Научная статья на тему 'Подготовка будущих педагогов к работе по этнической социализации подростков'

Подготовка будущих педагогов к работе по этнической социализации подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / МОДЕЛЬ И ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ / MODEL AND TECHNOLOGY OF FORMATION OF TEACHERS’ READINESS / ETHNIC SOCIALIZATION / NATIONAL AND UNIVERSAL VALUES / ETHNOCULTURAL TRAINING OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Живогляд Марина Вячеславовна, Петьков Валерий Анатольевич

Сложившаяся социальная ситуация в российском обществе становится питательной средой для развития и проявле­ния межэтнической напряженности, что превращает людей в субъекты интолерантности по отношению к представителям других этнических групп, поэтому изучение процесса этнической социализации особенно актуально в полиэтнических регионах России. В статье раскрыты основные сущностные характеристики этнической социализации и функции, показано её значение в формировании этнокультурной личности подростков, выявлены возможности педагогической поддержки в этнической социализации подростков. Это позволило определить концептуальные основания подготовки будущих педагогов к работе по этнической социализации подростков. Выполненный анализ факторов позволил выявить и экспериментально подтвердить условия формирования готовности учителя к взаимодействию с подростками различных национальностей. В статье изложены особенности и содержание этнокультурной подготовки будущих педагогов, способы проектирования педагогической модели и технологии, основные этапы этого процесса, критерии и диагностический инструментарий эффективности развития готовности студентов к работе по этнической социализации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Живогляд Марина Вячеславовна, Петьков Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE TEACHERS TRAINING FOR WORK ON THE ETHNIC SOCIALIZATION OF TEENAGERS

The developed social situation in the Russian society becomes a nutrient medium to develop and display interethnic intensity that turns people into subjects of intolerance in relation to representatives of other ethnic groups. Therefore studying a process of ethnic socialization is especially topical in multiethnic regions of Russia. This paper discloses the main intrinsic characteristics of ethnic socialization and its functions, shows its significance in formation of the ethnocultural identity of teenagers and possibilities of pedagogical support in ethnic socialization of teenagers, as well as defines the conceptual bases of future teachers training to work on ethnic socialization of teenagers. The made analysis of factors allowed the authors to reveal and to experimentally confirm the conditions of formation of readiness of the teacher to interact with teenagers of various nationalities. The paper demonstrates the features and the content of ethnocultural training of future teachers, the ways of design of pedagogical model and technology, the main stages of this process, the criteria and diagnostic tools of development efficiency of students’ readiness to work on ethnic socialization of teenagers.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих педагогов к работе по этнической социализации подростков»

УДК 378 ББК 74.580 Ж 67

М.В. Живогляд

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и педагогической практики Армавирской государственной педагогической академии; м.т. 8-918-411-12-88

В.А. Петьков

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Армавирской государственной педагогической академии; E-mail: valerype@mail.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

(Рецензирована)

Аннотация. Сложившаяся социальная ситуация в российском обществе становится питательной средой для развития и проявления межэтнической напряженности, что превращает людей в субъекты интолерантности по отношению к представителям других этнических групп, поэтому изучение процесса этнической социализации особенно актуально в полиэтнических регионах России. В статье раскрыты основные сущностные характеристики этнической социализации и функции, показано её значение в формировании этнокультурной личности подростков, выявлены возможности педагогической поддержки в этнической социализации подростков. Это позволило определить концептуальные основания подготовки будущих педагогов к работе по этнической социализации подростков.

Выполненный анализ факторов позволил выявить и экспериментально подтвердить условия формирования готовности учителя к взаимодействию с подростками различных национальностей. В статье изложены особенности и содержание этнокультурной подготовки будущих педагогов, способы проектирования педагогической модели и технологии, основные этапы этого процесса, критерии и диагностический инструментарий эффективности развития готовности студентов к работе по этнической социализации подростков.

Ключевые слова: этническая социализация, национальные и общечеловеческие ценности, этнокультурная подготовка педагога, модель и технология формирования готовности педагогов.

