Научная статья на тему 'Планирование и организация самостоятельной работы студентов'

Планирование и организация самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4449
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бублик Т. А.

Переход на уровневую систему высшего образования предполагает увеличение ресурса учебного времени, отводимого на самостоятельную работу студентов, до 60% от его общего объема. Рассмотрены причины возрастания роли и значения самостоятельной работы как одного из основных видов занятий, особенности и закономерности умственного труда, показана необходимость привития студентам навыков самостоятельной работы, даны научно обоснованные рекомендации по ее планированию и организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL BASIS FOR THE CHOICE OF PROFESSION

The article shows the role and importance of motivating today's youth for the right career choice in a market economy. An analysis is given of motivational factors and their structural elements; the need is shown to manage the motivational sphere (motivation) of young people in their choice of profession.

Текст научной работы на тему «Планирование и организация самостоятельной работы студентов»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (1), с. 61-67

УДК 378.147

© 2014 г.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Т.А. Бублик

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск

t.bublick@yandex.ru

Поатупилс в редакцию 15.11.2013

Переход на уровневую систему высшего образования предполагает увеличение ресурса учебного времени, отводимого на самостоятельную работу студентов, до 60% от его общего объема. Рассмотрены причины возрастания роли и значения самостоятельной работы как одного из основных видов занятий, особенности и закономерности умственного труда, показана необходимость привития студентам навыков самостоятельной работы, даны научно обоснованные рекомендации по ее планированию и организации.

Ключевые алова: самостоятельная работа, учебный процесс, уровень и качество обучения, планирование, организация.

В число приоритетных задач социальноэкономического развития Российской Федерации входят такие, как законодательное обеспечение модернизации системы образования; приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными требованиями личности, общества, рынка труда; повышение доступности качественных образовательных услуг; завершение перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и разработка новых образовательных стандартов в соответствии с новыми квалификационными требованиями и новым законодательством об образовании. Речь идет о новом содержании и новой структуре обучения и подготовки кадров, о вхождении российского образования в европейское, а значит, и в мировое образовательное пространство.

Самостоятельная работа обучаемых на любом образовательном уровне всегда являлась непременным и необходимым условием получения глубоких и прочных знаний, умений и навыков.

С переходом на уровневую систему высшего образования предполагается перераспределение ресурса учебного времени в сторону увеличения времени, отводимого на самостоятельную работу, до 60% от общего объема. Поэтому роль и значение самостоятельной работы возрастает. Возрастание ее роли и значения обусловливается и многими другими факторами современности, важнейшими из которых являются быстрое развитие науки и техники, совершенствование производственных и информационных технологий и связанное с этими процессами обновление и увеличение информации. Это вызывает необ-

ходимость пополнять свой багаж знаний и заниматься самообразованием после окончания учебного заведения. Кроме того, в условиях рынка довольно часто возникает необходимость смены места работы и связанной с этим переквалификации, получения другой профессии. Следует отметить, что, невзирая на всю важность и значимость самостоятельной работы для получения знаний, умений и навыков, она до настоящего времени не получила должного внимания со стороны преподавательского состава. В большинстве учебных заведений планированию, организации и проведению самостоятельной работы не учат. Практически, как показывает опыт, эта работа сводится преподавателем к выдаче задания на самостоятельную работу и рекомендациям по использованию учебной литературы. А между тем овладение навыками самостоятельной работы студентами и занимающимися самообразованием является необходимой предпосылкой для качественного усвоения учебного материала и получения глубоких и твердых знаний, умений и навыков, так необходимых в последующей трудовой деятельности.

Научиться организации и методике умственного труда можно двумя методами. Первый из них - это метод проб и ошибок, на наш взгляд, к сожалению, в настоящее время самый распространённый, но не самый целесообразный.

Второй предусматривает сознательный путь с использованием научно обоснованных рекомендаций, выработанных современной психологией и педагогикой.

