Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей начальных классов к коррекционно-развивающей деятельности с использованием сказок'

Подготовка будущих учителей начальных классов к коррекционно-развивающей деятельности с использованием сказок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ / УЧИТЕЛЬ / НАЧАЛЬНЫЕ / КЛАСС / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / СКАЗКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патеева Ольга Витальевна

В статье представлена модель процесса подготовки будущих учителей начальных классов к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися. Рассматриваются компоненты готовности, а также критерии и уровни подготовленности будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Патеева Ольга Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A model of the process of training of future primary school teachers for using fairy-tales in corrective and developing activity with school children is presented in this article. The author also describes the components of their preparedness as well as its criteria and levels.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей начальных классов к коррекционно-развивающей деятельности с использованием сказок»

УДК 378.147:37.025:37.032

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОК

Патеева О.В. - аспирант

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

В статье представлена модель процесса подготовки будущих учителей начальных классов к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися. Рассматриваются компоненты готовности, а также критерии и уровни подготовленности будущих учителей.

A model of the process of training of future primary school teachers for using fairy-tales in corrective and developing activity with school children is presented in this article. The author also describes the components of their preparedness as well as its criteria and levels.

Ключевые слова: ПОДГОТОВКА БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫЕ КЛАСС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКА

Современные социологические, психолого-педагогические исследования констатируют тот факт, что в начальной школе из-за влияния многочисленных факторов, таких как биогенные, социогенные и психогенные все чаще встречаются дети с различными отклонениями в развитии и поведении. Такое положение дел требует немедленного разрешения. Однако многие учителя начальных классов не имеют специальной подготовки по коррекции детей с различными отклонениями. Более того, наши исследования показали, что проблема подготовки учителей к коррекционноразвивающей деятельности с младшими школьниками в условиях вуза недостаточно разработана. Мы попытались восполнить этот пробел и разработали систему подготовки будущих учителей начальных классов к коррекционно-развивающей деятельности с учащимися. Понятно, что все направления коррекционно-развивающей деятельности в одном исследовании невозможно охватить, поэтому мы остановились на специальной подготовке будущих учителей начальных классов к коррекционно-

развивающей деятельности с использованием сказок. На наш взгляд, использование сказки в коррекционно-развивающей деятельности учителя начальных классов вполне оправданно. Дело в том, что сказка, как феноменальное явление имеет большие педагогические потенциальные возможности. Мы считаем, что использование сказки в коррекционноразвивающей деятельности учителя дает ему возможность охватить всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребёнка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, знаниях и т.д. Коррекционно-развивающая деятельность должна быть направлена на изменение познавательных возможностей ребёнка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности), на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей. Естественно, в такой работе учитель может применить многообразие существующих форм, методов, средств, предложенных современной педагогической наукой, но мы среди них выделяем систему сказок как наиболее доступную форму, средство и метод.

Для обоснования содержания подготовки учителей начальных классов к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися нами проведен педагогический эксперимент, который позволил опытно-экспериментальным путем проверить наши концептуальные теоретические позиции.

Особенности содержания и структуры подготовки будущих учителей мы изложили в экспериментальной программе «Подготовка будущих учителей к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с младшими школьниками» (с учетом региональных особенностей).

На основе обобщения существующей психолого-педагогической теории и реальной педагогической практики определен объем знаний и умений будущего учителя, позволяющий успешно осуществлять профессио-

нальную коррекционно-развивающую деятельность с использование сказок в начальной школе. Программа спецкурса рассчитана на 30 часов (12 лекционных, 18 практических занятий) в течение одного семестра.

Для целостного представления педагогических условий была разработана модель процесса подготовки будущих учителей начальных классов к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися. В модели (схема 1) мы представили целостный педагогический процесс подготовки будущего учителя начальных классов к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности. Содержание, организационные формы, методы обучения и воспитания, средства подготовки направлены на формирование у будущих учителей начальной школы следующих структурных элементов готовности к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися: целевой, мотивационный, операционно-регулятивный, технологический, контрольнооценочный компоненты.

Процесс формирования целевого компонента у будущего учителя достаточно длительный. Данный компонент формируется в процессе изучения спецкурса «Подготовка будущих учителей к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с младшими школьниками», а его сущностью является сформированное убеждение будущего учителя в необходимости определения как стратегических, так и тактических целей в коррекционно-развивающей работе с учащимися.

