Научная статья на тему 'Подготовка бакалавров педагогического образования профиля «Технология» к реализации требований стандарта основного общего образования о единстве базового и дополнительного образования'

Подготовка бакалавров педагогического образования профиля «Технология» к реализации требований стандарта основного общего образования о единстве базового и дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BASIC AND ADDITIONAL EDUCATION / TRAINING TEACHER OF TECHNOLOGY / DESIGN AND RESEARCH / MUSEUM ACTIVITIES / FOLK ARTS AND CRAFTS / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / БАЗОВОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панчук Т.А., Соловьева И.Б.

Статья посвящена проблеме подготовки бакалавров педагогического образования к профессиональной деятельности учителя предметной области «Технология» в новых условиях реализации требований профессионального стандарта педагога и образовательного стандарта основного общего образования. В статье обобщаются результаты разработанной системы обучения и выявленных эффективных условий, обеспечивающих успешную подготовку бакалавров педагогического образования к реализации требований стандарта о единстве базового и дополнительного образования. Особое внимание уделено подготовке учителя технологии к профессиональной деятельности в области технологий художественно-прикладной обработки материалов и духовно-нравственному воспитанию школьников средствами региональной культуры и культуры многонационального народа России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панчук Т.А., Соловьева И.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION (“TECHNOLOGY” PROFILE) TO IMPLEMENT THE REQUIREMENTS TO THE STANDARD OF THE BASIC GENERAL EDUCATION ABOUT THE UNITY OF BASIC AND ADDITIONAL EDUCATION

The article presents a study on a problem of training of bachelors, who major on pedagogical education, to the professional activity of a teacher of Technology (Workshop/Housekeeping) in the new conditions of fulfillment of the requirements of the professional standard for teachers and the educational standard of basic general education. The article summarizes the results of the developed system of training and identifies effective conditions for ensuring the successful training of bachelors of pedagogical education to meet the requirements of the standard for unity basic and further education. Special attention is paid to the teaching teachers of Technology to their professional activities in the field of how to work with materials for artistic purposes and how to develop spiritual and moral qualities in schoolchildren by means of regional culture and culture of the multinational peoples of Russia.

Текст научной работы на тему «Подготовка бакалавров педагогического образования профиля «Технология» к реализации требований стандарта основного общего образования о единстве базового и дополнительного образования»

значительной степени влияет на повышение эффективности организации самостоятельной работы студентов и, следовательно, могло бы способствовать более высоким показателям текущего контроля, а значит, повышению эффективности всего учебного процесса. На уровне структуры тестов текущего (аттестационного) контроля необходимо сохранение спецификации

Библиографический список

тестов, либо, по возможности, совершенствование электронной системы тестирования. Содержание тестов текущего контроля предполагает постепенное вытеснение тестовых заданий дискретного типа тестовыми заданиями интегративного типа, показывающими умение находить практическое применение усвоенному материалу.

1. Куликова Т.А. Организация самостоятельной работы студентов вуза в информационно-коммуникационной обучающей среде. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2011.

2. Савицкая А.В. Личностно-ориентированный подход и условия его реализации при дистанционном обучении в вузе. Человек и образование. 2010; 4 (25): 93-96.

3. Мампория С.В. Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов вузов. Высшее образование сегодня. 2010; 11: 57-59.

4. Мещерская Ю.В. Качество образования на основе компетентностного подхода. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2010; 1: 54-57.

5. Матиенко А.В. Альтернативный контроль в обучении иностранному языку как средство повышения качества языкового образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Иркутск, 2008.

6. Нордман И.Б. Значение тренировочного контроля для повышения качества учебного процесса. Сборник статей заочной Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень, ТюмГНГУ, 2014: 35-39.

7. Шутенко А.И. Развитие образовательных коммуникаций в современном вузе. Available at: http://portalus.ru

References

1. Kulikova T.A. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov vuza v informacionno-kommunikacionnoj obuchayuschej srede. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2011.

2. Savickaya A.V. Lichnostno-orientirovannyj podhod i usloviya ego realizacii pri distancionnom obuchenii v vuze. Chelovek i obrazovanie. 2010; 4 (25): 93-96.

3. Mamporiya S.V. Informacionno-metodicheskoe obespechenie samostoyatel'noj raboty studentov vuzov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2010; 11: 57-59.