Целью настоящей статьи является оказание действенной помощи преподавателям и обу-

чаемым в планировании, организации и осуществлении самостоятельной работы, то есть помощи в следовании по второму пути.

Автор статьи не претендует на исчерпывающее освещение этой важной проблемы и рассматривает ее лишь как попытку дать научно обоснованные практические рекомендации студентам и напомнить преподавательскому составу о важности и необходимости привития им умений и навыков самостоятельной работы, оживить и активизировать ее.

Самостоятельная работа как составная часть учебного процесса

В связи с непрерывно возрастающим объемом научной и учебной информации, модернизацией системы высшего профессионального образования процесс обучения в высшем учебном заведении все больше должен основываться на творческой активности и высокой самостоятельности студентов. Без этого в современных условиях трудно усвоить сложный и обширный программный материал, научиться постоянно совершенствовать свои знания в последующей трудовой деятельности.

Важно осознать и студенту, и преподавателю, что умение работать самостоятельно необходимо не только для овладения вузовскими курсами, но и для плодотворной творческой деятельности в будущем. Следовательно, оно является как средством, так и целью обучения. Из этого следует, что одна из основных задач вуза состоит в том, чтобы не только сообщить студентам какой-то комплекс знаний, но и научить их работать самостоятельно, научить учиться.

Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных на всех видах занятий.

Научно организованная самостоятельная работа способствует формированию у обучаемых высокой культуры умственного труда и является, в конечном счете, определяющим фактором в достижении высоких результатов обучения. Самостоятельный труд развивает такие качества, как организованность, дисциплинированность, активность, инициатива, настойчивость в достижении поставленной цели; вырабатывает умение анализировать факты и явления; учит самостоятельному мышлению, которое ведет к творческому развитию личности, к созданию собственного мнения, своих взглядов и умению их отстаивать.

Необходимо осознать, что самостоятельная работа как важнейшая составная часть учебного процесса осуществляется на всех видах занятий,

а на практических и лабораторных занятиях ее доля значительно увеличивается и в ряде случаев носит исследовательский характер. Здесь студентам приходиться воспроизводить, наблюдать и изучать явления, описанные на лекциях, налаживать и регулировать оборудование, измерять характеристики, устанавливать закономерности протекания процессов.

В наибольшей степени самостоятельная работа студентов имеет место по окончании занятий в учебном заведении. Основными видами обязательной самостоятельной работы являются:

- отработка текущего учебного материала по конспектам и рекомендованной литературе;

- выполнение домашних заданий;

- подготовка к практическим, лабораторным и семинарским занятиям;

- подготовка к плановым лабораторным работам;

- групповые и индивидуальные консультации;

- подготовка к плановым контрольным работам;

- написание рефератов, выполнение научноисследовательской работы;

- подготовка к зачетам и экзаменам;

- выполнение курсовых и дипломных работ (проектов).

Следует отметить, что познавательная деятельность обучаемых на самостоятельной работе - это, в сущности, их умственная деятельность. Поэтому знание психофизиологических основ, владение наиболее рациональными способами и приемами умственных действий, культура умственного труда являются определяющими качествами в успешной самостоятельной работе.

Психофизиологические основы познавательной деятельности

Известно, что в усвоении любой информации самую активную и важную роль играют память и мышление.

Память значительно расширяет познавательные способности обучаемого, создает предпосылки для развития его как личности, обогащает знаниями и опытом, накопленными человечеством.

Мышление, рожденное сознанием человека, опирается на конкретные знания, накопленные и сохраняемые памятью, и вызывает соответствующие чувства. Чувства, в свою очередь, побуждают человека к желанию и действиям. Эта логическая цепочка необходима для рассмотрения процесса переработки информации обучаемого и выработки более рациональных рекомендаций по ее усвоению.

По функциональным признакам различают четыре вида памяти [1]: наглядно-образную (запоминание и воспроизведение образов, предметов и их свойств); эмоциональную (запоминание и воспроизведение чувств); двигательную (запоминание и воспроизведение движения); словесно-логическую (запоминание и воспроизведение словесной формы).

