Научная статья на тему 'Подготовка будущего бакалавра филологического образования к использованию информационных технологий в исследовательской деятельности'

Подготовка будущего бакалавра филологического образования к использованию информационных технологий в исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолина Елена Викторовна

В статье рассмотрен процесс подготовки будущего бакалавра профиля «Иностранный язык и компьютерная лингводидактика» к использованию ИТ в исследовательской деятельности на основе интеграции дисциплин информатической подготовки и дисциплин профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смолина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего бакалавра филологического образования к использованию информационных технологий в исследовательской деятельности»

РАЗДЕЛ II ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 37

Смолина Елена Викторовна

Соискатель кафедры теории и методики обучения информатике Омского государственного педагогического университета, smolky4@mail.ru, Тара

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Smolina Elena Vihtorovna

A competitor of the pulpit to theories and methods of teaching to informatics Omskogo state pedagogical university, smolky4@mail.ru, Tare

PREPARING THE FUTURE BACHELOR OF THE PHILOLOGICAL FORMATION TO USE INFORMATION TECHNOLOGY IN EXPLORATORY

ACTIVITY

Изменения, происходящие в современном образовании, предполагают наличие педагогических кадров, способных вести обучение качественно другими методами, которые максимально способствуют развитию творческих способностей учащихся, развитию их исследовательских навыков. В «Проекте федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование» [1] задачами профессиональной деятельности бакалавра является использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества филологического образования, в том числе с использованием информационных технологий. Характеристика профессиональной деятельности бакалавра филологического образования предусматривает выполнение следующих задач исследовательской деятельности: выбор и реализация теоретических и экспериментальных методов исследования, используемых в филологии и филологическом образовании; представление результатов исследовательской работы с учетом коммуникативных стратегий адресатов; изучение способностей к усвоению знаний, достижений в области филологического образования учащихся основной школы для проектирования на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов обучения; организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в области филологического образования.

Применение средств новых ИТ в исследовательской деятельности может использоваться в качестве вспомогательных средств и являться аппаратным средством выполнения исследовательской деятельности, а также в процессе организации и управлении исследовательской деятельностью учащихся. Анализируя опыт исследовательской деятельности в современном образовательном пространстве мы отметили, что в данных работах раскрыты ключевые смыслы исследовательской деятельности, психология и педагогика исследовательского обучения, организационно-содержательные проблемы исследовательской деятельности в системе образования, принципы и методы организации исследовательской деятельности [2]. Однако, не смотря на многозначность и обширность научных работ в области исследовательской деятельности учащихся, вопросы о применении информационных технологий в организации и реализации исследовательской деятельности, о подготовке педагогических кадров к использованию информационных технологий в исследовательской деятельности остаются малоизученными. Задачи полноценной подготовки будущего педагога к использованию информационных технологий в исследовательской деятельности не могут быть решены одномоментно. Это требует поэтапного подхода.

Рассматривая исследовательскую деятельность как многоаспектный, многоэтапный процесс, И. А. Зимняя раскрыла его структуру: «...определение поля проблематизации; озадачивание; постановка общей цели (задачи) исследования; нахождение ответа в существующей литературе - предварительный анализ состояния проблемы; исходная (рабочая) гипотеза; выбор метода исследования; планирование и организация исследования; проведение исследования; фиксация хода исследования в протоколах; анализ, обобщение полученных результатов, их обработка; соотнесение с исходной гипотезой; обсуждение полученных результатов; подготовка текста» [3, с. 14]. Такая детализация позволяет представить исследовательскую деятельность не только в пространственном, но и во временном плане.

Анализ возможных вариантов использования средств и методов информационных технологий на различных этапах исследовательской деятельности позволил выделить следующие этапы подготовки будущего учителя к исследовательской деятельности:

1. Формирование ключевой ИКТ-компетентности.

2. Подготовка к использованию информационных технологий в собственной учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности.

3.Подготовка к использованию информационных технологий в руководстве и организации исследовательской деятельностью учащихся.

Эффективность подготовки будущего бакалавра филологического образования к использованию ИТ в исследовательской деятельности обеспечивается непрерывностью процесса подготовки (таблица) и интеграцией дисциплин информатической подготовки и дисциплин профессиональной подготовки, связующим элементом которых является исследовательская деятельность студентов (рисунок). В рамках подготовки бакалавра фило-

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА..

логического образования нами рассматривается ряд дисциплин цикла ГСЭ, ОПД и ДПП, которые на наш взгляд могут способствовать формированию готовности к использованию ИТ в исследовательской деятельности.

Таблица

Непрерывность процесса подготовки будущего бакалавра профиля «Иностранный язык и компьютерная лингводидактика» к использованию ИТ в исследовательской деятельности на предметном уровне.

Дисциплины

Русский язык и культура речи

Математика и информатика

Дисциплины по выбору студента (блок ГСЭ)

Педагогика

Философия

Решение лингвистических задач с помощью компьютера _

Введение в дискретную математику

Лингвистические автоматы

Технологии и методики обучения по дисциплинам профильной подготовки

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе

Компьютерные обучающие системы

Реферативные, курсовые, квалификационные работы____

Процесс подготовки будущего бакалавра филологического образования требует наличия целенаправленного мониторинга, адекватно определяющего его коррекцию (рисунок).

