Научная статья на тему 'Поддержка саморазвития личности воспитанника в педагогической системе В. А. Сухомлинского'

Поддержка саморазвития личности воспитанника в педагогической системе В. А. Сухомлинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова О. В.

В данной статье анализируется опыт построения воспитательных сис­тем в гуманистической педагогике, подробно рассматриваются особенности педагогической системы В.А. Сухомлинского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поддержка саморазвития личности воспитанника в педагогической системе В. А. Сухомлинского»

2. Целенаправленное стимулирование в учебно-воспитательном процессе личностных ценностей и смыслов младших школьников средствами музыкального искусства.

3. Стимулирование и развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников при решении личностно ориентированных ситуаций проблемно-нравственного характера.

4. Для развития ценностно-смысловой сферы младших школьников очень важно обеспечить и внутреннюю свободу и возможность свободного выбора индивида.

Список литературы:

1. Вилькеев Д.В. Формирование морально-этического мышления у школьников и студентов / Д.В. Вилькеев // Профессиональное образование: Казан. педагогический журнал. - 1996. - № 2. - С. 96-102.

ПОДДЕРЖКА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ В.А. СУХОМЛИНСКОГО © Семенова О.В.*

Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург

В данной статье анализируется опыт построения воспитательных систем в гуманистической педагогике, подробно рассматриваются особенности педагогической системы В.А. Сухомлинского.

Сегодня перед образовательными учреждениями ставятся задачи развития мышления учащихся и эмоционального восприятия действительности; адаптации детей к быстро меняющемуся миру; предоставления каждому учащемуся свободы выбора своей образовательной траектории; формирования саморазвивающейся личности путем развития самостоятельности, самоорганизации, саморазвития, самореализации; гармоничного развития каждого учащегося и развитие его личного потенциала.

В решении поставленных задач существенную роль играет система пси-холого-педагогического сопровождения и поддержки как одна из сторон деятельности образовательного учреждения. Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, нравственного и социального здоровья учащихся.

* Воспитатель учебного курса.

Успешность решения задач современного образования, в каких бы видах деятельности они ни осуществлялись, определяется уровнем и качеством имеющихся у педагога теоретических знаний и практических умений.Для современного педагога важны психологические знания и умение оказать помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации.

Опираясь на опыт практической деятельности, мы пришли к выводу, что именно воспитание, направленное на поддержку имманентных тенденций личности [5]; воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления, формирует личность и создает условия для ее саморазвития. Мы рассматриваем саморазвитие как сознательное ценностно-ориентированное управление своим развитием.

Воспитание традиционно понимается как целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.В современной педагогике воспитание понимается как развитие направленности личности - мировоззрения, убеждений, идеалов, стремлений, интересов [2]. В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду [1].

Понятие «саморазвитие» имеет значение отраженного самоотношения -представления об оценке меня другими. Идея саморазвития личности рассматривается как признак новой педагогики, в основе которой лежит логика развития субъектности, переход от установки на развивание детей к педагогической ценности их саморазвития [6].

Проблема саморазвития личности является основной в гуманистическом педагогическом мировоззрении. Первоначально сформулированная как задача познания личностью себя в качестве необходимого условия творческого преобразования окружающего мира и самосозидания, проблема саморазвития трансформируется в педагогический принцип признания способности личности к саморазвитию, стремления к самосовершенствованию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности, и получает в педагогике дальнейшее развитие как принцип уважения личности учащегося, необходимость развития в нем созидательной активности и оказания ему помощи во-владении способами творческого самовыражения и самосовершенствования.

Ценностные ориентации концепции самоосуществления личности Ш. Бю-лер сконцентрированы вокруг идеи уникальности жизненного пути, активности и самообусловленности субъекта, направленности на реализацию цели, смыслов и ценностей. Роджерс К. предложил новую модель образования -

модель концентрации на личности. Роджерс К. ввел в научный лексикон по-нятия«доверие», «направляющая помощь», «помогающее поведение», изменив взгляды на воспитание и определяя его как альтернативу педагогике формирования личности.

Изучение существующих в педагогике подходов к рассмотрению понятий «сопровождение»,«помощь», «поддержка» позволяет выделить различные точки зрения и установить, что в современной педагогической практике парадигма сопровождения (guidance) и поддержки (support) является одной из самых распространенных в оказании помощи людям с различными проблемами.

В работах многих ученых представлены идеи сопровождения и поддержки процесса личностного роста и развития воспитанников. Так, теория свободного воспитания К.Н. Вентцеля делала ребенка центром воспитательной и образовательной деятельности. Воспитанию предполагалось придать активный характер, опереться на самодеятельность ребенка во всех ее формах. Важнейшее значение придавалось учету индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника. Вентцель К.Н. считал, что систем воспитания должно быть столько, сколько существует детей.

Концепция воспитания, разработанная С.Т Шацким исходила из необходимости создания условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью; в организации воспитательно-образовательного процесса воспитатели должны сосредоточить свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения. Отношения между педагогами и воспитанниками понимались как отношения между старшими и младшими товарищами.

В методике А.С. Макаренко четко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования «воспитательного коллектива», Макаренко подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на неё через коллектив («педагогика параллельного действия») и непосредственно педагогом.

Газман О.С. определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение - как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному.

Основные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе: превращение школы Знания в школу Воспитания; постановка личности учащегося в центр всей воспитательной системы; гуманистическая ориентация воспитания, развитие творческих способностей ребенка;сочетание индивидуального и коллективного воспитания;постановка трудной цели.

Для отечественной культурно-педагогической традиции характерна приоритетная позиция воспитания перед обучением. Особенно наглядно данная позиция воплощена впедагогической практике В.А. Сухомлинского, философско-педагогические воззрения которого заметно отличались от общепринятых, не совпадали с официальной доктриной формирования личности.

