УДК 622.8
Н.Г. Тихомирова
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КИОТО
Семинар № 7
1ГЛ иотский протокол является пи-
XV лотным этапом глобального экологического соглашения по предотвращению катастрофических изменений климата. Климатический эффект от первой фазы Киотского протокола (2008-2012 гг.) невелик, но важно начать практическую деятельность по его реализации, и тем самым, запустить механизмы международной кооперации в области защиты окружающей среды.
Присоединение России к Киотским соглашениям в целом выгодно для нее. Анализ выгод следует производить в трех аспектах: выгоды от локального улучшения климата, от продажи квот и от устранения глобальной угрозы человечеству. Можно определенно сказать, что, вне зависимости от главных причин изменения климата, скорость этого изменения максимальна в первую очередь в Европе.
Россия может привлечь дополнительные многомиллиардные инвестиции за счет продажи квот на выбросы парниковых газов странам-участницам Киотского протокола, прежде всего, странам Европейского Союза и Японии. На сегодня соглашение о защите земного климата уже ратифицировали 99 стран мира. Из числа наиболее влиятельных стран, не подписавших международный договор, значатся США.
Основная цель Киотского протокола заключается в установлении для стран-участников квот на выброс парниковых газов в атмосферу. Эта мера должна препятствовать глобальному потеплению. Так, леса Коми в большей степени поглощают углекислый газ, чем выделяют его.
К тому же, природа республики пока справляется с выбросами в атмосферу парниковых газов от промышленных предприятий на территории региона. Это подтверждают исследования лесов вокруг Сыктывкарского ЛПК, проведенные сотрудниками Института биологии. Приведенные доводы означают, что по условиям Киотского протокола, Коми находится в выигрышном положении и сможет продавать недоиспользованную квоту другим странам. Это позволит реализовывать эко-лого-экономические и социальные программы республики.
Многие страны, особенно беднейшие, уже серьезно страдают от изменения климата. Для России эта угроза пока не так явственна, но реальная опасность существует. Климатическая система Земли инерционна, и мы заранее должны решить, что и как делать, если неблагоприятные прогнозы будут сбываться.
Если Правительство России сумеет создать действенные национальные механизмы реализации Киотского протокола, он станет хорошим каналом привлечения дополнительных инвестиций для модернизации энергетики, ЖКХ, для перевода котельных с угля на газ и возобновляемые источники энергии. Также не надо забывать, что при снижении выбросов парниковых газов, например, при переводе электростанций и котельных с угля на газ резко уменьшается загрязнение воздуха, что приводит к снижению поражения населения легочными заболеваниями. Исследования в таких городах России как Москва, Нижний Новгород, Воронеж и других позволили оценить эффект от первоочеред-
ных мер по снижению выбросов парниковых газов. Так в этих регионах наблюдается снижение смертности на 40 тыс. человек в год.
Архангельская область, возможно, станет пилотным регионом по внедрению Киотского протокола на территории России. Для этого необходимо инвентаризировать выбросы парниковых газов всех предприятий области, составить прогноз на выбросы, а самое главное - разработать стратегию управления выбросами парниковыми газами. После этого можно будет создавать документацию проектов уменьшения выбросов парниковых газов, после чего приступать к их финансированию. Для России Киотский протокол выгоден. Так как за исходную точку, выше которой нельзя выбрасывать парниковые газы, принят 1990 год. Многие российские предприятия еще не восстановили те объемы производства, которые были в 90-и году. Соответственно и парниковых газов Россия выбрасывает значительно меньше установленной для нее квоты.
Протокол - неплохой дополнительный стимул для проектов и мер по повышению энергоэффективности и энергосбережению. В масштабах всей экономики России в денежном выражении эффект Киотского протокола составляет порядка 1-2 млрд. долл. за 2008 -2012 гг.
Важно подчеркнуть, что Киотский протокол не вызывает никаких отрицательных эффектов для текущих российских социальных и экологических проблем. Не требуется никаких специальных мер по снижению выбросов парниковых газов, которые бы приводили к закрытию предприятий или нарушению социальной инфраструктуры.
В такой ситуации региональным администрациям, бизнесу и общественности имеет прямой смысл поддержать активное участие России в Киотском протоколе и, насколько возможно, воспользоваться дополнительными экологическими и социальными возможностями от реализации данного международного соглашения.
Следует отметить, что нынешнее беспрецедентно быстрое изменение климата -это антропогенный эффект, вызванный, прежде всего, сжиганием ископаемого топлива.
Полагаю, что безопасный уровень глобального потепления - 2 градуса Цельсия и человечество уже прошло треть «дистанции». Необходимо приложить все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить потепления более, чем на 2 градуса. Ведь это «средние» градусы, во многих местах 2 означает 5 и даже 10 градусов, что очень много.
Главное в протоколе - количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению выбросов парниковых газов в атмосферу в 20082012 гг. Важно подчеркнуть, что сейчас речь идет только об этих годах, с 2013 г. будут новые обязательства, новая ратификация и т.п.
Необходимо учесть, что у России разрешенный уровень выбросов парниковых газов на 2008-2012 гг. составляет 100 % от уровня 1990 г. (у стран ЕС в целом - 92 %, у Японии - 94 %, у США предполагалось 93 %). Это дает полную уверенность в том, что разрешенный уровень мы не превысим: сейчас выбросы примерно на 25 % ниже и все прогнозы Минэкономики и Минэнерго, даже самые радужные, говорят, что мы не сможем развиваться столь бурно, чтобы превысить разрешенный уровень выбросов. К тому же невозможен быстрый рост экономики без повышения эффективности использования энергии, в будущем для такого гипотетического варианта даже российские запасы топлива недостаточны.