Наглядно-образная память формируется с помощью зрительных и слуховых анализаторов. Как известно, зрительный анализатор имеет в несколько раз большую, чем слуховой, пропускную и разрешающую способность и может извлекать наибольшую информацию. Зрительное представление более устойчиво и поэтому имеет основополагающее значение для усвоения учебного материала. Учитывая это, на самостоятельных занятиях следует максимально использовать элементы учебно-материальной базы. В технических вузах это макеты, разрезные экспонаты механизмов, машин и других объектов изучения.

Предметом наглядно-образной памяти являются и слуховые представления. Примером могут служить любые воспроизводимые человеком звуки: звук работающего мотора, шум вытекающей воды и так далее. Эти образы важны для изучения техники, механического и электрического оборудования и др. По характеру изменения звука можно судить о возникших неисправностях в работе машин и механизмов. По данным литературы [1-3], до 75-85% информации человек получает через зрительнослуховой анализатор. Поэтому в процессе занятий, в том числе самостоятельных, обучаемый должен постоянно совершенствовать свою наглядно-образную память. Отсюда же вытекает важность и необходимость ведения записей учебного материала на плановых занятиях и в ходе самостоятельной работы, что способствует лучшему усвоению материала и увеличению объёма запоминаемой информации.

Эмоциональная память обеспечивает запоминание чувств и переживаний, возникающих у студентов в ходе различных видов занятий. В большей степени эмоциональная память работает при встрече обучаемого с чем-то интересным и новым, необходимым для его последующей деятельности. Такая память повышает активность, придает нужную направленность и увеличивает эффективность обучения.

Двигательная память способствует запоминанию и воспроизведению движений и действий обучаемых, которые применяются в ходе практической деятельности, например последовательности движений рук и ног на тренажере машины.

Двигательные навыки человека без их повторения утрачиваются на четвертые - седьмые

сутки почти полностью [3]. Поэтому очень важно систематически работать над совершенствованием своей двигательной памяти на тренажерах, учебных экспонатах и так далее.

Словесно-логическая память совершенствуется у обучаемого по мере накопления знаний, повышения его эрудиции и расширения кругозора. Она помогает ему во время воспроизведения материала своими словами (без книжного языка) раскрывать суть усвоенного. Именно состояние словесно-логической памяти в значительной степени характеризует уровень развития и интеллекта человека. Очень важно в конце изучения какого-то вопроса в ходе самостоятельной работы хотя бы один-два раза попытаться своими словами воспроизвести изученный теоретический материал.

Все рассматриваемые виды памяти не существуют изолированно. Они тесно связаны и дополняют друг друга. Чтобы совершенствовать и расширять возможности своей памяти, необходимо знать законы ее функционирования, опираться на них и не пренебрегать ими.

В процессе переработки и усвоения полученной информации в мозгу создаются устойчивые структуры - нервные связи. Схематически этот механизм можно представить наличием в мозгу человека двух отделов памяти: кратковременной (оперативной) и долговременной [1]. Любая новая информация вначале поступает в отдел кратковременной памяти, который имеет ограниченную емкость, где осуществляется оценка важности информации. Значимая для человека информация передается на хранение из отдела кратковременной в отдел долговременной памяти. Циркуляция информации в фазе оперативной памяти продолжается в течение 40 - 50 минут, в фазе долговременной памяти сугубо индивидуально: от нескольких часов до нескольких суток.

Известно, что в зависимости от индивидуальных особенностей в первые сутки человек в среднем забывает до 80% полученной информации (рис.).

В дальнейшем уровень знаний продолжает снижаться с меньшей интенсивностью, асимптотически приближаясь к нулю (кривая 1). Если обучаемый получил на занятиях порцию учебного материала и в течение 2-3 суток не повторил его, то ему придется осваивать этот материал заново и затратить времени в несколько раз больше, чем если бы он повторил этот материал в тот же день (прямая 2). Причем при однократном повторении знания закрепляются непрочно. Лишь при двукратном подкреплении складывается минимальная возможность для закрепления познанного.

