Научная статья на тему 'Поддержка пробно-поисковых действий в управлении и оценке деятельности образовательных учреждениях для повышения качества их взаимодействия с вузами'

Поддержка пробно-поисковых действий в управлении и оценке деятельности образовательных учреждениях для повышения качества их взаимодействия с вузами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБНО-ПОИСКОВОЕ ДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ / ASSESSMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS FUNCTIONING / OPEN EDUCATION / RESEARCH ACTIVITY / QUALITY OF EDUCATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгова Людмила Михайловна

Исследуется система оценки деятельности образовательных учреждений с целью стимулирования потенциала их взаимодействия с вузами для достижения более высокого качества образования. Для совершенствования системы оценки необходим переход от модели контроля качества к модели обеспечения качества. Для этого надо измерять «способ участия человека в своем образовании», изменить позицию педагога с позиции контролёра на позицию посредника и изменить исполнительский тип действий учащегося на пробно-поисковый тип действий, сформировать условия для создания учащимися и педагогами образовательных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Support of research activities in management and assessment of educational institutions for improvement of their interaction with universities

The quality of education is the first priority task in educational management. When completing this task, qualitymanagement and assessment are the most important components. Our research studies the usage of assessment in educational institutions management in Tomsk and Tomsk region, and grounds the support of researches when evaluating the functioning of educational institutions. This research was based on analysis of legal standards both on the regional and municipal levels of Tomsk and Seversk. We can state that assessment of the functioning of educational institutions is realized with the implementation of modern approaches to management. Yet the system of evaluation does not completely comply with the new Federal educational standards and regional educational policies: only educational, quantitative and precise results are measured in assessment. But the data of progress made by the student outside educational sphere (participation in contests etc.), extracurricular educational activities, innovative methods and activities of the given education institutions all these are not included into the assessment of an educational institution. To improve the assessment system it is necessary to change the assessment approach itself. There is a necessity to create a new and balanced system, which complies with the Federal and State standards, and which changes from the model of quality control to the model of qualityensuring, and ensuring the development of both educational institutions and the system of education as a whole. Such transition to new educational results is possible if the conditions necessary for emergence of educational innovations in schools are created. To improve the quality of education management support is required support of forming personal activities at school: change in the teacher's position from the translator of a subject and a controller of students' efficiency to the mediator; and the type of activity of both the teacher and the student must change from executive to researching, which results in creating educational products. The scientific, professional and parents' community should become the subjects of assessment of these new educational conditions and results (teaching conditions and results are assessed by educational authorities).

Текст научной работы на тему «Поддержка пробно-поисковых действий в управлении и оценке деятельности образовательных учреждениях для повышения качества их взаимодействия с вузами»

Л.М. Долгова

ПОДДЕРЖКА ПРОБНО-ПОИСКОВЫХ ДЕЙСТВИЙ В УПРАВЛЕНИИ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВУЗАМИ

Исследуется система оценки деятельности образовательных учреждений с целью стимулирования потенциала их взаимодействия с вузами для достижения более высокого качества образования. Для совершенствования системы оценки необходим переход от модели контроля качества к модели обеспечения качества. Для этого надо измерять «способ участия человека в своем образовании», изменить позицию педагога с позиции контролёра на позицию посредника и изменить исполнительский тип действий учащегося на пробно-поисковый тип действий, сформировать условия для создания учащимися и педагогами образовательных продуктов.

Ключевые слова: оценка деятельности образовательных учреждений; открытое образование; пробно-поисковое действие; образовательные продукты.

Контекст исследования. Качество образования является приоритетной задачей управления образованием. В решении этой задачи большое значение имеет управление обеспечением качества и осуществление такой функции, как оценивание. Учитывая влияние взаимодействия вузов и школ на качество образования, следует сказать об использовании оценки для повышения качества образования и о поддержке пробно-поисковых действий как в области качества образования, так и в области взаимодействия с вузами.

Задачи исследования: изучить практику использования оценивания в управлении образовательными учреждениями (ОУ); обосновать необходимость и содержание управления по поддержке пробно-поисковых действий при осуществлении оценивания деятельности ОУ.

