Научная статья на тему 'Подготовка будущих тренеров к созданию положительного социально-психологического климата в спортивной команде'

Подготовка будущих тренеров к созданию положительного социально-психологического климата в спортивной команде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / "ЧУВСТВО ОБЪЕКТА" / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / "SENSE OF OBJECT" / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ATMOSPHERE / INTERPERSONAL ATTITUDES / READINESS STRUCTURE / COMPETENCE / REFLECTION / PEDAGOGICAL SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неретин Александр Валериевич

Определены структура готовности будущих тренеров к созданию положительного социальнопсихологического климата в спортивной команде, ее критерии и уровни сформированности. Проведено исследование особенностей межличностных взаимоотношений внутри группы студентов-футболистов. Выявлены педагогические ситуации и принципы построения занятий, способствующие формированию компонентов данной готовности, а также разработана и апробирована методика ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неретин Александр Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих тренеров к созданию положительного социально-психологического климата в спортивной команде»

известия вгпу

• оказание психологической помощи педагогическим кадрам и подготовка их к самостоятельной саморегуляции с использованием продуктивных акмеолого-психологических технологий и эффективной практики.

Таким образом, акмеологическое сопровождение педагогической деятельности в системе университетского образования позволяет консолидировать усилия педагогического и студенческого коллективов для творческой и плодотворной работы, результатами которой сегодня являются рост профессионализма преподавателей, высокое качество обучения и качество знаний.

литература

1. Акмеология : учебник / под общ. ред. А.А. Деркача. М. : Изд-во РАГС, 2004. 688 с.

2. Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психол. журн. 1981. №2. С. 8.

3. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М. : Изд-во РАГС, 2001. Кн. 1 - 5.

4. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М. : РАУ, 1993.

5. Ковалев Г.А. Теория социально-психологического воздействия // Основы социальнопсихологической теории / под общ. ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. М. : Изд-во Меж-дунар. пед. акад., 1995. С. 352.

6. Кузьмина Н.В. Акмеология - наука о факторах достижения вершин в профессиональной деятельности // Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности. Л. : ЛГУ, 1989. С. 6 - 13.

7. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб. : Политехника, 2002. 189 с.

8. Панасюк А.Ю. Психологические основы убеждающего воздействия : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1992.

Peculiarities of akmeological support of educational work in the system of higher school education

There is revealed the problem of introduction of akmeological support to educational work of higher school that implies teachers ’professional growth, high quality of education and knowledge.

Key words: Akmeology, modeling of educational work, akmeological service, akmeological culture.

А.В. НЕРЕтИН (Волгоград)

подготовка Будущих тренеров к созданию положительного социАльнопсихологичЕского климата в спортивной команде

Определены структура готовности будущих тренеров к созданию положительного социальнопсихологического климата в спортивной команде, ее критерии и уровни сформированности. Проведено исследование особенностей межличностных взаимоотношений внутри группы студентов-футболистов. Выявлены педагогические ситуации и принципы построения занятий, способствующие формированию компонентов данной готовности, а также разработана и апробирована методика ее формирования.

Ключевые слова: социально-психологический климат, межличностные отношения, структура готовности, компетентность, рефлексия,

«чувство объекта», педагогическая ситуация.

В структуре педагогического мастерства тренера исследователи выделяют комплекс компетенций, включающих перспективное планирование тренировочного процесса, проектирование содержания спортивного и нравственно-волевого опыта, приобретаемого спортсменами, организацию учебно-тренировочного и воспитательного процессов, объективное оценивание результатов и нахождение эффективных путей их повышения [2; 3]. В то же время становится все более очевидно, что традиционная система подготовки спортсменов и спортивных команд к соревнованиям, базирующаяся на общих закономерностях адаптации организма к нагрузкам, во многом исчерпала свои возможности. Необходимы поиск новых путей повышения результативности команд и, что не менее важно, освоение перспективных направлений в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Одним из таких направлений является подготовка будущих тренеров к созданию положительного микроклимата на тренировках и в процессе соревновательной деятельности.

© Неретин А.В., 2010

Оптимизация социально-психологического климата в спортивной команде - важный ресурс ее игровой эффективности. Специфика командной спортивной деятельности требует от тренера постоянного анализа динамики отношений спортсменов с учетом их индивидуальнопсихологических особенностей [4]. Оптимальный социально-психологический климат в спортивной команде оказывает прямое положительное влияние на эффективность ее соревновательной деятельности. Цель данного исследования - определение структуры готовности будущих тренеров к созданию положительного социальнопсихологического климата в спортивной команде и условий формирования данной готовности у тренеров по футболу.

