Научная статья на тему 'Поддержка молодежного предпринимательства как фактор экономического развития России'

Поддержка молодежного предпринимательства как фактор экономического развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
840
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / GOVERNMENT PROGRAMS / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / YOUTH ENTREPRENEURSHIP / SUPPORT YOUTH ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казимов Г.Ю., Казимова Л.Л.

В статье дана краткая характеристика современного положения малого и среднего бизнеса, рассмотрены основные барьеры, мешающие становлению бизнес-процессов, приводятся программы и мероприятия, направленные на поддержку молодежного предпринимательства. Предложен ряд мер по пропаганде предпринимательства в молодежной среде, отбору наиболее талантливой молодежи, организации ее обучения и поддержки реализации первых этапов перспективных бизнес-проектов на примере бизнес-инкубаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT YOUTH ENTREPRENEURSHIP AS A FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA

This paper presents a brief description of the current situation of small and medium-sized businesses, considered the main barriers to the establishment of business processes, provides programs and activities aimed at supporting youth entrepreneurship. A number of measures to promote entrepreneurship among young people, the selection of the most talented young people, the organization of its teaching and support the implementation of the first stages of promising business projects on the example of business incubators.

Текст научной работы на тему «Поддержка молодежного предпринимательства как фактор экономического развития России»

computer science students at the university humanities departments // Monograph. Makhachkala: ALEPH, 2013.

2. Pavel EA Professional activity - the basis of the development of educational standards in the specialty // Vocational №4, 2002.

3. Modernization of initial vocational training. State and problems of primary education of the Russian Federation. // Vocational number 8, 2002.

ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Казимов Г. Ю., старший преподаватель, НОУ ВПО «Социально-педагогический институт» (г.Дербент), Казимова Л.Л., аспирант МГТУ «МАМИ»

Аннотация: В статье дана краткая характеристика современного положения малого и среднего бизнеса, рассмотрены основные барьеры, мешающие становлению бизнес-процессов, приводятся программы и мероприятия, направленные на поддержку молодежного предпринимательства. Предложен ряд мер по пропаганде предпринимательства в молодежной среде, отбору наиболее талантливой молодежи, организации ее обучения и поддержки реализации первых этапов перспективных бизнес-проектов на примере бизнес-инкубаторов.

Ключевые слова: государственные программы, малый и средний бизнес, молодежное предпринимательство, поддержка молодежного предпринимательства, бизнес-инкубаторы.

SUPPORT YOUTH ENTREPRENEURSHIP AS A FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA

Kazimov G.Y., senior lecturer NOU VPO "Socio-Pedagogical Institute" (Der-

bent)

Kazimova L.L., a graduate student M GTU "MAMI"

Abstract: This paper presents a brief description of the current situation of small and medium-sized businesses, considered the main barriers to the establishment of business processes, provides programs and activities aimed at supporting youth entrepreneurship. A number of measures to promote entrepreneur-ship among young people, the selection of the most talented young people, the organization of its teaching and support the implementation of the first stages of promising business projects on the example of business incubators.

Keywords: government programs, small and medium business, youth entre-preneurship, support youth entrepreneurship

В современных условиях развития экономики России остается актуальной проблема малого и среднего бизнеса. Именно этому сектору экономики принадлежит главная роль в процессе увеличения среднего класса, повышения уровня благосостояния населения, улучшения качества продукции и предоставляемых услуг, за счет роста конкуренции. Всемирный банк провел исследования, которые доказали, что если в стране на малый и средний бизнес приходится менее 40% ВВП, то ивестиции в экономику данной страны не приводят к необходимому, запланированному экономическому эффекту. Все это еще раз доказывает важность поддержки малого и среднего бизнеса. Необходимым стратегическим ресурсом для развития малого и среднего предпринимательства является молодежное предпринимательство. В данной статье рассматривается проблема недостаточной поддержки молодежного бизнеса.

Предпринимательство способно быстро создавать новые рабочие места, следовательно, снижается безработица, также малый и средний бизнес обеспечивает высокую эффективность капиталовложений и, как следствие, увеличиваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней.[4]. В настоящее время одной из приоритетных задач России является реализация государственной политики перехода к инновационному пути развития экономики и формированию национальной инновационной системы. Молодежная предпринимательская инициатива может стать одним из основных факторов, с помощью которого можно повысить уровень инновационности российской экономики. .[5].

