Научная статья на тему 'Подготовка будущих специалистов к профессиональной деятельности на занятиях физической культурой в вузах'

Подготовка будущих специалистов к профессиональной деятельности на занятиях физической культурой в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PHYSICAL TRAINING / STUDENTS / SPECIALIZATIONS / COMPETENCES / TRAINING EXPERTS / WORK ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич

Сегодня занятия физической культурой по избранным видам спорта (специализации) активно внедряются в учебный процесс кафедр физического воспитания различных вузов. К сожалению, не всегда эффективность такой формы проведения занятий соответствует ожиданиям. Автор предлагает изменить форму проведения практических занятий по физической культуре в сторону целенаправленной подготовки будущих специалистов к последующей трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF FUTURE EXPERTS FOR VOCATIONAL ACTIVITY DURING PHYSICAL TRAINING LESSONS IN HIGH SCHOOLS

Today, the lessons of physical training on the selected sports (specializations) are actively introduced into the educational process of departments of physical training in various high schools. Unfortunately, the effectiveness of such a way to hold a lesson does not always meet expectations. The author suggests changing the form of holding lessons of physical training into purposeful preparation of future experts for the subsequent work activity.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих специалистов к профессиональной деятельности на занятиях физической культурой в вузах»

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗАХ

PREPARATION OF FUTURE EXPERTS FOR VOCATIONAL ACTIVITY DURING PHYSICAL TRAINING LESSONS IN HIGH SCHOOLS

А.Ю. Осипов A.Yu. Osipov

Физическое воспитание, студенты, специализации, компетенции, подготовка специалистов, трудовая деятельность.

Сегодня занятия физической культурой по избранным видам спорта (специализации) активно внедряются в учебный процесс кафедр физического воспитания различных вузов. К сожалению, не всегда эффективность такой формы проведения занятий соответствует ожиданиям. Автор предлагает изменить форму проведения практических занятий по физической культуре в сторону целенаправленной подготовки будущих специалистов к последующей трудовой деятельности.

Physical training, students, specializations, competences, training experts, work activity. Today the lessons of physical training on the selected sports (specializations) are actively introduced into the educational process of departments of physical training in various high schools. Unfortunately, the effectiveness of such a way to hold a lesson does not always meet expectations. The author suggests changing the form of holding lessons of physical training into purposeful preparation of future experts for the subsequent work activity.

На сегодняшний день одной из популярных форм новаций в учебном процессе кафедр физической культуры является перевод студентов на занятия по избранным видам спорта (специализациям). Большинство специалистов и преподавателей активно используют данную форму обучения студентов, считая ее наиболее подходящей для решения тех многочисленных проблем, с которыми кафедры физического воспитания сталкиваются в повседневной работе. Например, С.А. Дорошенко в своих исследованиях утверждает, что наиболее современным и эффективным направлением повышения физической и спортивно-технической подготовленности, укрепления здоровья студентов является конверсия спортивных технологий в процесс физического воспитания [Дорошенко, 2011, с. 1334]. Основным козырем сторонников данной системы обучения является удовлетворение желаний студентов заниматься тем или иным видом спорта. Считается, что желание (мотивация) является основным факто-

ром, который должен учитываться преподавателем при обучении и воспитании студентов. Если студент желает, то он обязательно будет заниматься. Так, Л.В. Аристова пишет, что студентам должен предоставляться более широкий выбор различных форм физкультурно-спортивных занятий с учетом их личных интересов, наклонностей и способностей. Важно учитывать, что любому человеку свойственно неприятие любого принуждения, сопротивление ему. Игнорируя данную аксиому, нельзя добиться положительных результатов в формировании любой культурной потребности, в том числе и в физическом развитии [Аристова, Шпилько, 2001, с. 12]. Однако результаты анкетирования студентов-первокурсников (п=2135), поступивших в Сибирский федеральный университет, свидетельствуют о том, что подавляющее большинство опрошенных (72 %) не занимались в спортивных секциях до поступления в вуз. Выходит, что у большинства студентов личные интересы, наклонности и способности пробуждаются только тогда,