4. Mescherskaya Yu.V. Kachestvo obrazovaniya na osnove kompetentnostnogo podhoda. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2010; 1: 54-57.

5. Matienko A.V. Al'ternativnyj kontrol' v obuchenii inostrannomu yazyku kak sredstvo povysheniya kachestva yazykovogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Irkutsk, 2008.

6. Nordman I.B. Znachenie trenirovochnogo kontrolya dlya povysheniya kachestva uchebnogo processa. Sbornikstatejzaochnoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tyumen', TyumGNGU, 2014: 35-39.

7. Shutenko A.I. Razvitie obrazovatel'nyh kommunikacij v sovremennom vuze. Available at: http://portalus.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.15

УДК 378

Panchuk T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin (Biysk,

Russia), Е-mail: panchuk_biysk@mail.ru

Soloviova I.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Technologies, Altai State Academy of Education

n.a. V.M. Shukshin (Biysk, Russia), Е-mail: soliribor@yandex.ru

TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION ("TECHNOLOGY" PROFILE) TO IMPLEMENT THE REQUIREMENTS TO THE STANDARD OF THE BASIC GENERAL EDUCATION ABOUT THE UNITY OF BASIC AND ADDITIONAL EDUCATION. The article presents a study on a problem of training of bachelors, who major on pedagogical education, to the professional activity of a teacher of Technology (Workshop/Housekeeping) in the new conditions of fulfillment of the requirements of the professional standard for teachers and the educational standard of basic general education. The article summarizes the results of the developed system of training and identifies effective conditions for ensuring the successful training of bachelors of pedagogical education to meet the requirements of the standard for unity basic and further education. Special attention is paid to the teaching teachers of Technology to their professional activities in the field of how to work with materials for artistic purposes and how to develop spiritual and moral qualities in schoolchildren by means of regional culture and culture of the multinational peoples of Russia.

Key words: basic and additional education, training teacher of Technology, design and research, museum activities, folk arts and crafts, ethno-cultural education.

Т.А. Панчук, канд. пед. наук, доц. Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина, г. Бийск,

E-mail: panchuk_biysk@mail.ru

И.Б. Соловьева, канд. пед. наук, зав. каф. технологии Алтайской государственной академии образования

имени В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: soliribor@yandex.ru

подготовка бакалавров педагогического образования профиля «технология» к реализации требований стандарта основного общего образования о единстве базового и дополнительного образования

Статья посвящена проблеме подготовки бакалавров педагогического образования к профессиональной деятельности учителя предметной области «Технология» в новых условиях реализации требований профессионального стандарта педагога и образовательного стандарта основного общего образования.

В статье обобщаются результаты разработанной системы обучения и выявленных эффективных условий, обеспечивающих успешную подготовку бакалавров педагогического образования к реализации требований стандарта о единстве базового и дополнительного образования. Особое внимание уделено подготовке учителя технологии к профессиональной деятельности в области технологий художественно-прикладной обработки материалов и духовно-нравственному воспитанию школьников средствами региональной культуры и культуры многонационального народа России.

Ключевые слова: базовое и дополнительное образование, подготовка учителя технологии, проектная и исследовательская деятельность, музейная деятельность, народное декоративно-прикладное творчество, этнокультурное воспитание.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая направлена на вхождение в мировое образовательное пространство, а также на социальный запрос нашего общества. Впервые базовое (основное) и дополнительное образование школьников будут компонентами, взаимодополняющими друг друга и тем самым образующими единое образовательное пространство, обеспечивающее полноценное развитие каждого обучающегося. Для достижения высоких результатов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях начального, основного и среднего (полного) общего образования нужно обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность должна организовываться по направлениям развития личности в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» определяет, что время, отводимое на внеурочную деятельность, составит до 10 часов в неделю. Для организации внеурочной деятельности по предмету (кружки, факультативы, научные общества, олимпиады) отводится 1-2 часа в неделю [1, с. 517].

Для реализации ФГОС перед школой поставлена задача о создании большого количества направлений кружковой работы, чтобы предоставить учащимся разнообразный выбор внеурочной деятельности. Из практики работы общеобразовательных учебных заведений установлено, что учащиеся в своем большинстве занимаются в две смены, а учителей, способных предложить учащимся и их родителям широкий выбор кружков, не достаточно. Следовательно, школы не в полной мере готовы осуществлять полноценную внеклассную работу.