Анализ состояния разработанности исследуемой проблемы в научной литературе и критическое переосмысление практического опыта позволили уточнить состав и признаки готовности тренеров к созданию положительного социальнопсихологического климата в спортивной команде как совокупности специальных знаний, умений и качеств личности тренера [1; 2], обеспечивающих повышение эффективности решения профессиональнопедагогических задач по совершенствованию подготовленности спортсменов посредством целенаправленного выстраивания партнерских и межличностных отношений в спортивной команде. Учитывая ориентировочную и практикоорганизаторскую функции данной готовности, в ее структуре можно выделить когнитивный, деятельностный, конструктивный и рефлексивный компоненты.

Когнитивный компонент готовности будущего тренера к созданию социально-психологического климата в спортивной команде включает психологопедагогические и специальные знания об особенностях спортивного коллектива и закономерностях его формирования. Сформированность когнитивного компонента проявляется в том, что будущие тренеры оперируют основными понятиями и фактической информацией о целях и формах воспитательной работы в коллективах, об особенностях совместной деятельности, совместимости членов коллектива, структуре спортивной команды как разновидности малой социальной группы, видах и ста-

диях протекания конфликтов, путях выхода из конфликтных ситуаций.

Деятельностный компонент проявляется в специальных и общепедагогических умениях - диагностических, аналитических, прогностических, проективных, которые позволяют реализовать теоретические знания и идеи на практике.

Конструктивный компонент включает в себя способность тренера планировать и организовывать мероприятия по созданию положительного социальнопсихологического климата в ходе основного учебно-тренировочного процесса, тем самым повышая его эффективность. Умения этого компонента позволяют будущему тренеру осуществлять отбор содержания, форм, методов и средств психологопедагогического воздействия в их оптимальном сочетании.

Таким образом, тренер должен овладеть способами создания педагогических ситуаций, обеспечивающих становление у будущих спортсменов нравственнопсихологических качеств, способствующих их эффективному внутрикомандному взаимодействию. В процессе подготовки к реализации данного аспекта своей профессиональной компетентности будущему тренеру необходимо овладеть обобщенным методом составления ориентировочной основы решения организационных, конфликтологических, личностно-развивающих задач, обрести опыт выявления эффективных стратегий и приемов воспитательного воздействия в конкретной ситуации, опираясь на знания, перцептивные умения и интуицию.

для формирования рефлексивного компонента создаваемые психологопедагогические условия должны быть направлены на развитие особой чувствительности к объекту («чувство объекта»), степени своего воздействия на другого человека («чувство меры»), к регулированию системы отношений «субъект - объект» в педагогической деятельности («чувство причастности»), а также на формирование перцептивных умений, эмпатии, аттракции, идентификации, педагогической интуиции.

Таким образом, в качестве критериев сформированности готовности к созданию благоприятного климата в спортивной команде были выделены следующие характеристики: специальные знания о социальнопсихологическом климате и факторах, его

определяющих; диагностические аналитические, прогностические и проективные умения; владение методикой формирования социально-психологического климата как составной части общей методики спортивной подготовки; «чувство объекта», «чувство меры», перцептивные умения, способность регулировать систему «объект - объект», необходимый социальнопсихологический опыт.

Обобщение выполненных в этой области исследований, а также изучение выделенных в соответствии с названными критериями уровневых групп студентов позволили выстроить логику процесса формирования данной готовности. Она представляет собой восхождение от первичной ориентировки в ситуации жизнедеятельности спортивного коллектива к формированию опыта решения проблем внутриколлектив-ной коммуникации, а затем к творческому саморазвитию тренера как специалиста в области поддержки командообразования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась со студентами-футболистами 2 - 4-го курсов. На констатирующем этапе оценивалась готовность будущих тренеров к сплочению спортивной команды в соответствии с представленными выше критериями. При этом выяснялась их способность оценивать психологический климат спортивного объединения на примере своей учебной группы и принимать решения по улучшению этого климата [5].

