РАЗДЕЛ II ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 37
Смолина Елена Викторовна
Соискатель кафедры теории и методики обучения информатике Омского государственного педагогического университета, smolky4@mail.ru, Тара
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Smolina Elena Vihtorovna
A competitor of the pulpit to theories and methods of teaching to informatics Omskogo state pedagogical university, smolky4@mail.ru, Tare
PREPARING THE FUTURE BACHELOR OF THE PHILOLOGICAL FORMATION TO USE INFORMATION TECHNOLOGY IN EXPLORATORY
ACTIVITY
Изменения, происходящие в современном образовании, предполагают наличие педагогических кадров, способных вести обучение качественно другими методами, которые максимально способствуют развитию творческих способностей учащихся, развитию их исследовательских навыков. В «Проекте федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование» [1] задачами профессиональной деятельности бакалавра является использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества филологического образования, в том числе с использованием информационных технологий. Характеристика профессиональной деятельности бакалавра филологического образования предусматривает выполнение следующих задач исследовательской деятельности: выбор и реализация теоретических и экспериментальных методов исследования, используемых в филологии и филологическом образовании; представление результатов исследовательской работы с учетом коммуникативных стратегий адресатов; изучение способностей к усвоению знаний, достижений в области филологического образования учащихся основной школы для проектирования на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов обучения; организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в области филологического образования.
Применение средств новых ИТ в исследовательской деятельности может использоваться в качестве вспомогательных средств и являться аппаратным средством выполнения исследовательской деятельности, а также в процессе организации и управлении исследовательской деятельностью учащихся. Анализируя опыт исследовательской деятельности в современном образовательном пространстве мы отметили, что в данных работах раскрыты ключевые смыслы исследовательской деятельности, психология и педагогика исследовательского обучения, организационно-содержательные проблемы исследовательской деятельности в системе образования, принципы и методы организации исследовательской деятельности [2]. Однако, не смотря на многозначность и обширность научных работ в области исследовательской деятельности учащихся, вопросы о применении информационных технологий в организации и реализации исследовательской деятельности, о подготовке педагогических кадров к использованию информационных технологий в исследовательской деятельности остаются малоизученными. Задачи полноценной подготовки будущего педагога к использованию информационных технологий в исследовательской деятельности не могут быть решены одномоментно. Это требует поэтапного подхода.
Рассматривая исследовательскую деятельность как многоаспектный, многоэтапный процесс, И. А. Зимняя раскрыла его структуру: «...определение поля проблематизации; озадачивание; постановка общей цели (задачи) исследования; нахождение ответа в существующей литературе - предварительный анализ состояния проблемы; исходная (рабочая) гипотеза; выбор метода исследования; планирование и организация исследования; проведение исследования; фиксация хода исследования в протоколах; анализ, обобщение полученных результатов, их обработка; соотнесение с исходной гипотезой; обсуждение полученных результатов; подготовка текста» [3, с. 14]. Такая детализация позволяет представить исследовательскую деятельность не только в пространственном, но и во временном плане.
Анализ возможных вариантов использования средств и методов информационных технологий на различных этапах исследовательской деятельности позволил выделить следующие этапы подготовки будущего учителя к исследовательской деятельности:
1. Формирование ключевой ИКТ-компетентности.
2. Подготовка к использованию информационных технологий в собственной учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности.
3.Подготовка к использованию информационных технологий в руководстве и организации исследовательской деятельностью учащихся.
Эффективность подготовки будущего бакалавра филологического образования к использованию ИТ в исследовательской деятельности обеспечивается непрерывностью процесса подготовки (таблица) и интеграцией дисциплин информатической подготовки и дисциплин профессиональной подготовки, связующим элементом которых является исследовательская деятельность студентов (рисунок). В рамках подготовки бакалавра фило-
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА..
логического образования нами рассматривается ряд дисциплин цикла ГСЭ, ОПД и ДПП, которые на наш взгляд могут способствовать формированию готовности к использованию ИТ в исследовательской деятельности.
Таблица
Непрерывность процесса подготовки будущего бакалавра профиля «Иностранный язык и компьютерная лингводидактика» к использованию ИТ в исследовательской деятельности на предметном уровне.
Дисциплины
Русский язык и культура речи
Математика и информатика
Дисциплины по выбору студента (блок ГСЭ)
Педагогика
Философия
Решение лингвистических задач с помощью компьютера _
Введение в дискретную математику
Лингвистические автоматы
Технологии и методики обучения по дисциплинам профильной подготовки
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Компьютерные обучающие системы
Реферативные, курсовые, квалификационные работы____
Процесс подготовки будущего бакалавра филологического образования требует наличия целенаправленного мониторинга, адекватно определяющего его коррекцию (рисунок).