Анализ практики использования оценки в управлении образовательными учреждениями. Изучение практики оценивания деятельности образовательных учреждений Томска и Томской области (данные аналитические материалы подготовлены группой исследователей - И.С. Мирошниковой, Л.М. Долговой,

Н.В. Муха, С.В. Шаболиной) опиралось на анализ существующей нормативной базы по этой тематике на региональном и муниципальном (г. Томск и ЗАТО Се-верск) уровнях; анализ деятельности основных субъектов образования (директоров школ, сотрудников Департамента образования администрации г. Томска) через проведение фокус-группы; интервью с представителями вузов г. Томска. Установлено, что существующий механизм оценки деятельности общеобразовательных учреждений складывался в течение 20062009 гг. Особое влияние на развитие системы оценки оказал «Комплексный проект модернизации системы образования Томской области (2008-2009 гг.)». В рамках этого проекта оценка деятельности общеобразовательных учреждений стала одним из механизмов управления, в числе которых: новая система оплаты труда; создание регионального централизованного фонда стимулирования и распределения трансфертов муниципалитетам на основании рейтинга, отражающего качество образования; внедрение конкурсных механизмов поддержки (стимулирования) педагогических коллективов общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы и достигших высоких образовательных результатов. Таким образом, оценка общеобразовательных учреж-

дений оказывает влияние на заработную плату работников образования.

Объектами оценки являются: образовательные программы, условия обеспечения образовательной деятельности, результаты образовательной деятельности (Положение о региональной системе оценки качества образования в Томской области (СОКО ТО), утвержденное Приказом Департамента Томской области от 26.11.2008 № 1447). В рамках данного документа выделены следующие механизмы оценивания качества деятельности общеобразовательных учреждений:

- лицензирование образовательной деятельности, в ходе которой проводится комплексная экспертиза условий образовательной деятельности;

- государственная аккредитация ОУ, в ходе которой осуществляется комплексная экспертиза качества образовательных программ и конечных результатов образовательной деятельности;

- различные формы контрольных проверок, проводящихся в рамках государственных функций по контролю и надзору за исполнением законодательства в сфере образования;

- конкурсный отбор лучших учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы;

- комплексная сравнительная оценка деятельности ОУ в процессе принятия на муниципальном уровне решения о распределении стимулирующего фонда оплаты труда между учреждениями муниципального образования;

- ежегодный публичный доклад руководителя образовательного учреждения, согласованный с общественным советом образовательного учреждения.

В указанном документе под качеством образования понимается интегральная характеристика системы общего образования, отражающая степень соответствия образовательных программ, условий осуществления образовательного процесса, реально достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям и требованиям социального заказа, сформированного потребителями образовательных услуг. Поэтому и процедура оценивания качества образования включает установление степени (уровня) соответствия образовательных результатов обучающихся, образовательных программ, условий осуществления образовательного процесса общепризнанным эталонам и требованиям, зафиксированным в нормативных документах.

Для реализации комплексной сравнительной оценки деятельности ОУ разработаны и действуют региональные и муниципальные нормативные акты, которые определяют показатели оценивания деятельности общеобразовательных учреждений. Так, в постановлении Администрации Томской области № 19а от 28.01.2011 «О порядке предоставления иных меж-бюджетных трансфертов на стимулирующие выплаты за высокие результаты и качество выполняемых работ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» определены показатели результатов образовательной деятельности ОУ в отношении к среднеобластным и среднемуниципальным показателям: Единого государственного экзамена, государственной итоговой аттестации, мониторинга качества образования учащихся 4-х классов. В показателях результативности нет ни одного критерия, который был бы напрямую связан с вопросом стимулирования общеобразовательных учреждений на реализацию различных форм сетевого взаимодействия, в том числе школа -вуз. Единственный показатель, который соответствует данной цели, следующий: «Доля старшеклассников, обучающихся в 10-11-х классах по профильным программам, в том числе с использованием возможностей сети Интернет». Однако по данному критерии ОУ может получить максимально 2 балла, в то время как за результаты ЕГЭ - до 6 баллов.