когда приходит время выбора специализации в вузе. Например, исследования, проведенные ранее автором статьи в Красноярском государственном медицинском университете, выявили, что в настоящее время молодые люди выбирают специализацию, исходя из существующей моды и удобства для себя. Из предлагаемых в КрасГМУ специализаций девушки наиболее часто выбирали йогу, фитнес, пилатес, аэробику, а юноши - плавание. Число желающих заниматься в значительной мере превышало возможности вуза по созданию надлежащих условий для проведения учебных занятий (аренда бассейна, нехватка площадей и спортивных залов и т. д.). В то же время такие специализации, как ориентирование на лыжах и лыжный спорт, не смогли набрать необходимое количество занимающихся. Хотя, исходя из климатических условий Сибири, умение передвигаться на лыжах и ориентироваться в тайге, несомненно, не будет лишним. Студенты просто предпочли наиболее удобные и безопасные формы проведения занятий [Осипов, Тяжельникова, 2011, с. 12].

Еще одним дискуссионным вопросом является степень эффективности проводимых занятий. Считается, что специализированные занятия физической культурой будут более эффективны, чем обычная (урочная) форма их проведения. Большое число авторов приводит данные исследований, где экспериментальные группы студентов, занимающиеся специализированным физическим воспитанием, показывают лучшие результаты по общей физической подготовке и техническим навыкам, чем контрольные. Однако при проведении занятий в форме специализаций преподавателям бывает сложно разделить студентов на экспериментальные и контрольные группы в рамках одной специализации. В данном случае довольно часто сравниваются показатели студентов различных специализаций или студентов разных вузов, что отражается на качестве результатов исследований.

Во многом соглашаясь с широко распространенной точкой зрения о преимуществе специализированного физического воспитания, мы предлагаем рассмотреть вопрос проведения занятий по физической культуре в контексте подготовки студентов различных специальностей

к последующей профессиональной и трудовой деятельности. Сейчас одним из основных требований к выпускникам высших учебных заведений является высокий уровень профессиональной готовности к предстоящей трудовой деятельности. Еще одно требование работодателей - высокий уровень здоровья работников. Сегодня практически во всех отраслях необходимы работники, обладающие хорошим здоровьем, прикладными умениями, профессиональными навыками и компетенциями. Следовательно, педагогический процесс физического воспитания в вузах должен способствовать как укреплению здоровья, так и формированию и развитию общих и профессиональных компетенций выпускников. Таким образом, проведение занятий по физической культуре с акцентом, направленным не на развитие общих физических качеств, а на целенаправленное развитие качеств, умений и компетенций, а также внутренних жизненных ценностей, необходимых для успешного освоения человеком профессии и становления его специалистом [Дружилов, 2012, с. 167], формирует научную новизну публикуемого исследования.

При проведении педагогического эксперимента автор опирался на научные исследования А.И. Завьялова и Д.Г. Миндиашвили в области физического воспитания студенческой молодежи и контроля величины физических нагрузок [Завьялов, Миндиашвили, 1996, с. 53], Р.Т. Раевского в области профессионально-прикладной физической подготовки студентов [Раевский, 1985, с. 10], Д.А. Шубина и А.Ю. Осипова в вопросах организации и проведения занятий здоровьес-берегающей направленности со студентами различных специальностей [Шубин и др., 2012, с. 177]. Основной идеей эксперимента было изменение содержания проводимых занятий в сторону развития профессионально-прикладных физических качеств и способностей и повышения общего уровня физической готовности к предстоящей трудовой деятельности. Следует отметить, что форма проведения занятий не изменялась, все занятия проходили по форме той спортивной специализации, которую выбрали студенты. В ходе занятий лишь применялись методики формирования необходимых будущим

