает устойчивое развитие государства и общества. Основополагающие педагогические категории, такие как образование, воспитание, развитие, становятся стержнем стабильного и продуктивного развития государства, общества, воспроизводства новых кадров. Невозможно не согласиться со словами Б. С. Гершунского о том, что «высший смысл образования - смысл впередсмотрящего организатора прогресса человеческой цивилизации» [3, с. 498]. Следовательно, образование должно предвидеть, к чему нужно подготовить будущего специалиста, какие трудовые функции он будет выполнять и какие профессиональные задачи он должен будет уметь решать.

Залогом успешного существования и развития государства и общества является развивающаяся подготовка высококвалифицированных специалистов.

Для современного образования характерна вариативность программ подготовки будущих специалистов, дифференцирован-ность направлений подготовки, полипрофессиональность, обусловленная необходимостью решать расширяющийся круг профессиональных задач с учетом использования педагогического знания, которое является междисиплинарным и отражает результат познания действительности в процессе целенаправленной деятельности специалиста в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Таким образом, педагогическое знание по своей сути является универсальным, так как образовательно-воспитательные и развивающие функции свойственны любому виду профессиональной деятельности. Универсальность педагогического знания проявляется в возможности его широкого применения в личностно-профессиональной деятельности любого специалиста. Кроме того, каждому человеку предстоит учиться

и заниматься самообразованием на протяжении всей жизни.

Сегодня можно говорить о глобальной педагогизации общества, проникновении педагогических идей во все сферы жизни [3], в том числе и в подготовку будущих специалистов разных направлений профессионального образования к решению педагогических задач.

Будущие специалисты должны быть готовы к передаче своих знаний и накопленного опыта новому поколению специалистов, обучению и воспитанию их на рабочем месте, образованию и самообразованию, саморазвитию, к взаимодействию с различными субъектами профессиональной деятельности. Для решения педагогических задач будущий специалист любого профиля должен пройти соответствующую подготовку.

Таким образом, обусловливается необходимость разработки модели подготовки будущих специалистов к решению педагогических задач, учитывающей требования государства и общества, вуза и работодателей, специфику направления профессиональной подготовки.

В педагогической теории и практике существуют разнообразные модели подготовки будущих педагогов. «Общими чертами всех этих вариантов подготовки будущих педагогов является: раздельное и последовательное освоение предметных и педагогических знаний, интенсивная психолого-педагогическая и практическая подготовка (иногда уже в ходе профессиональной деятельности)» [6].

Предлагаемая нами модель подготовки строится на основе теории компетентност-ного подхода в педагогическом образовании, разработанной учеными РГПУ им. А. И. Герцена и теории контекстного обучения (А. А. Вербицкий).

Современная ситуация развития образования характеризуется:

— расширяющимся пространством педагогической составляющей профессиональной деятельности будущих специалистов;

— особенностями профессионального взросления личности и вариативности сферы профессиональной деятельности;

— объективными требованиями государства и общества к подготовке будущих специалистов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности;

— потребностью работодателей в педагогически компетентных специалистах.

Идея определения педагогических задач в профессиональной деятельности будущего специалиста непедагогического профиля основана на компетентностной модели подготовки будущего социалиста. Основной идеей компетентностного подхода является формирование у будущих специалистов профессиональной компетентности через решение профессиональных задач [5].

В этой связи ведущими принципами отбора содержания подготовки к решению педагогических задач в профессиональной деятельности на основе концепции ком-петентностного подхода становятся принципы ориентации на будущую профессиональную деятельность, социокультуросо-образности и практикоориентированности, использующие возможности культуры той профессиональной среды, в которой находятся вуз и базовые организации практики, для развития у студентов педагогических способностей.

Модель подготовки будущих специалистов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности включает в себя совокупность взаимосвязанных компонентов, обладающих определёнными функциями, связями, единым целеполаганием, и представляет собой форму конструктивного взаимодействия этих компонентов в процессе профессиональной подготовки.

Системообразующим компонентом модели являются цели, ориентированные на формирование у будущих специалистов готовности к решению педагогических задач в контексте профессиональной деятельности. В логике этого подхода будущие специалисты, обучающиеся по направлениям непедагогического профиля, должны готовиться к решению педагогических задач, входящих в содержание профессиональной деятельности.

Для этого участники образовательного процесса - вуз, работодатели, преподавате-

ли педагогических и специальных дисциплин - совместно изучают различные нормативные документы, такие как законы, стандарты, отражающие требования государства и общества, специфику будущей профессиональной деятельности, образовательные потребности будущих специалистов. На основе полученных данных совместно выявляют педагогические задачи, содержание которых будет видоизменяться в зависимости от контекста будущей профессиональной деятельности, от трудовых функций и конкретизироваться в профессиональных умениях будущего специалиста.

На основе принципов конструирования педагогических задач разрабатывается их содержание, включение и последующее решение в ходе образовательного процесса, практикумов и практик студентов.