Киотский протокол - первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. Это так называемая торговля эмиссионными квотами - разрешениями на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или про-
дать «свободную» часть другой стране. К подобному сотрудничеству с Россией уже проявили интерес многие страны - ряд стран ЕС, Япония, Норвегия, Канада. При этом принципиально важно, что парниковые газы не загрязняющие вещества (ведь пьем же мы пиво и воду с СО2 и ничего...), поэтому торговля разрешениями на их выбросы это не торговля здоровьем собственного населения, как это было бы если бы были квоты на выбросы, скажем, диоксинов.
Другая возможность Киотского протокола, это то, что развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран и затем «делить» полученный в 2008-2012 гг. эффект, «передавая» друг другу полученные «единицы снижения выбросов». Такие проекты получили название проектов «совместного осуществления». Дело в том, что в России потенциал энергоэффективности и энергосбережения реализован в совсем небольшой части, в то время, как в странах Европейского Союза и в Японии он почти полностью исчерпан (при современном уровне технологий). Поэтому осуществить мероприятие, обеспечивающее снижение выбросов С02, в России существенно дешевле.
На первый взгляд складывается совсем радужная картина, деньги сами плывут в руки, (как много мы видим статей о «продаже воздуха»). Но, конечно, не все так просто. Ни страны ЕС, ни Япония не хотят просто выложить денежные средства. ЕС сам надеется выполнить свои обязательства и небезосновательно, особенно в свете вступления в него новых стран, где тоже есть значительный потенциал энергоэффективности и снижения выбросов СО2. С 2005 года ЕС запускает внутренний рынок торговли квотами, нацеленный на оптимизацию мер именно внутри ЕС. То есть покупать наши квоты хотели бы только те, кто оказался в ЕС в достаточно сложном положении, например, скандинавские
страны, Финляндия, Бельгия, Голландия и др. Причем только тогда, когда это и экономически выгодно и способствует продвижению в Россию их энергосберегающих технологий.
Последнее столь же справедливо и относительно Японии и Канады, вероятно, всех стран. Даже у Японии есть альтернативы, например, купить квоты у стран юго-восточной Азии и Китая, запустив там широкомасштабные проекты по снижению выбросов (это так называемый «Механизм чистого развития» Киотского протокола). Еще один фактор, -многих очень интересует происхождение квот. Экологическая общественность многих стран, например, Канады настаивает на том, чтобы за канадские деньги покупались только «зеленые» квоты, - результаты только экологически грамотных проектов.
Как в этих условиях действовать России? Какое законодательство будет в максимальной степени способствовать и извлечению выгод от международного сотрудничества и стимулировать повышение энергоэффективности, внедрение новых технологий, восстановление лесов, поглощающих СО2 из атмосферы, и т.п.? Все эти вопросы уже очень скоро встанут перед членами Государственной Думы. Вероятно, невозможно сразу решить их все, надо начать с малого.
В рамках российского сотрудничества с ЕС уже накопилось немало практических предложений по Киотскому протоколу. Только три примера.
• В ряде регионов, например, в Архангельской и Ленинградской областях подготовлено более 10 российско-шведских энергетических проектов. Требуется придание им статуса проектов Киотского протокола, но фактически нет работоспособной системы рассмотрения и принятия проектов, способной это сделать.
• Россия пропустила уже 3 раунда тендера климатических проектов голландской системы ERUPT, при этом проекты и желающие есть, но нет официального ре-
шения об участии России в данной системе. Кстати совсем недавно в поддержку участия России в этой системе в Правительство обратились Представитель Президента по северо-западному федеральному округу и Министр энергетики.
• Еще один источник средств, причем не заемных, гранты. Экспериментальный углеродный фонд Мирового Банка аккумулировал уже около 500 млн. долларов (в основном европейских партнеров) для реализации климатических проектов. Однако там нет ни одного российского проекта, так до сих пор нет официального решения на участие в нем России.
Таким образом, требуется срочно принять законодательные и организа-ционные решения, которые бы позволили российским предприятиям начать взаимовыгод-
ное международное сотрудничество в данной области.
Итак, ныне решающее значение приобретает увеличение числа сторонников альтернативных источников энергии. Первые шаги к этому уже предприняты Европейской ассоциацией ВИЭ «ЕВРО-СОЛАР». Это — создание Международного агентства ВИЭ (IRENA), разработка международного Договора о расширении использования альтернативных источников энергии, образование Всемирного совета по использованию альтернативных источников энергии и Всемирного объединения по использованию энергии ветра и т. д. Но мы отчетливо сознаем, что для заметного изменения ситуации в мире предстоит сделать неизмеримо больше. Впрочем, любой самый далекий путь начинается с первого шага.
— Коротко об авторах -------------------------------------------------------------
ТихомироваН.Г. - аспирантка, кафедра «Инженерная защита окружающей среды», Московский государственный горный университет.
------------------------------------ ДИССЕРТАЦИИ
ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ
Автор Название работы Специальность Ученая степень
ИНСТИТУТ УГЛЯ И УГЛЕХИМИИ СО РАН
ЧЕРДАНЦЕВ Николай Васильевич Влияние поверхностей ослабления на зоны нарушения сплошности в окрестностях комплексов горных выработок 25.00.20 д.т.н.