Требования профессионального стандарта педагога [2] к выполнению общепедагогической функции в обучении учащихся определяют владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п. Учитель должен уметь организовать самостоятельную деятельность обучающихся (в том числе исследовательскую), знать основы методики преподавания, основные принципы деятель-ностного подхода, виды и приёмы современных педагогических технологий. Кроме того, учитель должен уметь организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-до-суговую с учётом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Определяя требования к выполнению воспитательной функции, профессиональный стандарт педагога предусматривает реализацию современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. Также учитель должен владеть методами организации экскурсий и музейной деятельности.

Руководствуясь требованиями профессионального стандарта педагога, подготовка бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» в Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина строится на принципах системно-деятельностного подхода, с использованием современных педагогических технологий, активных и интерактивных форм обучения, погружением студентов в проектную и исследовательскую деятельность. При разработке учебного плана и рабочих программ дисциплин учтены не только требования профессионального стандарта педагога, но также ФГОС основного общего образования и примерной основной образовательной программы основного общего образования. Создана материальная база, которая обеспечивает аудиторную и внеаудиторную самостоятельную деятельность студентов.

Первостепенной задачей современного образования является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, которое представляет собой важный компонент социального заказа общества. Диалогичность с другими национальными культурами является важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России. Сегодня, как никогда, становятся важными такие понятия как «многообразие культур и народов»,

«духовно-нравственное развитие личности». Поэтому, одним из важнейших требований стандарта является обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся, а также овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России, этнической культуры региона проживания [3, с. 33].

Кто, как не учитель технологии может приобщить обучающихся к культурным ценностям своего народа и других этносов? На каких ещё предметах кроме предмета «Технология» школьник может на практике применить полученные знания, изготовить изделие по традиционным народным технологиям, а также используя современные возможности индустриальных технологий? Для реализации данных требований и сохранения народной культуры необходимо обучать студентов народному декоративно-прикладному творчеству. Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов и уходящих корнями в тысячелетнюю историю, перешли к нам, как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества народа. Основываясь на принципах народной педагогики, обучение будущих учителей народным ремеслам предусматривает различные возможности реализации творческого начала у каждого студента. Изучая народные ремесла, студенты соединяют знания технологических приемов с художественной фантазией, создают изделия и знакомятся с культурой народов родного края.

Проблемы этнокультурного воспитания обучающихся исследовали многие учёные-педагоги. Они рассматривали этнокультурное воспитание как средство овладения культурой своего народа и взаимодействие с представителями других национальностей. Но реализация современных требований ФГОС в духовно-нравственном развитии и воспитании личности молодого гражданина России требует новых подходов к созданию в каждой образовательной организации определенных условий, которые будут обеспечивать этнокультурную подготовку, откроют обучающемуся его прошлое, познакомят с опытом предшествующих поколений, передадут духовную культуру народа.

Совершенствование этнокультурного воспитания тесно связано с задачами технологического и дополнительного образования учащихся, которые открывают для многих новые пути познания народного творчества, знакомят не только с русской культурой, но и многообразием культур народов Алтая, тем самым, повышая этнокультурную грамотность обучающихся.

В Алтайском крае живет коренной малочисленный народ -кумандинцы, которых в научной литературе принято считать едва ли не древнейшими из аборигенов Алтая. Нужна большая работа по изучению культуры кумандинцев и в последние годы появились научные исследования в этом направлении (М.В. Ка-стараков, И.И. Назаров, Л.П. Потапов, Ф.А. Сатлаев и др.). Историю и быт алтайских племен описывали в своих исследованиях В.И. Вербицкий, Б.Х. Кадиков, П.И. Каралькин, Л.П. Потапов, В.В. Радлов и др. Один из путей возрождения материальной, духовной культуры и национальных традиций этого народа - создание системы дополнительного образования детей и молодёжи через творческие объединения, кружки и фестивали культуры. Богатый опыт народной педагогики сегодня становится актуальным, развиваясь в интерактивных формах обучения. Наиболее значимые формы обучения, которые позволяют сформировать у студентов основы исследовательской, проектной деятельности и навыков общественной презентации результатов исследования - это предметный или межпредметный учебный проект, выполняемый в микро-группе и направленный на решение научной, личностно и социально значимой проблемы. При обучении студентов народным ремеслам используются такие методы обучения как: этнографические исследования и метод проектов.