Рис. График изменения объема знаний в зависимости от времени

Раскрытие механизма кратковременной памяти и его отношение к усвоению знаний оказывает большое влияние на методику и технику работы обучаемых с учебным материалом. Для более быстрого и качественного усвоения учебного материала необходимо перерабатывать его поэтапно. То есть разложить сложную и объемную информацию на логически связанные порции и стремиться усвоить их в пределах одного занятия без длительного перерыва. Экспериментально установлено, что для осмысленного запоминания объем информации не должен превышать 5 - 9 смысловых порций. Это подтверждают и данные физиологии: знание легче перестроить и видоизменить тогда, когда оно циркулирует в фазе оперативной памяти. Связывать новые знания с теми, что перешли в долговременную память, - более сложная задача для мыслящего мозга, требующая дополнительно энергии и времени [1].

Память зависит не только от органической основы, но и от деятельности, мотивации человека в процессе запоминания, его заинтересованности и индивидуальных особенностей. Новая, связанная с интересами студента информация запоминается и усваивается быстрее и лучше. Такое запоминание принято называть произвольным в отличие от непроизвольного, когда отсутствует внутренняя установка на запоминание. Произвольное запоминание предполагает более вдумчивое и глубокое понимание материала. Однако и волевые усилия человека вполне могут обеспечить прочное запоминание учебного материала. Как на плановых, так и на самостоятельных занятиях при осмысливании того, что нужно сохранить в памяти, студент должен отделить главное от второстепенного и стремиться усвоить тот материал, который важен и необходим, не перегружая свою память деталями. Длительность сохранения изученного материала в памяти и дальнейшее его мысленное или словесное воспроизведение всецело будет зависеть от того, насколько сознательным был процесс первоначального запоминания и

насколько рациональными были сами приемы умственной деятельности. Обучаемый должен отчётливо осознавать, что изучает и запоминает учебный материал не для того, чтобы он лежал балластом в его памяти, а для того, чтобы в нужное время его можно было извлечь и продуктивно использовать.

Распознавание степени важности материала и необходимости его запоминания основано также на мыслительной деятельности обучаемого. Можно ли отделить процесс запоминания от мыслительной деятельности человека? Конечно, нет. За усвоением знаний и стоит процесс мышления: анализа, синтеза, обобщения. Не будем в рамках данной статьи раскрывать сущность этих процессов познания, полагая, что они читателю хорошо известны. Однако отметим, что очень важно, чтобы обучаемый научился правильно делать анализ явлений, событий и мог выделить их наиболее существенные составляющие, произвести обобщение и сделать соответствующие выводы. Именно способность обучаемого к обобщению и умение выделить главное является признаком того, что он овладел нужными и важными приемами умственной деятельности.

Привитие обучаемым навыков самостоятельной работы

Оказывая помощь студентам, преподаватель должен знать, с какими трудностями они сталкиваются, особенно в начальный период обучения на младших курсах. Эти трудности вызваны объективными причинами дидактического, социально-психологического и профессионального характера.

К дидактическим трудностям следует отнести: появление новых форм и методов преподавания; резкую смену объема и содержания информации; отсутствие у обучаемых навыков самостоятельной работы; более высокую интенсивность учебного материала; наличие пробелов в знаниях курса общеобразовательной школы.

К социально-психологическим трудностям относятся: перестройка привычек и навыков, изме-

нения прежнего уклада жизни; сомнения в своих возможностях и способностях; сложности, возникающие в процессе адаптации студента к новому коллективу и новым условиям обучения.

Профессиональные трудности проявляются в сомнениях правильности выбора вуза, своей будущей профессии; неумении видеть направленность процесса обучения. Эти немаловажные особенности преподавательский состав должен, безусловно, учитывать в своей работе. Основные затраты времени на адаптацию и приобретение навыков самостоятельной работы в новых условиях происходят в начале обучения и являются, по существу, дополнительными к затратам на усвоение учебного материала.

