Научная статья на тему 'Планирование поступлений от деятельности унитарных предприятий в бюджеты территорий'

Планирование поступлений от деятельности унитарных предприятий в бюджеты территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРИБЫЛЬ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕГИОН / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Истомина Н.А.

Исследуется современная практика планирования поступлений в региональные и местные бюджеты от деятельности унитарных предприятий. Объектом исследования является Свердловская область. Рассмотрен порядок планирования отчислений от чистой прибыли унитарных предприятий областного уровня и муниципального уровня (по конкретным муниципальным образованиям). Выявлены ключевые особенности взаимоотношений органов власти и управления и унитарных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование поступлений от деятельности унитарных предприятий в бюджеты территорий»

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В БЮДЖЕТЫ ТЕРРИТОРИЙ

Н. А. ИСТОМИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита E-mail: n_istomina_usue@mail.ru Уральский государственный экономический университет

Исследуется современная практика планирования поступлений в региональные и местные бюджеты от деятельности унитарных предприятий. Объектом исследования является Свердловская область. Рассмотрен порядок планирования отчислений от чистой прибыли унитарных предприятий областного уровня и муниципального уровня (по конкретным муниципальным образованиям). Выявлены ключевые особенности взаимоотношений органов власти и управления и унитарных предприятий.

Ключевые слова:унитарное предприятие, прибыль, доходы бюджета, планирование, регион, муниципальное образование, Свердловская область.

Имущественный комплекс любого субъекта РФ или муниципального образования, в состав которого входят унитарные предприятия, движимое и недвижимое имущество, пакеты акций и т. п., является важным источником финансовых ресурсов для региональных и местных бюджетов. В отношении каждого из элементов этого комплекса необходимо применять комплекс управленческих технологий, задача которых — максимально полно использовать имеющийся потенциал, минимизировать влияние отрицательных внешних факторов и, в конечном итоге, увеличить поступления в бюджеты от неналоговых доходов.

В настоящее время управление унитарными предприятиями в интересах органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления осуществляется соответствующими структурами исполнительной власти (министерствами или комитетами по управлению имуществом) и на каждой территории имеет свою специфику. Неизменным общим элементом является построение финансо-

вых взаимоотношений унитарного предприятия с бюджетом собственника.

В соответствии с законодательством РФ предприятия (в том числе и унитарные) перечисляют налоги и иные обязательные платежи в различные бюджеты — независимо от формы собственности. В дополнение к этому унитарные предприятия участвуют в формировании неналоговых доходов бюджета собственника — органа государственной власти или местного самоуправления.

Неналоговые поступления в бюджеты от деятельности унитарных предприятий представляют собой определенный процент от чистой прибыли. Чистая прибыль (прибыль после уплаты налогов и иных обязательных платежей) должна быть получена от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарных предприятий.

Изъятие в доходы собственника (органа государственной власти или органа местного самоуправления — в зависимости от принадлежности предприятия) части чистой прибыли является аналогией взаимоотношений акционерного общества с акционерами, так как последние получают дивиденды также от чистой прибыли общества.

Следует отметить, что порядок и специфика взаимоотношений собственника и унитарного предприятия (комплекса унитарных предприятий) устанавливаются на каждой территории путем разработки комплекса правовых документов.

Объем поступлений в бюджет от деятельности унитарных предприятий определяется результативностью их деятельности, параметры которой необходимо подвергать четкому планированию. Такое планирование результатов деятельности унитарных предприятий реализуется через разра-

ботку программ, планов финансово-хозяйственной деятельности.

В различных субъектах РФ и муниципальных образованиях планирование деятельности унитарных предприятий находится на разном уровне, к нему (а также к последующей оценке эффективности деятельности) предъявляются различные требования.

Рассмотрим опыт Свердловской области и ряда муниципальных образований, находящихся на ее территории, в области планирования деятельности унитарных предприятий и неналоговых доходов областного и местных бюджетов.

Планирование показателей производственной и финансовой деятельности унитарных предприятий является инструментом предварительного контроля. В результате составления различных планов собственник получает представление о потенциале каждого предприятия, целесообразности дальнейшего сохранения за ним особого статуса, размере неналоговых поступлений в бюджет.

В Свердловской области в состав показателей планов финансово-хозяйственной деятельности областных унитарных предприятий входят:

1) выручка;

2) чистая прибыль;

3) рентабельность чистых активов;

4) среднесписочная численность;

5) производительностьтруда [2, 9].

