Научная статья на тему 'Поддержка конструктивной Я-концепции пожилого человека в физкультурно-оздоровительных учреждениях'

Поддержка конструктивной Я-концепции пожилого человека в физкультурно-оздоровительных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
228
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчинникова Лариса Викторовна, Розенфельд Александр Семёнович

Определены наиболее типичные психологические и физиологические проблемы, препятствующие пожилым людям иметь конструктивную Я-концепцию и продуктивно участвовать в общественной жизни. Таковыми являются: высокий уровень тревожности с признаками депрессии, наличие синдрома «эмоционального выгорания», повышенный уровень враждебности, снижение когнитивных способностей, низкий уровень рефлексии и самооценки, сниженный уровень аэробной производительности и гипоксической устойчивости. Меняются ценностные ориентации, что негативно отражается на восприятии, эмоциональной сфере, выборе действий, а соответственно и Я-концепции. С целью поддержания Я-концепции, в физкультурно-оздоровительном учреждении были созданы психолого-педагогические условия обеспечивающие: – целенаправленную мотивацию пожилого человека к позитивному самовосприятию; – стимулирование рефлексии, обеспечивающей включение механизмов самореализации в физкультурно-образовательной деятельности; – создание психологической среды для поддержания позитивного эмоционального настроя пожилого человека. В результате у большинства занимающихся достоверно повысилась мотивация к здоровому образу жизни, вырос уровень самооценки, снизился уровень тревожности, исчезли признаки депрессии и враждебности, улучшились коммуникативные умения и рефлексивно-оценочная деятельность, увеличились показатели кондиционных физических качеств и функциональных возможностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овчинникова Лариса Викторовна, Розенфельд Александр Семёнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Support of the constructive self-concept of the elderly person in sports and health improving establishments

The most common psychological and physiological problems preventing the older people from developing the constructive self-concept and productive participating in public life. These are: the high level of anxiety with symptoms of depression, the presence of the syndrome of «burnout», the increased hostility level, the decreased cognitive ability, the low level of reflection and self-evaluation, the reduced aerobic performance and hypoxic stability. Value orientations are changed, which negatively affects the perception, emotional sphere, actions selection, and, thus, the self-concept. In order to support the self-concept, the psychopedagogical conditions have been established in the fitness facilities to ensure the following: – targeted motivation of the elderly person to the positive self-perception; – encourage of reflection, ensuring the incorporation of self-realization mechanisms into the sports and educational activities; – creating of the psychological environment for maintaining the positive emotional spirit of the old man. As a result, the most part of the involved significantly increased the motivation to healthy lifestyle, self-estimation level at decreasing the anxiety, the depression symptoms and hostility disappeared, the communication skills and reflectiveassessment activity improved, the rates of conditioned physical qualities and functional capabilities increased.

Текст научной работы на тему «Поддержка конструктивной Я-концепции пожилого человека в физкультурно-оздоровительных учреждениях»

сделать заключение об объеме или результативности ее соревновательной деятельности. Дальнейший анализ и подробная интерпретация полученных таким образом данных по всей совокупности спортивно-технических показателей позволяют выявить особенности структуры соревновательной деятельности каждой спортсменки для последующего сравнения с нормативными параметрами.

Обобщение изложенных выше данных позволяет отметить, что представленные различия в величинах спортивно-технических показателей соревновательной деятельности борцов-девушек по сравнению с юношами является достоверной информацией для разработки нормативных уровней этих показателей по 5-балльной шкале. В свою очередь, такие нормативные уровни необходимы для точного педагогического контроля динамики параметров соревновательной деятельности спортсменок как важной составной части тренировочных планов и программ, позволяющих осуществлять эффективное управление подготовкой женщин-борцов в рамках мезо- и макроциклов различной продолжительности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Неробеев, Н.Ю. Различия спортивно-технических показателей соревновательной деятельности борцов-юниоров вольного стиля в зависимости от пола / Н.Ю. Неробеев, Б.И. Тараканов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 68-72.

2. Тараканов, Б.И. Перспективы совершенствования системы подготовки женщин, занимающихся спортивной борьбой / Б.И. Тараканов // Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных борцов в государственных образовательных учреждениях физической культуры : материалы Всероссийской научной конференции. -М., 2004. - С. 79-84.

REFERENCES

1. Nerobeev, N.Y. and Tarakanov, B.I. (2011), “Differences of sport and technical indicators of competitive activity of junior freestyle wrestlers depending on the gender”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 68-72.

2. Tarakanov, B.I. (2004), “The aspects of improvement for women training in wrestling”, The improvement of training of the highly qualified wrestlers in state schools ofphysical Education: Proceedings of the All-Russian Scientific Conference, Moscow, pp. 79-84.

Контактная информация: nerobeev1@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.09.2013.