M.V. Zhivoglyad

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of the Theory and History of Pedagogy and Student’s Practical Training, Armavir State Pedagogical Academy; ph. 8-918-411-12-88 V.A. Petkov

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Primary education, Armavir State Pedagogical Academy. E-mail: valerype@mail. ru

FUTURE TEACHERS TRAINING FOR WORK ON THE ETHNIC SOCIALIZATION OF TEENAGERS

Abstract. The developed social situation in the Russian society becomes a nutrient medium to develop and display interethnic intensity that turns people into subjects of intolerance in relation to representatives of other ethnic groups. Therefore studying a process of ethnic socialization is especially topical in multiethnic regions of Russia. This paper discloses the main intrinsic characteristics of ethnic socialization and its functions, shows its significance in formation of the ethnocultural identity of teenagers and possibilities of pedagogical support in ethnic socialization of teenagers, as well as defines the conceptual bases of future teachers training to work on ethnic socialization of teenagers.

The made analysis of factors allowed the authors to reveal and to experimentally confirm the conditions of formation of readiness of the teacher to interact with teenagers of various nationalities. The

paper demonstrates the features and the content of ethnocultural training of future teachers, the ways of design of pedagogical model and technology, the main stages of this process, the criteria and diagnostic tools of development efficiency of students’ readiness to work on ethnic socialization of teenagers.

Keywords: ethnic socialization, national and universal values, ethnocultural training of the teacher, model and technology of formation of teachers’ readiness.

Образование в полиэтническом регионе, каким является Северный Кавказ,

инициирует комплекс организационно-педагогических проблем, одной из которых является содействие школы в этнической социализации личности учащихся.

Процесс вхождения человека в культуру своего народа определяется терминами этническая социализация, или инкультурация. Под этнической социализацией понимается воздействие менталитета этноса на человека, приобщение его к истории, культуре, родному языку, традициям своего народа, в процессе которого им осознается своя национальная принадлежность [1].

В процессе этнической социализации индивид осваивает присущие этносу

миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное,

эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов

других культур. Конечный результат этого процесса - человек, компетентный в культуре народа, в языке, ритуалах, ценностях и т.п. [2].

Анализ явления этнической социализации позволяет выделить в её структуре три уровня, которые применительно к этнопедагогике могут быть представлены как этническая идентификация, этническая дифференциация и этническая интеграция [3].

В связи с этим возникает необходимость обоснования новых педагогических подходов к усвоению школьниками социальных норм и ценностей традиционными средствами этнопедагогики (К.И. Бузаров, Г.Н. Волков, О.Г. Дробицкий, Ф.Т. Михайлов, К.Б. Семенов, И.А. Шоров и др.) [4]; гармоничного сочетания инновационного и традиционного в организации педагогически направленной социализации (Л.С. Подымова, В.А. Сластенин и

др.) [5].

Одним из перспективных подходов к усвоению школьниками социальных норм и ценностей является реализация идей педагогической поддержки в образовании посредством организации института освобождённых классных воспитателей, психологическое консультирование и оказание помощи ребёнку в проблемных ситуациях [6; 7]. С организационной (технологической) позиции педагогическая поддержка этнической социализации подростков может быть представлена как поэтапная деятельность педагога в целях оказания помощи подросткам в решении их этнокультурных проблем, включающая в себя следующие этапы: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный.

Успех в приобщении подростков к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитании культуры межнациональных отношений обеспечивается этнокультурным образованием учащихся и во многом зависит от уровня этнокультурной подготовленности педагога [8]. Готовность педагога к профессиональной деятельности в поликультурном пространстве образовательного учреждения выступает своеобразным условием педагогической поддержки развития этнокультурной личности учащегося [8].

Неопределенность содержания этнокультурной подготовки педагога, организационнопедагогических условий, обеспечивающих её успешность, связана со слабой разработанностью понятийного и диагностического аппарата, инструментария для количественного и качественного измерения уровня готовности педагога к этнокультурному развитию личности учащихся; отсутствием отработанных программ, определяющих дидактические условия построения целостного учебного процесса педвуза на основе интеграции содержания обучения, этнопедагогических принципов, моделей и технологий формирования готовности к этому виду профессиональной деятельности.

В связи с этим нами рассмотрены подходы, обеспечивающие готовность будущего

педагога к этнической социализации подростков. Исходя из существующих представлений о готовности к различным аспектам профессиональной деятельности, нами определена структура готовности педагога к этнической социализации подростков, в которую включены компоненты: мотивационно-ценностный, теоретический, практический, оценочный,

креативный, аффективный.

Интегративный подход к представлению о готовности педагога позволяет сформулировать понятие готовность будущих педагогов к этнической социализации подростков как сложное профессионально значимое качество личности, которое обеспечивает его успешность в профессионально-педагогической деятельности в полиэтнической среде.