Первоначальные предложения по каждому из

указанных показателей формируются руководителем предприятия и направляются в соответствующее отраслевое министерство по подчиненности предприятия. После необходимых согласований утвержденные цифры передаются в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее — Министерство).

Для повышения степени адекватности планирования приведенных показателей руководство унитарных предприятий имеет право в течение двух месяцев после окончания первого полугодия представить в Министерство предложения по изменению показателей плана при наличии объективных оснований.

Таким образом, планы финансово-хозяйственной деятельности областных унитарных предприятий Свердловской области устанавливают ориентиры их деятельности на плановый период.

Планирование деятельности унитарных предприятий с целью повышения эффективности их деятельности и увеличения поступлений неналоговых доходов в местные бюджеты ведется и на уровне

различных муниципальных образований.

В частности, в г. Екатеринбурге организован мониторинг финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий. В рамках мониторинга организовано планирование деятельности предприятий, предварительный контроль планов со стороны органа управления городским имуществом, текущий и последующий контроль заходом реализации и итогами выполнения планов (табл. 1).

В муниципальном образовании «Полевской городской округ» Свердловской области разработано Положение о порядке планирования финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий. В соответствии с данным документом программа деятельности каждого унитарного предприятия разрабатывается на год и должна включать три обязательных элемента: производственная программа, планы в области финансовой деятельности, план развития (табл. 2).

Опыт показывает, что при внешнем разнообразии показателей, включаемых в планы финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий, территориями используются содержательно очень близкие подходы. Каждый показатель охватывает определенную часть деятельности предприятия, наиболее важную, показательную, информативную для собственника. Соблюдение принципа преемственности в планировании, а также обмен опытом позволят органам власти регионов и органам местного самоуправления сформировать универсальную систему показателей, позволяющую осуществлять эффективный менеджмент.

Таблица 1

Функциональные обязанности участников мониторинга деятельности муниципальных унитарных предприятий г. Екатеринбурга [3]

Муниципальные унитарные предприятия Екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом

Предоставляют: 1) финансовые планы, согласованные с отраслевым органом Администрации Екатеринбурга; 2)отчет об использовании прибыли за отчетный период; 3) квартальные и годовые бухгалтерские отчеты; 4) отчет об исполнении финансового плана Осуществляет: 1) рассмотрение и утверждение финансовых планов унитарных предприятий; 2) мониторинг исполнения финансовых планов; 3) направление в Комитет по экономике Администрации г. Екатеринбурга основных показателей утвержденных финансовых планов

Таблица 2

Элементы программы деятельности муниципального унитарного предприятия в Полевском городском округе Свердловской области [4]

Элемент программы Содержание

Производственная программа Основные показатели производства объема продукции (работ, услуг) в натуральном и стоимостном выражениях, в том числе производство новых видов продукции (работ, услуг) по каждому направлению деятельности

Планы в области финансовой деятельности Финансовый план: 1) доходы от реализации продукции (работ, услуг) по каждому направлению деятельности предприятия; 2) расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) по каждому направлению деятельности предприятия; 3) финансовый результат деятельности предприятия с предложениями о направлениях расходования полученной прибыли

План по труду и заработной плате: 1) численность работающих на предприятии, в том числе по категориям: административно-управленческий персонал, промышленный и младший обслуживающий персонал; 2) фонд оплаты труда (по категориям работающих в зависимости от системы оплаты труда и премирования, принятых на предприятии)

План развития Мероприятия по модернизации, реконструкции основных средств, приобретению новой техники, оборудования и т. п. (с указанием объемов и источников финансирования работ, сроков выполнения; обоснованием планируемых мероприятий, затратнаихреализацию, ожидаемого эффекта от их выполнения)

В дополнение к планированию деятельности, в целях постоянного контроля за состоянием унитарных предприятий, принятия своевременных решений о дополнительной финансовой поддержке или, наоборот, о лишении отдельных предприятий имеющегося статуса путем приватизации или ликвидации собственниками ведутся текущий мониторинг и итоговый контроль.

В Свердловской области Министерством составляется рейтинг крупнейших унитарных предприятий (табл. 3).