На муниципальном уровне оценка деятельности общеобразовательных учреждений представлена следующими документами: перечнем показателей качества муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, которые используются для определения размера финансирования муниципального задания образовательным учреждениям и оценки качества его исполнения; показателями основных результатов и эффективности функционирования муниципальных общеобразовательных учреждений, которые используются для распределения учреждениям иных межбюджетных трансфертов на стимулирующие выплаты за высокие результаты и качество выполняемых работ; целевыми показателями эффективности деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений, которые используются для определения размера премиального фонда и ежемесячных премий руководителям); объемными показателями и порядком отнесения муниципальных образовательных учреждений к группам по оплате труда руководителей.

Можно констатировать, что в практике оценки результатов деятельности ОУ реализуются достаточно современные подходы к управлению. Однако система оценки качества деятельности общеобразовательных учреждений не в достаточной мере соответствует требованиям новых Федеральных государственных стандартов и приоритетам региональной политики в сфере образования: при проведении оценки учитываются в основном учебные, количественные и точно измеряемые результаты. Характеристики внеучебных достижений учащихся (участие в конкурсах, олимпиадах и т. п.), охват учащихся формами дополнительного образования, инновационная деятельность общеобразовательных учреждений - эти показатели практически не влияют на оценку качества ОУ.

Проведённый анализ позволяет сформулировать проблемы оценки качества деятельности общеобразовательных учреждений, влияющие и на качество управления.

1. Единственным субъектом оценивания качества деятельности ОУ являются различного уровня органы управления образованием. Потребители образовательных услуг ОУ, родители, научная и профессиональная общественность, в частности вузы, фактически не участвуют в разработке критериев оценивания и в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений.

2. Существующая система оценки качества деятельности общеобразовательных учреждений не соответствует задачам модернизации образования: показатели качества ограничены в основном академическими предметными результатами, не учитываются личностные, компетентностные, метапредметные достижения в соответствии с ФГОС, а также приоритеты региональной политики и задачи муниципалитета в сфере образования.

3. Целью оценивания является контроль деятельности и распределение денежных средств между ОУ, поэтому не реализуется в управлении поддержка инновационной деятельности.

Существующая система оценки качества не стимулирует даже образовательные учреждения, имеющие традиционно высокие учебные (академические) показатели, так как не учитывается динамика роста учебных и образовательных результатов в этих учреждениях. Показатели качества заданы слишком узко и стан-дартизированно, они фиксируют качество, поддерживают режим функционирования, не определяя горизонтов развития и движения, особенно в направлении взаимодействия с вузами. Причём различные линии оценки качества (оценка выполнения муниципального задания, деятельности ОУ для начисления межбюд-жетного трансферта, деятельности руководителей ОУ) рассогласованы и не представляют единой системы.

Более того, сегодня нет серьезных разработок нового понимания качества образования в соответствии с ФГОС и нового типа измерителей для такого качества образования, как индивидуальный прогресс, создание образовательных продуктов, участие в образовательных событиях и т. п.

Таким образом, анализ существующих в Томской области на сегодняшний день практик оценки деятельности образовательных учреждений показал их недостаточность для решения задач развития образования.

Направления совершенствования системы оценки в управлении образованием. Для совершенствования системы оценки результатов деятельности образовательных учреждений необходимо изменить сам подход, методологию оценки деятельности ОУ.

Необходима разработка новой сбалансированной, нацеленной на новые в соответствии с ФГОС результаты региональной системы оценки качества деятельности общеобразовательных учреждений, в которой был бы осуществлен переход от модели контроля качества к модели обеспечения качества, обеспечения ситуации развития образовательных учреждений и системы образования в целом.

Такой переход возможен, если в школах создаются условия для порождения образовательных инноваций. В работе Г.Н. Прозументовой, рассматривающей «стратегии

