Научная статья на тему 'По пути формирования единого образовательного пространства'

По пути формирования единого образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CIS MEMBER STATES / INTEGRATED CIS EDUCATIONAL SPACE / GLOSSARY OF THE EDUCATION SPHERE / AGREED TERMS AND DEFINITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титович Игорь Владимирович

Коллективом авторов Института качества высшего образования НИТУ«МИСиС» (базовой организации государств-участников СНГ по вопросам стандартизации в образовании) подготовлен «Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников СНГ». Работа выполнена при финансовой поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титович Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the way to forming the integrated educational space

The author presents the review of the “Dictionary of the agreed terms and definitions in the education sphere for the CIS member states”. The edition has been prepared by the group of authors from the Institute of higher education quality of the National University of Science and Technology MISIS.

Текст научной работы на тему «По пути формирования единого образовательного пространства»

160

Высшее образование в России • № 5, 2013

И.В. ТИТОВИЧ, проректор Республиканский институт высшей школы (Республика Беларусь)

По пути формирования единого образовательного пространства

Коллективом авторов Института качества высшего образования НИТУ «МИСиС» (базовой организации государств-участников СНГ по вопросам стандартизации в образовании) подготовлен «Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников СНГ ». Работа выполнена при финансовой поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества го-сударств-участников СНГ (МФГС).

Ключевые слова: государства-участники СНГ, образовательное пространство СНГ, терминологический словарь образовательной сферы, согласованные понятия и

Рецензируемое издание 1 представляет собой собрание терминов в области образования, используемых в национальных законах об образовании, модельных законах и кодексах, принятых Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ, а также нормативных правовых актах госу-дарств-участников Содружества независимых государств, стран Балтии и Грузии. Приводимые в Словаре выдержки из законодательных актов об образовании объясняют и определяют отдельные термины применительно к конкретным странам. На основе анализа документов сформированы определения, которые предлагаются в качестве обобщенных и согласованных для использования в практике взаимодействия государств-участников СНГ в сфере образования. Достаточно полно и точно представлены основные термины, определяющие суть и проблематику системы образования. Представленный Словарь включает более 200 терминов, причем во многих статьях содержатся производные и родственные термины, что обогащает издание.

Авторский коллектив проделал большую работу по формированию информационной базы, анализу содержащихся в

Сегодня мы являемся свидетелями активных процессов интеграции систем образования, которые происходят во всем мире, в том числе и в рамках таких межгосударственных объединений, как Содружество независимых государств, Евразийское экономическое сообщество, Союзное государство Беларуси и России. Процесс интеграции активно развивается как в рамках проведения государственной политики в сфере образования в целом, так и по отдельным направлениям посредством разработки и реализации совместных программ, осуществления согласованной деятельности. Суть этих процессов заключается в создании условий для сближения и гармонизации национальных систем образования, нахождения точек соприкосновения и взаимодействия.

В новых политических и социально-экономических условиях системы образования наших стран, развиваясь самостоятельно, приобрели в ряде случаев новое качественное содержание. В частности, раздельное существование привело к десинхронизации в проведении преобразований на уровнях образования, к появлению расхождений в требованиях к содержанию образования.

оп

1 Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участ-ников СНГ / Под науч. ред. Н.А. Селезневой. - М.: НИТУ «МИСиС», 2012. - 288 с.

Рецензии. Информация

161

источниках определений, формулированию согласованных определений отдельных терминов. Использование нормативных правовых актов, национальных и международных законодательных документов в качестве основы для выделения терминологического словаря образовательной сферы позволяет, используя единый методологический подход, оценить масштабность проведенных реформ в образовательной сфере (например, переход на многоуровневую систему высшего образования, что обусловлено присоединением стран к Болонскому процессу, и т.д.). Экспертами Словаря выступили специалисты в области образования из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Российской Федерации.

Необходимо подчеркнуть, что, анализируя терминологический аппарат сферы образования в каждом из государств-участ-ников СНГ, авторы Словаря обобщили представление о тенденциях развития образования в государствах-участниках СНГ и выделили уникальные элементы в генезисе национальных систем образования рассматриваемых государств.

В целом проделанная работа позволила обобщить опыт реформирования национальных систем образования и, основываясь на историческом контексте, сформулировать согласованные понятия и определения, при помощи которых можно описать все образовательное пространство госу-дарств-участников СНГ.

Следует отметить ряд достоинств Словаря: использование широкой информационной базы, тщательную проработку тезауруса, отражение всех уровней и ступеней образования. Однако некоторые важные тенденции последнего десятилетия в раз-

витии образования, такие как внедрение компетентностного подхода, не нашли должного отражения в рецензируемом издании, что, возможно, объясняется недостаточно четкой фиксацией в национальных нормативных правовых актах соответствующих понятий.

Уверен, Словарь будет способствовать не только развитию общего образовательного пространства государств-участников СНГ, но и росту терминологической культуры модельных нормативных правовых актов.

Внедрение в практику подготовки межгосударственных нормативных правовых актов «Словаря согласованныхтерминов и определений в области образования госу-дарств-участников СНГ» позволит всем участникам образовательных отношений на территории государств-участников СНГ говорить на общепонятном профессиональном языке и сделать нормативную правовую базу общего образовательного пространства СНГ действительно системной, долговременной и в то же время достаточно гибкой. Это делает проведенное исследование практически значимым как для экспертов, работающих при Совете по сотрудничеству в области образования госу-дарств-участников СНГ, так и для педагогического сообщества и обучающихся наших стран, участвующих в формировании общего образовательного пространства СНГ.

В заключение необходимо еще раз отметить важность и своевременность проведенной работы и рекомендовать авторскому коллективу продолжить работу по расширению терминологического аппарата Словаря, учету перспективы в изменениях систем образования отдельных стран, рассмотрению отдельных уровней и ступеней систем образования государств-участников СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.