Научная статья на тему 'Планирование общепроизводственных расходов в структурных подразделениях ОАО «РЖД»'

Планирование общепроизводственных расходов в структурных подразделениях ОАО «РЖД» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / ЗАТРАТЫ / EXPENSES / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / SUBDIVISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дегтярева Олеся Станиславовна, Козырева Екатерина Владимировна

Рассматривается методика планирования общепроизводственных расходов в структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД», предлагаются меры по ее совершенствованию, которые могут быть использованы предприятиями других отраслей экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дегтярева Олеся Станиславовна, Козырева Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING OF THE WHOLE PRODUCTION EXPENSES IN THE STRUCTURAL SUBDIVISIONS OF THE PUBLIC STOCK COMPANY «RUSSIAN RAILWAYS» BRANCHES

The planning method of the whole production expenses in the structural subdivisions of the Public Stock Company «Russian Railways» Branches is considered. The measures on its improvement which can be used by enterprises in other fields of economics are suggested.

Текст научной работы на тему «Планирование общепроизводственных расходов в структурных подразделениях ОАО «РЖД»»

Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство

Вкупе с применением современной автоматики такое сочетание способно улучшить показатели сушки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Селюгин Н.С. Сушка древесины / Н.С. Селю-гин. - М. : Гослестехиздат, 1940.

2. Кречетов И.В. Сушка пиломатериалов. / И.В. Кречетов. - М. : Гослестехиздат, 1946.

3. Альтшулер И.С. Расчет сушильных камер для древесины. / И.С. Альтшулер. - М. : Гослес-бумиздат, 1953.

m

4. Кречетов И.В. Сушка древесины / И.В. Кречетов. - М. : Лесная промышленность, 1977.

5. Кречетов Н.В. Эффективность режимов сушки пиломатериалов с прерывистой циркуляцией воздуха / Н.В. Кречетов // Рациональное использование энергетических ресурсов при сушке пиломатериалов. - Саласпилс, 1983.

6. Михеев А.А. Повышение эффективности производства и использования энергии в условиях Сибири/ Дунаев М.П., Михеев А.А. // Материалы МНПК. - Иркутск, 2010 - С. 50-54

УДК 658.012.2: 656.2 Дегтярева Олеся Станиславовна,

к. э. н., доцент кафедры «Экономика» Забайкальского института железнодорожного транспорта - филиала ИрГУПС, тел. 8-914-468-72-48, 92-59-37

Козырева Екатерина Владимировна, соискатель Забайкальского института железнодорожного транспорта - филиала ИрГУПС, тел. 8-924-377-29-78, 28-23-42

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОАО «РЖД»

O.S. Degtyareva, E. V. Kozyreva

PLANNING OF THE WHOLE PRODUCTION EXPENSES IN THE STRUCTURAL SUBDIVISIONS OF THE PUBLIC STOCK COMPANY «RUSSIAN RAILWAYS» BRANCHES

Аннотация. Рассматривается методика планирования общепроизводственных расходов в структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД», предлагаются меры по ее совершенствованию, которые могут быть использованы предприятиями других отраслей экономики.

Ключевые слова: планирование, затраты, подразделения.

Abstract. The planning method of the whole production expenses in the structural subdivisions of the Public Stock Company «Russian Railways» Branches is considered. The measures on its improvement which can be used by enterprises in other fields of economics are suggested.

Keywords: planning, expenses, subdivisions.

После перехода России к рынку темпы инфляции, непредсказуемость бухгалтерского и налогового законодательства снизили интерес предприятий и организаций к финансовому планированию. Даже текущие годовые планы стали составлять в основном только государственные предприятия и крупные корпорации. Однако по мере стабилизации экономики, снижения тем-

пов инфляции, роста конкуренции на внутренних и международных рынках, с приходом нового поколения собственников и менеджеров возрос интерес к финансовому планированию, особенно к его новым рыночным аспектам.

Внедрение качественно новых рыночных механизмов управления финансами в организации позволяет снизить дефицит денежных средств, эффективно управлять оборотным капиталом, осуществлять анализ и управление инвестициями, проводить эффективную ценовую политику.