Метод этнографических исследований ведется с целью сбора первоначальных этнографических данных о компонентах традиционно-бытовой культуры. А.В. Контев дает рекомендации о проведении этнографических исследований. По его мнению, для исследовательских работ по этнографии необходимо составить программу по сбору и фиксации сведений. При сборе информации, нужно сравнивать данные из разных источников (печатные издания, музеи, информаторы, интернет и т. д.). Это удаётся выполнить грамотно только тогда, когда обучающийся не просто

знакомится с информацией, а когда полностью вникает в суть проблемы [4, с. 69].

Следующим этапом после выполнения этнографических исследований может быть разработка проекта сувенира для туристов Алтая. Проектная деятельность студентов осуществляется в следующей последовательности: разработка эскизного проекта на основе этнографических исследований, конструирование сувенира (разработка чертежей схем), планирование технологии изготовления и выбор материалов, расчёт себестоимости проекта, изготовление изделия по разработанной документации, маркетинговые исследования. Метод проектов содержит в себе большие возможности для развития творческой активности студентов, а также направлен на развитие коммуникативных навыков, так как в нём сочетаются групповая, индивидуальная и самостоятельная формы работы.

Для того чтобы этнокультурная подготовка студентов осуществлялась более успешно, необходим комплекс дидактических средств обучения. Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путем организации целостного учебно-воспитательного процесса дисциплин декоративно-прикладного направления, использования в преподавании современных педагогических технологий и комплекса специально разработанного методического обеспечения. В 2012 году на базе факультета технологии и профессионально-педагогического образования АГАО им. В.М. Шукшина силами студентов и преподавателей кафедры технологии открыт музей «Этническая культура Алтая». В музее представлено 5 экспозиций: культура скифов Алтая; культура алтайских племён; русская культура; культура казахов Алтая; культура Монголии. Основная часть экспонатов музея - результаты проектной деятельности студентов - будущих учителей технологии. Музей служит площадкой для подготовки к профессиональной деятельности не только бакалавров профиля «Технология», но также и других направлений подготовки в вузе. Кроме того, музей активно принимает участие в этнокультурном воспитании как студентов вуза и колледжей, так и учащихся школ, организаций дополнительного образования. На экскурсии в вузовский музей приезжают из разных сёл и городов России, а также зарубежные гости [5].

Сегодня включение форм и средств музейной деятельности в образовательный процесс может рассматриваться как инновация. Формирование этнокультурной компетентности будущих учителей технологии в условиях музейной деятельности обеспечивает повышение этнокультурной грамотности студентов, способствующей формированию у них этнокультурной толерант-

Библиографический список

ности; изучение, сохранение, развитие и трансляция в современное образовательное и информационное пространство лучших образцов традиционного творчества народов Алтая; формирование у студентов знаний об этнической культуре Алтая, необходимых для использования региональных материалов при решении профессиональных задач обучения школьников; развитие научного мышления и способностей студентов в процессе осуществления исследовательской деятельности и приобретение навыков проектирования изделий декоративно-прикладного направления.

Виды музейной деятельности, осуществляемые бакалаврами профиля «Технология» на базе музея весьма разнообразны, например: научно-исследовательская работа по профилю музея, создание экспозиций, оформление выставок; составление научной документации, проведение экскурсий и мастер-классов по народным ремеслам (русская обрядовая кукла, русская традиционная вышивка, сухое и мокрое валяние войлока, алтайские войлочные ковры, казахские циновки, ткачество, скифские войлочные ковры, лозоплетение, национальная кухня). В технологии обучения ремеслам на мастер-классах важно освоение участниками за короткий промежуток времени новых технологий и способов. Для оптимизации процесса обучения на мастер-классах самими студентами разработаны учебные фильмы и компьютерные презентации об истории народных ремесел, печатные пособия о технологиях изготовления изделий, образцы изделий изучаемых народных ремесел, образцы специальных инструментов и приспособлений для выполнения технологической операций, технологические карты с описанием процесса изготовления изделий и т.д.