Будущий учитель должен осознать, что в коррекционно-развивающей деятельности цель определяется на основе диагностических данных, детерминирующих необходимость осуществления той или иной коррекционной работы, направленной на конкретного ученика. Выбор цели осуществляется таким образом, чтобы её достижение не было слишком отдалено во времени от момента принятия задания. В тех случаях, когда время выполнения деятельности велико, необходимо выделение подцелей, ясно отра-

жающих для ребёнка последовательность приближения к конечной цели.

Содержание подготовки

Теоретическая подготовка: формирование научно-теоретических знаний о коррекционно-развивающей деятельности учителя; вооружение знаниями о видах отклонений, методах их выявления; ознакомление с психологопедагогическими особенностями коррекционно-развивающей деятельности; определение форм, методов и приёмов, средств коррекционно-развивающей деятельности с использованием сказок для коррекции детей; формирование теоретических знаний о традиционных и инновационных программах по коррекционно-развивающей деятельности в школе; показ педагогического потенциала сказки для использования в коррекционно-развивающей деятельности с младшими школьниками

Методическая подготовка: формирование умений определять природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей, выявлять причины и условия их появления, определять цели и задачи, содержание и основные направления коррекционно-развивающей работы по отношению к конкретному ребёнку, составлять индивидуальную коррекционно-

развивающую программу для ребёнка, предусматривающую целенаправленное развитие социально-нравственных качеств, личностных качеств и т.д.; обучение умениям соблюдать в работе с детьми принципы коррекционноразвивающей деятельности; вооружение способами и приёмами целесообразного ведения коррекционно-развивающей работы с использованием сказки в начальной школе; обучение формам и методам качественного и количественного учёта результатов коррекционно-развивающей работы учителя в школе

Практическая подготовка:

развитие умений определять основные направления коррекционноразвивающей работы с помощью сказок; использовать механизм влияния сказки на ребёнка; реализовывать методы коррекции коммуникативных нарушений, методы коррекционного воздействия на младших школьников при различных поведенческих и эмоциональных нарушениях, методы коррекции детей с отрицательными привычками и негативными психическими состояниями; владеть теорией и практикой сказкотерапии; использовать в работе положительное в традиционных и инновационных программах по коррекционноразвивающей деятельности в школе

Результат — готовность будущих учителей начальных классов к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися

Схема 1. Модель процесса подготовки будущих учителей начальных классов к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися.

Смысл мотивационного компонента заключается в том, чтобы в процессе лекционных и практических занятий сформировать у будущего учителя желание осуществлять коррекционно-развивающую работу с применением сказок с младшими школьниками. Зрелость мотивационного компонента достигается с помощью внешней и внутренней мотивации, включением будущего учителя в совместную деятельность с педагогом вуза. Лучше всего мотивационный компонент у студента формируется на основе создания ситуации познавательного интереса.

Для профессионального осуществления коррекционно-развивающей деятельности в школе с использованием сказок у будущего учителя должен быть сформирован операционно-регулятивный компонент, сущность которого заключается в умении учителя обнаружить необходимость проведения какого-либо вида коррекционной деятельности, в умении планировать процесс коррекционной деятельности и организации коррекционноразвивающей работы с учётом местных условий.

Сущность технологического (методического) компонента заключается в усвоении будущими учителями принципов, форм и методов осуществления коррекционно-развивающей деятельности с использованием сказок, а также в умении создавать специально организованные педагогические условия, способствующие эффективному разрешению психологопедагогических проблем у младших школьников.

В ходе изучения курса будущий учитель узнаёт, что педагогическая технология - явление многомерное: в теории и практике работы начальных школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Это положение распространяется и на коррекционно-развивающую деятельность учителя. Следовательно, по уровню и характеру применения технологии коррекционно-развивающей деятельности также образуют множественную систему.

Как известно, в процессуальной характеристике любой технологии прежде всего определяются структура и алгоритмы деятельности субъектов и объектов, целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексное применение и взаимодействие всех методических средств, управление, адекватное целям и задачам, контингенту учащихся. Поэтому будущие студенты вооружаются знаниями особенностей применения методик, методов и средств управления процессом коррекционноразвивающей деятельности.