Анализ результатов обследования показал, что только 16,0% футболистов второго года обучения, 36,4 и 41,7 - соответственно 3-го и 4-го курсов в достаточной степени подготовлены к выполнению данной функции тренера (высокий уровень). Соответственно 52,0, 36,4 и 33,3% студентов тех же курсов отнесены к среднему уровню готовности, и 32,0% второкурсников, 27,2 - третьекурсников и 25,0 - студентов 4-го курса не подготовлены к решению такого рода задач.

Одновременно выявлялись представления студентов об эффективном спортивном коллективе и качествах личности тренера, которые благоприятствуют созданию такого коллектива. Обследование показало, что наиболее высокая оценка была дана таким важным для коллективного взаимодействия качествам спортсменов, как чувство гордости за коллектив, активность, энергия, способность к самоотдаче для

коллективной победы. Кроме того, студенты среднего и высокого уровней отметили значимость таких качеств, как доброжелательность в отношениях с партнерами, взаимные симпатии. Отмечались также такие характеристики успешного спортивного коллектива, как взаимное расположение в отношениях между группами друзей внутри команды. Кроме того, высокую оценку получило совместное времяпровождение членов группы после занятий футболом.

Вместе с тем самую низкую оценку всех испытуемых получило справедливое отношение к игрокам, членам команды. Студенты всех трех курсов считали, что члены команды заметно разделяются на «привилегированных» и «непривилегированных», в командах есть пренебрежительное отношение к слабым игрокам, а также в ситуациях принятия нового члена команды. Студенты испытывали трудности при решении задач организации коллектива на совместное дело, а также в ситуациях, когда в команде возникают ссоры, взаимные обвинения; успехи или неудачи товарищей по команде оставляют других равнодушными или вызывают зависть.

Однако при общей оценке психологического климата в группах как скорее благоприятного, чем неблагоприятного, в оценках по отдельным вопросам наблюдается существенное различие. Самую низкую оценку во всех трех группах получили характеристики коллектива, имеющие большое значение для спортивной практики (справедливое отношение к игрокам; возможность принятия в команде нового игрока; собранность и организованность коллектива в трудные минуты). Эти показатели имеют прямое влияние на результативность отдельных игроков и команды в целом в соревновательной деятельности.

Процесс формирования готовности тренера к созданию благоприятного психологического климата в спортивной команде целесообразно представить в виде отдельных этапов в соответствии со структурой готовности и логикой ее развития, т.е. содержание обучения структурируется в относительно автономные организационнометодические блоки (модули), направленные на последовательное формирование отдельных компонентов готовности. Каждый блок завершается диагностикой уровня сформированности и определением целей дальнейшей работы.

Цель каждого из этапов достигалась через актуализацию профессионально ориентированной ситуации. На первом этапе для достижения общей ориентировки в структуре внутрикомандных отношений создавалась ориентировочноаналитическая ситуация, в которой студенты овладевали опытом анализа, оценки и прогнозирования психологического климата в спортивном коллективе; на втором, где ставилась цель овладения умениями регулирования партнерских и межличностных отношений в команде, доминировала ситуация коммуникативных решений. И на третьем, когда студенты должны были достичь уровня компетентности в данном вопросе, создавалась ситуация поддержки саморазвития коллектива. Ее назначение - дать будущему тренеру опыт поддержки отношений в развивающейся команде, в основе которого опыт саморазвития самого тренера.

В формирующем эксперименте приняли участие 57 студентов 2-го курса. Подготовка студентов к созданию положительного психологического климата осуществлялась по разработанной методике, предполагающей последовательное создание трех вышеуказанных ситуаций. каждая из них включала содержательный, процессуальный, рефлексивный блоки. Экспериментальная работа проводилась в рамках учебной дисциплины «Физическая культура: специализация».

Содержательный компонент ситуаций включал в себя совокупность теоретических знаний, базовых умений и навыков, необходимых для успешного решения задачи создания положительного социальнопсихологического климата в спортивной команде. Процессуальный компонент предполагал организацию исследовательской, проектной, творчески-поисковой деятельности в организационно-спортивной среде. Рефлексивный аспект включал деятельность студентов по самоанализу, проектированию своего профессионального роста и др.

Приоритетным способом трансформации теоретических знаний в умения является практика. Выполнение в ходе обучения практических работ, моделирование педагогических ситуаций, анализ реального тренировочного процесса несли различную функциональную нагрузку и формировали у будущих тренеров опыт поведения сначала в стандартных ситуациях, а за-

тем в ситуациях поиска творческих решений по психолого-педагогическим аспектам создания положительного микроклимата в команде.