Воспитание В.А. Сухомлинский понимал как творение счастья каждого воспитанника. «Воспитание заключается в том, - утверждал выдающийся педагог, - чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой изтысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье» [3].

Сухомлинский В.А. был первым, кто в самые тяжелые для педагогики дни стал говорить о внутреннем достоинстве человека и его воспитании как главной цели, можно даже сказать - самоцели воспитания. В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.Педагогическая система, созданная В.А. Сухомлинским, основана на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на творческой деятельности сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Отличительной особенностью практической педагогической деятельности Сухо-млинского явилось создание самоуправляемых коллективов учащихся, жизнь которых открывала широкие возможности для саморазвития личности, проявления ее способностей и дарований.

Характеризуя требования к учебной деятельности, В.А. Сухомлинский писал, что мастерство педагога прежде всего проявляется на уроке - хорошо подготовленном, продуманном, правильно проведенном.Он требовал четкой постановки цели - добиться того, чтобы учащиеся ясно представляли себе, что они изучают на данном уроке, сосредоточили бы свое внимание на содержании темы, не только поняли, но и глубоко усвоили материал.

Основа саморазвития личности, по мнению В.А. Сухомлинского, кроется в природе самого человека, устремление к совершенствованию и саморазвитию является одним из базовых свойств человека. Однако на этот процесс нельзя воздействовать прямо, возможно стимулировать этот процесс, и делать это необходимо через активизацию учебно-познавательной деятельности иприобщение ребенка к творчеству. Определяя целью воспитания творческое саморазвитие личности, В.А. Сухомлинский наполняет процесс саморазвития духовным содержанием, обращается к сердцу, чувствам, а не только к разуму ребенка, придает большое значение развитию потребностей детей в самосовершенствовании, уделяет внимание обучению навыкам самообразования и самовоспитания [4].

Воспитанник, погруженный в творческую деятельность, постигающий значение красоты, добра, любви, чувствующий готовность педагога прийти на

помощь, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми.

Поддержка саморазвития личности воспитанника в практическом опыте В.А. Сухомлинского опирается на развитие индивидуальности, самоценности и самодостаточности каждого воспитанника, но, развивая индивидуальность, необходимо уделять внимание формированию чувства долга; понимания свободы как меры ответственности перед обществом, коллективом, в котором осуществляется совместная деятельность, воспитанию уважения к нравственным и духовным ценностям общества, так как усиление индивидуальности приводит к разобщенности и обособленности каждого участника деятельности.

Сухомлинский В.А. был сторонником коллективного воспитания с акцентом на внимании к отдельному ребенку; одной из самых трудных групп для педагогического воздействия считал так называемых «незаметных» детей. Стержневая идея педагогики В.А. Сухомлинского - развитие самостоятельности, инициативы и творческих начал в ребенке.

Таким образом, изучение концептуальных подходов к воспитанию и опыта организации воспитательной деятельности отечественных и зарубежных педагогов, мы можем сделать вывод, что воспитание, направленное на поддержку имманентных тенденций личности; воспитание, ведущее за собой развитие, формирует личность и создает условия для ее саморазвития.

Основной смысл поддержки саморазвития личности воспитанника в практическом опыте В.А. Сухомлинского состоит в совместном с воспитанником определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления трудностей, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в саморазвитии, обучении, общении, образе жизни. Творческое наследие В.А. Сухомлинского продолжает привлекать пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности. Опыт В.А. Сухомлинского составил значительный этап в развитии отечественной педагогической мысли, обогатил педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, явился вкладом в теорию и в практику обучения и воспитания.

Список литературы:

1. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика I С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2005. - 976 с.

2. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов и преподавателей I А.М. Новиков - М.: Издательство Эгвес, 2010.

3. Сухомлинский В. Серия: антология гуманной педагогики I В. Сухомлинский. - ИД Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с.

4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. I В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1979. - Т. 3: 1981. - 640 с.

5. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя: моногр. I В.Г. Рындак. - М.: Пед. вестник, 1997. - 244 с.

6. Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Интерпракс, 1995. - 288 с.

ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ © Спицына Л.Г.*

Филиал Ставропольского государственного педагогического института,

г. Железноводск

Комплекс педагогических принципов и подходов во внедрении инновационных технологий в современное образование. Обоснование потребности общества в новом знании и необходимость модернизации системы образования; внедрения новых информационных технологий в учебный процесс с целью повышения его эффективности.

В психолого-педагогической литературе описано немало педагогических подходов и принципов, реализация которых влияет на эффективность обучения. Один из таких подходов находит свое отражение во внедрении инновационных технологий в образование.

В значительной мере расширяются и видоизменяются функции образования как важного фактора социальной стабильности, преемственности культуры, сохранения нравственного, физического и психологического здоровья молодежи, воспитания творческой, свободной, активной и ответственной личности. Достижение этой цели требует освоения новых функций и нового содержания образования, поиска и внедрения прогрессивных технологий и гибких организационных форм, пересмотра некоторых принципов образования и воспитания, нахождения эффективных способов индивидуального подхода к воспитанникам.

В нынешних условиях школа, например, может выбирать собственный вариант учебного плана, вводить дополнительные образовательные услуги, профильное обучение в старших кассах, педагогу дано право разрабатывать авторские программы и курсы, школе - строить собственную воспитательную систему.

О том, что инициатива педагогов и организаторов образования пробудилась, свидетельствует расширяющийся поток творческих начинаний. Инновационная деятельность берет свое начало с работ таких выдающихся педагогов, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, и продолжается в трудах Ю.К. Бабанова, В.В. Краевского, П.И. Карташова, М.Н. Скаткина, Я.С. Турбовского и др.

* Заведующий кафедрой Начального и дошкольного образования, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.