инновационного развития в образовании» [1. С. 15], подчёркивается, что образовательные инновации возможны только в Открытом образовательном пространстве. И оно (в отличие от традиционного закрытого пространства школы) строится на преодолении образовательного отчуждения и становится возможным только при переходе от функциональной редукции деятельности людей в образовательном учреждении к построению личного и личностного действия человека в образовании. Поэтому необходимо поддерживать действия по порождению человеком мест своего личного присутствия в образовании; процесс становления личностного действия, перехода от личного к личностному действию; формы и способы влияния человека на систему образования, участие человека в своем образовании. Другими словами, повышение качества образования обеспечивается поддержкой личностных действий в школе, управлением сменой позиции педагога с позиции транслятора знаний и контролёра исполнительности ученика на позицию посредника и сменой исполнительского типа действий педагога и учащихся на пробно-поисковый тип действий, который завершается созданием образовательных продуктов. Только такой переход и такие действия, согласно исследованиям Б.Д. Эльконина [2. С. 140], обеспечивают возможность развития человека, формирования у учащихся новых образовательных результатов: инициативности, самостоятельности, ответственности. В практике инновационных образовательных учреждений можно наблюдать переходы к обозначенным выше позиции и действию. Также наблюдается переход в управлении от контроля за исполнением к поддержке инициатив и пробно-поисковых действий. Для создания новой системы оценки качества деятельности ОУ, ориентированной на развитие и появление современных образовательных результатов, необходимо осуществить поддержку таких действий в образовательном учреждении, что предполагает разработку документов с новыми критериями оценивания. Они должны отражать оценку условий поддержки: создание в ОУ возможностей для проявления образовательной инициативы педагогами и учащимися, для реализации посреднической позиции педагога (через институт тьюторст-ва [3. С. 203]) и создания образовательных продуктов педагогами и учащимися. Субъектами оценивания новых образовательных условий и результатов (в отличие от учебных, которые оценивают органы управления образованием) должна стать научная, профессионально-педагогическая и родительская общественность.

Особое значение имеет поддержка взаимодействия вузов и школ в организации работы образовательных учреждений. Ведь именно это взаимодействие обеспечивает порождение пробно-поисковых действий в ОУ, проектирование изменений и решение задач инновационного развития. Основные механизмы оценки качества общего образования должны быть направлены на создание условий для перехода к управлению качеством образования на основе систем показателей и индикаторов, отражающих

поддержку пробно-поисковых действий и взаимодействия школ и вузов. Возможные базовые индикаторы качества образования, направленные на такую поддержку:

- индикаторы инновационных образовательных процессов на уровне ОУ (процент учащихся, имеющих индивидуальный прогресс в образовании; доля детей, получающих основное образование в разных формах в соответствии со ст. 10 Закона РФ «Об образовании»; доля урочных и внеурочных занятий, процент внеучеб-ной деятельности (проектной, исследовательской, игровой, художественной, музыкальной и т. п.), доля занятий с использованием современных образовательных технологий, в том числе информационных;

- региональные и муниципальные индикаторы - процент учащихся, занятых в сетевых образовательных программах с вузами и другими образовательными учреждениями, процент участия учащихся в образовательных событиях, организованных вузами для школьников или организованных совместно вузами и общеобразовательными учреждениями, процент обучающихся в профильных классах и в сетевых профильных программах др. Главными критериями комплексной оценки деятельности в инновационных образовательных учреждениях для распределения стимулирующего фонда оплаты труда должны быть показатели динамики учебных и внеучеб-ных достижений обучающихся; оценка реального влияния внедряемых новшеств на динамику конечных результатов образовательной деятельности.

Оценка качества образования должна иметь характер поддержки, быть прозрачной, открытой, объективной и оперативной за счет информатизации процесса оценивания. С этой целью необходимо разработать модель мониторинга оценки качества общего образования. Важно, чтобы основой такой модели стала информационная система, с помощью которой система оценки качества приобрела бы открытый, оперативный, прозрачный характер и имела бы не только количественный, но и содержательный (качественный) аспект.

Выводы. Анализ системы оценки деятельности образовательных учреждений в Томской области показал, что система не вполне соответствует требованиям ФГОС, стимулированию роста качества образования и нуждается в значительных изменениях. Для поддержки образовательных инноваций в ОУ и дальнейшего развития системы образования в целом необходимо сделать переход от модели контроля качества к модели обеспечения качества через механизмы развития. Это связано напрямую с изменением управления инновациями, поддержанием пробно-поисковых действий в ОУ. В соответствии с этими изменениями должны создаваться новые критерии оценки качества, которые будут стимулировать его повышение, вводиться новые субъекты оценивания через общественные механизмы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 1 : Феноменология образовательных инноваций / под ред. Г.Н. Прозументовой.

Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 400.

2. Опосредствование. Действие. Развитие / Б.Д. Эльконин. Ижевск : ЕОЯО, 2010. 280 с.

3. Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования // Тьюторство: концепция, технологии, опыт. Томск, 2005. С. 202-206. Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 15 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.