Научная статья на тему 'Подготовка будущих педагогов к проектированию и формированию информационной образовательной среды по английскому языку'

Подготовка будущих педагогов к проектированию и формированию информационной образовательной среды по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Н.В., Толстых О.М.

Статья посвящена рассмотрению вопроса необходимости подготовки магистров направления 44.04.01 «Педагогическое образование» на примере магистерской программы «Языковое образование» проектированию и формированию ИОС по английскому языку. Подготовка осуществляется в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и направлена на развитие ИКТ-компетентности магистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Н.В., Толстых О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING FUTURE TEACHERS TO DESIGN AND DEVELOP ENGLISH E-LEARNING ENVIRONMENT

This article is devoted to the question of necessity of training masters of the direction 44.04.01 «Pedagogical Education», using as an example the Master's program «Language Education» to be ready to design and develop English E-learning environment. This training is based on the subject information technologies in professional activity» and is aimed at developing the ICT-competence of masters.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих педагогов к проектированию и формированию информационной образовательной среды по английскому языку»

УДК 796.038 Н. В. Петрова, О. М. Толстых

N. V. Petrova, O. M. Tolstykh

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Статья посвящена рассмотрению вопроса необходимости подготовки магистров направления 44.04.01 «Педагогическое образование» на примере магистерской программы «Языковое образование» проектированию и формированию ИОС по английскому языку. Подготовка осуществляется в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и направлена на развитие ИКТ-компетентности магистров.

Ключевые слова: подготовка будущих учителей английского языка, информационная образовательная среда, использование информационных технологий в обучении английскому языку.

TRAINING FuTuRE TEACHERs To DEsiGN

and develop English e-learning environment

This article is devoted to the question of necessity of training masters of the direction 44.04.01 «Pedagogical Education», using as an example the Master's program «Language Education» to be ready to design and develop English E-learning environment. This training is based on the subject «Information technologies in professional activity» and is aimed at developing the ICT-competence of masters.

Keywords: training future English teachers, e-learning environment, using IT in teaching English

В современном обществе высокий уровень развития информационной компетентности является неотъемлемым требованием к конкурентоспособным специалистам. Следует также отметить, что стремительное развитие цифровых технологий оказывает все более ощутимое влияние на общество в целом и на систему образования в частности. Развитие систем электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, МООКов, виртуальной и дополненной реальности, а также других видов цифровых образовательных технологий приводит, с одной стороны, к увеличению возможностей для образовательных организаций разного уровня, а с другой стороны, к изменению требований в области информационной компетентности будущих педагогов различных ступеней подготовки (бакалавров, специалистов, магистров). Заявленные тенденции приводят к значительному изменению в содержании и методах подготовки будущих педагогов, а стремительность развития технологий требует готовить будущие кадры в соответствии с моделью опережающей профессиональной подготовки.

Развитие информационных и коммуникационных технологий находит свое отражение как в школьных стандартах, так и в стандартах высшего профессионального образования. Так, во ФГОС школьного образования подчеркивается необходимость создания условий, способствующих «реализации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, а также сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов», а также развитию «компетентности работников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ» [1]. На наш взгляд, реализация данного требования может быть достигнута при создании информационно-образовательной среды, что приведет систему образования на качественно новый уровень.

Предметы, связанные с развитием информационной компетентности педагогов, включены в ряд обязательных дисциплин базовой части образовательного стандарта. Требования к уровню развития информационной компетенции будущих педагогов описаны в системе стандартов высшего педагогического образования. Наиболее широко компетенции в этой области отражены на ступени магистратуры. Таким образом, будущие педагоги должны обладать:

- способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);

- способностью проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7);

- способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9) [1].

Таким образом, мы видим, что современные требования к будущему специалисту и сложившаяся ситуация в системе образования диктуют необходимость совершенствования технологий его подготовки, что значительно меняет подходы к учебному, методическому, организационному и техническому обеспечению учебного процесса.

Наша проблема может быть сформулирована следующим образом: как необходимо построить опережающую подготовку студентов-магистров проектированию и формированию ИОС по английскому языку для повышения уровня их ИКТ-компетентности?

Опытно-экспериментальной базой исследования послужил факультет иностранных языков Омского государственного педагогического университета.

Анализ литературы показал, что в современных исследованиях понятия «информационное образовательное

пространство» и «информационная среда» используются как взаимозаменяемые. В работах И. В. Роберт информационное образовательное пространство раскрыто как совокупность таких компонентов, как:

- «распределенного информационного образовательного ресурса и определенной навигационной структуры для него;

- комплекса воспитательных и организационных форм и методов обучения;

- комплекса организационно-правовых норм по защите частной информации и интеллектуальной собственности;

- содержания обучения;

- средств и механизмов информационного взаимодействия образовательного назначения» [2, с. 3].