В аспекте усвоения технологического компонента студенты приобретают способности определять технологичность того или иного направления коррекционно-развивающей деятельности учителя в школе. В качестве основных критериев, определяющих выбранную технологию коррекционно-развивающей деятельности, будут: системность, научность, структурность, управляемость.

Суть контрольно-оценочного компонента готовности будущих учителей очень важна, потому, что контрольно-оценочный компонент предполагает осуществление контроля как за ходом выполнения коррекционноразвивающей программы в целом, так и за точностью и правильностью выполнения отдельных заданий, входящих в неё (контроль по конечному результату и промежуточный контроль). Что же касается оценивания, то исходным для нас может служить положение о том, что от него зависит всякая деятельность, выполняемая ребёнком. Точность и полнота оценки определяют рациональность продвижения к цели. Именно поэтому знания, умения и навыки, приобретённые ребёнком в ходе коррекционноразвивающих занятий, могут и должны быть оценены с единственной целью, чтобы познать пути их совершенствования, углубления, уточнения.

Уровень подготовленности будущих учителей начальных классов по этим пяти компонентам можно определить диагностическим путём, причём диагностика должна быть экспертная. Для диагностической эксперти-

зы мы разработали тестовые задания, первоначально определив критерии и уровни подготовленности учителей к коррекционно-развивающей деятельности.

Нами выделены следующие критерии.

Критерии для определения целевого компонента готовности будущих учителей начальных классов к использованию сказок в коррекционноразвивающей деятельности с учащимися:

- наличие знаний о коррекционно-развивающей деятельности учителя;

- понимание системной связи психолого-педагогических знаний и умений с процессом осуществления коррекционно-развивающей деятельности;

- знание целей и задач, средств, методов, факторов коррекционноразвивающей деятельности;

- представление о месте и роли учителя в коррекционно-развивающей деятельности;

- знания о роли и месте использования сказок в коррекционноразвивающей деятельности учителя начальных классов;

- умение определить необходимость осуществления коррекционноразвивающей деятельности по отношению к ребёнку и сформулировать цель этой деятельности с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

Критерии для определения мотивационного компонента готовности будущих учителей начальных классов к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися:

- позитивное отношение студента к будущей профессиональной деятельности;

- умение видеть необходимость и педагогическую целесообразность коррекционно-развивающей деятельности с использованием сказок в начальных классах;

- осознание взаимосвязи и взаимообусловленности коррекции и раз-

вития у учащихся младших классов;

- наличие развитого педагогического интереса к осуществлению коррекционно-развивающей деятельности с использованием сказок в начальных классах;

- стремление обогащать собственные знания новыми знаниями в области коррекционно-развивающей деятельности;

- проявление интереса к существующему педагогическому опыту, практической деятельности учителей в области коррекционнопедагогической деятельности;

- эмоционально-позитивное отношение к будущей профессиональной коррекционно-развивающей деятельности с использованием сказок;

- потребность собирать и исследовать теоретический и практический материал по коррекционно-развивающей деятельности с использованием сказок в начальной школе;

- стремление создавать специально организованные педагогические условия для осуществления коррекционно-развивающей деятельности с использованием сказок во время педагогической практики.

Критерии для определения операционно-регулятивного компонента готовности будущих учителей начальных классов к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися:

- владение студентом понятийным аппаратом коррекционноразвивающей деятельности;

- умение планировать организацию различных форм, методов, приёмов коррекционно-развивающей деятельности с использованием сказок на основе умений обнаруживать необходимость осуществления коррекционно-развивающей деятельности;

- умение проектировать результат коррекционно-развивающей деятельности с использованием сказок;

- умение определять значимость методов и приёмов, целесообраз-

ность их использования в деятельности учителя;

- умение работать самостоятельно с научно-педагогической, специальной литературой для организации коррекционно-развивающей деятельности;

- умение наблюдать, экспериментировать и анализировать результат собственной деятельности в коррекционно-развивающей работе;

- стремление исследовать факторы, причины, оказывающие негативное влияние на детей и формирующие у них психолого-педагогические отклонения от «нормы»;

- знание принципов организации коррекционно-развивающей деятельности с использованием сказок;

- умение определять на основе использования выборки качеств и свойств личности ребёнка «норму» и «отклонение» в поведении младшего школьника;

- знание особенностей организации коррекционно-развивающей работы с использованием сказок.