Таким образом, при подготовке бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» в АГАО им. В.М. Шукшина к реализации ФГОС основного общего образования о единстве базового и дополнительного образования учтены требования профессионального стандарта педагога, нормативные документы основного общего образования и созданы все необходимые условия.

Получив собственный опыт исследовательской и проектной деятельности, студенты будут готовы к организации не только уроков предмета «Технология», но также и кружка декоративно-прикладного направления, на занятиях которого будут обучать учащихся народным ремеслам, используя активные и интерактивные формы обучения, освоенные в процессе обучения в вузе.

1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Реестр основных образовательных программ. Available at: http://fgosreestr.ru/

2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Сайт Министерства труда и социального развития. Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/

3. ФГОС основного общего образования (5 - 9 кл.). Сайт Министерства образования и науки РФ. Available at: http://xn--80abucjiibhv9a. xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938

4. Контев А.В. Основы организации научно исследовательской работы школьников по истории и историческому краеведению. Барнаул: Полиграф-Сервис, 2009.

5. Панчук Т.А. Вузовский музей как средство формирования этнокультурной компетентности будущего учителя. Тезисы международной научно-практической конференции. Бийск: АГАО, 2011: 242 - 243.

References

1. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obschego obrazovaniya. Reestr osnovnyh obrazovatel'nyh programm. Available at: http://fgosreestr.ru/

2. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')». Sajt Ministerstva truda i social'nogo razvitiya. Available at: http://www.rosmintrud. ru/docs/mintrud/orders/129/

3. FGOS osnovnogo obschego obrazovaniya (5 - 9 kl.). Sajt Ministerstva obrazovaniya inaukiRF. Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938

4. Kontev A.V. Osnovy organizacii nauchno issledovatel'skoj raboty shkol'nikov po istorii i istoricheskomu kraevedeniyu. Barnaul: Poligraf-Servis, 2009.

5. Panchuk T.A. Vuzovskij muzej kak sredstvo formirovaniya 'etnokul'turnoj kompetentnosti buduschego uchitelya. Tezisy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii. Bijsk: AGAO, 2011: 242 - 243.

Статья поступила в редакцию 15.10.15

УДК 373.1

Petrov D.A., senior teacher, Department of Welfare Service and Tourism, Institute of Recreation, Tourism and Physical Education, Baltic Federal University of I. Kant (Kaliningrad, Russia), Е-mail: Direktor15@inbox.ru

Berezhnaya G.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Baltic Federal University of I. Kant (Kaliningrad, Russia), Е-mail: berezhnaja-gs@rambler.ru

REASONS OF THE INNOVATIVE CONFLICTS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION. In article reveals a problem of formation of barriers of innovative development in an educational organization. The authors pay particular attention to contradictions, which arise in educational organizations, which the administrative board of a school should face on their way of introduction of innovations. It is the reason for the occurance of innovative conflicts. Within the study of the process of introduction of novelties, new technologies, the authors point put at parts with tension to their actual use, which are often parts, concerning distribution and implementation. In the article the dependence of conflicts upon the stage of innovative process is emphasized. The researchers show the important role of the head of an educational organization, who is able to affect the introduction of innovations. In the work such question as the contents and basics of the innovative conflicts in an educational organization is studied. The authors' idea, on the whole, allow defining and systematizing the main reasons for the innovative conflicts in an educational organization.

Key words: innovation, innovative conflict, probabilistic factors of an aggravation, innovative barrier.

Д.А. Петров, ст. преп. каф. социально-культурного сервиса и туризма института рекреации, туризма и физической

культуры БФУ им. И. Канта, г. Калининград, Е-mail: Direktor15@inbox.ru

Г.С. Бережная, д-р, пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград,

Е-mail: berezhnaja-gs@rambler.ru

причины инновационных конфликтов

в образовательной организации

В статье раскрывается проблема формирования барьеров инновационного развития образовательной организации. Авторы уделяют больше внимание противоречиям, которые возникают в образовательной организации, с которыми приходится сталкиваться администрации школы на пути внедрения нововведений. Именно эти противоречия создают предпосылки для возникновения инновационных конфликтов. В рамках изучения процесса нововведения, определяются существующие точки напряжения, которыми являются процессы распространения и использования новшества, а также его сопряжение с устойчивым функционированием образовательной организации. В статье подчеркивается зависимость конфликтов от стадии инновационного процесса и фиксируется важная роль руководителя образовательной организации в рамках внедрения инноваций. В статье изучены вопросы сущности и содержания инновационных конфликтов в образовательной организации, вступившей на путь инновационного развития. Эти вопросы позволили выделить и систематизировать основные причины инновационных конфликтов.