Важнейшей задачей преподавательского состава в начальный период обучения является ознакомление студентов с содержанием учебных программ и тематических планов, методикой работы по изучению учебных дисциплин, приемами и правилами работы с учебной литературой, правилами ведения конспектов учебного материала на занятиях и доработки их во время самостоятельной подготовки.

Исключительно важное значение в привитии навыков самостоятельной работы и ответственности за нее имеют беседы хорошо и отлично успевающих студентов старших курсов об опыте планирования и организации своей самостоятельной работы, ведения конспектов и выполнения курсовых работ (проектов).

Эффективную помощь в организации самостоятельной работы оказывают рекомендации по ее планированию и организации, которые должны быть разработаны и изданы на каждой кафедре по каждой изучаемой дисциплине. Особое место в этих рекомендациях должны занимать советы по подготовке к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам.

Важным элементом комплекса мероприятий по привитию обязательности и навыков в организации самостоятельной работы студентов являются проводимые кафедрами, работниками методических кабинетов, ведущими методистами лекции и беседы об особенностях самостоятельной работы при изучении различных дисциплин.

Первичные навыки самостоятельной работы студентов в дальнейшем необходимо постоянно совершенствовать в процессе всей учебной и воспитательной деятельности. При этом основное внимание должно быть уделено выработке у них положительной мотивации в обучении, настойчивого желания овладевать знаниями, умения заставить себя систематически работать самостоятельно и организовать свой труд.

Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы

Планирование самостоятельной работы является главной предпосылкой рациональной организации умственного труда. Грамотно составленный план поможет достичь целесообразного распределения работы по месяцам, неделям и суткам, работать ритмично, без перегрузок.

Исходными данными для планирования могут быть:

- данные тщательного анализа учебных и тематических планов и программ;

- расписание занятий;

- графики выполнения обязательных заданий (курсовых работ и проектов, чертежных работ, занятий в научных обществах, зачетов, экзаменов и др.);

- характер и трудоемкость изучаемых дисциплин, данные по фактическим затратам времени на выполнение различных видов учебных заданий.

Планирование целесообразно осуществлять на семестр, месяц, неделю и предстоящие сутки с последующим уточнением. Вид и содержание планов могут быть произвольными или формализованными, удобными для пользования. В них в обязательном порядке должны быть предусмотрены графы для отражения отводимого времени на самостоятельную работу по дисциплинам и фактически затрачиваемого. Это необходимо для анализа соотношения рекомендуемых учебной программой и фактических затрат времени с целью оптимизации планирования в последующем.

План на семестр должен содержать основные виды самостоятельной работы, такие как выполнение курсовых работ и проектов, написание рефератов, подготовка к зачетам и экзаменам, выполнение научно-исследовательской работы и др.

С учетом содержания плана на семестр составляется план на месяц, который должен детализироваться более подробно и содержать все виды самостоятельной работы по дисциплинам с учетом расписания занятий на месяц.

На основании месячного плана разрабатывается план работы на неделю, отражающий подготовку к занятиям по конкретным дисциплинам на каждые сутки, а также выполнение других видов самостоятельной работы, связанных с выполнением курсовых работ, подготовкой к контрольным работам, написанием рефератов и др. Этот план следует считать основным планирующим документом обучаемого, который в отличие от других планов дает не только перспективу и общее направление в работе, а детализирует выполнение конкретной работы по дисциплинам на каждые сутки недели.

План на сутки составляется на ближайшие одни-двое суток и должен содержать виды работ по изучению конкретных вопросов по определенным дисциплинам, очередности их отработки с указанием затрат времени и необходимой литературы. Для отражения содержания планов целесообразно завести отдельную тетрадь или папку.

При составлении планов самостоятельной работы, исходя из психофизиологических основ умственного труда, рекомендуется придерживаться изложенных ниже положений.

Проработку лекционного материала необходимо планировать и осуществлять в тот же день или на вторые сутки после объяснения учебного материала.