Критерии для определения технологического компонента готовности будущих учителей начальных классов к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися:

- владение целесообразными способами и приёмами коррекционноразвивающей деятельности;

- знание педагогических функций сказок и группировка сказок в систему для применения в коррекционно-развивающей деятельности;

- знание преимущества и умение использования народных и авторских сказок в целях педагогической коррекции;

- умение определять коррекционно-развивающий потенциал чувашской народной сказки;

- знание существующих технологий коррекционно-развивающей деятельности и умение импровизировать, используя этот материал в своей

деятельности;

- знание и использование психолого-педагогического механизма влияния сказки на ребёнка;

- умение использовать сказки для педагогической коррекции во внеклассной работе учителя;

- умение составлять долгосрочную программу развития младших школьников с использованием системы сказок;

- владение методами арт-терапии в практике сказкотерапии;

- умение проводить коррекционные занятия, направленные на развитие у младших школьников умения регулировать своё состояние в критических ситуациях;

- владение принципами подбора сказок для коррекции и развития младших школьников;

- умение использовать инновационные программы по коррекционноразвивающей деятельности в начальных классах;

- умение составлять коррекционно-развивающую программу для отдельного ребёнка и на группу детей;

- владение формами качественного и количественного учёта результатов коррекционно-развивающей деятельности с использованием сказок в начальной школе;

- психолого-педагогическая проработанность собственных проблем, учёт собственных индивидуально-личностных особенностей;

- умение охранять, укреплять, поддерживать и корректировать физическое и нервно-психическое здоровье учащихся, действовать по принципу «не навреди!».

Критерии для определения контрольно-оценочного компонента готовности будущих учителей начальных классов к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися:

- умение давать собственную оценку фактам и явлениям, порождаю-

щим «отклонения» у младших школьников;

- умение осуществлять контроль за ходом выполнения коррекционноразвивающей программы;

- владение системой знаний и умений диагностики состояния конкретной педагогической ситуации и процесса коррекционно-развивающей деятельности с использованием сказок в начальной школе;

- умение анализировать и оценивать объективно результаты собственной коррекционно-развивающей деятельности с использованием сказок в начальных классах;

- наличие рефлексивной оценки своей работы.

Критерии, определяющие уровни готовности будущих учителей начальных классов к использованию сказок

в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися

Уровни

Высокий Средний Низкий

- чёткое знание целей, задач, содержания, принципов коррекционно-развивающей деятельности учителя; - умение выбрать из множества форм и методов осуществления коррекционно-развивающей деятельности единственную, с учётом индивидуально-личностных качеств ребёнка; - хорошее владение теоретическим материалом и умение его использовать на практике; - умение определять виды отклонений и составлять программу действий; - неполное знание целей, задач, содержания, принципов коррекционно-развивающей деятельности учителя; - непостоянство в умении выбрать из множества форм и методов осуществления коррекционно-развивающей деятельности единственную, но умение ориентироваться в индивидуально-личностных качествах ребёнка; - неполное владение теоретическим материалом. Частичное использование знания теории на практике; - не всегда может без - знание самых элементарных положений коррекционноразвивающей деятельности; - отсутствие умений выбирать формы и методы осуществления коррекционноразвивающей деятельности с учётом индивидуальноличностных качеств ребёнка; - низкий уровень владения теоретическим материалом. Неумение использовать материал без посторонней помощи; - отсутствие знаний

- осознание системности коррекционноразвивающей деятельности учителя;

- хорошее владение формами качественного и количественного учёта результатов коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка или группу детей;

- умение видеть перспективу коррекционноразвивающей деятель-ности с использованием сказок;

- постоянное стремление к совершенствованию технологии кор-рекционно-развива-ющей деятельности

помощи специалиста составлять программу действий, направленную на коррекцию и развитие ребёнка;

- неосознание необхо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

димости систематичности коррекционно-

развивающей деятельности учителя;

- частичное владение формами качественного и количественного учёта результатов коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка или группу детей;

- неумение предвидеть полностью конечный результат коррекционноразвивающей деятельности с использованием сказок;