Вышеизложенное позволило выстроить авторскую концепцию подготовки педагога к работе по этнической социализации подростков на основе реализации методологических подходов: аксиологического, системного, синергетического и культурологического.

Концепция является стратегическим ориентиром деятельности по этнической социализации школьников, отражает существенные идеи и положения, не детализируя при этом способы их решения. Концепция основывается на том, что оптимальную систему подготовки педагога к работе по этнической социализации школьников возможно построить в том случае, если будут выявляться, использоваться и постоянно обогащаться условия для формирования этнокультурной направленности личности во взаимосвязи с формированием опыта творческого применения этнокультурных компетенций, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональных функций педагога в полиэтнической образовательной среде. Конечный результат деятельности педагога по этнической социализации подростков - этнокультурная личность, обладающая этнокультурной компетентностью, проявляющаяся в знании культуры народов, их традиций, ритуалов, ценностей и т.п.

Анализ факторов, влияющих на формирование готовности будущего педагога к этнической социализации подростков, позволил определить совокупность организационнопедагогических условий, обеспечивающих эффективность такой работы: построение и внедрение в практику модели и технологии, развивающих готовность студентов педвузов к этнической социализации подростков; направленность процесса подготовки на присвоение, воспроизводство, создание, развитие опыта работы по этнической социализации подростка; включение студента в практическую деятельность в поликультурной образовательной среде, где актуализируется и формируется его творческий потенциал. Рассмотрим особенности реализации этих условий в образовательном процессе педагогического вуза.

Спроектированная автором модель профессиональной подготовки будущего педагога к работе по этнической социализации подростков позволяет представить два уровня системной организации образовательного процесса - вертикальный и горизонтальный, которым соответствовали три уровня готовности к работе по этнической социализации подростков.

Вертикальный - обеспечивающий непрерывность, системность и целостность процесса становления этого вида готовности посредством единой логики развития, определенной структуры и иерархии взаимосвязанных этапов базового педагогического образования. Горизонтальный - предполагающий его системную организацию внутри каждого этапа: целевую направленность, содержание образования, технологию,

организационные и психолого-педагогические условия, промежуточные и конечные результаты.

Цель и содержание процесса формирования готовности будущих педагогов к работе по этнической социализации подростка предусматривали меры по адресному развитию выделенных компонентов структуры профессиональной готовности. Для этого в рамках стандарта нами было пересмотрено содержание профессиональной подготовки студентов педвузов, определена специфика адекватных педагогических воздействий. Процесс формирования готовности будущих учителей к работе по этнической социализации

подростков включал в себя три взаимосвязанных этапа - информационный, оценочно-ориентирующий, рефлексивно-преобразующий, конечным результатом прохождения которых является готовность к работе по этнической социализации подростков.

Авторский подход к проектированию технологии модульного обучения заключается в том, что для достижения требуемого уровня компетентности студентов осуществляется укрупненное структурирование содержания учебного материала, выбор адекватных ему методов, средств и форм обучения. Основой построения содержания модуля является структурирование учебной деятельности в логике этапов усвоения этнокультурных знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

Структура занятий обучающих модулей включала в себя ряд блоков: входной, коммуникативный, этнокультурный, информационный, интеграции, операциональный, педагогического мониторинга и коррекции.

Исследование организовывалось и проводилось на базе Армавирского государственного педагогического университета (с 2010 года - педагогической академии), проходило в 1996-2012 гг. и состояло из констатирующего и формирующего экспериментов. Различными формами исследования было охвачено 900 человек (студенты, преподаватели вуза, учителя, родители и учащиеся).

Опытно-экспериментальная работа условно определялась как трехэтапная и проводилась в рамках часов, выделенных на изучение дисциплин предметной и методической подготовки будущего педагога в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Процесс формирования готовности будущего педагога к работе по этнической социализации подростков включал в себя три взаимосвязанных этапа - информационный, оценочно-ориентирующий, рефлексивно-преобразующий, конечным результатом прохождения которых являются три уровня готовности к работе по этнической социализации подростка.