Коллектив авторов Самарского института Российского государственного торгово-экономического университета в своей работе «Финансы и кредит» отмечает, что в развитых зарубежных странах корпоративное финансовое планирование рассматривают как процесс, состоящий из четырех основных циклов:

1) цикла стратегического анализа инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает предприятие;

2) цикла прогнозирования последствий принимаемых решений во избежание ущерба от несогласованности текущих и будущих решений;

ИРКУТСКИМ государственный университет путей сообщения

Структурное подразделение филиала ОАО «РЖД» Удельный вес общепроизводственных расходов, %

Локомотивное депо (ТЧ) 15,2

Дистанция электроснабжения (ЭЧ) 20,9

Дистанция пути (ПЧ) 11,2

Железнодорожная станция (ДС) 10,3

Вагонное ремонтное депо (ВЧДР) 27,0

Вагонное эксплуатационное депо (ВЧДЭ) 15,2

Путевая машинная станция (ПМС) 44,7

Дистанция погрузочно-разгрузочных работ (МЧ) 47,0

Поэтому необходимо обоснованное и детальное планирование общепроизводственных

3) операционного цикла, т. е. цикла выбора из ряда возможных и обоснования решения, отражающего стратегическую цель;

4) цикла бюджетирования, т. е. планирования, учета и контроля движения денежных средств, формирования финансовых результатов и моделирования последствий принимаемых решений [4, с. 301].

На железнодорожном транспорте планированию эксплуатационных расходов всегда уделялось пристальное внимание, а в последние годы активизирована работа по созданию методики формирования бюджетов, в том числе и в структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД», главным оценочным показателем работы в которых является в настоящее время уровень эксплуатационных расходов.

Общепроизводственными расходами называются расходы цехов, участков и других структурных подразделений предприятия, образование которых обусловлено производственными процессами.

На железнодорожном транспорте их состав одинаков для всех обычных видов деятельности и мест возникновения затрат, но удельный вес по структурным подразделениям филиалов ОАО «РЖД» различен: наибольший процент общепроизводственных расходов отмечается в дистанции погрузочно-разгрузочных работ, путевой машинной станции, вагонном ремонтном депо и дистанции электроснабжения (табл. 1).

Таблица 1

расходов для повышения эффективности работы вышеуказанных структурных подразделений.

Общепроизводственные расходы можно разделить на две группы.

К первой относятся расходы, связанные с содержанием, ремонтом и амортизацией основных средств.

Вторую группу общепроизводственных расходов образуют затраты по содержанию производственного персонала.

На железнодорожном транспорте общепроизводственные расходы учитывают и планируют по статьям и элементам затрат. Методика планирования общепроизводственных расходов существует, но ее необходимо доработать, что связано с введением Номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» (2007 г.) и других новых нормативных документов.

Поскольку затраты по оплате труда производственного персонала за непроработанное время включают затраты на оплату ежегодных и дополнительных отпусков, времени, связанного с прохождением медицинских осмотров и выполнением государственных обязанностей и т. п., их можно запланировать по формуле

= ^ х{кы + К, ), (1)

- запланированный фонд заработной

где ЕРр

р1

платы;

Ка{ - коэффициент замещения работников на время очередных (ежегодных) отпусков;

К^ - коэффициент замещения работников по другим неявкам, разрешенным законом, кроме неявок по болезни.

По этой же статье планируют и отчисления на социальные нужды:

х 1,344 . (2)

По статье 0758 отражается стоимость форменной одежды, выдаваемой производственному персоналу бесплатно или с частичной оплатой и остающейся в их личном постоянном пользовании, которая зависит от числа работников, получающих ее бесплатно или на льготных условиях и цены приобретения:

гг = кг х ср1 [скр1 )х 11, (3)

где К^ - численность работников, которым в

плановом периоде будет выдана форменная одежда;

С р1 - плановая стоимость форменной одеж-

ды;

Скр1 - скидка со стоимости форменной

одежды;

Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство

ш

I - индекс прогноза инфляции на планируемый период.

По статье 0761 планируют затраты по охране труда производственного персонала, в том числе на обеспечение смывающими и обезвреживающими средствами, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, рассчитанными на нормативной основе по элементам затрат:

7 =(у —V")хI х-

ОХ \ О О / I

К

100

(4)

где (V — V") - расходы по обычным видам деятельности структурного подразделения в предплановом отчетном периоде за вычетом непроизводительных расходов, тыс. руб.;

Кох - коэффициент для расчета расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (> 0,7) (доводится вышестоящим органом управления - управлением железной дороги или Дирекцией).

По статье 0765 планируют расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией механизмов, по элементам затрат: на материалы для смазывания и содержание в чистоте оборудования, запасные части для ремонта оборудования, топливо для горнов, нагревательных печей, электроэнергию для работы электромолотов, компрессоров, затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды работников, обслуживающих механические и силовые установки, рабочих по текущему ремонту механизмов.