Большинство авторов (В. А. Касторнова, Л. И. Клочкова, В. П. Короповская, Б. П. Сайков, Э. К. Самерханова) рассматривают понятие «информационное образовательное пространство» как совокупность методических, технических, педагогических, нормативных компонентов, обеспечивающих дополнительные условия для развития различных компетенций учащихся. Тем не менее вслед за Е. С. Полат, В. А. Козыревым и др. следует отметить, что образовательное пространство предполагает некоторую совокупность внутренних и внешних условий, необходимых для выполнения образовательной деятельности и оказывающих влияние на человека, однако не подразумевается, что человек должен являться неотъемлемой частью данного пространства. Между тем понятие «среда» предполагает присутствие в ней человека и их взаимодействие.

В связи с тем, что понятие «информационная образовательная среда» не имеет однозначного определения, оно требует детального рассмотрения. В законе «Об образовании в РФ» указывается, что информационная образовательная среда включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [3]. Согласно И. Г. Захаровой, ИОС - это сложная система, которая аккумулирует вместе с организационными, программно-методическими и техническими ресурсами интеллектуальный, культурный потенциал высшего образовательного учреждения, содержательно-деятельнос-тный компоненты, студентов и преподавателей, при этом управление данной системой основано на целевых установках общества, студентов и преподавателей [4, с. 5] и др. Григорьев и Гриншкун определяют ИОС «как основанную на использовании компьютерной техники, программно-телекоммуникационную среду, реализующую едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность» [5, с. 145]. Согласно определению А. А. Кузнецова, «информационно-образовательная среда - это совокупность субъектов и объектов образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов

и выступающих как средство построения личностно-ориен-тированной педагогической системы» [6, с. 37].

Большинство ученых считает, что обучение в информационной среде представляет собой новую парадигму образования, опирающуюся на функциональную эффективность средств ИКТ, формирует культуру и развивается на основе «особой» культуры обучения, которая характеризует как обучаемого, так и обучающего.

Далеко не всегда после окончания университета студенты готовы или умеют проектировать и формировать информационную образовательную среду. Студенты могут быть знакомы с незначительным количеством профессиональных программных средств, ограниченным спектром их возможностей и особенностей их применения.

Рассмотрим подготовку магистрантов направления 44.04.01 «Педагогическое образование» на примере магистерской программы «Языковое образование» в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Содержание дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» магистерской программы строится на основе преемственности дисциплин «Современные информационные технологии», «ИКТ в методике обучения английскому языку», «Методика обучения английскому языку» в рамках бакалавриата. В связи с тем, что базовый уровень подготовки магистров в области ИКТ-компетентности предполагает их знания в области методики обучения английскому языку, знание ИКТ-средств общего и профессионального назначения, мы считаем целесообразным обучать магистров созданию ИОС по английскому языку на данном этапе обучения.

Согласно И. В. Роберт, информационная образовательная среда обучения английскому языку - это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов информационного взаимодействия между обучаемыми, преподавателями и средствами ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого, обеспечивающих осуществление процесса обучения английскому языку с помощью средств ИКТ, информационное взаимодействие между пользователем и объектами среды обучения английскому языку, отображающей закономерности и особенности дисциплины «Английский язык».

Выделяются следующие уровни среды с точки зрения структуры: общеобразовательная среда; предметная образовательная среда; образовательная среда учреждения - школы, вуза и т. д.; личная образовательная среда. Проектирование и формирование ИОС всего учебного заведения для одного учителя является трудоемким, требующим больших временных затрат, процессом для осуществления одним специалистом. Мы считаем целесообразным проектированием формирование предметной среды, в частности по английскому языку.

Специфика английского языка как предметной области определяет характер и особенности образовательной среды в процессе обучения. Как пишет О. А. Обдалова, ИОС по английскому языку может способствовать созданию оптимальных условий для подготовки специалиста, владеющего английским языком как средством межкультурного общения, среда может выступать источником аутентичных учебных материалов разного уровня сложности. Ключевой особен-

ностью такой образовательной среды является методическая доминанта, ориентированная на развитие учащихся в качестве субъектов учебной деятельности и диалога культур. Именно благодаря культурному компоненту и использованию адекватной методики при обучении английскому языку ИОС может способствовать созданию оптимальных условий для подготовки специалиста, владеющего английским языком как средством межкультурного общения [7].