К таким принципам относятся:

— принцип дополнения, предполагающий, что современное педагогическое знание добавляется к уже имеющемуся содержанию и процессу профессиональной подготовки будущих специалистов;

— принцип взаимосвязи содержания и процесса решения педагогических задач, ориентирующий на достройку действующего содержания профессиональной подготовки по конкретному направлению; на создание условий реализации контекстного подхода к развитию компетенций, которыми должен овладеть будущий специалист для решения педагогических задач в профессиональной деятельности;

— принцип интеграции деятельности и взаимодействия преподавателей специальных и педагогических дисциплин вуза и работодателей, студентов и преподавателей, способствующий формированию целостного представления о сущности педагогических задач в профессиональной деятельности будущего специалиста.

Данные принципы обусловливают программу действий субъектов образовательного процесса (преподавателей, работодателей) по подготовке будущих специалистов к решению педагогических задач. Для этого необходимо:

— на основе анализа профессиональных стандартов специалистов выявить в содер-

жании их профессиональной деятельности трудовые функции, действия, содержащие педагогическую направленность;

— сформулировать педагогические задачи в профессиональной деятельности, требующие наличия у будущего специалиста педагогических компетенций, разработки соответствующих заданий и средств по их развитию и оценке;

— выявить возможности развития педагогической направленности профессиональной подготовки будущих специалистов через согласование позиций преподавателей вуза в процессе изучения профессиональных и специальных дисциплин;

— на основе анализа основной профессиональной образовательной программы, учебного плана, программ дисциплин выявить возможности интеграции педагогических задач в их содержание и процесс реализации.

В качестве примера рассмотрим подходы к конструированию модели подготовки к решению педагогических задач в профессиональной деятельности будущих юристов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», специальность 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» [7] Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации.

Для нашего исследования значимой является позиция Я. В. Ермушовой, которая утверждает, что вся юридическая деятельность связана с воспитанием у граждан уважения к закону, формированием ценностного отношения к закону как высшей государственной норме справедливости, педагогическим воздействием на различные группы граждан (в частности, работа с несовершеннолетними). Профессиональную компетентность автор рассматривает как профессионально-личностное образование будущего юриста, способного и готового к реализации в профессиональной деятельности педагогических функций (правового просвещения, правового воспитания граждан) [4].

Теперь обратимся к результатам анализа 121 Федерального государственного образовательного стандарта подготовки магистрантов, обучающихся по направлениям

непедагогического профиля. Анализ показал, что в 79% стандартов включается развитие готовности будущих специалистов к педагогической деятельности, а в 25% стандартов - к научно-педагогической деятельности.

В ФГОС ВО сформулированы следующие задачи педагогической деятельности: преподавание учебных дисциплин в соответствии с современной методикой; выполнение функций преподавателя при реализации образовательных программ в образовательных организациях; проведение аудиторных учебных занятий, включая лабораторные, практические, а также обеспечение научно-исследовательской работы обучающихся. Проблема содержания и организации подготовки будущих специалистов к решению педагогических задач, несомненно, связана с тем, что эти задачи присутствуют в стандартах с разной формулировкой и в разном количестве.

Следует также отметить, что подготовка будущих специалистов к педагогической деятельности не регламентируется в качестве обязательной. Вузам предоставляется право выбирать, включать или не включать такую подготовку в образовательную программу.

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта по подготовке юристов, в частности, показал, что в содержание профессиональной деятельности будущих юристов включена подготовка к педагогической деятельности как к одному из видов профессиональной деятельности.

При этом выпускники должны уметь решать такую педагогическую задачу, как преподавание юридических дисциплин (модулей) в образовательных организациях и осуществление правового воспитания.

Предлагаемая в нашем исследовании модель строится на основе содержания профессиональной подготовки будущих юристов в вузе и наполняется деятельностью ее конкретных субъектов (преподавателей, работодателей) в соответствии с профилем будущей профессиональной деятельности.

Из бесед с преподавателями, работающими со студентами РГПУ им А. И. Герцена, СПбГУ обучающимися по направлениям

непедагогического профиля (24 человека) удалось выявить их положительное отношение к тому, чтобы у студентов развивались такие педагогические способности, как гностические, конструктивные, проектировочные, коммуникативные, организаторские. В своей преподавательской деятельности они частично оказывают влияние на их развитие, например, при организации самостоятельной работы студентов в аудиторное и внеаудиторное время планируются задания, способствующие развитию у них педагогических способностей.

В практической деятельности (аудиторной и внеаудиторной) студенты самостоятельно организуют и проводят учебные конференции, выступают с докладами и сообщениями, оказывают взаимопомощь и поддержку друг другу при выполнении заданий и т.п.