- эпизодическое проявление интереса к совершенствованию технологии коррекционно-развивающей деятельности

о видах отклонений у детей;

- отсутствие умения составлять программу действий, направленных на коррекцию развития ребёнка;

- отсутствие знаний и умений применять на практике формы количественного и качественного учёта результатов коррекционно-развивающе-го воздействия на ребёнка;

- неумение предвидеть конечный результат своей деятельности в коррекционно-развивающей работе;

- отсутствие профессионального интереса к проведению кор-рекционно-развива-ющей деятельности с применением сказок

Для проведения эксперимента были определены контрольная и экспериментальная группы студентов 5 курса отделения педагогики и методики начального обучения психолого-педагогического факультета ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева».

Чтобы определить уровень теоретических знаний о коррекционноразвивающей деятельности у студентов контрольной и экспериментальной групп до эксперимента мы провели диагностирование их знаний на основе анкетного опроса.

Эксперимент показал, что студенты как контрольной, так и экспери-

ментальной групп имеют низкий уровень знаний о коррекционноразвивающей деятельности с использованием сказок (табл. 1).

Таблица 1 - Диагностика знаний студентов контрольной и экспериментальной групп на начальном этапе формирующего эксперимента

Уровни Процентные показатели

Контрольная группа Экспериментальная группа

Высокий - -

Средний 30 % 41 %

Низкий 70 % 59 %

Основной задачей формирующего эксперимента была проверка эффективности выявленных педагогических условий, обеспечивающих профессиональную подготовку будущих учителей начальных классов к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися. Теоретическое исследование и эксперимент показали, что наиболее существенными из них являются:

- содержание подготовки, разработанное в соответствии с целью и задачами подготовки будущих учителей, реализующееся на основе программы и спецкурса, которые обеспечивают диагностическое и прогностическое развитие готовности к профессиональной деятельности специалиста с высшим образованием;

- структурно-схематическая модель, включающая все основные компоненты: цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и результат подготовки к коррекционно-развивающей деятельности с использованием сказок в их взаимосвязи и взаимообусловленности;

- научно-методическая обеспеченность процесса подготовки учителей к коррекционно-развивающей деятельности с использованием сказок;

- профессиональная компетентность преподавателей вуза в области коррекционно-развивающей деятельности;

- учёт внутренней и внешней мотивации будущих специалистов к

приобретению педагогической профессии;

- наличие в вузе эмоционально-нравственной атмосферы во взаимодействии студентов и преподавателей;

- систематическая активизация самостоятельной познавательной деятельности будущих учителей начальных классов по овладению различными видами коррекционно-развивающей работы, включение их в педагогическое творчество по использованию сказок в коррекционноразвивающей деятельности;

- наличие хорошей материально-технической базы и ТСО.

В ходе опытно-экспериментальной работы был реализован поэтапный контроль уровней сформированности у будущих учителей готовности к использованию сказок в коррекционно-развивающей работе с учащимися, итоговый контроль был проведён нами на контрольном этапе эксперимента. Результативность экспериментальной работы определялась на основе экспертной оценки по следующим показателям: целевой, мотивационный, технологический, операционно-регулятивный и контрольнооценочный компоненты.

В процентных показателях уровень готовности будущих учителей начальных классов к коррекционно-развивающей деятельности представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Уровни готовности будущих учителей к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися

после эксперимента

Уровни Процентные показатели

Контрольная группа Экспериментальная группа

Высокий - 27,3 %

Средний 30 % 72,7 %

Низкий 70 % -

Полученные данные позволили выявить рост уровня готовности бу-

дутттих учителей экспериментальной группы к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися. Уровни готовности у будущих учителей контрольной группы остались прежними, так как в этой группе не проводились занятия по разработанной нами программе в специально организованных педагогических условиях. Для наглядности данные представлены в виде гистограммы (рис. 1).

10 И

16---------------г—I-------------

я 1 4 £

Высокий Средний Низкий Уровни готовности

Рис. 1. Сводная гистограмма уровней готовности будущих учителей к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися у студентов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента.

Итак, опытно-экспериментальная работа и её результаты показывают, что специально организованные педагогические условия способствовали реализации разработанной программы подготовки будущих учителей начальных классов к использованию сказок в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.