Специфической особенностью овладения английским языком является развитие коммуникационной компетенции, основанной на учете психологических факторов общения, и овладение языковыми структурами. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе по иностранному языку может повысить уровень эффективности развития коммуникационной компетентности как при контактном, так и самостоятельном обучении. Такой инструментарий, как программа-синтезатор речи, позволяет записать речь говорящего, сравнить ее с графическим и звуковым эталоном, выделить звуки и слоги, требующие доработки, что способствует формированию и развитию звуко-произносительных навыков, приближенных по звучанию к оригинальным. Применение медиа-инструментария позволяет разнообразить и облегчить процесс обучения аудированию в связи с тем, что невербальный язык жестов составляет 60-80 % коммуникации. Видеоряд позволяет погрузить обучающихся в дискурс носителей языка, что поможет понять менталитет жителей стран изучаемого языка. Кроме того, просмотр фильмов, телевизионных передач, прослушивание аудиосказок, диалогов, прочтение газет, книг на языке оригинала позволяет развивать культурологическую компетенцию обучаемых. Путешествие по виртуальным картам позволяет совершить прогулки по улицам стран изучаемого языка, посетить музеи, галереи и достопримечательности, смоделировать диалоги-маршруты до ближайшего банка, магазина и т. д. Данные инструменты позволяют осуществлять вторичную социализацию языковой личности. Помимо инструментов, формирующих коммуникационную, языковую и социокультурную компетенции, как отмечают Е. А. Мясоедова и Г. А. Будникова, среда должна иметь более сложный компонентный состав [8].

Опираясь на исследования А. В. Вишняковой, С. В. Тарасова, В. А. Ясвина и др., нами был выделен компонентный состав информационной образовательной среды: учебная компонента, внеучебная компонента, научно-исследовательская, методическая и административная. Учебная компонента ИОС содержит систему информационно-образовательных ресурсов - ИОР по английскому языку. Методическая компонента может включать в себя консультационную и методическую помощь учителям-предметникам по вопросам использования возможностей ИКТ, предусматривающей создание условий для самообразования учителя. Научно-исследовательская компонента предназначена для различных научно-исследовательских проектов, конкурсов, викторин с использованием возможностей ИКТ, научных исследований педагогов. Внеучебная компонента ИОС направлена на проведение школьных мероприятий, связанных с английским языком, собраний, классных часов, тематических вечеров, предметных недель, конференций. Задачей административной компоненты является автома-

тизация организационно-управленческой деятельности на основе программных систем для наполнения электронных баз при расчете учебной нагрузки, в системах бухгалтерского учета, электронных базах данных о преподавателях, школьниках, средствах обучения.

Наиболее специфической компонентой ИОС обучения английскому языку и заслуживающей наибольшего внимания является учебная компонента. Рассмотрим ее более подробно. Для подготовки студентов к проектированию и формированию учебной компоненты по английскому языку студентов необходимо познакомить с федеральными порталами электронных образовательных ресурсов, мировыми информационными ресурсами. Студенты должны уметь планировать учебные занятия с использованием данных ресурсов. Помимо использования готовых ресурсов, студенты должны уметь разрабатывать собственные материалы. Для этого им необходимо знать дидактические свойства ИКТ и средства их реализации. При этом студенты должны быть знакомы с информационными, коммуникационными, конструктивными инструментами, инструментами для совместной работы, программами-тренажерами, учебно-игровыми программами по всем видам речевой деятельности и языковым аспектам английского языка. В качестве подготовки студентам предлагается разработать уроки английского языка с использованием вышеуказанных инструментов. Для того чтобы убедиться, что качество разработанных ресурсов является высоким, студентов необходимо познакомить с требованиями к электронным образовательным ресурсам: психолого-педагогическим, содержательно-методическим, дизайн-эргономическим. Будущие педагоги должны не только уметь разрабатывать электронные образовательные ресурсы, но и осуществлять их методическое сопровождение в форме методических рекомендаций.

Методическая компонента среды предполагает знакомство и участие студентов в различных, в том числе и виртуальных методических объединениях, методические пособия и материалы, к которым студенты могут обращаться уже на этапе проектирования и формирования учебной компоненты ИОС.

Подготовка к проектированию и формированию научно-исследовательской компоненты может осуществляться в форме самостоятельной подборки журналов по английскому языку и методике обучения английскому языку. А наибольший эффект принесет публикация статьи с описанием опыта создания электронных образовательных ресурсов по английскому языку.