УДК 159.923.2-053.9:769.035

ПОДДЕРЖКА КОНСТРУКТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Лариса Викторовна Овчинникова, старший преподаватель,

Александр Семёнович Розенфельд, доктор биологических наук, профессор, Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ),

г. Екатеринбург

Аннотация

Определены наиболее типичные психологические и физиологические проблемы, препятствующие пожилым людям иметь конструктивную Я-концепцию и продуктивно участвовать в общественной жизни. Таковыми являются: высокий уровень тревожности с признаками депрессии, наличие синдрома «эмоционального выгорания», повышенный уровень враждебности, снижение когнитивных способностей, низкий уровень рефлексии и самооценки, сниженный уровень аэроб-

ной производительности и гипоксической устойчивости. Меняются ценностные ориентации, что негативно отражается на восприятии, эмоциональной сфере, выборе действий, а соответственно и Я-концепции. С целью поддержания Я-концепции, в физкультурно-оздоровительном учреждении были созданы психолого-педагогические условия обеспечивающие: - целенаправленную мотивацию пожилого человека к позитивному самовосприятию; - стимулирование рефлексии, обеспечивающей включение механизмов самореализации в физкультурно-образовательной деятельности; -создание психологической среды для поддержания позитивного эмоционального настроя пожилого человека. В результате у большинства занимающихся достоверно повысилась мотивация к здоровому образу жизни, вырос уровень самооценки, снизился уровень тревожности, исчезли признаки депрессии и враждебности, улучшились коммуникативные умения и рефлексивно-оценочная деятельность, увеличились показатели кондиционных физических качеств и функциональных возможностей.

Ключевые слова: конструктивная Я-концепция, здоровье пожилого человека, психологопедагогическая поддержка, психологический витаукт.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p119-123

SUPPORT OF THE CONSTRUCTIVE SELF-CONCEPT OF THE ELDERLY PERSON IN SPORTS AND HEALTH IMPROVING ESTABLISHMENTS

Larisa Viktorovna Ovchinnikova, the senior teacher,

Alexandr Semyonovich Rozenfeld, the doctor of biological sciences, professor,

Russian State is Professional-Pedagogical University, Yekaterinburg

Annotation

The most common psychological and physiological problems preventing the older people from developing the constructive self-concept and productive participating in public life. These are: the high level of anxiety with symptoms of depression, the presence of the syndrome of «burnout», the increased hostility level, the decreased cognitive ability, the low level of reflection and self-evaluation, the reduced aerobic performance and hypoxic stability. Value orientations are changed, which negatively affects the perception, emotional sphere, actions selection, and, thus, the self-concept. In order to support the selfconcept, the psycho-pedagogical conditions have been established in the fitness facilities to ensure the following: - targeted motivation of the elderly person to the positive self-perception; - encourage of reflection, ensuring the incorporation of self-realization mechanisms into the sports and educational activities; - creating of the psychological environment for maintaining the positive emotional spirit of the old man. As a result, the most part of the involved significantly increased the motivation to healthy lifestyle, self-estimation level at decreasing the anxiety, the depression symptoms and hostility disappeared, the communication skills and reflective- assessment activity improved, the rates of conditioned physical qualities and functional capabilities increased.

Keywords: constructive self-concept, older person’s health, psycho - pedagogical support, psychological vitaukt.

Пожилые люди современного общества составляют большой отряд потенциальных носителей общественной активности, жизненный и профессиональный опыт которых, представляет большую социальную ценность. Однако, ввиду изменений социального статуса, здоровья и образа жизни, происходят ряд изменений: в стиле общения, ценностных ориентациях, жизненных приоритетах, что невольно отражается на Я-концепции. Я-концепцию пожилого человека, ее структуру и динамику развития в онтогенезе изучали Е.С. Авербух, Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, Т.Б. Гершкович,

Н.С. Глуханюк, М.С. Дильман, И.И. Мечников, Г. Селье, В. Фролькис, Е.Н. Хрисанфова. Ими показано, что в процессе старения происходит снижение функций адаптационноприспособительных механизмов, изменение ценностно-потребностной сферы, снижение интеллектуальных и коммуникативных возможностей, подавление эмоциональной сферы, что находит свое отражение в ухудшении Я-концепции.

Изменение Я-концепции тесно коррелирует с проживанием духовного кризиса, который проявляется в конфликтных состояниях, обусловленных страхом смерти, оди-

ночеством, бессмысленностью, виной, ответственностью, неудовлетворённостью и страданием. При всем при этом, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Р.А. Ахмеров, В.Ф. Василюк, С.Л. Рубинштейн Р. Ассаджиоли, Э. Йоманс считают кризис предпосылкой важнейших личностных изменений, которые могут быть как негативными (деструктивными, разрушительными, разъединяющими) так положительными (конструктивными, созидательными, интегрирующими). Однако следует особо подчеркнуть, что старость сопровождается не только «потерями». В исследованиях Л.В.Бороздиной и О.Н Молчановой по изучению динамики Я-концепции в зрелости и старости, было обнаружено, что наряду с общим снижением ценности «Я» с возрастом нарастают факторы компенсации, формируются психологические новообразования, поддерживающие стабильность Я-концепции, которые были названы психологическим ви-тауктом [3].