Кроме того, преподаватели поддерживают идею о том, что в будущей профессиональной деятельности эти умения могут иметь для студентов перспективное значение. Владение педагогической деятельностью может способствовать развитию профессиональной карьеры специалиста в качестве педагога: наставника, тьютора, коуча, преподавателя учебного или образовательного центра в системе повышения квалификации специалистов. В системе общего среднего образования у специалиста появляется возможность преподавать элективные курсы по программам дополнительного образования детей. Такие специалисты могут успешно решать задачи профориентации школьников и оказывать эффективную помощь в профессиональной адаптации и самоопределении в профессии.

В процессе исследования нам удалось выявить и структурировать условия подготовки будущих юристов к решению педагогических задач на основе взаимодействия преподавателей педагогических дисциплин с преподавателями, реализующими основную образовательную программу. К таким условиям можно отнести:

— развитие и сохранение устойчивой мотивации студентов к решению педагогических задач;

— включение студентов в исследовательскую деятельность, ориентированную на изучение педагогической деятельности специалистов разных организаций;

— сотрудничество с работодателями, представителями конкретных организаций с целью проектирования содержания педагогических задач и подготовки к их решению в процессе освоения дисциплин/курсов и практики;

— поддержка и сопровождение студентов в процессе организации их самостоятельной работы, способствующей развитию педагогических способностей;

— проектирование программ повышения квалификации преподавателей вуза в области подготовки студентов к решению педагогических задач в их будущей профессиональной деятельности.

В этом контексте требуется конкретизировать стратегию деятельности вуза, преподавателей, возможности образовательной программы по созданию условий, способствующих результативности подготовки студентов к решению педагогических задач в будущей профессиональной деятельности.

Теперь обратимся к профессиональным стандартам по рассматриваемому направлению подготовки. Профессиональный стандарт, описывающий профессию по различным квалификационным уровням, несомненно, должен стать основой для формирования программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, проведения аттестации и сертификации персонала, планирования его профессионального роста. Тогда в процессе развития структуры квалификаций станет возможным наполнять содержанием каждый квалификационный уровень в зависимости от приращения новых компетенций, учитывать эти процессы в образовательных программах [1].

Рассмотрим профессиональный стандарт «Следователь-криминалист», который на данный момент пока является единственным ориентиром для определения содержания профессиональной подготовки будущих специалистов по направлению «Юриспруденция» [8].

В указанном стандарте выделена трудовая функция «Дополнительная профессиональная подготовка сотрудников, осуществляющих расследование и раскрытие преступлений». В трудовые действия специалиста в соответствии с профессиональным стандартом входят: осуществление научно-практической деятельности в пределах компетенции; проведение стажировки сотрудников, впервые назначенных на должность следователя и следователя-криминалиста; повышение квалификации следователей, имеющих опыт практической работы, иных сотрудников по вопросам применения криминалистической и специальной техники, тактики производства отдельных следственных действий, методики расследования преступлений, назначения судебных экспертиз; планирование и проведение стажировки и занятий по повышению квалификации; разработка и реализация программ стажировки и повышения квалификации сотрудников следственных органов.

Из перечисленных в стандарте 44 необходимых умений для выполнения трудовой функции большинство являются педагогическими. Это такие умения, как осуществление организационно-методической деятельности, применение методов проблемного обучения, оценивание знаний обучающихся, проведение учебных семинаров и т.д.

Таким образом, нам удалось выявить педагогические задачи, которые органично вписываются в задачи их профессиональной деятельности, например:

— обучение и воспитание разных субъектов педагогической деятельности (учащихся, преподавателей, слушателей и т.п.) в области права;

— обучение на рабочем месте (внутрифирменное и корпоративное обучение);

— педагогическая поддержка и сопровождение молодых специалистов в период их адаптации; наставничество;

— педагогическое взаимодействие с коллегами и умение работать в команде, поддержка партнерских отношений;

— самообразование и саморазвитие в педагогической деятельности.

Выявленные педагогические задачи представляют собой основу для разработки конструкта подготовки будущих юристов к решению педагогических задач в их профессиональной деятельности.

Конструкт ориентирован на совершенствование профессионально-личностных компетенций будущего юриста, выстраива-

ние его индивидуальной образовательной траектории, создание вариативных схем педагогической практики, педагогического взаимодействия всех субъектов профессиональной подготовки: студентов, преподавателей, работодателей, администрации вуза, социальных партнеров.

Литература

1. Балакирева Э. В. Профессиональный стандарт как ориентир разработки подходов к оценке качества профессиональной подготовки специалистов в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2013. - № 158. - С. 86-95.

2. Вербицкий А. А., Калашников В. Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. - М.: Логос, 2010. - 300 с.

3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - С. 498.

4. Ермушова Я. В. Педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих юристов в процессе их обучения в вузе // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 4 (80). - Ч. 3. - С. 50-55.

5. Козырев В. А., Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Коллект. моногр. / под ред. проф. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 392 с.

6. Марголис А. А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. -2015. - Т. 20. - № 5.

7. Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2016 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специ-алитета)».

8. Приказ Министерства труда России от 23.03.2015 № 183н «Об утверждении профессионального стандарта «Следователь-криминалист».

-Ф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.