специалистам физических качеств и способностей, соответствующих характеру будущей профессиональной деятельности. В эксперименте приняли участие студенты III курса института нефти и газа, института архитектуры и дизайна, инженерно-строительного института Сибирского федерального университета, занимающиеся на спортивной специализации «аэробика». Контрольные группы занимались по стандартным учебным планам специализации. Для студентов экспериментальных групп подбирались упражнения, целенаправленно способствующие формированию ключевых профессионально-прикладных психофизических качеств и способностей, необходимых для дальнейшей успешной трудовой деятельности. Общая длительность педагогического эксперимента составила 1 учебный год. Основные методические рекомендации, применяемые в ходе эксперимента, представлены в табл. 1.

В начале и в конце эксперимента у студентов как контрольных, так и экспериментальных

групп были получены данные об уровне развития ключевых психофизических качеств и способностей. Если в начале эксперимента не было выявлено существенных корреляций, то по окончании были выявлены достоверные различия. Так, студенты экспериментальных групп всех специальностей показали достоверный прирост результатов во всех тестах, определяющих уровень развития психофизических качеств и способностей. Данные об уровне развития психофизических качеств и способностей исследуемых студентов представлены в табл. 2, 3, 4.

Таким образом, результаты исследований, проведенных автором, позволяют сделать следующие выводы.

1. Сегодня в связи с растущими требованиями к профессиональной и физической подготовке специалиста учебный процесс в вузах должен включать в себя комплексную, специализированную физическую подготовку студентов к предстоящей им трудовой и социальной деятельности.

Таблица!

Профессии Психофизические качества, необходимые для успешной трудовой деятельности Методические рекомендации

Офисные работники, управленцы ИТ. д. Психофизическая устойчивость Общая выносливость Дыхательная гимнастика и упражнения релаксационного характера с использованием подходящего музыкального сопровождения. Выполнение большего числа движений за меньшую единицу времени, увеличение темпа выполнения упражнений, повышение интенсивности занятия, работа на беговых дорожках или велотре-нажерах

Архитекторы, дизайнеры, чертежники Внимание Точность движений Общая выносливость Коллективное выполнение двигательных действий в общем режиме и темпе, частая смена выполняемых движений по команде или заданию преподавателя, повторение на оценку только что показанных или разученных технических элементов или связок. Выполнение большего числа движений за меньшую единицу времени, увеличение темпа выполнения различных двигательных действий, повышение интенсивности занятия, работа на беговых дорожках или велотренажерах

Газовики, нефтяники, строители Сила Общая выносливость Равновесие, гибкость, подвижность Выполнение большого количества повторов с гимнастическими гантелями, работа с отягощениями и утяжелителями. Статическое удержание своего тела в различных упорах. Выполнение большего числа движений за меньшую единицу времени, увеличение темпа выполнения упражнений, повышение интенсивности занятия, работа на беговых дорожках или велотренажерах. Удержание своего тела в положении устойчивого и неустойчивого равновесия, потягивания, вращательные движения тела, повороты, подскоки и прыжки со сменой направления с использованием музыкального сопровождения и т. д.

5

в

н

и

ш

PQ

2. Данная подготовка должна представлять собой комплексы физических упражнений, направленных на развитие ключевых психофизических качеств и способностей для студентов определенных специальностей. Данные эксперимента показыва-

ют, что студенты экспериментальных групп достоверно (от Р<0,01 до РОЭ,05) улучшили свои показатели во всех контрольных тестах, а следовательно, показали более высокий уровень готовности к своей будущей профессиональной деятельности.

Таблица 2

Данные развития ключевых психофизических качеств и способностей исследуемых студентов

до и после окончания эксперимента

Институт нефти и газа

Показатели До эксперимента После эксперимента

Контр. Эксп. Контр. Эксп.