Соответственно, процесс изменения может идти либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания Я-концепции, а наличие изменений и преобразований в конечном итоге определяет стратегию развития индивида.

Я-концепцию пожилого человека мы рассматриваем как совокупность представлений пожилого индивида о себе, на основании которых он строит свою модель поведения по отношению к другим людям и к себе. В структуре Я-концепции мы придерживаемся позиции У. Джеймса и Р. Бернса, выделяя Я-физическое, Я-духовное, Я-социальное.

Следовательно, для того чтобы обеспечить пожилому человеку активную позицию и возможность самосовершенствоваться, необходимо создать условия обеспечивающие поддержание его Я-концепции. Такие условия, по нашему мнению, можно создать при реализации андрогогического подхода в учреждениях дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности, сохранив ценностный потенциал своего телесного и духовного «Я».

Поддержать конструктивную Я-концепцию можно только в деятельности. По данным В.И. Ильинича и физкультурная деятельность, может стать той базовой опорой по поддержанию Я-физического, Я-духовного, Я-социального пожилого человека. Образовательная среда современных физкультурно-оздоровительных учреждений способна создать такие технологии, которые способны поддержать триединство «Я» пожилого человека [4, 5]. Аналогичного мнения придерживается и В.И. Ильинич, который физкультурно-оздоровительные организации характеризует как общественно-культурнопросветительские учреждения, в которых вся работа направлена на формирование навыков здорового образа жизни, самообразование и развитие творческих способностей личности (саморазвитие) [2].

Соответственно, основной задачей нашего исследования являлось создание такой методики психолого-педагогической поддержки Я-концепции , которая способствовала бы коррекции, развитию и поддержанию духовных, психологических, и социальных функций пожилого человека.

Методика включала три этапа (подготовительный, коррекционно-развивающий, поддерживающий). На подготовительном этапе, осуществлялась актуализация мотивов пожилых людей к познанию в области ценностных ориентации, рефлексивной деятельности, мотиваций, социально-психологических проявлений. На коррекционноразвивающем этапе закреплялись навыки рефлексивной деятельности, мотиваций, социально-психологических проявлений, оздоровительной деятельности. На поддерживающем этапе осуществлялся осознанный выбор адекватной модели психологического взаимодействия.

Полученные результаты: исследуя направленность личности пожилых людей (методика В. Смейкал и М. Кучер «Ориентировочная анкета»), мы обнаружили, что через 12-18 месяцев, в группе занимающихся происходит количественное перераспределение (в процентном соотношении) по типу направленности личности. Теперь у большинства

занимающихся, это 43% (было 35%), направленность личности сосредоточена на взаимодействие. У 38% (было 21%), личностная направленность сосредоточена на самом себе. И только у 19% сохраняется направленность личности на задачу (было 44%).

Изменения, произошедшие в направленности личности, скорее всего, связаны с тем, что пожилые люди стали по иному воспринимать жизненные ситуации, скорее всего это обусловлено сменой приоритетов в ценностно-потребностной сфере, что и подтверждено методом «изучения ценностных ориентаций (М. Рокич). Ведущими ценностями стали: активная деятельная жизнь, познание, здоровье, личностное развитие, развлечения, творчество, уверенность в себе, материальное обеспечение. Ценность здоровья перестала быть предметом абсолютного внимания. Оно стало тем необходимым инструментом, с помощью которого пожилой человек реализует свои цели, желания, смыслы. Изменения в ценностно-потребностной сфере невольно отразилось на, поступках и выборе действий при решении ситуативных задач, которые, по мнению, К. А. Абульхановой-Славской отражают модель поведения человека. В одной из своих работ Э. Берн показывает, что решая ситуативные задачи, человек обычно использует следующие модели взаимодействия (конструктивную, оборонительную, бесплодную, депрессивную) [1].

В наших исследованиях показано, что на констатирующем этапе большинство участвующих в эксперименте придерживались депрессивной или оборонительной модели взаимодействия (это 85^87%). То есть, относились к себе или к другим людям со значительной долей скепсиса (отрицательно). И только 14^ 18% имели «конструктивную позицию» (те, кто умеет оценивать себя и других адекватно, выделяя как положительные, так и отрицательные качества). Полученные результаты наглядно показывают, что большинство исследуемых, не могут конструктивно взаимодействовать при решении ситуативных задач. В связи с этим, мы в образовательный процесс физкультурнооздоровительных учреждений внесли ряд психологических тренингов (решение ситуативных задач) направленных на коррекцию модели психологического взаимодействия.