Курс «Математика и информатика» является базовым курсом, поддерживающим весь последующий комплекс информационно-технологической подготовки будущего бакалавра. Например, дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается параллельно курсу «Математика и информатика» и содержит следующие дидактические единицы: «Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Правила оформления документов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи». В рамках семинарских и исследовательских работ по данной дисциплине студентам могут быть предложены следующие темы: «Стилистика общения в иноязычном чате», «Сравнительный анализ рекламы на русскоязычных и англоязычных страничках сети Интернет», «Лингвистический анализ переводов художественного произведения (по выбору) размещенных в сети Интернет», «Проблема плагиата в школьных исследовательских работах», «Интернет-государство» и др. Каждое из этих исследований предполагает

всестороннее использование современных ИТ на различных этапах исследования - использование аудио и видеоаппаратуры, ресурсов сети Интернет для отбора материала для исследования, общение в различных телеконференциях и форумах для определения проблемы и выдвижения гипотезы исследования, создание лингвистический, фактографических баз данных и электронных картотек для обработки, систематизации и хранения накопленного материала и т. д., и также может использоваться в рамках практических и лабораторных занятий дисциплины «Математика и информатика» при изучении разделов «Локальные и глобальные сети», «Технические средства обеспечения», «Периферийное оборудование компьютера» и др.

Мониторинг и диагностика процесса подготовки будущего бакалавра филологического образования к использованию ИТ в исследовательской деятельности на примере специальности «Иностранный язык и компьютерная лингводидактика»

С 1999 г, обязательным стало выполнение исследовательской работы в рамках курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы, для которой характерны актуальность, новизна и практическая значимость. Темы этих

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА...

работ должны отвечать современным требованиям развития образования, культуры, науки, экономики, техники и производства. В рамках исследовательской деятельности студенты могут принимать участие в Web-конференциях, электронных журналах, по профессионально-педагогической тематике, общаться в рамках научно-исследовательской работы со своими сверстниками из других вузов, других стран (например, участие студентов специальности «Иностранный язык и компьютерная лингводидактика» - в Международном российско-американском проекте «Межкультурная коммуникация» и т. д.) средствами Интернет-технологий E-mail, ICQ, Chat, Web-форумов и т. д.

Этап подготовки к использованию информационных технологий в руководстве и организации исследовательской деятельностью учащихся включал в себя разработанный в рамках исследования «Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ к использованию информационных технологий». Тренинг предназначен для активного погружения будущих педагогов в проблематику использования современных информационных и коммуникационных технологий на различных этапах исследовательской деятельности, освоения ими ключевых навыков работы с ПК в рамках исследовательской деятельности, использования сетевых ресурсов при организации и руководстве исследовательской деятельностью школьников.

Руководство исследовательскими работами предполагает развитие методики организации исследовательской деятельности, учитывая роль современных информационных технологий в развитии образования, науки и общества. Руководитель исследовательских работ должен:

- Постоянно развивать тематику исследовательских работ учащихся, тем самым повышая уровень своего профессионального развития, что в настоящем информационном обществе требует умение навыков использования ресурсов сети Интернет для поиска информации, участия в теле, видео конференциях, форумах, посвященных современным проблемам в области науки и образования в профилирующей области;

- Содержание деятельности руководителя исследовательских работ школьников, это «не разработка учебных заданий и алгоритмов, а создание условий для самостоятельного принятия решений учеником».

Студентам предлагается четыре комплексных задания, рассчитанных на 2-3 занятия по следующей тематике:

1. Личностная мотивация бакалавра филологического образования, как руководителя исследовательской деятельностью учащихся к использованию информационных технологий в исследовательской деятельности.

2. Использование информационных технологий в различных типах творческих работ учащихся (реферативных, экспериментальных, проектных, описательных, исследовательских).

3. Использование Интернет технологий в организации исследовательской деятельности.

4. Экспертиза и оценка исследовательских работ учащихся средствами современных информационных технологий.

Таким образом, непрерывность процесса подготовки будущего бакалавра филологического образования к использованию ИТ в исследовательской деятельности, целенаправленный мониторинг и коррекция позволяют не только более эффективно подготовить будущих бакалавров к дальнейшей профессиональной деятельности, но и восполнить недостаток информационно-технологической подготовки студентов филологов, сделать их конкурентоспособными на рынке труда в современном информационном обществе.

Библиографический список

1. Проект ФГОС ВПО 2008 год электронный ресурс http://www.edu.ru

2. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве [Текст]: Сборник статей / Под общей редакцией к. не. н. А. С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. 612 с.

3. Зимняя, И. А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации проведения. Экспериментальная учебная авторская программа [Текст] / И. А Зимняя. Под науч. ред. д-ра техн. наук, проф. Н. А. Селезневой. -2-е изд. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. (Серия «Экспериментальные образовательно-профессиональные программы подготовки руководящих и научно-педагогических работников высших и других учебных заведений, участвующих в инновационных работах по проблемам качества образования»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.