Данный рейтинг позволяет выявить в составе комплекса унитарных предприятий наиболее эффективно функционирующие единицы, которым целесообразно выделять дополнительные инвестиционные ресурсы и оказывать иные меры под-

держки, так как их деятельность, помимо прочих аспектов, увеличивает доходную базу областного бюджета.

Поскольку деятельность любого предприятия подчинена общим законам менеджмента, позиционирование унитарных предприятий по приведенным признакам является важным мотивационным стимулом, позволяет повысить заинтересованность руководства и коллектива предприятия в более производительной деятельности.

С другой стороны, низкие показатели в рейтинге являются основанием для разработки мер по улучшению ситуации, кроме того, в отдельных случаях — поводом для рассмотрения вопроса о лишении предприятия статуса «унитарное» в силу нецелесообразности его деятельности.

Планирование деятельности и текущий контроль за состоянием унитарных предприятий являются основой для установления органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативов отчислений от чистой прибыли в соответствующие бюджеты.

Исследование опыта Свердловской области и ряда муниципальных образований показало, что в современной практике применяются различные подходы к установлению норматива отчислений от чистой прибыли в бюджет собственника. Наименее часто используется индивидуальный подход, при котором решением собственника для каждого унитарного предприятия устанавливается собственный норматив отчислений. Преобладающей практикой является разработка единого методологического подхода, на основе которого (через расчет системы показателей результатов деятельности унитарных предприятий) устанавливаются различные величины нормативов отчислений для разных групп предприятий. В ряде территорий не проводятся специальные расчеты, так как для всех унитарных предприятий устанавливается единая величина норматива.

В Свердловской области решением Правительства был установлен единый подход для всех областных унитарных предприятий, в соответствии с которым на величину норматива влияют темпы роста чистой прибыли за предыдущий отчетный год и соотношение между инвестиционными расходами предприятия и размером чистой прибыли также в предыдущем году.

В таблице 4 приведены дифференцированные нормативы отчислений от чистой прибыли унитарных предприятий Свердловской области, установленные на 2009—2011 гг.

Таблица 3

Рейтинг крупнейших государственных унитарных предприятий Свердловской области на 1 января 2008 г. [5]

Место в рейтинге

Предприятие Выручка Чистая прибыль Рентабельность чистых Среднесписочная Производительность

активов численность труда

Птицефабрика «Рефтинская» 1 6 68 1 8

Птицефабрика «Свердловская» 2 2 43 2 13

Птицефабрика «Среднеуральская» 3 8 64 3 12

Агентство по развитию рынка продовольствия 13 1 2 15 20

Монетный щебеночный завод 7 5 59 10 6

Ирбитский молочный завод 4 3 31 5 7

Производственно-торговое предприятие «Медтехника» 12 9 21 17 10

Таблица 4

Группировка областных унитарных предприятий Свердловской области в зависимости от норматива отчислений чистой прибыли в областной бюджет, % [6]

Группа Темп роста чистой Значение Норматив

предпри- прибыли за пред- показателя отчислений чис-

ятий шествующий год N* той прибыли

А Более 108 Более 40 10

В Более 108 До 40 13

С До 108 Более 40 17

D До 108 До 40 20

— процентное соотношение между суммой расходов, осуществленных предприятием на цели строительства и реконструкции производственных зданий и сооружений, приобретения рабочих машин и оборудования нового поколения, программного обеспечения технологических процессов, наукоемких промышленных технологий, «ноу-хау», создания новых и совершенствования применяемых технологий, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретения и (или) модернизации фондов природоохранного назначения, и общей суммой чистой прибыли, полученной в том же году На основании таблицы можно сделать вывод о том, что нормативы отчислений от чистой прибыли изменяются по регрессивной шкале: при более высоких темпах роста чистой прибыли и доле инвестиционных расходов в чистой прибыли величина норматива отчислений в областной бюджет уменьшается.

Таким образом, норматив отчислений от чистой прибыли зависит отрезультатов деятельности предприятия, достигнутых им в предыдущем году.

В Серовском городском округе Свердловской области на 2009 г. решением Думы было установлено, что за использование имущества, переданного унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, предприятия производят отчисления части прибыли (остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей) в размере 30% [7].

Для унитарных предприятий Нижнесергинско-го муниципального района Свердловской области с 2008 г. установлен норматив 5 % [3]. Аналогичная величина норматива установлена на 2009 г. для му-

ниципальных унитарных предприятий городского округа Карпинск Свердловской области [2].

