Научная статья на тему 'Плата за негативное воздействие на окружающую среду как экономический механизм регулирования деятельности природопользователей'

Плата за негативное воздействие на окружающую среду как экономический механизм регулирования деятельности природопользователей Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1736
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ / PAYMENTS FOR ENVIRONMENTAL POLLUTION / ENVIRONMENTAL CHARGE FOR ENVIRONMENTAL POLLUTION / ECONOMIC REGULATION OF ENVIRONMENTAL PROTECTION / ENVIRONMENTAL FUNDS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Баян Е. М., Шканова А. А.

В статье рассматривается современное состояние и эффективность платы за негативное воздействие на окружающую среду как экономического механизма регулирования деятельности природопользователей. Предлагаются пути совершенствования системы платежей за негативное воздействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Payments for environmental pollution as an economic regulatory mechanism

The paper discusses the current state and effectiveness of payments for environmental pollution as an economic regulatory mechanism. The ways to improve the system of payments for environmental pollution are proposed.

Текст научной работы на тему «Плата за негативное воздействие на окружающую среду как экономический механизм регулирования деятельности природопользователей»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

БАЯН Е.М.,

кандидат технических наук, Южный федеральный университет e-mail: ek-bayan@yandex.ru;

ШКАНОВА А.А.,

студент, Южный федеральный университет e-mail: shkanova-a@yandex.ru

В статье рассматривается современное состояние и эффективность платы за негативное воздействие на окружающую среду как экономического механизма регулирования деятельности при-родопользователей. Предлагаются пути совершенствования системы платежей за негативное воздействие.

Ключевые слова: плата за негативное воздействие на окружающую среду; экономическое регулирование охраны окружающей среды; экологические фонды.

The paper discusses the current state and effectiveness of payments for environmental pollution as an economic regulatory mechanism. The ways to improve the system of payments for environmental pollution are proposed.

Keywords: payments for environmental pollution; environmental charge for environmental pollution; economic regulation of environmental protection; environmental funds.

Коды классификатора JEL: Q56, Q57.

Экономическим механизмам регулирования деятельности природопользователей в области охраны окружающей среды (ОС) уделяется значительное внимание в отечественной и в зарубежной литературе [2, 4, 8-9, 17].

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» [16] к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

• разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

• разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны ОС субъектов Российской Федерации;

• разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

• установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

• проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

• проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

• предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды;

• поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану ОС;

• возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

© Е.М. Баян, А.А. Шканова, 2012

ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ КАК... 105

• иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

В данной статье рассматривается современное состояние и эффективность платы за негативное воздействие на окружающую среду как экономического механизма регулирования деятельности природопользователей.

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде являются одними из основных принципов охраны ОС [16]. В соответствии с законодательством Российской Федерации взимание платы предусматривается со всех предприятий, учреждений, организаций, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности, за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

• выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

• сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

• размещение отходов;

• другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.) [11].

Внесение платы, по сути, является условием получения природопользователями права заниматься хозяйственной и иной деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.

Следует отметить, что плата за негативное воздействие на ОС относится к неналоговым обязательным платежам [4, с. 48], а потому ее основной задачей является не пополнение бюджета, а компенсация за негативное воздействие на окружающую среду и, частично, стимулирование деятельности природопользователй. Поэтому в данной статье основной акцент сделан на возможность совершенствования системы платежей с целью стимулирования природо-пользователей к снижению негативного воздействия на ОС.

Сразу же отметим, что в настоящий момент реализован механизм взимания платы только за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов. За другие виды воздействия плата не взимается, хотя очевидна возрастающая роль негативного воздействия физических факторов на природную среду и здоровье человека (шума, вибраций и пр.) [7]. В связи с этим, расширение нормативной базы платежей (введение платы за новые виды загрязнений) может быть одним из способов увеличения платы и ограничения деятельности природопользователей, ведущей к загрязнению ОС.