Сила (сгибание-разгибание рук в упоре лежа, раз) 20±4,0* 18±2,0** 22±3,0* 28±4,0**

Гибкость (наклон вперед, см) 13±4,0* 12 ±2,0*** 14±5,0* 20±5,0***

Быстрота (челночный бег 3x10 м, с) 30±2,0* 32±2,0** 26±3,0* 22±4,0**

Точность и внимание (повтор движений, кол-во ошибок) 9,0±3,0* 10±2,0*** 7,0±3,0* 4,0±2,0***

Функциональная готовность. Выносливость (тест с приседаниями) 5,3±0,6* 5,5±0,4*** 5,1±0,2* 4,8±0,3***

* - различия недостоверны; ** - Р<0,01, *** - Р<0,05,

Таблица 3

Институт архитектуры и дизайна

Показатели До эксперимента После эксперимента

Контр. Эксп. Контр. Эксп.

Сила (сгибание-разгибание рук в упоре лежа, раз) 18±6,0* 16±3,0** 20±4,0* 26±2,0**

Гибкость (наклон вперед, см) 12±4,0* 12±2,0*** 14±2,0* 20±8,0***

Быстрота (челночный бег 3x10 м, с) 32±4,0* 34±5,0** 28±3,0* 24±4,0**

Точность и внимание (повтор движений, кол-во ошибок) 10±3,0* 10±2,0*** 8,0±3,0* 4,0±2,0***

Функциональная готовность. Выносливость (тест с приседаниями) 5,4±0,2* 5,3±0,3*** 5,0±0,2* 4,7±0,2***

* - различия недостоверны; ** - Р<0,01, *** - Р<0,0Б

Таблица 4

Инженерно-строительный институт

Показатели До эксперимента После эксперимента

Контр. Эксп. Контр. Эксп.

Сила (сгибание-разгибание рук в упоре лежа, раз) 17±4,0* 15±2,0** 20±3,0* 25±6,0**

Гибкость (наклон вперед, см) 13±4,0* 11+5,0** 14±5,0* 21±4,0**

Быстрота (челночный бег 3x10 м, с) 30±3,0* 32±2,0** 26±3,0* 22±4,0**

Точность и внимание (повтор движений, кол-во ошибок) 8,0±2,0* 9,0±4,0*** 6,0±3,0* 4,0±3,0***

Функциональная готовность. Выносливость (тест с приседаниями) 5,б±0,5* 5,5±0,4** 5,4±0,7* 4,9±0,4**

* - различия недостоверны; ** - Р<0,01, *** - Р<0,05

Библиографический список

1. Аристова Л.В., Шпилько С.Г1. Физическая культура в новых условиях. М.: Экономика, 2001. 359 с.

2. Дорошенко С.А. Спортивно-видовой подход -путь к повышению процесса физического воспитания в вузе // Журнал Сибирского федерального университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2011. Т.4. № 9. С.1334-1353.

3. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс профессионального развития, как необходимое условие становления профессионализма // Журнал Сибирского федерального университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2012. Т.5. № 2. С. 167-171.

4. Завьялов А.И., Миндиашвили Д.Г. Физическое воспитание студенческой молодежи: учеб. пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 1996. 128 с.

5. Осипов А.Ю., Тяжельникова М.В. Спортивная

специализация в вузе // Инновационно-образовательные технологии и эффективная организация учебного процесса в медицинском вузе. Вузовская педагогика: материалы конференции. Красноярск: Версо, 2011.

С. 202 - 204. 6. Осипов А.Ю. Формирование компетенций

Гольм Л.А., Михайлова С.А. здоровьесберегающих будущих специалистов средствами физического воспитания // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 2 (39), т. 2. С. 178 - 182.

7. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М.: Высшая школа, 1985. 230 с.

8. Шубин Д.А. и др. Профессионально-прикладная физическая подготовка здоровьесберегающей направленности у студентов вузов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 2 (20). С. 175 -181.

в

в

н

и

ш ео

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.