Первый этап (1-2 курсы) - информационный - включает в себя побуждение интереса к проблеме этнической социализации учащихся; поиск смысла педагогической деятельности в полиэтнической среде; изучение специфики взаимоотношений субъектов воспитательнообразовательного процесса в полиэтнической среде; организацию педагогического процесса по овладению будущим педагогом необходимыми этнопедагогическими знаниями о воспитании и обучении подростков в условиях полиэтнического социума.

На этом этапе использовались различные формы организации учебнопознавательной деятельности (лекция-диалог, дискуссии, деловые игры, тренинги) с расчетом на повышение значимости интереса будущего педагога к обозначенной проблеме. Студент включается в активную деятельность в процессе освоения существующих теорий, концепций, принципов, методов взаимодействия, анализа и решения проблемных педагогических ситуаций с акцентом на самопознание, самооценку, анализ личного стиля общения. У студентов расширялся общекультурный кругозор, формировались теоретические знания и практические умения для решения наиболее типичных коммуникативных задач, положительная мотивация к учебной деятельности и непосредственно к изучаемому предмету. В конце этого этапа у студентов должен сформироваться элементарный уровень знаний в сфере этнокультурного образования. Знания, полученные на первом этапе, выступали в качестве базового уровня ориентации к взаимодействию с подростками различных национальностей и выполняли прогностическую функцию по отношению к практике.

Второй этап - оценочно-ориентирующий (3-4 курс) - характеризовался подготовкой и включением будущего педагога в практическую деятельность в целенаправленное изучение особенностей культурных и педагогических взаимодействий учителя с учащимися различных национальностей (3 курс) и реализацией их в период педагогической практики на 4 курсе. Он включал в себя мероприятия по отслеживанию возникающих трудностей у учащихся различных национальностей в учебной деятельности; изучение ценностных ориентаций и этнокультурных установок субъектов образовательных взаимодействий;

определение этнокультурной комфортности образовательной среды; выявление профессионально значимых качеств личности педагога, работающего в условиях полиэтнической среды и др.

Для этого этапа автором была разработана программа педагогической практики, включающая в себя диагностические исследовательские задания, направленные на изучение опыта взаимодействия с подростками различных национальностей в условиях городских и сельских школ, а также инновационных учебных заведений и т.д. Диагностическая деятельность будущего педагога в период прохождения практики была направлена не только к внешней стороне проблемы (к изучению уровня сформированности этнокультурных ценностей, ребенка, родителей), но и к внутренней (к осознанию себя в роли педагога).

На этом этапе студенты изучали спецкурс «Современные проблемы этнокультурного образования школьников», который интегрировал теоретическую и практическую подготовку будущего педагога к этнокультурному взаимодействию и реальному включению студента в продуктивное взаимодействие с подростками разных национальностей в период педпрактики. Спецкурсы были направлены на решение следующих задач:

а) восполнение недостающих (и приобретение новых необходимых) этнокультурных и этнопедагогических знаний;

б) выработку умений этнокультурной коммуникации.

Успешное решение этих задач способствовало развитию ориентации будущего педагога на работу по этнической социализации подростков в период педагогической практики.

На данном этапе эффективным в формировании готовности студентов к работе по этнической социализации подростков является использование активных методов обучения: развивающие и деловые игры, микропреподавание, тренинги, учебные проекты и др.

Третий этап (5 курс) - рефлексивно-преобразующий. На этом этапе учебный процесс строился таким образом, чтобы студенты смогли отрефлексировать уровень этнопедагогических знаний и умений в ходе изучения теоретических дисциплин и педагогической практики. Процесс изменения собственной позиции к взаимодействию с учащимися и родителями различных национальностей сопряжён и обеспечивается чтением спецкурсов по проблеме, интегрирует уже имеющиеся знания будущего учителя и в то же время способствует раскрытию педагогического кругозора перед выходом будущего учителя в самостоятельную работу в школе.

Включение в содержание обучения курса «Основы этнокультурного взаимодействия в полиэтнической образовательной среде» обеспечило готовность студентов к прохождению педагогической практики на 5 курсе. В ходе неё ставились и решались задачи развития умений и навыков, необходимых педагогу в работе по этнической социализации подростков и формирования необходимого опыта профессиональной деятельности, моделирующей будущую профессиональную деятельность. Для этого использовались технологии коллективного и группового взаимодействия (дискуссия, метод работы в творческих группах сменного состава); технологии иммитационного моделирования основных направлений этнопедагогической деятельности педагога (ролевые, деловые игры, анализ этнопедагогических ситуаций и решение этнопедагогических задач).