Важнейшей задачей завершающего этапа опытной работы являлась выработка повышенной чувствительности к объекту профессиональной деятельности. Создаваемые психолого-педагогические условия способствовали развитию особой чувствительности к объекту («чувство объекта»); степени своего воздействия на другого человека («чувство меры»); регулированию системы отношений «объект - объект» в педагогической деятельности, а также формированию перцептивных умений, эмпатии, аттракции, идентификации, педагогической интуиции.

На этом этапе использовались тренинги, ролевые игры, педагогическое наблюдение и видеоанализ, анализ собственной деятельности, научно-исследовательская работа, защита различных вариантов развития команды. Решение задач по формированию необходимых способностей будущих тренеров обеспечивалось качественным отличием занятий, в которых последовательно реализовывался ряд специфических принципов:

- активно-конструктивной позиции участников (участники группы постоянно вовлекаются в различные действия и ситуации, в которых им приходится самим решать проблемы, открывать уже известные психологии закономерности взаимодействия, общения людей);

- объективации поведения (поведение участников группы переводится в начале занятий с эмоционального на объективный уровень и поддерживается на нем; универсальным средством объективации поведения является обратная связь, т.е. сведения, получаемые студентом о своем поведении от других);

- оптимизации познавательных процессов в условиях общения (субъект-субъектное общение характеризуется равенством психологических позиций участников, признанием ценности личности другого человека, принятием во внимание интересов собеседника и стремлением к сопереживанию).

При организации практики учитываются возможности планирования и коррекции деятельности по созданию положительного социально-психологического клима-

■ высокий;^ средний ;□ низкий

та в ходе учебно-тренировочного процесса, а также выстраивания модели профессионального поведения и степени воспитательного воздействия в связи с особенностями конкретного коллектива. Полученные в ходе формирующего эксперимента данные свидетельствуют о том, что у студентов произошли следующие изменения: повышение уровня специальных знаний, овладение необходимыми умениями и навыками в практической деятельности; повышение уровня готовности к планированию деятельности по формированию и поддержанию положительного психологического климата в ходе учебнотренировочного процесса.

Способность будущих тренеров к регулированию системы «объект - объект» была выявлена в ходе тестирования [5], динамика изменения состава уровневых групп в ходе эксперимента представлена на рисунке.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что формирование готовности будущих тренеров к созданию положительного социально-психологического климата на основе представленной структуры и диагностики особенностей межличностных взаимоотношений внутри группы можно рассматривать как важнейший ресурс повышения эффективности их профессиональной деятельности.

Литература

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования : учеб. пособие. М. : Просвещение, 1984. 208 с.

2. Бабушкин Г.Д. Специфика деятельности тренера. Омск : ОГИФК, 1985. 68 с.

3. Дормидонтова Л.С. Профессиональная деятельность специалистов физической культуры и спорта. Омск : СибГАФК, 2001. 128 с.

4. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М. : Физкультура и спорт, 1984. 128 с.

5. Энциклопедия психологических тестов. Общение. Лидерство. Межличностные отношения / под ред. А.А. Карелина. М. : АСТ, 1997. 228 с.

Training of future coaches for creating positive social and psychological atmosphere in a sport team

There are defined the structure of future coaches readiness for creating positive social and psychological atmosphere in a sport team, its criteria and formation levels. There is carried out the research of interpersonal attitudes peculiarities inside the group of footballer students. There are revealed pedagogical situations and principles of constructing lessons promoting formation of the readiness. There are also developed and tested the methods of its formation.

Key words: social and psychological atmosphere, interpersonal attitudes, readiness structure, competence, reflection, “sense of object”, pedagogical situation.

А.П. НоВАкоВА (Волгоград)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАНОВЛЕНИЯ СМЫСЛА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Рассматривается проблема становления личностного смысла изучения иностранного языка у будущих педагогов. Данный процесс выступает важным звеном в становлении профессиональной компетентности будущих специалистов и включает ряд этапов, реализуемых при определенных условиях.

Ключевые слова: личностный смысл, педагогическая поддержка, становление специалиста в сфере образования.

В сложившейся в стране социокультурной и экономической ситуации, характеризующейся динамизмом и открытостью, существенно изменяются задачи профессиональной деятельности выпускников

1-й этап

2-й этап

© Новакова А.П., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.