Рассмотрим, из каких же элементов складывается экономическое стимулирование деятельности природополь-зователей.

Во-первых, установлено, что плата за загрязнение ОС в размерах, не превышающих установленные природо-пользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения, а плата за сверхлимитное загрязнение определяется путем дополнительного умножения на пятикратный повышающий коэффициент [11].

Во-вторых, для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Так, например, для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия установлен дополнительный повышающий коэффициент 2 [12]. Это стимулирует природопользователей к тому, чтобы размещать производственные мощности в других регионах, где повышающие коэффициенты не вводятся.

В-третьих, платежи за загрязнение в пределах установленных нормативов (лимитов) осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а плата за сверхнормативное загрязнение ОС (сверхлимитное размещение отходов) — за счет прибыли предприятия. Таким образом, платежи стимулируют законопослушную деятельность природопользователей, воздействие которой будет прогнозируемым, а значит, устойчивым.

Для оценки современного состояния механизма взимания платы обратимся к истории формирования системы платежей в постсоветский период. В августе 1992 г. для реализации закона «Об охране окружающей природной среды» [5] было принято постановление Правительства Российской Федерации № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды воздействия» [11], которое определило порядок и размеры платежей.

Интересна и система распределения средств от платежей в 90-х гг: взимаемые средства в размере 10% перечислялись в федеральный бюджет, остальные 90% зачислялись на специальные счета внебюджетных экологических фондов. Величина экологических платежей возрастала пропорционально размеру выбросов, сбросов, размещению отходов, поэтому предприятия были заинтересованы вкладывать средства в системы очистки. Экологические фонды носили перераспределяющий характер: средства, поступающие от загрязнителей, им же возвращались на конкретные природоохранные мероприятия или шли на улучшение экологической обстановки в целом, что позволяло координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствие с общими целями экологической политики. Таким образом, созданная в 1992 г. система экологических платежей и экологических фондов являлась внебюджет-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

106

E.М. БАЯН, А.А. ШКАНОВА

ной и решала природоохранные задачи. Это продолжалось до 2001 г., затем внебюджетные экологические фонды были упразднены [15]. В связи с этим был утрачен целевой характер использования средств, поступающих в бюджеты различного уровня в виде платы за загрязнение окружающей среды.

На наш взгляд, система экологических фондов является одним из возможных способов реализации компенсационно-стимулирующего принципа платы и, с учетом положительного опыта применения в Российской Федерации, может быть рекомендована к внедрению в систему регулирования деятельности природопользователей. Учитывая, что бюджетным кодексом РФ [3, ст. 51, 57, 62] определено следующее распределение платы: 20% — федеральный бюджет; 40% — бюджет субъекта Федерации; 40% — бюджеты муниципальных районов и городских округов, целесообразно говорить о создании фондов на различных уровнях с соответствующими полномочиями. При этом наиболее значимыми с точки зрения получения софинансирования конкретно природоохранных мероприятий для предприятий будут экологические фонды муниципальных районов и городских округов.

Возвращаясь к Постановлению № 632, следует отметить, что в настоящее время оно действует только в части определения порядка взимания. Для определения нормативов платы в 2003 г.было введено Постановление № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» [12], вызвавшее различные дискуссионные споры и разночтения [1, 8]. К данному моменту многие разночтения и неточности были устранены или разъяснены [13, 14], однако вопрос эффективности использования платы за загрязнение окружающей среды как экономического механизма по-прежнему остается [9, 10].

Обратимся еще к одному документу — Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды [6], — дающему право на корректировку платежей природопользователей в сторону их уменьшения с учетом выполняемых природоохранных мероприятий. Перечень природоохранных мероприятий определен Приложением 2 к Инструктивно-методическим указаниям..., включает различные работы по охране и рациональному использованию ресурсов и потенциально может быть интересен для многих хозяйствующих субъектов. Согласно пункту 6.1 данного документа, корректировке могут подлежать до 90% платежей за загрязнение. Однако подробная процедура корректировки платежей не прописана и, как следствие, данный элемент не работает. Собранные средства поступают в бюджеты различных уровней и расходуются не всегда пропорционально: по данным исследований, наблюдается огромная разница в соотношении между доходами от экологических налогов и платежей и расходами на охрану ОС [4].