Результатом процесса планирования финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий и потенциальных объемов отчислений от чистой прибыли являются параметры неналоговых доходов соответствующих бюджетов.

Ожидаемые поступления от чистой прибыли унитарных предприятий в областной бюджет Свердловской области по видам экономической деятельности в 2009г. представлены в табл. 5.

Показатели, приведенные в табл. 5, являются основой для формирования доходной части областного бюджета Свердловской области в части показателя «Поступления от унитарных предприятий». Аналогичные расчеты осуществляют органы управления муниципальным имуществом.

Проведенное исследование позволяет сформировать ряд выводов:

1) управление унитарными предприятиями является важным элементом управленческой деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

2) в соответствии с принципом самостоятельности, каждый орган управления формирует и реа-

Таблица 5

Предполагаемый размер доходов областного бюджета Свердловской области от перечисления части чистой прибыли унитарных предприятий в 2009 г.

Вид экономической деятельности Доход, млн руб.

Сельское хозяйство 89,25

Добыча полезных ископаемых 0,79

Производство пищевых продуктов 12,79

Издательская и полиграфическая 2,21

деятельность

Производство и распределение 2,89

электроэнергии, газа

Операции с недвижимым имуществом, 15,07

аренда и предоставление услуг

лизует собственную программу (план) управления унитарными предприятиями, элементами которого являются планирование и контроль;

3) планирование деятельности унитарных предприятий включает как формирование плана производственных показателей, так и расчет финансовых показателей, ключевыми из которых являются выручка, расходы, рентабельность, чистая прибыль;

4) методом дополнительного контроля и мотивации деятельности унитарных предприятий является формирование и публикация рейтингов предприятий, в которых им присваиваются места по системе определенных показателей. Для собственника рейтинг является инструментом принятия управленческих решений по каждому предприятию;

5) на базе планирования деятельности унитарных предприятий и достигнутых ими фактических результатов органами управления имуществом разрабатываются нормативы отчислений в региональные и местные бюджеты от чистой прибыли; нормативы подлежат утверждению в соответствующем порядке;

6) нормативы отчислений от чистой прибыли устанавливаются либо фиксированными от величины чистой прибыли для всех унитарных предприятий, либо дифференцируются по группам предприятий в зависимости от результатов деятельности предприятий; реже практикуется установление индивидуальных нормативов для каждого предприятия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) отчисления от чистой прибыли унитарных предприятий являются важным элементом неналоговых доходов региональных и местных бюджетов; субъекты власти на территориях заинтересованы в повышении эффективности деятельности предприятий, в том числе с целью увеличения доходов бюджетов.

Унитарные предприятия являются особым элементом имущественного комплекса субъектов РФ и муниципальных образований. Развитие унитарных предприятий, совершенствование планирования их деятельности необходимы как с целью решения социально-экономических проблем конкретной территории, так и увеличения неналоговых поступлений в региональные и местные бюджеты.

Список литературы

1. О порядке отчетности руководителей государственных унитарных предприятий Свердловской области и планирования финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий Свердловской области: постановление Правительства Свердловской области от 13.07.2004 № 655-ПП.

2. О размере отчислений части прибыли муниципальными унитарными предприятиями в бюджет городского округа Карпинск в 2009 году: решение Думы городского округа Карпинск от 23.10.2008 № 9/4.

3. О размере прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Нижнесергинского муниципального района муниципальными унитарными предприятиями после уплаты налогов и иных обязательных платежей: решение Думы Нижнесергинского муниципальногорайонаот27.11.2008 № 125.

4. Об организации проведения мониторинга финансово-хозяйственной деятельности екатеринбургских муниципальных унитарных предприятий: постановление главы Екатеринбурга от 10.11.2008 №4814.

5. Об утверждении Плана финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий Свердловской области на 2005 год: постановление Правительства Свердловской области от 12.07.2004 № 644-ПП.

6. Об утверждении Положения о порядке планирования финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий Полевс-кого городского округа: постановление главы По-левского городского округа от 19.05.2008 № 536.

7. Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Серовского городского округа: решение Думы Серовского городского округа от 25.02.2009 № 142.

8. Об утверждении Программы управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области на 2009 год и плановый период 2010—2011 годов: постановление Правительства Свердловской области от 20.10.2008 № 1119-ПП.

9. Официальный сайт Правительства Свердловской области. URL: http:// www.midural.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.