Ключевые слова: нововведение, инновационный конфликт, вероятностные факторы обострения, инновационный барьер.

В последние годы российское образование переживает сложный период перемен и деформаций ориентиров. Помимо прежнего стандартного списка, включавшего в том числе формирование знаний, навыков и умений, обеспечивающих максимальную социализацию личности в предложенных обществом обстоятельствах, назрела необходимость разработки методик, направленных не только на гармоничное развитие личности относительно социума, но и относительно её индивидуальности как таковой. Активизируя и стимулируя процессы самореализации через самосовершенствование, образование даёт дополнительные возможности и обеспечивает готовность индивидуума к современным реалиям. Поскольку смещение приоритетов в образовании обусловило стимуляцию инновационных процессов, образовательные учреждения все чаще вводят в свою деятельность новые элементы. Само понятие «нововведение» концентрирует в себе сущностные признаки явления и раскрывает объективные закономерности существования барьеров и конфликтов: «Нововведение есть процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой общественной потребности, одновременно есть процесс сопряжения с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл» [1].

Сегодня многие учёные и практики посвящают свои труды проблемам, связанным с разработкой и внедрением новых образовательных стандартов, введению ЕГЭ, использованию инновационных технологий в образовательном процессе, а также запуску новой системы оплаты труда, подразумевающей переход на подушевое финансирование образовательных организаций. Причём в отечественных исследованиях проблема инноваций довольно долго рассматривалась именно в разрезе экономических исследований. Однако со временем возникла необходимость оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной деятельности. Определить же эти изменения только в рамках экономических теорий оказалось невозможным, поскольку для полноценного исследования инновационных процессов необходим анализ достижений как в области науки и техники, так и в сферах управления, образования и права. Именно такой анализ дает возможность поиска решений педагогических проблем инновационного развития.

Наиболее фундаментально на теоретико-методологическом уровне проблема нововведений в образовании отражена в работах М.М. Поташника и А.В. Хуторского, с позиции систем-

но-деятельного подхода - работах В.С. Лазаревой и В.И. Загвя-зинского.

«Управление качеством образования в вопросах и ответах» под редакцией М.М. Поташника - первая в истории российского образования практикоориентированная монография и методическое пособие. Здесь представлены обоснование, методика и опыт управления качеством образования, не сводимые лишь к обучению, но обогащенные новыми информационными технологиями. Речь идет о системе внутришкольного управления качеством образования с позиций современного менеджмента в образовательных учреждениях различных видов и на разных ступенях и уровнях [2]. Внедрение инноваций в консервативную среду образовательной организации неизбежно порождает целый ряд противоречий и социально-психологических барьеров. Это процесс, вообще характеризующийся высокой конфликтностью. Если инновация является объектом конфликта, то имеет место инновационный конфликт, если же она - условие (обстоятельство), способствующее возникновению межличностных или межгрупповых конфликтов, то это конфликты в условиях нововведений.

В своей работе «Инновации в образовании: направления, сопротивление, управление инновационными процессами» М.Г. Синякова среди существующих противоречий выделяет следующие:

- противоречия, возникающие между новыми требованиями к качеству школьного образования и преобладающими в реальной педагогической практике традиционными способами и методами обучения, воспитания и развития личности;

- противоречия, возникающие между необходимостью внедрения новых способов управления образовательными учреждениями и функциональной неготовностью административного аппарата образовательного учреждения к внедрению новшеств;

- противоречия, возникающие между запросами современного общества в быстром изменении системы образования и психологической неготовностью педагогической общественности к инновационным изменениям [3].

Именно эти противоречия создают предпосылки для возникновения особого типа конфликтов - инновационных конфликтов. Конфликт - неотъемлемая часть функционирования любой современной организации и общества в целом. При том, что он может нести как отрицательный, так и положительный заряды, большинство рекомендаций опирается все же на методы разрешения конфликтов, их редукцию и минимизацию. Однако опти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.