Курс «Математика и информатика» является базовым курсом, поддерживающим весь последующий комплекс информационно-технологической подготовки будущего бакалавра. Например, дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается параллельно курсу «Математика и информатика» и содержит следующие дидактические единицы: «Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Правила оформления документов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи». В рамках семинарских и исследовательских работ по данной дисциплине студентам могут быть предложены следующие темы: «Стилистика общения в иноязычном чате», «Сравнительный анализ рекламы на русскоязычных и англоязычных страничках сети Интернет», «Лингвистический анализ переводов художественного произведения (по выбору) размещенных в сети Интернет», «Проблема плагиата в школьных исследовательских работах», «Интернет-государство» и др. Каждое из этих исследований предполагает
всестороннее использование современных ИТ на различных этапах исследования - использование аудио и видеоаппаратуры, ресурсов сети Интернет для отбора материала для исследования, общение в различных телеконференциях и форумах для определения проблемы и выдвижения гипотезы исследования, создание лингвистический, фактографических баз данных и электронных картотек для обработки, систематизации и хранения накопленного материала и т. д., и также может использоваться в рамках практических и лабораторных занятий дисциплины «Математика и информатика» при изучении разделов «Локальные и глобальные сети», «Технические средства обеспечения», «Периферийное оборудование компьютера» и др.
Мониторинг и диагностика процесса подготовки будущего бакалавра филологического образования к использованию ИТ в исследовательской деятельности на примере специальности «Иностранный язык и компьютерная лингводидактика»
С 1999 г, обязательным стало выполнение исследовательской работы в рамках курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы, для которой характерны актуальность, новизна и практическая значимость. Темы этих
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА...
работ должны отвечать современным требованиям развития образования, культуры, науки, экономики, техники и производства. В рамках исследовательской деятельности студенты могут принимать участие в Web-конференциях, электронных журналах, по профессионально-педагогической тематике, общаться в рамках научно-исследовательской работы со своими сверстниками из других вузов, других стран (например, участие студентов специальности «Иностранный язык и компьютерная лингводидактика» - в Международном российско-американском проекте «Межкультурная коммуникация» и т. д.) средствами Интернет-технологий E-mail, ICQ, Chat, Web-форумов и т. д.
Этап подготовки к использованию информационных технологий в руководстве и организации исследовательской деятельностью учащихся включал в себя разработанный в рамках исследования «Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ к использованию информационных технологий». Тренинг предназначен для активного погружения будущих педагогов в проблематику использования современных информационных и коммуникационных технологий на различных этапах исследовательской деятельности, освоения ими ключевых навыков работы с ПК в рамках исследовательской деятельности, использования сетевых ресурсов при организации и руководстве исследовательской деятельностью школьников.
Руководство исследовательскими работами предполагает развитие методики организации исследовательской деятельности, учитывая роль современных информационных технологий в развитии образования, науки и общества. Руководитель исследовательских работ должен:
- Постоянно развивать тематику исследовательских работ учащихся, тем самым повышая уровень своего профессионального развития, что в настоящем информационном обществе требует умение навыков использования ресурсов сети Интернет для поиска информации, участия в теле, видео конференциях, форумах, посвященных современным проблемам в области науки и образования в профилирующей области;
- Содержание деятельности руководителя исследовательских работ школьников, это «не разработка учебных заданий и алгоритмов, а создание условий для самостоятельного принятия решений учеником».
Студентам предлагается четыре комплексных задания, рассчитанных на 2-3 занятия по следующей тематике:
1. Личностная мотивация бакалавра филологического образования, как руководителя исследовательской деятельностью учащихся к использованию информационных технологий в исследовательской деятельности.
2. Использование информационных технологий в различных типах творческих работ учащихся (реферативных, экспериментальных, проектных, описательных, исследовательских).
3. Использование Интернет технологий в организации исследовательской деятельности.
4. Экспертиза и оценка исследовательских работ учащихся средствами современных информационных технологий.
Таким образом, непрерывность процесса подготовки будущего бакалавра филологического образования к использованию ИТ в исследовательской деятельности, целенаправленный мониторинг и коррекция позволяют не только более эффективно подготовить будущих бакалавров к дальнейшей профессиональной деятельности, но и восполнить недостаток информационно-технологической подготовки студентов филологов, сделать их конкурентоспособными на рынке труда в современном информационном обществе.
Библиографический список
1. Проект ФГОС ВПО 2008 год электронный ресурс http://www.edu.ru
2. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве [Текст]: Сборник статей / Под общей редакцией к. не. н. А. С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. 612 с.
3. Зимняя, И. А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации проведения. Экспериментальная учебная авторская программа [Текст] / И. А Зимняя. Под науч. ред. д-ра техн. наук, проф. Н. А. Селезневой. -2-е изд. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. (Серия «Экспериментальные образовательно-профессиональные программы подготовки руководящих и научно-педагогических работников высших и других учебных заведений, участвующих в инновационных работах по проблемам качества образования»).