В результате проведенных мероприятий 55,7% пожилых людей, стали придерживаются при решении ситуативных задач «конструктивной модели поведения», 34,5% остались на принципах оборонительной модели, и, лишь 9,8%, решают ситуативные задачи на принципах «депрессивной позиции». Такая положительная динамика, указывает, что внедренные мероприятия целенаправленно влияют на ряд личностных качеств, переводя пожилого человека на более адекватную модель взаимодействия.

Таким образом, можно заключить, что реализация методики «психологопедагогическая поддержка конструктивной Я-концепции пожилого человека» обеспечила эффективное функционирование психолого-педагогических условий. В результате у большинства пожилых людей занимающихся в физкультурно-оздоровительных учреждениях, достоверно повысилась мотивация к здоровому образу жизни, активно включается рефлексивная деятельность, вырос уровень самооценки, снизился уровень тревожности, исчезли признаки депрессии и враждебности. Улучшаются коммуникативные умения, что проявляется в межличностном и личностно-групповом общении. Увеличились показатели кондиционных физических качеств. На 8% выросла аэробная производительность и устойчивость к гипоксии. У большинства исчезли признаки избыточного вегетативного обеспечения сердечной деятельности. В результате «адаптационный потенциал» всех трех исследуемых компонентов Я-концепции (Я-духовное, Я-социальное и Я-физическое) возрастает, давая возможность пожилому человеку самореализовываться, и самоактуализроваться в новых социальных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание : пер. с англ. / Р. Бернс ; общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Полиповского. - Москва : Прогресс, 1986. - 169 с.

2. Ильинич, В.И. Физическая культура студента : учебник / В.И. Ильинич. - М. :

Гардарики, 2003. - 448 с.

3. Молчанова, О.Н. Психологический витаукт как механизм стабилизации Я-концепции в позднем возрасте / О.Н. Молчанова // Психология зрелости и старения. -1997. - № 1. - С. 24-25.

4. Овчинникова, Л.В. Психологическая поддержка жизненной позиции пожилого человека / Л.В. Овчинникова, К. А. Рямова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 7 (89). - С. 103-109.

5. Рямова, К.А. Ценностный потенциал физической культуры в развитии физических и нравственных качеств пожилых людей / К.А. Рямова, А.С. Розенфельд // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. - 2008. - № 7 (55). - С. 94-102.

REFERENCES

1. Burns, R. (1986), The development of self-concept and education, translated from English. General editing and opening chapter of the candidate of pedagogical sciences V.Y. Polipovsky, publishing house “Progress”, Moscow.

2. Ilinich, V.I. (2003), Physical education students: Textbook, publishing house “Gar-dariki”, Moscow.

3. Molchanova, O.N. (1997), “Psychological vitaukt as a mechanism for stabilizing the self-concept in later life”, Psychology of adulthood and aging, No. 1, pp. 24-25.

4. Ovchinnikova, L.V. and Ryamova, K.A. (2012), “Psychological support is vital position of an elderly person”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. P. 103-109.

5. Ryamova, K.A. and Rosenfeld, A.S. (2008), “Value potential of physical education in the development of the physical and moral qualities of the elderly”, Education and Science. Proceedings of the Ural Branch of the Russian Academy of Education, Vol. 55, No. 7, pp. 94102.

Контактная информация: kive@olympus.ru

Статья поступила в редакцию 18.09.2013.

УДК 378

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ПОГРАНИЧНОГО ВУЗА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ БОЕВЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ

Алексей Иванович Орлов, соискатель,

Курганский пограничный институт ФСБ России, Курган

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию факторов, определяющих высокую эффективность физической подготовки курсантов пограничного вуза с целью выполнения боевых задач в условиях горной местности. Результаты ранжирования свидетельствуют, что основополагающим фактором, определяющим эффективность функционирования системы специальной физической подготовки, является уровень развития прикладных навыков, необходимых для эффективного выполнения боевых задач в горных условиях. Далее по рангу следуют факторы: использование упражнений на развитие устойчивости организма к кислородной недостаточности; направленность специальной физической подготовки на развитие общей, силовой выносливости, силы, ловкости и координации движений; включение военно-спортивного ориентирования в содержание комплексных занятий по физической подготовке; формирование механизмов долговременной адаптации к физической нагрузке у курсантов; использование специальных средств физической подготовки для развития эмоциональной устойчивости и быстроты переключения внимания и др.

Ключевые слова: факторы; курсанты пограничного вуза; боевые задачи; условия горной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.