Почему именно на молодежь должна делаться ставка? Во-первых, это связано со спецификой России: долгое время в нашей стране предпринимательство считалось мошенничеством, жульничеством, и оно ни просто не поддерживалось государством, но и было запрещено законодательно. Сейчас же пришло понимание необходимости развития малого и среднего бизнеса, важности оказания помощи, поддержки. Проблема предпринимательства широко обсуждается на государственном и региональном уровнях.[1]. Поэтому именно молодежь должна являться основной движущей силой развития малого и среднего бизнеса. Ведь молодое поколение уже выросло в новых реалиях, где предпринимательскую деятельность воспринимают как основу материального благополучия и профессионального роста.

Во-вторых, молодежь в большей степени готова к переменам, легче и быстрее привыкает к новым условиям, что, безусловно, очень важно для современного общества. Молодежь, как правило, отличается креативностью мышления, что положительно должно повлиять на предпринимательскую деятельность, на конкурентоспособность бизнеса.[2]. Сегодня для успешного ведения бизнеса необходимо учитывать потребительские интересы, предпочтения. Запросы потребителей постоянно меняются, поэтому рынок очень сегментирован, и емкость таких сегментов весьма незначи-

тельна. Малые предприятия, создаваемые молодыми людьми, способны особенно быстро реагировать на потребительские запросы, осваивая выпуск мелкосерийной, уникальной продукции или специфических услуг для отдельных рыночных сегментов. Также молодые люди обладают высоким уровнем актуализации образования, т.к. совсем недавно окончили учебные заведения, либо учатся и их знания еще не устарели.

Необходимо помнить не только о положительных чертах, присущих молодому поколению, которые способствуют развитию молодежного предпринимательства, но и отрицательных. В первую очередь, это отсутствие опыта (управленческого, работы в команде), затем отсутствие финансов и недостаточное образование.

Основные проблемы, мешающие открытию собственного бизнеса молодежью: 53% - отсутствие финансов, 16% - недостаток опыта, 11% -недостаточное образование. С этими же проблемами сталкиваются и взрослое поколение. [3,4].

Исследования российского предпринимательства показывают, что молодежное предпринимательство имеет ряд характерных проблем:

• ежегодный отток активной молодежи из России (в 2013 г. Россию покинуло 418520 человек в возрасте от 20 до 25 лет);

• отсутствие федеральной законодательной базы, регулирующей молодежное предпринимательство;

• слабое развитие системы государственной поддержки молодежного предпринимательства, включая финансовые элементы;

• неэффективная работа инфраструктуры поддержки и развития молодежного предпринимательства;

• слабая информационная поддержка молодежного предпринимательства;

• сильное налоговое бремя;

• наличие коррупционных барьеров и «теневой» экономики (по данным Всемирного банка в 2014 году доля теневой экономики в отечественном ВВП составляет 48,6%, в рейтинге «ведение бизнеса» Россия занимает 123 место среди 183 стран);

• недостаточный уровень защиты интеллектуальной собственности;

• отсутствие знаний основ предпринимательства и отсутствие института менторства в бизнес-среде. .[4].

Для решения проблем молодежного предпринимательства необходимо законодательно закрепить понятия «молодежь», «молодежное предпринимательство», т.к. на сегодняшний день, несмотря на то что многие апеллируют данными понятиями, они нигде не записаны. Только в Москве принято отдельное постановление «О молодежном предпринимательстве», существует специальная комиссия и оказывается финансовая помощь.

Одной из форм поддержки молодежного предпринимательства являются бизнес-инкубаторы. Это специально созданные структуры, которые занимаются поддержкой предпринимателей и малых предприятий на начальном этапе их деятельности. Бизнес-инкубаторам, как правило, предос-

тавляется целый ряд услуг: аренда офисных и бизнес-помещений (конфе-ренц-комплексы, комнаты для проведения встреч и переговоров, выставочные площадки), консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, повышение квалификации и обучения, осуществление инфраструктурного сервиса (техническая эксплуатация здания, уборка и т.д), т.е. би-нес-инкубаторы, берут на себя решение многих проблем предпринимательства. Они помогают молодым предпринимателям начать свое дело, для этого со стороны молодых людей необходимы бизнес-идея и желание начать предпринимательскую деятельность. Главная задача бизнес-инкубатора— создавать успешно работающие хозяйственные объекты, либо реконструировать действующие с тем, чтобы, пройдя через различные программы, они обрели финансовую жизнеспособность и организационную самостоятельность. Концепция бизнес-инкубатора не предполагает долговременных или безвременных договоров аренды. Договор обычно заключают на срок не более 3 лет с возможностью продления в необходимых случаях еще на 2 года. Однако сроки пребывания начинающей фирмы в инкубаторе могут быть еще меньше.