Подводя итог, необходимо отметить, что на данный момент плата за загрязнение окружающей среды носит скорее фискальный характер, чем компенсационно-стимулирующий, а, следовательно, нарушается основной принцип экономического регулирования природопользования.

Основными направлениями совершенствования системы платежей, по нашему мнению, являются:

• Предоставление плательщикам права использовать большую часть начисляемой платы за загрязнение окружающей среды для решения задач технического перевооружения производств. Таким образом будет реализован стимулирующий механизм, использование средств будет носить целевой характер и за счет перевода предприятия на новый технологический уровень будут достигнуты цели устойчивого развития. Реализация этого возможна различными путями, например, через систему внебюджетных экологических фондов или через законодательно прописанную процедуру взаимозачетов части платы в счет средств, потраченных на природоохранные мероприятия (корректировку платежей). При этом механизмы должны быть прозрачными для контролирующих организаций, в том числе общественных.

• Расширение нормативной базы платежей (введение платы за новые виды загрязнений: шум, вибрацию, электромагнитные и радиационные воздействия и пр.).

• Пересмотр самих нормативов и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, в связи с ухудшением экологической ситуации в регионах.

Следует отметить, что реализация пунктов 2, 3, на наш взгляд, целесообразна после успешной реализации пункта 1 для стимулирования природопользователей.

В заключение отметим, что, несмотря на наличие определенных проблем в вопросах регулирования платы за негативное воздействие на ОС, необходимо признать, что данные платежи являются действующим экономическим инструментом в сфере государственного управления деятельностью природопользователей и ограничивают негативное воздействие на окружающую среду.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабич А.А. Снижение платы за размещение отходов//Экология производства. 2011. № 10. С. 22-26.

2. Баян Е.М. Финансирование природоохранных мероприятий как инструмент реализации концепции устойчивого развития // ТЕИИА ЕС0ОТМ1СШ. 2009. Т.7. № 3. С. 46-51.

3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.

ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ КАК... 107

4. Есина Е.И. Экологические налоги и платежи как элемент финансового механизма обеспечения экологической безопасности Российской Федерации // Финансовые исследования. 2009. № 22. С. 45-52.

5. Закон РСФСР от 19.12.1991 г. № 2060-I «Об охране окружающей природной среды».

6. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 1993 г. № 190.

7. Кузьмичева С.В. Плата за выбросы загрязняющих веществ, по которым нет нормативов // Экология производства. 2010. № 8. С. 28-31.

8. Лобанова Е.А. Плата за негативное воздействие на окружающую среду: современное состояние // Экология производства. 2005. № 4. C. 13-17.

9. Новикова О.Г. Плата за негативное воздействие на окружающую среду// Экология производства. 2011. № 7. С. 77-82.

10. ПономареваМ.А. Совершенствование системы экологических платежей как элемента механизма регулирования воздействия на окружающую среду // TERRA ECONOMICUS. 2011. Т. 9. № 1. С. 62-65.

11. Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

12. Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

13. Постановление от 1.07.2005 г. № 410 «О внесении изменений в Приложение № 1 к Постановлению правительства Российской Федерации от 12.06. 2003 г. № 344».

14. Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2003 г. № ГКПИ 03-49.

15. Самылина В. Г., Гительман Е. Б. О системе платежей за негативное воздействие на окружающую среду и необходимости ее совершенствования // Экология промышленного производства. 2006. № 4. С. 2-5.

16. Федерльный Закон РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

17. Demirel, P., Kesidou, E. Stimulating different types of eco-innovation in the UK: Government policies and firm motivations // Ecological Economics. 2011. Vol. 70. Issue 8. P. 1546-1557.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.