На этом этапе обеспечивается интеграция полученных знаний, умений и навыков в процессе практической и научно-исследовательской педагогической деятельности, намечаются траектории дальнейшего развития на четвертом этапе - в послевузовском периоде профессионального образования педагога.

Особо следует выделить условия актуализации механизмов этнокультурной рефлексии, создание ситуаций смыслового выбора на основе интеграции педагогической, этнокультурной и жизненных ситуаций у студентов.

Педагогический потенциал выделенных в экспериментальной модели дисциплин даёт возможность для интеграции в профессиональной подготовке будущего педагога

специальных знаний по проблемам этнокультурного развития личности подростка в условиях полиэтнической среды.

Результатом этой интеграции являются целостные представления о расовых, этнических и других культурных группах в обществе, их нравственных ценностях, жизненных укладах, знания теории и методики работы с учащимися разных этнических групп; представления о концепциях и методах применения этнопедагогической диагностики в многонациональном учебном коллективе; знания о методах социального прогнозирования и моделирования, о методах социально-адаптационной, коррекционной и реабилитационной работы в этнокультурной образовательной среде и др.

Контрольные срезы, проведённые в начале и в конце опытно-экспериментальной работы, позволили определить общую позитивную динамику уровневых перемещений, характеризующих процесс формировании готовности будущего педагога к этнической социализации подростков.

В результате проведённой опытно-экспериментальной работы значительно улучшилась связь между показателями и признаками, составляющими структуру готовности студентов педвузов к работе по этнической социализации подростка (W= 0,681 в формирующем, против W= 0,352 в констатирующем эксперименте), что подтверждает наличие поэтапно идущих процессов интеграции в рассматриваемой структуре.

Таким образом, ориентация образовательного процесса на выделенные организационно-педагогические условия дает возможность эффективнее управлять процессом формирования готовности будущего педагога к работе по этнической социализации подростков и позволяет разработать методику поэтапного формирования готовности студентов различных факультетов педвуза к этнической социализации подростков.

Выполненное исследование в основном подтвердило правомерность выдвинутых предположений. Оно отражает педагогический аспект решения столь сложной междисциплинарной проблемы, которой является формирование готовности будущего педагога к этнической социализации подростков. Перспективы дальнейших исследований в этом направлении связаны с использованием материалов по этнической социализации подростков в самостоятельной деятельности педагога, направленной на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование в этнокультурной образовательной среде, с включением этих материалов в содержание курсов повышения квалификации педагогических кадров.

Примечания:

1. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.: МПСИ, 2000. 208

с.

2. Giddings F.H. The Theory of socialization. N. Y., 1997.

3. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. М.; Элиста: Большая медведица: Изд-во КГУ, 2004. 272 с.

4. Бузаров К.И. Воспитание, развитие и формирование личности: в контексте традиционных и инновационных подходов. Майкоп: Изд-во АГУ, 2000. 128 с.

5. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.

6. Тоскина А.А. Этнокультурные аспекты формирования ценностных ориентаций // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2009. Вып. 3. С. 131-136.

7. Баженов В.Г. Возрастные особенности взаимодействия как фактора социализации личности подростка // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2012. Вып. 2 (97). С. 13-17.

8. Вульфов Б.В., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Знание, 1981.

279 с.

1. Belinskaya E.P., Stefanenko T.G. Ethnic socialization of a teenager. M.: MPSI, 2000. 208 pp.

2. Giddings F.H. The theory of socialization. N.Y. 1997.

3. Pankin A.B. Formation of the ethnocultural personality. M., Elista: Bolshaya Medveditsa: The KGU publishing house, 2004. 272 pp.

4. Buzarov K.I. Education, personality development and formation: in the context of traditional and innovative approaches. Maikop: The AGU publishing house, 2000. 128 pp.

5. Slastyonin V.A., Podymova L.S. Pedagogy: innovative activity. M.: Magistr, 1997. 224 pp.

6. Toskina A.A. Ethnocultural aspects of formation of value orientations // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop: AGU publishing house. 2009. Issue

3. P. 131-136.

7. Bazhenov V.G. Age features of interaction as a factor of socialization of teenager’s personality // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop: The AGU publishing house. 2012. Issue 2 (97). P. 13-17.

8. Vulfov B.V., Semenov V.D. School and social environment: interaction. M.: Znanie, 1981. 279 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.