Аналогично планируют расходы по статьям «Содержание и эксплуатация оборудования и объектов природоохранного назначения», «Обслуживание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря производственного назначения».

Расходы на содержание резервного подвижного состава планируют исходя из величины парка запаса в плановом периоде, выраженного в локо-мотиво- или вагоно-сутках, и соответствующей расходной ставки, которая определяется на основе анализа данных за соответствующий отчетный период с учетом особенностей планового периода.

По статье 0770 отражаются затраты на капитальный ремонт основных средств, непосредственно участвующих в процессе производства, кроме затрат, учитываемых по статьям прямых производственных и общехозяйственных расходов. Их планируют, исходя из программы капитального ремонта и сметы затрат на каждый вид ремонта.

Плановую сумму амортизации основных средств производственного назначения предлагается определять исходя из стоимости основных

средств на начало планируемого периода, норм амортизационных отчислений с учетом плана по вводу и выбытию основных средств.

По статье 0778 планируются затраты на оплату труда бригадиров, рабочих, обслуживающих электрокары, автотележки, автопогрузчики, локомотивы и дрезины, работающие на хозяйственные нужды, материалы для смазки, запасные части, электроэнергию, топливо для транспортных средств, затраты по оплате счетов за их ремонт.

Планирование расходов по статьям «Эксплуатация автомобилей» и «Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и автомобильных прицепов» необходимо осуществлять по элементам затрат, если данное структурное подразделение использует собственную автотехнику. При использовании автомобилей, принадлежащих другим хозяйствующим субъектам, по статье «Эксплуатация автомобилей» необходимо запланировать расходы на оплату счетов за данные услуги в соответствии с заключенными договорами.

Следует также отметить, что по статьям «Командировки и подъемные работников, не относящихся к аппарату управления», «Арендные и лизинговые платежи» известен только состав расходов, но не разработана методика их планирования.

Поэтому предлагается командировочные расходы планировать по согласованию с секторами или отделами по управлению персоналом, которые должны своевременно предоставлять данные о планируемом числе командировок и приеме на работу молодых специалистов.

Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

3) предоставления арендатором определенных услуг;

4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. Добавим, что арендная плата может рассчитываться как минимум двумя способами:

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

- с учетом коммунальных расходов, т. е. когда арендной платой покрываются все расходы арендодателя;

- без учета стоимости коммунальных услуг, т. е. арендная плата покрывает амортизацию, налог на имущество, земельные платежи и прочие расходы, которые арендодатель как собственник несет по сдаваемому в аренду имуществу.

Для определения лизинговых платежей используют методы, характеристика которых представлена в табл. 2.

Таблица 2

Методы расчета лизинговых платежей

Метод

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С фиксированной общей суммой

Аванса

Минимальных платежей

Сущность метода

Общая сумма платежей начисляется равными долями в течение всего срока договора в соответствии с согласованной сторонами периодичностью_

Лизингополучатель при заключении договора выплачивает лизингодателю аванс в согласованном размере, а остальная часть общей суммы начисляется и уплачивается в течение срока действия договора при начислении платежей

В общую сумму платежей включаются: сумма амортизации лизингового имущества за весь срок, плата за использование лизингодателем заемных средств, комиссионное вознаграждение и плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором, а также стоимость выкупаемого лизингового имущества, если выкуп предусмотрен договором_

Периодичность выплат по аренде и лизингу может быть ежегодной, ежеквартальной, ежемесячной.

Таким образом, можно сделать вывод, что способ планирования арендных и лизинговых платежей зависит от содержания договора аренды (лизинга) и не представляет сложности, поэтому с успехом может применяться в структурных подразделениях ОАО «РЖД».

Вышеперечисленные методические подходы к планированию общепроизводственных расходов могут быть использованы не только на железнодорожном транспорте, но и в организациях других отраслей экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Порядок ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (утв. Приказом Минтранса России от 17.08. 2007 г.)

2. Васильева Л.С. Финансовый анализ: учебник / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - 3-е изд, стер. - М. : КНОРУС, 2008. - 316 с.

3. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Теория корпоративных финансов: учебник. - М. : Высшее образование, 2008. - 237 с.

4. Финансы и кредит : учебник / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко и др.; под ред. проф. Т.М. Ковалевой. - 4 изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2008. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.