Первые часы самостоятельной работы отводить наиболее трудно усваиваемым дисциплинам.

Ежедневно планировать работу не более чем над двумя-тремя дисциплинами.

Для более быстрого усвоения учебного материала при меньших трудозатратах по возможности следует планировать использование дидактического материала (схем, рисунков, графиков), а также учебных макетов и экспонатов.

Подготовку к лабораторным и практическим занятиям необходимо начинать за двое-трое суток и планировать так, чтобы оставался некоторый резерв времени на возможные консультации.

Выполнение заданий на плановые контрольные и курсовые работы (проекты) целесообразно намечать на первую же неделю после получения задания.

В первые дни и недели семестра, когда лабораторных и практических работ еще мало, необходимо больше времени планировать на проработку теоретического материала, выполнение графических работ, изучение иностранного языка, конспектирование первоисточников по гуманитарным дисциплинам.

Подготовку к экзаменам следует планировать и начинать за три-четыре недели до сессии.

Ведущая роль в методическом обеспечении самостоятельной работы, как уже отмечалось выше, отводится кафедрам. Руководство самостоятельной работой со стороны преподавателей должно включать: постановку конкретных задач, определяющих особенности того или иного вида самостоятельной работы; перечень основной и дополнительной литературы; указание объемов и сроков выполнения плановых контрольных и курсовых работ, написания рефератов, оформления лабораторных работ и отчетов по ним; формирование у студентов потребности в систематическом творческом труде; побуждение их к самоконтролю, самооценке уровня своей подготовленности, взаимопомощи в процессе самостоятельной работы; принятие мер к обеспечению обучаемых необходимыми

дидактическими материалами, учебно-методическими пособиями и учебниками; контроль степени усвоения учебного материала по своей дисциплине; своевременное проведение индивидуальных и групповых консультаций; принятие мер воздействия к студентам в случае несвоевременного и некачественного выполнения самостоятельной работы.

Таким образом, самостоятельная работа как важнейший вид занятий должна быть управляемой и контролируемой. Наиболее важным звеном управления является текущий контроль результатов и хода самостоятельной работы. Управляющие функции контроля реализуются по каналам управления преподавателя и по каналам самоуправления каждого обучаемого.

Исходными данными приведения в действие указанных каналов управления являются результаты текущего контроля качества самостоятельной работы студентов, проводимого преподавателем.

Управляемая самостоятельная работа в высших учебных заведениях формирует у обучаемых первичные умения выполнять профессиональные обязанности. В основу организации активной самостоятельной работы должны быть положены три основных принципа: обеспечение изучаемой дисциплины системой индивидуальных заданий с включением творческих элементов; сочетание контроля знаний с проверкой их применения в виде умений и навыков; методическое, информационное обеспечение и обеспечение необходимыми элементами учебно-мате-риальной базы.

С целью интенсификации самостоятельной работы и повышения ее эффективности каждый студент должен стремиться к освоению рациональных приемов и правил ее выполнения, к совершенствованию техники личной работы. Максимальный эффект при минимальной затрате времени - вот главная цель в самосовершенствовании. Высокая продуктивность умственного труда во многом зависит от рационального режима, то есть оптимальности соотношения времени работы и отдыха. Причем перерывы продолжительностью 15-20 минут целесообразно проводить в движении и на свежем воздухе. Научно обоснованная продолжительность работы без отдыха находится в пределах 45 минут - одного часа. Утомление организма при умственной работе связано, прежде всего, с утомлением центральной нервной системы. Люди переутомляются не потому, что много работают, а потому, что своевременно не отдыхают. Рабочее место и необходимые принадлежности, а также учебная литература должны быть подготовлены заранее и лежать в определенном порядке и месте, чтобы не расходовать время на их поиск. На столе не должно быть ничего лишнего. Для повышения умственной

работоспособности очень важно достаточное освещение и отсутствие постороннего шума. Свет должен падать на рабочий стол слева и немного спереди, то есть целесообразно пользоваться настольной лампой. Известно, что только правильное освещение повышает производительность умственного труда на 10-30%.