Первые бизнес-инкубаторы появились еще в 50 годы в Великобритании. Однако наибольшее распространение особенно после 1983 года бизнес- инкубаторы получили в США. За последние десять лет в США их число выросло с нескольких десятков до 600, а в мире их насчитывается уже более 4000, лидерами являются Китай, США и Евросоюз. В России бизнес-инкубаторы стали создаваться в 90-е годы. Первый российский бизнес-инкубатор был открыт в городе Томске в 1989 году. [3,7].

В Санкт-Петербурге функционируют только два «настоящих» бизнес-инкубатора: «Кристалл» и «Ингрия» Могут ли эти два успешно работающие бизнес-инкубатора удовлетворить потребности всех предпринимателей, нуждающихся в той или иной помощи, в том числе и молодых предпринимателей? Ответ: конечно, нет. Об этом свидетельствуют многочисленные «круглые столы», конференции, семинары, посвященные проблемам поддержки малого и среднего бизнеса, обсуждения актуальности открытия новых бизнес-инкубаторов и т.д. [6].

Для развития и поддержки молодежного предпринимательства в России необходимо создать комплексный подход решения данной проблемы: законодательно закрепить цели и задачи молодежного предпринимательства. С целью поддержки и помощи молодежи - открывать новые бизнес-инкубаторы, способствовать созданию бизнес-инкубаторов при Вузах. Необходимо вовлекать молодежь в сферу предпринимательства, ведь именно молодежное предпринимательство является фактором развития экономики страны.

Литература:

1. Емельяненко, М.Т. Молодежная кадровая политика / М.Т. Емельяненко. - М.: Лаборатория книги, 2010. - 80

с.: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87399

2. Шерер, И.Н. Социально-экономическая трансформация регионального молодежного рынка труда / И.Н. Шерер. - М. : Зерцало-М, 2011. - 192 с.

: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135170

3. Власов Г.Ю. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе // Российское предпринимательство. — 2011. — № 10 Вып. 2 (194). — с. 11-16. —http://www. creativeconomy.ru/articles/13919/

4. Рубин, Ю.Б. Предпринимательство: учебник / Ю.Б. Рубин. - 13-е изд., перераб. и доп. - М. : Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014.

5. Концепция Стратегии развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации на период до 2020 года

6. Программа развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы

7. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Literatura:

1. Emelianenko, MT Youth personnel policy / MT Emelianenko. - M: Laboratory books, 2010. - 80 p.; The same [electronic resource]. - URL: http://biblioclub.ru/inde

2. Scherer, IN Socio-economic transformation of the regional youth labor market / IN Scherer. - M: Mirror-M, 2011. - 192 p.: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135170

3. Vlasov GY Development of youth entrepreneurship at the present stage // Russian Entrepreneurship. - 2011. - № 10 Vol. 2 (194). - C. 11-16. -http: //www.creativeconomy.ru/articles/13919/

4. Rubin, YB Entrepreneurship: textbook / YB Rubin. - 13th ed., Rev. and add. - Moscow: Moscow Financial-Industrial University "Synergy", 2014.

5. The concept of the Strategy of development of youth entrepreneurship in the Russian Federation for the period up to 2020

6. The program of development of small and medium-sized businesses in St. Petersburg for 2012-2015

7. The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНГИЦИДОВ ТАЛЕНДО, КЭ (200Г/Л), ТАНОС, ВДГ (250+250 Г/КГ) И КУРЗАТ Р, СП (689,5+42 Г/КГ) НА ВИНОГРАДНИКАХ В ЮЖНОМ ДАГЕСТАНЕ

Мисриева Б.У., д.с-х.н., Мисриев А.М., к.с-х.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.