Проектирование и формирование внеучебной компоненты ИОС заключается в планировании внеклассных мероприятий, конкурсов, олимпиад по английскому языку.

Такая подготовка позволит в будущем учителям более уверенно проектировать и формировать информационную образовательную среду по английскому языку.

Как показали результаты эксперимента (высокий уровень ИКТ-компетентности вырос на 7 %, средний уровень вырос на 12 % и низкий уровень снизился на 17 %), предложенный нами вариант подготовки магистров направления «Педагогическое образование» позволяет будущему специалисту соответствовать современным требованиям и сложившейся ситуации, организовать опережающее

обучение формированию ИОС по иностранному языку для повышения развития информационной компетенции будущих педагогов - преподавателей иностранного языка. В результате обучения студенты знают основные федеральные порталы электронных образовательных ресурсов по английскому языку, способны организовать учебный процесс, создать индивидуальный образовательный маршрут для отдельных учащихся, готовы разрабатывать собственные информационные ресурсы по всем видам речевой деятельности и языковым аспектам, что позволяет поднять обучение английскому языку на новый уровень.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). URL: http://fgosvo.ru/440401 (дата обращения: 30.01.2018).

2. Роберт И. В., Прозорова Ю. А., Касторнова В. А. Основные понятия единого информационного образовательного пространства / Ученые записки ИИО РАО. Вып. 6. М. : ИИО РАО, 2002. С. 3-13.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.01.2018).

УДК 882:8 (07)

ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ЖАНРОВ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЗА РУБЕЖОМ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ И. А. БУНИНА «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО» И «ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ»)*

В данной статье рассматриваются апробированные и доказавшие свою эффективность методические приемы анализа рассказов И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и «Легкое дыхание» в практике преподавания русской литературы ХХ в. в Гавайском университете (США). Предлагаются разнообразные формы работы с обозначенными произведениями с целью выявления основных символов и концептов прозы И. А. Бунина (Жизнь и Смерть, Красота, Юность) и их роли в текстах.

Ключевые слова: И. А. Бунин, рассказы «Господин из Сан-Франциско» и «Легкое дыхание», анализ, эстодидак-тика, русская литература за рубежом.

4. Захарова И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2003. 46 с.

5. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования // Фундаментальные основы. Томск : ТМЛ-Пресс, 2008. 286 с.

6. Кузнецов А. А., Сурхаев М. А. Совершенствование методической системы подготовки учителей информатики в условиях формирования новой образовательной среды : учебное пособие. М. : Известия, 2012. 84 c.

7. Обдалова О. А. Информационно-образовательная среда как средство и условие обучения иностранному языку в современных условиях // Язык и культура. 2009. № 1 (5). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-kak-sredstvo-i-uslovie-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 30.01.2018).

8. Мясоедова Е. А., Будникова Г. А. Информационная образовательная среда учреждения: понятие, структура, проектирование // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2012. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/informatsionnaya-obrazovatelnaya-sreda-uchrezhdeniya-ponyatie-struktura-proektirovanie (дата обращения: 29.01.2018).

© Петрова Н. В., Толстых О. М., 2018

Е. С. Седова E. S. Sedova

SHORT STORIES STUDYING iN THE PRACTiCE OF TEACHING RUSSIAN LITERATURE ABROAD (ON THE EXAMPLE OF THE STORIES "THE GENTLEMAN FROM SAN FRANCISCO" AND "LIGHT BREATHING" BY IVAN BUNIN)*

This article is devoted to the tested and proven methodical analysis techniques of Ivan Bunin's short stories "The Gentleman from San Francisco" and "Light Breathing" in the practice of teaching Russian Literature abroad - at the University of Hawai'i (USA). The article describes different techniques and methods to analyze the short stories, which help to reveal main symbols and concepts of Bunin's prose (such as Life, Death, Love, Beauty, Youth) and how they work in the context.

Keywords: I. A. Bunin, the short stories «The Gentleman from San Francisco» and «Light Breathing», analysis, esthetic didactics, Russian Literature abroad.

* Статья выполнена при финансовой поддержке Шадринского государственного педагогического университета по договору на выполнение научно-исследовательских работ № 142Н по теме «Метаморфозы жанра в литературе 20-21 веков» (26.04.2018).

* The article has been prepared with the financial support provided by Shadrinsk state pedagogical University for the contract on performance scientifically-research works № 142N on the theme "Metamorphoses of Genre in the literature of the 20th and 21st century" (26 04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.