По возможности необходимо стремиться учитывать суточный цикл работоспособности человека, в соответствии с которым максимальная производительность труда имеет место с 9 до 12 часов и с 16 до 20 часов, а наименьшая - между 14 и 16 часами, а также с 20 до 22 часов. Это означает, что наиболее целесообразное время для самостоятельной работы находится между 16 и 20 часами.

В начале самостоятельной работы нужно понять цель и смысл учебного материала, выделить главное и на нем сосредоточить основные усилия. Повторение материала необходимо сопровождать хотя бы мысленно речью, созданием образов. Умение переключать свое внимание от словесно-логического мышления к образному представлению значительно повышает эффективность умственной работы. Глубина понимания учебного материала и качество его усвоения во многом зависит от энергии чувств обучаемого, вызываемой положительной мотивацией. Поэтому в процессе освоения очень важно осознать значимость знаний и умений для последующей профессиональной деятельности. Повторять учебный материал целесообразно по конспекту, где он изложен в сжатом виде, и обращаться к рекомендованной литературе следует только в случае возникновения недопонимания и неясности, попутно дополняя конспект необходимыми записями.

С появлением компьютерных технологий появилась возможность дальнейшего совершенствования техники самостоятельной работы и повышения ее эффективности. Для этого студентам рекомендуется использовать голограммы, дающие объёмное изображение изучаемых объектов. Особенно большой эффект при такой организации самостоятельных занятий достигается при изучении технических и специальных дисциплин.

Овладение приведенными здесь рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы обучаемых и выполнение их на практике позволит более рационально использовать учебное время и повысить эффективность и качество обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. 528 с.

2. Куликов В.М., Порохин А.П. Самостоятельная работа слушателей (курсантов). М.: Воениздат, 1973. 112 с.

3. Основы военной психологии и педагогики. Учебное пособие / Под ред. А.В. Баранщикова. М.: Воениздат, 1981. 369 с.

4. Барташов А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. Учебное пособие. М.: Академия, 2009. 192 с.

5. Гальперин П.Я. Развитие исследования по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. АПН РСФСР, 1959. 442 с.

6. Конышева А.В. Модульное обучение как средство управления самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. 2009. № 11. С.18-25.

7. Орлов И.Н., Герасимов В.Г., Грудинский П.Г. В начале творческого пути. М.: Высшая школа, 1986. 128 с.

MOTIVATIONAL BASIS FOR THE CHOICE OF PROFESSION T.A. Bublik

The article shows the role and importance of motivating today's youth for the right career choice in a market economy. An analysis is given of motivational factors and their structural elements; the need is shown to manage the motivational sphere (motivation) of young people in their choice of profession.

Keywords: motivation factors, professional choice, orientation, management.

References

1. Atkinson R. Chelovecheskaya pamyat' i process obucheniya. M.: Progress, 1980. 528 s.

2. Kulikov V.M., Porohin A.P. Samostoyatel'naya rabota slushatelej (kursantov). M.: Voenizdat, 1973. 112 s.

3. Osnovy voennoj psihologii i pedagogiki. Ucheb-noe posobie / Pod red. A.V. Baranshchikova. M.: Voenizdat, 1981. 369 s.

4. Bartashov A.V. Uchebno-professional'naya moti-

vaciya molodezhi. Uchebnoe posobie. M.: Akademiya, 2009. 192 s.

5. Galperin P.YA. Razvitie issledovaniya po formi-rovaniyu umstvennyh dejstvij // Psihologicheskaya nau-ka v SSSR. APN RSFSR, 1959. 442 s.

6. Konysheva A.V. Modul'noe obuchenie kak sredstvo upravleniya samostoyatel'noj rabotoj studentov // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009. № 11. S.18-25.

7. Orlov I.N., Gerasimov V.G., Grudinskij P.G. V na-chale tvorcheskogo puti. M.: Vysshaya shkola, 1986. 128 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.